УДК 332.1
The legislative basis for the regulation of regional human resources potential
Mukhametova Aigul Daniyarovna, Ph.D. student at the the Institute of Economics, Finance and Business of Bashkir State University (BSU), ([email protected])
Abstract: This article is devoted to finding ways to improve the legislative basis of the Russian Federation to manage the regional human resources potential.
Keywords: human resources potential, the legislation, the regulation, public administration
Законодательная основа регулирования кадрового потенциала региона
Мухаметова Айгуль Данияровна, аспирант Института экономики, финансов и
бизнеса ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (БашГУ),
(aigul_md_f@mail. ru)
Аннотация: Данная статья посвящена поиску путей совершенствования законодательной базы Российской Федерации для управления кадровым потенциалом региона.
Ключевые слова: кадровый потенциал региона, законодательство, регулирование, государственное управление.
Регулирование процессов формирования и функционирования кадрового потенциала региона входит в число первостепенных функций государственной власти, так как в условиях жесткой конкуренции и дефицита государственной поддержки основополагающей задачей как на федеральном, так и на региональном уровнях становится рациональное использование имеющегося кадрового потенциала. Необходимость государственного регулирования процессами, происходящими в кадровом потенциале продиктована значимостью его в обществе и экономике, а также сложностью связей и взаимоотношений с субъектом управления. Здесь могут быть разные цели и задачи, обусловленные уникальностью объекта управления.
Во-первых, кадровый потенциал - это экономическая категория, представляющая многостадийную, многоуровневую, многоструктурную и многофункциональность совокупность различных видов деятельности, где фундаментальную основу составляет человек - носитель физических и интеллектуальных способностей и возможностей производить материальные и иные блага. В связи с этим государственное регулирование сводится к наращиванию конкурентных преимуществ при быстроменяющейся востребованности кадров на отечественном и мировых рынках.
Во-вторых, поскольку человек является главным элементом сложной системы, включающей множество связей и отношений, то процесс регулирования должен носить непрерывный и целенаправленный характер. При этом ставится задача обеспечить поддержку заданного состояния или переход на новое более качественное изменение в соответствии с поставленными целями.
В третьих, кадровый потенциал формируется медленно (десятилетиями) и при этом преобладает стадийность, поэтому регулирование должно осуществляться поэтапно, решая такие крупные блоки задач: демографический (воспроизводство кадрового потенциала), воспитательный, образовательный, подготовительный, обменный (рыночный), перепрофилирующий. В таком случае государственное регулирование сводится к поиску такой модели управления, которая успешно трансформировала кадровый потенциал согласно требованиям времени.
Известно, что государственное регулирование - это необходимая функция государства, имеющая социальную, экономическую и политическую направленность в сфере государственной жизни общества в целях упорядочения, сохранения и совершенствования его развития. При этом используются различные формы регулирования: административные, экономические, правовые.
Вопросы формирования кадрового потенциала представляют определенную сложность, так как на этот процесс воздействует множество факторов, а также во много зависят от рыночных механизмов, которые не способны управлять рынком труда из-за ограниченности их действий, противоположности интересов участников рыночных отношений, значительных колебаний спроса и предложений, жесткой конкуренции и др.
На наш взгляд, в урегулировании указанных вопросов главная роль принадлежит государству. Функции государственных органов по кадровому потенциалу обусловлены складывающейся ситуацией как внутри страны, так и в мире. В связи с этим возникает потребность разработки стратегии, исходя из поставленных целей: оптимизации и обеспечение конкретных отраслей специалистами, реализация инновационных проектов, обмен кадрами с иностранными государствами, создание новых производств и пр. При этом она должна разрабатываться на принципах, значительно претерпевших изменения в условиях рыночных отношений, глобализации и интеграции нашей страны в мировое хозяйство.
Государственное регулирование использования кадрового потенциала осуществляется в соответствии с Федеральным законом, где государство выступает как социальный гарант в регулировании кадрового потенциала. Государство должно обеспечивать гражданам РФ свободу
выбора рода деятельности, профессии, вида и характера труда, а также защиту от безработицы, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; обеспечивать информацией о положении на рынке труда, гарантировать социальную поддержку в виде пособий, стипендий и др [7].
На региональном уровне органы государственной власти в сфере занятости принимают нормативные акты субъектов РФ, разрабатывают и реализуют региональные программы, проводят мониторинг и оценку рынка труда субъектов РФ, оказывают в соответствии с федеральным законодательством государственные услуги, осуществляют социальные выплаты гражданам за счет субвенций, полученных из федерального бюджета.
Здесь уместно отметить, что на региональном уровне государственное регулирование осуществляется в соответствии с федеральными законами, причем существует множество особенностей у каждого региона. Их необходимо учитывать, например, регионы трудоизбыточные или с большим дефицитом кадров.
Проведенный нами анализ законодательство Российской Федерации позволил представить в таблице 1 свод законодательных документов, регулирующих количественную, качественную и стоимостную характеристику кадрового потенциала региона.
Таблица 1 - Законодательная основа регулирования количество,
качество и стоимости кадрового потенциала региона.
Кадровый потенциал региона
Количество Качество Стоимость
Конституция РФ, 1993 Конституция РФ, 1993 Конституция РФ, 1993
Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Федеральный закон РФ от 17.12.2001 № 173-Ф3 (в ред. от 01.01.2013 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. (в ред. от 23.07.2013 г.) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 17.12.2007 г., с изм. от 27.11.2008 г.) «О минимальном размере оплаты труда»
Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) «О Федеральный закон РФ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-
правовом положении иностранных граждан в РФ» РФ» ции»
Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 29.12.2006 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. (в ред. от 23.07.2013 г.) № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О науке и государственной научно-технической политике».
Источник: разработано автором
Государственное регулирование по характеристикам, указанным в таблице 1:
• представляет компактность, быстроту ориентации, согласованность;
• дает возможность проведения мониторинга;
• позволяет выявлять необходимость обновления или разработки дополнительных или новых законодательных актов.
В заключении отметим необходимость дальнейшего совершенствования законодательной основы регулирования процессов, происходящих в кадровом потенциале:
• совершенствовать процесс обмена специалистами с иностранными государствами;
• ввести изменения в федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике», в частности повысить престижность научного труда, статус научного работника, сделать его труд привлекательным и высокооплачиваемым;
• совершенствовать закон о трудовой миграции;
• внести в федеральные законы поправки, касающиеся регионов или субъектов РФ, в целях учета их особенностей.
Библиографический указатель:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (с изм. и доп. на 30.12.2006). - М.: Юридическая литература, 2007.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148790 (дата обращения: 30.06.2015). - Загл. с экрана.
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 (дата обращения: 30.06.2015). - Загл. с экрана.
4. Федеральный закон РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 01.01.2013 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148787 (дата обращения: 30.06.2015). -Загл. с экрана.
5. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «О науке и государственной научно-технической политике» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148883 (дата обращения: 30.06.2015). -Загл. с экрана.
6. Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) «О правовом положении иностранных граждан в РФ» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148582 (дата обращения: 30.06.2015). -Загл. с экрана.
7.Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 29.12.2006 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148901 (дата обращения: 30.06.2015). -Загл. с экрана.
8. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. (в ред. от 23.07.2013 г.) № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base=LAW;n=148786 (дата обращения: 30.06.2015). - Загл. с экрана.
9. Федеральный закон РФ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=148767 (дата обращения: 30.06.2015). - Загл. с экрана.
10.Федеральный закон РФ от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 г. № 232-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138585 (дата обращения: 30.06.2015). -Загл. с экрана.
11. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2013 г. 04 сентября [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138624 (дата обращения: 30.06.2015). -Загл. с экрана.
Статья поступила в редакцию 03.07.2015 г.