А. К. Белокопытов
ЗАКОННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВЕДЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
В соответствии с ч. 1 ст. 433 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) производство о применении принудительных мер медицинского характера, указанных в пунктах «б»-«г» ч. 1 ст. 99 УК РФ (принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением), осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.
Как справедливо отмечает М.Ш. Буфетова, «еще в недалеком прошлом представление об общественной опасности психически больных обусловливало излишне суровые и антигуманные способы защиты обращения с ними, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства. В то же время, лица, страдающие психическими расстройствами, - такие же члены общества, как и другие граждане, наделены той же совокупностью основополагающих прав и свобод, что и все остальные. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы дать этим правам и свободам юридическое оформление и установить процедуры, защищающие их носителя от каких-либо неправомерных посягательств на них»1. Одной из гарантий защиты прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, является участие в производстве их законных представителей.
Вопросам участия в уголовном деле законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении
1 Буфетова М.Ш. Производство о применении принудительных мер медицинского характера: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. - Иркутск, 2004. - С. 14.
принудительной меры медицинского характера, посвящена ст. 437 УПК РФ.
Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 437 УПК РФ, законным представителем лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, может быть любой его близкий родственник, и лишь при отсутствии такового законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства.
Согласно п. 4 ст. 5 УПК РФ, близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Не совсем понятно, почему законными представителями несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, не могут являться его попечители, то есть те лица, которые, по сути, заменяют ему родителей, а также его опекуны?
Как указывал Пленум Верховного Суда СССР в п. 8 своего постановлении от 26 апреля 1984 г. № 4 «О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера» (с изменениями от 1 ноября 1985 г.)1, законными представителями лица, в отношении которого рассматривается вопрос о применении принудительной меры медицинского характера, в соответствии с законодательством союзных республик могут быть признаны, в частности, усыновители, опекуны, попечители, а также близкие родственники, представители учреждений и организаций, на попечении которых он находился.
На основании п. 12 ст. 5 УПК РФ законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;
1 О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 г. № 4 (с изменениями от 1 ноября 1985 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - М., 2008. - Загл. с экрана.
Думается, что законными представителями лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, могут являться его попечители (причем и в тех случаях, когда попечительство было установлено над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами), представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетнее лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительной меры медицинского характера, а также его опекуны.
Согласно ч. 1 ст. 437 УПК РФ законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя либо суда.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 20 ноября 2007 г. 13-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева», «закрепленное в части первой статьи 437 УПК РФ правило о привлечении на основании постановления следователя или суда законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, к участию в уголовном деле служит важной гарантией прав лиц, не способных (или недостаточно способных) самостоятельно участвовать в судопроизводстве в силу наличия у них психического расстройства. Использованная федеральным законодателем формулировка «законный представитель привлекается к участию в уголовном деле» является императивным по своему характеру предписанием, которое исключает осуществление производства о применении принудительных мер медицинского характера без участия в уголовном деле законного представителя, равно как статья 438 УПК РФ не допускает рассмотрение этой категории дел в отсутствие защитника. Данный вывод подтверждается и положениями частей третьей и шестой статьи 439, частей первой и третьей статьи 445 УПК РФ, предусматривающими обязанность следователя и суда в ходе производства по каждому делу о применении принудительных мер медицинского характера предоставлять процессуальные документы законному представителю».
В УПК РФ не закреплен момент, с которого к участию в уголовном деле привлекается законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера. Представляется, что по аналогии со ст. 438 УПК РФ, согласно которой в производстве о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника является обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, если защитник ранее не участвовал в данном уголовном деле, учитывая положение лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, первое предложение ч. 1 ст. 37 УПК РФ целесообразно изложить в следующей редакции: «Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, привлекается к обязательному участию в уголовном деле на основании постановления следователя либо суда с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы».
В период действия УПК РСФСР 1960 г. в уголовно-процессуальном законе не был закреплен перечень прав законного представителя лица, в отношении которого решался вопрос о применении принудительной меры медицинского характера. Поэтому одни процессуалисты предлагали определять статус законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, аналогично статусу законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого1.
Другие же отмечали, что «на стадии предварительного расследования законный представитель практически не наделен какими-либо процессуальными правами. ... Эти два особых производства имеют столь специфические, присущие только каждому из них в отдельности, процессуальные особенности, что объединить их деятель-
1 Вицин С.Е. Принудительные меры медицинского характера. Понятие, основания и порядок применения : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 - М., 1970. - С. 158-159; Галаган А.И. Особенности расследования органами внутренних дел общественно опасных деяний лиц, признаваемых невменяемыми : Учеб.-практ. пособие. - Киев : КВШ МВД СССР, 1986. - С. 55-56.
ность одними рамками не представляется возможным»1. Поэтому предлагалось закрепить перечень прав таких законных представите -лей .
Как предусмотрено ч. 2 ст. 437 УПК РФ, законный представитель вправе: 1) знать, в совершении какого деяния, запрещенного уголовным законом, уличается представляемое им лицо; 2) заявлять ходатайства и отводы; 3) представлять доказательства; 4) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника; 5) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; 6) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, в том числе с использованием технических средств, получать копию постановления о прекращении уголовного дела или направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера; 7) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела; 8) обжаловать действия (бездействие) и решения следователя, прокурора и суда; 9) получать копии обжалуемых решений; 10) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения; 11) участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. О разъяснении законному представителю его прав составляется протокол (ч. 3 ст. 437 УПК РФ).
Анализируя права законного представителя лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, следует отметить, что право законного представителя участвовать в следственных действиях только с разрешения следователя не направлено на защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в определенной сте-
1 Панкратов В.А. Законное представительство как уголовно-процессуальный институт: учеб. пособие. - М., 1994. - С. 13.
См.: Колмаков П. А. Права и обязанности лица, нуждающегося в применении принудительных мер медицинского характера // Правоведение. - 1985. -№ 3. - С. 89-93.
пени ограничивает законного представителя. С этой точки зрения заслуживает внимания положение, закрепленное в ч. 3 ст. 551 Модельного уголовно-процессуального кодекса для государств-участников СНГ, одобренного Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружеств Независимых Государств 17 февраля 1996 г. № 7-61, согласно которой в следственных действиях могут участвовать защитник, законный представитель, лицо, в отношении которого возбуждено производство по применению принудительных мер медицинского характера, за исключением случаев, когда его психическое состояние препятствует этому.
Думается, в текст уголовно-процессуального закона должны быть внесены изменения, предусматривающие право законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, участвовать в любых следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству защитника данного лица (следует отметить редакционную неточность п. 4 ч. 2 ст. 437 УПК РФ, из буквального толкования которой следует, что у законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, может быть защитник).
В соответствии с ч. 3 ст. 439 УПК РФ, о прекращении уголовного дела или направлении его в суд следователь уведомляет законного представителя и защитника, а также потерпевшего и разъясняет им право знакомиться с материалами уголовного дела. В постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера должны быть изложены: 1) обстоятельства, указанные в ст. 434 УПК РФ и установленные по данному уголовному делу; 2) основание для применения принудительной меры медицинского характера; 3) доводы защитника и других лиц, оспаривающих основание для применения принудительной меры медицинского характера, если они были высказаны (ч. 4 ст. 439 УПК РФ).
Модельный Уголовно-процессуальный кодекс для государств-участников СНГ: Принят на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1996 года. - М.: Изд-во Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1996.
Копия постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера вручается защитнику и законному представителю (ч. 6 ст. 439 УПК РФ).
Постановление суда об освобождении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера может быть обжаловано законным представителем этого лица в кассационном порядке в соответствии с главой 45 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 445 УПК РФ, по ходатайству законного представителя лица, признанного невменяемым, суд прекращает, изменяет или продлевает применение к данному лицу принудительной меры медицинского характера на следующие 6 месяцев.
О назначении уголовного дела к слушанию суд извещает законного представителя лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера, администрацию психиатрического стационара, защитника и прокурора (ч. 3 ст. 445 УПК РФ). При этом участие в судебном заседании защитника и прокурора обязательно. Неявка других лиц не препятствует рассмотрению уголовного дела (ч. 4 ст. 445 УПК РФ). Представляется, что участие законного представителя лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера, все-таки должно быть обязательным, поскольку вероятность того, что он формально отнесется к деятельности по защите прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, думается, намного ниже, чем вероятность формального отношения защитника, особенно защитника по назначению.
Согласно ч. 5 ст. 445 УПК РФ, в судебном заседании исследуются ходатайство, медицинское заключение, выслушивается мнение лиц, участвующих в судебном заседании. Если медицинское заключение вызывает сомнение, то суд по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе может назначить судебную экспертизу, истребовать дополнительные документы, а также допросить лицо, в отношении которого решается вопрос о прекращении, об изменении или о продлении применения принуди-
тельной меры медицинского характера, если это возможно по его психическому состоянию.
Анализируя вопрос о законном представителе лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительной меры медицинского характера, следует также отметить следующее. В п. 12 ст. 5 УПК РФ не указываются близкие родственники, опекуны и попечители лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительной меры медицинского характера, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетнее лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительной меры медицинского характера, что, думается, должно быть исправлено путем внесения в данную правовую норму соответствующих дополнений .
Давыдова М.В.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Становление и развитие межгосударственных отношений по противодействию преступности, а также регулирующих данные отношения правовых норм, осуществлялось в течение длительного исторического периода. С древности государства, движимые общими интересами, пытались объединить свои усилия в этом направлении. Для достижения цели совместной борьбы с преступностью создавались, в первую очередь, международно-правовые нормы. Позже возникла необходимость и внутригосударственного регулирования данных отношений.
1 Так, например, п. 9 ч. 1 ст. 6 УПК Республики Беларусь закрепляет следующую дефиницию «законные представители - это родители, усыновители, опекуны, попечители подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего или гражданского истца; представители учреждений и организаций, на попечении которых находятся подозреваемый, обвиняемый, лицо, совершившее общественно опасное деяние, потерпевший или гражданский истец».