А.В. Павлинов"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ДРУГИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСЧЕРПАНЫ ЛИ РЕСУРСЫ?
Вопросы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом и другими проявлениями экстремистской деятельности формируют повестку обсуждений не только узким кругом специалистов, но и гражданским обществом в целом.
Говоря о социальной обусловленности наращивания превентивно-карательного антиэкстремистского потенциала, прежде всего УК РФ, отметим, что его следует рассматривать через призму не только ситуации в Северо-Кавказском регионе, продолжающихся террористических актов в крупных городах страны (Москва, Волгоград), но и потенциальной радикализации протестных настроений на территории всей России в условиях обострения очередного экономического кризиса. Отрабатываемая на Украине технология государственных переворотов заставляет задуматься о дополнительных мерах по обеспечению общественной и государственной безопасности.
За три последних года (с декабря 2010 г. по декабрь 2013 г.) было принято четыре федеральных закона, изменивших и дополнивших УК РФ в части противодействия экстремистской деятельности и терроризму1. Их анализ позволяет констатировать последовательное усиление уголовной ответственности за подобные про-
* Профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент.
1 См.: Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. № 352-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6610; Федеральный закон от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4598; Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362; Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 44. Ст. 5641.
123
Труды Института государства и права Российской академии наук. № 3/2014
явления: через ужесточение санкций за существующие противоправные деяния путем введения новых специальных норм, индивидуализирующих наказание.
В начале 2014 г. законодатель рассмотрел четыре законопроекта, в одном из которых предусмотрено увеличение сроков лишения свободы за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и за возбуждение ненависти или вражды (ст. 282), в том числе через средства массовой информации. В настоящее время наказание по ч. 2 ст. 280 уже достигает пяти лет лишения свободы. Напомним, что минимальный срок наказания в виде лишения свободы за так называемое простое убийство составляет шесть лет. Похоже, что законодатели следуют христианской истине: «Нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству»2. Лишь Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в статьи об ответственности за преступления экстремистской направленности включено наказание в виде принудительных работ в качестве альтернативы лишению свободы. Тем не менее с учетом того, что данный вид наказания носит отложенный (до 2017 г.) характер, говорить о смягчении наказания за преступления, предусмотренные ст. 280, 282, 2821, 2822 УК РФ, нельзя.
Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ введена уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 2053 УК РФ), за организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 2054), за организацию деятельности организации, признанной террористической, или участие в ее деятельности (ст. 2055), за участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам РФ (ч. 2 ст. 208). О системном характере данного Закона свидетельствует тот факт, что изменения коснулись не только Особенной части УК РФ, но и Общей. Помимо прочего, за совершение таких преступлений условно-досрочное освобождение может быть применено только
2 Цит. по: Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских.
М., 2009. С. 205.
после фактического отбытия осужденным не менее 3/4 срока назначенного наказания.
Криминализированы публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 2801 УК РФ)3. Данная новелла обусловлена эскалацией в средствах массовой информации сценариев возможности распада России, отделения от нее части территорий, в первую очередь Северного Кавказа, с обоснованиями целесообразности таких событий. Содеянное не охватывалось уголовно-правовым запретом ст. 280 УК РФ, не подпадало под признаки экстремизма. Тем не менее Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека (в том числе права на свободу слова) в целях защиты основ конституционного строя и безопасности государства.
Говоря о зарубежном опыте криминализации - декриминализации подобных действий, отметим, что в декабре 2013 г. «Российская газета» распространила новость: в Англии отменен действовавший в течение более 150 лет запрет на опубликование призывов к упразднению монархии. Но уже спустя несколько дней в прессе появились сообщения о том, что британское министерство юстиции признало ошибку в собственной публикации об отмене запрета на призывы к свержению монархии.
На наш взгляд, следует запретить дискредитацию государства как страны. В какой-то мере аналогом может служить ст. 3691 УК Республики Беларусь.
К имеющим большие шансы быть реализованным относится, в частности, проект федерального закона № 428889-64, в котором предусматриваются изменения УК РФ, связанные с усилением уголовной ответственности за счет его превентивно-карательного потенциала, отмены институтов гуманистической направленности Общей части в отношении террористов, использования других механизмов ужесточения наказания.
3 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6998.
4 См: URL:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=428889-6&02 (дата обращения: 24.012014).
В интересах не только уголовного наказания, но и уголовного преследования за совершение террористического акта в ст. 205 УК РФ предлагается изменить цель совершения преступления, указав в качестве таковой не только «воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями», но и «дестабилизацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления». Такие изменения, как представляется, обусловлены главным образом стремлением не квалифицировать распространенные проявления покушений на представителей республиканской власти как террористические акты. Формально невозможна уголовно-правовая оценка содеянного как террористического акта в тех случаях, когда органы следствия и суда не знают, чего добиваются террористы, каких решений в свою пользу они ждут от властей. Расширение криминального целеполагания в законе автоматически приведет и к расширению масштабности уголовной ответственности, к безусловной возможности преследования причастных к террористическим взрывам на основании ст. 205, даже когда они не делают политических заявлений, не берут на себя ответственность, не афишируют свои требования.
За криминализированные Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ деяния, ответственность за которые установлена в ст. 2053, 2054, 2055 УК РФ, а также за пособничество и организацию преступлений террористической направленности (ст. 205и создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы.
В свое время автором настоящей статьи предлагался иной порядок «трансформации» ст. 208 УК РФ. Сначала следовало бы включить в диспозицию ч. 1 ст. 208 конститутивный признак состава - цель создания незаконного вооруженного формирования. Конкретная формулировка такой цели должна быть адекватна положениям, заложенным в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»5, и соответствовать правоприменительной практике. Такие изменения требуют и пересмотра санкций уголовно-правовых норм, включенных в ст. 208 УК РФ, в сторону их резкого ужесточения.
5 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269. 126
Законодательные меры (прежде всего репрессивные) в борьбе с экстремистской деятельностью не исчерпаны. Для ликвидации террористов сотрудникам спецслужб нужны и правовые основания, необходимы правовые рамки специальных административно-правовых режимов, в том числе контртеррористических операций.
Чрезвычайные, в том числе уголовно-правовые, меры в борьбе с крайними формами экстремизма могут быть востребованы при их одновременном использовании в борьбе с коррупцией - детерминанте антигосударственного экстремизма.
Правовые основания и аргументы для чрезвычайного подхода имеются, а именно:
1) и в настоящий момент УК РФ содержит уголовно-правовые нормы, выходящие за рамки предписаний Основного закона. По сути, ч. 5 ст. 79 УК РФ (в части того, что «лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит») противоречит положению, закрепленному в ч. 3 ст. 50 Конституции РФ (устанавливающей право для каждого осужденного на смягчение наказания);
2) законодательство такого рода может носить и «отлагательный» характер по аналогии с ч. 3 ст. 331 УК РФ (уголовная ответственность за преступления, предусмотренные гл. 33 Кодекса, совершенные в военное время или в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени);
3) опыт зарубежных стран как реакция на проявления антигосударственного экстремизма в социально-политической сфере радикально-оппозиционной направленности и в национально-государственной сфере также свидетельствует о наращивании превентивного воздействия в режиме чрезвычайных мер. Законы о чрезвычайном положении в той или иной форме имеются практически во всех индустриально развитых государствах. Они позволяют осуществлять комплекс экстраординарных мер, в том числе отменять или приостанавливать действие основных конституционных прав и свобод граждан, усиливать уголовную репрессию (с помощью введения новых санкций или повышения ответственности за уже криминализированные деяния), отменять ограничения на использование вооруженных сил и применение мер полицейского физического принуждения.
С учетом отечественного опыта (митинги на Болотной площади в 2011-2012 гг.), проявлений насильственного антигосударственного экстремизма в Украине (в том числе события на Майдане Незалежности в Киеве в начале 2014 г.) принципы реагирования на радикализацию населения, экстремистскую деятельность и терроризм должны быть следующими:
1) законность. Когда нет закона либо закон не действует, общество разрознено, государство разрушается.
В законотворчестве необходимо соблюдать принцип «соразмерности преступления и наказания», учитывать, что чем более серьезно преступление, тем более строгим должно быть наказание.
В связи с этим следует не только градировать ст. 278 и 279 УК РФ в зависимости от посягательств на объекты уголовно-правовой охраны и форм объективной стороны на две части, но и новеллизи-ровать пожизненное лишение свободы в отношении организаторов вооруженного мятежа и лиц, действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Не исключаем возможности введения и применения смертной казни в отношении тех, кто, будучи изолированным от общества (лишенным свободы), способен поставить под угрозу общественную и государственную безопасность (организаторов и идейных вдохновителей мятежей, насильственных захватов власти и террористических актов).
В качестве альтернативы считаем возможным лиц, представляющих угрозу государственной безопасности, лишать гражданства и высылать из страны, поражать в правах (пожизненно запрещать занимать публичные должности и пользоваться правами, полученными в результате свободных выборов). Для реализации этой новеллы потребуется внести соответствующие изменения и дополнения в ст. 47 УК РФ, в законы о государственной службе, о выборах и т.д.
Актуальна ныне и проблема соответствия суровости наказания размеру и характеру вреда, причиненного преступлением, проблема обеспечения неотвратимости полноценного наказания.
Несмотря на декларативные заявления руководителей первого
в мире социалистического государства об ограничении революци-
6
онного террора «минимальнейшим минимумом» в первые годы
6 См.: ЛенинВ.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 355. 128
его существования, советская власть в условиях постоянной террористической угрозы, в период Гражданской войны была вынуждена
7
дважды вводить смертную казнь .
Безусловна аналогия с текущим моментом: отказываться от крайних мер уголовной репрессии (смертная казнь, исключение применения положений Общей части УК РФ, в том числе условно-досрочного освобождения от наказания, амнистии, помилования) в отношении наиболее опасных проявлений экстремизма преждевременно. Пришло время если не пересмотреть, то всесторонне обсудить существующую конституционную иерархию правовых ценностей: человек - общество - государство в условиях государственной виктимности, перекоса в концепции права, сопровождающегося навязыванием прав и свобод меньшинств большинству, отчуждением прав одного человека от прав народа, человека - от государства и человечества.
Правоприменение, вся государственная машина правосудия должна ориентироваться главным образом не столько на строгость наказания, сколько на его неотвратимость;
2) постоянный мониторинг безопасности страны;
3) применение опережающих стратегий и тактик. В Российской Федерации - это партийное строительство, созданная властная вертикаль, воплощаемые антитеррористические и антиэкстремистские стратегии, другие механизмы сохранения государственной и территориальной целостности, пропаганда. В Англии в начале 1930-х гг. - это отвлечение от социальных проблем и противоречий с переключением на массовые зрелища: футбол и пиво стали спасительным профилактическим средством антигосударственного экстремизма и революций. Следует последовательно проводить социально ориентированную, прежде всего экономическую, политику, не допуская возникновения антагонизмов, с тем чтобы, как писал К. Маркс, «социальные эволюции перестали быть политическими революциями»;
4) асимметричность государственного реагирования. Именно данный принцип, наряду с режимом законности, должна была, но не смогла применить украинская власть. Например, как в России: митинги - контрмитинги, объединение сторонников протестов -
7 См.: СУ РСФСР. 1920. № 4-5, 43.
концентрация и расширение числа сторонников власти, насилие -контрнасилие (теракты с массовыми жертвами - ликвидации боевиков).
В отличие от прежней идеи - растить собственных «интеллектуальных убийц» террористов - настало время применять «волшебные пули», которые не ранят и не убивают, а превращают злодеев в добрых людей, умиротворяют агрессивных, перевоспитывают и возрождают к новой жизни. В условиях духовного кризиса, охватившего не только отдельные страны, но и весь мир, даже дети воспитываются в атмосфере нездоровой конкуренции, вражды и экстремизма. Следует сосредоточиться на воспитании подрастающего поколения. И осуществлять это следует силами всего гражданского общества и всех властных структур.
Н.В. Валуйсков ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
Как показывает анализ, состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в России, с одной стороны, и уголовная политика по отношению к преступлениям несовершеннолетних - с другой, находятся в сложной и весьма противоречивой связи.
Основное содержание современной уголовной политики применительно к несовершеннолетним (ювенальной уголовной политики) составляют гуманизация всей системы мер их уголовной от-1
ветственности , а также ужесточение таких мер по отношению к лицам, совершающим преступления, посягающие на жизнь, здоровье,
* Докторант Институт государства и права РАН, кандидат юридических наук. 1 См., например: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4848. 130