Научная статья на тему 'Законодательное регулирование деятельности таможен и карантинов в сфере внешней торговли России со странами Востока в первой половине XIX в'

Законодательное регулирование деятельности таможен и карантинов в сфере внешней торговли России со странами Востока в первой половине XIX в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / КАРАНТИН / КУПЕЦ / ПОШЛИНА / CUSTOM / QUARANTINE / MERCHANT / DUTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казаков Алексей Александрович, Чуканов Иван Альбертович

В статье анализируется политика российского правительства в отношении таможен и карантинов на азиатской границе в первой половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian government`s policy in relation to customs and quarantines on Asiatic frontiers during the first half of the 19 th century is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование деятельности таможен и карантинов в сфере внешней торговли России со странами Востока в первой половине XIX в»

История

Алексей КАЗАКОВ, Иван ЧУКАНОВ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕН И КАРАНТИНОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

В статье анализируется политика российского правительства в отношении таможен и карантинов на азиатской границе в первой половине XIX в.

The Russian government's policy in relation to customs and quarantines on Asiatic frontiers during the first half of the 19th century is analyzed in the article.

Ключевые слова:

таможня, карантин, купец, пошлина; custom, quarantine, merchant, duty.

Роль таможен и карантинов в регулировании внешней торговли Российской империи со странами Востока в первой половине XIX в. была очень велика. С их помощью государство получало доход при взимании пошлин и налогов за товары, запрещало ввоз и вывоз некоторых товаров, а также проводило профилактику и предотвращение эпидемий чумы, холеры и других инфекционных болезней. Большой исследовательский интерес вызывает проблема эволюции законодательства о работе таможен и карантинов. Тем более что восточное направление внешней торговли России весьма актуально и для современной России.

В 1800, 1832 и 1841 гг. были приняты Уставы пограничных и пор -товых карантинов. Правила поступления в карантин товаров и эки -пажа кораблей оставались в них неизменными. Корабли, подплы -вая к порту, останавливались в 3 километрах от брандвахты. Оттуда прибывали ее сотрудники, запрашивавшие у экипажа название корабля, имя шкипера, какой груз и откуда прибыл, имелись ли заболевшие и умершие, где останавливались и проходили ли каран тин. Коносаменты (документы, содержащие условия договора мор -ской перевозки) на привозимые товары подписывались корабель -щиком в двух экземплярах. Не позднее чем через 3 дня после воз -вращения коносаментов из таможни туда отдавали декларацию в 3 экземплярах. Карантин уведомлял таможню о том, сколько товаров испортилось. По уставу 1800 г., если шкипер не представлял документы о прохождении карантина, то судно подвергалось полному карантину. Таможня выдавала специальный ярлык экипажу кора -бля, пожелавшему отправиться в другой порт Российской империи, где указывалось, «что все товары, коими отходящее судно нагружено, были уже выгружены, в карантинных пакгаузах проветрены и окурены по уставу»1. С 1817 г. за ложные сведения в карантинах у купцов отнимали их корабли.

Существовало 3 способа очищения товаров в карантине: «окури -вание хлором», «омовение уксусом» и «проветривание». Окуривание хлором проводилось 12 часов, затем столько же времени занимало проветривание помещения, в т.ч. и кораблей. Если судно прибывало из зараженной местности, то сроки увеличивались до 28 дней, хотя в

1 Документ № 19476 // ПСЗРИ с 1649 г., т. 26. — СПб. : Тип. II отд. Собств. Его Имп. Вел. канц., 1830, с. 223.

КАЗАКОВ

Алексей

Александрович — аспирант кафедры истории УлГУ; учитель истории Оськинской СОШ Ульяновской обл. alhist@mail.ru

ЧУКАНОВ

Иван

Альбертович — д.и.н., профессор, декан исторического факультета УлГПУ им. И.Н. Ульянова chia58@yandex.ru

1826 г. на это предусматривалось 12 суток. Проветривание проводилось 21 день в обычном режиме и 48 дней для товаров из зараженной местности, а по уставам 1800 и 1832 гг. — 42 дня. К товарам, подвер -женным заражению, относились: хлопок, шелк, шерсть, пух, сукно, кожа и изделия из нее; а к не подверженным — металли -ческие изделия, сухофрукты, жидкости, посуда, копченое и соленое мясо, лекар ства. Товары 2 - й группы по уставу 1800 г. проходили очищение от 2 до 10 дней. Товары могли не подвергаться карантин ному очищению, а сразу отправляться на таможню, если: а) товары находились в плотно закупоренных ящиках, бочках и сундуках или двойной упаковке; б) при освидетельствовании на них не оказыва лось никакого повреждения; в) тара была перевязана шнуром с печатью российского консула; г) приехавшим был представ лен запечатанный конверт с дубликатом печати на товарах, а также консульское свидетельство, что товары привезены из безопасных мест. Животные на карантине содержались в особом квартале.

По уставам 1832 и 1841 гг. все личные вещи экипажа корабля забирались для окуривания хлором. Сотрудники бранд -вахт следили за тем, чтобы экипаж кора бля был полностью изолирован от обще ния с кем -либо на берегу и с экипажами соседних кораблей. Срок пребывания в карантине для экипажей кораблей по уставу 1800 г. составлял 6 дней, а по уста вам 1832 и 1841 гг. — 14 дней, в случае обнаружения больных или умерших — продлевался до 28 дней. Все зараженные люди отправлялись в «чумной квартал». В случае обнаружения в товарах опасной болезни Устав пограничных и портовых карантинов от 1800 г. требовал, во -первых, полностью сжечь корабль с зараженным товаром и, во вторых, не впускать новые корабли в порт. Особое внимание уделя -лось карантинам Астраханской области как «имеющих ближайшее сношение с такими областями, откуда наиболее зараза распространяется»1.

30 мая 1817 г. был подписан устав и тариф по азиатской торговле, процедура карантинного досмотра в котором схожа с уставами пограничных и портовых карантинов. Исключение составило лишь положение о кораблях, отплывавших от

1 Там же, с. 200.

туркменских берегов: при доказательстве беспорядков в тех местах капитан мог не представлять декларацию.

По выгрузке товаров в пакгауз купец расписывался в сдаче товарных мест в пакгаузной книге. При этом «на все товары, привозимые в Россию морем, должны быть представлены коносаменты, а на привозимые сухопутно, накладные, в двойном числе»2. Досмотр на сухопутной таможне был похож на досмотр в порту

Если через три месяца купец не объяв -лял о досмотре товаров, то их продавали с торгов. Для получения товаров из таможни хозяин или его приказчик подавали объ -явление в определенной форме на гербо -вой бумаге: «из какого порта, кто хозяин судна, кто на оном шкипер или приказ чик, имя судна и сколько в нем мест с товарами»3. Азиатские купцы могли рас -плачиваться за пошлины не скоропортя -щимися товарами. Хозяин судна, который хотел произвести загрузку туда товаров, обязан был получить аттестат о прочности и надежности судна.

Вводились некоторые послабления таможенного контроля за привозимыми товарами. С 1802 г. отменялось троекрат ное освидетельствование иностранных товаров, препятствующее развитию тор говли. В 1823 г. предписывалось освобо дить от осмотра и освидетельствования товары, провезенные через губернии, в которых действовали особые тарифы, в т.ч. Оренбургскую и Астраханскую. Министр финансов мог по договоренности с мест -ным начальством разрешить ввоз запре щенных товаров.

С целью облегчения торговой деятель -ности иностранцев им позволялось не платить пошлины во впускной таможне, если они подают прошение в складочную таможню города, в котором имеется их собственный торговый дом, но при этом они подписывались об ответственности за потерю или порчу груза, не оплаченного на таможне. Свидетельство складочного права выдавалось купцу на 6 месяцев, и он не мог передать его другому купцу.

При выезде за границу российские купцы, в т.ч. татары, получали от губерн -

2 Неболсин Г.П. Статистические записки о внешней торговле России. Ч. 2. — СПб.: Тип. Департамента внешней торговли, 1835, с. 260.

3 Документ № 26894 // ПСЗРИ с 1649 года, т. 34. — СПб.: Тип. II отд. Собств. Его Имп. Вел. канц., 1830, с. 332.

ского начальства паспорта. В свою оче редь, для членов экипажей кораблей «таможенные паспорты выдаются порто выми таможнями на установленных блан ках на каждый рейс, имеют силу загранич -ных паспортов»1. На таможне выписы -вали билет, где указывалось число тюков с товарами в караване, которые до заставы сопровождали два сотрудника таможни. Таможня следила, чтобы купцы распла чивались за товары, экспортируемые за границу, на меновом дворе. К товарам, привозимым российскими купцами на таможню для продажи в Среднюю Азию, были необходимы объявления. Пошлины на товары, купленные у азиатских купцов, принимались по подаче объявления без каких-либо промедлений, т.к. купцы, тор -гуя ими на ярмарках, не могли объявить об отсутствии денег.

Уже в наше время, в 2003 г., Государственной Думой был принят Таможенный кодекс Российской Федерации, а 27 ноября 2009 г. — Таможенный кодекс Таможенного союза. Подавляющее большинство норм в них совпадает. В соответствии с ними тамо женное оформление товаров начинается «при ввозе товаров — в момент пред -ставления таможенному органу пред варительной таможенной декларации»2,

1 Неболсин Г.П. Указ. соч., с. 270.

2 Основные положения, относящиеся к тамо -женному положению // Таможенный кодекс

Российской Федерации, 2003; www.kadis.ru

а при вывозе товаров — в момент, когда представляется таможенная декларация. Таможенное оформление товаров произ -водится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. После пересечения перевозчиком тамо женной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска. «При этом не допускаются изменение состояния това ров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации». Владелец таможенного склада обязан сохранять товары, обеспечивать контроль товаров, а также «вести учет товаров, хранящихся на складах»3.

По сравнению с XIX в. законодательство в сфере регулирования деятельности тамо жен и карантинов изменилось не только в результате усложнения многих процедур, но и в связи с использованием инфор мационных технологий. Что же касается недавно принятого Таможенного кодекса Таможенного союза, то он предусматри -вает опору как на российские законы, так и на законодательство стран, подписав ших договор, и международное право.

3 Статья 31. Обязанности владельца таможенного склада // Таможенный кодекс Таможенного союза; www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.