Научная статья на тему 'Закон о профсоюзах Республики Молдова: степень эффективности'

Закон о профсоюзах Республики Молдова: степень эффективности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФСОЮЗЫ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРОФСОЮЗОВ / TRADE UNIONS IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA / LEGAL PROVISIONS FOR THEIR ACTIVITIES / PROTECTION OF THE RIGHTS AND INTERESTS OF THE EMPLOYED WORKERS / SOCIOLOGICAL STUDY OF THE EFFICIENCY OF THE TRADE UNIONS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шандру Думитру Александрович, Наумов Владимир Иванович

В статье анализируется применение в Республике Молдова Закона о профессиональных союзах с использованием результатов социологического опроса, который был проведен в 2010–2011 гг. Институтом труда Национальной конфедерации профсоюзов республики. Авторы полагают необходимым для повышения его действенности создать Трибунал по трудовым спорам и Центр по учету нарушений прав профсоюзов, а также активизировать работу профсоюзных организаций и их лидеров в борьбе за включение международных норм по труду в национальное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Law on Trade Unions in the Republic of Moldova: the rate of efficiency

The article analyses application of the Law on Trade Unions in the Republic of Moldova using the results of a sociological survey conducted in 2010-2011 by the Institute of Labour at the National Confederation of Trade Unions. The authors claim that to raise the efficiency of the law, it is necessary to form a tribunal on labour conflicts and a centre for registration of the trade unions’ rights violation, to invigorate the work of trade unions and their leaders in the struggle for entering the international labour norms into the national legislation.

Текст научной работы на тему «Закон о профсоюзах Республики Молдова: степень эффективности»

Д. Шандру, В. Наумов

Зоьон о профсоюзом Республики МолЗоВо: степень эффективности

Процесс перехода Республики Молдова к рыночной экономике происходит с большими трудностями и неисчислимыми социальными издержками. Ситуацию ухудшил мировой экономический кризис, снизивший доходы, потребление и покупательную способность населения. Он имел прямые негативные последствия в областях, жизненно важных для существования самого человека — в здравоохранении, образовании, культуре, уважении к букве закона. Эта реальность обусловливает необходимость определения рамок, принципов и механизмов социальной защиты, которая становится инструментом социальной политики государства.

В рамках тенденции европейской интеграции Республики одним из общих требований к странам-кандидатам является гармонизация их законодательств с основополагающими принципами прав человека в такой мере, чтобы они применялись и в качестве правовых норм, и в юридической практике.

Среди основных категорий прав и свобод присутствуют права, кото-

рые осуществляются индивидуально и могут быть проанализированы самим человеком, а также основные коллективные права, осуществляемые отдельными людьми, но в социальном контексте.

Статус социально равноправного партнера международного уровня обязывает государство к специфическому регламентированию прав трудящихся и, как следствие, к постоянному признанию свободы объединения, создания организаций, представляющих интересы работников.

Правовое регулирование образования профессиональных союзов, присоединения к организациям, отстаивающим интересы и права трудящихся, имеет важное значение, особенно для стран, включая Молдову, стремящихся вступить в Европейский союз. Этим государствам предстоит перейти от реалий стран с зарождающейся демократией (как результату отказа от тоталитарной системы) к практике консолидированной демократии европейских государств, от традиционного понимания коллек-

тивных прав — к европейскому их видению.

Главные права работающего человека и, в частности, право на объединение в профессиональные союзы, нашли отражение в международных правовых актах и конституциях развитых стран. Международные документы принципиального значения, такие, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) разделяют основные права и свободы человека на две большие категории:

■ гражданские и политические права и свободы;

■ социальные, экономические и культурные права и свободы.

Право создавать профессиональные союзы и вступать в них — не только конституционное право, но и фундаментальное право, установленное Всеобщей декларацией прав человека. В соответствии с Филадельфийской декларацией о целях и задачах МОТ, свобода объединения в профессиональные союзы представляется необходимым условием для прогресса и развития общества.

Профсоюз создается тогда, когда работники или группа других людей решили объединиться для защиты своих профессиональных, экономических, культурных и социальных прав и интересов. Происходящие в Молдове социально-экономические реформы потребовали разработки новых принципов профсоюзного движения, а также гарантий свободы деятельности профессиональных союзов в деле защиты законных прав и интересов своих членов. В качестве основы для правовой базы организации и деятельности профсоюзов служит

Закон о профессиональных союзах Республики Молдова, принятый Парламентом Республики 7 июля 2000 г.

Базовые принципы профсоюзного права закреплены в Конституции Республики Молдова, а также в ратифицированных ее Парламентом Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах и Пакте об экономических, социальных и культурных правах, в основополагающих конвенциях Международной организации труда (Конвенции № 87, 98, 135 и др.).

Институт труда Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы провел широкомасштабное исследование, которое было направлено на выявление как положительных сторон эффективности применения положений Закона о профессиональных союзах в Республике Молдова на протяжении последних 10 лет, так и на установление необходимости усовершенствования его норм (и в целом законодательства по социальным проблемам).

В целях анализа практики применения положений Закона о профессиональных союзах Институт труда инициировал социологический опрос, охвативший для изучения всего блока проблем более 1200 человек — членов профсоюзов, включая лидеров первичных профсоюзных организаций и уровня территорий, профсоюзных работников на национально-отраслевом уровне, специалистов и экспертов аппарата Национальной конференции профсоюзов Молдовы.

Социологический опрос был выбран в качестве метода исследования, так как он является составной частью количественных методов, используемых в социальных исследованиях, и может ответить на вопросы: кто и что,

как и сколько. В качестве главного его инструмента использовалась анкета, применение которой обеспечивало экономические преимущества, а также возможность выявить мнение большого числа людей наиболее простыми способами для последующего анализа при наименьшей затрате времени на проведение анкетирования. Кроме того, такой способ привычен для опрашиваемых.

В ходе проведенного социологического исследования учет велся по 1085 анкетам (115 были заполнены неправильно). Анализ его результатов показал, что 70% респондентов удовлетворительно оценивают содержание законодательной базы, регламентирующей деятельность профессиональных союзов страны. Оценку «неудовлетворительно» выставили 28% респондентов, а 2% не определились во мнении.

Совокупность юридических норм, обеспечивающих организацию и функционирование профсоюзов, их роль в обществе, особенности в отношениях с партнерами и органами государственной администрации, представляет собой профсоюзное право. Оно определяет характер и содержание законодательной базы, регламентирующей деятельность профсоюзов.

В настоящее время методы создания и организации отношений между социальными партнерами, развитие социального диалога, которому придан официальный статус, переговоры по конвенциям и коллективным договорам и разрешение трудовых конфликтов зафиксированы в отдельных документах. Часть проблем относится к механизмам функционирования рынка труда и позиционирования в них профессиональных союзов, отсутствию стандартов в сфере нормирования труда, что нередко порожда-

ет индивидуальные споры, жалобы и трудовые конфликты.

Несмотря на то что прошло более 10 лет с момента принятия Закона о профсоюзах, половина респондентов (50%) считают, что он вполне обеспечивает деятельность профессиональных союзов, 42% считают его несовершенным, 8% не дали ответа на вопрос. Положения данного Закона, регламентирующие права на объединение, функционирование, организацию и прекращение деятельности организаций работников, относятся как к первичным организациям, так и к федерациям и конфедерации, в которые члены того или иного профсоюза объединены. Они также распространяются на воинские части и органы внутренних дел с учетом особенностей, установленных законодательны -ми актами, которые определяют их правовой статус.

Сила любого профессионального союза определяется мерой сплоченности ее членов. Профсоюз остается единственным гарантом наличия рабочего места, и потому обеспечение его деятельности — необходимое условие построения свободного и процветающего общества. Исследование показал, что респонденты считают данное положение Закона (см. рис. 1) полностью функциональным. Конституция Республики Молдова, ее Трудовой кодекс и Закон о профессиональных союзах обеспечивают условия для создания, деятельности профсоюзных организаций как путем установления права работающих на объединение и регламентирования их роли в рамках социального партнерства, так и посредством наделения профсоюзов правами в части реализации их уставных задач. Самые значимые из них — это предоставленные законом права:

44%

25%

16%

15%

0%

Независимость Соблюдение Защита прав

профсоюзов профсоюзных прав членов профсоюзов

Не знаю

Создание профсоюзов

Ответы

Рис. 1. Ответы на вопрос «Какие положения Закона о профсоюзах не в полной мере функциональны?»

■ участвовать в разработке проектов нормативных актов посредством обязательной дачи заключений/отзывов;

■ обжаловать в установленном порядке нормативные акты, которые ущемляют трудовые, профессиональные, экономические и социальные права работников;

■ участвовать в переговорах по заключению коллективных договоров и коллективных конвенций в качестве представителя трудящихся;

■ осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями законодательства о труде и других нормативно-правовых актов, которые содержат положения трудового права, образовав собственные инспекции по труду или назначив уполномоченных по вопросам охраны труда;

■ выдвигать требования в адрес работодателей в части установления новых условий труда или изменения существующих, ведения коллективных переговоров, заключения, изменения и исполнения коллективного договора, на которые работодатель обязан дать письменный ответ в течение 5 рабочих дней;

■ участвовать в урегулировании трудовых конфликтов в рамках комиссии по примирению;

■ объявлять забастовки в случаях, если исчерпаны все пути урегулирования трудового конфликта в рамках процедуры примирения, предусмотренные Трудовым кодексом Республики.

Перечисленные выше права опираются на широкий круг гарантий, призванных обеспечить благоприятные условия для деятельности профсоюзного органа в трудовом коллективе (ст. 390 Трудового кодекса Республики Молдова и ст. 35 Закона о профессиональных союзах устанавливают для работодателей определенные обязательства). В то же время каждый четвертый (25%) респондент считает, что права профсоюзов соблюдаются не в полной мере. Этот внушительный процент позволяет говорить о необходимости образования на национальном уровне Центра по мониторингу нарушения прав профсоюзов. 44% анкетированных полагают, что положение Закона о независимости профсоюзов, гласящее: «Профсоюзы в своей деятельности независимы в отношениях с органами публичной власти всех уровней, политическими партиями, общественными ассоциациями, их деятельность не подлежит контролю с их стороны и не подчи-

няются им. Запрещено любое вмешательство, которое ограничивает право профсоюзов или препятствует их реализации», — не вполне функционально.

Реально свободное и независимое профсоюзное движение не может развиваться без соблюдения фундаментальных прав человека, и сегодня правительству Республики надо принимать меры, направленные на полную реализацию профсоюзных прав и других прав человека в атмосфере, лишенной насилия и давления, но обеспечивающей уверенность и соблюдение правопорядка. Свободные, активные и сильные профессиональные союзы, существующие для представления и защиты интересов работающих, призваны играть положительную роль в рамках предприятия, населенного пункта и всего общества, обеспечивая их социальную стабильность.

Суждение о том, что профсоюзы не в полной мере реализуют права по защите своих членов, высказали 16% респондентов, что на 1% больше, чем было в 2010 г. 15% опрошенных вообще не знают, какие положения Закона о профессиональных союзах не дей-

ствуют в жизни, что свидетельствует, в том числе, о слабой информированности работающих граждан о работе профсоюзов.

На вопрос «Верите ли вы, что узаконенные права профсоюзов соблюдаются?» «Да» ответили только 10% респондентов, 82% — «Частично» и «Нет» — только 6%.

Такое положение демонстрирует необходимость учета на Национальном уровне нарушений прав профсоюзов в специальном республиканском Регистре. На вопрос «Считаете ли Вы, что профсоюзы независимы от органов власти?» «Да» ответили только 21% респондентов, 71% ответили — «Частично», «Нет» — только 6% респондентов (рис. 2).

Таким образом, проведенное исследование показало, что наши респонденты имеют вполне четкое, определенное мнение по данному вопросу.

Проведенное исследование выявило доминирующую роль первичных профсоюзных организаций. 10% респондентов считают, что профессиональные союзы постоянно представляют и защищают законные права своих членов. Периодическое участие

71%

21%

6%

2%

Частично

Да

Нет

Не знаю

Ответы

Рис. 2. Ответы на вопрос «Считаете ли Вы, что профсоюзы независимы от органов публичной власти, политических партий, работодателей?»

и участие от случая к случаю (например, в переговорах по заключению коллективных договоров, в разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров) отметили 61% участников анкетирования. Это обозначает тревожную для всей профсоюзной системы проблему. Вызывает беспокойство и то, что 29% респондентов заявили — профсоюзы не представляют и не защищают права работников. По-прежнему высок процент работников, которые не знают, к какому отраслевому профсоюзу они относятся.

Правовое регулирование социального диалога (социального партнерства) осуществляется в Молдове на основании таких норм, как Закон № 154-ХУ от 28 марта 2003 г. «Трудовой кодекс Республики Молдова» и Закон № 245-XVI от 25 июля 2006 г. «Об организации и функционировании Национальной Комиссии по консультациям и коллективным переговорам и комиссий по консультации коллективных переговоров на уровне отраслей и на территориальном уровне». В числе других документов, обеспечивающих функционирование социального партнерства: Регламент Национальной Комиссии по консультациям и коллективным переговорам; Регламент — модель организации и функционирования комиссии по консультациям и коллективным переговорам на уровне отраслей на территориальном уровне и Типовой Регламент комиссии по социальному диалогу «работодатель — работники».

Процесс образования комиссий по консультациям и коллективным переговорам на разных уровнях происходит сложно; также непросто развивается социальное партнерство на территориальном уровне. В большинстве районов Республики практически нет

структур патронатов, что в ряде случаев делает невозможным создание дееспособных комиссий по консультациям и коллективным переговорам, в которых должны быть представлены все социальные партнеры. В итоге только 37% респондентов считают, что профсоюзы способны реализовать свое право ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров. И столько же полагают, что они реализуют это свое право лишь частично. Четверть участников анкетирования придерживаются мнения, что профессиональные союзы не пользуются этим фундаментальным правом, а 1% опрошенных не владеет ситуацией по данному вопросу.

Участие работников (при посредничестве профессиональных союзов) в принятии решений по снижению текучести кадров на предприятии, повышению заработной платы и улучшению условий труда, других текущих и перспективных проблем отражено на рис. 3.

Полученный результат, конечно, надо рассматривать, учитывая состав участников опроса. Половина из них представляет бюджетную сферу, и решение проблем, связанных с увеличением, к примеру, зарплаты зависит от успеха социального диалога на национально-отраслевом уровне.

Проблема оплаты труда — одна из самых острых для членов профсоюзов и требующих безотлагательного решения. Однако возможность ее увеличения в бюджетной сфере и в системе государственной службы в частности, напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Она в Молдове, безусловно, непростая, но профсоюзы намерены более активно участвовать в решении вопросов повышения заработной платы наемных работников, опираясь при этом на международные нормы.

От случая к случаю

44%

35%

16%

Привлекаются постоянно

Не

привлекаются

5%

Не знаю

Ответы

Рис. 3. Ответы на вопрос «Считаете ли вы, что рядовые члены профсоюзов привлекаются к решению проблем, связанных с увеличением зарплаты, улучшением условий труда?»

Сегодня профсоюзы также требуют принятия в срочном порядке закона «О прожиточном минимуме», который должен предусматривать установление минимальной зарплаты по стране на уровне прожиточного минимума, а также увеличения гарантированной зарплаты в реальном секторе экономики.

Отвечая на вопрос анкеты: «Каким вам видится отношение работодателей к профсоюзам?» — 19% респондентов назвали его позитивным, 56 — безразличным, 24 — негативным, а 1% не определились с ответом. И если негативное отношение хозяев производств, руководителей организаций можно объяснить деятельностью профсоюзов по защите интересов своих членов, то значительный процент безразличных к ним работодателей — уже серьезный повод для беспокойства, прежде всего на уровне первичных организаций. Такое безразличие нередко порождается бездеятельностью профсоюзных лидеров, их «беззубостью», полной лояльностью к деяниям администрации.

В этом контексте отметим фундаментальное право профсоюзов на ведение коллективных переговоров,

заключение коллективных договоров и осуществление контроля их выполнения. Закон о профессиональных союзах (ст. 35) и Трудовой кодекс Республики Молдова (ст. 390) обязывают работодателей:

■ выделять профсоюзному органу предприятия на безвозмездной основе помещение со всем оборудованием, обеспечивающим необходимые условия для его деятельности (включая: ремонт, отопление, освещение, услуги по уборке и охране);

■ предоставлять бесплатно транспортные средства, средства связи и информацию о деятельности предприятия (фирмы), объекты социально-культурного назначения (базы отдыха, оздоровительные лагеря для детей и подростков, находящиеся на балансе предприятия либо арендованные им);

■ осуществлять ежемесячный сбор членских профсоюзных взносов и перечислять их на расчетный счет соответствующего профсоюзного органа;

■ оплачивать из средств предприятия труд руководителя соответствующего профессионального органа, индивидуальный трудовой договор

которого был приостановлен в связи с избранием на выборную должность;

■ отчислять средства в размере до 0,15% фонда оплаты труда для использования их профсоюзом в целях, определенных коллективным договором.

Дополнительно законодательство предусматривает ряд гарантий, которые касаются персонально представителей работников, избранных в профсоюзные органы и участвующих в коллективных переговорах. Так, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвержены дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены без предварительного согласия проф-органа. Лица, избранные в состав профсоюзных органов всех уровней и не освобожденные по основному месту работы, не могут подвергаться дисциплинарным взысканиям или быть переведенными на другую работу без выраженного в письменной форме предварительного согласия профсоюзного органа, членом которого они являются. Не освобожденным по основному месту работы членам выбранных профсоюзных органов предоставляется свободное от работы время для реализации прав и профсоюзных обязанностей с сохранением средней зарплаты. Работникам, индивидуальный трудовой договор которых приостановлен в связи с их избранием на должность в профсоюзные органы, после истечения срока мандата предоставляется прежнее рабочее место или, в случае его отсутствия, другая равнозначная работа или, с их согласия, труд на другом рабочем месте. Не допускается увольнение работников, избиравшихся в состав профсоюзных органов, в течение 2 лет после истечения мандата, за исключением слу-

чаев ликвидации предприятия либо совершения ими проступков, за которые действующее законодательство предусматривает возможность увольнения. Лица, участвующие в коллективных переговорах, в разработке проекта коллективного договора или коллективной конвенции, освобождаются по основному месту работы с сохранением средней зарплаты на срок, установленный по согласованию сторон, но не более чем на 3 месяца.

Учитывая названные выше нормы законодательства Республики Молдова, интересно проанализировать ответы участников анкетирования на вопрос «Считайте ли Вы, что работодатели несут ответственность за препятствия в осуществлении деятельности профсоюзов?»

Среди полученных ответов отметим 21% респондентов, которые считают, что работодатели не несут никакой ответственности за препятствия в деятельности профсоюзов. Это означает, в частности, то, что примерно такой процент руководителей в большей или меньшей степени мешают работе первичных профорганизаций. Решение проблем в области прав профсоюзов обеспечивается выработкой и безусловной реализацией юридического механизма на основе положений международного права, которые ратифицировала Молдова.

В настоящее время ст. 37 Закона о профессиональных союзах Республики Молдова предусматривает, что лица, виновные в воспрепятствовании реализации законной деятельности профсоюзов, несут ответственность, включая и административную, и уголовную, в соответствии с законодательством. Однако на практике эти нормы наказания не применяются. Профессиональные союзы Молдовы

неоднократно вносили в правительство Республики конкретные предложения по введению административной и уголовной ответственности за нарушение своих прав, в том числе предусмотренных международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах. К сожалению, они не были поддержаны. Мотивировалось это тем, что применение уголовного и административного кодексов в части нарушения законодательства о профессиональных союзах неуместно, поскольку по своему характеру подобные нарушения не являются социально опасными. В некоторых случаях нарушений прав профсоюзов возможно наказание представителей администрации на основании ст. 41 Закона «О применениях и дополнениях Кодекса об административных правонарушениях» (№ XVI от 22 марта 2007 г.), который предусматривает штрафы за нарушение законодательства о труде. Как полагают авторы, применение соответствующей статьи правомерно с учетом того обстоятельства, что права профсоюзов широко регламентиро-

ваны в Трудовом кодексе Республики (разделы II и XIII).

Представленный ниже рис. 4 отвечает на самый злободневный вопрос: почему на многих молдавских предприятиях нет профсоюзных организаций.

Как видно, самый высокий процент при ответе на поставленный вопрос (46%) относится к нежеланию работодателей иметь дело с профсоюзами. Показатель 31% есть следствие того, что работающие не информированы о реальной пользе для себя лично быть членом профессионального союза. 18% опрошенных не считают необходимым наличие такой организации в их коллективе. Второй показатель, охватывающий 1/3 всех опрошенных, заставляет молдавские профсоюзы перестраивать свою информационную работу и начать широкую популяризацию преимуществ, которые дает членство в профессиональном союзе и создание на предприятии (в организации) активно функционирующей первичной организации, ее актива и профкома.

46%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31%

Работодатели против существования профсоюзов

Работники не информированы

о выгоде быть членом профсоюза

18%

5%

Не считают необходимым существование профсоюзов

Не знаю

Ответы

Рис. 4. Причины отсутствия профсоюзов в некоторых трудовых коллективах

Их эффективная деятельность предполагает:

■ контроль за охраной труда, безопасностью рабочего места и защитой окружающей среды;

■ возможность членов профсоюза бесплатно получать юридическую консультацию по вопросам защиты своих законных прав и интересов;

■ полноценное представление прав на местном, территориальном и национальном уровнях, позволяющее решать вопросы, связанные с приватизацией, оплатой труда, дополнительным рабочим временем, отпусками и условиями труда после консультации с избранными представителями работников, а также предпринимать коллективные действия для защиты интересов работников или улучшения экономического положения предприятия:

■ информирование работников об услугах, оказываемых национально-отраслевыми профсоюзными центрами, Национальной конференцией профсоюзов Молдовы и одновременно работодателей и правительства о проблемах, вызывающих озабоченность профсоюза;

■ участие в акциях солидарности,

организуемых национальными и международными профсоюзами.

Оценивая наиболее действенные методы и средства, позволяющие защитить работников — членов профсоюзов, за переговоры высказался 71% респондентов, за консультации — каждый 4-й (25%), за осведомление государственных органов о возникших проблемах — 3%, за акции протеста — 1%. Не определившихся по данному вопросу не оказалось.

Примечательно то, что абсолютное большинство участников анкетирования уверены в эффективности использования мирных средств для представительства, защиты социально-трудовых прав и интересов членов профессиональных союзов. Этот результат, как полагает автор, в значительной степени объясняется присутствием п. 2 ст. 15 в Законе о профессиональных союзах. Именно он обязывает работодателей и их ассоциации, органы публичной власти вести коллективные переговоры с профсоюзами по трудовым и социальным проблемам, а также заключать коллективные договоры в случаях, когда профсоюзы выступают с такими предложениями. Более

1 44%

24%

1%

Новаторские

Соответствующие реальности

Устаревшие

Не знаю

Ответы

Рис. 5. Ответы на вопрос «Как вы оцениваете методы деятельности профсоюзов на современном этапе?»

того, п. 4 предполагает профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров и отстранение должностных лиц, виновных в нарушении законодательства в этой области.

Основной вывод из проведенного исследования заключается в том, что профсоюзное движение в Республике Молдова представляет сегодня реально действующую прогрессивную силу, которая для повышения эффективности своей деятельности берет на вооружение самые разнообразные методы. В их числе присутствуют мирные средства, направленные на продвижение и защиту требований/интересов и законных прав работников, а также ставшие в последнее время весьма действенными конфликтные средства воздействия на работодателей и правительство (демонстрация, митинг, пикетирование, забастовки). Способы и методы деятельности профессиональных союзов на современном этапе оценили как новаторские 44% респондентов, соответствующие реальности — 31%, устаревшие — 24%. Не определились с ответом 1% опрошенных (рис. 5).

В этом контексте особое значение приобретают изучение и внедрение

опыта, использование мировой практики для защиты социально-экономических прав членов профсоюзов.

В целом результаты опроса, проведенного Институтом труда Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы, свидетельствует о доверии, оказанном работниками Республики Молдова своим профессиональным союзам. В числе участников анкетирования были 42% рядовых членов профсоюза, 40 — членов профсоюзных комитетов, 17 — председателей профкомов или профсоюзных организаторов, 1% — других профсоюзных функционеров. 23% опрошенных находились в возрасте 18—29 лет, 54 — в возрасте 30—45 лет и 23% — старше 45 лет. Половина респондентов, как уже говорилось, представляли бюджетную сферу и столько же — сектор реальной национальной экономики. Соотношение мужчин и женщин было равным.

Такое представительство участников исследования внушает уверенность в реальном, достаточно точном отражении ситуации, сложившейся в части применения норм Закона о профессиональных союзах Республики Молдова и в его эффективности.

Литература

1. Конвенции и Рекомендации МОТ. http://ilo.ru/about/standards_ru.htm

2. Постановление Парламента Республика Молдова от 26.09.1995 г № 593 «О ратификации некоторых конвенций МОТ». Конвенция МОТ от 1.07.1949 г. № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров»; Конвенция МОТ от 21.06. 1976 г. № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международный трудовых норм»; Конвенция МОТ от 19.06.1981 г. № 154

«О содействии коллективным переговорам» и др. // Monitorul Oficial. 1995. № 59.

3. Трудовой кодекс Республики Молдова // Monitorul Oficial. № 159-162. Ст. 648. http://lex.justice.md/ru/326757/

4. О цивилизационной ролидиаспор. http:// www.araspel.org/showthread.php?t=816

5. Садовая Е.С. Проблемы представительства интересов сторон в системе социального партнерства России. Социально-трудовые исследования. Вып. XXIV. М.: ИМЭМО РАН.

6. Закон Республики Молдова от 31.05.1990 г. № 64-XII «О Правительстве» (по состоянию на 12.01.2011 г.). http://www.base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=3550; Закон Республики Молдова от 21.07.2006 г. № 245-XVI «О создании и функционировании Национальной комиссии по консультациям и коллективным переговорам, отраслевых и территориальных комиссий по консультациям и коллективным переговорам» // Monitorul Oficial. 2006. № 142-145. Ст. 69; Закон Республики Молдова от 13.03.2003 г. № 102-XV «О занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы» // Monitorul Oficial. 2003. № 70-72. Ст. 31; Закон Республики Молдова от 03.01.1992 г. № 845-XII «О предпринимательстве и предприятиях» // Monitorul Parlamentului. 1992. № 2. Ст. 33; Закон

Республики Молдова от 07.07.2000 г. № 1129-XIV «О профессиональных союзах» // Monitorul Oficial. № 130. Ст. 919; Закон Республики Молдова от 11.05.2000 № 976-XIV «О патронатах» // Monitorul Oficial. № 141-143. Ст. 1013 и др. (См.: Перечень кодексов и законов Республики Молдова. http://www.law-moldova.com/law_moldova_rus.html).

7. Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы. http://www.allmoldova. com/ngose/trade-unions/confederation-of-trade/index.html

8. Данные ежегодных социологических исследований Института труда Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы по содержанию и практике заключения коллективных договоров в Республике Молдова в 2005-2011 гг. http://old.vkp.ru/about/r_mold.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.