О правовом статусе
Российской корпорации нанотехнологий
А. П. Бердашкевич,
к. ю. н., главный советник аппарата
комитета Государственной Н. И. Булаев*,
Думы по образованию профессор, д. пед. н.,
и науке заслуженный учитель РСФСР,
председатель комитета Государственной Думы по образованию и науке
* В конце 2007 г. Н. И. Булаев назначен руководителем Федерального агентства по образованию
Некоммерческая организация в виде государственной корпорации ранее не была известна российскому законодательству. Эта правовая форма не предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации и появилась в нашем законодательстве совсем недавно, а потому еще недостаточно изучена в теории и мало используется на практике.1 Особенности правового положения государственной корпорации в отличие от других юридических лиц определяются не уставом или учредительным договором, как того требует ст. 52 ГК РФ, а федеральным законом, которым корпорация создается. Закон играет роль учредительного документа. В нем должны быть указаны: наименование корпорации, цели ее деятельности, место нахождения, органы управления корпорацией и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации корпорации и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации государственной корпорации. основное различие между правом на имущество учреждения и имуществом государственной корпорации состоит в том, что имущество учреждения есть объект права государственной собственности и находится в оперативном управлении учреждения. Государственная корпорация является собственником переданного ей государством иму-щества.2 Единственным учредителем государственной корпорации является Российская Федерация.
В настоящее время термин «корпорация» широко используется в российской юридической литературе. В некоторых высших учебных заведениях в качестве специальных курсов вводится дисциплина «Корпоративное право». Неоднозначность понятия приводит к различным толкованиям. Основная понятий-
1 Ершов И. В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001. С. 217-228.
2 Залесский В. В., Каллистратова Р. Ф. Комментарий к федеральному закону «О некоммерческих организациях» (постатейный) // Издательство «Юрайт», 2000 (издание 3-е, дополненное и переработанное); Братановский С. Н, Злобина Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 ЯНВАРЯ 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный) // материал подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006.
ная нагрузка термина «корпорация» во всех языках приходится на его характеристику как обобщающее понятие для всякого рода общностей людей. В англосаксонской системе права корпорациями называются акционерные общества. В континентальной системе права под корпорациями понимаются объединения лиц и капиталов.3 Идея корпорации как самостоятельного, имущественно обособленного субъекта права, не зависимого от лиц, его составляющих, возникла еще в системе римского права в отношении муниципий. Муниципия представляла собой местную общину, часть государства, получившую определенную хозяйственную независимость. В гражданском обороте муниципии выступали как частное лицо. Постепенно их имущество обособилось и выделилось. Со временем городское имущество стало рассматриваться как особое имущество, не принадлежащее ни римскому народу, ни отдельным физическим лицам.4 Социальное объединение, приобретая статус корпорации, начинает действовать в экономическом обороте как единое целое, как единый субъект. Целостность субъекта не может быть образована ни через объединение имущества, ни через объединение деятельности. Единство субъекта — абстрактная категория, особый статус, который может возникнуть лишь через признание такого «единого» субъекта другими субъектами и всем обществом в результате публичного признания, исходя из того, что социальные функции корпорации реализуются в обществе. В континентальной Европе публичные субъекты имеют обособленное имущество, которое остается государственной собственностью, и несут самостоятельную имущественную ответственность. Публичный характер целей и наличие властных полномочий возникают на основании специального акта, принимаемого органами государственной власти. В ряде случаев счета публичных государственных юридических лиц отделены от государства, но государство обязывает
3 Петухов В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности корпораций в России // Право и экономика. 2000. № 4.
4 Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 40-41.
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
их соблюдать «технические задания», осуществлять свою деятельность в рамках «программных» или «плановых» договоров и даже иногда погашает долги публичных юридических лиц. Во Франции имущество промышленных и коммерческих публичных учреждений является собственностью именно этих учреждений.5 Термин «публичная корпорация» в российском праве отсутствует. Государственная корпорация как тип юридических лиц установлена законом «О некоммерческих организациях». Государственная корпорация не является полным аналогом «публичной корпорации». В российском законодательстве широко используется термин «саморегулируемая организация», которая не представляет собой какую-либо новую организационно-правовую форму.
При определении понятия «корпорация» перечисляют близкие по значению слова: «союз, объединение, общество, объединенная группа, круг лиц одной профессии» или иные. Указанные определения отражают наиболее распространенные значения термина «корпорация». такое понимание корпорации является достаточно широким. Вплоть до XIX века в юридической науке отсутствовало научно обоснованное понятие юридического лица6, термин «корпорация» из-за отсутствия какой-либо другой юридической формы служил своеобразным тождеством понятию «юридическое лицо» в его современной интерпретации. В современном понимании термин «корпорация» есть эквивалент для обозначения юридического факта объединения лиц и ресурсов.
Законодательная классификация типов юридических лиц стала источником юридических коллизий. Субъекты права как виды организационно-правовых форм не всегда соответствуют строгим требованиям закона, что проявляется в неадекватной интерпретации учредителями своих подведомственных юридических лиц. Создатели государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» так же, как создатели государственного учреждения «Калужская областная государственная продовольственная корпорация» и создатели государственного унитарного предприятия «тульская областная государственная агропромышленная продовольственно-финансовая корпорация» не обратили внимания на противоречие названия юридического лица и его организационно-правовой формы. указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. № 184 «О создании Государственной инвестиционной корпорации», равно как и указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 г. № 339 «О создании Российской финансовой корпорации» поя-
5 Фурнье Ж. Предприятия публичного сектора в государствах Европейского Союза // Участие государства в коммерческой деятельности. С. 71-72; Белорже Ж.-М. Правовые формы публичного участия в коммерческой деятельности во Франции // Участие государства в коммерческой деятельности. С. 90-94.
6 Ельяшевич В. Б. Юридическое лицо, его происхождение и функ-
ции в римском частном праве. СПб., 1910. С. 32.
вились ранее, чем в тексте о гражданском праве кодекса Российской Федерации возникла юридическая конструкция о государственных корпорациях.
Источником правового обоснования статуса и самой юридической конструкции «государственная корпорация» явилось желание законодателя расширить возможности операционного распоряжения федеральным имуществом. Право распоряжения является центральным элементом права собственности, которое определяют как право собственника своим волевым актом устанавливать правоотношения с другими лицами по поводу принадлежащих ему вещей. Право распоряжения определяют через обеспеченную законом возможность совершения действий, влекущих за собой существенное изменение самой вещи (вплоть до перехода ее в иное состояние) либо ее правовой принадлежности, а также предполагающих возможность такой перемены. Правительство Российской Федерации вправе создавать две формы некоммерческих организаций: учреждения (автономные либо бюджетные) или государственные корпорации. Иные федеральные органы государственной власти могут исполнять роль учредителя юридического лица только по поручению Правительства Российской Федерации. Причиной этого правила является исключительность права Правительства Российской Федерации на распоряжение федеральной собственностью, закрепленная в пункте «г» статьи 114 Конституции Российской Федерации. Без ведома Правительства Российской Федерации никто, ни один федеральный орган исполнительной власти не вправе наделить создаваемую организацию федеральной собственностью и, следовательно, лишен самостоятельной возможности создать новое юридическое лицо.
Федеральное имущество, переданное государственной корпорации, становится собственностью указанной корпорации, которая вправе распоряжаться им по своему усмотрению. В этом отношении статус государственной корпорации приближен к статусу такой некоммерческой структуры, как фонд, и, конечно, значительно отличен от статуса учреждения. Государственная корпорация не относится к органам власти, но имущество, переданное ей Российской Федерацией, находится у государственной корпорации на праве собственности, и государство не вправе распоряжаться ее активами, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Столь либеральные права в распоряжении имуществом позволяют государственным корпорациям выполнять особенные функции, например, выступать гарантом перед зарубежными партнерами. Упомянутый ранее Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 1993 г. № 184 устанавливал, что Государственная инвестиционная корпорация «выступает гарантом иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых операций с иностранными банками». Функция имущественного гаранта возможна только, если кор-
порация вправе отчуждать имеющееся у нее имущество в пользу третьих лиц.
Гражданский кодекс Российской Федерации и закон «О некоммерческих организациях» формально не относят государственные корпорации к категории некоммерческих организаций. Каждая государственная корпорация попадает в категорию некоммерческих организаций на основании федерального закона согласно требованию, изложенному в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом». таким законом для каждой государственной корпорации является федеральный закон о ее создании. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных, общественно полезных функций.
Федеральный закон устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Российской корпорации нанотехнологий (далее по тексту — Корпорация).
Корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в области нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноин-дустрии.7 Корпорация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, установленных частью 1 настоящей статьи, и соответствует этим целям. Прибыль Корпорации, полученная по результатам ее деятельности, подлежит направлению исключительно на достижение ее целей. Для достижения целей своей деятельности Корпорация реализует следующие основные функции в области нанотехнологий: рассматривает проекты в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств Корпорации; осуществляет организационную и финансовую поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; осуществляет финансирование проектов; осуществляет финансирование проектов по подготовке специалистов; осуществляет мониторинг реализации проектов, финансируемых за счет средств Корпорации. деятельность Корпорации регулируется федеральным законодательством.
7 Барчуков В. П. Статус государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» век конкурсного управляющего (ликвидатора) банков и организации, осуществляющей страхование банковских вкладов // Банковское право, 2006, № 1.
Законом установлено, что на Корпорацию не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
В пункте 3 статьи 32 установлена обязанность представлять отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов; документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. В пункте 5 статьи 32 закреплено право уполномоченного органа на осуществление контроля за соответствием деятельности целям, предусмотренным ее учредительными документами. В пункте 7 статьи 32 установлены обязанности информировать уполномоченный орган об изменении сведений, содержащихся в перечне сведений и документов о юридическом лице. Как предусмотрено в п. 10 статьи 32, неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. В пункте 14 статьи 32 перечислены органы, которые полномочны устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества целям, предусмотренным их документами. Под федеральными органами государственного финансового контроля подразумевается в том числе Счетная палата Российской Федерации.8
На Корпорацию не распространяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Имущество Корпорации формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Корпорации, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений и является собственностью Корпорации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Корпорации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Годовой отчет Корпорации включает отчет о деятельности за прошедший отчетный период, годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности за отчетный период и отчет о результатах мониторинга. Годовой отчет направляется в Правительство Российской Федерации. Обобщенные данные годового отчета подлежат обязательному опубликованию, в том числе путем размещения на собственном сайте Корпорации в сети Интернет.
8 Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (постатейный) // ЗАО Юстицинформ, 2007.
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
Высшим органом управления Корпорации является наблюдательный совет. Правление Корпорации является коллегиальным исполнительным органом. Научно-технический совет Корпорации формируется из числа лиц, имеющих опыт и знания в сфере нанотехнологий. Обеспечение деятельности осуществляется за счет имущества Корпорации.
В управление Российской корпорации нанотехнологий, начиная с 2007 года в течение 4-5 ближайших лет, будут переданы бюджетные ассигнования в объеме 185 млрд рублей. На реализацию ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы в федеральном бюджете предусмотрено 2,8 млрд рублей в 2008 году, 3,3 млрд рублей в 2009 году и 3,7 млрд рублей в 2010 году.
денежные средства Корпорации направляются на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области нанотехнологий, осуществляемое на возмездной или безвозмездной основе; проектов по внедрению нано-
технологий или производству продукции в области наноиндустрии в форме участия в уставных капиталах юридических лиц, в паевых инвестиционных фондах, инвестирующих средства в проекты в области нанотехнологий, в некоммерческих организациях, создаваемых в целях развития нанотехнологий, или в форме предоставления денежных средств на условиях возмездности, возвратности и срочности; проектов по подготовке специалистов в области нанотехнологий, в том числе путем выделения денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе. Инвестирование временно свободных средств осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Корпорацией финансовых инструментов. Направления, порядок и условия инвестирования временно свободных средств Корпорации, а также предельный размер инвестируемых временно свободных средств определяет Правительство Российской Федерации.
наблюдательный совет корпорации:
председатель наблюдательного совета корпорации
■ фурсенко андрей Александрович,
министр образования и науки Российской Федерации
члены наблюдательного совета:
■ Дмитриев Владимир Александрович,
председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
■ ковальчук михаил Валентинович,
директор ФГУ «Российский научный центр «Курчатовский институт»
■ кокошин андрей афанасьевич,
председатель Комитета Государственной Думы четвертого созыва по делам СНГ и связям с соотечественниками
■ мезенцев Дмитрий федорович,
заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
■ меламед леонид Борисович,
генеральный директор государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий»
■ набиуллина эльвира сахипзадовна,
министр экономического развития и торговли Российской Федерации
■ назаров Владимир Павлович,
заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
■ погосян михаил асланович,
генеральный директор ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой»
■ попик Василий Михайлович,
заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации
■ прохоров михаил Дмитриевич,
президент ООО «Группа ОНЭКСИМ»
■ федоров евгений Алексеевич,
председатель Комитета Государственной Думы четвертого созыва по экономической политике, предпринимательству и туризму
■ хрисТЕнко Виктор Борисович,
министр промышленности и энергетики Российской Федерации
■ чубайс анатолий Борисович,
председатель правления Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России»
■ шудегов Виктор Евграфович,
председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии