Научная статья на тему 'Многостороннее соглашение по инвестициям: Актуальные вопросы'

Многостороннее соглашение по инвестициям: Актуальные вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
854
635
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многостороннее соглашение по инвестициям: Актуальные вопросы»

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

Е.В.Попов*

МНОГОСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Многостороннее соглашение по инвестициям (далее по тексту -МСИ) - уникальная попытка стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее по тексту - ОЭСР), играющих доминирующую роль в международном инвестиционном процессе, создать исчерпывающий свод норм, правил и процедур, относящихся к либерализации и защите инвестиций, а также к разрешению международных инвестиционных споров.

Важность изучения МСИ заключается в том, что международноправовые акты, регулирующие инвестиции, оказывают значительное влияние на международные инвестиционные отношения и отвечают на вопросы, возникшие вследствие глобализации и либерализации мировой экономики. Представляется, что опыт переговоров по созданию МСИ будет крайне полезен для России, где постепенно начинает возникать понимание роли международно-правового регулирования иностранных инвестиций.

История создания МСИ началась в мае 1995 года в рамках переговоров под эгидой ОЭСР. Формат данных переговоров изначально был беспрецедентным по своему масштабу, поскольку впервые в истории инициатива их проведения принадлежала именно тем государствам, которые, по существу, формируют международный инвестиционный процесс (государства-члены ОЭСР и ряд других развитых стран)* 181. Примечательно, что указанные государства самостоятельно пришли к пониманию и осознанию необходимости нормативной основы для инвестиций. Переговоры Совета Министров стран-членов ОЭСР привели к решению, принятому 28 апреля 1998 года, которое провозглашало необходимость «времени для оценки и дальнейших консультаций между участниками переговоров и со всеми заинтересованными кругами общественности»182.

С конца 60-х гг. быстрое расширение международных инвестиционных отношений приводит к осмыслению необходимости развития меж-

Магистр права (LL. М.), преп. кафедры международного частного права Саратовской государственной академии права.

181 Geider, R. Un Cadre Multilateral de 1'Investissement, Le Role d'Etat Dans Ie Developpement de 1'Economie 5 (1997). - P. 61.

182 OECD, Ministerial Statement on the Multinational Agreement on Investment (MAI) (April 28, 1998) at http://www.oecd. org/news_and_events/release/nw98- 50a.html> (по состоянию на 1 сентября 2000 г.)

160

2001

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

дународно-правового режима иностранных инвестиций. ОЭСР играла ключевую роль в этом процессе.

Два документа ОЭСР - Кодекс о либерализации потоков капитала и Кодекс текущих операций - заложили основу процесса упразднения жесткого контроля над банковскими операциями и устранения других препятствий в осуществлении международных финансовых операций и услуг. Благодаря слаженной работе по либерализации экономических условий уже к концу 1995 г. в странах-членах ОЭСР были отменены почти все ограничения на банковские операции, а также приведено в соответствие с международными стандартами большинство горизонтальных ограничений в отношении иностранных инвестиций (например, ограничения в сфере национально-правовой регламентации процедуры допуска иностранных инвесторов на рынок).

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций с конца 60-х гг. является вопросом, по которому существует единое понимание того, что правила и нормы необходимы для регулирования международных инвестиционных отношений. Развитие международного инвестиционного права можно проследить на примерах Всемирной торговой организации (далее - ВТО), Всемирного банка, издавшего в 1992 г. Указания по международным инвестициям и т.д. Показательными являются примеры успешного правового регулирования международных инвестиций в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА) и Европейской энергетической хартии (ЕЭХ). Все указанные инициативы имели своей целью установление правовых стандартов в отношении иностранных инвестиций. С этой точки зрения задача МСИ должна рассматриваться как новая попытка объединить имеющиеся подходы к международно-правовому регулированию иностранных инвестиций и разрешению международных инвестиционных споров. Авторитетность такой попытки подтверждается тем обстоятельством, что ОЭСР является международной организацией, члены которой играют решающую роль в международных инвестиционных отношениях.

Задача МСИ должна пониматься как попытка построить нормативноправовое регулирование международных инвестиций на основе стандартов, содержащихся в международных соглашениях универсального, регионального и секторального характера. МСИ должно быть исчерпывающим с точки зрения сферы своего применения, то есть распространяться на две категории инвестиций (как прямые, так и портфельные), на все секторы и виды деятельности инвесторов, на все стадии инвестиционного процесса, а также применяться ко всем уровням управления (федеральному, региональному и местному).

161

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

Особенность МСИ заключается в его эволюционной направленности, то есть стремлении к либерализации международных инвестиций, основанной на уважении и соблюдении принципа суверенности государств -потенциальных участников МСИ, а также защите важнейших национальных интересов.

МСИ следует рассматривать и как социальный инструмент, призванный признавать интересы общества в социальной области (стандарты в области труда, защиты окружающей среды, обязанности мультинациональных корпораций соблюдать публичный порядок страны - получателя осуществляемых ими инвестиций и т.д.)183. Важно, что МСИ как международно-правовой акт должно носить открытый характер, то есть быть открытым для подписания всеми странами, изъявившими желание быть связанными международными обязательствами.

МСИ имеет своей целью создание либерального международного инвестиционного климата, а также упразднение преград для трансграничных перемещений потоков капиталов. Ключевым элементом в развитии подобного режима является обеспечение либерализации международно-правового и национального режимов в отношении

иностранных инвестиций. Для инвестиционных целей принято различать два режима в отношении иностранных инвестиций: национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Следует иметь в виду, однако, что установление преференциальных режимов среди участвующих в создании МСИ стран или установление требований взаимности, основанные на двустороннем обмене, противоречат принципам, на которых основывается режим наибольшего благоприятствования.

Проект МСИ ставит своей задачей устранение дискриминации в отношении иностранных инвесторов и иностранных инвестиций, но он не имеет намерения создать унифицированные инвестиционные условия в странах - потенциальных участниках соглашения184. Каждый участник МСИ остается свободным в определении условий, в соответствии с которыми на его территории может осуществляться инвестиционная деятельность. Таким образом, и мульти-национальные, и внутренние компании в своей деятельности регулируются законами той юрисдикции, в рамках которой они работают185. Для того чтобы избежать недопонимания, суверенность стран-участников проекта МСИ в отношении правового регулирования условий ведения инвестиционной деятельности бы-

183 Foreign Investment Law Journal, vol. 7/2, ICSID, Washington, D. C.

184 Geider, R. Towards a Multinational Agreement on Investment in 31 [1998] //Cornell International Law Journal. - P. 469.

185 OECD, The OECD Guidelines for Multinational Enterprises 18 (1994).

162

2001

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

ла подтверждена специальной Декларацией министров в апреле 1998

186

г.

Проект МСИ демонстрирует гибкость в отношении общих и специальных (зависящих от конкретных стран) исключений и оговорок к тексту МСИ. Общие исключения будут применяться в случае использования мер, призванных защитить важнейшие национальные интересы, например, интересы национальной безопасности. Окончательный вариант, как представляется, будет содержать общее исключение - оговорку о публичном порядке, которое будет рассматриваться в свете недопустимости произвола или злоупотребления правом и (или) полномочиями. Кроме того, стоит упомянуть специальные пруденциальные меры, применяемые большинством стран - потенциальных участников МСИ в целях поддержания стабильности финансовых систем186 187.

Наряду с общими исключениями из соглашения, страны-участники МСИ будут наделены полномочиями применять меры ответственности, вытекающие из отдельных соглашений, заключенных отдельными стра-нами-участниками МСИ для защиты определенных мер, принятых такими странами в отношении иностранных инвестиций. Такие специальные ограничения должны рассматриваться всеми другими странами-участниками соглашения, а также специально создаваемой переговорной группой для обеспечения приемлемого баланса обязательств стран-участников соглашения.

Режим специальных исключений будет регулироваться с учетом того обстоятельства, что все участники МСИ при подписании соглашения берут на себя обязательство периодически предоставлять исчерпывающую информацию переговорной группе с целью расширения уровня либерализации режима в отношении иностранных инвестиций188. Резюмируя сказанное выше, можно с уверенностью сделать вывод о том, что основная задача МСИ - обеспечить поступательное развитие процесса либерализации международных инвестиционных отношений.

Отмечая безусловную важность принятия МСИ, стоит заметить, что на сегодняшний день перспектива подписания и вступления МСИ в силу остается недостаточно ясной. Участники переговоров по разработке МСИ продолжают рассмотрение предложений по всем принципиаль-

186 OECD, Ministerial Statement on the Multilateral Agreement on Investment (MAI) (April 28, 1998) at http://www.oecd.org/news_and_events/release/nw98-50a/html (по состоянию на 1 сентября 2000 г.).

187 Knapp U. The General Agreement on Trade in Services (GATS): An Analysis 7-8 (OECD Working Papers No. 85, 1994).

188 Geider R. Towards a Multinational Agreement on Investment //Cornell International Law Journal. - 1998. - № 31. - P. 471.

163

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

ным вопросам будущего соглашения. В дополнение к переговорному процессу, участники процесса склоняются к необходимости включения в проект МСИ специальных положений о приватизации, демонополизации и концессионных соглашений.

На повестке дня переговоров по созданию МСИ на сегодняшний день стоят важные вопросы: 1) экономическая интеграция, которая должна быть направлена на защиту гармонизации и взаимного признания законодательства среди стран - членов Европейского Союза; 2) масштаб общих и специальных исключений и оговорок к тексту соглашения; 3) способы разрешения конфликтных ситуаций; 4) вопросы, возникающие вследствие инвестиционных бойкотов как результатов экстратерриториального применения национальных защитных мер.

Последняя Декларация министров по вопросу МСИ не установила окончательную дату для следующего раунда переговоров по проекту соглашения.

В целом, несмотря на то, что перспектива создания МСИ остается неясной, результатом ее обсуждения является более полное понимание процессов глобализации и интеграции финансовых рынков, которые существенно влияют на международные инвестиционные отношения. В настоящее время даже самые серьезные критики МСИ признают, что многостороннее соглашение по инвестициям необходимо.

Таким образом, принятие МСИ желательно в свете развития интеграционных и глобализационных процессов в международных инвестиционных отношениях. Такой правовой механизм, как МСИ, является более реалистичным и сбалансированным, чем все ранее предпринятые попытки, поскольку МСИ - это подлинно международный документ, способный внести значительный вклад в развитие и совершенствование международно-правового режима в отношении иностранных инвестиций. Важно, что МСИ обеспечивает задачу создания стабильных условий и юридической предсказуемости для иностранных инвесторов, в равной степени отвечая интересам охраны окружающей природной среды и концепции устойчивого развития.

Список использованных источников

Legal Counsel, International Energy Agency, The Energy Charter Treaty 16-18(1995)

Multilateral Investment Guarantee Agency, Oct. 11, 1985, 24 I. L. M. 1605

OECD, Investment Policies in Latin America and Multilateral Rules on Investment (1997)

Текст проекта МСИ: http://www.oecd.org/daf/cmis/maindex.htm (по состоянию на 1 сентября 2000 г.)

164

2001

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

П.М.Ходырев*

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ОГОВОРКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Проблема обеспечения стабильности правового регулирования в условиях частых изменений законодательства современной России представляется достаточно актуальной. Основным средством, гарантирующим инвесторам стабильность правовых условий экономической деятельности, в настоящее время становится «стабилизационная оговорка» (или «дедушкина оговорка», «grandfather's clause»).

Стабилизирующий эффект «дедушкиной оговорки» зависит от стабильности самой оговорки, то есть от возможности законодателя произвольно отменять с обратной силой действие нормы-оговорки для тех, кто уже вступил под ее защиту. Конституция РФ лишь в двух случаях прямо запрещает придание акту обратной силы (п. 1 ст. 54 и ст. 57). Но в Определении от 1 июля 1999 г. № 111-О Конституционный Суд РФ отметил, что акт об отмене нормы-оговорки «не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования... Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционноправовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции РФ». Если толковать данное определение так, что конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования может быть выведен только из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1), без ссылки на ст. 57 Конституции РФ, то тогда отмена «дедушкиной оговорки» никогда не может иметь обратную силу. И поэтому «дедушкина оговорка» действительно приобретает уникальное значение.

Законодательству известны три типа стабилизационных оговорок:

1. Формулировка принципа стабильности, использовавшаяся в ряде нормативных актах до 1999 г.* 189 190, представляет собой классическую «дедушкину оговорку»: на протяжении определенного периода на инвесто-

Ассистент кафедры гражданского права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета.

189 Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 31. - Ст. 4039.

190 Основы законодательства СССР и республик об иностранных инвестициях от 5 июля 1991 г. (ст. 9); Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РФ от 26 июня 1991 г. (ст. 14); О совершенствовании работы с иностранными инвестициями: Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г.; О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ: Федеральный закон (абз. 2 ч. 1 ст. 9).

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.