Научная статья на тему 'Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания'

Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13326
1175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

В статье проанализированы основные положения «Закона об образовании в РФ» как теоретико-методологическое обоснование роли воспитания ценностного блока модернизируемого отечественного образования; акцентировано внимание на выделенные в Законе объекты реализации потенциала воспитания в образовательной организации и позиции участников образовательного процесса (права, обязанности педагогического работника, обучающегося) как взаимодействующих, взаимосвязанных субъектов воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Law On Education in the Russian Federation About the Priority of Upbringing in the Upgradeable Education System Published with the support of the Russian State Scientific Fund (Ppoject No. 14-06-00088a)

The main provisions of the law On Education in the Russian Federation as a theoretical and methodological substantiation of the role of upbringing as a valuable block of upgradeable domestic education are analyzed in the paper; the author focuses attention on realizing the potential of objects of upbringing in educational organization allocated in the law and on the positions of the participants of educational process (rights and duties of teaching staff and student) as interacting, interrelated subjects of upbringing.

Текст научной работы на тему «Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания»

ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» О ПРИОРИТЕТЕ ВОСПИТАНИЯ В МОДЕРНИЗИРУЕМОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ1

В статье проанализированы основные положения «Закона об образовании в РФ» как теоретико-методологическое обоснование роли воспитания - ценностного блока модернизируемого отечественного образования; акцентировано внимание на выделенные в Законе объекты реализации потенциала воспитания в образовательной организации и позиции участников образовательного процесса (права, обязанности педагогического работника, обучающегося) как взаимодействующих, взаимосвязанных субъектов воспитания.

В новых условиях ХХ! века возрастает роль образования - важного фактора развития общества и человека. Образовательное пространство становится позитивно конструируемой реальностью социума, приоритетом которого становятся ценности воспитания Человека.

В реализации исторической миссии воспитания, его позитивного потенциала значительное место занимает образование современного человека как потребность личности, общества и государства, реализуемая в течение всей жизни (непрерывность образования), в усло-

1 Публикуется при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00088а

Шк

I ^ г

•Л

Л.В. Алиева

Ключевые слова:

образование, образовательная организация, воспитание, управление, субъект воспитания, педагогический работник, обучающийся.

виях открытости, доступности, высокого качества образования, его соответствия запросам индивидуальным, корпоративным, реальным требованиям жизни.

Современная роль образования, приоритетом которого является воспитание, зафиксирована в важном государственном документе - Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Закон закрепляет роль образования как важнейшего фактора цивилиза-ционного развития государства и общества, становления нового типа человека XXI века, как «открытого, непрерывного, самообразования человека. Закон представляет государственную политику в области образования и воспитания - важных стратегий развития общества и государства.

Приоритет воспитания в системе образования, представленный в Законе, обоснован с современных гуманистических теоретико-методологических позиций и обеспечен соответствующим государственным нормативно-правовым регулированием.

Закон «Об образовании» - методологический ключ педагогического поиска выявления специфического воспитательного потенциала образовательной организации .

На вооружение взяты научно обоснованные современные определения ключевых категорий: образование, воспитание, обучение и выделены их роль и место в органической взаимосвязи.

В Законе образование определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Воспитание представлено как органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В обучении на 1-м плане - воспитательная направленность, воспитательный потенциал

образовательной деятельности, учебной области, предмета учебной области.

Цель воспитания - формирование и развитие, прежде всего Человека - творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания; Человека чести, социальной справедливости, заботящегося об окружающих людях, природе, о сохранении и развитии культуры; гражданина малой и большой Родина и гражданина Мира, Человека - профессионала нового мышления.

Воспитание не нормативное (единоцелевое), догматическое, а естественно-социальный, культурный, цивилизационный постоянный процесс (дискретный, многозначный, органично вплетающийся во все сферы человеческой жизни и трудовой и общественной).

Принципы создания и функционирования системы образования, зафиксированные в Законе как методологические ориентиры отражают приоритетность воспитания в ней. Назовем лишь некоторые: «»гуманистиче-ский характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде»; создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей», «демократический характер управления образованием, обеспечение прав участников образовательной деятельности (педагогических работников, обучающихся» на участие в управлении образовательными организациями.

Уровни общего образования: дошкольное, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование отражают непрерывный процесс воспитания становящегося человека-личности.

Дифференциация образования «по уровням» несет позитивную перспективу индивидуального гражданского воспитания обучающихся с учетом возраста обучающихся, является важным стимулом самообразования, самосовершенствования, самореализации, развития творческой индивидуальности - показателей и результатов воспитания.

В Законе определена воспитательная специфика образования на каждом уровне.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств ребенка.

Методологически значимы положения Закона о роли воспитания в общей системе образования - вида образования, который направлен «на развитие личности и приобретение обучающимися в процессе освоения основных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых человеку для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации к учебной деятельности. Основное общее образование -на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению. Среднее общее образование направлено на воспитание - становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации общего образования, подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному выбору, продолжению образования.

Общее образование осуществляется организацией по образовательным программам, ценностно-целевым блоком которых является воспитание.

Особо значимы положения Закона, определяющие воспитательные аспекты взаимоотношений субъектов образования, основанных на правах, обязанностях педагогического работника и обучающегося.

«Обучающийся» - физическое лицо, осваивающее образовательные программы в специфической деятельности (обучение-учение).

Права обучающихся - стимулы и реальные средства воспитания:

- выбор образовательной организации и обучения по индивидуальному учебному плану и участие в формировании содержания своего образования; освоение наряду с основными дополнительных образовательных и других программ, видов социально значимой деятельности;

- свобода совести, выражение собственных мнений, убеждений, взглядов;

- активное участие в исследовательской, научно-технической, инновационной, экспериментальной деятельности; социально и культурно значимых акциях, в фестивалях, смотрах, соревнованиях и др. мероприятиях;

- проявление творческих способностей, интересов;

- участие в управлении образовательной организацией .

Обязанности обучающихся определяются как специфические средства

воспитания ответственности, чувства долга, сознательной дисциплины, самовоспитания:

- «добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять требования Устава организации, правила внутреннего распорядка вуза;

- заботиться о сохранении и укреплении здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации» .

Педагогически грамотная реализация данных прав и обязанностей обучающихся в совместной с педагогами основной и внеучебной деятельности и составляет существенное содержание их воспитания в образовательной и общественной деятельности учреждения.

В Законе закреплен особый статус педагогических работников в обществе. Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Обратим внимание на статьи Закона, определяющие новую позицию педагогического работника как творческого профессионала, воспитателя, гражданина, тьютора, наставника молодежи, которые закреплены в его правах, полномочиях и обязанностях.

Права: «свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, внедрение инноваций; на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления; право на объединение в общественные профсоюзные организации».

Обязанности: «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики: уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность и потребность к труду в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни».

Эффективная и качественно результативная реализация предоставленных прав, полномочий и обязанностей педагогическим работником

возможна в условиях деятельности образовательной организации как демократической и гуманистической воспитательной системы, открытого, непрерывного образовательного пространства как органичной составляющей окружающего социума, в котором и формируется новый человек: воспитанный, культурный, гражданин-патриот страны. Эта новая позиция требует от педагогического работника постоянной работы над собой, личностного профессионального роста, изменения педагогического мышления, отношения к обучающемуся как партнеру, субъекту совместной образовательной деятельности; выражается, в частности, в изменении взаимоотношений с обучающимся как в основной учебной, так и во внеучебной деятельности на основе делового сотрудничества, творческого общения, что создает воспитательное пространство - средство личностного роста и педагога, и студента.

Определенные Законом права и обязанности обучающихся и педагогических работников, реализуемые в совместной многогранной и разнообразной деятельности, являются гарантом их гуманистических отношений, общения, сотрудничества, делового взаимодействия - основы воспитания и самовоспитания, позитивной социализации личности-индивидуальности.

Закон не только декларирует демократизм и гуманизм прав и обязанностей основных участников образовательной деятельности, но и определяет сферы, объекты многообразной основной и внеучебной деятельности, в которой возможна их эффективная воспитательная реализация.

Именно «деятельность», в которую активно, творчески включен индивид (а не отдельные формы, мероприятия) воспитывает человека-личность.

Закон предусматривает активное сотрудничество педагогов и учащихся в интеграции социально и общественно значимой, дифференцированной образовательной и научно-исследовательской деятельности учреждения в многообразии форм, видов; в расширении его связей с объектами социума с целью повышения общественного статуса учреждения и эффективной реализации миссии образования по подготовке современного человека - гражданина.

Особым объектом совместной деятельности педагогических работников и обучающихся в Законе выделено государственно-общественное управление системой образования на принципах «законности, демократии, автономии образовательной организации, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения. Общественный характер системы управления (соуправления, самоуправления), представленный в позитивном опыте убеждает в особом его воспитательном потенциале: в

создании гуманистического воспитательного пространства - среды личностного роста человека, социального воспитания юного гражданина.

Воспитательные приоритеты, представленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» - методологические и теоретические гарантированные государством основы педагогического поиска путей и средств эффективной реализации потенциала воспитания в образовательных организациях общего образования.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.:Изд - во «Омега - Л», 2013. - 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.