3.5. РЕЮНИОНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Морозов Павел Евгеньевич, к.ю.н. Должность: доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения. Место работы: Московская государственная юридическая академия имени О.Е.Кутафина. E-mail: [email protected]
Аннотация: Научная статья посвящена возникновению новой тенденции зарубежного трудового права - реюнионизации как основы усиления социального диалога в зарубежных странах в условиях глобализации. В настоящее время, как на уровне международного трудового права, так и на уровне трудового права зарубежных стран, наметилась позитивная тенденция «реюнионизации», понимаемой как укрепление правового статуса профсоюзов посредством принятия во всех без исключения государствах мира значительного количества нормативных актов, направленных на совершенствование как защитной, так и представительской функций данных организаций.
Ключевые слова: глобализация, реюнионизация, профсоюзы, МОТ, социальный диалог, работники.
REUNIONIZA TION AS A BASIS FOR STRENGTHENING SOCIAL DIALOGUE IN FOREIGN COUNTRIES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
Morozov Pavel Evgenievich, PhD at law. Position: associate professor of labor law and social security law chair. Place of employment: Moscow state law academy named after O.E. Kutafin. E-mail: [email protected]
Annotation: The scientific article is devoted to the emergence of a new trend of foreign labor law-reunionization as a basis to strengthen social dialogue in foreign countries in the context of globalization. "Reunionization" is understood as strengthening of legal status of trade unions by adopting in all the countries a significant number of regulations aimed at improving both protective and representative functions of these organizations.
Keywords: globalization, reunionization, trade unions, ILO, social dialogue, workers.
В настоящее время как на уровне международного трудового права, так и на уровне трудового права зарубежных стран, наметилась позитивная тенденция « реюнионизации», понимаемая как укрепление правового статуса профсоюзов посредством принятия во всех без исключения государствах мира значительного количества нормативных актов, направленных на совершенствование как защитной, так и представительской функций данных организаций.
Рассматривая историю развития профсоюзного движения в 20 и в начале 21 века в зарубежных странах, можно выделить три взаимосвязанных этапа:
- «юнионизация» (массовое создание профсоюзов во всех отраслях экономики и принятие законов об их деятельности) 1917-1980 годы;
- деюнионизация (принятие нормативных актов, имеющих целью ослабить положение профсоюзов, что наиболее ярко и отчетливо проявилось в таких государствах как Великобритания, Австралия, США, Испа-
ния и в меньшей степени в трудовом праве других стран, а также спад профсоюзного движения в результате влияния глобализации)-1980-1998 гг.;
- реюнионизация (возрастание роли и значения профсоюзов)- с 1999 по настоящее время в связи с принятием концепции достойного труда МОТ.
Возникновение новой тенденции - реюнионизации обусловливается наличием проблемы неурегулированности в трудовом праве зарубежных стран организационно-управленческих отношений с участием профсоюзов в новых условиях глобализации, так и существованием нормативных актов, ограничивающих права профсоюзов, что приводит к возникновению дисбаланса в социальном партнерстве и отсутствию социального консенсуса, так как ослабляется роль профсоюза.
Понимая необходимость проведения реформ в условиях ускорения глобализационных процессов, органы законодательной и исполнительной власти зарубежных государств осуществляют политику реализации концепции достойного труда МОТ, так как она позволяет решить проблему неурегулированности и дисбаланса посредством определения путей развития законодательного процесса. Социализация современной экономики требует согласования интересов, которое достигается путем переговорного процесса, когда стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности организации. Целью социального диалога является формирование возможности достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, которое приводит к социальному консенсусу.
Ослабление профсоюзов нарушает паритет в социальном диалоге между представителями работодателя, работников и государства. Происходит смещение акцентов в пользу интересов работодателя, что автоматически приводит к ограничению трудовых прав работников и, как результат, к социальной нестабильности. Поэтому государство вынуждено укреплять ослабленные позиции профсоюзов путем принятия нормативных актов.
Возникает проблема, в какой степени государство должно изменять собственное законодательство о профсоюзах под воздействием программы достойного труда МОТ для их сознательного усиления, и какими обстоятельствами данный процесс определяется. На наш взгляд, критерием в данном процессе являются, во-первых, уровень социального напряжения в обществе, проявляющийся в актах массового неповиновения, таких , например, как забастовки; во-вторых, наличие развитой или неразвитой системы гарантий прав профсоюзов; в-третьих, роль правящего класса; в-четвертых, наличие вида политического режима-демократического, авторитарного, тоталитарного. Выделяются три основных внешних фактора, противодействующие развитию профсоюзов в современную эпоху:
1) возрастание международной конкуренции из-за экономической глобализации;
2) упадок в эпоху НТР старых отраслей промышленности ;
3) усиление влияния либеральной идеологии на деятельность правительств развитых стран.
Общеизвестно, что тенденции глобализации и постфордизма оказывают деструктивное влияние на профсоюзы. Термин пост-фордизм обычно используется для обозначения таких явлений, как: организационные
и технологические изменения, которые произошли в промышленности; влияние международной конкуренции, изменения на рынке труда; появление новых форм управления персоналом; замена государственной собственности на частную собственность; увеличение числа малых предприятий (например, в секторе услуг). В результате, количество работников, заключивших договор на неопределенный срок и на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, работающих на крупных предприятиях, постепенно уменьшается, тогда как число работников заключивших срочный договор или договор на условиях неполного рабочего времени возрастает. Все это приводит к тому, что трудовые отношения между работниками и работодателями ослабевают. Эти факторы рассматриваются как причины сокращения членства в профсоюзе и ослабевания их влияния в условиях этапа деюнионизации. Анализ проблемы ослабления роли профсоюзов, проведенный, К. Ротом, и З. Бауманом1 показывает, что в условиях планетарного рынка происходит быстрая миграция капиталов, производств и рабочей силы между регионами, странами и континентами. Национальные закрытые торговые системы ряда стран были открыты в 90е годы, в результате в распоряжении транснациональных корпораций оказалась резервная армия труда. Эти факторы ведут к ухудшению положения работников, к отказу от практики коллективных договоров к переходу к «модели Голливуда», когда работников нанимают для выполнения конкретного заказа, а затем увольняют.
В отдельных отраслях или производствах сохраняются так называемые «твердые ядра». Нельзя слишком быстро, к примеру, менять состав атомщиков, высококвалифицированных рабочих, машинистов на железных дорогах. Там, где сохраняются твердые ядра, легальные профсоюзы могут по-прежнему выступать в роли социальных партнеров работодателей. Но возрастает и антагонизм между твердыми ядрами и пре-каризованными работниками. Проблема заключается в том, что и твердые ядра постоянно сжимаются и размываются. Тенденция превращения ранее относительно гарантированных трудовых отношений, в значительной мере, в негарантированные и незащищенные - называется прекаризацией.2
Сюда относятся такие виды занятости как подрядная работа, срочный трудовой договор, занятость на неполное рабочее время при малых или вообще отсутствующих социальных гарантиях, мнимо самостоятельный труд, работа по вызову и т.д.
С момента принятия МОТ концепции достойного труда ряд стран ратифицировал конвенции МОТ- № 87 (Багамы, Конго, Армения, Тимор, Эритрея, Казахстан, Фиджи, Сербия, Кирибати, Черногория, Зимбабве, Эритрея); № 98 (Армения, Казахстан, Сербия, Гамбия, Зимбабве).
В соответствии с Законом о труде Сербии3 от 15 марта 2005 года (в редакции от 2009 года), работникам предоставляется право создавать профессиональные союзы и осуществлять профсоюзную деятельность. Особо в акте решается вопрос о принципах образования профсоюзов и определения их полномочий (статья 218):
1 http://mpst.anho.org/2009/04/26/globalizacia_i_profsoyuzy ( Дата обращения: 12 января 2011 года)
2 http://www.marksizm.info/content/view/4770/31/( Дата обращения: 12 января 2011 года)
3 Zakon o radu."Sluzbeni д!азпИ< Нв", Ьг. 24/2005, 61/2005,
54/2009
1) независимость от государственных органов и работодателей;
2) финансирование, в основном, из членских взносов и собственных источников;
3) наличие достаточного количества членов;
4) внесение в реестр в соответствии с законом.
Профсоюз представляет интересы работников во
взаимоотношениях с работодателем, если отвечает требованиям, изложенным в статье 218 этого закона, и его члены составляют не менее 15% от общего числа работников данного работодателя. Основной формой осуществления представительской функции профсоюза являются коллективные переговоры с целью заключения коллективного договора, который в соответствии с законом и другими нормативными актами, регулирует права, обязанности, ответственность, процедуру внесения поправок, взаимоотношения сторон коллективного договора (статья 240). Коллективный договор должен быть заключен в письменной форме.
Если во время переговорного процесса не было достигнуто соглашение после 45 дней со дня начала, стороны могут создать арбитраж для решения спорных вопросов. Для согласования интересов споры в процессе переговоров должны быть решены в соответствие с законом. Окончательное решение должно быть достигнуто через 15 дней после создания арбитража.
Коллективный договор заключается на трехлетний срок. В свою очередь, на основании статьи 262, коллективный договор с работодателем является обязательным для работников, которые не являются членами профсоюза.
Другим примером имплементации Конвенций 87 и 98 МОТ является Закон4 Республики Кирибати от 15 мая 2008 года «О внесении изменений и дополнений в Закон «О профсоюзах и организациях работодателей». Следует отметить, что под воздействием МОТ была изменена, прежде всего, статья 21 Закона «О профсоюзах и организациях работодателей» от 1998 года.
Работники и работодатели имеют право создавать организации для совместных действий без какой-либо дискриминации для поощрения и защиты экономических и социальных интересов, присоединяться такой организации. Организациям работников и работодателей разрешается вступать в федерации, а также участвовать в деятельности любой международной организации работников, международной организации работодателей, вносить денежный вклад в фонды организаций или получать финансовую помощь. Работодатель не имеет права запрещать работнику вступать в профсоюз либо уволить его за принадлежность к профсоюзной организации.
Вторая форма реализации тенденции - принятие нормативных актов обеспечивающих профсоюзный плюрализм для разрешения проблемы государственной профсоюзной монополии. Идея профсоюзного плюрализма реализована в трудовом законодательстве Мавритании, Танзании, Республике Молдова, Эфиопии
В соответствии с Законом Республики Танзания « Об индивидуальных и коллективных трудовых отношени-ях»5 от 2004 года работники имеют право создавать профсоюзы для урегулирования отношений с работодателем или объединениями работодателями, в которые входит их работодатель. Для этого профсоюз
4 URL: http://www.paclii.org/ki/legis/num_act/tuaeoa2008502/( Дата обращения: 12 января 2011 года)
Employment and Labour Relations Act, 2004 (No. 6 of 2004) PDF copy from Tanzanian Parliament website, 2004
должен зарегистрироваться в течение 6 месяцев после его создания. Профсоюз регистрируют, если он отвечает определенным требованиям (статья 46 Закона): объединение работников создано не для извлечения прибыли; не зависит от работодателя или ассоциации работодателей; профсоюз образован на совещании, по крайней мере, 20 работников; принят устав и правила; получил наименование, которое не похоже на название другого профсоюза; имеет юридический адрес в Объединенной Республике Танзания. В статье 60 закрепляются организационные права уполномоченных представителей профсоюзов: проверка условий труда; прием новых членов; проведение совещаний для определения политики взаимоотношений с работодателем.
Работодатель предоставляет профсоюзу средства для осуществления деятельности. Процедура определения количества представителей профсоюза( профсоюзных работников) и их полномочия также закрепляются в данном нормативном акте- по три представителя в организациях, насчитывающих от десяти до двадцати членов; десять представителей- от двадцати одного до ста членов; пятнадцать представителей - в организациях с численностью более ста человек(пять из представителей профсоюзов должны быть женщинами). Профсоюзные работники выполняют следующие функции- представляют своих членов в процессе рассмотрения жалоб в рамках процедуры разрешения индивидуальных трудовых споров и в дисциплинарных слушаниях, по вопросам проведения консультаций по поводу повышения производительности труда; делают замечания работодателю в связи с исполнением трудового законодательства.
Трудовое законодательство Республики Молдова изменилось в целях осуществления принципа профсоюзного плюрализма, что было реализовано в Законе N. 1129 от 07.07.2000 « О профессиональных сою-зах»6, который был принят для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением гражданами конституционного права на создание и вступление в профессиональные союзы, установлении правовых основ их создания, гарантии деятельности, регулирования их отношений с публичными властями, работодателями и их объединениями. В Законе указывается, что профессиональные союзы -общественные организации, объединяющие на принципе добровольности физических лиц, связанных общими интересами, в том числе по роду их деятельности, для защиты коллективных и индивидуальных профессиональных, экономических, трудовых и социальных прав и интересов своих членов. Кроме того, права профсоюзов, гарантии их деятельности, установленные законом, распространяются на профсоюзные организации и их выборные органы всех уровней, предусмотренные уставами профсоюзов, зарегистрированных в установленном порядке, а действие закона распространяется на все предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, ведомственной или отраслевой принадлежности. В статье 7 отмечается, что граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на законных основаниях на ее территории, вправе по своему выбору создавать профсоюзы или вступать в них в соответствии с их уставами без предварительного получения разрешения
6 Опубликован: 19.10.2000 в Monitorul Oficial Nr.130 статья № 919
публичных властей. Лица, не работающие или потерявшие работу, а также осуществляющие на законных основаниях индивидуальную трудовую деятельность, могут по своему выбору создавать профсоюзы, или вступать в профсоюзы в соответствии с их уставами, или сохранять членство в профсоюзе предприятия, учреждения, организации. Граждане, находящиеся за пределами страны, вправе быть членами профсоюзов по истечении трех месяцев.
Следует также обратить внимание и на изменение правового статуса профсоюзов. Теперь профсоюзы вправе участвовать в разработке проектов программ социально-экономического развития, проектов законов и других нормативных актов в области оплаты труда, социального страхования, ценообразования, охраны здоровья и других областях, касающихся вопросов труда и социально-экономического развития. Предусматривается и защита права членов профсоюза на труд. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию, право на вознаграждение за труд, которое обеспечило бы достойный уровень жизни. Права в области охраны труда и охраны окружающей среды состоят в том, что профсоюзы участвуют в выработке государственной политики в области охраны труда Особо (ст.21) выделяется право на участие в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, которое реализуется в том, что:
1) профсоюзы оказывают правовую помощь членам профсоюза, участвуют, в соответствии с законодательством в разрешении индивидуальных трудовых споров;
2) профсоюзы участвуют в разрешении коллективных трудовых споров по вопросам, связанным с профессиональными, экономическими, трудовыми и социальными интересами, заключением и выполнением коллективных договоров, установлением новых или изменением существующих условий труда и быта.
Права профсоюзов в процессе разрешения таких споров определяются законодательством, нормативными актами и коллективными договорами;(3) профсоюзы создают в соответствии с законодательством юридические службы для представления прав и интересов своих членов в органах публичной, в том числе судебной, власти и других органах. Порядок деятельности таких служб определяется их уставами, утвержденными соответствующим профсоюзным органом.
Третьей формой реализации тенденции реюнионизации является обеспечение полной гарантии права работников образовывать свои организации
На основании Закона Уганды «О профессиональных союзах»7 от 2006 года, работники имеют право создавать профсоюзы. Профсоюз должен быть в обязательном порядке зарегистрирован, в соответствии с требованиями главы 3 данного акта. Эта процедура состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий. Министр труда своим распоряжением назначает лицо, ответственное за регистрацию профсоюзов (Registrar of Labor Unions), и его помощников. Заявление о регистрации в качестве профсоюза могут быть сделаны Генеральным секретарем или любым другим должностным лицом организации, желающей получить регистрацию. К заявлению о регистрации должны быть приложены три сертифицированных копии Устава и
7 The Trade Unions Act, 2006 (Act No. 7) Uganda Gazette - Acts Supplement No. 5, 2006-06-08, Vol. XCVIX, No. 36, pp. 1-42
правил организации, документ о названии организации, адрес головного офиса, почтовом адресе, числе членов; возрасте, адресах и профессиях должностных лиц. Требования к регистрации состоят также и в следующем: в руководящие органы профсоюза должны быть избраны только граждане Уганды; профсоюзу запрещается регистрироваться под таким названием , которое похоже или аналогично названию других профсоюзных организаций На заключительном этапе должностное лицо, ответственное за регистрацию в установленном порядке выдает данной организации удостоверение( сертификат) о регистрации в качестве профсоюза. Процесс регистрации должен проходить в течение 90 дней с даты подачи заявления. Вместе с тем, профсоюзу может быть отказано в регистрации, если:
1) создание этой организации не соответствует процедуре закрепленной в Законе;
2) Положения Устава противоречат законодательству Уганды;
3) должностным лицом профсоюза является гражданин, который был осужден за преступление, связанное с мошенничеством;
4) профсоюз находится, прямо или косвенно, под контролем работодателя или организации работодателей или политической партии. Должностное лицо информирует в письменной форме профсоюз, которому отказано в регистрации, с указанием причины подобного отказа и в разумные сроки, исчисляемые с момента получения заявления с просьбой о регистрации.
Четвертой формой реализации тенденции реюнионизации является законодательное закрепление мер в целях создания или укрепления механизма рассмотрения жалоб работников, касающихся фактов анти-дискриминационной деятельности (Великобритания, Армения, Индонезия, Фиджи, Уругвай, Венгрия).
В соответствии с Правилами 2010 года, принятыми на основании Закона Великобритании «О трудовых отношениях» от 1999 года, запрещается компиляция, использование, продажа или передача «черных списков» с подробным изложением информации о членах профсоюзов ,их активистах, целью которых является дискриминация в отношении работников по признаку членства в профсоюзе или профсоюзной деятельности.
Лица, которые подверглись дискриминации за принадлежность к профсоюзу, имеют право обращаться с иском в трудовой суд. Это право возникает в трех основных случаях:
1)когда трудоустраивающемуся было отказано в заключении трудового договора;
2) когда служба занятости дискриминирует подданного Великобритании из-за того, что он внесен в «черный список» в связи с членством в профсоюзе;
3) когда работник подвергся дискриминации в процессе осуществления трудовой деятельности.
Эти Правила внесли изменения и в Закон о трудовых отношениях от 1996 года, который также закрепляет право на обращение в трудовой суд с иском в том случае, если работник был несправедливо уволен по причине, связанной с внесением его в черный список . Правила предусматривают минимальный и максимальный размер возмещения за нарушенные трудо-
8 The Employment Relations Act 1999 (Blacklists) Regulations 2010 (SI 2010/493). Office of Public Sector Information (OPSI), United Kingdom (consulted on 2010-03-05)
вые права. Денежная компенсация выплачивается по решению трудового суда.
Лица, испытывающие моральные и физические страдания из-за внесения в черный список, имеют право на возмещение морального вреда, а также на вынесение решения о запрете использования, передачи, продажи «черных списков».
Пятой формой реализации тенденции реюнионизации является принятие актов, которые восстанавливают равноправное положение в отношении коллективных переговоров посредством новых правовых рамок, то есть ликвидируют доминирующее положение трудовых договоров над коллективными. Примером тому служит изменение трудового законодательства Новой Зеландии.
В соответствии с Законом «О трудовых отношениях» (Employment Relations Act 2000 ) от 19 августа 2000 года, работник, на которого распространяются положения действующего коллективного договора, может договориться со своим работодателем о дополнительных условиях труда в индивидуальном порядке. В статье 61 Закона указывается, что сроки и условия трудовой деятельности работника, на которого распространяется коллективный договор, могут рассматриваться как дополнительные по сравнению с коллективным договором, если они были результатом взаимного согласия работника и работодателя независимо от того, когда на данного работника был распространен коллективный договор.
Кроме того, если данные условия отличаются от положений коллективного договора, то они также являются предметом индивидуальной договоренности работника и работодателя. В случае истечения срока коллективного договора или выхода работника из состава профсоюза, который участвовал в заключении коллективного договора, работник работает по индивидуальному трудовому договору, заключенному на основе коллективного договора . Работодатель и работник могут, по взаимному соглашению, менять содержание трудового договора.
Список литературы:
Zakon o radu."Sluzbeni glasnik RS", br. 24/2005, 61/2005, 54/2009
Employment and Labour Relations Act, 2004 (No. 6 of 2004) PDF copy from Tanzanian Parliament website, 2004
The Trade Unions Act, 2006 (Act No. 7) Uganda Gazette
- Acts Supplement No. 5, 2006-06-08, Vol. XCVIX, No. 36, pp. 1-42
The Employment Relations Act 1999 (Blacklists) Regulations 2010 (SI 2010/493). , Office of Public Sector Information (OPSI), United Kingdom (consulted on 201003-05)
Employment Relations Act 2000 (No. 24 of 2000). Official Gazette, Acts, 2000-08-23, No. 24, pp. 1-190 The Statutes of New Zealand 2000, 2001-01-01, vol. 1, pp. 388-577
Рот К.-Х. Глобализация http://www.i-u.ru/biblio/arch-ive/rot%5Fglobalisacija (Дата обращения: 8 мая 2011 года)
Literature list:
Zakon o radu."Sluzbeni glasnik RS", br. 24/2005, 61/2005, 54/2009
9 Employment Relations Act 2000 (No. 24 of 2000). Official Gazette, Acts, 2000-08-23, No. 24, pp. 1-190 The Statutes of New Zealand 2000, 2001-01-01, vol. 1, pp. 388-577
Employment and Labour Relations Act, 2004 (No. 6 of 2004) PDF copy from Tanzanian Parliament website, 2004
The Trade Unions Act, 2006 (Act No. 7) Uganda Gazette
- Acts Supplement No. 5, 2006-06-08, Vol. XCVIX, No. 36, pp. 1-42
The Employment Relations Act 1999 (Blacklists) Regulations 2010 (SI 2010/493). Office of Public Sector Information (OPSI), United Kingdom (consulted on 2010-03-0f()l oyment Relations Act 2000 (No. 24 of 2000). Official Gazette, Acts, 2000-08-23, No. 24, pp. 1-190 The Statutes of New Zealand 2000, 2001-01-01, vol. 1, pp. 388-577
Roth C-H. Globalization. http://www.i-u.ru/biblio/arch-ive/rot%5Fglobalisacija
Реиензия
На научную статью доцента кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Морозова Павла Евгеньевича на тему: «Реюнионизация как основа усиления социального диалога в зарубежных странах в условиях глобализации»
Актуальность темы научной статьи Морозова Павла Евгеньевича не вызывает сомнений в связи с тем, что интеграция Российской Федерации в мировое сообщество неизбежно приводит к необходимости отказа от национальной замкнутости, в том числе при решении проблем правового регулирования деятельности профсоюзов и укрепления их положения, а также обуславливает потребность в использовании позитивного зарубежного опыта в целях совершенствования трудового законодательства.
Все эти обстоятельства достаточно подробно рассмотрены в работе, что можно оценить в качестве ее положительной стороны.
Определенный интерес вызывает мнение автора, в соответствии с которым в настоящее время как на уровне международного трудового права, так и на уровне трудового права зарубежных стран, наметилась позитивная тенденция «реюнионизации», понимаемая как укрепление правового статуса профсоюзов посредством принятия во всех без исключения государствах мира значительного количества нормативных актов, направленных на совершенствование как защитной, так и представительской функций данных организаций.
Следует также согласиться с выводом Морозова Павла Евгеньевича о том, что понимая необходимость проведения реформ в условиях ускорения глобализационных процессов, органы законодательной и исполнительной власти зарубежных государств осуществляют политику реализации концепции достойного труда МОТ, так как она позволяет решить проблему неурегулированности и дисбаланса посредством определения путей развития законодательного процесса.
Действительно, социализация современной экономики требует согласования интересов, которое достигается путем переговорного процесса, когда стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности организации.
Безусловно, целью социального диалога является формирование возможности достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, которое приводит к социальному консенсусу.
Автор совершенно справедливо отмечает, что общеизвестно, что тенденции глобализации и постфордизма оказывают деструктивное влияние на профсоюзы. Термин пост-фордизм обычно используется для обозначения таких явлений, как: организационные и технологические изменения, которые произошли в промышленности; влияние международной конкуренции, изменения на рынке труда; появление новых форм управления персоналом; замена государственной собственности на частную собственность; увеличение числа малых предприятий (например, в секторе услуг). В результате, количество работников, заключивших договор на неопределенный срок и на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, работающих на крупных предприятиях, постепенно уменьшается, тогда как число работников заключивших срочный договор или договор на условиях неполного рабочего времени возрастает.
Вывод: научная статья Морозова Павла Евгеньевича соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в журналах из Перечня ВАК.
Научный консультант:
Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, академик РАСН Гусов К.Н.