УДК 340.132.83:341.231.14
А. К. Карданова
Законность как важнейший способ обеспечения равенства прав и свобод человека и гражданина в условиях фактического их неравенства
Законность представляет собой универсальную категорию, которая понимается большинством ученых как неукоснительное соблюдение всеми участниками общественных отношений законов государства. Но законность не отвечает на вопрос о качестве законов, которые могут быть разными с точки зрения исполнимости, человечности и т. п. Кроме того, на реализацию законодательства, в том числе в сфере прав и свобод человека, сильно влияют социальные факторы, которые делают людей фактически неравными в их правах. Это влияние легко можно увидеть на примере реализации права на образование или на охрану здоровья. Соответственно, перед современным законодателем стоит трудная задача учета социальных факторов при проектировании и применении законов в целях обеспечения фактического равенства прав и свобод граждан.
Legality represents universal category which is understood by most of scientists as strict observance by all participants of the public relations of laws of the state. But legality doesn't answer a question of quality of laws which can be different from the point of view of feasibility, to humanity, etc. Besides, on implementation of the legislation, including, in the sphere of the rights and freedoms of the person, social factors which I do people actually unequal in their rights strongly influence. This influence can easily be seen on the example of realization of the right for education or on health protection. Respectively, the modern legislator is faced by a difficult task of the accounting of social factors at design and application of laws for ensuring the actual equal rights and freedoms of citizens.
Ключевые слова: прав и свободы личности, права человека, законность, социальные факторы.
Key words: rights and personal freedom, human rights, legality, social factors.
Важнейшим принципом организации любого современного государства является принцип законности. В Конституции Российской Федерации принцип законности закреплен в ст. 15 [8]. Буквальное толкование норм *
* © Карданова А. К., 2015
40
указанной статьи Конституции РФ может привести нас к выводу о том, что законность есть соблюдение законов и совершение всеми участниками общественных отношений своих действий в соответствии с законом. Но законность представляет собой гораздо более многоплановую категорию.
В «Большом юридическом словаре» законность (верховенство закона) понимается как «неукоснительное соблюдение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами» и как «один элементов демократии и правового государства» [5, с. 199].
С.С. Алексеев характеризует законность как «реальность права, такая реальность, когда его требования, гарантированные им возможности последовательно, полно и точно претворяются в жизнь». Также он указывает, что законность имеет «три грани»: «аспекта общеобязательности права», «идеи» и «особого режима общественно-политической жизни» [2, с. 187].
В.Н. Хропанюк определяет законность как «строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актах всеми субъектами права» [16, с. 343-345].
В.В. Лазарев считает, что законность - это «совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведением их в жизнь» [11, с. 465-467]. Требованиями законности являются: точное и неуклонное соблюдения законов теми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; непререкаемость закона [11, с. 465-467]. Перечисленные требования составляют содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе.
Нетрудно заместить, что отечественные ученые, занимающее ведущее положение в вопросах телепатического обоснования содержания законности, сходятся в мысли о том, что законность есть соблюдение законов. По этому поводу И.Р. Александрова пишет: «главный недостаток определения законности только через соблюдение законов состоит в том, что оно (определение) не затрагивает вопроса о характере самих законов. Между тем законы бывают разные - демократические, справедливые, гуманные или, как принято теперь говорить, правовые, т. е. соответствующие высшим идеалам права; и законы антидемократические, неправовые, идущие вразрез с интересами народа, противоречащие подлинному праву (например, репрессивные, тоталитарные, дискриминационные, фашистские и т. д.)» [1, с. 19].
41
Понимая, что сама по себе законность не может равняться только исполнению (соблюдению) закона, Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве» [6, с. 15].
Законность как политико-правовой режим демократического государства, отмечает В.В. Лазарев, «предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит и на государстве и на населении, а юридическая ответственность за неисполнение законности следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта» [11, с. 465-467].
Более широкого подхода к законности придерживается и Н.М. Марченко, который пишет, что «применительно к деятельности государственного аппарата разных стран законность и конституционность означают осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей Конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. Принцип законности и конституционности означает также обеспечение строгого и неуклонного исполнения подчиненными им органами, организациями и учреждениями действующих нормативно-правовых актов, борьбы с коррупцией, а также со всякого рода нарушениями прав и свобод граждан, общественных организаций, трудовых коллективов» [14]. Таким образом, М.Н. Марченко указывает на то, что законность следует из конституционности (или, во всяком случае, тесно с ней связана) и распространяется также на устранение таких негативных проявлений, как коррупция и нарушение прав человека.
Провозглашение Конституцией России человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека. Из содержания ст. 2 Конституции РФ усматривается, что в Основном законе России закреплена концепция «естественных прав» человека, поскольку они не «даруются» человеку государством или его главой, а признаются. Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его органы и должностные лица):
• признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или в силу гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;
42
• соблюдает эти права и свободы, т. е. не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации;
• защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений.
Таким образом, одной из обязанностей государства по обеспечению
положений ст. 2 Конституции является охрана и защита государством основных прав и свобод человека и гражданина.
Такая охрана является как раз проявлением законности в широком смысле как особого правого режима деятельности органов публичной власти, основанной на законе и осуществляемой во исполнение закона, целью и итогом которой является всемерная и всеобъемлющая охрана прав человека и помощь индивидууму в их реализации.
В то же время, нужно понимать, что законность объективна, она связана с выполнением (соблюдением) уже принятых правовых актов, не учитывает, какого качества эти самые законы. Это позитивистский подход, согласно которому права и свободы человека действуют в той мере и в том объеме, в каком они закреплены в национальном законодательстве.
Но в современном мире в законодательстве различных государств, в том числе России, не наблюдается использование только одного подхода к пониманию прав и свобод человека. Связано это с тем, что невозможно применение только, допустим, естественно-правовой доктрины без закрепления определенного набора прав и свобод в законодательных актах, как и невозможно использование позитивистской концепции без ее ориентации на нравственные категории свободы, справедливости, с последующим их выражением в определенном наборе прав и свобод человека.
Как отмечалось выше, ст. 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а обязанностью государства объявляет признание, соблюдение, защиту прав и свобод человека и гражданина. Тем самым был дан мощный посыл созданию в России гражданского общества.
Нравственная категория «высшая ценность» попав в текст юридически значимого документа, превратилась в категорию правовую. Можно сказать, что естественно-правовой элемент преобразуется в категорию позитивного права.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Соответственно, для действенного обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, необходимо не только правильное испол-
43
нение законов, но и высокое качество самих законодательных и иных нормативных правовых актов. Правовые акты должны быть справедливыми, адекватными уровню общественного развития и исполнимыми.
Процесс обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина должен начинаться еще на стадии законопроектной работы. Как справедливо отмечает О.Э. Лейст, «Главной задачей и заботой современной юридической науки в России является становление концептуального теоретического мышления» [9, с. 224].
В своем диссертационном исследовании Т.Н. Бициева [4, с. 36] подробно рассматривает научные основы законотворчества и отмечает следующее: «В обобщенном виде научная обоснованность законотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, выступающая в качестве ее ведущего принципа должна предполагать: во-первых, всесторонний учет (экономических, социально-политических, экологических и других) сфер жизнедеятельности общества, к которым относится формируемый законопроект; во-вторых, органичное “вписывание” в систему действующего законодательства»; в-третьих, свободу от «неувязок» и логических противоречий принимаемых норм, их внутреннюю взаимосвязанность между собой и скоординированность с нормами других, близких по теме нормативных правовых актов [7, с. 206]; в-четвертых, создание условий для выработки юридически грамотных, корректных (с точки зрения законодательной техники) проектов законов, обеспечение их «жизнеспособности», соответствия потребностям правового регулирования данной сферы общественных отношений. Как справедливо отмечает М.И. Байтин, качество законотворчества определяется тем, насколько точно законодатели воспринимают и отражают характер, уровень и сущность общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию, насколько правильно, с точки зрения требований законодательной техники выражены вовне принимаемые нормы права, насколько гармонично они вписываются в действующую систему права, способствуют прогрессивному развитию общества, государства и личности» [3, с. 381].
Качественный и четкий законопроект, превратившийся в итоге в закон, должен по логике вещей эффективно обеспечить реализацию прав человека. Однако на практике это не совсем так.
Закрепленное в нормативном правовом акте субъективное право человека может быть им реализовано по-разному или не реализовано вовсе. В значительной степени на реализацию прав человека влияют факторы, порожденные самим обществом.
44
В современной российской юридической науке существуют исследования, затрагивающие вопросы влияния социальных факторов на реализацию прав и свобод человека и гражданина [10, 12, 13, 15].
Например, как отмечает М.С. Трофимов, «реализация права на образование зависит от следующих социальных факторов: качества законодательства об образовании; поддержки государством образовательных учреждений и сферы образования в целом; системы образовательного комплекса; отношения населения, социальных групп, отдельных граждан к субъективному праву на образование и необходимости его реализации; территориальной организации системы образовательных учреждений; организации подвоза учащихся к школам и другим образовательным учреждениям; государственных образовательных стандартов; разграничения полномочий между органами публичной власти в сфере образования; подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических кадров и управленцев для сферы образования; системы государственного управления образованием и т. д. Как видно, далеко не все перечисленные факторы связаны с недостатками реализации нормативных правовых актов» [15, с. 99-100].
Качество законодательства М.С. Трофимов ставит на первое место, однако этот фактор не является единственным - существуют еще и другие факторы, которые в совокупности могут привести к отсутствию возможности реализации субъективного права личности. Однако законодатель не уделяет необходимого внимания нивелированию негативного влияния социальных факторов на реализацию прав и свобод человека. Хотя нужно признать, что учесть все факторы при проектировании законопроектов вряд ли представляется возможным.
Этот вывод позволяет нам согласиться с тем, что «современное законодательство, как России, так и любого другого государства, фактически узаконивает юридическое неравенство прав и свобод человека и гражданина» [15, с. 103].
В таких условиях у государства есть два варианта действий по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина в условиях фактического неравенства прав: 1) максимально обеспечивать законность в процессе принятия и реализации нормативно-правовых актов в области прав человека; 2) разрабатывать правовые акты уже с учетом возможного негативного влияния социальных факторов на реализацию прав личности.
Второй вариант более сложный и требующий значительных интеллектуальных и организационных усилий. Но игнорирование негативных социальных факторов сказывалось и будет сказываться на качество реализации прав и свобод человека и гражданина.
45
Таким образом, проблема обеспечения равенства прав человека и гражданина в условиях их фактического неравенства под влиянием различных социальных факторов требует дальнейшего научного изучения и детального обоснования мер по нивелированию влияния этих факторов.
Список литературы
1. Александрова И.Р. Проблемы обеспечения конституционной законности в организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2009.
2. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Бек, 1993.
3. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - 2-е изд. доп. - М., 2005.
4. Бициева Т.Н. Концепция проекта федерального закона: общетеоретический аспект: дис. . канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2012.
5. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: Инфра-М, 2004.
6. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория гос-ва и права. Академический курс / под ред. М.Н. Марченко. - М., 1998. - Т. 2.
7. Законотворчество в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. -М., 2000.
8. Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
9. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. - М.,
2002.
10. Панова Е.С. Совершенствование государственной политики в области прав человека в современных условиях // Среднерус. вестн. обществ. наук. - 2014. - № 3.
11. Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2001.
12. Решетняк С.Р., Казачкова З.М. Значение моральных ориентиров при проведении государственных преобразований: философско-правовой анализ (на основе рассмотрения событий начала XX века) // Актуальные проблемы адми-нистр., финанс. и информ. права. - Ставрополь, 2014.
13. Сарасов Е.А. Гарантии права человека на информацию: проблема защиты свободы слова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2013. - № 1 (11).
14. Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало,
2004.
15. Трофимов М.С. Понятие и виды социальных факторов, обуславливающих реализацию прав человека в России: к постановке проблемы научного исследования // Гос-во и право. - 2012. - № 8.
16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1996.
46