Научная статья на тему 'ЗАКОН О ЧИСТОМ ВОЗДУХЕ (Lean Air Act (Р. L. 88-206) December 17, 1963 Preprint from January 1964 Health, Education and Welfare Indicators Thomas F. Williams, Dean W. Coston)'

ЗАКОН О ЧИСТОМ ВОЗДУХЕ (Lean Air Act (Р. L. 88-206) December 17, 1963 Preprint from January 1964 Health, Education and Welfare Indicators Thomas F. Williams, Dean W. Coston) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКОН О ЧИСТОМ ВОЗДУХЕ (Lean Air Act (Р. L. 88-206) December 17, 1963 Preprint from January 1964 Health, Education and Welfare Indicators Thomas F. Williams, Dean W. Coston)»

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 614.71 (71>

ЗАКОН О ЧИСТОМ ВОЗДУХЕ

Lean Air Act (P. L. 88-206) December 17, 1963

Preprint from January 1964 Health, Education and Welfare Indicators Thomas F. Williams, Dean W. Coston

В. А. Попов

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Москва

В декабре 1963 г. президент США подписал новый закон о чистом воздухе, заменяющий прежнее законодательство в области борьбы с атмосферными загрязнениями. Следует указать, что законодательная борьба с атмосферными загрязнениями в США, как и в других капиталистических странах, была начата еще в прошлом столетии, однако ее эффективность до сих пор весьма незначительна.

Хаотическая, скученная застройка городов Америки, произвольное размещение в них промышленных предприятий, а также неразумное использование большого числа частных автомобилей при слабо развитом общественном транспорте привели к созданию серьезной угрозы здоровью населения и экономическим потерям из-за атмосферных загрязнений, что и вызвало необходимость введения нового закона.

В чем же суть американского закона о чистом воздухе? Задачей его является разработка и проведение в жизнь программ развития научных исследований в области атмосферных загрязнений и принятие мер по борьбе со специфическими видами загрязнений, что особенно относится к выхлопным газам и продуктам сжигания серусодержаще-го топлива.

Действительно, уровни загрязнения воздуха в городах Америки выхлопными газами за последнее десятилетие резко возросли; появился новый, неизвестный доныне тип загрязнения — фотохимический смог, обладающий мощным раздражающим действием на слизистые оболочки. Еще в середине 50-х годов были разработаны различные виды дожигателей, предназначенные для того, чтобы снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха. Однако до сих пор автомобили продолжают загрязнять воздух.

Конкретные меры противодействия атмосферным загрязнениям в связи с новым законом довольно сложны, сопровождаются множеством оговорок и в основном сводятся к бесконечным рекомендациям. Так, в случае появления загрязнения воздуха секретарь департамента здравоохранения, просвещения и благосостояния обязан вручить официальное уведомление об этом ряду контролирующих органов и созвать конференцию их представителей. В ходе конференции он должен рассылать заинтересованным учреждениям результаты дискуссий, включая оценку эффективности мер борьбы или анализ причин задержки

их принятия. Если это должностное лицо сочтет, что никакого прогресса в борьбе с загрязнениями не наблюдается, он обязан рекомендовать соответствующим контролирующим органам принять решительные меры. После этого ему остается ждать результатов не менее б месяцев.

Не исключено, что по истечении этого срока секретарь департамента заключит, что необходимые меры приняты не были, тогда он должен назначить публичное заслушивание дела перед Советом, решающим вопрос о том, действительно ли существует дамный тип загрязнения, и оценивающим эффективность мер борьбы с ним. В случае, если Совет найдет, что должные меры все еще не приняты, он сделает рекомендации секретарю относительно их принятия. Секретарь в свою очередь разошлет эти рекомендации всем заинтересованным контролирующим органам и лицам, ответственным за выброс загрязнений, особо указав сроки их выполнения (не менее 6 месяцев). Если и по истечении указанного срока вновь не произойдет никаких изменений, то секретарь может просить министра юстиции предъявить от имени США иск виновным.

Таким образом, принятие мер, направленных на борьбу с атмосферными загрязнениями, может затянуться на весьма длительный срок. Если все же бесчисленным предложениям и рекомендациям удастся благополучно пройти через бюрократический лабиринт, то принятие практических мер, т. е. установка очистных сооружений и связанные с этим расходы, будет возложено на отдельные предприятия. Поэтому понятно, что осуществление этих мер будет наталкиваться на нежелание хозяев частных предприятий нести дополнительные расходы по очистке выбросов в атмосферу или изменению технологических процессов. Борьба за чистоту воздуха городов в Советском Союзе является частью общей задачи — охраны здоровья трудящихся. Постановлением Совета Министров СССР о мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест (1949) запрещено министерствам и ведомствам вводить в действие новые предприятия и цехи, выбрасывающие в воздух вредные газы, пары и пыль, без обеспечения очистки промышленных выбросов. Руководителем предприятия и представителем санитарных органов подписывается акт о готовности очистных сооружений к вводу в действие, после чего разрешается пуск новых и восстановленных цехов. Народнохозяйственные планы ежегодно предусматривают огромные ассигнования на строительство очистных и рекуперационных сооружений. Закон «Об охране природы в РСФСР», принятый в 1960 г. — новое проявление неослабного внимания социалистического государства к гигиене внешней среды.

Поступила 11/1 1965 I _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.