УДК 340.130.53:004.89
Порываева Наталья Федоровна
аспирант Института законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации
ЗАКОН О САМОЗАНЯТЫХ -В КОНТЕКСТЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И МАШИНИЗАЦИИ ПРАВА
Poryvaeva Natalia Fedorovna
Postgraduate Student, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
SELF-EMPLOYED LAW -IN THE CONTEXT OF AUTOMATION OF LAW ENFORCEMENT AND MECHANIZATION OF LAW
Аннотация:
В статье рассмотрен Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», или сокращенно - Закон о самозанятых, в качестве прототипа машиночитаемого права в России. Автор делает выводы о роли и влиянии машиночитаемого права на правовую систему в целом: изменении правового статуса личности, социотехническом характере машиночитаемых правовых норм, статусе машиночитаемых правовых норм, двойном толковании, путях развития машиночитаемого права в Российской Федерации, а также упрощении процедур и требований к субъектам правоотношения при автоматизации правоприменения.
Ключевые слова:
машиночитаемое право, машиноисполняемое право, машинизация права, автоматизация правоприменения, Закон о самозанятых, Федеральный закон № 422-ФЗ, алгоритмизация, алгоритмическая система, правовой статус личности.
Summary:
The paper considers the federal law of November 27, 2018 No. 422-FZ "On conducting an experiment to establish a special tax regime" Tax on professional income" in the city of federal significance, Moscow, in the Moscow and Kaluga regions, as well as in the Republic of Ta-tarstan (Tatarstan)", or shortly - the self-employed law, as a prototype of machine-readable law in Russia. The author draws conclusions about the role and influence of machine-readable law on the legal system as a whole, such as changes in the legal status of an individual, the socio-technical nature of machine-readable legal norms, the status of machine-readable legal norms, double interpretation, ways of developing machine-readable law in the Russian Federation, as well as simplifying procedures and requirements for subjects legal relations in the automation of law enforcement.
Keywords:
machine-readable law, machine-executable law, mechanization of law, automation of law enforcement, self-employed law, federal law No. 422-FZ, algorithmic system, algorithmic system, legal status of an individual.
Чертой, характеризующей современные общественные отношения, является их бурное и прогрессивное развитие. При этом стремительно распространяющиеся технологии играют доминирующую роль и направлены на оптимизацию многих сфер человеческой деятельности. Общественные процессы алгоритмизируются, убыстряются, отношения все больше переходят в режим онлайн. При этом элементы алгоритмизации и технологизации все глубже проникают в государственный сектор. Так, в последнее время в технологически развитых странах большое внимание уделяется исследованию и развитию машиночитаемого права. Машиночитаемые правовые нормы - предмет не только научных и коммерческих разработок, но и исследований на государственном уровне, поскольку они являются основой для автоматизации правоприменения (правоприменения без участия человека).
В контексте статьи под машиночитаемым правом понимается совокупность машиночитаемых правовых норм, санкционированных государством. При этом машиночитаемые правовые нормы - это «правоположения, изложенные в виде машинных алгоритмов, реализованных на языках программирования (программного кода), понимаемые машиной с последующей машиноиспол-няемой реализацией» [1, с. 135]. Существуют и другие интерпретации машиночитаемого права. Например, И.В. Понкин разделяет понятия машиночитаемого и машиноисполняемого права и согласно своему авторскому концепту дает такое определение: «машиночитаемое и машиноиспол-няемое право - особые инструментальные онтология и формат (создания и представления) актов нормативно-правового и нормативного технического регулирования (и комплексов таких актов) на основе специально разрабатываемых (технологиями цифровой онтоинженерии в праве) языков, гибридизированных из стандартизированных компьютерных языков (машинных кодов) и специальных юридических метаязыков (с метаданными (с метаразметками, с цифровыми "заметками на полях") и с юридико-техническими конструкциями в формализованно-цифровизированных онтоло-гиях), с трансформацией логики нормативных установлений в компьютерно-программную логику
многократного использования, позволяющие достичь и обеспечить высокую степень автоматизации решения спектра задач юридического порядка (для достижения больших эффективности и эр-гономичности таких решений), в том числе позволяющие компьютерно-программным комплексам (компьютерным инструментам) автоматически распознавать (считывать) непосредственно в первоисточниках (а не в переводах), находить, "понимать" и интерпретировать тексты таких актов (и их комплексов), а также их исполнять или обеспечивать их исполнение (в мере, доступной для указанных компьютерно-программных комплексов)» [2, с. 65].
Несмотря на то что основы машиночитаемого права заложены в прошлом столетии, теория машиночитаемого права еще не сформирована и продолжает развиваться. В рамках исследований, проводимых с 60-70 гг. прошлого столетия, разрабатывались языки реализации машиночитаемых норм, осуществлялась разработка машиночитаемых моделей законодательства, решались проблемы перекрестных ссылок, частых поправок в законодательство, существования множества исключений, вопросы времени и сроков, учета немонотонности права (например, применения права на апелляцию), степени машинизации права и другие аспекты, которые можно отнести к особенностям создания машиночитаемого права.
Однако существующие разработки теории и моделей машиночитаемого права не позволяют увидеть, как машиночитаемые правовые нормы будут функционировать в реальности и встраиваться в правовую систему. С этой точки зрения интересен российский опыт. Так, например, был принят Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» [3] (далее - Федеральный закон № 422-ФЗ или Закон о самозанятых), который можно назвать прототипом машиночитаемого права. Этим актом устанавливается и вводится налог на профессиональный доход для категории самозанятых граждан, имеющий ряд особенностей.
Первая из них - это экспериментальный характер вводимого специального налогового режима. На 1 августа 2020 г. налог действует в 79 субъектах Российской Федерации [4], а сам эксперимент будет продолжаться по 31 декабря 2028 г. включительно.
Вторая особенность - круг налогоплательщиков ограничен физическими лицами, как имеющими статус индивидуальных предпринимателей, так и не обладающими этим статусом - самозанятыми лицами.
Третья - администрирование налогоплательщиков осуществляется с использованием мобильного приложения «Мой налог», которое устанавливается на техническое устройство налогоплательщика.
Четвертая - регистрация граждан в качестве самозанятых проходит в режиме онлайн (необходимо только техническое устройство: компьютер, планшет, смартфон) и не требует личного их присутствия в налоговой инспекции.
Пятая - Федеральным законом № 422-ФЗ не предусмотрено использование налогоплательщиком контрольно-кассовой техники.
Шестая - налог исчисляется только налоговым органом, через мобильное приложение «Мой налог» налоговый орган уведомляет налогоплательщиков о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода.
Седьмая - в случае технологического сбоя в информационных системах налогового органа, приводящего к невозможности исполнения налогоплательщиком своих обязанностей, предусмотрен перенос сроков уплат.
Восьмая - подразумеваются несколько вариантов оплаты налога: налогоплательщик по месту осуществления деятельности самостоятельно оплачивает налог; налогоплательщик уполномочивает на уплату налога или оператора электронной площадки, или кредитную организацию; налогоплательщик предоставляет право налоговому органу на направление поручений в банк на списание средств для уплаты налога со своего банковского счета.
Рассмотрение и анализ Федерального закона № 422-ФЗ позволяют сделать несколько важных для теории права выводов.
1. Налогоплательщики для реализации прав и исполнения обязанностей, установленных законом № 422-ФЗ, обязательно должны иметь техническое устройство. Налогоплательщики вправе уполномочить третьих лиц (операторов электронных площадок и (или) кредитные организации) на реализацию прав и исполнение обязанностей. Однако и уполномоченные третьи лица должны иметь технические устройства с параметрами, позволяющими интегрироваться с информационной системой ФНС России АИС «Налог-3» (прикладной подсистемой АИС «Налог-3», обеспечивающей налогообложение доходов физических лиц, полученных от профессиональной деятельности) [5] для информационного обмена. Таким образом, правовой статус личности дополняется обязательным элементом - техническим устройством (происходит модификация правового статуса).
2. Приложение «Мой налог» - это официальное приложение ФНС России, представляющее собой пользовательский интерфейс, с помощью которого обеспечивается автоматизированное полное взаимодействие налогоплательщика с налоговой инспекцией в режиме онлайн: регистрация, выбор уполномоченного лица, передача данных о размере дохода, получение информации по начислению и срокам выплаты налога.
Исчисление налога осуществляет налоговый орган. При этом «применение налогового вычета, учет налоговых ставок в зависимости от налогоплательщика, контроль над ограничением по сумме дохода и другие особенности расчета полностью автоматизированы» [6].
Следовательно, из Федерального закона № 422-ФЗ и не только* формализованы и переведены в машиночитаемый вид ряд правовых норм. Эти машиночитаемые нормы встроены в программный комплекс, реализующий упомянутый закон и состоящий из программных продуктов: приложения «Мой налог» ФНС России, подсистемы АИС «Налог-3» ФНС России, продукта уполномоченных налогоплательщиками лиц (в том числе мобильных приложений для налогоплательщиков). Подобный программный комплекс может включать тысячи (десятки тысяч) строк кода и быть реализованным на нескольких языках программирования. Непосредственно сами машиночитаемые нормы в таком программном комплексе в процентном соотношении могут занимать очень небольшой объем. Прописаны машиночитаемые нормы будут на том языке программирования, на каком реализована часть программного комплекса, в которую они включены. Следовательно, машиночитаемые нормы - это не просто форма правовых норм наряду с текстуальной, а возможно - некий гибрид [7, с. 149] правовых норм с алгоритмами программного комплекса, реализованный на языках программирования. В любом случае наблюдается переход от социального характера правовых норм к социотехническому характеру машиночитаемых правовых норм.
3. Закон о самозанятых можно рассматривать как прототип машиночитаемого права. Под прототипом здесь понимается работающая модель машиночитаемого права, но в то же время на государственном уровне не сформировано определение машиночитаемых правовых норм, не обозначены их признаки, не разработаны стандарты. Закономерен вопрос о том, какой статус имеют машиночитаемые нормы на текущий момент. С одной стороны, стандарты для подобных норм на государственном уровне, как указано ранее, только разрабатываются. С другой стороны, это действующая модель и правоотношение по уплате налога на профессиональный доход полностью автоматизировано и реализуется в режиме онлайн. При этом предусмотрены последствия технологических сбоев в информационных системах налоговых органов в виде отсрочек платежей для налогоплательщиков. Является ли это полноценной автоматизацией правоприменения или это только ее предпосылка?
4. При переводе в машиночитаемый вид текстуальное содержание правовых норм не совпадает с содержанием в машиночитаемом виде. Правовые нормы встраиваются в программные комплексы и, как уже отмечено ранее, из социальных превращаются в социотехнические. При этом нормативно-правовые акты, в которых изложены подлежащие машинизации нормы, становятся своего рода правовой документацией наряду с документацией на программное обеспечение, описывающей действие программного комплекса. Следовательно, для того чтобы разобраться, как действуют машиночитаемые правовые нормы, встроенные в программные комплексы, нужны будут нормативно-правовые акты, содержащие нормы, подлежащие машинизации (правовая документация), и документация на программное обеспечение (техническая документация). Особенно актуально это будет при полной автоматизации действия правовых норм, когда другой альтернативы реализации положений нормативно-правовых актов не предполагается, что соответствует понятию двойного толкования. Сначала толкованию подвергается текстуальная форма нормативно-правового акта, затем с помощью этой текстуальной формы (правовой документации) и технической документации толкуются машиночитаемые нормы.
5. Для целей правоприменения законодательства в автоматизированном режиме достаточно перевода в машиночитаемый вид части правовых норм из законодательства, при этом нормы реализуются, как указано ранее, на языках программирования программного комплекса, в который они встраиваются. Данный сценарий можно рассматривать как один из путей развития машиночитаемого права в России. Необходимо отметить, что такой подход кардинально отличается от подхода, предполагающего создание нормативно-правовых актов сразу в машиночитаемом виде на специально разработанном юридическом языке программирования, с формированием единой базы данных машиночитаемых нормативно-правовых актов, с «экспортом» из нее машиночитаемых норм для целей автоматизированного правоприменения.
* В том числе из норм Налогового кодекса Российской Федерации.
6. Для автоматизации правоприменения процедуры и требования к субъектам правоотношения могут упрощаться. На примере Федерального закона № 422-ФЗ это ведение «предпринимательской деятельности с минимальными издержками в наиболее простом и необременительном режиме: это онлайн-регистрация, не требующая личного присутствия, отсутствие отчетности, ведение деятельности без контрольно-кассовой техники, размер налоговой ставки в 4 или 6 % вместо 13 % налога на доходы физических лиц» [8].
7. При формировании теории машиночитаемого права необходимо разрабатывать в равной степени две области исследований. Первая включает вопросы, касающиеся создания машиночитаемых правовых норм (в том числе перевода существующих норм в машиночитаемый вид, формирования правовых норм сразу в машиночитаемом виде). Вторая область содержит проблемы встраивания машиночитаемых правовых норм в правовую систему и их влияния на право в целом.
Ссылки:
1. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука. М., 2020. 176 с.
2. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого и машиноисполняемого права: актуальность, назначение, место в РегТехе, содержание, онтология и перспективы // International Journal of Open Information Technologies. 2020. Т. 8, № 9. С. 59-69.
3. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) [Электронный ресурс] : Федер. закон от 27 нояб. 2018 г. № 422-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811270056 (дата обращения: 05.10.2020).
4. Что такое «налог на профессиональный доход» [Электронный ресурс] // Налог на профессиональный доход : специализированный сайт ФНС России. 2020. URL: https://npd.nalog.ru/#what (дата обращения: 05.10.2020).
5. См.: Протокол информационного обмена, порядок информационного взаимодействия, требования (критерии) к операторам электронных площадок и кредитным организациям, осуществляющим взаимодействие с налоговыми органами : информационные материалы [Электронный ресурс] // Там же. 2020. URL: https://npd.nalog.ru/docs/ (дата обращения: 29.08.2020).
6. Как рассчитать сумму налога к уплате [Электронный ресурс] // Там же. 2020. URL: https://npd.nalog.ru/#what (дата обращения: 29.08.2020).
7. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Указ. соч. С. 149.
8. См.: О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» [Электронный ресурс] : пояснительная записка к проекту Федер. закона № 933027-7 // Система обеспечения законодательной деятельности. 2020. 30 марта. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/933027-7 (дата обращения: 05.10.2020).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна