Научная статья на тему 'Законность как основное условие обеспечения прав человека и гражданина в Республике Казахстан'

Законность как основное условие обеспечения прав человека и гражданина в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
661
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / РЕЖИМ ЗАКОННОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОННОСТИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Какимжанов М. Т.

В статье рассматриваются такие правовые категории, как законность и правопорядок, их влияние на состояние обеспечения прав человека и гражданина на современном этапе в Республике Казахстан. Дается понятие этих правовых категорий и их соотношение. Показывается роль режима законности в правоприменительной практике государственных (в том числе и правоохранительных) органов Республики Казахстан. На основе анализа состояния дел в стране даются предложения по совершенствованию правоприменительной деятельности в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законность как основное условие обеспечения прав человека и гражданина в Республике Казахстан»

М.Т. Какимжанов

ЗАКОННОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Проблема законности и правопорядка - одна из центральных в общей теории права и прав человека. Эти две правовые категории являются важными факторами, влияющими на состояние обеспечения прав человека и гражданина на современном этапе.

В современной правовой науке большинство ученых при рассмотрении законности склоняются к комплексному подходу, который позволяет: 1) учесть как чисто теоретический, так и практический факторы, влияющие на ее содержание; 2) сохранить преемственность; 3) способствовать преодолению противоречий между теорией и практикой, а также отдельными правовыми категориями; 4) создать условия для выявления тенденций развития не только научной мысли, но и общества в целом.

В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Правопорядок есть результат действия законности. Состояние стабильности, уравновешенности, гарантированности важнейших сторон жизни людей сегодня необходимо как никогда. Четкий и жесткий правопорядок выступает единственно возможным путем дальнейшего формирования правового государства и цивилизованного демократического развития.

Законность зародилась вместе с государством и правом, так как любое государство в своей деятельности опирается на законы. Динамика развития этой правовой ценности начинается со становления римского права до современности. Право неразрывно связано с законностью, однако эти два общественных явления, несмотря на их неразрывную связь, не тождественны. Нам представляется, что совокупность законов, норм права - это не законность, а предпосылка, условие существования законности. Законность представляет собой явление, качественно отличное от норм права, явление общественной жизни, сущность которого в общих чертах заключается в требовании, обращенном ко всем субъектам общественных отношений, - сообразовывать свою деятельность с существующими нормами права. В настоящее время проводится большая работа по обновлению и кодификации законодательства, совершенствованию правового регулирования общественных отношений. Так, в Республике Казахстан в осуществлении разработанного курса перехода на рыночные отношения, укреплении целостности страны и достижении нового качественного уровня развития общества видное место отводится праву и законности как эффективным средствам проведения и закрепления государственной политики Республики, важным факторам прогресса и утверждения демократии. Право оказывает все большее воздействие на экономические, политические и социальные процессы в стране. Выработанная и обоснованная концепция собственной модели перехода на рыночные отношения, социально-экономического прогресса страны, выражающая суть современного курса государства, исходит из необходимости укрепления правовой основы государственной жизни. Рассматривая упрочение режима законности как непременное условие радикального ускорения социально-экономического развития, Республика Казахстан уделяет огромное внимание совершенствованию законодательства. Это подтверждают и действия президента Н.А. Назарбаева, нацеленные на дальнейшее совершенствование правовых норм, регулирующих хозяйственные и распределительные отношения, развитие и внедрение достижений мировой практики, охрану природы, семейно-брачные, технико-юридические отношения и др.

В настоящее время в юридической литературе преобладают тенденции максимально широкого понимания законности, при котором она выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующего законодательства. «Законность - это, прежде всего, обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц», - считает академик В.Н. Кудрявцев [1]. Именно государству, а никому другому под силу сегодня защитить человека. Но, к сожалению, эта обязанность государственных органов не всегда и не всеми выполняется.

Содержание законности, как нам думается, следует рассматривать в трех аспектах: а) в плане «правового характера» общественной жизни; б) с позиций требования уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального

обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Одно из основных назначений законности - обеспечивать реализацию требований права, создавать такую атмосферу в обществе, которая бы характеризовалась господством закона в общественных отношениях. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчинения закону. Все другие правовые акты, принимаемые различными государственными органами, должны основываться на законе,

не противоречить ему. В этом смысл высшей юридической силы закона в иерархии правовых актов. В случае расхождения любого правового акта с законом действует закон, а противоречащий ему правовой акт в установленном порядке отменяется. И здесь надо, наконец, твердо всем усвоить, что власть в стране принадлежит отнюдь не должностному лицу, каким бы высоким рангом оно ни обладало, а закону, выражающему волю и суверенитет народа. Однако сфера приложения законности не исчерпывается ее воздействием на процесс реализации правовых норм. Законность оказывает воздействие на всю систему (механизм) правового регулирования, обеспечивая его реальность и эффективность. Режим законности -необходимое условие существования правопорядка, который характеризует общественные отношения с точки зрения их системности, упорядоченности, наступившей в результате реализации правовых норм в соответствии с требованиями режима законности. В условиях режима законности в нормах права закрепляется вся система демократии, в том числе система представительных органов государственной власти, создаются необходимые правовые условия для функционирования этих органов как представительных, полновластных и ответственных перед народом. Одной из важных задач законности является охрана демократических прав и свобод личности. Это очень важная, но не единственная задача законности. Законность является также важным средством охраны интересов государства и общества, которые неотделимы от интересов личности, ее прав и обязанностей. Законность может существовать только на базе демократии, существенными чертами которой являются равенство всех перед законом, широкое участие народа в законодательной деятельности, демократический порядок обсуждения, проведения всенародных референдумов по наиболее важным вопросам государственной жизни и принятие законов в представительных органах государственной власти. Такой порядок обеспечивает проведение в жизнь подлинно демократических, прогрессивных законов, отражающих волю народа, его коренные интересы.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддержать режим законности и правопорядка, принадлежит судам, осуществляющим свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Высший надзор над законностью осуществляет Конституционный суд. Правильно организовать систему защиты и обеспечения законности и правопорядка можно лишь при обязательном учете уровней той или иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних связей. Также очень важное значение в защите и упрочении законности и правопорядка имеет внешний по отношению к отраслевой системе контроль, осуществляемый органами государственной власти. Анализируя состояние законности в наши дни, профессор Н.И. Матузов пишет: «На Конституцию у нас, мягко говоря, никто не молится, включая и первых лиц. Если она мешает, ее игнорируют. Соответственно, нет и конституционной законности, а есть конституционный нигилизм, неуважение к главному Закону государства... Для многих наших соотечественников ничего не стоит обойти закон, схитрить, словчить, нарушить запрет, не подчиниться предписанию, сплутовать. Этого никто не стесняется, этим нередко даже бравируют. Не выработано исторически благоговейного, почтительного отношения к закону, его святости и незыблемости, в том числе к высшему правовому акту -Конституции» [2, с. 32].

Разработка действенных мер по дальнейшему укреплению законности в органах внутренних дел в условиях глубоких социально-правовых преобразований, осуществляемых в стране, представляется проблемой сложной, многоплановой, требующей комплексного подхода и междисциплинарных исследований. В ее решении можно выделить как политические, экономические, юридические, нравственные, так и личностные аспекты. Требование строжайшего соблюдения законности на словах чисто декларативно провозглашалось как важнейшее, а на деле рассматривалось как бы между прочим, а иногда и как досадная помеха в ходе расследования. Какие же нарушения законности отмечаются в деятельности органов внутренних дел? Анализ реального положения дел позволяет выделить следующие: нарушение сроков предварительного следствия; некачественное расследование преступлений, необоснованное предъявление обвинения; сокрытие преступлений от учета; необоснованный отказ в возбуждении уголовных дел; фальсификация материалов уголовных дел; искажение статистической отчетности; должностные подлоги; незаконное привлечение к уголовной ответственности; незаконный

арест; прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям; противоречащие закону методы ведения следствия (давление, шантаж, понуждение к самооговору, склонение к даче ложных показаний, психологическое насилие); преступно-халатное исполнение своих служебных обязанностей; злоупотребление властью, служебным положением; взяточничество, поборы, вымогательство; сращивание отдельных сотрудников с преступными элементами; преступные деяния со стороны работников органов внутренних дел и др.

Если рассматривать законность как общественно-политический феномен, то, видимо, и нарушение ее можно оценивать как негативное социально-политическое явление и выделить политико-правовые противоречия, выступающие в качестве общих причин. Основным таким противоречием, на наш взгляд, является несоответствие предъявляемых политико-правовых требований и установок по строжайшему соблюдению законности ее реальному состоянию в органах внутренних дел, сложившейся порочной практике игнорирования принципов законности, уровню общей и профессиональной культуры сотрудников, стилю и методам расследования и раскрытия преступлений.

Состояние законности в органах внутренних дел на сегодняшний день свидетельствует о том, что эффективно решать проблему ее обеспечения только за счет политико-правовых средств (совершенствование качества законодательства, усиление требовательности к его соблюдению) невозможно. Разработка правовых основ - это лишь одно условие укрепления законности. Другое - это точное и неукоснительное выполнение требований нормативных актов. Иначе говоря, для обеспечения законности недостаточно издания хороших законов, нужно, чтобы они выполнялись теми, кому адресованы.

Сложность, многоплановость и многоуровневость самого явления законности как общественнополитического феномена, с одной стороны, и логика и методология научного познания - с другой, убедительно свидетельствуют о том, что успешное решение проблемы укрепления законности в деятельности органов внутренних дел возможно лишь в системе межнаучной интеграции. Это означает расширение рамок теоретико-юридического подхода и использования, в частности, результатов психологических исследований. Данное положение становится очевидным при рассмотрении таких вопросов психолого-правового характера, как причины нарушений законности, личности нарушителя и так далее, которые наукой практически не изучены. Юридические исследования закономерностей законности автоматически не ведут к ее реальному воплощению в деятельности конкретных лиц, к реально существующему правопорядку. Роль волевого фактора в этом плане явно недооценивается. Можно с уверенностью сказать, что и категория законности имеет не только объективное, правовое, но и субъективное, волевое содержание. Требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения законов направлено на разные категории лиц, различные по своему статусу учреждения и организации. Но у объектов законности разная «воля» и, следовательно, требование ее соблюдения ими по-разному воспринимается и оценивается. Таким образом, проблема волевого изучения причин нарушений законности и на этой основе разработки комплексных мер по ее обеспечению, даже на уровне подразделений органов внутренних дел, представляется сложной и трудоемкой и может быть глубоко раскрыта лишь с позиций комплексного подхода к данной проблематике.

Для психологического анализа представляется важным изучение всей совокупности волевых факторов, имеющих различное происхождение и оказывающих или способных при определенных условиях оказывать влияние на состояние законности, как в негативном, так и в позитивном аспектах. По мнению B.C. Афанасьева, все многообразие точек зрения по данному вопросу можно свести к четырем основополагающим положениям: верховенство закона, единство законности, целесообразность законности и реальность законности, находящихся в диалектическом единстве, существующих в неразрывной связи друг с другом, взаимообусловливающих и подкрепляющих друг друга [3, с. 41-42]. Содержание их сводится к следующему. Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Высшей юридической силой обладает Основной закон - Конституция Республики Казахстан. Она определяет органы, компетентные издавать законы и подзаконные акты, а также порядок их принятия. В них определяется компетенция (правовой статус) соответствующих государственных органов, т.е. их социальное назначение, цели, задачи, функции, формы и методы деятельности и т.д. Конституцией устанавливается также общий правовой статус граждан и общественных организаций. Дальнейшая конкретизация содержания юридических прав и обязанностей субъектов права осуществляется в законах и подзаконных нормативных актах, а также в процессе правоприменения и правоисполнения. Таким образом, все правовые нормы, все акты применения права должны быть основаны на соблюдении и исполнении конституционных норм, что и определяет конституционность законности.

Единство законности означает, во-первых, одинаковость правового регулирования однородных общественных отношений; во-вторых, единство в понимании, применении и исполнении законов и подзаконных нормативных актов на всей территории страны всеми субъектами права. Единство законности в правоприменительной деятельности обеспечивается правосознанием, высокой общей и профессиональной культурой лиц, применяющих и исполняющих правовые предписания. Поэтому указанные две стороны единства законности отражают как формально-юридическое, так и материальнофактическое равенство субъективных юридических прав и обязанностей должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих правоприменительную деятельность.

В литературе имеется много рекомендаций в отношении выбора наиболее целесообразного способа применения норм права в подобных ситуациях. Отметим наиболее существенные и, по нашему мнению, непротиворечивые. Во-первых, рекомендуется использовать целевое или историко-политическое толкование закона, позволяющее выявить ближайшую непосредственную цель данной правовой нормы, служащую как бы образом, эталоном целесообразного ее применения. Во-вторых, необходимо познание, прогнозирование фактических последствий, которые могут наступить в результате реализации каждого из возможных вариантов поведения. В-третьих, необходимо избрать вариант поведения, позволяющий достичь поставленной цели оптимальным путем, общими критериями которого являются эффективность, своевременность и справедливость.

Надлежащая реализация принципов и требований законности создает в правоприменении соответствующий закону правовой режим его осуществления, выступающий как объективированный результат совокупного действия всех элементов правового регулирования этой деятельности: правосознания, системы правовых норм и различных способов их реализации. Законность как органическое единство предписаний закона и фактической деятельности наиболее точно отражает социально-политическую и организационно-правовую сущность выполнения органами внутренних дел своей социальной роли и назначения.

Таким образом, законность в правоприменительной деятельности государства предполагает такое состояние общественных отношений, при котором обеспечивается реальное осуществление предписаний закона, в результате чего участники этих отношений в полном объеме пользуются предоставленными им правами и надлежащим образом выполняют возложенные на них обязанности.

Литература

1. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.

2. Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4.

3. Обеспечение законности в деятельности ОВД: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Лазарева, В.С. Афанасьева, Н.Л. Гранат. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.