Научная статья на тему 'Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания'

Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4971
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ОСУЖДЕННЫЙ / НАКАЗАНИЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / MINOR / CONVICT / PUNISHMENT / DEPRIVATION OF LIBERTY / JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES / PAROLE / PROBATION / RE-SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селезнева Наталья Александрова, Муромцев Геннадий Илларионович

Статья посвящена условно-досрочному освобождению несовершеннолетних от наказания в виде лишения свободы. В статье внимание уделяется условиям предоставления условно-досрочного освобождения несовершеннолетним осужденным, рассматриваются спорные вопросы в юридической литературе, порядок подготовки осужденных несовершеннолетних к условно-досрочному освобождению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Селезнева Наталья Александрова, Муромцев Геннадий Илларионович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The parole of juveniles from the penalty of imprisonment 55 Selina E.V. Judicial awareness and legal custom in the criminal process

The article is devoted to the parole of juveniles from the penalty of imprisonment. The article focuses on the conditions of granting parole for convicted minors, disputable issues in the legal literature are considered, the procedure for the preparation of juveniles sentenced to parole.

Текст научной работы на тему «Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания»

УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Н.А. Селезнева, Г.И. Муромцев

Кафедра уголовного права и процесса Кафедра теории и истории государства и права

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена условно-досрочному освобождению несовершеннолетних от наказания в виде лишения свободы. В статье внимание уделяется условиям предоставления условно-досрочного освобождения несовершеннолетним осужденным, рассматриваются спорные вопросы в юридической литературе, порядок подготовки осужденных несовершеннолетних к условно-досрочному освобождению.

Ключевые слова: несовершеннолетний, осужденный, наказание, лишение свободы, воспитательная колония, условно-досрочное освобождение, испытательный срок, ресоциализация.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания — это самый распространенный вид освобождения от наказания, так как оно применяется при совершении любых преступлений и ко всем категориям осужденных: более 69% несовершеннолетних осужденных освобождается условно-досрочно, в то время как по отбытии срока наказания — 27,3%, в связи с помилованием 0,9%, по другим основаниям — 2,8% [8. С. 156].

Институт условно-досрочного освобождения является комплексным, так как вопросы его непосредственного регулирования решаются уголовным (ст. 79, 93 УК), уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным (ст. 175 УИК) законодательством. Более детальная регламентация условно-досрочного освобождения несовершеннолетних содержится в «Методических рекомендациях по представлению несовершеннолетних осужденных к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания» [4].

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания представляет собой прекращение дальнейшего претерпевания осужденным лицом назначенного ему наказания после фактического отбытия им к моменту освобождения указанного законом срока, если судом будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбытии назначенного наказания и способно доказать это в течение испытательного срока.

Вывод об основании для условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания складывается из совокупности следующих условий:

1) фактическое отбытие осужденным к моменту освобождения определенной части наказания;

2) признание судом, что для своего исправления виновный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания;

3) определение этому лицу испытательного срока с возложением специальных обязанностей.

Рассмотрим перечисленные условия подробнее. Срок фактического отбытия осужденным определенной части наказания для условно-досрочного освобождения поставлен в зависимость от тяжести совершенного преступления. Условно-досрочное освобождение возможно только в отношении лица, осужденного к лишению свободы. Иные виды наказаний, при назначении которых возможно условно-досрочное освобождение, к несовершеннолетним неприменимы.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, рекомендуют освобождение несовершеннолетних из исправительных учреждений применять в возможно более широких масштабах и в возможно более ранние сроки [5. С. 25]. При принятии УК РФ 1996 г. в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, были предусмотрены более краткие сроки наказания по сравнению со сроками, предусмотренными в отношении взрослых, по отбытии которых возможно условно-досрочное освобождение.

Согласно Уголовному кодексу (ст. 93 УК РФ) несовершеннолетний может быть освобожден условно-досрочно после фактического отбытия:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

б) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

На необходимость применения сокращенных сроков условно-досрочного освобождения от наказания в виде лишения свободы указывает также п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г.

За изменение сроков условно-досрочного освобождения несовершеннолетних осужденных от наказания высказывались многие правоведы. Так, Бабушкин А.В. говорил о необходимости расширения практики досрочного освобождения воспитанников, чтобы в среднем они находились в местах лишения свободы не более 60% назначенного срока наказания, т.к. это позволит не только сократить время их пребывания и численность осужденных в местах лишения свободы, но и будет стимулировать их к различной деятельности (учеба, труд и т.д.) [1]. Другой авторский коллектив поддерживает эту позицию, полагая, что дальнейшее развитие уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних по данному вопросу должно пойти по пути исключения из закона указания на фактическое отбывание части назначенного судом срока наказания (не менее одной трети), считая, что освобождение должно применяться к осужденным в зависимости только от одного условия — их исправления [8. С. 157].

Однако некоторые не разделяют мнение законодателя и его сторонников. Например, В. Сверчков считает, что даже изменения, внесенные в ст. 79 УК Федеральным законом от 9 марта 2001 г., «вряд ли имеют под собой серьезное

научное уголовно-правовое и криминологическое обоснование» [10. С. 50]. Он отмечает, что до внесения изменений в УК «сроки обязательно отбытого минимума наказания несовершеннолетними осужденными для их условно-досрочного освобождения были неоправданно занижены в сравнении с аналогичными сроками для совершеннолетних осужденных. Неоправданно потому, что несовершеннолетие лица, совершившего преступление, учтено в качестве смягчающего обстоятельства изначально — при назначении наказания. Получалось, что одно смягчающее наказание учитывалось дважды».

Критическое замечание этого ученого достаточно обоснованно: изменение сроков, обязательных к отбытию минимума наказания для несовершеннолетних, представляется преждевременной мерой.

Эмпирические исследования убеждают в целесообразности законодательного повышения порога (минимально отбытого срока наказания) условно-досрочного освобождения от наказания для определенных категорий несовершеннолетних осужденных, что связано с необходимостью снижения возрастающей динамики опасных и особо опасных, корыстных и насильственных преступлений, а также практики досрочного освобождения от наказания лиц, совершивших новые, притом умышленные, преступления.

Согласно судебной статистике каждый седьмой подросток осуждается повторно. К тому же возникает недоумение по поводу единственного условия, необходимого для условно-досрочного освобождения — исправление осужденного. Каким образом установить, исправился осужденный или нет?

Согласно уголовно-исполнительному законодательству под исправлением осужденного понимается формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, наличие правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Получается, что несовершеннолетний осужденный, совершивший, например, разбой, при соблюдении режимных требований и уважительном отношении к администрации и другим осужденным может быть условно-досрочно освобожден по истечении, допустим, одного года.

Такое мнение представляется ошибочным и не соответствующим принципу справедливости, согласно которому наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного деяния.

Законом от 8 декабря 2003 г. было отменено отбывание У срока наказания за тяжкое преступление, однако такая отмена видится преждевременной, особенно в том случае, когда тяжкое преступление было совершено против личности. Было бы целесообразно восстановить пункт «б» статьи 93 УК РФ и изложить его в следующей редакции: «не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление против личности».

При отбытии осужденным части срока наказания, установленного законом, администрация воспитательной колонии обязана в течение месяца рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении его к условно-досрочному освобождению либо отказе в нем. Вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного решается строго индивидуально в отношении каждого конкретного лица.

Первоначально вопросы о возможности условно-досрочного освобождения рассматривает совет воспитателей отряда. В его состав входят: начальник отряда (старший воспитатель) и воспитатели отрядов, классные руководители и мастера профессионального обучения.

Состав совета объявляется приказом начальника воспитательной колонии, и заседание совета воспитателей отряда проводится в первой половине каждого месяца. На него могут быть приглашены председатель родительского комитета отряда и председатель совета коллектива отряда.

Совет воспитателей отряда направляет в учебно-воспитательный совет колонии следующие материалы, характеризующие личность осужденного:

- выписку из протокола заседания совета воспитателей отряда;

- аттестационный лист осужденного;

- ходатайство о представлении осужденного к условно-досрочному освобождению либо об отказе в этом;

- справку о поощрениях и взысканиях осужденного;

- педагогическую характеристику осужденного;

- дневник воспитательной работы с осужденным.

Специальный отдел воспитательной колонии представляет на заседание учебно-воспитательного совета колонии личное дело осужденного, медицинскую справку о состоянии его здоровья, документы об образовании и полученной профессии, справку о наличии иска, извещение в органы внутренних дел.

В Методических рекомендациях отмечено, что желательно наличие справки о возможности регистрации и проживании несовершеннолетнего после отбытия из учреждений органов внутренних дел и возможного трудоустройства в случае освобождения.

Учебно-воспитательный совет создается в каждой воспитательной колонии в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства РФ.

В состав совета входят следующие должностные лица: начальник воспитательной колонии, заместители начальника воспитательной колонии, начальники отделений и частей, директор общеобразовательной школы, директор профессионального училища, начальник психологической лаборатории (психолог), старшие воспитатели [4]. Состав учебно-воспитательного совета утверждается начальником колонии. На заседания учебно-воспитательного совета колонии приглашаются члены Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кроме того, могут быть приглашены представители родительских комитетов отрядов воспитательной колонии и председатель совета коллегии колонии.

Заседание учебно-воспитательного совета колонии проводится ежемесячно. Решение принимается в отсутствие осужденного путем открытого голосования и объявляется ему лично. В случае отказа в условно-досрочном освобождении председатель учебно-воспитательного совета колонии объясняет осужденному причины, указывает срок, когда вопрос может быть рассмотрен вновь, и дает осужденному конкретные рекомендации и разъяснения.

При положительном решении вопроса о возможности применения к несовершеннолетнему осужденному условно-досрочного освобождения или замены ему

неотбытой части наказания более мягким наказанием учебно-воспитательный совет колонии выносит постановление, утвержденное начальником колонии. В представлении об условно-досрочном освобождении от наказания должны содержаться данные, характеризующие личность осужденного: его поведение, отношение к учебе, труду во время отбывания наказания, отношение к совершенному деянию.

Утверждаемое начальником представление согласовывается с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и вносится в суд по месту отбывания осужденным наказания.

Вопрос об условно-досрочном освобождении решается на судебном заседании с участием прокурора. Оптимальным вариантом рассмотрения судами представлений об условно-досрочном освобождении являются выездные заседания, которые проводятся в воспитательной колонии, что способствует повышенному воспитательному воздействию на осужденных по условно-досрочному освобождению.

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении повторное вынесение представлений в суде может иметь место не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня вынесения определения суда об отказе.

Если несовершеннолетний отбывает наказание за несколько преступлений, то срок, по отбытии которого возможно условно-досрочное освобождение, определяется по наиболее тяжкому преступлению.

Другим условием условно-досрочного освобождения является признание судом, что для своего исправления виновный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Это субъективное условие и оценивается судом. На его наличие или отсутствие указывает поведение осужденного во время отбывания наказания с учетом: добросовестного соблюдения режима отбывания наказания, отношения к трудовой и общественной жизни в коллективе, а равно прочего активного инициативного положительного поведения; отношения осужденного к совершенному им преступлению, в том числе чистосердечного раскаяния, стремления к возмещению ущерба, причиненного преступлением; благоприятных бытовых условий, позитивного социального окружения.

Наличие перечисленных объективных обстоятельств необходимо, чтобы смягчить переход осужденного лица к жизни на свободе, убедиться в надежной основе его будущего правомерного поведения.

Согласно Методическим рекомендациям, для подготовки осужденного к условно-досрочному освобождению в воспитательной колонии организуется постоянно действующая школа, где занятия проводятся по специальной программе, разработанной заместителем начальника колонии по воспитательной работе и утвержденной начальником колонии [4]. Программа включает в себя правовые и организационные вопросы: ознакомление с порядком выдачи паспортов освобожденным и регистрации по месту жительства, бытового и трудового устройства, поступления в учебные заведения, а также с условиями погашения и снятия судимости и рядом других вопросов, связанных с устройством жизни осужденного после освобождения.

Кроме того, программа предусматривает психологическую подготовку осужденного лица к освобождению: снятие тревожности, обусловленной перспективой освобождения, неопределенностью трудового и бытового устройства, возможной проблемой во взаимоотношениях с родными, друзьями, соседями, пострадавшими от преступления и их родителями и др.

Упомянутые выше объективные и субъективные обстоятельства в той или иной мере находят отражение в представлениях об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, характеристиках и личных делах осужденных, которые направляются в суды органами, исполняющими наказания. Но на практике, в силу известной расплывчатости указанных признаков, решение правоприменителя о досрочном освобождении от наказания в большей мере «привязано» к формальным признакам: необходимому минимуму отбытия срока, отсутствию записи в личном деле осужденного о нарушении режима, наличию поощрений и положительного отзыва начальника отряда. Этим определяется динамика исправления осужденного лица.

Изучение практики представления к условно-досрочному освобождению в воспитательных колониях показало, что практически все представления удовлетворяются судом.

Наряду с этим возможность достижения целей наказания зачастую остается скрытой от правоохранительных органов прежде всего потому, что за набором документов к условно-досрочному освобождению не видно подлинного изменения внутреннего состояния осужденного, которая может быть вскрыта только посредством оперативной, негласной работы с этим лицом и его окружением. Судья, принимающий решение о досрочном освобождении от наказания, не в состоянии разобраться в том, объективна ли характеристика начальника отряда, насколько изучена и достоверно представлена в данной характеристике личность осужденного, особенности его характера, каковы его убеждения и взгляды.

Народная мудрость гласит, что перевоспитать человека труднее, чем воспитать. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением о том, что любые утверждения о перевоспитании, особенно применительно к преступникам, весьма относительны. «Отрицать то, что кто-то перевоспитывается, — пишет И.И. Кар-пец, — нельзя, но и верить в абсолютную силу перевоспитания тоже» [2. С. 304].

Практика свидетельствует, что это действительно так. По этому поводу в литературе часто приводятся данные о том, что из всех лиц, отбывающих наказание, лишь 5-6% характеризуются как доказавшие свое исправление, а 8-10% — это злостные нарушители режима содержания исправительного учреждения.

Анализ данных переписей осужденных, которые опубликованы, позволяет сделать вывод о стабильности этих показателей, характеризующих контингент воспитанников колоний [6. С. 24-25, 58; 9]. На процентное соотношение различных категорий существенно не влияют даже количественные изменения преступности.

На осужденных несовершеннолетних, условно-досрочно освобожденных от отбытия наказания, распространяются положения ч. 7 ст. 79 УК РФ, а именно если в течение оставшейся не отбытой части наказания:

а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было возложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению органов, указанных в ч. 6 ст. 79 УК РФ, может принять постановление об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся, неотбытой части наказания. Уклонение от исполнения возложенных судом обязанностей признается злостным, если оно носит систематический характер и продолжается после письменного предупреждения специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением лица, условно-досрочно освобожденного от отбытия наказания [3. С. 167];

б) осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;

в) осужденный совершил умышленное преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ, т.е. — по совокупности приговоров. Однако если новое преступление совершено этим лицом в несовершеннолетнем возрасте, назначенное ему по совокупности приговоров наказание по закону не должно превышать 10 лет лишения свободы. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

Устанавливая для условно-досрочно освобожденного лица специальный испытательный срок, каковым является неотбытая часть наказания, законодатель по существу укорачивает испытательный срок лицам, совершившим более тяжкие преступления, и это при том, что данные лица, как правило, больше подвержены негативному влиянию преступной среды. Возникает проблематичная ситуация: чем меньше неотбытая часть наказания, тем меньше испытательный срок. То есть чем опаснее преступник, тем меньше испытательный срок наблюдения за ним.

Правовая регламентация испытательного срока при условно-досрочном освобождении несовершеннолетних является очень важной. Думается, что для большей профилактики предупреждения новых преступлений со стороны осужденного испытательный срок при условно-досрочном освобождении от основного наказания в перспективе следует дифференцировать не только по тяжести совершенного преступления и размеру наказания, назначенного судом, но и по виду повторного преступного поведения.

Для лиц, совершивших преступление впервые, этот срок можно установить, например, в размере фактически отбытого наказания. В случае повторно-сти этот срок следует соответствующим образом индексировать. Причем важно предусмотреть возможность досрочного прекращения испытания при положительной динамике поведения испытуемого лица в течение продолжительного времени, например, по прошествии половины времени, а также необходимо возлагать некоторые обязанности, например, не менять место учебы без уведомления специализированного государственного органа, и другие, примерно перечисленные в ст. 73 УК РФ. В связи с вышесказанным представляется целесообразным дополнить статью 93 УК РФ частью второй:

«При условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего осужденного суд устанавливает испытательный срок продолжительностью, равной отбытой части наказания.

Если судом будет установлено, что в период испытательного срока несовершеннолетний ведет себя положительно, то постановление об отмене испытательного срока возможно по прошествии половины данного срока».

Для эффективного действия испытательного срока (недопущения повторного совершения преступления, обеспечения социальной адаптации, оказания помощи в решении социально-бытовых проблем и т.д.) представляется важным создать специальный орган, например, социально-реабилитационный центр с привлечением психологов, педагогов, медицинских, социальных работников и специалистов по вопросам профилактики преступной деятельности, наделенных соответствующими властными полномочиями.

Важно подчеркнуть, что лицо, совершившее преступление, отбыв наказание, искупило свою вину перед обществом, следовательно, должно быть изменено и отношение к нему. Необходимо приложить все усилия, чтобы вовлечь человека, отбывшего наказание, в трудовой коллектив.

Однако обеспечить необходимую социальную адаптацию подростков, которые вернулись из колоний, в настоящее время, как правило, не удается. Справиться с этой проблемой не удается многие годы прежде всего в силу того, что среди покидающих эти учреждения почти половина — сироты и подростки, лишенные родительского попечения, которых никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Практически неразрешимой стала проблема трудоустройства подростков, отбывших наказание. Федеральные и региональные службы занятости населения, органы местного самоуправления уклоняются от работы с этой категорией подростков, в основном и пополняющей ряды преступников-рецидивистов.

В настоящее время только из воспитательных колоний ежегодно (за исключением случаев амнистии) освобождается от 20 до 30 тысяч человек. Примерно столько же освобождается из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа [8. С. 166]. Все они, как правило, нуждаются в повседневном внимании.

Особые проблемы для надежной ресоциализации несовершеннолетних преступников, находившихся в местах лишения свободы, возникают, как правило, в первые месяцы их пребывания на свободе после освобождения из колоний и иных режимных учреждений. Пока в России нет не только специализированной системы помощи несовершеннолетним, освобожденным из мест лишения свободы, но и общей системы реабилитации бывших заключенных, хотя отдельные попытки по ее созданию периодически предпринимались. Например, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ рекомендовала комиссиям по делам несовершеннолетних субъектов РФ организовывать работу с попечительскими советами и администрациями воспитательных колоний по вопросам профориентации, профобразования и трудоустройства несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний [9].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бабушкин А.В. Тезисы выступления на сессии «Подросток и правосудие», 30 марта 2000 г.

[2] Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. — М., 1992.

[3] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. — М., 2001.

[4] Методические рекомендации по представлению несовершеннолетних осужденных к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. — М., 2000. Приложение 6.

[5] Минимальные стандартные правила ООН // Советская юстиция. — 1991. — № 14.

[6] Михлин А.С. Осужденные — кто они? // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. — М., 1992.

[7] Михлин А.С., Яковлева Л.В. О некоторых итогах специальной переписи осужденных 1999 г. // Государство и право. — 2002. — № 3.

[8] Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. — М., 2003.

[9] Решение Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ «О деятельности пенитенциарных учреждений для детей и подростков» от 02.06.1999.

[10] Сверчков В. Пределы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Российская юстиция. — 2002. — № 10.

THE PAROLE OF JUVENILES FROM THE PENALTY OF IMPRISONMENT

NA. Selezneva, G.I. Muromtsev

The Department of Criminal Law and Criminal Procedure The Department of Government and Law Theory and History Peoples' Friendship University of Russia

6. Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the parole of juveniles from the penalty of imprisonment. The article focuses on the conditions of granting parole for convicted minors, disputable issues in the legal literature are considered, the procedure for the preparation of juveniles sentenced to parole.

Key words: minor, convict, punishment, deprivation of liberty, juvenile correctional facilities, parole, probation, re-socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.