Научная статья на тему 'Закон как источник аграрного права'

Закон как источник аграрного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закон как источник аграрного права»

2001

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

Н.С.Мустакимовк

ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК АГРАРНОГО ПРАВА

Российская аграрно-правовая наука изучает законодательную деятельность государства в различных аспектах, касающихся ее принципов, эффективности, характерных черт актов государственных органов.

Вопрос об источниках российского права, в частности, об отдельном виде источников аграрного права является одним из аспектов этой важной проблемы.

Современная правовая доктрина как общей теории права, так и аграрного права содержит значительный материал для научных обобщений по источникам российского права: дано понятие источников, разработана классификация, показаны общие черты и специфика отдельных их видов, тенденции развития.

Следует отметить, что источники аграрного права служат внешней формой выражения и закрепления правотворческой деятельности государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие правовых институтов в сфере регулирования аграрных правоотношений.

Важным побудительным мотивом при выделении норм, закрепляющих современную аграрную политику в комплексную отрасль права, является политический интерес .

Аграрная политика включает ориентацию на проведение аграрноземельной реформы, имеющей антимонопольную направленность на повышение престижности крестьянского труда и уровня жизни в деревне, на преобразование структурной, инвестиционной, налоговой политики, обеспечивающей приоритетное развитие АПК, а также формирование рыночных социально-экономических структур, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования.

Нормы, устанавливающиеся правотворческой деятельностью компетентных органов государственной власти, в результате реализации аграрной политики регулируют комплекс земельных, имущественных и организационно-управленческих отношений в сельскохозяйственной деятельности.

Особое место среди аграрных отношений занимают земельные отношения, так как здесь земля выступает главным средством сельскохо- 177

Преп. кафедры частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета

177 Быстров Г.В. Источники советского сельскохозяйственного права. - М., 1985. -С. 7.

155

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

зяйственного производства. Нормы аграрного права определяют главным образом права и обязанности сельскохозяйственных коммерческих организаций по рациональному использованию земли сельскохозяйственного назначения.

Имущественные отношения касаются правового режима имущества сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих организаций, самой организационно-правовой формы и их договорных связей.

Трудовые отношения, оказывающиеся внутри сельскохозяйственных некоммерческих организаций, большей частью регулируемые нормами локальных правовым правовых актов, составляют часть аграрных отношений.

Организационно-управленческие отношения, регулируемые нормами аграрного права, являются отношениями внутри сельскохозяйственных формирований.

В Российской Федерации основным видом источников права признаются законы и иные нормативно-правовые акты, которые содержат всеобщие, абстрактные правила поведения, в свою очередь, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и представляют собой средство установления новых или отмены ранее принятых норм аграрного права.

Признание нормативно-правовых актов в качестве основных источников аграрного права обуславливается тем, что национальная правовая система России относится к романо-германской правовой системе, распространенной в странах континентальной Европы.

При определении источников аграрного права исследователи исходят из множественности юридических нормативных актов, регулирующих аграрные отношения. Следует согласиться с определением профессора Быстрова Г.Е., который справедливо утверждает, что под источниками аграрного права следует понимать внешнюю форму выражения государственной воли народа в унифицированных и дифференцированных нормативно-правовых актах компетентных органов государства, сельскохозяйственных коммерческих организаций, органов общественного самоуправления крестьян, предназначенных для регулирования и охраны аграрных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной

178

деятельности .

Если унифицированные нормативно-правовые акты регулируют отношения, связанные со всеми сельскохозяйственными субъектами, то дифференцированные правовые акты касаются правового режима отдельных видов сельскохозяйственных формирований. 178

178 Аграрное право /Под ред. Г.Е.Быстрова. - М., 1998. - С. 30-31.

156

2001

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

Одной из отличительных особенностей романо-германского права является особая значимость закона в системе источников права179.

На основании признаков, присущих закону, исходя из комплекса регулируемых законом аграрных отношений и специфических особенностей источников аграрного права, можно дать понятие закона как источника аграрного права и раскрыть его место в системе источников аграрного права.

Исследователи, различаясь в незначительных деталях, определяют особые признаки закона как источника права180. Закон

- принимается только высшим государственным органом представительной власти (парламентом страны или непосредственно народным голосованием - референдумом);

- по отношению к другим (подзаконным) нормативно-правовым актам обладает высшей юридической силой. Подзаконный акт принимается во исполнение закона и может быть отменен в установленном порядке, если не соответствует или противоречит ему;

- принимается по определенной регламентом парламента и Конституцией законодательной процедуре;

- принимается как нормативно-правовой акт, который устанавливает, изменяет, отменяет нормы права;

- регулирует наиболее важные, основополагающие общественные отношения;

- наиболее устойчив и стабилен, подвержен изменениям, дополнениям или отмене лишь в исключительных случаях в силу объективной общественной необходимости.

Все вышеперечисленные признаки закона существуют в единстве и неразрывной связи между собой.

С учетом круга отношений, регулируемых нормами аграрного права, и специфических признаков, присущих закону, можно сделать вывод, что закон как источник аграрного права - это основной дифференцированный или унифицированный нормативно-правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом государственной власти, регулирующий наиболее важные земельные, имущественные и трудовые отношения, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности.

179 Марченко М.Н. Отличительные особенности романо-германского права //Вестник МГУ, серия 11 Право. - 2000. - № 1. - С. 53.

180 См. Зивс С.Л. Источники права. - М., 1981. - С. 106-107. Керимов Д.А. Методология права. - М., 2000. - С. 361. Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права //Закон: создание и толкование. - М., 1998. - С. 29-30.

157

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

Особую роль законы как источники аграрного права играют в правовом регулировании аграрно-земельной реформы.

В этой связи следует отметить, что одна группа законов, регулирующих вопросы проведения аграрно-земельной реформы в России, принята в начале 90-х годов, другая группа - в середине 90-х годов. К первой группе относится Закон РСФСР «О социальном развитии села», закрепляющий правовую основу для изменения социально-экономического и политического положения работников села, который был принят 21 декабря 1991 года. Земельный Кодекс РСФСР, несмотря на недостатки, укрепивший гарантии земельных прав сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) как землевладельцев и хозяйствующих субъектов, действует с учетом Указа Президента РФ от 24.12.93. Закон РСФСР «О плате за землю», в котором закреплены политические, юридические и экономические предпосылки для осуществления земельной реформы и подтвержден принцип платности землепользования, принят 11 октября 1991 года. Материально-правовые нормы, регулирующие договорные отношения по материально-техническому обслуживанию, содержатся в Законе РСФСР от 26 июня 1991 года «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами». Данный закон положил начало демонстрации системы ресурсного обеспечения АПК. Закон РСФСР «О крестьянско-фермерском хозяйстве», который положил начало кодификации российского законодательства о частном предпринимательстве, был принят 22 ноября 1990 года.

Другая группа состоит из таких законов, как Закон РФ от 14 мая 1993 года «О ветеринарии», Закон РФ от 14 мая 1993 года «О зерне», Закон РФ от 6 августа 1993 года «О селекционных достижениях».

Можно сделать вывод, что наиболее нестабильным оказалось законодательство в области земельной и аграрной реформы.

Одной из особенностей аграрного законодательства является то, что одни законы, принятые в начале 90-х гг., устарели, а другие еще не приняты. Так, требуют законодательного регулирования отношения по поводу личных подсобных хозяйств граждан, кредитных кооперативов, вопросы о страховании сельскохозяйственного производства, об особенностях аграрных хозяйственных обществ, о сельскохозяйственных научных учреждениях и их научно-производственных базах.

Следует учитывать такую особенность источников аграрного права, как наличие на сегодняшний период времени значительного веса подзаконных актов по сравнению с законами. С одной стороны, подзаконные правовые акты и особенно указы Президента РФ позволяют урегулировать пробелы аграрного и земельного законодательства в области проведения аграрно-земельной реформы, с другой - «указанное право»

158

2001

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

нередко идет вразрез с законами, внося нестабильность, противоречивость, запутанность и непоследовательность в аграрное и земельное законодательство.

В этой связи следует отметить, что указы, регулирующие проведение аграрно-земельной реформы, фактически издаются по предмету ведения законодательного органа. Так, например, сохраняется правовой нонсенс, когда Указ Президента РФ «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ» от 24 декабря 1993 года № 2287 отменил нормы Земельного Кодекса РСФСР, тогда как Конституция РФ 1993 года закрепляет в части 3 статьи 90 приоритет федеральных законов над указами Президента РФ.

Думается, что для превращения аграрного законодательства в эффективный инструмент аграрно-земельной реформы, для восполнения пробелов этого законодательства, а также устранения вышеупомянутых недостатков необходимо издание как отдельных аграрных рыночных законов, так и комплексного кодифицированного правового акта.

Принятие рыночных аграрных законов позволит создать, во-первых, механизм завершения аграрно-земельной реформы, во-вторых, принципиально улучшить систему аграрного законодательства и закрепить институциональные преобразования, связанные с коренными изменениями сельскохозяйственной собственности и формированием новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства.

Принятие Аграрного кодекса позволило бы в значительной степени упорядочить существующую систему аграрного законодательства и обеспечить разработку новых актов специального характера, направленных на регулирование того или иного вида аграрных отношений.

Таким образом, формирование правового государства связано с повышением роли закона, в частности, аграрного, в государственной и общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, аграрный закон выступает главным регулятором общественных отношений и служит важнейшим средством аграрных преобразований в экономической сфере.

159

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

Е.В.Попов*

МНОГОСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Многостороннее соглашение по инвестициям (далее по тексту -МСИ) - уникальная попытка стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее по тексту - ОЭСР), играющих доминирующую роль в международном инвестиционном процессе, создать исчерпывающий свод норм, правил и процедур, относящихся к либерализации и защите инвестиций, а также к разрешению международных инвестиционных споров.

Важность изучения МСИ заключается в том, что международноправовые акты, регулирующие инвестиции, оказывают значительное влияние на международные инвестиционные отношения и отвечают на вопросы, возникшие вследствие глобализации и либерализации мировой экономики. Представляется, что опыт переговоров по созданию МСИ будет крайне полезен для России, где постепенно начинает возникать понимание роли международно-правового регулирования иностранных инвестиций.

История создания МСИ началась в мае 1995 года в рамках переговоров под эгидой ОЭСР. Формат данных переговоров изначально был беспрецедентным по своему масштабу, поскольку впервые в истории инициатива их проведения принадлежала именно тем государствам, которые, по существу, формируют международный инвестиционный процесс (государства-члены ОЭСР и ряд других развитых стран)* 181. Примечательно, что указанные государства самостоятельно пришли к пониманию и осознанию необходимости нормативной основы для инвестиций. Переговоры Совета Министров стран-членов ОЭСР привели к решению, принятому 28 апреля 1998 года, которое провозглашало необходимость «времени для оценки и дальнейших консультаций между участниками переговоров и со всеми заинтересованными кругами общественности»182.

С конца 60-х гг. быстрое расширение международных инвестиционных отношений приводит к осмыслению необходимости развития меж-

Магистр права (LL. М.), преп. кафедры международного частного права Саратовской государственной академии права.

181 Geider, R. Un Cadre Multilateral de 1'Investissement, Le Role d'Etat Dans Ie Developpement de 1'Economie 5 (1997). - P. 61.

182 OECD, Ministerial Statement on the Multinational Agreement on Investment (MAI) (April 28, 1998) at http://www.oecd. org/news_and_events/release/nw98- 50a.html> (по состоянию на 1 сентября 2000 г.)

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.