Научная статья на тему 'Правовые аспекты национализации в Крыму'

Правовые аспекты национализации в Крыму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
560
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОТЧУЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Донская Л. Д.

В работе исследуется законность обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация) на территории Республики Крым. Сделан вывод, что Государственный Совет Республики Крым сохранил ряд полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, в том числе по внесению изменений, дополнений, отмене нормативных актов Республики Крым и признанию их утратившим силу. Акцентируется внимание на том, что государство представило Республике Крым право принимать отличные от федеральных нормативных правовых акты, которыми на территории Республики Крым могут быть урегулированы имущественные отношения, в том числе правоотношения по принудительному отчуждению государством имущества у физических и юридических лиц. Прослежена логическая последовательность принятия нормативных правовых актов, дающих юридическое основание для национализации. Сделан вывод,что нормативные правовые акты, регулирующие указанную проблему, приняты на основании Конституции Российской Федерации и не противоречат ей. Указывается, что значительный правотворческий опыт Республики Крым по данному вопросу может быть использован в процессе разработки и принятии специального закона о национализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Донская Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты национализации в Крыму»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 1. - С. 145-151.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 347.1

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В КРЫМУ

Донская Л. Д.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В работе исследуется законность обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация) на территории Республики Крым. Сделан вывод, что Государственный Совет Республики Крым сохранил ряд полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, в том числе по внесению изменений, дополнений, отмене нормативных актов Республики Крым и признанию их утратившим силу. Акцентируется внимание на том, что государство представило Республике Крым право принимать отличные от федеральных нормативных правовых акты, которыми на территории Республики Крым могут быть урегулированы имущественные отношения, в том числе правоотношения по принудительному отчуждению государством имущества у физических и юридических лиц.

Прослежена логическая последовательность принятия нормативных правовых актов, дающих юридическое основание для национализации. Сделан вывод,что нормативные правовые акты, регулирующие указанную проблему, приняты на основании Конституции Российской Федерации и не противоречат ей.

Указывается, что значительный правотворческий опыт Республики Крым по данному вопросу может быть использован в процессе разработки и принятии специального закона о национализации.

Ключевые слова национализация, нормативный правовой акт, Республика Крым, имущественные правоотношения, отчуждение имущества, юридические лица, физические лица.

Известный русский ученый Шершеневич Г. Ф. в учебнике «Курс гражданского права» писал, что принудительное возмездное отчуждение собственности возможно только со стороны государственной власти и ввиду общеполезной цели, уточняя, что вопрос об общеполезности в каждом отдельном случае не юридический, а политический [1].

Статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает ограниченный перечень оснований для принудительного изъятия имущества у собственника, что гарантирует защиту прав и охраняемых законом интересов собственника и исключает случаи произвола со стороны государства.

Этот перечень следует учитывать при рассмотрении любых спорных ситуаций, решения по которым могут предполагать отчуждение имущества у собственника.

Тема национализации редко появляется на страницах научных журналов и продолжает быть неразработанной проблемой со стороны гражданско-правовой науки [3]. Тем не менее к вопросу национализации обращались такие ученые, как: Белов В. А., Губин Е. П., Скловский К. И., А. И. Щенникова.

145

Мониторинг объектов собственности и собственников в Республике Крым показал, что значительная часть объектов права собственности, обеспечивающих функционирование жизнедеятельности Республики Крым, имеющих особую социальную, культурную и историческую ценность, оказались в собственности иностранных граждан и юридических лиц, что создавало, с учетом международной и политической обстановки, реальную угрозу экономике Крыма, жизни и здоровью граждан.

В. А. Белов писал, что одной из целей национализации является обеспечение надежного функционирования соответствующего сектора экономической системы в экстремальных условиях [3].

И хотя А. В. Щенникова считает, что «упомянутая в кодифицированном гражданском законе национализация является неработающей конструкцией, поскольку не принят необходимый и специальный федеральный закон [2], пример Республики Крым доказал, что отсутствие специального закона о национализации не является препятствием для создания нормативной базы Республики Крым в рамках Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ, обеспечивающих законность процесса национализации.

Указанные проблемы определяют актуальность данной темы на современном этапе.

Постановлением от 17 марта 2014 года №1745-6/14 «О независимости Крыма» Верховная Рада Автономной Республики Крым, исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 г., которое показало, что народы Крыма высказались за вхождение в состав России и, следовательно, за выход из состава Украины и создание независимого государства, руководствуясь Декларацией о независимости Республики Крым, принятой на внеочередном пленарномзаседании Верховного Совета Автономной Республики Крым 11 марта 2014 года и внеочередном пленарном заседании Севастопольского городского Совета 11 марта 2014 года, провозглашено независимое суверенное государство -Республика Крым, в котором город Севастополь имеет особый статус.

Пунктом 8 вышеуказанного Постановления установлено, что Республика Крым в лице Верховной Рады Автономной Республики Крым обращается к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 г. №1747-6/14 «Об уполномоченных на подписание межгосударственного договора» Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Константинов В. А. и Председатель Совета министров Автономной Республики Крым Аксенов С. В. были уполномочены подписать межгосударственный договор о принятии Республики Крым и города с особым статусом Севастополя в Российскую Федерацию.

Частью 2 статьи 9 Договора установлено, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях, соответственно, Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или принятия соответствующего нормативного правового акта

146

Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

Постановлением от 17 марта 2014 г. №1746-6/14 «О представительном органе Республики Крым» Государственный Совет Республики Крым определил в связи с выходом из состава Украины и провозглашением Республики Крым независимым государством именовать представительный орган Республики Крым Государственным Советом Республики Крым Парламентом Республики Крым со дня провозглашения независимости Республики Крым.

В соответствии с пунктами 1-3 Постановления Государственного Совета от 17 марта 2014 г. №1748-6/14 «О правопреемстве Республики Крым» с момента провозглашения Республики Крым как независимого суверенного государства высшим органом власти Республики Крым является Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым в депутатском составе шестого созыва Верховной Рады Автономной Республики Крым со сроком полномочий до сентября 2015 г.

До принятия Конституции Республики Крым на территории Республики Крым действовала Конституция Автономной Республики Крым 1998 г. При этом нормативно-правовые и иные акты органов власти Автономной Республики Крым, принятые до провозглашения Республики Крым независимым суверенным государством, являются действующими на территории Республики Крым и соответствующих регионов в части, не противоречащей интересам Республики Крым.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым от 1998 г. к компетенции Верховной Рады Автономной Республики Крым относится принятие Конституции Автономной Республики Крым и представление ее на утверждение Верховной Рады Украины, нормативных правовых актов, внесение в установленном порядке изменений и дополнений в них, разъяснение порядка их применения; определение порядка и обеспечение контроля за исполнением Конституции Автономной Республики Крым и нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым в пределах ее компетенции.

Согласно статье 75 Конституции Республики Крым от 2014 г., к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие Конституции Республики Крым, законов Республики Крым, внесение в них изменений; толкование Конституции Республики Крым, законов Республики Крым; принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым и внесение в них изменений.

Указанное выше свидетельствует о том, что согласно нормативным правовым актам Республики Крым, компетенция на принятие которых подтверждена вышеназванным Договором, высший представительный орган Автономной Республики Крым фактически был переименован в Государственный Совет Республики Крым, и став представительным (в последующем законодательным) органом Республики Крым, сохранил ряд полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, в том числе по внесению изменений, дополнений, отмене актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и признанию их утратившим силу.

147

Статьей 95 Конституции Республики Крым установлено, что до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных действующей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно положениям части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона, от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ до 1 января 2017 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Данная норма Закона №6-ФЗ не ограничивает право Госсовета по регулированию своими нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а лишь устанавливает условие, при котором такое регулирование может быть осуществлено.

Таким образом, государство, воспользовавшись правом, предоставленным Конституцией Российской Федерации, приняв Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 №6-ФКЗ, урегулировала гражданские правоотношения, в том числе имущественные, и предоставила Республике Крым право принимать отличные от федеральных нормативные правовые акты, которыми на территории Республики Крым могут быть урегулированы имущественные правоотношения (в том числе правоотношения по принудительному отчуждению государством имущества у физических и юридических лиц), только при условии, что такие акты Республики Крым будут согласованы с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, из чего следует, что федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы, и подлежат преимущественному применению.

Итак, в случае принятия в развитие статьи 12.1 Закона №6-ФКЗ, органами государственной власти Республики Крым нормативных правовых актов,

148

регулирующих имущественные правоотношения, эти акты будут подлежать преимущественному применению, в том числе, в отношении Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденного федеральным законом.

Госсоветом по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации (письмо Минэкономразвития России от 24.11.2014 г. № 29032-ПК/Д234) принят Закон Республики Крым от 19.01.2015 №72-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым (далее -Закон № 72-ЗРК). Статьей 1 Закона №72-ЗРК Закон Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК) дополнен статьей 2-1, в соответствии с абзацем 3 части 1 которой право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня внесения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Госсовета от 30.04.2014 №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым». Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, указанный в Приложении к постановлению, является окончательным и не подлежит дополнению путем включения в него новых объектов начиная с 1 марта 2015 года, за исключением земельных участков, в том числе ранее образованных, на которых расположено включенное в него недвижимое имущество, а также случаев уточнения данных относительно имущества, указанного в Перечне.

Из вышеуказанного следует, что в данном случае преимущественному применению подлежит Закон №72-ЗРК как принятый в развитие статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ.

8 августа 2014 г. Государственным Советом Республики Крым принят Закон № 47-ЗРК «Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым», который определяет механизм выкупа для нужд Республики Крым имущества, расположенного на территории Республики Крым и принадлежащего на праве собственности физическим или юридическим лицам.

Действие Закона №47-ЗРК распространяется на общественные отношения, связанные с выкупом имущества для нужд Республики Крым. Выкуп имущества в соответствии с настоящим Законом осуществляется в случаях, связанных: с необходимостью предотвращения угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым; с необходимостью обеспечения функционирования объектов жизнедеятельности; с необходимостью эвакуации людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств. Выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Советом министров Республики Крым, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества. Размер возмещения устанавливается Советом министров Республики Крым на основании отчета об оценке, подготовленного субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 2 Закона № 47-ЗРК).

Статьей 3 Закона №47-ЗРК предусмотрено, что перечень имущества, подлежащего выкупу, утверждается Советом министров Республики Крым.В перечень входят 255 объектов. Из них значительное количество - объекты

149

социального назначения и жизнеобеспечения Республики Крым: ялтинское учебно-производственное предприятие Украинского товарищества слепых, имущество Симферопольской городской общественной организации «Симферопольский авиаспортклуб общества содействия обороне Украины», объекты системы газоснабжения, здания автовокзалов, котельные, рынки, АЗС.

Абзацем 4, 5 статьи 5 Закона № 47-ФКЗ установлено, что собственник выкупаемого имущества считается уведомленным со дня опубликования информации в средствах массовой информации. Для обеспечения стабильного и безаварийного функционирования организаций, оказывающих влияние на жизнеобеспечение, оборону и безопасность Республики Крым, на период до завершения процедуры выкупа объекта может применяться процедура назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией.

Как предусмотрено статьей 7 данного закона, выкупленное имущество переходит в собственность Республики Крым. Орган управления выкупленным имуществом определяется Советом министров Республики Крым.

Таким образом, указанным законом Совету министров Республики Крым предоставлены полномочия по принятию решения о выкупе имущества по предложению уполномоченных органов, по принятию решения о применении процедуры назначения временной администрации по управлению соответствующей организацией, по определению порядка и сроков осуществления выкупа имущества.

Изложенное дает основание для вывода о том, что проведенная в Республике Крым национализация была необходима, создана достаточная нормативно-правовая база для законного и эффективного проведения национализации, что, однако, не устраняет актуальности принятия специального закона.

Список литературы

1. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. - Тула: Автограф, 2001. - С. 720.

2. Белов В. А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность // Законодательство. - 1999. - № 2.3. - С. 12-22.

3. Щенникова Л. В. Гражданско-правовая наука о национализации // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 4. - С. 179-186.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 31.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ(ред. от 31.01.2016).

6. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014) // Крымские известия. - № 68(5479), 12.04.2014.

7. Постановление Верховной Рады АРК «О независимости Крыма» от 17.03.2014 № 1745- 6/14 // Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым, № 3, часть 1, 08.05.2014.

8. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1747-6/14 «Об уполномоченных на подписание межгосударственного договора» // Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым. - 2014, № 3, часть 1, 08.05.2014.

9. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 «О представительном органе Республики Крым» // Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым. - 2014, № 3, часть 1,08.05.2014.

10. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 «О правопреемстве Республики Крым»// Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым, 2014, № 3, часть 1,08.05.2014.

11. Закон Республики Крым от 30 июля 2014 № 38-ЗРК«Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» // Крымские известия, № 153, 01.08.2014.

12. Закон Республики Крым от 08.08.2014 № 47-ЗРК «Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым» // Крымские известия, № 160, 12.08.2014.

150

13. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» (вместе с «Перечнем имущества, учитываемого как собственность Республики Крым») (с изм. и доп., вступающими в силу со дня официального опубликования Постановления Государственного Совета Республики Крым от 25.12.2015 № 928-1/15) // Крымские известия. - № 90 (5501), 16.05.2014.

Donskaya L. D. Legal aspects of nationalization in the Crimea // Scientific notes of VI. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - T. 2 (68). № 1. - P. 145-151.

In the work legality of the address to state ownership of the property which is in property of citizens and legal entities (nationalization) in the territory of the Republic of Crimea is investigated. The conclusion is drawn that the State Council of the Republic of Crimea has kept a number of powers of the VerkhovnaRada of the Autonomous Republic of Crimea, including on modification, additions, avoidance of normative acts of the Republic of Crimea and recognition them become invalid. The attention is focused that the state has afforded a right to the Republic of Crimea to adopt distinct from federal standard legal acts by which in the territory of the Republic of Crimea the property relations, including legal relationship on compulsory alienation of property by the state at natural and legal entities can be settled.

The logical sequence of adoption of the regulations giving a legislative basis for nationalization is tracked. The conclusion is drawn that the regulatory legal acts regulating the specified problem have been adopted on the basis of the Constitution of the Russian Federation and don't contradict her.

It is specified that considerable law-making experience of the Republic of Crimea on the matter can be used in the course of development and adoption of the special law on nationalization.

Keywords: nationalization, regulatorylegal act, Republic of Crimea, property legal relationship, alienation of property, legal entities, natural persons.

Spisok literatury:

1. Shershenevich G. F. Kursgrazhdanskogoprava. - Tula: Avtograf, 2001. - S. 720.

2. Belov V. A. Nacionalizacija v rossijskomgrazhdanskomprave: istorija i sovremennost' // Zakonodatel'stvo. - 1999. №2.3. - S. 12-22.

3. Shhennikova L. V. Grazhdansko-pravovajanauka o nacionalizacii // Vestnik Permskogo universiteta. -2012. - №4. - S. 179-186.

4. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetompopravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 31.12.2008 №6-FKZ, ot 30.12.2008 №7-FKZ, ot 05.02.2014 №2-FKZ, ot 21.07.2014 №11-FKZ) // Sobraniezakonodatel'stva RF, 04.08.2014, N 31, st. 4398.

5. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 31.01.2016).

6. Konstitucija Respubliki Krym (prinjata Gosudarstvennym Sovetom Respubliki Krym 11.04.2014) // Krymskie izvestija, № 68(5479), 12.04.2014.

7. Postanovlenie Verhovnoj Rady ARK «O nezavisimostiKryma» ot 17.03.2014 № 1745- 6/14 // Sbornik normativno-pravovyh aktov Respubliki Krym, № 3, chast' 1, 08.05.2014.

8. Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krymot 17.03.2014 № 1747-6/14 «Obu-polnomochennyhnapodpisaniemezhgosudarstvennogodogovora» // Sborni knormativno-pravovyh aktov Respubliki Krym, 2014, № 3, chast' 1, 08.05.2014.

9. Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krymot 17.03.2014 «O predstavitel'nom organe Respubliki Krym» // Sborniknormativno-pravovyh aktov Respubliki Krym. - 2014, № 3, chast' 1, 08.05.2014.

10. Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krym ot 17.03.2014 «O pravopreemstve Respubliki Krym» // Sbornik normativno-pravovyh aktov Respubliki Krym, 2014, № 3, chast' 1, 08.05.2014.

11. ZakonRespublikiKrymot 30 ijulja 2014 № 38-ZRK «Obosobennostjahregulirovanijaimushhestvennyh i zemel'nyhotnoshenijnaterritoriiRespublikiKrym» // Krymskieizvestija, N 153, 01.08.2014.

12. Zakon Respubliki Krymot 08.08.2014 №47-ZRK «Ob osobennostjah vykupaimushhestva v Respublike Krym» // Krymskie izvestija, N 160, 12.08.2014.

13. Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krymot 30 aprelja 2014 № 2085-6/14 «O voprosah upravlenija sobstvennost'ju Respubliki Krym» (vmeste s "Perechnemimushhestva, uchityvaemogo kak sobstvennost' Respubliki Krym") (s izm. i dop., vstupajushhimi v silusodnja oficial'nogo opublikovanija Post-anovlenija Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Krymot 25.12.2015 № 928-1/15) // Krymskie izvestija", № 90(5501), 16.05.2014.

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.