Научная статья на тему 'Законодательное обеспечение возникновения права собственности на земельные участки Республики Крым (обращения в государственную собственность)'

Законодательное обеспечение возникновения права собственности на земельные участки Республики Крым (обращения в государственную собственность) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / NATIONALIZATION / ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ / APPEAL TO STATE PROPERTY / СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / PROPERTY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / STATE COUNCIL OF THE REPUBLIC OF CRIMEA / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / LAND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елькин С.В.

В статье рассматриваются особенности законодательного обеспечения возникновения права государственной собственности на земельные участки Республики Крым (обращение в государственную собственность «национализация»). Основываясь на которых, автор обосновывает, что порядок, основания возникновения данного права, отношения, связанные с компенсацией стоимости данных земельных участков в связи с прекращением права собственности у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на них, включенные в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, урегулированы действующим законодательством Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support for the emergence of property rights on land plots of the Republic of Crimea (convertation to state property)

In the article the features of the legislative providing of origin of right of госу-дарственной ownership are examined on lot lands of Republic of Crimea (an appeal in a public domain is "nationalization"). Being base on that, an author grounds, that order, осно-вания origins of this right, relations, related to indemnification of cost of these lot lands in connection with stopping of right of ownership for a former legal owner and origin at Republic of Crimea the ownership rights on them, plugged in List of the property taken into account as property of Republic of Crimea, are well-regulated the current legislation of Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Законодательное обеспечение возникновения права собственности на земельные участки Республики Крым (обращения в государственную собственность)»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 3. - С. 205-217.

УДК 349.41: 342.7

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (ОБРАЩЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ)

Елькин С. В.

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

В статье рассматриваются особенности законодательного обеспечения возникновения права государственной собственности на земельные участки Республики Крым (обращение в государственную собственность - «национализация»). Основываясь на которых, автор обосновывает, что порядок, основания возникновения данного права, отношения, связанные с компенсацией стоимости данных земельных участков в связи с прекращением права собственности у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на них, включенные в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, урегулированы действующим законодательством Республики Крым.

Ключевые слова: национализация, обращение в государственную собственность, собственность Республики Крым, Государственный Совет Республики Крым, земельный участок.

Для современной правовой доктрины и юридической практики актуальными являются вопросы соотношения и взаимодействия частного и публичного права при определении юридической природы прав на землю в условиях действия норм Конституции Российской Федерации, Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, других законов, направленных на обеспечение регулирования земельных отношений, как на новых методологических и теоретических основах, так и в период принятия и образования в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

Несмотря на появляющуюся в последнее время судебную практику, включая практику Конституционного суда Российской Федерации, по рассматриваемой в данной статье сфере, интерес к определению юридической природы оснований и порядка возникновения прав на землю Республики Крым (обращение в государственную собственность земельных участков - «национализация»), остается не исследованным в российской правовой доктрине [1; 2].

Поясняется это тем, что принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - особый случай, требующий специальных мер, в том числе направленных на обеспечение реализации имущественных прав участников гражданских, земельных правоотношений, сложившихся в Республике Крым до ее принятия в Российскую Федерацию, и впервые возникновения прав Республики Крым как нового субъекты данных правоотношений.

Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) [3].

Согласно части 3 статьи 7 Закона № 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В соответствии со статьей 12.1 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 01 января 2019 года особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Пунктом 3 части 1 статьи 75 Конституции Республики Крым установлено, что к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым и внесение в них изменений [4].

Частями 2, 4 Закона Республики Крым от 15 мая 2014 года № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым» Государственный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает законы и постановления, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Крым [5].

Порядок принятия Государственным Советом законов и постановлений определяется Конституцией Республики Крым, указанным Законом, Регламентом Государственного Совета.

Исходя из вышеизложенного, принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым, определение их содержания, внесение в них изменений, а также определение процедуры принятия постановлений и внесение в них изменений, относится к исключительной компетенции Государственного Совета Республики Крым.

В соответствии со статьей 95 Конституции Республики Крым до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных Конституцией Республики Крым законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений До-

говора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [4].

Таким образом, правовой анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что Российская Федерация на «переходный период» предоставила Республике Крым право регулирования имущественных и земельных правоотношений на территории Республики Крым.

Постановлением от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» (далее - Постановление № 1745-6/14 [6]) Верховная Рада Автономной Республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 года, которое показало, что народы Крыма высказались за вхождение в состав России, за выход из состава Украины и за создание независимого государства, руководствуясь Декларацией о независимости Республики Крым, принятой на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым 11 марта 2014 года и внеочередном пленарном заседании Севастопольского городского Совета 11 марта 2014 года, провозгласила Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Пунктом 8 Постановления № 1745-6/14 установлено, что Республика Крым в лице Верховной Рады Автономной Республики Крым обращается к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. № 1745-6/14 «О независимости Крыма»: государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым (пункт 6); собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется - государственной собственностью Республики Крым (пункт 7).

Так, на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. № 1745-6/14 «О независимости Крыма» в собственность Республики Крым национализированы:

- предприятия и имущества морского транспорта сферы управления Министерства инфраструктуры Украины и Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, расположенные на территории Республики Крым и г. Севастополя: Государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа»; Государственные судоходные компании «Керченская паромная переправа, «Керченский морской рыбный порт», «Служба капитана Керченского морского рыбного порта», «Феодосийский морской торговый порт», «Ялтинский морской торговый порт», «Севастопольский морской торговый порт»,

«Севастопольский морской рыбный порт», «Евпаторийский морской торговый порт», Керченский государственный морской технологический университет, Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии; филиалы Государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» и др. (Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. № 1757-6/14 «О национализации предприятий и имущества морского транспорта сферы управления Министерства инфраструктуры Украины и Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя») [7];

- имущество, предприятия, учреждения, организации агропромышленного комплекса, расположенного на территории Республики Крым: Государственный концерн «Национальное производственно-аграрное объединение «Массандра», Государственные предприятия: Никитский ботанический сад - Национальный научный цент, Агрофирма «Магарач», «Таврида», «Судак», «Гурзуф», «Завод шампанских вин «Новый свет»», «Симферопольский винодельческий завод», «Торговый дом «Никитский сад» Никитского ботанического сада - Национального научного центра и др. (Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1836-6/14) [8];

- имущество территориальных органов Государственной экологической инспекции Украины, территориальных органов и государственных предприятий сферы управления Государственной службы геологии и недр Украины, Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, подразделения Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко, расположенное на территории Республики Крым (Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1837-6/14) [9];

- целостные имущественные комплексы предприятий лесного и охотничьего хозяйства сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и иных государственных органов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя (Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1871-6/14) [10];

- имущество территориальных органов Государственного агентства земельных ресурсов Украины, государственных предприятий сферы управления Государственного агентства земельных ресурсов Украины, регионального филиала государственного предприятия сферы управления Государственного агентства земельных ресурсов Украины, территориального органа Государственной инспекции сельского хозяйства Украины, расположенных на территории Республики Крым (Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1872-6/14) [11];

- предприятия, организации и имущество сферы управления Государственного агентства водных ресурсов Украины, водные объекты (водохранилища), расположенные на территории Республики Крым (Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 04 апреля 2014 года № 1948-6/14) [12];

- учебные заведения, научные, научно-технические, научно-исследовательские учреждения, расположенные на территории Республики Крым: Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Государственное учреждение «Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского», Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, Крымский юридический институт Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого, обособленное структурное подразделение «Крымский институт права Национального университета «Одесская юридическая академия» и др. (Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2042-6/14 [13], Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2079-6/14; Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2029-6/14);

- имущество санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном и водном транспорте, расположенные на территории Республики Крым (Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 20266/14) [14];

- имущество территориальных органов, предприятий, учреждений сферы управления Государственного агентства рыбного хозяйства Украины, расположенного на территории Республики Крым (Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2084-6/14); иное имущество органов и учреждений Украины, расположенных на территории Республики Крым.

С учетом вышеперечисленных, в период с 17 марта 204 года по 30 апреля 2014 года Государственным Советом было принято принято17 Постановлений по вопросам национализации.

В соответствии с частью 3 статьи 7, статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [3], статьями 75, 76 Конституции Республики Крым [4] Государственный Совет Республики Крым своим Постановлением от 30 апреля 2014 г. № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» [15] установил, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему Постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.

В развитие статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ был принят Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК [16]).

Статьей 2 Закона Республики № 38-ЗРК права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовав-

шими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым; земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.

Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

19 января 2015 года Законом Республики Крым № 72-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 72-ЗРК/2015) абзац 1 пункта 2 статьи 2 изложен в новой редакции: «Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона» от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», «на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым».

Статьей 1 вышеуказанного Закона № 72-ЗРК/2015 Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» также дополнен статьей 2-1.

Согласно абзацев 1, 2 пункта 1 вышеуказанной статьи 2-1 право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, следует считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О независимости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 «О незави-

симости Крыма» в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

В соответствии с абзацем 3 части 1 вышеуказанной статьи 2-1 право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым».

Согласно пункта 2 статьи 2-1 земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 статьи 2-1, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» государственная регистрация прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 статьи 2-1, осуществляется на основании выписок из Реестра имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Постановлением Совета министров Республики Крым от 14 мая 2014 года № 89 (в редакции от 6 августа 2014 года) «О вопросах учета имущества, находящегося в собственности Республики Крым (вместе с Положением об учете имущества, находящегося в собственности Республики Крым»)» и приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 11 августа 2014 года № 9 «Об организации работы по учету имущества, находящегося в собственности Республики Крым».

На сегодняшний день сложилась судебная практика применения нормы абзаца 3 части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3РК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Так, по делам об оспаривании пунктов Перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к общему выводу, что подобные дела необходимо рассматривать в исковом производстве в связи с наличием спора о праве (к указанному выводу пришли арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций по делам: № А83-3233/2014, № А83-3635/2014, № А83-1072/2015, № А83-1238/2015, № А83-1658/2015, № А83-1840/2015, А83-1772/2015, № А83-1643/2015).

Также следует отметить, что по судебным делам по исковым заявлениям о признании права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в Перечне имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций применили положения абзаца 3 части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-

3РК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (решения арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делам: № А83-5014/2015, № А83-4995/2015, № А83-4997/2015, № А83-5009/2015, № А83-4991/2015).

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации [17] установлено, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 Гражданского Кодекса Российской Федерации, т.е. в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Следует также отметить, что отношения, связанные с компенсацией стоимости имущества в связи с прекращением права собственности у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 г. № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», урегулированы:

- законом Республики Крым от 30 декабря 2016 года № 345-ЗРК/2016 «Об особенностях регулирования в Республике Крым отдельных имущественных отношений» [18], Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 марта 2017 года № 109 «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым» [19];

- постановлениями Совета министров Республики Крым:

от 12 мая 2017 года № 250 «Об утверждении формы соглашения о выплате компенсации стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» [20];

от 12 мая 2017 года № 251 «Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом проверки достоверности представленных документов для получения компенсации стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Рес-

публики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» [21];

от 09 июня 2017 года № 306 «Об утверждении Методики расчета суммы компенсации стоимости имущества, подлежащей выплате в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» [22];

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 11 апреля 2017 года № 533«Об утверждении формы заявления о получении компенсации стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» [23].

Исходя из изложенного, в результате проведенного анализа законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения по возникновению права собственности на земельные участки Республики Крым:

- порядок возникновения права собственности на земельные участки Республики Крым, находившиеся на территории Республики Крым до 17 марта 2014 года реализован нормами:

в период с 17 марта 204 года по 30 апреля 2014 года - 17 Постановлениями Государственного Совета Республики Крым по вопросам национализации, принятыми на основании Постановления № 1745-6/14;

с 19 января 2015 года - статьями 2, 2-1 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в системной взаимосвязи со статьей 12.1 Закона № 6-ФКЗ подлежащими преимущественному применению на территории Республики Крым по отношению к Земельному и Гражданскому кодексам Российской Федерации (до 01 января 2019 года);

- право собственности на земельные участки, включенные в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня их включения в данный Перечень;

- указанные земельные участки подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым;

- государственная регистрация прав на указанные земельные участки осуществляется на основании выписок из Реестра имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Постановлением Совета министров Республики Крым;

- отношения, связанные с компенсацией стоимости данных земельных участков в связи с прекращением права собственности у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на них, включенные в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением № 2085-6/14, урегулированы;

- все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

При этом изложенные нормы дополняют статьи 235, 306 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут рассматриваться как нарушающие требования части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации.

Список литературы:

1. Донская Л.Д. Правовые аспекты национализации в Крыму / Л.Д. Донская // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016.

- Т. 2 (68). № 1. - С. 145-151.

2. Елькин С.В. Особенности правового регулирования земельных отношений на территории Республики Крым: практика Конституционного суда Российской Федерации / С.В. Елькин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). - № 1. - С. 255-263.

3. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СПС Кон-сультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 160618/.

4. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года) // Крымские известия. - № 68(5479). - 12.04.2014.

5. О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым : Закон Республики Крым от 15 мая 2014 года № 2-ЗРК // Крымские известия. - № 94(5505). -21.05.2014.

6. О независимости Крыма : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 // Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым, 2014.

- № 3. - часть 1.

7. О национализации предприятий и имущества морского транспорта сферы управления Министерства инфраструктуры Украины и Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. № 1757-6/14 // Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым. - 2014. - № 3 - часть 1.

8. О национализации имущества предприятий, учреждений, организаций агропромышленного комплекса, расположенных на территории Республики Крым : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1836-6/14 // Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым. - 2014. - № 3 - часть 2.

9. О национализации имущества предприятия, учреждения, организации агропромышленного комплекса, расположенного на территории Республики Крым : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1836-6/14. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/23700758/.

10. О национализации территориальных органов, предприятий и имущества сферы управления Министерства экологии и природных ресурсов и иных государственных органов, предприятий, расположенных на территории Республики Крым : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 г. № 1837-6/14 // Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым. - 2014. - № 3 - часть 2.

11. О национализации территориальных органов предприятий, ти имущества сферы управления Государственного агентства земельных ресурсов Украины и иных государственных органов,

предприятий расположенных на территории Республики Крым : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1872-6/14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimea.regnews.org/doc/hq/05.htm

12. О национализации предприятий, организаций и имущества сферы управления Государственного агентства водных ресурсов Украины, расположенных на территории Республики Крым : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 04 апреля 2014 г. № 1948-6/14 // Крымские известия. - 2014. - № 98-99 (5509-5510).

13. О национализации учебных заведений, научных, научно-технических, научно-исследовательских учреждений, предприятий, расположенных на территории Республики Крым : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2042-6/14 // Крымские известия. - 2014. - № 105-106 (5516-5517).

14. О национализации имущества санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном и водном транспорте : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2026-6/14 // Крымские известия. - 2014. - № 113-114 (5524-5525).

15. О вопросах управления собственностью Республики Крым : Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014. № 2085-6/14 // Крымские известия. - 2014. - № 90 (5501).

16. Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым : Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЭРК // Крымские известия. - 2014. - № 153 (5564).

17. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32 (05.12.1994). - Ст. 3301.

18. Об особенностях регулирования в Республике Крым отдельных имущественных отношений : Закон Республики Крым от 30 декабря 2016 года № 345-ЭРК/2016 // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. - 2017. - № 1.

19. Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым : Постановление Совета министров Республики Крым от 6 марта 2017 года № 109. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

20. Об утверждении формы соглашения о выплате компенсации стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым : Постановление Совета министров Республики Крым от 12 мая 2017 года № 250. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

21. Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом проверки достоверности представленных документов для получения компенсации стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» : Постановление Совета министров Республики Крым от 12 мая 2017 года № 251. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

22. Об утверждении Методики расчета суммы компенсации стоимости имущества, подлежащей выплате в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 20856/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» : Постановление Совета министров Республики Крым от 09 июня 2017 года № 306. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

23. Об утверждении формы заявления о получении компенсации стоимости имущества в связи с прекращением у прежнего правообладателя и возникновением у Республики Крым права собственности на такое имущество, включенное в Перечень имущества, учитываемого как

собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» : Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 11 апреля 2017 года № 533. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

Elkin Sergey. Legal support for the emergence of property rights on land plots of the Republic of Crimea (convertation to state property) // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 3 (69). № 3. - Р. 200-212.

In the article the features of the legislative providing of origin of right of госу-дарственной ownership are examined on lot lands of Republic of Crimea (an appeal in a public domain is "nationalization"). Being base on that, an author grounds, that order, осно-вания origins of this right, relations, related to indemnification of cost of these lot lands in connection with stopping of right of ownership for a former legal owner and origin at Republic of Crimea the ownership rights on them, plugged in List of the property taken into account as property of Republic of Crimea, are well-regulated the current legislation of Republic of Crimea.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: nationalization, appeal to state property, property of the Republic of Crimea, state Council of the Republic of Crimea, land

Spisok literaturyi:

1. Donskaya L.D. Pravovye aspekty nacionalizacii v Krymu / L.D. Donskaya // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo YUridicheskie nauki. - 2016. - T. 2 (68). № 1. - S. 145-151.

2. El'kin S.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya zemel'nyh otnoshenij na territorii Respubliki Krym: praktika Konstitucionnogo suda Rossijskoj Federacii / S.V. El'kin // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo YUridiche-skie nauki. - 2017. - T. 3 (69). - № 1. - S. 255-263.

3. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 21 marta 2014 goda № 6-FKZ «O prinyatii v Rossij-skuyu Federaciyu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novyh sub"ektov - Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya» // SPS Kon-sul'tantPlyus: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160618/.

4. Konstituciya Respubliki Krym (prinyata Gosudarstvennym Sovetom Respubliki Krym 11 ap-relya 2014 goda) // Krymskie izvestiya. - № 68(5479). - 12.04.2014.

5. O Gosudarstvennom Sovete Respubliki Krym - Parlamente Respubliki Krym : Zakon Res-publiki Krym ot 15 maya 2014 goda № 2-ZRK // Krymskie izvestiya. - № 94(5505). - 21.05.2014.

6. O nezavisimosti Kryma : Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 17 marta 2014 goda № 1745-6/14 // Sbornik normativno-pravovyh aktov Respubliki Krym, 2014. - № 3. - chast' 1.

7. O nacionalizacii predpriyatij i imushchestva morskogo transporta sfery upravleniya Mini-sterstva infra-struktury Ukrainy i Ministerstva agrarnoj politiki i prodovol'stviya Ukrainy, raspolozhennyh na territorii Respubliki Krym i g. Sevastopolya : Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 17 marta 2014 g. № 1757-6/14 // Sbornik nor-mativno-pravovyh aktov Respubliki Krym. - 2014. - № 3 - chast' 1.

8. O nacionalizacii imushchestva predpriyatij, uchrezhdenij, organizacij agropromyshlennogo kompleksa, raspolozhennyh na territorii Respubliki Krym : Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 26 marta 2014 goda № 1836-6/14 // Sbornik normativno-pravovyh aktov Respubliki Krym. - 2014. - № 3 -chast' 2.

9. O nacionalizacii imushchestva predpriyatiya, uchrezhdeniya, organizacii agropromyshlennogo kompleksa, raspolozhennogo na territorii Respubliki Krym : Postanovlenie Gosudarstven-nogo Soveta Respubliki Krym ot 26 marta 2014 goda № 1836-6/14. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/23700758/.

10. O nacionalizacii territorial'nyh organov, predpriyatij i imushchestva sfery upravleniya Ministerstva ehkologii i prirodnyh resursov i inyh gosudarstvennyh organov, predpriyatij, raspolozhennyh na territorii Respubliki Krym : Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 26 marta 2014 g. № 18376/14 // Sbornik normativno-pravovyh aktov Respubliki Krym. - 2014. - № 3 - chast' 2.

11. O nacionalizacii territorial'nyh organov predpriyatij, ti imushchestva sfery upravleniya Gosudarstvennogo agentstva zemel'nyh resursov Ukrainy i inyh gosudarstvennyh organov, predpriyatij raspolozhennyh na territo-

EnbKun C. B.

rii Respubliki Krym : Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 26 marta 2014 goda № 1872-6/14. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://crimea.regnews.org/doc/hq/05.htm

12. O nacionalizacii predpriyatij, organizacij i imushchestva sfery upravleniya Gosudarstvennogo agentstva vodnyh resursov Ukrainy, raspolozhennyh na territorii Respubliki Krym : Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 04 aprelya 2014 g. № 1948-6/14 // Krymskie izvestiya. - 2014. - № 98-99 (55095510).

13. O nacionalizacii uchebnyh zavedenij, nauchnyh, nauchno-tekhnicheskih, nauchno-issledovatel'skih uchrezhdenij, predpriyatij, raspolozhennyh na territorii Respubliki Krym : Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 11 aprelya 2014 goda № 2042-6/14 // Krymskie izvestiya. - 2014. - № 105-106 (5516-5517).

14. O nacionalizacii imushchestva sanitarno-ehpidemiologicheskoj sluzhby na zheleznodorozhnom i vodnom transporte : Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 11 aprelya 2014 goda № 2026-6/14 // Krymskie izvestiya. - 2014. - № 113-114 (5524-5525).

15. O voprosah upravleniya sobstvennost'yu Respubliki Krym : Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 30 aprelya 2014. № 2085-6/14 // Krymskie izvestiya. - 2014. - № 90 (5501).

16. Ob osobennostyah regulirovaniya imushchestvennyh i zemel'nyh otnoshenij na territorii Respubliki Krym : Zakon Respubliki Krym ot 31 iyulya 2014 goda № 38-ZRK // Krymskie izvestiya. - 2014. - № 153 (5564).

17. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1994. - № 32 (05.12.1994). - St. 3301.

18. Ob osobennostyah regulirovaniya v Respublike Krym otdel'nyh imushchestvennyh otnoshenij : Zakon Respubliki Krym ot 30 dekabrya 2016 goda № 345-ZRK/2016 // Vedomosti Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym. - 2017. - № 1.

19. Ob opredelenii upolnomochennogo ispolnitel'nogo organa gosudarstvennoj vlasti Respubliki Krym : Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 6 marta 2017 goda № 109. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

20. Ob utverzhdenii formy soglasheniya o vyplate kompensacii stoimosti imushchestva v svyazi s prekrash-cheniem u prezhnego pravoobladatelya i vozniknoveniem u Respubliki Krym prava sobstvennosti na takoe imushchestvo, vklyuchennoe v Perechen' imushchestva, uchityvaemogo kak sobstvennost' Respubliki Krym : Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 12 maya 2017 goda № 250. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

21. Ob utverzhdenii Poryadka osushchestvleniya upolnomochennym organom proverki dostovernosti pred-stavlennyh dokumentov dlya polucheniya kompensacii stoimosti imushchestva v svyazi s prekrashcheniem u prezhnego pravoobladatelya i vozniknoveniem u Respubliki Krym prava sobstvennosti na takoe imush-chestvo, vklyuchennoe v Perechen' imushchestva, uchityvaemogo kak sobstvennost' Respubliki Krym, utver-zhdennyj postanovleniem Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 30 aprelya 2014 goda № 2085-6/14 «O voprosah upravleniya sobstvennost'yu Respubliki Krym» : Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 12 maya 2017 goda № 251. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

22. Ob utverzhdenii Metodiki rascheta summy kompensacii stoimosti imushchestva, podlezhashchej vyplate v svyazi s prekrashcheniem u prezhnego pravoobladatelya i vozniknoveniem u Respubliki Krym prava sobstvennosti na takoe imushchestvo, vklyuchennoe v Perechen' imushchestva, uchityvaemogo kak sobstven-nost' Respubliki Krym, utverzhdennyj postanovleniem Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 30 aprelya 2014 goda № 2085-6/14 «O voprosah upravleniya sobstvennost'yu Respubliki Krym» : Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 09 iyunya 2017 goda № 306. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

23. Ob utverzhdenii formy zayavleniya o poluchenii kompensacii stoimosti imushchestva v svyazi s prekrashcheniem u prezhnego pravoobladatelya i vozniknoveniem u Respubliki Krym prava sobstvennosti na takoe imushchestvo, vklyuchennoe v Perechen' imushchestva, uchityvaemogo kak sobstvennost' Respubliki Krym, utverzhdennyj postanovleniem Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 30 aprelya 2014 goda № 2085-6/14 «O voprosah upravleniya sobstvennost'yu Respubliki Krym» : Prikaz Ministerstva imushchestven-nyh i zemel'nyh otnoshenij Respubliki Krym ot 11 aprelya 2017 goda № 533. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://rk.gov.ru/rus/docs/post/post1.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.