Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ) ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ) ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПАРЛАМЕНТ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЗАКОН / REPRESENTATIVE POWER / LEGISLATURE / FEDERAL ASSEMBLY / FEDERATION COUNCIL / STATE DUMA / PARLIAMENT / HUMAN RIGHTS / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еременко Екатерина Валерьевна

Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных (переданных, наделенных) народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а так же, совокупность самих представительных органов власти. Общее наименование органа законодательной власти - парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE REPRESENTATIVE (LEGISLATIVE) POWER BY FEDERAL ASSEMBLY OF RUSSIA

The representative power - set of the powers delegated (transferred, allocated) the people or its part to the elective representatives united in special joint facility (parliament, municipal council) for strictly certain term, and also, set of representative bodies of the power. The general name of regulatory authority - parliament. In Russia the legislature is presented by two-chamber Federal Assembly which includes the State Duma and the Federation Council, in regions - legislative assemblies (parliaments)

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ) ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

gs4 политика и право ^d

ЕРЕМЕНКО Екатерина Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории права и публично-правовых дисциплин, проректор по учебно-методической и воспитательной работе ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности»,

e-mail: e.v.eryemenko@rgiis.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ) ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных (переданных, наделенных) народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а так же, совокупность самих представительных органов власти. Общее наименование органа законодательной власти - парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

Ключевые слова: представительная власть, законодательная власть, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, парламент, права человека, закон.

EREMENKO Ekaterina Valeryevna,

Candidate of Law Sciences, associate professor, associate professor of the theory, history of the right and public disciplines, vice rector for educational and methodical and educational work FGBOOU WAUGH "Russian state academy of intellectual property"

SOME ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE REPRESENTATIVE (LEGISLATIVE) POWER BY FEDERAL ASSEMBLY OF RUSSIA

Summary. The representative power - set of the powers delegated (transferred, allocated) the people or its part to the elective representatives united in special joint facility (parliament, municipal council) for strictly certain term, and also, set of representative bodies of the power. The general name of regulatory authority - parliament. In Russia the legislature is presented by two-chamber Federal Assembly which includes the State Duma and the Federation Council, in regions - legislative assemblies (parliaments).

Keywords: representative power, legislature, Federal Assembly, Federation Council, State Duma, parliament, human rights, law.

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью. При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента [5].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Федеральный уровень

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат:

Государственной Думы (нижняя палата Федерального собрания. Избирается совершеннолетними гражданами, по результатам выборов, проводимых раз в пять лет. Госдума состоит

из 450 депутатов, 1/2 из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий.)

Главнейшим полномочием Государственной Думы РФ является законотворчество.

Законодательный процесс складывается из нескольких стадий:

1. Законодательная инициатива.

Конституция РФ предоставила право законодательной инициативы Президенту РФ, Совету Федерации, членам совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу. Действующая Конституция РФ наделила Правительство РФ серьезными полномочиями по воздействию на законодательный процесс, определив, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта Государственной Думой.

При рассмотрении Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции, его актуальности и практической значимости. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета. По результатам обсуждения Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект, или принять закон. В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. При согласии Думы с мнением ответственного комитета об отклонении поправок председательствующий ставит на голосование поправки, против отклонения которых у авторов поправок были возражения. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если

по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения [7].

3. Принятие законопроекта Государственной Думой.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Одобренные Государственной Думой законопроекты в течение пяти дней передаются ею на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон принимается Думой большинством голосов общего числа депутатов палаты. Закон РФ о поправках к Конституции, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем 2/3 общего числа депутатов.

Федеральные конституционные законы, в соответствии с Конституцией РФ, принимаются по следующим вопросам: об условиях и порядке введения на территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения (ст.56, 88); о принятии и образовании в составе РФ нового субъекта (ст.65); об изменении статуса субъекта Федерации (ст.66); о порядке изменения Конституции в связи с изменением состава РФ (ст. 137); о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официально об использования (ст. 70); о референдуме (ст.84); о режиме военного положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека (ст. 103); о порядке деятельности Правительства РФ (ст. 114); о судебной системе РФ (ст. 118); о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда и иных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

федеральных судов (ст. 128); о Конституционном Собрании (ст. 135).

Согласно Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Следовательно, для принятия федерального конституционного закона требуется не менее 134 голосов в Совете Федерации и не менее 300 голосов в Государственной Думе [4].

4. Рассмотрение и одобрение принятого закона Советом Федерации.

После того, как федеральный закон был принят в Государственной Думе, он в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Федерации. Федеральный закон направляется на имя Председателя Совета Федерации.

Совет Федерации должен рассмотреть федеральный закон, поступивший из Государственной Думы, в течение 14 дней. Этот срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации. Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, рассматривает его и принимает по нему заключение. Заключение комитета представляется Председателю Совета Федерации.

Функции Федерального Собрания РФ напрямую проистекают из его конституционного положения в системе разделении властей как представительного и законодательного органа. Конституционную основу взаимодействия представительной (законодательной) власти с иными ветвями власти составляют смежные конституционные полномочия Федерального Собрания и иных государственных органов [6].

В отличие от Конституций СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года, наделявших высшие представительные органы контрольными и распорядительными полномочиями, Конституция РФ 1993 года аналогичных норм не содержит. Но это не означает, что парламент только законодательствует и лишен контрольной функции. Конституция РФ и федеральное законодательство наделяют палаты Федерального Собрания значительным количеством контрольных полномочий. Скорее нужно говорить о смене приоритетов, отхода от позиции всевластия Советов и построения сбалансированного государственного аппарата. В этой связи изъятие распорядительных полномочий у Федерального Собрания является абсолютно обоснованным.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Полномочия Федерального Собрания условно можно разделить на основные и специальные. Основные - относящиеся к вопросам ведения РФ и совместного ведения РФ и сё субъектов. Перечень таких вопросов определен ст. 71 и 72 Конституции РФ. Это основная часть предметов ведения российского Парламента, реализуемая палатами совместно путем принятия законов РФ. Представляется, что принятие законов о поправках к конституции, федеральных конституционных и федеральных законов -это основное конституционное полномочие Федерального Собрания. Оно обусловлено самой природой парламента, заложенной в формулировке ст. 94 Конституции РФ, определяющей Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган государственной власти [2].

Вместе с тем, учитывая двухпалатную структуру Федерального Собрания, можно выделить специальные полномочия, установленные ст.ст. 102, 103 Конституции РФ. Отличие специальных полномочий от основных в том, что они закреплены за каждой палатой в отдельности и решения по ним палаты принимают самостоятельно [6].

Исключительным правом принимать законы в России обладает только Федеральное Собрание. В этом контексте заслуживает внимание ст. 90 Конституции, позволяющая Президенту принимать указы, не противоречащие Конституции и федеральным законам (речь идет об «указном праве»). На сегодняшний день отсутствует нормативный акт, ограничивающий или как-то регламентирующий нормотворче-ские полномочия главы государства. В отличие от Президента СССР, нынешний глава государства не наделён правом отменять (изменять) законы, а осуществляет оперативное нормотворчество в «свободном поле» (в сфере, не урегулированной законодательно). В случае принятия закона по вопросу, уже урегулированному указом Президента РФ, последний утрачивает юридическую силу [3].

Региональный уровень

Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные, но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия). Парламенты субъектов России — законодательные (представительные) органы власти в субъектах РФ (республиках, краях, областях, автономных округах, автономной области и городах Москве и Санкт-Петербурге), имеющие различ-

ные названия, часто обобщённо называемые в СМИ региональными парламентами.

Федеративное устройство России включает в себя 85 региональных парламентов. Законодательные (представительные) органы власти республик в составе РФ. Законодательными органами власти республик в составе РФ являются их парламенты. Они избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или пять лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан). Порядок формирования и численный состав определяются конституциями этих республик и законами о выборах их парламентов. Компетенция парламентов республик складывается из следующих основных групп полномочий: конституционное строительство, экономическое и социально-культурное строительство, а также внешние сношения. В области конституционного строительства парламенты республик принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения; принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения; осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик; принимают решения по вопросам государственного устройства; решают вопросы об изменении границ республик; принимают решения о проведении республиканских референдумов; назначают выборы депутатов и глав республик; утверждают структуры органов исполнительной власти; дают согласие на назначение прокуроров республик Генеральным прокурором РФ; назначают председателей национальных банков республик по согласованию с Центральным банком России и др.

В области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик определяют внутреннюю политику республик; утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального развития; обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением. В области внешних сношений определяют международные связи республики; ратифицируют и денонсируют международные договоры. Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т.д. этих субъектов Федерации (например, Законодательное собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т.д.). Эти органы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий депутатов не может превышать пяти лет [2].

Законодательные (представительные) органы регионов утверждают бюджет, принимают решения о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет; регулируют условия размещения займов, облигаций, лотерей; утверждают программы государственного, экономического, социального, культурного и национального развития; регулируют порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных доходов региона, заслушивают отчеты об их исполнении; регулируют порядок приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами собственности; утверждают региональные программы приватизации объектов региональной и муниципальной собственности; регулируют порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы; регулируют в соответствии с федеральным законом вопросы охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории соответствующего региона; предоставляют дотации, субвенции, займы из средств бюджета действующим органам местного самоуправления [3].

Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляют международные связи этих субъектов Российской Федерации, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения.

Муниципальный уровень

Местное самоуправление - это одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях -городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выбор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

ные и другие органы местного самоуправления [1].

Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:

а) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;

б) организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ;

в) организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;

г) организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);

д) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования);

е) благоустройство и озеленение территории муниципального образования и др.

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия [3].

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ. уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования [1].

Список литературы:

[1] Грудцына Л.Ю. Государство. Гражданское общество. Информация: Монография. М.: Юркомпани, 2014. - 15 п.л.

[2] Грудцына Л.Ю., Иванова С.А., Пашен-цев Д.А., Петровская О.В. Развитие высшего юридического образования в современной России: Монография. М.: Юркомпани, 2014.

[3] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Образовательные кластеры: модернизация высшего образования в России: Монография. М., 2014.

[4] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В., Трубников В.И. Гражданское общество в современной России. М.: Юркомпани, 2013.

[5] Иванова С.А. Частноправовые отношения и развитие гражданского общества в современной России // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2014. № 4.

[6] Шестак В.А. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 43-45.

[7] Шестак В.А. О типовых решениях, принимаемых судами по результатам рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 2.

C. 36-39.

Spisok literatury:

[1] Grudtsina L.Yu. Gosudarstvo. Grazhdan-skoe obshchestvo. Informaciya: Monografiya. M.: YUrkompani, 2014. - 15 p.l.

[2] Grudtsina L.Yu., Ivanova S.A., Pashencev

D.A., Petrovskaya O.V. Razvitie vysshego yuridi-cheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii: Monografiya. M.: YUrkompani, 2014.

[3] Grudtsina L.Yu., Lagutkin A.V. Obrazo-vatel'nye klastery: modernizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii: Monografiya. M., 2014.

[4] Grudtsina L.Yu., Lagutkin A.V., Trub-nikov V.I. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremen-noj Rossii. M.: YUrkompani, 2013.

[5] Ivanova S.A. Chastnopravovye otnosh-eniya i razvitie grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii // Vestnik MGPU. Seriya «YUridicheskie nauki». 2014. № 4.

[6] Shestak V.A. O nekotoryh sovremennyh voprosah prakticheskogo primeneniya sudami polozhenij kodeksa administrativnogo sudoproiz-vodstva RF, opredelyayushchih pravovoe polozhenie predstavitelej, usloviya dokazyvaniya i realizaciyu ryada processual'nyh mer // Rossi-jskaya yusticiya. 2018. № 5. S. 43-45.

[7] Shestak V.A. O tipovyh resheniyah, prini-maemyh sudami po rezul'tatam rassmotreniya administrativnyh del ob ustanovlenii administra-tivnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 2. S. 36-39.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.