Научная статья на тему 'Законодательная и бюджетная поддержка нанотехнологий'

Законодательная и бюджетная поддержка нанотехнологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бердашкевич А. П., Булаев Н. И.

Организационно-правовой формы «некоммерческая организация в виде государственной корпорации» в российском законодательстве ранее не существовало. Эта правовая форма не предусмотрена Гражданским кодексом РФ и появилась в отечественном законодательстве совсем недавно, а потому еще недостаточно изучена в теории и мало используется на практике. Авторы частично восполнили этот пробел. В статье также приведено распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в области науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательная и бюджетная поддержка нанотехнологий»

Организационно-правовой формы «некоммерческая организация в виде государственной корпорации» в российском законодательстве ранее не существовало. Эта правовая форма не предусмотрена Гражданским кодексом РФ и появилась в отечественном законодательстве совсем недавно, а потому еще недостаточно изучена в теории и мало используется на практике. Авторы частично восполнили этот пробел.

В статье также приведено распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в области науки.

Законодательная и бюджетная поддержка нанотехнологий

А. П. БЕРДАШКЕВИЧ,

кандидат юридических наук,

главный советник аппарата Комитета Государственной думы по образованию и науке, Н. И. БУЛАЕВ,

председатель Комитета Государственной думы

по образованию и науке,

Москва

Что может нано?

Работы и исследования по нанотехнологиям настолько распространились в мире, что перед странами-участниками ОЭСР встал вопрос о международной кооперации в указанной области. Зарубежное мировое научное сообщество пришло к выводу о необходимости развития сопоставимой статистики и индикаторов: эксперты стран-участниц ОЭСР еще несколько лет назад приняли стратегический план относительно интернационально сопоставимых данных в части научно-исследовательских расходов в нанонауках и нанотехнологиях, определений и классификаций, а также развития патентов и метрологии в указанной области1. Национальные эксперты по индикаторам науки и техники уже обсуждали развитие статистики по нанотехнологиям на встрече в мае 2006 г.

1 Engeneering and Technology Subcommittee, Committee on Technology, National Science and Technology Council, December 2004. © ЭКО 2008 г.

«Нанотехнология» - понятие условное, некий собирательный термин, объединяющий инженерное управление свойствами элементов и частиц весьма малых размеров (nanometre -одна миллионная часть миллиметра). Термин «нанотехноло-гии» объединяет те из них, где используют частицы нанораз-мера, характеризующиеся высокой проникающей способностью, что обусловливает возникновение новых физических свойств материалов (электропроводность, диэлектрическая проницаемость, вязкость, электроёмкость, плотность и т. д.). Одним из наиболее известных приложений нанотехнологий стала мобильная телефония.

Простые наноматериалы используются все шире и шире -от стаканов, солнечных очков и автомобильных бамперов и до компонентов информационных систем. Нанотехнологии, как ожидается, будут иметь существенное воздействие на мировую экономику и общество в течение следующих 10-15 лет. Специалисты американского национального фонда науки, например, предсказали, что ежегодная индустриальная продукция в нанотехнологических секторах к 2015 г. может превысить триллион долларов.

Используются нанотехнологии не только в «мирной» экономике. На базе Массачусетского технологического института создан Институт солдатских нанотехнологий для разработки экипировки и вооружения «солдата будущего». Основатели института и армия США выделили на исследования грант в 50 млн дол. На рубеже тысячелетий американские ученые выдвинули концепцию «умной пыли» (smart-dust). Идея в том, чтобы разбрасывать над зоной боевых действий тысячи крошечных сенсоров-радиопередатчиков, которые помогут незаметно отслеживать перемещения и действия врага2. Летающие, ползающие, плавающие или иные активно движущиеся или пассивно закреплённые разведывательные или боевые устройства малых размеров смогут проникать куда угодно.

В Японии и США созданы образцы «цифровой бумаги» -пленочных массивов наноэлектронных схем. Используя новые технологии трехмерной печати, с помощью порошков металла и пластика по заданной программе наносят объемные

2 Компьютерра. 20 февраля 2003. № 4.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

5 ЭКО №4, 2008

структуры. Развитие нанотехнологий позволит встраивать закладки в соединительные провода, конденсаторы, крепежные детали и прочие объемные элементы. Такие закладки могут служить целям наведения ракет или выброса токсинов. Каждая из них может содержать устройство, способное передавать или уничтожать информацию в штатном режиме или по команде извне. В бюджете США на развитие нанотехнологий выделено более 1,5 млрд дол. Развитие нанотехнологий имеет огромное значение для защиты и обороны страны, это - одно из средств обеспечения государственной независимости.

Что может Россия для нано?

В июле 2007 г. президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а незадолго до этого -Федеральный закон «О Российской корпорации нанотехнологий». Оба документа дополняют друг друга в части законодательного и бюджетного обеспечения работ по нанотехнологиям. В управление Российской корпорации нанотехнологий с 2007 г. будут переданы бюджетные ассигнования в объеме 130 млрд руб.

Закон о федеральном бюджете закрепляет продолжение федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России (2007-2012 годы)». В 2008 г. на реализацию научной части этой программы предусмотрено 13,8 млрд руб., а к 2010 г. - 22,0 млрд руб. На финансирование приоритетных исследований и разработок в области нанотехнологий в течение 4-5 ближайших лет планируется направить (с учётом расходов по ФЦП) 185 млрд руб. (см. таблицу). Расходы на ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы до её утверждения уже были предусмотрены в бюджете по подразделу 04.113. Указанные исследования проводятся как в ходе реализации ФЦП («Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»; «Национальная

3 Подробнее см.: Бердашкевич А. П., Булаев Н. И. Бюджетная поддержка российской науки в 2006-2010 годах //ЭКО. 2007. № 12.

технологическая база» и иные), так и в рамках важнейших инновационных проектов государственного значения, например, «Разработка технологий и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий»(таблица).

Распределение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2008, 2009 и 2010 годы в области науки (выдержки), млн руб.

Статья расходов 2008 2009 2010

Всего 698294,4 747021,9 503414,1

Федеральные целевые программы 635671,4 679507,4 439112,2

Расходы общепрограммного характера по федеральной целевой программе «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» 4105,0 5161,0 6278,2

Национальная экономика 4105,0 5161,0 6278,2

Прикладные научные исследования в области национальной экономики 3135,0 3876,0 4550,2

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 3135,0 3876,0 4550,2

Другие вопросы в области национальной экономики 970,0 1285,0 1728,0

Бюджетные инвестиции 770,0 1018,0 1357,0

Взносы в уставный капитал открытых акционерных обществ:

«Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"», Королев, Московская область 31,0 57,0 44,0

«Центральный научно-исследовательский технологический институт "Техномаш"», Москва 47,0 38,0 75,0

«Концерн "Океанприбор"», Санкт-Петербург 19,0 46,0

«Научно-технологическая компания "Ригель"», Санкт-Петербург 33,0 34,0 58,0

«Светлана», Санкт-Петербург 11,0 23,0

«Национальный институт авиационных технологий», Москва 31,0 38,0 45,0

«Всероссийский институт легких сплавов», Москва 14,0 15,0 17,0

«Холдинговая компания "Ленинец"», Санкт-Петербург 14,0 50,0 54,0

«Красный пролетарий», Москва 5,0 9,0

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

5*

Статья расходов 2008 2009 2010

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» 14560,0 18215,0 22935,0

Общегосударственные вопросы 201,0 338,9 551,2

Фундаментальные исследования 30,0 79,6 52,9

Национальная экономика 30,0 17425,9 22014,7

Прикладные научные исследования в области национальной экономики 171,0 17375,0 21975,0

Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» 9536,2 7925,4 7483,0

Общегосударственные вопросы 6782,2 4653,4 3810,0

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов 6782,2 4653,4 3810,0

Бюджетные инвестиции 6782,2 4653,4 3810,0

Национальная экономика 2754,0 3272,0 3673,0

Прикладные научные исследования в области национальной экономики 2754,0 3272,0 3673,0

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 2754,0 3272,0 3673,0

Федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы» 1320,0 2200,0 2340,0

Национальная экономика 1320,0 2200,0 2340,0

Другие вопросы в области национальной экономики 1320,0 2200,0 2340,0

Бюджетные инвестиции 1320,0 2200,0 2340,0

Корпорация как среда обитания нано

Федеральный закон установил правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Российской корпорации нанотехнологий (далее - Корпорация).

Корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики и развития инновационной инфраструктуры в этой области, реализации проектов создания перспективных нано-

технологий и наноиндустрии. Корпорация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, установленных ч. 1 настоящей статьи, и соответствует этим целям. Прибыль Корпорации, полученная по результатам ее деятельности, подлежит направлению исключительно на достижение её целей.

Для достижения целей своей деятельности Корпорация реализует следующие основные функции в области нанотехнологий: рассматривает проекты в целях последующего предоставления финансовой поддержки; осуществляет организационную и финансовую поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; осуществляет финансирование проектов; осуществляет финансирование проектов по подготовке специалистов; осуществляет мониторинг реализации финансируемых проектов. Деятельность Корпорации регулирует федеральное законодательство.

Законом установлено, что на Корпорацию не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

В пункте 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлена обязанность некоммерческой организации представлять отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов; документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. В пункте 5 той же статьи закреплено право уполномоченного на осуществление контроля за соответствием деятельности целям, предусмотренным ее учредительными документами. Пунктом 7 установлены обязанности информировать уполномоченный орган об изменении сведений, содержащихся в перечне сведений и документов о юридическом лице; пункт 10 гласит, что неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации; в пункте 14 перечислены органы, полномочные устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества целям, предусмотренным их документами. Под федеральными органами государственного финансового контроля подразумевается в том числе Счетная палата Российской Федерации4.

4 Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (постатейный) //ЗАО Юстицинформ, 2007.

На Корпорацию не распространяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Имущество Корпорации формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Корпорации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Корпорации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Годовой отчет Корпорации включает отчет о деятельности за прошедший отчетный период, годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности за отчетный период и отчет о результатах мониторинга. Годовой отчет направляется в правительство Российской Федерации. Обобщенные данные годового отчета подлежат обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на собственном сайте Корпорации в сети Интернет.

Высший орган управления Корпорации - наблюдательный совет. Правление Корпорации является коллегиальным исполнительным органом. Научно-технический совет Корпорации формируется из числа лиц, имеющих опыт и знания в сфере нанотехнологий. Обеспечение деятельности осуществляется за счет имущества Корпорации.

Денежные средства Корпорации направляются на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области нанотехнологий, осуществляемое на возмездной или безвозмездной основе; проектов по внедрению нанотехнологий или производству продукции в области наноиндустрии в форме участия в уставных капиталах юридических лиц, в паевых инвестиционных фондах, инвестирующих средства в проекты в области нанотехнологий, в некоммерческих организациях, создаваемых в целях развития на-нотехнологий, или в форме предоставления денежных средств на условиях возмездности, возвратности и срочности; проектов по подготовке специалистов в области нанотехнологий, в том числе путем выделения денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе.

Инвестирование временно свободных средств осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Корпорацией финансовых инструментов. Направления, порядок и условия инвестирования временно свободных средств Корпорации, а также предельный размер инвестируемых временно свободных средств определяет правительство Российской Федерации.

Создана, значит вправе

Правовое положение государственной корпорации в отличие от других юридических лиц определяется не уставом или учредительным договором, как того требует ст. 52 ГК РФ, а федеральным законом, которым корпорация создана. Закон играет роль учредительного документа. В нем должны быть указаны: наименование корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, органы управления корпорацией и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации корпорации и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации государственной корпорации.

Основное различие в правах на имущество учреждения и государственной корпорации состоит в том, что имущество учреждения есть объект права государственной собственности и находится в оперативном управлении учреждения. Государственная корпорация - собственник переданного ей государством имущества5. Единственным учредителем государственной корпорации является Российская Федерация.

Хотя термин «корпорация» используется в российской юридической литературе, а в некоторых высших учебных заведениях в качестве специальных курсов читают «Корпоративное право», само понятие размыто. Неоднозначность приводит к различным толкованиям.

В англосаксонской системе права корпорациями называются акционерные общества. В континентальной системе права под корпорациями понимают объединения лиц и капиталов6. Идея корпорации как имущественно обособленного субъекта права, независимого от лиц, его составляющих, возникла еще в римской правовой системе. Муниципия представ-

5 Залесский В. В., Каллистратова Р. Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (постатейный) // Издательство «Юрайт», 2000 (издание 3-е, дополненное и переработанное); Братановский С.Н., Злобина Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный) // Материал подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006.

6 Петухов В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности корпораций в России // Право и экономика. 2000. № 4.

ляла собой местную общину, часть государства, получившую определенную хозяйственную независимость. В гражданском обороте муниципии выступали как частные лица. Постепенно их имущество обособилось и выделилось. Со временем городское имущество перешло в разряд особого имущества - оно не принадлежало уже ни римскому народу, ни отдельным физическим лицам7.

Единство субъекта - особый статус, он может возникнуть лишь через публичное признание такого «единого» субъекта другими субъектами и всем обществом ввиду того, что социальные функции корпорации реализуются в обществе. В континентальной Европе публичные корпорации имеют обособленное имущество, которое остается государственной собственностью, и несут самостоятельную имущественную ответственность. Публичный характер целей и наличие властных полномочий возникают на основании специального акта, принимаемого органами государственной власти. В ряде случаев счета публичных государственных юридических лиц отделены от государства, но государство обязывает их соблюдать «технические задания», осуществлять свою деятельность в рамках «программных» или «плановых» договоров; иногда даже погашает долги публичных юридических лиц. Во Франции имущество промышленных и коммерческих публичных учреждений является собственностью именно этих учреждений8.

Термин «публичная корпорация» в российском праве также отсутствует. Государственная корпорация как особый тип юридических лиц установлена законом «О некоммерческих организациях». Государственная корпорация не является полным аналогом «публичной корпорации». В российском законодательстве широко используется термин «саморегулируемая организация», которая не представляет собой новой организационно-правовой формы.

7 Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 40-41.

8 ФурньеЖ. Предприятия публичного сектора в государствах Европейского союза //Участие государства в коммерческой деятельности. С. 71-72; Белорже Ж.-М. Правовые формы публичного участия в коммерческой деятельности во Франции // Участие государства в коммерческой деятельности. С. 90-94.

Законодательная классификация типов юридических лиц стала источником юридических коллизий. Субъекты права как виды организационно-правовых форм не всегда соответствуют строгим требованиям закона, учредители неадекватно интерпретируют свои «подведомственные» юридические лица. Создатели государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», государственного учреждения «Калужская областная государственная продовольственная корпорация», государственного унитарного предприятия «Тульская областная государственная агропромышленная продовольственно-финансовая корпорация» не обратили внимания на противоречие названия юридического лица и его организационно-правовой формы. Указ президента Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. № 184 «О создании Государственной инвестиционной корпорации», равно как и Указ президента Российской Федерации от 15 марта 1993 г. № 339 «О создании Российской финансовой корпорации» появились ранее, чем внесли изменения в текст Гражданского кодекса Российской Федерации. Так вот и возникла российская юридическая конструкция для государственных корпораций.

Стремление обосновать правовой статус «государственной корпорации» продиктовано желанием законодателей расширить возможности операционного распоряжения федеральным имуществом. Право распоряжения - это центральный элемент права собственности, это право определяют через обеспеченную законом возможность совершения действий, влекущих за собой существенное изменение самой вещи (вплоть до перехода ее в иное состояние), либо ее правовой принадлежности, а также предполагающих возможность такой перемены. Правительство Российской Федерации вправе создавать две формы некоммерческих организаций: учреждения (автономные либо бюджетные) или государственные корпорации.

Федеральное имущество, переданное государственной корпорации, становится собственностью указанной корпорации, и та вправе распоряжаться им по своему усмотрению. В этом отношении статус государственной корпорации приближен к статусу такой некоммерческой структуры, как фонд. Го-

сударственная корпорация не относится к органам власти. Имущество, переданное Российской Федерацией, находится у государственной корпорации на праве собственности, и государство не вправе распоряжаться ее активами. Государственная корпорация, в свою очередь, не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

Столь либеральные права в распоряжении имуществом позволяют государственным корпорациям выполнять особенные функции, например, выступать гарантом перед зарубежными партнёрами. Упомянутый ранее Указ президента Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. № 184 устанавливал, что Государственная инвестиционная корпорация «выступает гарантом иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых операций с иностранными банками». Функция имущественного гаранта возможна только тогда, когда корпорация вправе отчуждать имеющееся у неё имущество в пользу третьих лиц.

Формально ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни закон «О некоммерческих организациях» не относят государственные корпорации к категории некоммерческих организаций. Каждая государственная корпорация попадает в категорию некоммерческих организаций на основании федерального закона, согласно требованию, изложенному в ст. 50 ГК Российской Федерации: «Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом». Таким законом для каждой государственной корпорации служит федеральный закон о её создании.

Итак: государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.