ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРКЯ ъ ЪР/ГХЖЪЪА 1 - 2002 (июль-август)
(^тр<гНии,и истории
ЗАКОН ГЛАССА-СТИГАЛЛА КАК ПЕРЕЖИТОК ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ
Д. В. КАРПОВ, Государственный университет управления
К концу 20-х годов XX века США стали ведущей промышленной державой и финансовым центром мира. Поэтому американский биржевой крах в октябре 1929 года вверг не только США, но и весь капиталистический мир в глубокий экономический кризис. Считается, что депрессия закончилась в 1933 году, однако, 30-е годы XX века в целом можно считать периодом Великой депрессии.
Политики и экономисты связывают выход из Великой депрессии с системой реформ, которые были проведены правительством президента Франклина Делано Рузвельта. В течение шести десятилетий, которые прошли с периода Нового курса Рузвельта, оценка его роли в истории Соединенных Штатов была и остается предметом ожесточенной идейной борьбы различных социально-политических групп американского общества. И это не случайно: реформы, проведенные администрацией Рузвельта в 30-х годах, стали крупнейшим рубежом в истории США в XX веке, определили преобладающую тенденцию в эволюции социально-экономической и политической структуры современного общества.
Самые важные события, непосредственно подготовившие крах 1929 года, происходили на фондовом рынке и в сфере корпоративных финансов. Как это обычно бывает в периоды бумов, во второй половине 20-х годов происходил большой рост курсов акций. И это было не случайно — росло производство, повышались доходы населения, безработица уменьшалась. Однако именно этот период многие экономисты назвЛ^гцрт величайшей в истории эрой жульничества в сфере больших финансов.
У американцев были свои пирамиды и свой Мавроди. Знаменитым примером является схема
Понци, реализованная Чарлзом Понци в 1920 году. Инвесторам выплачивались «дохды» из денег, собираемых с новых инвесторов,"пока схема не лопнула. Понци обещал людям выплачивать по их вкладам 50% годовых (при нормальной ставке порядка 5%) и сумел за короткое время собрать около 8 миллионов долларов. Вкладчикам говорили, что у Понци есть секретный план валютных спекуляций, который обеспечит прибыли, достаточные для выплаты высоких процентов. В действительности деньги вкладчиков были разворованы самим Понци и его сообщниками.
Но схема Понци была невинной шалостью по сравнению с теми махинациями, которые осуществлялись в 1927-1929 годах на волне спекулятивного бума. В январе 1929 года индекс курсов акций был вдвое выше, чем в январе 1927 года, и в три раза выше, чем в 1923-1924 годах. Рост курсов акций в большой мере стимулировался использованием кредита, так называемая торговля ценными бумагами с маржой (margin trading). На пике бума 20-х годов маржа понижалась до 10%. Это означало, что на 90% стоимости ценных бумаг клиент получал кредит. По оценкам экономических историков, число таких клиентских «счетов с маржой» к осени 1929 года составляло 600 тысяч.
Естественно, брокеры не имели достаточно оборотного капитала, чтобы в таких размерах кредитовать своих клиентов. Они в свою очередь кредитовались у банков, передавая им в залог те же самые ценные бумаги. Так как спрос на кредит был высок, процентные ставки по кредиту банков брокерам достигали 12-13% годовых. Высокая доходность брокерских ссуд привлекала на рынок не только американские коммерческие банки, но и других кредиторов, в том числе и за
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ткворъя тс ЪР/ГКЖгсх* 1 - 2002 (июль-август)
пределами США. Получалась опять-таки пирамида, в основание которой положена стоимость ценных бумаг, служивших обеспечением всех этих кредитов.
Еще одной причиной биржевого бума стал беспрецедентный рост количества инвестиционных трестов (компаний). В теории, они должны были собирать деньги большого количества мелких инвесторов путем выпуска собственных акций, а собранные деньги вкладывать в тщательно подобранный портфель активов. Таким образом специалисты инвестиционных компаний освобождали мелкого инвестора от трудностей выбора ценных бумаг для покупки, уменьшали его риск благодаря наличию обширного портфеля. На практике управление инвестиционными компаниями оказалось золотым дном для нечистых на руку учредителей. Менеджеры обычно оставляли часть эмитируемых акций в своих руках и в руках союзных фирм и лиц, затем, пользуясь рекламой и финансовыми ресурсами, вздували курс этих акций и продавали их по высокому курсу. Кроме того, пользуясь эффектом ливереджа (рычага), выстраивали пирамиды компаний, владевших акциями друг друга и благодаря тому, что часть денег собиралась через эмиссию акций, а часть через эмиссию облигаций, владельцы компании, стоящей наверху пирамиды, получали невероятную прибыль.
Безумную гонку курсов подстегивали биржевые манипуляции — сговоры «быков» и их совместные действия. Выбрав подходящие акции, они начинали демонстративно покупать их. Заказные статьи в прессе и отчеты биржевых аналитиков распространяли слух о блестящем будущем компании, выпустившей эти акции. В обстановке ажиотажа с помощью таких действий можно было повысить курс акции в несколько раз. Добившись своего, участники сговора продавали акции с большой прибылью.
День 24 октября вошел в историю как черный четверг. Курсы на Нью-йоркской фондовой бирже начали падать примерно через час после открытия сессии, и к 12 часам дня продажа акций приобрела черты паники, иные акции было невозможно продать по любой цене. По всей стране люди в ужасе ожидали котировок. Паника распространилась на другие биржи, некоторые провинциальные биржи просто закрылись.
На некоторое время панику удалось унять благодаря покупкам акций на значительную сумму со стороны пула пяти крупнейших нью-йоркских банков, занимавшихся сделками с ценными бумага-
ми. Как оказалось впоследствии, это было каплей в море и панические настроения вернулись на рынок 29 октября. В черный вторник на Нью-йоркской бирже было продано 16,4 миллиона акций.
К концу года были утрачены последние надежды — курсы акций продолжали ползти вниз, общий индекс упал почти вдовое, под воздействием американской катастрофы падали цены акций на биржах Лондона, Парижа, Берлина. Симптомы спада в промышленности США, наблюдавшиеся еще до биржевого краха, резко усилились.
В начале 1920-х годов в США насчитывалось примерно 30 тысяч банков. Это были не только крупные банки, но и тысячи мелких местных банков, деятельность которых ограничивалась небольшим городом и примыкающей сельской территорией. После октября 1929 года банковские банкротства приобрели масштабы эпидемии — за 1930-1933 годы закрылось около 9 тысяч банков.
Последний удар по банкам нанесло обесценение их облигационного портфеля — последнего резерва ликвидности. Под давлением изъятия вкладов банки были вынуждены выбрасывать на рынок относительно ликвидные облигации, что неизбежно влекло за собой падение их рыночной ценности, а вместе с тем и тех активов, которые они еще сохраняли в своих портфелях.
Летом 1932 года многие банки пытались ограничить права вкладчиков на изъятие денег. Напряжение нарастало и в конце концов вылилось во всеобщий банковский кризис, который привел к параличу банковской системы. Катастрофа началась в феврале 1933 года, в Детройте, где лопнул крупнейший местный банк. Натиск на все банки города и штата заставил губернатора штата Мичиган закрыть все банки. Натиск на банки перекатывался из штата в штат. В конце февраля и начале марта многие штаты в разных формах последовали примеру Мичигана.
4 марта 1933 года президентом стал Франклин Рузвельт, представитель демократической партии. На выборах в ноябре 1932 года он одержал убедительную победу над кандидатом республиканцев Гувером. Демократическая партия получила также большинство в обеих палатах Конгресса.
Используя чрезвычайные полномочия, предоставленные президенту, 6 марта 1933 года Рузвельт закрыл все банки страны. 10 марта Министерству финансов в сотрудничестве с Федеральной резервной системой было поручено рассмотреть положение каждого отдельного банка и открывать относительно здоровые банки. Уже 15 марта
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ % ПР/Н^птЫ 1 - 2002 (июль-август)
открылись примерно две трети банков, остальным предстояла процедура банкротства либо поглощение более здоровыми банками, готовыми принять на себя их обязательства вместе с активами. За несколько месяцев удалось «развязать» затянувшийся узел и сохранить банковскую систему.
Однако оздоровление банковской системы требовало серьезных реформ. С невиданной скоростью был подготовлен закон Гласа-Стигалла (Glass-Steagall Act), 21 июня 1933 года подписанный президентом. Этот закон долгое время являлся фундаментом работы банков США, его главные положения были направлены на укрепление стабильности банковской системы и предотвращение банковских кризисов.
Коммерческим банкам запрещалось заниматься операциями с акциями, поскольку такие операции ставят под угрозу сохранность средств вкладчиков. Это означало отделение коммерческих банков от инвестиционных, которые могли осуществлять эмиссию акций для промышленных корпораций и торговать ими, но не могли теперь принимать вклады.
Это разделение существовало вплоть до начала 80-годов XX века, когда коммерческие банки начали успешно обходить закон. Они стали предлагать услуги по брокерскому обслуживанию и принимать вклады, процентная ставка по которым базировалась на величине индексов фондового рынка. Банки выступали в роли брокеров, а брокерские конторы начали финансировать ипотечные кредиты.
Тем не менее разделение на коммерческие и инвестиционные банки по-прежнему существовало, хотя и не такое жесткое, как прежде. Банки могли участвовать в операциях на первичном рынке с государственными облигациями США и муниципальными ценными бумагами. В этом случае они выступали в той же роли, что и инвестиционные банкиры по отношению к акционирующимся компаниям. Фактически многие банки, такие, как Citicorp или Bankers Trust, имели значительно большие объемы при работе с муниципальными бумагами, чем любая из брокерских контор. А потому в 80-х годах коммерческим банкам предоставили право быть андеррайтерами при выпуске корпоративных облигаций, то есть, по сути, выступать в роли инвестиционных банкиров.
Становилось все более очевидным, что в разделении коммерческого и инвестиционного бэн-кинга нет смысла. Великая депрессия давно стала историей и банки настойчиво добивались отмены закона Гласа-Стигалла.
И 12 ноября 1999 года президент Клинтон подписал закон Грэмма-Лича-Блили (Gramm-Leach-Bliley Act (GLBA)), который аннулировал действие закона Гласа-Стигалла, тем самым положив конец его 66-летней истории.
GLBA представляет собой кульминацию более чем 30-летних усилий Конгресса по реформированию регулирования сферы финансовых услуг. GLBA изменил федеральный закон, регулирующий размер допустимых активов и устанавливающий нормы по контролю за банками, банковскими холдинговыми компаниями и их дочерними структурами. GLBA делает ниже (хотя и не устраняет вовсе) барьеры между банковскими и фондовыми структурами, возведенные законом Гласса-Стигалла, а также между банковской и страховой сферой, установленные поправкой 1982 года к закону 1956 года «О банковских холдинговых компаниях». Некоторые аналитики называют закон Грэма-Лича-Блили наиболее важной частью федерального банковского законодательства со времен Великой депрессии.
GLBA, в частности, допускает объединение инвестиционных и коммерческих банков в структуры под названием «финансовые холдинговые компании» («financial holding company» (FHC)), «зонтичным» регулятором которых выступит Федеральная резервная система, однако участников такого объединения по-прежнему будут контролировать те же органы, что и раньше.
Тем не менее при принятии GLBA возникли некоторые разногласия при согласовании законодательств о ценных бумагах и о банках, которые спустя полтора года заставили внести в закон изменения.
Так, федеральные законы в области ценных бумаг обеспечивают понятную и согласованную систему регулирования фондовой деятельностью. Они разработаны с тем, чтобы гарантировать защиту инвестора посредством полного раскрытия информации, касающейся ценных бумаг и предотвращения нечестной и неадекватной деятельности на фондовых рынках. Законы о ценных бумагах также имеют целью обеспечить честную конкуренцию между всеми участниками фондовых рынков. Брокерско-дилерская регистрация является важным элементом этой регулирующей системы. Однако, за исключением брокерско-дилерс-кой регистрации, деятельность банков на фондовых рынках регулируется банковским законодательством, главной целью которого является защита вкладчиков и сохранение финансовой устойчивости банков. Таким образом, фондовая де-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорьЯ Ъ 1 - 2002 (июль-август)
ятельность банков находится за пределами согласованной системы фондового регулирования, которая разработана для защиты инвесторов.
К примеру, для получения на продажу ценных бумаг, все лица, связанные с брокерско-ди-лерской деятельностью, должны пройти квалифицированные тесты, затрагивающие существенные аспекты фондового бизнеса. Кроме того, SEC и саморегулируемые организации гарантируют, что лица, допустившие злоупотребления, будут отстранены от деятельности на рынке ценных бумаг или подвергнуты строжайшему контролю. В то же время персонал банков не подлежит лицензированию и другим регулирующим нормам, имеющим целью установить уровень их знаний в области фондового бизнеса.
Кроме того, банковское законодательство и законодательство о ценных бумагах различаются в области связей с общественностью, в частности, в сфере рекламы. Брокеры и дилеры обязаны придерживаться строгих правил при публикации рекламных объявлений, в то время как банки практически не имеют ограничений в области рекламы фондовой деятельности.
Такая ситуация заставила внести поправки в закон Грэма-Лича-Блили, и 12 мая 2001 года взамен комплексного исключения их формулировок определений «брокер» и «дилер» в силу вступили расширенные исключения — 11 специфических функциональных исключений для определения «брокер» и 4 - для «дилер». Путем замены комплексного исключения из определения на некоторое число более подробно описанных исключений регулирование фондовой деятельностью банков стало соответствовать брокерско-дилерскому регулированию, еще более увеличив защиту инвестора.
С точки зрения клиентов, после принятия закона Грэма-Лича-Блили появляется огромный выбор финансовых продуктов и услуг «под одной крышей». Корпоративные клиенты получают доступ к многочисленным источникам капитала, а благодаря развитию компьютерных и телекоммуникационных систем у них появляется возможность вести дела с клиентами на другой половине Земного шара так же легко, как с клиентами с соседней улицы.
Перспективы банковского сектора экономики как основного поставщика «топлива» для экономики захватывающи, а эра ограничений Гласса-Стигалла на совмещение кредитных и инвестиционных банковских операций так никогда бы и не имела места, если бы банковские менеджеры в 20-
х годах безрассудно не играли на рынках на деньги вкладчиков.
История развития законодательного регулирования банковской сферы в США со времен Великой депрессии до наших дней может служить хорошим уроком для нашей страны. Решить задачу привлечения инвестиций в российскую экономику, а заодно, хотя бы в какой-то мере вернуть доверие народа к отечественным банкам, можно, если должным образом провести реструктуризацию банковской системы. В 1999 году Борис Ельцин в послании Президента России Федеральному Собранию сказал: «Банк России и правительство начали работу по восстановлению банковской системы. Но если ее восстанавливать в прежнем виде, то ничего иного, кроме новых олигархов и старых проблем, мы не получим. Пора более решительно двигаться в сторону специализации банков, выделив для начала две группы: банки - расчетные центры и инвестиционные банки».
Такое разделение должно более четко разграничить банки с точки зрения рисков. Многие клиенты коммерческих банков, открывая свои счета, даже не предполагают, что их средства могут быть направлены на совершение высокорискованных операций, к которым относятся и инвестиции в промышленный сектор. Нередко таким клиентам требуется только одно — иметь средства для разного рода платежей. В стране обязательно должны быть банки, которые занимаются расчетами, с одной стороны, и инвестиционные банки, которые занимаются спекуляцией, - с другой. Дело в том, что риски при операциях с акциями, с различными производными ценными бумагами довольно высоки. Поэтому, когда на рынке ценных бумаг кризис, то в любой момент могут пострадать те, кто пришел в банк просто для того, чтобы проводить платежи.
Как было показано ранее, предлагаемое разделение коммерческих банков по функциям не является российским изобретением. Это один из путей возрождения фондового рынка и дальнейшего процветания промышленности в той или иной стране. Основной функцией инвестиционного банка в США является эмиссионная — ведение переговоров с торгово-промышленными компаниями о выпуске новых акций и техническая подготовка тких выпусков с принятием на себя обязательств по размещению ценных бумаг на рынке и приобретению той их части, которая не будет размещена по подписке. Характерной чертой накопления денежного капитала инвестиционными банками Со-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорЪЯ 7с тер/тяжек* \ - 2002 (июль-август)
единенных Штатов является привлечение сбережений не только наиболее богатых слоев населения, но и мелких инвесторов с невысокими доходами — торговцев, фермеров и относительно неплохо оплачиваемых рабочих и служащих.
Именно по американскому типу и предлагается создавать инвестиционные банки в России, чтобы впредь предотвратить появление в нашей стране очередной партии обманутых частных вкладчиков. Если человек готов рискнуть своими средствами в расчете получить большой доход, то он понесет деньги в инвестиционный банк, если же он хочет лишь сохранить их, то — в расчетный. В таком случае при любом раскладе ответственность за принятое решение целиком ложится на каждого
конкретного клиента, а не на банк в целом или на государство.
Каким образом будет происходить создание инвестиционных банков в России, пока точно не ясно. Разумеется, для этого должны быть четко определены правила игры, причем при активном участии государства. Именно оно должно установить однозначные, долговременные и законодательно оформленные условия для инвесторов, предполагающие уверенность в надежности вложения капиталов. Только тогда можно надеяться на резкую активизацию инвесторов, рост предложения инвестиций, значительное увеличение капиталовложений в экономику страны, иначе говоря, - инвестиционный бум.
, 3 .' /с/~ «э-Х-
< ' з'
7
. у
с
£ 1 1 9 ' /
/
О
и-
* ч с *, /а. ^ /-
/и
4 1 I \ К 1
¿-о
а
^С- с^/^-
' с-л' ¿ 7 /
/. с
- i ^
.. ^е<.' /^Ь ¿-/¿/Я