ЗАКОН О БАЙКАЛЕ
С. А. Титова
МБОУ г. Иркутска СОШ 24, г. Иркутск
Руководитель: К. П. Кольцюк, учитель истории МБОУ г. Иркутска СОШ 24.
Данное исследование посвящено изучению вклада Г. И. Галазия в правовую защиту оз. Байкал и его экосистемы, а также анализу Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в ред. от 28.06.2014) с точки зрения существующих проблем охраны озера.
Как известно, законодательство является прямым отражением проблем, существующих в обществе - сначала возникает проблема, потом появляется закон для того, чтобы её урегулировать. Именно поэтому законы и подзаконные акты давно являются источниками для проведения исторических исследований. Анализируя эти документы, можно понять, какие проблемы и противоречия существовали в обществе в изучаемый период. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны окружающей среды, - это следствие пагубной антропогенной деятельности, которая приводит к деградации природы. Появление и дальнейшее развитие законодательства об охране оз. Байкал напрямую указывает нам на целый ряд экологических проблем, связанных с Байкалом.
В своей работе мы решили осветить несколько вопросов, касающихся юридической защиты оз. Байкал.
Актуальность выбранной нами темы, прежде всего, обусловлена остротой проблемы для нас, жителей Иркутской области, необходимостью понимания государственного регулирования вопросов по защите оз. Байкал. Кроме того, в 2022 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Г. И. Галазия, выдающегося учёного, защитника Байкала, общественного деятеля и политика, который внес огромный вклад в защиту озера (рис. 1).
Цель: изучение Федерального закона «Об охране озера Байкал» (ФЗ № 43 от 01.05.1999) на предмет охвата существующих сегодня проблем, связанных с охраной озера Байкал.
Задачи: 1) изучение истории законодательства о Байкале; 2) изучение деятельности Г. И. Галазия и
Рис. 1. Г. И. Галазий в экспедиции на Хибинах. Кольский п-ов. 1950 г.
его вклада в защиту Байкала; 3) постатейный разбор статей Федерального закона «Об охране озера Байкал».
Историография данной работы опирается на публикации Г. И. Галазия, О. Т. Ру-синек, С. М. Сергиенко и др., материалами периодической печати [1-5].
Методологической основой исследования выступают как общие, так и частные научные методы познания: общенаучный, исторический, метод системного анализа, комплексный, прогнозирования, сравнения.
Результаты
Нормативно-правовое регулирование в области охраны оз. Байкал и использования его ресурсов началось 1960 г. В мае 1960 г. в ответ на дискуссию вокруг Байкала Совет министров РСФСР принял Постановление № 652 «Об охране и использовании природных богатств в бассейне Байкала», которым запретил введение в действие Байкальского и Селенгинского комбинатов, если не будут предприняты меры по очищению и обезвреживанию сбрасываемых в Байкал и р. Селенгу сточных вод. Первого декабря 1969 г. был принят Приказ Минрыбхоза СССР «Об утверждении Правил рыболовства в бассейне озера Байкал и других рыбохозяйственных водоемах Бурятской АССР, Иркутской и Читинской областей». Суть этого приказа сводилась к управлению рыбными ресурсами Байкальского водного бассейна. Эти документы положили начало экологизации хозяйственной деятельности в Байкальском регионе. Г. И. Гала-зий, будучи в то время директором Лимнологического института СО РАН, принял активное участие в работе по становлению нормативно правовой базы о защите Байкала.
В 1995 г. Г. И. Галазий стал депутатом Госдумы РФ второго созыва от фракции «Наш дом - Россия». Как старейший депутат, он открывал первое пленарное заседание Думы. Работу в Государственной Думе Григорий Иванович рассматривал как возможность разработать и утвердить закон об охране и защите Байкала. И он воспользовался такой возможностью. «Закон о Байкале» был принят в 1999 г.
Закон включает в себя 26 статей, содержащихся в 4 главах [7]:
Глава 1 Основные положения.
Глава 2 Режим охраны Байкальской природной территории.
Глава 3 Нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Глава 4 Государственное регулирование в области охраны озера Байкал.
В главе 1 даётся определение понятиям «Байкальская природная территория», «центральная экологическая зона», «буферная зона» и «зона атмосферного влияния». Зонирование предоставляло правовую защиту не только озеру, но и прилегающим к нему территориям, на которых ведётся хозяйственная деятельность человека, негативно влияющая на Байкал.
Важным положительным моментом закона является также то, что охрана озера должна осуществляться не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов (исполнительными органами власти Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края), что полностью соответствует ст. 72 Конституции РФ о разграничении предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ [6].
В главе 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» предусмотрен режим охраны Байкальской природной территории. В этой главе нужно отметить два важнейшие направления охраны Байкала: во-первых, для охраны уникальной экологической системы устанавливается особый режим хозяйственной деятельности человека, во-вторых, сформулированы принципы, которые определяют осуществление хозяйственной деятельности.
В ст. 6 данного закона ограничены или запрещены виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в частности: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами загрязняющих веществ. В ст. 6.2 также определено, что на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. Самым дискуссионным является п. 3 ст. 6. Это перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, который утверждается Правительством Российской Федерации. Первое постановление было принято в 2001 г. До 2020 г. в него пять раз вносились изменения, пока в 2020 г. не было принято новое постановление. Одним из существенных изменений можно считать снятие запрета на индивидуальное строительство, но только в пределах населённых пунктов.
В главе 3 установлены предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на уникальную экологическую систему оз. Байкал, в частности в п. 1 ст. 13 говорится, что предельный объём сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы оз. Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством РФ и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории. Само по себе это решение является верным, но на наш взгляд трудновыполнимым, так как предприниматели не заинтересованы в использовании высокотехнологичного оборудования, потому что это дорого.
В июле 2014 г. в Федеральный закон были внесены дополнения. В законодательстве прописано, что границы водоохраной и рыбоохраной зоны будут устанавливаться Правительством РФ. Обычно границы рыбоохранной зоны устанавливались в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, таким образом власти предпринимают дополнительную меру для охраны этого памятника природы. Также установлен запрет на
размещение отходов производства и потребления 1-Ш классов опасности в центральной экологической зоне - территории, в которую входят оз. Байкал с островами, прилегающие к оз. Байкал водоохранную зону и особо охраняемые природные территории.
В четвертой главе «Государственное регулирование в области охраны озера Байкал« нас заинтересовала ст. 21, в которой говорится, что финансирование деятельности по охране озера Байкал осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Под другими источниками финансирования имеются в виду транши, гранты, инвестиции частных компаний, средства благотворительных организаций. На сегодняшний день, поступлений средств из иных источников нет, а мы должны понимать, что охрана Байкала убыточна, поэтому нуждается в дотациях, а это значит, что финансирование деятельности по охране оз. Байкал целиком ложится на плечи государства [4; 7].
Сегодня вновь остро встаёт проблема защиты Байкала, а конкретно проблема правоприменительной практики при реализации закона. В СМИ часто поднимается вопрос о смягчении закона и нужно заметить, что его смягчают, в частности в перечне видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории: в 2020 г. были внесены изменения, а именно, жителям центральной зоны разрешено строить дома и сооружения, но только в границах населенных пунктов.
Тех, кто сегодня активно участвуют в дискуссиях по поводу охраны оз. Байкал, можно условно поделить на три группы: люди, выступающие за развитие бизнеса, а соответственно, требующие смягчения Закона; защитники природы - люди, выступающие за ужесточение законодательства о Байкале; третья группа - люди, выступающие за «правильный» туризм, т. е. контролируемый государством и регламентированный законодательством. Для составления более полной картины сегодняшних проблем, связанных с охраной озера Байкал, мы обратились канд. юрид. наук, доценту, зав. кафедрой международного права и сравнительного правоведения Юридического института ИГУ, директору Научно-исследовательского института правовой охраны Байкала ИГУ Дмитрию Владимировичу Шорникову. Нас интересовал вопрос жесткости ограничений и нам пояснили, что ограничения, содержащиеся в законе, не являются слишком строгими, а те, кто говорит обратное, лоббируют интересы туристического бизнеса, сетуя на то, что закон мешает его развивать.
Данный закон разработан на основе научных исследований, которые на протяжении многих десятилетий проводили ученые, в том числе Г. И. Галазий. Не стоит забывать и о людях, проживающих на берегу Байкала, ведь экология региона напрямую влияет на их жизнь. Что касается развития туризма, Дмитрий Владимирович считает, что цивилизованный туризм, в рамках закона, пойдет региону на пользу. Если выбирать между промышленными объектами на берегу Байкала и развитием туризма, то последний представляется более привлекательным.
Нас также интересовал вопрос о том, предусмотрена ли законодательством возможность для местных жителей, как-то повлиять на охрану озера и воспрепятствовать приходу в регион крупного туристического бизнеса, например, из Москвы или Китая. Возможность развития правовой базы в этом направлении есть, и подобные прецеденты известны, например, через различные ассоциации, включение механизмов самоорганизации гражданского общества. Для этого вначале нужно юридическое определение термина «местный житель», затем определить его права. Трудности при создании и реализации такого документа, конечно, будут, но они преодолимы.
Что же касается данного федерального закона - он эффективен, несмотря на то, что многие его статьи дополняются различными подзаконными актами органов исполнительной власти, в нем есть «лазейки», которыми пользуются предприниматели, но ведь здесь дело не только в законе и его несовершенствах. Все дело в том, что право и его эффективность строятся на трех постулатах. Правотворчество - правоприменение и на стыке этих двух полей стоит правосознание. Чтобы участники правоотношений не искали лазейки, нужно повышать уровень правовой культуры общества.
Итак, в ходе проделанной работы мы выяснили, что правовая защита оз. Байкал и его экосистемы началась в 60-е гг. XX в. Григорий Иванович Галазий принимал активное участие в этой работе научно доказывая, что Байкал необходимо охранять. Вся правотворческая деятельность с 60-х по 90-е гг. XX в. была подготовкой к разработке и принятию ФЗ «Об охране озера Байкал» в 1999 г. На сегодняшний день проблемы по охране Байкала есть, современным правозащитникам и общественникам еще предстоит их решать. Но, самое главное, мы считаем, что людей неравнодушных, готовых работать в этом направлении немало - это знающие, смелые и отважные люди, для которых Григорий Иванович Галазий является примером.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Григорий Иванович Галазий: Байкал - бесценный дар природы - да будет вечен на Земле! / авт.-сост. : О. Т. Русинек; отв. ред. : В. Н. Моложников, Л. Р. Изместьева ; библиогр, сост. при участии И. П. Белоус и О. Ю. Митиной. Иркутск : Изд-во Ин-та географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2022. 187 с.
2. Галазий Григорий Иванович // С Байкалом связанные судьбы : дет. энцикл. Сибири / С. М. Сергиенко Ги др.]. Иркутск, 2006. С. 23-24.
3. Галазий Г. Байкал в опасности // Комсомольская правда. 2002. 5 марта.
4. Грачёв М. Стратегия охраны озера Байкал и Закон «Об охране озера Байкал». РАН, 2013. URL: http://www.lin.irk.ru/files/bibliography/int_work/project.pdf (дата обращения: 28.08.2023).
5. Исаева С. У моря сибирского // Восточно-Сибирская правда. 1956. 4 февр. С. 3.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенарод. голосованием 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
7. Об охране озера Байкал : федер. закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ/ ред. от 28.06.2014. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102059482 (дата обращения: 28.08.2023).