Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ'

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ВЫБОРНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / НАРОДОВЛАСТИЕ / ПАРЛАМЕНТ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / REPRESENTATIVE POWER / ELECTIVE REPRESENTATION / POPULAR REPRESENTATION / DEMOCRACY / PARLIAMENT / PARLIAMENTARISM / REPRESENTATIVE BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапатухина Екатерина Сергеевна

Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти. Понятие представительной власти характеризует не столько функциональное назначение, сколько природу власти, способ ее осуществления. Представительную власть нельзя отождествлять с законодательной властью, поскольку не всякая Представительная власть включает законодательные полномочия (так, осуществляющие представительную власть муниципальные советы не могут принимать законы) и, наоборот, не всякая законодательная власть осуществляется органами представительной власти (напр., власть абсолютного монарха)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIVE POWER AND CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

The representative power - set of the powers delegated by the people (its part) to the elective representatives united in special joint facility (parliament, municipal council) for strictly certain term and also set of representative bodies of the power. The concept of the representative power characterizes not so much functional purpose, how many the nature of the power, a way of its implementation. The representative power cannot be identified with legislature as not any Representative power includes legislative powers (so, the municipal councils which are carrying out the representative power cannot adopt laws) and, on the contrary, not any legislature is carried out by bodies of the representative power (e.g., the power of the absolute monarch)

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ»

ЛАПАТУХИНА Екатерина Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Российского государственного

гуманитарного университета (РГГУ), e-mail: ekaterinalapatuhina@yandex.ru

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В РОССИИ

Аннотация. Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти. Понятие представительной власти характеризует не столько функциональное назначение, сколько природу власти, способ ее осуществления. Представительную власть нельзя отождествлять с законодательной властью, поскольку не всякая Представительная власть включает законодательные полномочия (так, осуществляющие представительную власть муниципальные советы не могут принимать законы) и, наоборот, не всякая законодательная власть осуществляется органами представительной власти (напр., власть абсолютного монарха).

Ключевые слова: представительная власть, выборное представительство, народное представительство, народовластие, парламент, парламентаризм, представительные органы.

LAPATUKHNA Ekaterina Sergeevna,

PhD in Law, associate Professor, associate Professor at the Department of Constitutional and International Law, Russian state University for the Humanities (RGGU)

REPRESENTATIVE POWER AND CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

Annotation. The representative power - set of the powers delegated by the people (its part) to the elective representatives united in special joint facility (parliament, municipal council) for strictly certain term and also set of representative bodies of the power. The concept of the representative power characterizes not so much functional purpose, how many the nature of the power, a way of its implementation. The representative power cannot be identified with legislature as not any Representative power includes legislative powers (so, the municipal councils which are carrying out the representative power cannot adopt laws) and, on the contrary, not any legislature is carried out by bodies of the representative power (e.g., the power of the absolute monarch).

Key words: representative power, elective representation, popular representation, democracy, parliament, parliamentarism, representative bodies.

Кроме того, представительная власть помимо нормотворческих заключает в себе контрольные, а иногда распорядительные и иные полномочия. Характер представительной власти, во многом определяется видом (принципом) представительства. В науке конституционного права различаются сословное, национальное (народное), корпоративное, конфессиональное, региональное и этническое представительство.

Законодательная власть - это делегированная коллегиальная власть. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во внимание благо целого, законодатель-

ная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. Название данной ветви «законодательная» не означает, что, кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль в деятельности законода-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

тельных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент). Таким образом, законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере [10].

Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым) парламентом (фр. parler - «говорить») - высшим представительным органом государства. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говорилось, предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты. Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Эти действия весьма разнообразны и могут быть сведены в более или менее однородные группы. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти [12].

Выделяются правовые и неправовые формы реализации функций государства. Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Они определяются природой субъекта государственной власти и его компетенцией в области осуществления государственно-властных полномочий. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Наиболее распространено деление этих форм на правоустановительные (правотворчество), правоисполнительные и правоохранительные. Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене, вторая - по реализации предписаний правовых норм, наконец, третья - это деятельность по охране правовых норм от наруше-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3• 2019

ний. В последнее время на передний план выдвигается договорная в широком смысле форма осуществления государственной власти. Речь идет не только о совершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы хозяйственно-экономических отношений, но и о том, что договор может и должен быть положен в основу правового регулирования и политических, и даже управленческих отношений. В основе современной демократической политической системы, правового государства лежит взаимное согласие (договор) граждан, консенсус, выражающийся в конституировании, признании и поддержке государственной власти [9].

В принципе, проблема договорных отношений в государственном управлении связана с его децентрализацией. Если говорить об общей тенденции развития государственного управления, то она сводится к тому, что распорядительные средства регулирования общественных отношений во всех возможных случаях уступают место договорным средствам, а односторонние государственно-властные решения во все большей степени сочетаются с договорными формами взаимоотношений. Имеются серьезные аргументы в пользу более широкого использования административных договоров. Во-первых, применение договора упрощает отношения между его сторонами, дает им возможность непосредственно обращаться друг к другу по вопросам его исполнения, а органу, заинтересованному в исполнении договора, - непосредственно приводить в движение факторы, обеспечивающие его исполнение. Во-вторых, это возможность особенно точного регулирования договором отношений между сторонами и установления точной регламентации тех вопросов, в которых заинтересован хотя бы один из участников этих отношений. В то же время административный акт именно в силу своей односторонности (т.е. как исходящий только от издающего его органа управления) не дает достаточных гарантий точного и полного учета интересов другой стороны. В-третьих, деятельность в форме договора в результате создания лучших возможностей контроля за работой органа управления эффективно содействует интенсификации соответствующей деятельности. В-четвертых, договорная форма может внести существенный вклад в расширение гласности, демократизации государственного управления.

Гражданское общество создает условия для удовлетворения многообразных потребностей людей, реализации их интересов и целей. Для понимания сущности гражданского общества следует разграничить собственность и власть, что будет означать разграничение экономиче-

ской и политической власти. Тогда в определенном смысле, условно, конечно, осуществиться четкое разграничение функций гражданского общества и государства. Экономическая власть -функция гражданского общества; политическая власть - функция государства. Разумеется, и государство занимается вопросами экономики, и, наоборот, гражданское общество - вопросами политики. Основные признаки гражданского общества:

- достаточное материальное обеспечение всего населения;

- самоуправляемость;

- наличие собственности в распоряжении граждан;

- отношение свободного обмена продуктами деятельности между независимыми субъектами собственности;

- соответствующая свободным рыночным отношениям политические системы общества;

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

- приоритет гражданских прав по сравнению с законами государства;

- высокий уровень интеллектуального, психологического развития граждан и др.

Основа всякого общества - экономические отношения, отношения собственности, ибо экономика первична. Частная собственность, свобода предпринимательства, рынок - тот фундамент, на котором создается, развивается и совершенствуется гражданское общество. Всю собственность, которая не является государством, называют гражданской. Её формы весьма разнообразны: индивидуальная, семейная, партнерская, кооперативная, коллективная, коммунальная, акционерная и т. д.

Духовные основы гражданского общества -высокий уровень сознания, культуры всех людей; развитые моральные нормы, регулирующие общественные и межличностные отношения; вера индивида в свои силы и возможности, чувства собственного достоинства; активность в общественной жизни, высокая политическая культура граждан. Гражданское общество обеспечивает воспроизводство социальной жизни. Коль скоро основополагающая его доминанта -отдельно взятая личность, то несущими его конструкциями являются все те институты, организации, группы и т.д., которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее потенций, интересов, целей, устремлений и т.д. Эти институты и ассоциации служат для отдельного индивида в качестве источников власти, влияния и авторитета. Разумеется, в данном аспекте основополагающая роль центральной

ячейки общественного организма, источника влияния и авторитета сохраняется за семьей [11].

Немаловажную роль играют родственные связи, соседские общины, профессиональные организации, творческие институты, трудовые коллективы, сословия, социальные слои, с которыми люди так или иначе отождествляют себя. Другой основополагающей единицей социального действия в обществе и, соответственно, в гражданском обществе является группа. Очевидная характеристика группы - это функциональная взаимозависимость составляющих ее членов. Группа существует и функционирует в силу разделяемых всеми ее членами интересов, целей, установок, ценностей, что, в свою очередь, предполагает взаимную зависимость ее членов друг от друга в деле реализации совместных целей и интересов. Чем определеннее эти цели и интересы, тем вероятнее жизнеспособность и функциональная эффективность группы. Спаянность группы обеспечивается тем, что поведение всех ее членов регулируется определенным комплексом предписываемых им (писаных или неписаных) прав и обязанностей. Любое общественное объединение предполагает статусный ряд, или ранжирование индивидуальных лиц в рамках общепринятой иерархии. Причем эти статус и иерархия могут измениться в зависимости от изменений в установленном комплексе ролевых функций и ожиданий. Поскольку любая группа выполняет некий комплекс ролей, то она вырабатывает определенные нормы, нарушение которых чревато далеко идущими последствиями вплоть до распада данной группы [6].

Взаимоотношения государства и гражданского общества осуществляются через множество связей. В политологическом плане эти отношения можно выразить в разных вариациях: а) тождество государства и общества, как полис у Платона, карликовые государства Европы -Андорра, Монако, Ватикан; б) совпадение, наложение (идентичность) государства и гражданского общества в периоды стабильности и разрыв в периоды политических кризисов (тоталитарные и посттоталитарные общества); в) автономия и сотрудничество гражданского общества и государства (США, страны Европы). В политикосоциологическом плане гражданскому обществу отводится роль посредника: а) между семьей и государством (А. Смит, Гегель); б) между государственной властью и естественным безвластным состоянием (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо). Воздействие государства на гражданское общество оценивается как регулятивное, напри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

мер у Гегеля. Гражданское общество, по Гегелю, возникает позднее, чем государство, и благодаря государству, т. к. имеет перед собой его как образец противоположности. Автономия гражданского общества от государства не отменяет их взаимосвязи, а наоборот, способствует взаимоконтролю и взаимоограничению государственных и негосударственных структур. Так стимулируется движение к правовому государству, согласующему свою деятельность с законом, и ответственному обществу, учитывающему объективные потребности государства. Таким образом, речь идет о конструктивном сотрудничестве. Одна из важнейших задач гражданского общества - добиться, чтобы государство не вторгалось в частную жизнь граждан, а наоборот, охраняло ее. Сфера личной жизни должна быть табу для любого политического властного вмешательства, за исключением случаев, когда закон допускает это в целях охраны безопасности. Но даже в этом случае должны охраняться определенные личные права. Степень воплощения этого императива в реалиях публичной жизни - важный показатель существования гражданского общества [3].

Если государство стремится заложить стабильность и прочность, то гражданское общество постоянно изменяется, совершенствуется. Оно не признает границ государства как закрытых от других обществ. Такое движение отражается и на государстве, заставляя последнее изменяться и совершенствоваться. Формируются и распускаются общественные объединения, партии, сменяются поколения. В этом процессе формируется и политика, отвечающая его смыслу и целям изменений, способствуя более упорядоченным, менее конфликтным отношениям в обществе. Идеалом такого развития является установление гармонии трех трудно уживающихся составляющих: прав и свобод человека и гражданина, динамичности и относительной автономии общества, стабильности государства. Доминирование любой из этих трех составляющих разрушает гармонию. Доминирование государства угрожает диктатом с нарушением политических и гражданских прав, жестким контролем деятельности гражданских ассоциаций и политических партий. Об этом свидетельствует опыт тоталитарных и авторитарных государств. Такое общество теряет динамику, а вместе с этим - и способности самостоятельно регулировать значительную часть конфликтов. Теряется и способность воздействовать на государство, стимулировать стремление последнего становиться правовым, уважать гражданские и политические права человека. При всем этом динамика

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3• 2019

гражданского общества не должна выходить за определенные пределы, так как это ведет к дестабилизации государства [7].

Государство - это одна из разновидностей социальных систем, которому наряду с его известными и исследованными ранее признаками - публичная власть, территория, право и др. - свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели. Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д. [8] Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придает своеобразный незримый знак качества, выступает объективной тенденцией развития государства. Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической системы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т.д., но в рамках единого, общего или целого [4].

Целостность - это определенный ориентир развития общества, социально-политической системы, своеобразный дирижер, архитектор, обусловливающий всю композиционную направленность государства, его архитектонику. Детерминация целостности в функционировании социальной системы сказывается и на последующей детерминации системы по отношению к своим частям. В режиме этой обусловленности и синтезируется государство как целое, которое неумолимо подчиняет свои части и элементы возникшей социально-политической целостности, преобразует их согласно ее природе. Этот феномен социально-политической действительности с предельной отчетливостью демонстрирует классовую, гуманистическую или иную другую сущность данной государственно-правовой системы, господствующего политического режима. Именно в нем и заключен секрет дееспособности, исторического долголетия государства как системы. Причем, многие прежние свойства частей и элементов общества, которые были им присущи до вхождения в политическую

систему, исчезают или, напротив, актуализируются. При необходимости и сами отдельные части и элементы общества качественно преобразуются адекватно своему новому состоянию. Именно так это происходило, например, с первобытными социальными регуляторами, т.е. обычаями, которые были отчасти восприняты политической властью и соответственно трансформированы в те или иные нормативно-правовые акты, отчасти отвергнуты как противоречащие новым господствующим интересам. Поэтому на всех компонентах государства лежит своеобразная печать его целостности, проявляющаяся в определенной его сущности, формах, функциях, назначении. Отсюда целостность государства относится ко всем проявлениям государства -как внутренним, так и внешним [5].

Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция - принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся:

- рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой;

- изменение границ между субъектами Федерации;

- утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

- принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы [1].

В компетенцию Государственной Думы входят:

- дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

- решение вопроса о доверии Правительству;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

- объявление амнистии и другие вопро= сы [2].

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации Федеральная законодательная власть не имеет реальных полномочий по воздействию на исполнительную и Президента, тогда как последний имеет сильные рычаги воздействия на депутатов вплоть до роспуска Государственной Думы в определенных Конституцией случаях. Причем эти случаи (отказ в доверии Правительству, трехкратный отказ в утверждении предложенной главой государства кандидатуры Председателя Правительства) регламентированы таким образом, что предоставление депутатам возможности занять принципиальную позицию нередко обесценивается угрозой их досрочного роспуска. А парламентариям, кроме отрешения Президента от должности, трудно выполнимого из-за сложнейшей конституционной процедуры, ответить нечем. По своему характеру и полномочиям Государственная Дума, на нынешний момент, представляет собой, скорее, технический орган разработки и первичного утверждения законодательных актов федерального уровня. Утверждаются же они верхней палатой Федерального Собрания, а подписываются и обнародуются Президентом, после чего считаются вступившими в силу. Процедура формирования Совета Федерации, который наполовину состоит из представителей исполнительной власти, ставит его значительно ближе к Президенту, чем к Государственной Думе. Таким образом, несмотря на то, что в юридической литературе часто отмечается, что парламент является важнейшим институтом в триаде разделения властей, значение Государственной Думы постоянно принижается, она лишается своих основных и наиболее важных функций, теряя свою сущность как орган законодательной.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Список литературы:

[1] Грудцына Л.Ю. Государство. Гражданское общество. Информация: Монография. М.: Юркомпани, 2014. - 15 п.л.

[2] Грудцына Л.Ю., Иванова С.А., Пашен-цев Д.А., Петровская О.В. Развитие высшего юридического образования в современной России: Монография. М.: Юркомпани, 2014.

[3] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Образовательные кластеры: модернизация высшего образования в России: Монография. М., 2014.

[4] Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В., Трубников В.И. Гражданское общество в современной России. М.: Юркомпани, 2013.

[5] Иванова С.А. Частноправовые отношения и развитие гражданского общества в современной России // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2014. № 4.

[6] Из речи Уинстона Черчилля в Палате общин английского парламента (11 ноября 1947 г.).

[7] Краснов М., Сатаров Г. История первой попытки административной реформы (19971998) // Отечественные записки. 2004. № 2(17).

[8] Лагуткин А.В. Великая иллюзия демократии. М.: Юркомпани, 2014.

[9] Шестак В.А. Некоторые правовые и иные средства предупреждения преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3 (8). С. 391-397.

[10] Шестак В.А. О некоторых особенностях предъявления и поддержания гражданского иска в ходе судебного разбирательства по уголовным делам // Российская юстиция. 2017. № 2. С. 62-65.

[11] Шестак В.А. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 43-45.

[12] Шестак В.А. О типовых решениях, принимаемых судами по результатам рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 2. С. 36-39.

Spisok literatury:

[1] Grudtsina L.Yu. Gosudarstvo. Grazhdan-skoe obshchestvo. Informaciya: Monografiya. M.: YUrkompani, 2014. - 15 p.l.

[2] Grudtsina L.Yu., Ivanova S.A., Pashencev D.A., Petrovskaya O.V. Razvitie vysshego yuridi-cheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii: Monografiya. M.: YUrkompani, 2014.

[3] Grudtsina L.Yu., Lagutkin A.V. Obrazo-vatel'nye klastery: modernizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii: Monografiya. M., 2014.

[4] Grudtsina L.Yu., Lagutkin A.V., Trub-nikov V.I. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremen-noj Rossii. M.: Yurkompani, 2013.

[5] Ivanova S.A. Chastnopravovye otnosh-eniya i razvitie grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii // Vestnik MGPU. Seriya «YUridicheskie nauki». 2014. № 4.

[6] Iz rechi Uinstona CHerchillya v Palate obshchin anglijskogo parlamenta (11 noyabrya 1947 g.).

[7] Krasnov M., Satarov G. Istoriya pervoj popytki administrativnoj reformy (1997-1998) // Otechestvennye zapiski. 2004. № 2(17).

[8] Lagutkin A.V. Velikaya illyuziya demokratii. M.: YUrkompani, 2014.

[9] Shestak V.A. Nekotorye pravovye i inye sredstva preduprezhdeniya prestupnosti v Vooru-zhennyh Silah Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2008. № 3 (8). S. 391397.

[10] Shestak V.A. O nekotoryh osobennost-yah pred"yavleniya i podderzhaniya grazhdan-skogo iska v hode sudebnogo razbiratel'stva po ugolovnym delam // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 2. S. 62-65.

[11] Shestak V.A. O nekotoryh sovremennyh voprosah prakticheskogo primeneniya sudami polozhenij kodeksa administrativnogo sudoproiz-vodstva RF, opredelyayushchih pravovoe polozhenie predstavitelej, usloviya dokazyvaniya i realizaciyu ryada processual'nyh mer // Rossi-jskaya yusticiya. 2018. № 5. S. 43-45.

[12] Shestak V.A. O tipovyh resheniyah, prinimaemyh sudami po rezul'tatam rassmo-treniya administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozh-dennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 2. S. 36-39.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3• 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.