Научная статья на тему 'Закон о закупках по-новому'

Закон о закупках по-новому Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Ю. В.

В № 4 журнала «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях» автор коротко рассмотрел изменения, внесенные в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В этой настоящей он продолжает разговор на эту тему и напоминает, что Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ внесены очередные изменения Закон № 94-ФЗ. Основная часть изменений вступила в силу с 1 марта 2009 г. Автор рассматривает следующие изменения: понятие «государственные заказчики и муниципальные заказчики», статью 7 «Комиссии по размещению заказов», новые правила для участников размещения заказа, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или его копия, срок заключения государственного или муниципального контракта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закон о закупках по-новому»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

ЗАКОН О ЗАКУПКАХ ПО-НОВОМУ*

Ю. В. ФОМЕНКО, кандидат экономических наук, консультант по госзакупкам

В № 4 журнала «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях» мы коротко рассмотрели изменения, внесенные в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). В этой статье мы продолжаем разговор на эту тему.

Напомним, что Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-Ф3 (далее - Закон № 308-Ф3) внесены очередные изменения в Закон № 94-ФЗ. Основная часть изменений вступила в силу с 1 марта 2009 г. Остановимся на этих изменениях.

Уточнено понятие «государственные заказчики и муниципальные заказчики», вернее, из него исключены уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов. Им на смену пришли государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Статьей 6 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что заказчик или уполномоченный орган (в случае если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь юридическое лицо (именуемое «специализированная ор-

* Окончание. Начало см. в журнале БИНО №4 — 2009.

ганизация») для осуществления функций по размещению заказа. Суть изменения в том, что ранее это было возможно на основе контракта, а теперь же на основе государственного или муниципального контракта или в случае, предусмотренном п. 14ч. 2 ст. 55 Закона, то есть с единственным поставщиком, на основе гражданско-правового договора.

Статья 7 «Комиссии по размещению заказов» Закона № 94-ФЗ дополнена положением, согласно которому извещения о проведении открытого конкурса или аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или аукционе публикуются в официальном печатном издании или размещаются на официальном сайте.

В ст. 8 Закона № 94-ФЗ появились новые правила для участников размещения заказа. Они получили право с 1 марта выступать в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия их представителей подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Подобное уточнение теперь содержится вч.8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.

Также внесены дополнения в ст. 22 Закона № 94-ФЗ, касающейся состава конкурсной документации. Теперь в нее должны включаться сведения о возможности заказчика заключить контракт

сразу с несколькими участниками при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, составляющими один лот, с указанием количества таких контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех указанных контрактов является одинаковой, и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех контрактов в отношении данного лота. Аналогичные изменения внесены в порядок подачи заявки на участие в аукционе (ст. 35 Закона № 94-ФЗ).

Уточнен порядок подачи заявок на участие в конкурсе (ст. 25 Закона № 94-ФЗ). Так, заявка должна содержать сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем ее, к которым дополнительно включены копии учредительных документов участника (для юридических лиц) и решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если наличие такого решения для совершения крупной сделки предусмотрено законом, учредительными документами юридического лица и если для участника предмет контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и исполнения контракта являются крупной сделкой.

Также даны разъяснения по документу, подтверждающему полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа — юридического лица. Это может быть копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее — руководитель). В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица. Аналогичные изменения внесены

в порядок подачи заявки на участие в аукционе (ст. 35 Закона № 94-ФЗ).

Уточнено, что может относиться к документам, подтверждающим внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки. Таким подтверждением является платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или его копия (ч. 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ).

Кроме того, ст. 25 дополнена несколькими новыми положениями:

• п. 3.2 — в заявке на участие в конкурсе декларируется соответствие участника размещения заказа требованиям, предусмотренным в п. 2 — 4ч. 1 ст. 11 Закона.

• п. 3.3 — все листы заявки, а также тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка и том заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны им или его уполномоченным лицом. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки и тома заявки, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки, за исключением вышеперечисленных. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказатребования о том, что все листы заявки и тома заявки должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Кроме того, появилось новое положение о

том, что в случае, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками размещения заказа, участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в конкурсе (лоте) только в отношении одной поисковой научно-исследовательской работы.

В ст. 26 Закона № 94-ФЗ теперь дополнительно указано, что в случае, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на выполнение двух и более поисковых научно-ис-

следовательских работ с несколькими участниками размещения заказа, заявка на участие в конкурсе, поданная одновременно в отношении двух и более таких работ, не рассматривается и возвращается участнику, подавшему ее.

При размещении заказа на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня подписания такого протокола.

Статья 28 «Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе» Закона № 94-ФЗ дополнена новым положением о том, что при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт, начальная (максимальная) цена которого превышает пятьдесят миллионов рублей, либо на право заключить контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ такой срок не может превышать тридцати дней со дня подписания указанного протокола.

Одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг. Нововведением стало то, что конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него опыта выполнения работ, оказания услуг, а также производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

В ст. 30 «Особенности проведения закрытого конкурса» Закона № 94-ФЗ теперь указано, что при проведении закрытого конкурса извещения о его проведении не требуется. Аналогичная норма указана в ст. 39 Закона № 94-ФЗ, то есть не требуется извещения о проведении закрытого аукциона.

Следующие изменения внесены в ст. 32 «Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт» Закона № 94-ФЗ. Не изменилось то, что заказчиком, уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения

заявки на участие в аукционе (далее — требование обеспечения заявки на участие в аукционе). Но при этом уточнен размер этого обеспечения. Ранее было указано, что он должен составлять 5 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Теперь указано, что этот размер не может превышать 5 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), то есть он может быть и 1 %, и 3 %, и т.д. В случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, такое требование в равной мере распространяется на всех участников и указывается в документации об аукционе. При проведении аукциона в электронной форме требование обеспечения заявки на участие в аукционе не устанавливается.

Изменения затронули и ст. 34 Закона № 94-ФЗ, посвященную документации об аукционе. Уточнен перечень сведений, которые должна содержать документация об аукционе.

Из сведений, которые должна содержать документация, может быть исключена цена единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ.

В перечне запасных частей к технике, к оборудованию в случае, если при проведении аукциона на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования, невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ, не указывается общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию, содержащихся в таком перечне.

Внесены дополнения и в ст. 38 Закона № 94-ФЗ, регулирующую заключение государственного или муниципального контракта по результатам аукциона. В случае если победитель или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование о его обеспечении, победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, признается уклонившимся от заключения государственного

или муниципального контракта. Победитель или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, признается уклонившимся от заключения контракта также в случае, если аукцион проводился в соответствии с ч. 6.1 ст. 37 Закона № 94-ФЗ и победитель аукциона или указанный участник не оплатил в установленный срок цену права на заключение контракта.

Изменились положения ст. 40 «Последствия признания аукциона несостоявшимся» Закона № 94-ФЗ, вернее, появилась новая часть, в которой указано, что в случае, если аукцион на поставку лекарственных средств для федеральных нужд признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок на участие или на основании результатов рассмотрения заявок было принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников размещения заказа, подавших заявки, заказчик, уполномоченный орган могут принять решение о размещении заказа в соответствии с ч. 1 и 2 указанной статьи либо объявить о проведении повторного аукциона на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, признанном несостоявшимся, за исключением пропорционального уменьшения объема лекарственных средств и пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта.

При этом, согласно изменениям, внесенным в ст. 33 Закона № 94-ФЗ, в этом случае извещение о проведении открытого аукциона размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за семь рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Внесение изменений в извещение о проведении открытого аукциона не допускается.

Внесены изменения в порядок подачи котировочных заявок (ст. 46 Закона № 94-ФЗ). В частности, появилось новое положение о том, что участник размещения заказа, подавший только одну заявку, не вправе отказаться от заключения государственного или муниципального контракта. При непредставлении заказчику участником размеще-

ния заказа в срок, предусмотренный извещением о проведении запроса котировок, подписанного контракта участник признается уклонившимся от заключения контракта.

В ч. 7.1 ст. 47 Закона № 94-ФЗ изменился срок заключения государственного или муниципального контракта. Теперь он составляет не ранее чем через семь (было пять) дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.

С 1 марта 2009 г. вступило в силу положение

0 том, что до утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Также указано, что до 1 июля 2009 г. Правительство РФ устанавливает порядок отбора операторов электронных площадок, количество этих операторов, условия и порядок функционирования электронных площадок, в том числе сроки начала функционирования таких электронных площадок, а также условия и порядок проведения открытых аукционов в электронной форме. Отбор операторов электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. С

1 июля 2009 г. в новой редакции изложена ст. 41 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» Закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.