ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Данилов Вячеслав Леонидович, иерей Никита Александрович Примак
«Законодательное регулирование деятельности религиозных организаций в первые годы советской власти»
рршно-га дате« шиш
УДК 261.7
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Данилов Вячеслав Леонидович,
кандидат исторических наук, доцент, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
Иерей Никита Александрович Примак,
преподаватель Омской духовной семинарии, магистр 1-го года обучения ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования деятельности религиозных организаций в первые годы советской власти. Анализируются нормативно-правовые акты, реализация которых была направлена на осуществление государственной политики в сфере религии. Дается оценка практике законодательного регулирования деятельности религиозных организаций. Ключевые слова: религия, декрет, право, религиозная организация, Русская Православная Церковь.
LEGISLATIVE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER
Vyacheslav Leonidovich Danilov,
PhD, Associate Professor, Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, Omsk
Nikita Alexandrovich Primak, priest, Lecturer of Omsk Theological Seminary, 1st year student of Masters program Omsk State Dostoevsky University, Omsk
Abstract. The article deals with the issues of legislative regulation of the activities of religious organizations in the first years of Soviet power. The authors analyze the normative legal acts aimed at the implementation of the state policy in the field of religion. The article evaluates the practice of legislative regulation of the activities of religious organizations.
Key words: religion, decree, law, religious organization, Russian Orthodox Church
Рассмотрение истории правового регулирования деятельности религиозных организаций в нашей стране логично будет начать с октября 1917 г. Именно тогда к власти пришли большевики, которые коренным образом изменили существовавшую ранее государственную конфессиональную политику.
№ 2 (11), 2021
Однако стоит отметить, что начало таких изменений было положено чуть ранее, весной 1917 г., когда после падения царского режима к власти в стране пришло Временное правительство.
Представители нового порядка провозгласили ряд свобод, среди которых оказалась свобода вероисповеданий. В своем Постановлении от 20 марта 1917 г. «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений» Временное правительство отменило любые религиозные и национальные ограничения, связанные с принадлежностью к тому или иному исповеданию [8]. А в июле того же года увидело свет Постановление «О свободе совести», в котором было объявлено о свободе совести как неотъемлемом праве каждого гражданина свободной России.
В этом документе обнаруживается и новелла, согласно которой законодательно фиксировалось вневероисповедное состояние гражданина, существование которого дореволюционными законодательными нормами предусмотрено не было [9].
Из анализа содержания вышеназванных документов становится очевидно, что Временное правительство взяло совершенно новый курс на формирование конфессиональной политики. Прежние традиции взаимоотношений государственных и религиозных институтов отныне оставались в прошлом. Постановления от 20 марта и 14 июля 1917 г. отчетливо демонстрируют, что новая власть позиционировала себя как власть светская и внеконфессиональная.
Данное обстоятельство явственно указывает на то, что Временное правительство заявило о себе как о власти исключительно светской и вневероисповедной.
В этой связи можно согласиться со священником Алексеем Николиным, который писал, что Временное правительство, «изменив... многовековую политику Русского государства, встало на путь конфессионального безразличия и даже атеизма.» [6, с. 147].
Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила все сферы жизнедеятельности государства и общества. Изменения, происходившие в стране начиная с октября 1917 г., коснулись и религии. Уже первые декреты советской власти напрямую затрагивали интересы религиозных организаций.
Так, согласно декрету «О земле», все религиозные сообщества лишались всех ранее принадлежавших им земель. И не важно, каким образом эта земля была получена - выделена ли государством или получена как пожертвование от частного лица. Теперь же земли национализировались и становились собственностью государства.
Предпринятые большевиками попытки законодательно ограничить деятельность религиозных организаций с первых же дней нахождения у власти встретили отпор со стороны Русской Православной Церкви. Определением Поместного собора от 2 декабря 1917 г. новой власти напоминалось, что Русская Православная Церковь занимает первенствующее среди всех исповеданий положение в государстве. Все документы, в том числе правового характера, признаются государством как имеющие юридическую силу. Любые правовые установления, касающиеся Русской Православной Церкви, издаются только после согласования оных с церковной властью. Церковное имущество не облагается налогами и не подлежит изъятию, в какой бы форме и по распоряжению кого-либо это не происходило.
Кроме того, в Определении подчеркивалось, что религиозные организации Русской Православной Церкви являются юридическими лицами со всеми вытекающими правами и обязанностями [7].
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Данилов Вячеслав Леонидович, иерей Никита Александрович Примак
«Законодательное регулирование деятельности религиозных организаций в первые годы советской власти»
Однако, как показала история, большевики имели свое мнение в вопросе о правовом положении Русской Православной Церкви и ее религиозных организациях. 18 декабря 1917 г. был издан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг - актов гражданского состояния». Согласно ему церковный брак упразднялся, религиозные организации лишались права принимать судебные решения по расторжению брака. Кроме этого, из ведения религиозных организаций изымалась обязанность ведения метрических книг.
23 января 1918 г. был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [1]. Данный нормативно-правовой акт, по сути, определил генеральное направление государственной политики в отношении религии на многие десятилетия вперед, а также задал основные параметры новой практики правового регулирования деятельности религиозных организаций в Советской России.
Новая власть законодательно определила место религии в обществе. Согласно тексту декрета, церковь отделялась от государства, все имущество религиозных организаций национализировалось, провозглашался запрет на владение какой-либо собственностью (зданиями, предметами богослужебного назначения, которые, впрочем, по постановлениям органов местной власти передавались в бесплатное пользование общинам верующих на основании соответствующего договора).
Запрещалась практика сборов средств в пользу религиозных общин в любой форме (добровольной или принудительной), религиозные организации переставали быть субъектом гражданских правоотношений, что выражалось в потере ими статуса юридического лица.
Большевики лишили религиозные организации права на получение помощи в той или иной форме от государства или иных его установлений, в правовом статусе приравняв их к частным обществам и союзам.
Вместе с тем власть на первых порах практически не ограничивала деятельность религиозных организаций, если она велась в рамках тех правовых границ, которые были установлены соответствующими декретами, постановлениями и положениями.
Однако в положениях новой Конституции, которая была принята летом 1918 г., мы уже видим первые серьезные препоны, которые готовилось чинить государство религиозным организациям и их руководителям. Так, законодательно было закреплено право на свободу ведения антирелигиозной пропаганды, что уравняло в правах верующих и атеистов.
Кроме того, в соответствии со статьей 65 Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. права избирать и быть избранными лишилось духовенство [5].
Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и Конституцией 1918 г. за религиозными организациями юридически закреплялась некоторая автономия, которая была больше формальной, нежели реальной. Государство постаралось четко очертить границы этой автономии, выход за которые являлся нарушением закона. В реальности религиозные организации были автономны лишь в части отправления религиозного культа. На этом вся их автономия заканчивалась [4, с. 43-44].
Пытаясь на практике применить положения декрета от 23 января 1918 г., государственная власть столкнулась с определенными трудностями. Возникла необхо-
№ 2 (11), 2021
димость в более детальном разъяснении отдельных положений декрета и выработке правовых механизмов его реализации. Причиной этого стала ситуация, которая сложилась в стране в первой половине 1918 г. Реализация декрета на местах приводила порой к конфликту между представителями местной власти и общинами верующих. Неправильно понимая суть декрета и отдельные его положения, в том числе касающиеся практики правового регулирования деятельности религиозных организаций, местные активисты грубо нарушали законодательство в части соблюдения свободы совести прав верующих. Дабы прекратить возникшую порочную практику Народным Комиссариатом Юстиции подготавливается инструкция, разъяснявшая порядок проведения в жизнь декрета от 23 января 1918 г. [10].
В этом документе конкретизируются отдельные положения вышеупомянутого декрета, а также содержится информация, касающаяся регулирования деятельности религиозных организаций.
Инструкция еще раз напоминала, что все религиозные организации лишены прав юридического лица. Им воспрещается вести благотворительную, просветительскую и иную деятельность, равно как и расходовать на это денежные средства. В случае нарушения данного установления религиозное общество подлежит закрытию.
Религиозные общества, согласно декрету, лишены собственности в виде движимого и недвижимого имущества, которое должно быть передано в непосредственное заведывание местных Советов Рабочих и Крестьянских депутатов. Вместе с имуществом передается его инвентарная опись. После того, как имущество будет принято органами местной власти, сверено с описью, оно может быть передано в бесплатное пользование верующим той же общины (не менее 20 человек).
На религиозную общину, получившую в бесплатное пользование имущество -молитвенное здание и богослужебные предметы, возлагается ответственность по бережному хранению и использованию имущества, а также несению материальных расходов, связанных с его содержанием.
Возведение новых зданий религиозного культа допускалось беспрепятственно при условии соблюдения соответствующих строительных правил. Передача таких строений религиозным организациям должна была происходить согласно действующим нормам законодательства.
Обращают на себя внимание пункты 16-17 Инструкции, согласно которым все, что не могло быть отнесено к богослужебному имуществу, принадлежащему религиозным организациям, как то земли, дома, фабрики, подворья, капиталы и т.п., подлежали незамедлительному и безоговорочному изъятию без последующего возврата в собственность религиозной организации.
Ну и, наконец, рассматриваемый документ подтверждал ограничения деятельности религиозных организаций в части совершения обрядовых действий в государственных и общественных местах.
Обращает на себя особое внимание, что согласно вышерассмотренной инструкции, единственной организационной правовой формой религиозной организации являлась группа верующих.
С 1 июня 1922 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс, восемь статей которого напрямую относились к деятельности религиозных организаций и верующих [15].
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Данилов Вячеслав Леонидович, иерей Никита Александрович Примак
«Законодательное регулирование деятельности религиозных организаций в первые годы советской власти»
Так, например, статья 119 «Использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» по тяжести уравнивалась со статьей 69 «Пропаганда и агитация к свержению власти Советов» и влекла за собой очень серьезное наказание вплоть до высшей меры.
Статьей 121 запрещалось преподавание религиозных вероучений несовершеннолетним. Ее нарушение каралось сроком в виде принудительных работ до одного года.
Статья 122 касалась сборов пожертвований и в дальнейшем послужила поводом для административного давления на религиозные общины.
Статья 123 «Присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично-правовых функций и прав юридических лиц» каралась принудительными работами до 6 месяцев с закрытием религиозной организации.
Статья 124 касалась совершения в государственных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов, а также помещение в этих зданиях каких-либо религиозных изображений, наказывалась штрафом до 300 рублей золотом.
Была и статья 125, защищавшая права верующих и привлекавшая к ответственности лиц, препятствовавших исполнению религиозных обрядов, не нарушавших общественного порядка и не сопровождавшихся посягательствами на права иных граждан. Виновные могли быть наказаны сроком до 6 месяцев принудительных работ.
Отдельно в УК имелась статья 227, определявшая за препятствие или стеснение свободы движения других граждан в результате религиозных обрядов или церемоний штраф до 300 рублей золотом.
Отныне каждый гражданин мог пожаловаться, например, на совершение обрядовых действий на улице во время празднования Пасхи, и соответствующие органы, таким образом, получали возможность привлекать религиозную организацию к административной ответственности [12, с. 24-25].
Начиная с 1922 г. государство постепенно усиливает контроль за деятельностью религиозных организаций. Во исполнение декретов ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядка надзора за ними» [2] от 3 августа 1922 г. и «Инструкции по регистрации обществ, союзов и объединений» [3] от 10 августа 1922 г. в стране была объявлена перерегистрация некоммерческих организаций, к которым были отнесены и религиозные организации.
Согласно вышеназванным документам, деятельность религиозной организации считалась законной в случае, если она прошла установленную законом процедуру регистрации или перерегистрации в Народном Комиссариате Внутренних Дел и его местных органах.
Однако до начала процедуры регистрации религиозной организации группа лиц, ее составляющая, должна была в обязательном порядке провести учредительное собрание, на котором должен был быть принят устав организации, предварительно согласованный с местными органами власти и внутренних дел.
При регистрации или перерегистрации помимо протокола учредительного собрания, устава также прикладывались справка о местонахождении исполнительного органа организации, районе его действия, а также списочный состав учредителей, содержащий следующие сведения:
№ 2 (11), 2021
- Ф.И.О.;
- место и адрес проживания;
- социальное положение;
- общественное и служебное положение за время с 1914 г.;
- партийная принадлежность;
- имущественное положение.
Декретом от 3 августа 1922 г. Народному Комиссариату Внутренних Дел и Отделу Управления Губернского Исполнительного Комитета предписывалось закрывать и ликвидировать организации, в том числе религиозные, если их деятельность по своим целям или методам противоречит действующему законодательству.
На регистрацию / перерегистрацию религиозных организаций властями отводилось две недели с момента опубликования «Инструкции...», по прошествии которых все незарегистрированные или не прошедшие регистрацию религиозные организации объявлялись закрытыми.
Стоит отметить, что декрет «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядка надзора за ними» ввел в юридическую практику новую организационно-правовую форму - религиозное общество, которое в отличие от группы верующих действовало на основании устава и могло быть зарегистрировано при отсутствии здания религиозного культа.
Как считают некоторые исследователи, декрет «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, объединений, не преследующих целей извлечения прибыли» и последующая инструкция были предтечей масштабной работы советского правительства по установлению контроля и упорядочиванию деятельности религиозных организаций, включая проводимые ими мероприятия религиозного и общественного характера.
Регистрация или перерегистрация касалась и духовных управлений, которые оказались серьезно ущемлены в правах. Так, управления не имели права оказывать административную помощь, поддержку религиозным организациям, назначать служителей культов, открывать и закрывать молитвенные здания, брать их в аренду и т.д. В соответствии с действовавшим законодательством никакой юридической и иной связи между церковными управлениями и религиозными организациями более не существовало. Это были две совершенно разные, автономные юридические структуры со своими правами, обязанностями и ограничениями [14, с. 138].
Как свидетельствуют некоторые авторы, исполнение августовских декретов от 1922 г. на местах шло с нарушениями как со стороны местных властей, так и со стороны религиозных организаций. В первом случае это выражалось, например, в несоблюдении правил рассмотрения и утверждения уставов религиозных организаций, безосновательных отказов в принятии документов на регистрацию/перерегистрацию религиозных сообществ. Во втором случае религиозные организации либо сами сознательно затягивали исполнение всех предписанных процедур регистрации, либо вовсе от нее уклонялись.
Кроме того, само регулирование деятельности религиозных организаций на периферии нередко осуществлялось с нарушением действующего законодательства [13, 14].
Несмотря на то, что органы НКВД неоднократно призывали местные власти и религиозные организации соблюдать законодательство, становилось очевидно, что
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Данилов Вячеслав Леонидович, иерей Никита Александрович Примак
«Законодательное регулирование деятельности религиозных организаций в первые годы советской власти»
требуются дополнительные разъяснения и уточнения относительно порядка регистрации религиозных организаций.
15 апреля 1923 г. было издано Постановление Народного Комиссариата Юстиции РСФСР и Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР «Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых». Этот документ содержал образец устава религиозной организации.
В инструкции перечислялись документы, которые должны были быть представлены в регистрирующий орган:
- протокол собрания учредителей;
- устав общества;
- список учредителей с указанием фамилии, адреса проживания, социального положения, общественного и служебного положения за время с 1914 года, принадлежность к сословиям до революции, имущественное положение, время присоединения к данному религиозному культу.
Для действовавших религиозных организаций необходимо было предоставить список священнослужителей.
Причинами отказа в регистрации могли являться противозаконная деятельность и наличие менее 50 участников в группе верующих.
Согласно инструкции религиозные общества, не зарегистрировавшиеся в трехмесячный срок, считались закрытыми.
Постановлением подтверждалось отсутствие у религиозных организаций прав юридического лица и владения собственностью.
Вместе с тем, религиозным организациям разрешалось заключать сделки частноправового характера, связанные с использованием культового имущества, а также назначать служителей культа и определять своих представителей для взаимодействия с органами власти [11].
В фондах Исторического архива Омского области сохранился документ, который был разослан всем Губернским Управлениям, в котором разъяснялся порядок реализации рассмотренного выше Постановления.
Согласно ему все культы признавались одинаково равноправными, вследствие этого запрещалось всем государственным установлениям поддерживать какое-либо церковное управление в ущерб другим культам или религиозным группировкам.
Ни одна религиозная группировка или организация не имела права вмешиваться в деятельность других организаций - отбирать предоставленное местной властью здание культа или назначать неугодных ею служителей культа и т.п.
Действующими законоположениями предусматривались группа верующих и религиозное общество; существенного различия между ними не имелось; как группа, так и религиозное общество могли получать в арендное пользование церковное имущество, различие между ними заключалось только в том, что общество для своего легального существования должно было насчитывать не менее 50 человек верующих, действовало по уставу, утвержденному и регистрируемому только в Губотупра-ве, в то время как группа верующих должна была иметь в своем составе не менее 20 человек и регистрировалась, существуя без устава, в местных органах власти.
В случае, если религиозная организация или группа верующих не имеет возможности в силу объективных причин взять в аренду молитвенное здание или культовое имущество (например, в силу его физического отсутствия), то такие сообще-
№ 2 (11), 2021
ства могут все равно осуществлять свою деятельность при условии обязательной регистрации в соответствующих органах.
Передача здания религиозного культа и связанного с ним культового имущества возможна только при заключении договора о бесплатной аренде, сторонами которого являются религиозная организация и местный орган власти. Подчеркивалось, что, несмотря на заключение бесплатного договора на аренду, религиозная организация не освобождалась от арендной платы за участок земли, находящийся под арендуемым культовым зданием, а самое здание не освобождается от налога со строений и от обязательного за счет верующих страхования арендованного ими здания.
Отправление культа, а также произнесение проповедей, поскольку таковые являются неотъемлемой составной частью богослужения данного культа, допускались свободно, без какой-либо предварительной цензуры, при условии, что проповеди имели исключительно религиозный характер, также свободно.
Указывалось, что без предварительного на каждый раз разрешения должны происходить молитвенные собрания, устраиваемые группами верующих и религиозными обществами, независимо от числа участников, а также собрания, посвященные вопросам о содержании храма и управлении культовым имуществом.
Ответственность за произносимые в храмах проповеди, а также за целость и сохранность переданного по договору верующим народного достояния несли верующие, получившие это имущество в арендное пользование.
Вторжение в порядке надзора за деятельностью религиозной организации в молитвенные здания во время собраний или во время совершения религиозных обрядов до окончания оных воспрещались. Только в случаях самой крайней необходимости, при непосредственной угрозе общественной безопасности надлежало прибегать к прекращению этих собраний с составлением соответствующих актов.
В соответствии с Постановлением от 15 апреля 1923 г. подтверждалось право религиозных организаций на проведение съездов и совещаний при условии соблюдения всех необходимых подготовительных процедур.
Регистрируя религиозные организации и заключая с ними договоры на использование молитвенного здания и культового имущества, государство, тем самым, наладило эффективный учет и контроль за деятельностью религиозных организаций. Эта эффективность особенно возросла после появления циркуляров Наркомата Внутренних Дел (апрель, сентябрь 1923 г.) и Наркомата Юстиции (апрель, июнь 1923 г.), согласно которым деятельность религиозных организаций отныне контролировалась органами НКВД.
Принятие в 1925-м и 1926 гг. соответственно новой Конституции и нового Уголовного кодекса принципиально не изменило практику правового регулирования деятельности религиозных организаций. Из Уголовного кодекса была лишь убрана статья 227, касавшаяся наказания за стеснение религиозными обрядами и церемониями свободы движения граждан, что несколько облегчало культовую деятельность религиозных организаций.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что ко второй половине 1920-х гг. Советское государство сформировало новую систему религиозного законодательства, нормами которого регулировалась деятельность религиозных организаций в стране.
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Данилов Вячеслав Леонидович, иерей Никита Александрович Примак
«Законодательное регулирование деятельности религиозных организаций в первые годы советской власти»
При этом стоит отметить, что множественность подзаконных актов (постановлений, распоряжений, инструкций и т.д.), которыми регламентировалась эта деятельность, затрудняла их применение, а контроль за их исполнением и вовсе стал для государства самой настоящей проблемой. Однако, несмотря на это, все основные законодательные акты, регламентировавшие деятельность религиозных организаций и простых верующих, строго и неукоснительно соблюдались.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 2018 г. URL: https://constitution.garant.ru/history/ act1600-1918/5325/ (дата обращения: 21.06.2021).
2. Декрет ВЦИК и СНК «О порядке утверждения и регистрации Обществ и Союзов, Объединений, не преследующих целей извлечения прибыли» от 3 августа 1922 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU &n=18203#03421234132931371 (дата обращения: 21.06.2021).
3. Декрет ВЦИК «Инструкция по регистрации обществ, союзов и объединений» от 10 августа 1922 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= ESU&n=18261#06256970182024867 (дата обращения: 21.06.2021).
4. Кислицын И.М. Советское законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях (1917-1975). - Пермь, 1991. - 102 с.
5. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.). URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (дата обращения: 21.06.2021).
6. Николин А., свящ. Церковь и государство (история правовых отношений). -М.: издательство Сретенского монастыря, 1997. - 429 с.
7. О правовом положении Православной Российской Церкви. Определение Поместного Собора 1917-1918 гг. // Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск второй. Приложение к «Деяниям» второе. М.: Издание Соборного Совета, 1918. С. 6—8. (Репринтное издание: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994.). URL: https://www.fudel.ru/opredelenie-o-pravovom-pologenii-pravoslavnoi-rossiyskoi-tserkvi-1917/ (дата обращения: 21.06.2021).
8. Постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений» от 20 марта 1917 г. URL: https://constitution.garant.ru/ history/act1600-1918/5413/. (дата обращения: 16.06.2021)
9. Постановление Временного правительства «О свободе совести» от 14 июля 1917 г. URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5412/ (дата обращения: 16.06.2021).
10. Постановление Народного Комиссариата Юстиции РСФСР «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция) от 24 августа 1918 г. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/95692-postanovlenie-narodnogo-komissariata-yustitsii-o-poryadke-provedeniya-v-zhizn-
№ 2 (11), 2021
dekreta-ob-otdelenii-tserkvi-ot-gosudarstva-i-shkoly-ot-tserkvi-instruktsiya-24-avgusta-1918-g (дата обращения: 21.06.2021).
11. Постановление Народного Комиссариата Юстиции РСФСР и Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР «Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых» от 15 апреля 1923 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU &n=4741#039751731471330976 (дата обращения: 22.06.2021).
12. Суховецкий В.А., иерей. Реализация законодательных актов советского государства в сфере церковно-государственных отношений в 1920-1930-х гг. (на примере Омской области). Выпускная квалификационная работа. - Омск, 2019.
13. Суховецкий В., иерей. Омская епархия в условиях Гражданской войны и «религиозного нэпа» (1918-1928 гг.) (часть 1) // Вестник Омской Православной духовной семинарии, 2019. - Вып. 7. - С. 41-50.
14. Суховецкий В., иерей. Омская епархия в условиях Гражданской войны и «религиозного нэпа» (1918-1928 гг.) (часть 2) // Вестник Омской Православной духовной семинарии, 2020. - Вып. 8. - С. 137-146.
15. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901757375 (дата обращения: 22.06.2021).