Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2513
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИЯ / ДЕПУТАТ / ПОЛНОМОЧИЯ / ПАРЛАМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбенко Павел Дмитриевич

В статье подвергаются анализу определения понятия «законодательная власть», обозначены этапы развития законодательства России. Кроме того, рассмотрены исторические предпосылки реформирования Отечественной системы государственной власти и итоги событий начала 90-х годов. Рассматриваются органы законодательной власти Российской Федерации, определены задачи и полномочия парламентариев, проанализирована нормативная правовая база в части осуществления законодательной деятельности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND LEGAL FOUNDATIONS OF LEGISLATIVE POWER IN MODERN RUSSIA

The article analyzes the definitions of the concept of "legislative power", identifies the stages of development of Russian legislation. In addition, the historical prerequisites for reforming the Domestic system of state power and the results of the events of the early 90s are considered. The legislative authorities of the Russian Federation are considered, the tasks and powers of parliamentarians are defined, the regulatory legal framework regarding the implementation of the legislative activity of the state is analyzed.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ»

22

УДК 342.52

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

© Горбенко Павел Дмитриевич1

1 студент III курса магистратуры Института государственной службы и управления, обучающийся по направлению «Правовое обеспечение государственного и

муниципального управления», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»; г. Москва

В статье подвергаются анализу определения понятия «законодательная власть», обозначены этапы развития законодательства России. Кроме того, рассмотрены исторические предпосылки реформирования Отечественной системы государственной власти и итоги событий начала 90-х годов. Рассматриваются органы законодательной власти Российской Федерации, определены задачи и полномочия парламентариев, проанализирована

нормативная правовая база в части осуществления законодательной

деятельности государства.

Ключевые слова: законодательная власть, Конституция, депутат, полномочия, парламент, Государственная Дума, Совет Федерации.

Статья публикуется в рамках совместного конкурса научных работ журнала «THE NEWMAN IN FOREIGN POLICY», кафедры политологии ИНЭУ Тверского государственного университета и АНО «Центр развития образовательных и исследовательских проектов «Академический Альянс»», как победившая в данном конкурсном отборе, проводимом в рамках научно-исследовательского семинара, состоявшегося 27мая 2022 года.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашей стране действует принцип разделения власти. Статья 10 гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения

на законодательную, исполнительную и

судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». У каждой из ветвей есть определенные задачи, функции и обязательства перед государством. Хотелось бы более подробно остановиться именно на законодательной ветви власти.

Каждый трактует понятие

законодательной власти по-своему.

Так, М.М. Магдилов считает, что «законодательной властью называется деятельность государства по установлению общеобязательных юридических норм, которая осуществляется, как правило,

общегосударственным представительным органом». К.М. Земляк придерживается позиции о том, что «Законодательная власть -это право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать законы - нормативные правовые акты, имеющие после Конституции, .... высшую юридическую силу» Обратив внимание на большой юридический словарь, видим, что законодательная власть - «.одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия».

Можем заметить, что у перечисленных выше определений есть

как различия, так и схожие черты. Исходя из этого, дадим своё определение. Законодательная власть - это самостоятельная ветвь власти, основная задача которой, -деятельность государства, направленная на нормативное правовое регулирование общества и органов государственной власти.

Также отметим, что законодательная ветвь власти необходима для обеспечения некой стабильности на всех уровнях - как на федеральном, так

и на региональном [1].

Можем выделить несколько этапов развития законодательной власти

в России: I этап - Х-ХХ вв.; II этап - 1906-1917 гг.; III этап - 1917-1991 гг.; IV этап - 1993-2020 гг.; V этап - с 15 января 2020 г.

Остановимся более подробно на тех событиях, которые происходили

в России с конца XX века.

После Указа Президента РСФСР № 1400 [2] Бориса Николаевича Ельцина

23

началась поэтапная конституционная реформа, предусматривающая создание Федерального Собрания, включающего в себя две палаты: Государственную Думу и Совет Федерации. В данном указе также были четко прописаны положения о выборах в новые органы государственной власти. Таким образом, Федеральное Собрание Российской Федерации стало законодательным и представительным органом.

Почему же произошли настолько кардинальные изменения в системе государственной власти России?

Истоки подобных изменений следует искать в конце 1980-х гг., когда появились первые попытки демократизации советской политической власти. Эти попытки происходили во время политики перестройки и гласности, провозглашенной М.С. Горбачевым («Горбачёв Михаил Сергеевич - Советский государственный деятель. Последний генеральный секретарь

ЦК КПСС. Первый и последний президент СССР» [3]). Важной задачей явилось повышение роли представительных и законодательных органов государства. Поэтому 1 декабря 1988 г. была проведена конституционная реформа, согласно которой устанавливалась двухуровневая

представительная система. Она состояла из Съезда народных депутатов Советского Союза и Верховного Совета. При этом, Съезд народных депутатов становился высшим органом государственной власти.

Реформистское крыло КПСС наделило Съезд народных депутатов рядом ключевых конституционных полномочий, которые до этого времени принадлежали лишь Верховному Совету СССР и его Президиуму. Связано это было с тем, что Коммунистическая партия любыми способами стремилась усилить элемент народовластия в советской политической системе [4].

После событий августа 1991 года и октября 1993 12 декабря 1993 г. одновременно с выборами депутатов Государственной Думы и депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации I созыва состоялся всенародный референдум по Конституции Российской Федерации. Принятие Конституции стало началом совершенно нового этапа функционировании

законодательной ветви власти.

Отметим основные достижения Конституции 1993 г. в области развития

законодательных органов власти:

1. Понятие «парламент» впервые за всю историю Российского государства закрепилось на конституционном уровне. «Статья 94: Федеральное Собрание -парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации» [5].

2. Закрепление принципа разделения властей. «Статья 10: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [5]. Для качественного развития и укрепления парламентаризма в России, самостоятельность ветвей власти является незыблемой.

3. Парламент рассматривается как орган государственной власти. «Статья 11: Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» [5].

4. Закреплен профессиональный статус депутатов нижней палаты «Статья 97: Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться

на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности» [5].

Заметим, что в Основополагающем законе Российской Федерации нет деления Федерального Собрания на «нижнюю палату» и «верхнюю палату». У каждой палаты - свои исключительные права. Вместе с тем в законотворческом процессе Конституция отводит ведущую роль Государственной Думе, поскольку именно в эту палату вносятся на рассмотрение все без исключения проекты федеральных законов

от различных субъектов законодательной инициативы. После этого, принятые в Думе законопроекты, выносятся на рассмотрение в Совет Федерации, который может либо вернуть законопроект обратно, либо его утвердить и отправить на подпись Президенту. Поэтому формально Государственная дума признается первой или «нижней палатой», а Совет Федерации - «верхней палатой» или второй.

24

Кроме Конституции Российской Федерации деятельность законодательной власти регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных)

и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ, Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Кроме того, деятельность законодательных органов власти регулируется Регламентом Государственной Думы, Регламентном Совета Федерации, уставами субъектов Федерации.

В основную задачу парламентариев, как представителей законодательной власти, входит осуществление законодательной деятельности путем принятия новых законов, поправок к уже существующим, систематизации нормативно-правовой базы и т.д.

Осуществляется законодательная деятельность во время Пленарных заседаний палат, в ходе которых обсуждаются порядка 20 законопроектов.

Как правило, повестка формируется с избытком вопросов и из-за детального разбора некоторых, заседания могут затягиваться.

С целью более качественной работы по определенным направлениям

в палатах созданы Комитеты и Комиссии. Так, в Государственной Думе 32 Комитета и 7 Комиссий [6]. Например, Комитет по науке и высшему образованию, Комитет по промышленности и торговле, по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, Комиссия по вопросам депутатской этики и т.д. В Совете Федерации значительно меньше Комитетов - 10 [7]. Однако Комиссий может быть 8 - 1 на постоянной основе и 6 временных [8].

В начале своих полномочий депутат или сенатор выбирает направление работы, в котором ему хотелось бы осуществлять законодательную деятельность и в последствии быть ответственным за те решения, которые будут приняты уже в качестве закона.

Стоит отметить, что во время заседаний комитетов и комиссий, а также фракций, парламентарии могут вырабатывать промежуточные решения

по тому или иному вопросу.

Государственная Дума в ходе своей работы принимает федеральные законы, далее в течение 5 дней они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Подчеркнем, что для передачи того или иного законопроекта необходимо, чтобы данный проект закона был принять Думой в трёх чтениях. В случае одобрения законопроекта Советом, он направляется на подписание Президенту Российский Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, право законодательной инициативы принадлежит не только депутатам Государственной Думы

и членам Совета Федерации, но и Президенту, Правительству, а также Конституционному и Верховному Судам [9].

Кроме того, есть ряд законопроектов, которые могут быть внесены

на рассмотрение в Думу только при наличии заключения Правительства.

К таким законопроектам относятся те, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день законодательная власть в Российской Федерации представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Специфика организации законодательной власти обусловлена, как особенностями федеративной природы Российского государства, так и задачами эффективного осуществления государственной власти.

Список источников и литературы:

1. Нестерчук, О. А. Региональные избирательные кампании в контексте обеспечения политической стабильности и актуальных практик субъектов РФ / О. А. Нестерчук, А. Г. Арутюнов, А. М. Тюленева // РоИШоок. -2021. - № 1. - С. 62-80.

2. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:

25

http ://constitution.garant.ru/history/ac tive/172280/ (дата обращения: 05.09.2022).

3. Горбачёв Михаил Сергеевич [Электронный ресурс] / История. Российской Федерации. // Режим доступа: URL: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/g orbachiov-mikhail-sierghieievich (дата обращения: 05.09.2022).

4. Российский парламентаризм: истоки, история и современность. Материалы научно-практической конференции / Составители Т.М. Булавкина, Е.В. Коротких, К.И. Могилевский, Л.В. Петрова. - М.: Издательство ГБУ «ЦГА Москвы». - 2013. - 288 с. - С. 223-229.

5. Конституция Российской Федерации (1993) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 05.09.2022).

6.

7.

http ://duma. gov. ru/duma/commission s/ (дата обращения: 05.09.2022).

http ://council. gov. ru/structure/commi ttees/ (дата обращения: 05.09.2022).

http ://council. gov. ru/structure/commi ssions/ (дата обращения: 05.09.2022).

9. http://www.consultant.ru/document7c ons doc LAW 28399/3f8c850abc4d c2ba4207acc563b176d93bdcf5f7/ (дата обращения: 05.09.2022).

the historical prerequisites for reforming the Domestic system of state power and the results of the events of the early 90s are considered. The legislative authorities of the Russian Federation are considered, the tasks and powers of parliamentarians are defined, the regulatory legal framework regarding the implementation of the legislative activity of the state is analyzed.

Keywords: legislative power, constitution, deputy, powers, parliament, State Duma, Federation Council.

Рукопись поступила: 1 ноября 2022 г. Submitted: 1 November 2022

THE CONCEPT AND LEGAL FOUNDATIONS OF LEGISLATIVE POWER IN MODERN RUSSIA

© Gorbenko Pavel Dmitrievich

3rd year Master's degree student of the Institute of Public Administration and Management, studying in the direction of "Legal support of public and municipal Administration", FSBEI HE "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation"; Moscow

The article analyzes the definitions of the concept of "legislative power", identifies the stages of development of Russian legislation. In addition,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.