Научная статья на тему 'Законность в деятельности государственных органов российской Федерации и проблемы совершенствования понятия «Законность»'

Законность в деятельности государственных органов российской Федерации и проблемы совершенствования понятия «Законность» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1006
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законность / государственный орган / законодательство / правоприменительная практика / органы государственной власти Российской Федерации. / legality / public authority / legislation / law enforcement practice / bodies of state power of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домрачева Анна Нурмихаметовна, Сафин Харис Шарипович, Федяева Галина Алексеевна

Президент Российской Федерации постоянно уделяет внимание вопросам соблюдения законности, необходимости повышения имиджа государственных органов, усиления темпов противодействия коррупции, необходимости усовершенствования законодательства. В настоящий момент важную роль приобретает теоретический анализ понятия, сущности и содержания законности в деятельности государственных органов в Российской Федерации. На основе проведенного анализа установлено отсутствие единого подхода к определению понятия «законность», указаны различные научные подходы к данному определению. Авторы делают вывод о том, что законность в деятельности государственных органов следует понимать как базовый принцип деятельности, включающий строгое и неукоснительное исполнение законов, своевременное принятие востребованных законов, оперативное выявление нарушений, установление причин и условий, способствующих нарушениям, и своевременное исследование этих нарушений. Усовершенствован научный подход к определению понятия, содержания и сущности законодательной деятельности государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Домрачева Анна Нурмихаметовна, Сафин Харис Шарипович, Федяева Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALITY IN THE ACTIVITIES OF STATE BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND PROBLEMS OF IMPROVEMENT

The President of the Russian Federation constantly pays attention to issues of respect for the rule of law, the need to enhance the image of state bodies, the strengthening of the pace of countering corruption, and the need to improve legislation. At the moment, an important role is played by the theoretical analysis of the concept, essence and content of legality in the activities of state bodies in the Russian Federation. On the basis of the analysis it was established that there is no single approach to understanding the notion of «legality», different scientific approaches to this definition are indicated. The authors argue that lawfulness in the activities of state bodies should be understood as a basic principle of activity, including strict and strict enforcement of laws, timely adoption of sought-after laws, prompt detection of violations, establishing the causes and conditions that contribute to violations and timely investigation of these violations. The scientific approach to understanding the concept, content and essence of legislative activity of state bodies is improved.

Текст научной работы на тему «Законность в деятельности государственных органов российской Федерации и проблемы совершенствования понятия «Законность»»

юридические науки

105

УДК 340.01

ЗАКОННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗАКОННОСТЬ»

А.Н. Домрачева, Х.Ш. Сафин, Г.А. Федяева

Президент Российской Федерации постоянно уделяет внимание вопросам соблюдения законности, необходимости повышения имиджа государственных органов, усиления темпов противодействия коррупции, необходимости усовершенствования законодательства. В настоящий момент важную роль приобретает теоретический анализ понятия, сущности и содержания законности в деятельности государственных органов в Российской Федерации. На основе проведенного анализа установлено отсутствие единого подхода к определению понятия «законность», указаны различные научные подходы к данному определению. Авторы делают вывод о том, что законность в деятельности государственных органов следует понимать как базовый принцип деятельности, включающий строгое и неукоснительное исполнение законов, своевременное принятие востребованных законов, оперативное выявление нарушений, установление причин и условий, способствующих нарушениям, и своевременное исследование этих нарушений. Усовершенствован научный подход к определению понятия, содержания и сущности законодательной деятельности государственных органов.

Ключевые слова: законность; государственный орган; законодательство; правоприменительная практика; органы государственной власти Российской Федерации.

A.N. Domracheva, H.S. Safin, G.A. Fedyaeva. LEGALITY IN THE ACTIVITIES OF STATE BODIES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND PROBLEMS OF IMPROVEMENT

The President of the Russian Federation constantly pays attention to issues of respect for the rule of law, the need to enhance the image of state bodies, the strengthening of the pace of countering corruption, and the need to improve legislation. At the moment, an important role is played by the theoretical analysis of the concept, essence and content of legality in the activities of state bodies in the Russian Federation. On the basis of the analysis it was established that there is no single approach to understanding the notion of «legality», different scientific approaches to this definition are indicated. The authors argue that lawfulness in the activities of state bodies should be understood as a basic principle of activity, including strict and strict enforcement of laws, timely adoption of sought-after laws, prompt detection of violations, establishing the causes and conditions that contribute to violations and timely investigation of these violations. The scientific approach to understanding the concept, content and essence of legislative activity of state bodies is improved.

Keywords: legality; public authority; legislation; law enforcement practice; bodies of state power of the Russian Federation.

В ежегодных посланиях Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин указывает на соблюдение законности в деятельности государственных органов. Одним из приоритетных направлений развития государства в современных условиях является укрепление законности. Для правового государства соблюдение законности обязательно во всех областях социальной жизни, но особенно оно актуально при взаимосвязи органов государственной власти с гражданами и негосударственными организациями. Законность остается главным критерием уровня и состояния правовой оценки жизни общества, определяет сложившееся отношение со стороны общества к законам, их роли в общественной жизни.

Законность - одно из основных и сложных понятий правоведения. В справочной литературе понятие законности определено как «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями» [10, с. 257258], а также «состояние, при котором жизнь общества охраняется законами» [9, с. 210].

В современной юридической литературе нет единого мнения относительно определения понятия законности. Наиболее распространенное определение описывает законность как «точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами,

органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями» [1, с. 177]. Главными словами здесь являются «соблюдение и исполнение». Определение требует строгого соблюдения и исполнения законов, а если этого нет, то нет и законности.

Другая группа ученых утверждает, что «закон является «сердцевиной» понятия законности, и без системы действующих в государстве законов законность теряет свой смысл» [8, с. 17], но наличие «самого идеального закона», в котором учтены все нюансы, не дает гарантии его исполнения. Яркий пример - Федеральный закон «О противодействии коррупции». Он разработан, принят и действует, но отмечается низкий уровень его исполнения, о чем свидетельствуют громкие уголовные дела с участием высокопоставленных государственных служащих.

Далеко не все законы, принятые на федеральном и региональном уровне, соответствующего качества. Данные законы, нормативно-правовые акты создают путаницу в правоприменительной практике и не служат во благо государства. Предстоит эффективно и вдумчиво решать проблемы законотворчества, чтобы принятые законы работали и помогали государственным органам добиваться поставленных целей.

Проведенный анализ показывает, что термин «законность» обозначает или строгое исполнение законов, или наличие законов и их исполнение. В этом видится широкий смысл и универсальное применение понятия «законность», где она воспринимается как выполнение законов и подзаконных актов и не отвечает требованиям современного общества. Для эффективного законотворческого процесса необходимо определить круг субъектов и конкретные меры, которые обеспечивают законность, а также специфику деятельности государственных органов.

В научной литературе одни ученые указывают, что органы государства и народ в равной мере попадают в сферу деятельности законности. Другая группа ученых придерживается мнения, что законность ограничивается сферой деятельности государственных органов и обращена к должностным лицам государственного аппарата. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность [7].

Стоит отметить, что в научной среде понятие «государственный орган» имеет различное толкование. Конституция Российской Федерации разделяет власть между законодательными, исполнительными и судебными органами

государства. Органы власти в Российской Федерации состоят из федеральных органов и органов власти субъектов Федерации. Законодательный и представительный орган власти в России - Федеральное Собрание. Исполнительной властью обладает Правительство Российской Федерации. Суды наделены судебной властью, которую осуществляют через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство [3]. Президент России, выполняя обязанности, возложенные на него Конституцией, обеспечивает слаженную и эффективную работу различных ветвей власти. Субъекты Российской Федерации образуют свои органы государственной власти, которые обеспечивают их самостоятельность. Из вышесказанного следует, что к государственным органам относятся: Президент РФ, система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, Администрация Президента РФ, органы прокуратуры, Центральная избирательная комиссия, система органов государственной власти субъектов Федерации [3].

Авторитетные ученые определяют законность в деятельности государственных органов как наличие высококачественных юридических норм и строгое их соблюдение и выполнение [4; 7]. К этому можно добавить, что юридические нормы должны быть справедливыми, целесообразными, общеобязательными.

Профессор В.В. Клочков в своих трудах дал определение понятию законности. Он считает, что законность - это совокупность требований, предъявляемых обществом и государством к праву и законодательной деятельности (эффективность, справедливость, целесообразность), соответствие этим требованиям деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц и поведения граждан, а также применение санкций к правонарушителю, поскольку такое применение, как реагирование на правонарушение, является обязанностью соответствующих органов и должностных лиц, возлагаемых на них законом [5].

Профессор К.И. Амирбеков рассматривает законность как часть правовой системы общества, в котором функционируют юридические механизмы выявления потребностей в своевременной разработке, принятии востребованного законодательства и внесения необходимых изменений или отмене утративших целесообразность законов [2].

Законность в деятельности государственных органов в современных условиях включает в себя строгое исполнение законов, а также ряд дополнений:

Юридические науки

107

1. Своевременное принятие востребованных законов. В современном обществе законы должны соответствовать «своему времени», отражать экономические, социально-политические, нравственные, культурные потребности общества.

2. Своевременное и оперативное выявление нарушений и устранение их. Реагирование на нарушения включает в себя комплекс мер по устранению нарушений и их профилактике, восстановлению нарушенных прав, возмещению ущерба, привлечению виновных к установленной законом ответственности и др. Ни одно нарушение не должно остаться без должного внимания уполномоченного государственного органа [6]. Оперативное реагирование включает в себя устранение нарушения или обращение уполномоченного государственного органа к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по устранению нарушения законности.

3. Выяснение причин и условий, которые привели к нарушениям, и их анализ. Причинами нарушения законности могут быть несовершенство нормативно-правовой базы, бездейственность государственного аппарата, невысокий уровень правовой культуры населения. Анализ причин нарушений способствует своевременному и эффективному устранению и решению проблем.

Проведенный анализ показывает, что понятие «законность» - многогранно и требует основательного научного обеспечения. Перед нами сложное политико-правовое определение, которое затрагивает интересы всех и каждого и предполагает серьезное изучение. Законность выявляет качество общественно-политической жизни страны, взаимодействие права и государства, права и общества, права и власти. Она затрагивает все сферы правотворчества, все категории государственной власти.

В современных условиях развития государства законность в работе государственных органов следует воспринимать как основной принцип деятельности, включающий в себя строгое и неуклонное исполнение законов, своевременное выявление и устранение нарушений, их предупреждение.

Список литературы

1. Административное право Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. А.В. Мелехина. М.: Юстиция, 2016. 490 с.

2. Амирбеков К.И. Трансформация взглядов на понимание законности как правовой категории // Российская юстиция. 2016. № 4. С. 2-5.

3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конститу-

ции Российской Федерации. M.: Проспект, 2010 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Битяк Ю.П., Зуй В.В. Административное право. Харьков: Нац. юрид. акад., 1996. 224 с.

5. Клочков В.В. Актуальные проблемы теории законности и прокурорского надзора: монография. M.: Академия Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2012. 262 с.

6. Козлов A.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Общая часть. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.140 с.

7. Краснов ИЛ. К вопросу о категории законности (в советском и постсоветском праве) // Вестник ТИСБИ. 2005. № 1. URL: http://www.law. edu.ru.

S. Лунев A.E., Студенкин С.С., ЯмпольскаяЦ.A. Социалистическая законность в советском государственном управлении. M.: Юрид. изд-во MЮ СССР, 194S. 136 с.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка M.: АЗЪ, 2007. 940 с.

10. Популярный юридический энциклопедический словарь / редкол.: О.Е. Кутафин [и др.]. M.: Большая Российская энциклопедия, 2001. S00 с.

References

1. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federat-sii: ucheb. posobie / pod red. A.V. Melekhina. M.: Yustitsiya, 2016. 490 s.

2. Amirbekov K.I. Transformatsiya vzglyadov na ponimanie zakonnosti kak pravovoj kategorii // Ros-sijskaya yustitsiya. 2016. № 4. S. 2-5.

3. Barkhatova E.Yu. Kommentarij k Konstitutsii Rossijskoj Federatsii. M.: Prospekt, 2010 g. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Garant».

4. Bityak Yu.P., Zuj V.V. Administrativnoe pravo. Kharkov: Nacz. yurid. akad., 1996. 224 s.

5. Klochkov V.V. Aktual'ny'e problemy' teorii zakonnosti i prokurorskogo nadzora: monografiya. M.: Akademiya Gen. prokuratury' Ros. Federatsii. 2012. 262 s.

6. Kozlov A.F. Prokurorskij nadzor v Rossijskoj Federatsii. Obshchaya chast'. Ekaterinburg: Izd-vo UrGYuA, 1999.140 s.

7. Krasnov I.A. K voprosu o kategorii zakon-nosti (v sovetskom i postsovetskom prave) // Vestnik TISBI. 2005. № 1. URL: http://www.law.edu.ru.

S. Lunev A.E., Studenkin S.S., YampoVskaya Cz.A. Socialisticheskaya zakonnost' v sovetskom gosu-darstvennom upravlenii. M.: Yurid. izd-vo MYu SSSR, 194S. 136 s.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slo-var russkogo yazyka M.: AZ", 2007. 940 s.

10. Populyarnyj yuridicheskij entsiklope-dicheskij slovar' / redkol.: O.E. Kutafin [i dr.]. M.: Bolshaya Rossijskaya entsiklopediya, 2001. S00 s.

ДОМРАЧЕВА Анна Нурмихаметовна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: domracheva12@inbox.ru.

САФИН Харис Шарипович - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: safinharis5@gmail.com.

ФЕДЯЕВА Галина Алексеевна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: pira112@mail.ru

DOMRACHEVA, Anna Nurmikhametovna - Graduate Student. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: domracheva12@inbox.ru.

SAFIN, Haris Sharifovich - Graduate Student. Interregional Open Social Institute. Russia. Yosh-kar-Ola. E-mail: safinharis5@gmail.com.

FEDYAEVA, Galina A^eevna - Graduate Student. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: pira112@mail.ru.

УДК 343.988:3436.85:346.548

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЛУЖЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ*

М.Г. Иванов

В статье отмечается, что несмотря на активизацию деятельности правоохранительных органов, в Российской Федерации наблюдается увеличение количества служебно-экономических преступлений. Экономическая преступность не только возросла количественно, но и изменилась качественно. В части выявления преступлений показатели служебно-экономической преступности не в полной мере адекватны реальной криминологической обстановке.

Высказывается мысль о том, что единство уголовно-правовой и гражданско-правовой ответственности является основой для формирования виктимологической политики защиты экономических интересов потерпевших. Рыночный подход регулирования имущественных отношений порожден экономическими отношениями и может быть тесно увязан с другими методами правового регулирования, востребованными на современном этапе развития общества. В настоящее время необходимы научно обоснованные предложения и новации в правовом регулировании экономических отношений, в которых бы нашли свое достойное место интересы потерпевшего. В статье утверждается, что виктимологический аспект обеспечения экономической безопасности следует рассматривать как механизм реализации политики государства.

Ключевые слова: служебно-экономические преступления; экономическая безопасность; вик-тимологическая политика; экономические интересы; правовая защита.

M.G. Ivanov. VICTIMOLOGICAL PROBLEMS OF THE HELPFUL IMPACT FOR ECONOMIC CRIME

The article notes that, despite the intensification of the activities of law enforcement agencies, there is an increase in the number of economic and economic crimes in Russia. Economic crime did not increase only quantitatively, but also changed qualitatively. Despite the intensification of the activities of law enforcement agencies in the detection of crimes, nevertheless, these indicators of economic and service crime are not entirely adequate to the real criminological situation.

It is suggested that the unity of criminal law and civil liability is the basis for the formation of a victimological policy to protect the economic interests of the victims. The market approach to regulating property relations is generated by economic relations and can be closely linked with other methods of legal regulation that are in demand at the present stage of the development of society. Demanded scientific proposals, innovations in the legal regulation of economic relations, so that in these proposals the interests of the victim have found their worthy place. The article states

* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского университета кооперации по гранту Е-3 «НИОКР Центросоюз» - 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.