УГОЛОВНОЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНОЛОГИЯ
Criminal law, penal law, criminal trial and criminology
УДК 343.281
В. А. Авдеев
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНСТИТУТА УСЛОВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
V. A. Avdeev LEGAL ISSUE OF THE INSTITUTE OF CONDITIONAL SENTENCE OF EXECUTION
Статья раскрывает предпосылки законодательного оформления института условного исполнения наказания. Исследуется правовой опыт зарубежных государств в области регламентации условного осуждения и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
The article reveals the background legitimizing institution conditional execution of punishment. We study the legal experience of foreign countries in the field of regulation of probation and parole from serving a sentence.
Ключевые слова: наказание, условное осуждение, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
Key words: punishment, probation, parole from serving a sentence.
Одним из приоритетных направлений уголовно-правовой политики Российской Федерации на современном этапе государственно-правового развития в контексте сложившихся социально-экономических и политико-правовых реалий признается дальнейшая оптимизация законодательной регламентации оснований освобождения от уголовной ответственности, наказания и дальнейшего его отбывания1. Вместе с тем, следует отметить, что наметившаяся новеллизация норм уголовного законодательства детерминировала ряд новых проблем . Прежде всего необходимо обратить внимание на доминирующее положение среди мер уголовно-правового характера условного осуждения3. При этом в перечне видов освобождения от отбывания наказания приоритетное место отводится условно-досрочному освобождению4. В этой связи особую актуальность приобретает исследование правового опыта иностранных государств, позволяющего определить положительные и негативные тенденции в механизме уголовно-
1 Авдеев В. А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. -№ 4. - С. 22.
2 Авдеев В. А. Принудительные работы как новый вид наказания в системе мер уголовно-правового характера // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2012. - № 6. - С. 98-102.
3 Авдеев В. А. Правовое регулирование условного осуждения в Российской Федерации // Наше право. - 2013. - № 3. - С. 98.
4 Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних в контексте достижения целей уголовного наказания // Уголовное право. - 2001. - № 4. - С. 3-8.
правового регулирования условного осуждения и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания1.
Законодательное оформление института условного исполнения наказания происходит в новое время под воздействием происходивших преобразований социально-экономического и политического характера в США и странах континентальной Европы. Активно проводимая колониальная политика, стремительный рост преступности и революционное движение народов предопределили новые направления в уголовно-правовой политике. Законодательная регламентация системы испытания предопределялась комплексом факторов. Стремление к улучшению положения заключённых, отбывавших лишение свободы в Англии, позволило специалистам в области пенитенциарной науки сделать обоснованный вывод относительно целесообразности стимулирования социально полезного поведения и труда осуждённых посредством предоставления возможности применения условно-досрочного освобождения . Указанное предложение соответствовало интересам лиц, отбывавших срочные виды наказания, однако, представлялось нецелесообразным для правительств названных государств. Реализации данной идеи не способствовал разработанный проект пенитенциарной системы (Д. Говард, И. Бентам), ориентированный на ресоциализацию и социальную адаптацию осуждённых в период отбывания лишения свободы. Возвращению осуждённого в общество, по мнению составителей проекта, должны были содействовать получение основного образования, определённой специальности, а также иные социально полезные формы деятельности. Проблема заключалась в том, что прогрессивные начала получали отражение в законе при условии их соответствия интересам привилегированных слоев населения, определявших основные направления развития уголовно-правовой и пенитенциарной политики.
Позитивные тенденции в данной области обозначились, начиная с первой половины XIX в. Активное развитие производительных сил и производственных отношений сопровождалось происходившими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сферах. Правовая политика приводилась в соответствие социальным реалиям. Капиталистический способ производства и активно реализуемая в этой связи колониальная политика диктовали необходимость использования труда осуждённых внутри страны и за её пределами. Решению задачи заселения колонизируемых территорий не способствовало законодательное оформление ссылки. Отбывшие срок наказания стремились покинуть ссыльный край, пребывание в котором ассоциировалось с отрицательными эмоциями, лишениями и ограничениями уголовно-правового характера. Вследствие этого государствам, проводившим колониальную политику,
1 Авдеева О. А. Наказание как мера противодействия преступности: ретроспективный анализ законодательной регламентации в национальном праве // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 120.
2 Говард Д. Состояние тюрем в Англии и Уэльсе. - Лондон, 1777.
сложно было рассчитывать на заселение и социально-экономическое развитие указанных территорий. Требовался правовой механизм, стимулирующий труд осуждённых и обеспечивающий их расселение в рамках конкретного административно-территориального деления. Обращение к идеям прогрессивных мыслителей позволило законодателям зарубежных государств решить злободневные проблемы. Законность, справедливость и гуманизм органично сочетались с решением задач социально-экономического характера. Стимулирование законопослушного поведения и труда осуждённого к ссылке, отбываемой на территории колонии, обеспечивалось регламентированным законом условием досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания. Действие условно-досрочного освобождения сопровождалось функционированием системы испытания. Универсальный характер исследуемого института способствовал заселению колонизируемых территорий, повышению производительности труда ссыльных, стимулированию законопослушного поведения в период отбывания наказания и после освобождения.
Условное исполнение оставшейся неотбытой части срока наказания сопровождалось требованием проживания на территории колонии в течение определённого периода или пожизненно. Законодательно оформленное условие применения анализируемого института соответствовало интересам государств, проводивших колониальную политику. Такой подход обеспечивал без привлечения дополнительных материальных средств регулирование отношений в обществе, реализацию охранительной функции, стимулирование правопослушного поведения, заселение колоний лицами, имеющими социально полезные ориентиры. Нарушение условно-досрочно освобожденным дозволенных рамок поведения обусловливало возвращение в пенитенциарное учреждение и дальнейшее отбывание наказания. Условный характер досрочного освобождения создавал предпосылки для выбора лицом исключительно выгодной государству линии поведения. Иной подход ставил под сомнение свободное проживание на территории колонии. Вместе с тем, регламентированные условия отмены действия условно-досрочно освобождения представлялись не вполне обоснованными. Продолжение отбывания наказания на основании проявления признаков «дурного поведения» вступало в противоречие с принципом законности. Предъявление к условно-досрочно освобожденному завышенных требований, по существу, выпадающих из сферы уголовно-правового регулирования, ставило испытуемое лицо в затруднительное положение и позволяло его возвращать в пенитенциарное учреждение в случае установления факта девиантного поведения. Однако более последовательным представлялось иное законодательное решение, связанное с отменой действия исследуемого института на основании факта совершения нового преступления. Соответственно, лишь делинквентное поведение лица указывало на нарушение условий испытания и становилось правовым основанием для продолжения реального отбывания наказания. Между тем, логичность
изложения правовых норм не принималась во внимание законодателем при решении приоритетной задачи социально-экономического развития колоний.
Активно проводимая Англией колониальная политика на различных континентах требовала внедрения более совершенных форм государственного устройства, обеспечивавших развитие соответствующих территорий. Национально-освободительное движение коренных народов, находившихся под колониальным господством Англии, требовало использования более гибкого механизма уголовно-правового регулирования. Стремление к заселению колоний англичанами, приговорёнными к ссылке, повлекло внедрение прогрессивной системы отбывания наказания. Изначально указанная система апробировалась в условиях австралийской ссылки. Сравнительно продолжительный период действия (1842-1853 гг.) указывал на эффективность данной системы и целесообразность её использования на правоприменительном уровне. Учитывая, что завершающим этапом функционирования прогрессивной системы отбывания наказания признавалось условно-досрочное освобождение, прилагались соответствующие усилия для законодательного оформления указанного института. Законодательная регламентация условно-досрочного освобождения в Англии (1853 г.) открыла новое направление уголовно-правовой политики1.
Условное исполнение наказания вследствие эффективности и целесообразности получило широкое распространение в развитых западноевропейских странах. Новые экономические отношения на европейском континенте и в США актуализировали рост преступности в XIX в. Противодействие развитию указанного социально-правового явления исключительно карательными мерами не повлекло положительных результатов. Правительства ряда государств, используя положительный опыт колониальной политики Англии, предприняли попытки решения назревшей проблемы путём совершенствования действовавшего законодательства и правоприменительной деятельности. Между тем, реализация условно-досрочного освобождения не исключала дальнейшую криминализацию общественных отношений. Социально-экономическая сфера по-прежнему оставалась без должного внимания, отсутствовал единый системный подход к решению данной проблемы. Анализируемый институт признавался единственной мерой поощрительного характера в рамках карательной политики государства. Вследствие этого сложно было рассчитывать на положительные изменения в снижении темпов роста преступности.
Стремительный рост преступности повлиял на тенденции уголовно-правовой и пенитенциарной политики западноевропейских государств и США. Низкая эффективность деятельности пенитенциарных учреждений подтверждалась высоким уровнем рецидива среди осуждённых и освобождённых от отбывания наказания. В Англии и Франции уровень
1 Авдеев В. А. Закономерность появления и развития условно-досрочного освобождения несовершеннолетних // Адвокатская практика. - 2001. - № 5. - С. 28.
рецидива достигал 70 %\ В отдельных колониях заключённые, среди которых находились дети, нравственно более деградировали, нежели до момента их помещения в названные учреждения. Игнорирование принципа гуманизма в одних пенитенциарных учреждениях, голодные пайки в других ожесточали арестантов, содействовали формированию злостных, сознательных преступников. Цель покарания осуждённого, преследовавшаяся большинством колоний, думается, предопределяла направленность работы исследуемых учреждений. В этой связи иные ориентиры, связанные, например, с изменением правового сознания осуждённых и возвращением их в общество, не устанавливались государством.
Типичной для значительной части пенитенциарных учреждений второй половины XIX в. являлась жестокая система наказаний. Пенитенциарная система экономически развитых государств не способствовала установлению контроля над преступностью. Возникла реальная угроза власти и капиталу, что предопределило модернизацию действовавшего законодательства посредством введения новой меры уголовно-правового характера, исключавшей реальное отбывание наказания. Указанная мера именовалась условным неприменением наказания. Апробация данной меры осуществлялась на американском континенте. Новацией являлась система испытания, распространявшаяся на лицо, признанное виновным в совершении преступления, но по определённым обстоятельствам не требовавшее изоляции от общества. Исполнение названной меры уголовно-правового характера исключало, в отличие от условно-досрочного освобождения, процесс реального отбывания наказания. Такой подход обеспечивал сохранение социально полезных связей и отношений, более комфортные условия ресоциализации и социальной адаптации. Законодательная регламентация условного неприменения наказания в штате Массачусетс (1869 г.) изначально обеспечила распространение действия системы испытания на несовершеннолетних в силу присущих исследуемой категории лиц возрастных и социально-психологических особенностей. Эффективное функционирование режима пробации, сопряжённое с отложением исполнения вынесенного приговора или приостановление его действия судом под конкретные условия и на определённый срок, создавало предпосылки для реализации альтернативной меры уголовно-правового характера тюремному заключению, оказывавшему негативное воздействие на сознание и поведение осуждённых.
Закон от 26.04.1878 г. распространил действие системы испытания на взрослых. В этой связи учреждалась специальная должность лица, исполнявшего приговор о направлении на «испытание». Срок испытания варьировался в пределах от двух до двенадцати месяцев. Указанный срок подлежал продлению по ходатайству должностного лица перед судом в
1 Савенко Ф. Г. Строение и жизнь исправительных колоний и приютов для малолетних преступников. - Одесса, 1888. - С. 3.
случае возникновения определённой необходимости. Одновременно допускалась просьба по поводу ареста до истечения срока испытания. Направление на испытание могло сопровождаться взысканием денежного залога. Закон регламентировал возможность назначения надзора за лицом, способным исправиться и адаптироваться без отбывания наказания. Английская система испытания вследствие незначительного финансирования и высокого уровня эффективности получила широкое распространение в правоприменительной деятельности.
Акт 1879 г. о сокращённом производстве предоставил низшим судам право, не приводя в исполнение наказания за маловажное деяние, отпускать приговорённого на свободу. Условием такого освобождения служила подписка, обязывавшая соблюдать установленные правила поведения в обществе. В случае проявления признаков дурного поведения или неявки по вызову в суд осуждённый подвергался наказанию и имущественному взысканию. Нарушение условий испытания влекло наступление неблагоприятных уголовно-правовых последствий. Избранная позиция исключала вероятность неисполнения либо ненадлежащего выполнения возложенных на лицо обязанностей. Система испытания имела предупредительное значение. Превенция отклоняющегося поведения обеспечивалась строгой регламентацией дозволенных рамок и установленных требований. Соблюдение условий испытания ассоциировалось с позитивной линией поведения, исключавшей необходимость продолжения уголовно-правового воздействия. Ситуация кардинально менялась при фиксации допущенных осуждённым нарушений. Действие испытательного срока прерывалось, на лицо возлагались дополнительные правовые ограничения, сопровождавшиеся определённым денежным взысканием и реальным исполнением наказания, как правило, исключавшим свободное пребывание в обществе.
Акт 1887 г. содействовал дальнейшему развитию условного неприменения наказания, реализованного в Англии в новой форме с использованием опыта американской системы испытания. Обвиняемый, подлежавший осуждению впервые на срок, не превышавший двух лет тюрьмы, при наличии снисхождения мог быть отпущен на свободу судом при соблюдении определённых условий. Перечень указанных условий предполагал дачу подписки лицом, обеспечиваемую залогом или поручительством. Обвиняемый наделялся обязанностью являться в суд по первому вызову. Целесообразной представлялась оплата судебных издержек и вознаграждения за вред, причинённый противоправным деянием. Хорошее поведение и соблюдение мира в течение периода отпуска указывали на реабилитацию лица. Характерной особенностью применения исследуемой меры уголовно-правового характера являлось наличие у обвиняемого и его поручителей прочного места пребывания и правильных занятий. Неисполнение названных условий влекло задержание отпущенного, вынесение заслуженного наказания за первичное преступление и взыскание денежного обеспечения. Надлежащее выполнение возложенных
обязанностей требовало «освобождения отпущенного от приговора» по истечении назначенного судом срока испытания. Закон последовательно реализовывал идеи условного исполнения наказания. Согласно ст. 1 при признании лица виновным в краже, утайке или ином преступном деянии, караемом тюрьмой не свыше двух лет, и отсутствии судимости, суд мог вследствие юности, характера и образа жизни подсудимого либо маловажности деяния, а также иных особо смягчающих обстоятельств оставить его на свободе. Проверка благонадёжности виновного исключала исполнение наказания. Однако сопровождалась изъятием обязательства, с порукой или без таковой, через определённый срок по призыву суда явиться и выслушать свой приговор. В течение периода испытания виновный обязан вести себя хорошо. Отсутствие надзора компенсировалось повышенной материальной ответственностью лица, не выдержавшего условия испытания. Неисполнение возложенных обязанностей влекло взыскание с испытуемого соответствующего денежного вознаграждения. В этой связи в литературе отмечалась необходимость переименования исследуемого института в «условно-погасительную отсрочку исполнения приговора о наказании»1.
Условное неприменение наказания регламентировалось в форме института наблюдающих чиновников, под руководство которых поступал каждый преступник, отданный судом на испытание2. Превышение лимита наполняемости пенитенциарных учреждений на европейском континенте предопределило обращение к опыту прогрессивных государств, реализующих режим пробации, отсрочку отбывания наказания, условное неприменение наказания. Исключение дополнительного финансирования мест изоляции от общества становилось возможным при условии применения системы испытания к лицам, совершившим менее тяжкие преступления. Закон Бельгии от 31.05.1888 г. создал предпосылки для реализации условного неприменения наказания. Осуждение к лишению свободы до шести месяцев позволяло суду отложить исполнение приговора на определённый срок, не превышавший пяти лет. Если в течение указанного периода не последовало осуждение за новое преступление или проступок, судимость данного лица погашалась. Между тем, повторное осуждение в течение испытательного срока влекло назначение наказания с учётом совокупности реализованных противоправных деяний.
Последовательная реализация идеи условного исполнения наказания предопределяла принятие в штате Массачусетс Закона 1891 г., раскрывавшего обязательный порядок назначения сотрудников службы пробации. Регламентированный испытательный срок варьировался в пределах от трёх недель до одного года. Между тем, на правоприменительном уровне указанный срок, как правило, не превышал шести-двенадцати недель. Правовое регулирование условного исполнения наказания интенсифицировало проведение посткриминального контроля,
1 Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. - Т. II. - 3-е изд. - СПб., 1910. - С. 578.
2 Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Часть Общая. - Т. 2. - Тула, 2001. - С. 451.
направленного на предупреждение правонарушающего поведения, привитие испытуемому одобряемых государством свойств и качеств личности.
Согласно данным официальной статистики, в 1888-1896 гг. число условных приговоров в Бельгии увеличилось почти в пять раз (с 13195 до 61310), что указывало на эффективность анализируемой меры уголовно-правового характера, ставшей достойной альтернативой конкретным видам наказаний, включая лишение свободы. Рецидив среди условно осуждённых в 1896 г. оказался наименее значительным (4,4 %). Оказанное особое доверие было оправдано большинством испытуемых лиц (95,6 %). В этой связи следует отметить, что каждый второй (50 %) из числа отбывших уголовное наказание в Бельгии вновь нарушил установленный законом уголовно-правовой запрет после освобождения. Уровень рецидива среди освобождённых из пенитенциарных учреждений, по данным тюремной статистики, составлял 70 %. Распространение судебной практики вынесения условных приговоров сопровождалось снижением уровня регистрируемой преступности в 1891-1895 гг. на 9,5 % (со 197 тыс. до 187 тыс. преступлений). Вследствие этого логично предположить происходившие положительные преобразования в социально-экономической и политико-правовой сферах. Одним из позитивных изменений следовало признать правовое регулирование условного исполнения наказания, наделённого рядом преимуществ в сравнении с реальным его отбыванием.
Условное неприменение наказания получило признание и дальнейшее распространение на европейском континенте. Такой подход предопределялся, с одной стороны, стремлением ограничения случаев реального исполнения строгих мер государственного принуждения, с другой - более эффективным действием условных приговоров. Учитывая, что исследуемая мера уголовно-правового характера влекла снижение уровня рецидива в Бельгии, происходит процесс её заимствования иными государствами, заинтересованными в решении проблемы противодействия преступности, рост которой в условиях развития капиталистического способа производства представляли реальную угрозу для власти и привилегированных сословий. Условное осуждение во Франции закреплялось Законом от 26.03.1891 г., согласно которому мотивированная отсрочка исполнения приговора могла быть предоставлена лицам, приговорённым к денежному взысканию или к тюремному заключению. Условием назначения данной меры уголовно-правового характера являлось отсутствие прежней судимости, сопровождавшейся заключением в тюрьму за преступление или проступок. Прекращение действия отсрочки исполнения приговора связывалось с повторным в течение пяти лет «присуждением» за преступление или проступок к наказанию не ниже заключения в тюрьме. В этой связи констатировался рецидив преступлений. Соответственно, ранее назначенное наказание отбывалось независимо от нового его вида. Численность условно осуждённых во Франции, в отличие от Бельгии, представлялась менее значительной вследствие недостаточной распространённости указанной меры уголовно-правового характера. Вместе с
тем, количество условно осуждённых в течение 1891-1893 гг. возросло почти в два раза (с 11769 до 20404 человек). При этом следует отметить, что удельный вес условно осуждённых в 1891-1893 гг. варьировался в пределах 10,8-12,7 %. Установленный, согласно данным статистики, уровень рецидива среди условно осуждённых составлял 1,7-2,2 %.
Следующим этапом правового оформления условного неприменения наказания в иностранном праве становилась его регламентация в законодательстве Швейцарии, Люксембурга и Португалии. Закон Португалии от 06.06.1893 г. ограничивал возможность назначения анализируемого института лицам, осуждённым за преступное деяние. Одновременно устанавливался минимальный предел испытательного срока -два года. При этом рецидивом признавалось совершение нового преступления, проступка и нарушения. Закон Норвегии от 02.05.1894 г. оформил правовое основание вынесения условного приговора. Суд, назначая условное осуждение, принимал во внимание возраст виновного и его образ жизни, незначительность реализованного преступного деяния, особые смягчающие обстоятельства. Акт об испытании преступников 1907 г. был ориентирован на установление посткриминального контроля, возлагаемого на условно осуждённого и обеспечивавшего, по мнению законодателя, эффективность условного неприменения наказания.
Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что зарубежный опыт правового регулирования условного исполнения наказания был использован Россией при законодательном оформлении условного осуждения и условно-досрочного освобождения, которые успешно реализуются на национальном уровне до настоящего времени.
Литература
1. Авдеев В. А. Закономерность появления и развития условно-досрочного освобождения несовершеннолетних // Адвокатская практика. - 2001. -№ 5. - С. 28-35.
2. Авдеев В. А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 21-28.
3. Авдеев В. А. Правовое регулирование условного осуждения в Российской Федерации // Наше право. - 2013. - № 3. - С. 97-103.
4. Авдеев В. А. Принудительные работы как новый вид наказания в системе мер уголовно-правового характера // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2012. - № 6. - С. 98102.
5. Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних в контексте достижения целей уголовного наказания // Уголовное право. -2001. - № 4. - С. 3-8.
6. Авдеева О. А. Наказание как мера противодействия преступности: ретроспективный анализ законодательной регламентации в национальном праве // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 119-126.
7. Говард Д. Состояние тюрем в Англии и Уэльсе. - Лондон, 1777.
8. Савенко Ф. Г. Строение и жизнь исправительных колоний и приютов для малолетних преступников. - Одесса, 1888.
9. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Часть Общая. - Т. 2. - Тула, 2001. - 688 с.
10. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. - Т. II. - 3-е изд. -СПб., - 1910. - 606 с.
УДК 343.211
Л. Н. Одинцова ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА КАК ЭТИЧЕСКАЯ КА ТЕГОРИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, ОСУЖДЁННЫХ
L. N. Odintsova
THE PRINCIPLE OF HUMANITY AS ETHICAL CATEGORY IN THE SPHERE OF ENSURING CRIMINAL AND LEGAL AND CRIMINAL AND EXECUTIVE PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON,
THE CITIZEN CONDEMNED
Статья посвящена руководящим положениям, основополагающим началам отраслям права криминального цикла, предопределяющим уголовную политику государства. Исследуется развитие принципа гуманизма как этической категории в сфере обеспечения охраны прав и свобод граждан в уголовном и уголовно-исполнительном законодательствах; подчеркивается значимость принципа гуманизма, подчеркивающего специфику уголовно-правовой и пенитенциарной науки нашей страны.
Article is devoted to guidelines, the fundamental beginnings to branches of the right of the criminal cycle, predetermining criminal policy of the state. Development of the principle of humanity as ethical category in the sphere of ensuring protection of the rights and freedoms of citizens in criminal and criminal and executive legislations is investigated; the importance of the principle of the humanity emphasizing specifics of criminal and legal and penitentiary science of our country is emphasized
Ключевые слова: принципы уголовного права, справедливость, гуманизм, уголовная политика, зло, добро, долг, совесть, ответственность, этическая категория, вина, наказание, неотъемлемые права, ценность человека, правовой статус осуждённого
Key words: principles of criminal law, justice, humanity, criminal policy, evil, good, debt, conscience, responsibility, ethical category, wine, punishment, inalienable rights, value of the person, legal status of the condemned
Первоначально постулаты криминального права были сформулированы и обоснованы ещё римскими юристами. Они получили своё словесное выражение в виде следующих правовых максим: где есть вина, там должно быть наказание; тело невиновно, если невиновна мысль; нельзя наказывать