великая депрессия и ее преодоление
лапонов Андрей викторович
канд. ист. наук (Брянский филиал Финансового университета) E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется ситуация в экономике США в годы Великой депрессии. Рассматривается комплекс финансовых, производственных, социальных, внешнеторговых причин, приведших к экономическому спаду. Автор анализирует основные мероприятия, осуществленные правительством Франклина Рузвельта по преодолению кризиса в сфере банковского сектора экономики, промышленности, сельского хозяйства. Особое внимание уделяется реформированию социальной сферы жизни американского общества. ключевые слова: фондовый рынок, спад производства, девальвация, бюджетный дефицит, безработица, социальные права, промышленность, сельское хозяйство, регулирование экономических процессов.
The Great depression and its overcoming
laponov andrey viktorovich
Candidate of Science in History, Bryansk branch of Financial University
Abstract. In this article the situation in the USA economy in the time of the Great Depression is analyzed. The complex of financial, production, social, trade reasons which brought to the economic decline is considered. The author analyzes the main activities which were carried out by the government of Franklin Delano Roosevelt to prevent the crisis in the banking sector of economy, industry, agriculture. The reformation of social sphere of American society is considered.
Keywords: funding market, production decline, devaluation, budget deficit, unemployment, social rights, industry, agriculture, regulation of economic processes.
Соединенные Штаты Америки, объявившие в начале Первой мировой войны о своем нейтралитете, не были напрямую ею затронуты, но она предоставила им благоприятные возможности для ускорения экономического развития. На протяжении всей войны США обеспечивали усиливавшийся спрос государств Антанты на вооружения, боеприпасы, обмундирование, транспортные средства, продовольствие и т. д. Ослабленные войной европейские страны вынуждены были уступить американцам значительную часть рынков сбыта готовой продукции, источников сырья и сфер приложения капиталов.
В апреле 1917 г., на заключительном этапе войны, США открыто присоединились к противникам Тройственного союза. В военных действиях американская армия стала участвовать только с лета 1918 г. Соединенным Штатам удалось избежать значительных людских потерь, на их территории не было никаких военных разрушений. Во время войны американское производство
получило дополнительные стимулы для быстрого роста. Промышленность и сельское хозяйство США стали развиваться за счет значительных государственных заказов. Произошли изменения в структуре производства: увеличилась доля тяжелой промышленности, особенно военных отраслей. Государство усилило свое присутствие в экономике. Правительство через Управление военной промышленности и ряд других отраслевых ведомств получило право вмешиваться практически во все сферы экономической жизни, стали выпускаться военные займы, монополии начали получать кредиты и субсидии от государства. Под государственный контроль перешли железные дороги.
Оплачивая американские поставки, европейские страны рассчитывались с Соединенными Штатами золотом. Однако средств у союзников США не хватало, они вынуждены были более чем в 2 раза (до 3,3 млрд долл.) сократить свои американские капиталовложения. Часть товаров
ш
^^ Мир новой экономики
страны Антанты приобретали в рассрочку, и Соединенные Штаты из должника европейских стран в 1914 г. превратились к концу войны в крупнейшего кредитора. Европейские государства задолжали им 11 млрд долл. Значительно увеличились частные американские инвестиции в другие страны, в 1918 г. они достигли 7 млрд долл. Национальное богатство США за годы войны увеличилось более чем в 2,5 раза. В стране сконцентрировалась половина мирового запаса золота. США стали не только крупнейшим индустриальным, но и финансовым центром мира.
В начале 1920-х гг. в американской экономике возник непродолжительный кризис, связанный с конверсией производства. После его преодоления и до 1929 г. наблюдался сильный экономический рост. Этот период получил название «эпоха процветания» («просперити»). Для него было характерно сведение к минимуму экономических и социальных функций государства. Правительство отказалось предоставлять материальную помощь безработным и фермерам. Резко снизилось налогообложение лиц с высокими доходами. Образовавшиеся дополнительные средства и прибыли, полученные во время Первой мировой войны, направлялись на строительство новых фабрик и заводов, на оснащение предприятий новейшими технологиями. По уровню производительности труда США прочно удерживали мировое лидерство.
В этот период интенсивно развивались новые отрасли — электротехническая, химическая, производство синтетических материалов, автомобилестроение. Благодаря конвейерному производству, на заводах Форда был налажен выпуск дешевого и надежного автомобиля. «Дженерал моторс» и «Крайслер моторс» стали осуществлять массовое изготовление автомобилей разных категорий, удовлетворяя спрос американцев с различными потребностями и уровнем доходов. В 1929 г. в США было зарегистрировано 26,5 млн автомобилей. Ежегодное американское производство автомобилей составляло более 75% общего объема их выпуска в мире.
В конце 1920-х гг. американские предприятия производили 45% мировой промышленной продукции. Экономический подъем способствовал росту занятости населения и увеличению заработной платы. Широкое распространение получила идея об «американской исключительности».
Утверждалось, что в стране наступил этап бескризисного развития [1, с. 94-95].
За 7 предшествующих кризису лет американский биржевой индекс Доу-Джонса увеличился в 3 раза. Американцы, в том числе и рабочие, стараясь быстро разбогатеть, приобретали акции предприятий. На покупку ценных бумаг направляли свободные капиталы банки и тресты. Массовым явлением стало приобретение акций в кредит. В конце 1920-х гг. акции можно было приобрести, оплатив наличными всего 10% их стоимости, остальные 90% составляли заимствованные средства. Покупатели шли на это, потому что процент кредита практически сразу перекрывался повышением курса акций, которые были приобретены. Ценные бумаги, хотя и являлись собственностью покупателя, оставались в залоге у фирмы-продавца. Брокерским фирмам, торгующим ценными бумагами в кредит, не хватало средств для кредитования, и они брали ссуды у банков. При этом залогом являлись ценные бумаги, которые им не принадлежали, а находились у них в залоге.
Такие ссуды имели высокую доходность и привлекали не только американские, но и иностранные банки и кредиторов. В результате возникло большое количество инвестиционных компаний. Крупные компании-тресты определяли, куда вкладывать собранные средства (в основном это были акции крупнейших предприятий), освобождая инвесторов от сложного выбора и уменьшая риск потери вложенных средств. Инвестиционные компании выпускали собственные ценные бумаги, которые приобретались мелкими инвесторами. Тресты могли распоряжаться находящимися у них средствами с наибольшей выгодой для себя, так как законов, регулирующих инвестиционную деятельность, не было. Они брали себе высокий комиссионный процент за все операции, которые проводили.
Акции промышленных компаний возрастали в цене, в том числе и за счет инвестиционных фондов. Фонды создавали ажиотажный спрос, превышающий предложение. Этому способствовали и различные спекулятивные действия, в том числе слухи о скором росте. Такими действиями достигалось повышение курса почти в 2 раза. Акции самих инвестиционных трестов продавались также со значительным увеличением стоимости за счет все тех же слухов.
Одновременно с противоречиями на американском фондовом рынке сохранялись и нарастали негативные процессы в производственном секторе американской экономики. Не вышло из кризисного состояния сельское хозяйство. Внутри страны спрос на товары аграрного сектора не увеличивался, что привело к перепроизводству и разорению тысяч фермеров. Традиционные отрасли — судостроительная, текстильная, угледобыча — сокращали выпуск продукции. Конвейерное производство позволило создавать огромные объемы товаров. Их реализация на внутреннем рынке была ограничена. Выход был найден в широком распространении продаж в кредит. В условиях экономического подъема предприниматели приобретали промышленное оборудование за счет заимствованных средств. Это позволяло и далее наращивать объемы производства. Но полностью проблема сбыта не была решена, о чем свидетельствовала дефляция — снижение цен на товары.
Перегрев фондового рынка, сокращение спроса и дефляция привели к кризису. В американской истории этот кризис не имел себе равных. Он оказался самым глубоким, масштабным и продолжительным в истории США.
Кризис, получивший название «Великая депрессия», начался в октябре 1929 г. с резкого падения курса акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. 21 октября 1929 г. по снижающимся ценам было продано более 6 млн акций. Это вызвало панику среди держателей ценных бумаг и массовую продажу акций. 24 октября после открытия торговой сессии курсы акций резко снизились, все кинулись их продавать, началась паника. Акции некоторых компаний нельзя было продать даже за 1 цент. 29 октября на Нью-Йоркской фондовой бирже было продано уже 16 383 700 акций. Суммарная стоимость акций уменьшилась на 9 млрд долл., то есть 9 млрд долларов кредитных денег ушли из оборота. За 1929-1932 гг. индекс Доу-Джонса снизился в 10 раз. Ценные бумаги ряда компаний подешевели намного больше этого показателя. Стоимость акций банка «Голдман Сакс» снизилась со 104 долл. за штуку в 1929 г. до 1 долл. 75 центов в 1932 г. Акции «Дженерал моторс» подешевели с 1075 до 40 долл. На Нью-Йоркской фондовой бирже 1 сентября 1929 г. суммарная стоимость акций составляла около 90 млрд долл., но к лету 1932 она сократилась до 16 млрд долл., потери составили 74 млрд долл.
Резко снизились активы банковской системы США. Вкладчики стремились изъять вклады. Активы банков состояли в основном из ценных бумаг и ссуд под залог ценных бумаг, но кризис обесценил эти бумаги. Ссуды под заклад недвижимости стали невозвратными, так как сам заклад также обесценился.
Облигационный портфель банков был последним резервом ликвидности, но и он обесценился в 1931-1933 гг. Крупные банки являлись держателями разного вида облигаций стран Латинской Америки и Азии. Теперь, под давлением вкладчиков, они были вынуждены продавать относительно ликвидные облигации, что привело к удешевлению их рыночной стоимости. Банки стремились под любым предлогом ограничить прием вкладчиков, которые хотели вернуть вклады.
Кризис охватил все отрасли экономики. В этих условиях стали сокращаться потребительские расходы значительного числа людей. Уменьшение спроса привело к падению уровня производства. Началось сокращение рабочих мест. Предприятия уже не могли погашать кредиты, что также провоцировало банковские банкротства. Для предприятий стало сложно получить в банках даже краткосрочные кредиты. К 1933 г. промышленное производство сократилось на 46%. Наиболее пострадавшим оказалось машиностроение — выпуск автомобилей уменьшился на 80%. Значительное снижение производства произошло и в металлургии: на 79% сократился выпуск чугуна, на 76% стали. Добыча угля снизилась на 42%. 150 тыс. американских компаний и 5760 банков обанкротились. Огромный урон был нанесен сельскому хозяйству. На 36% снизились посевы пшеницы, на 45% кукурузы. Одновременно с этим цены на пшеницу и кукурузу упали в 2,7 раза, на хлопок — в 3 раза. Разорилось около 1 млн фермерских хозяйств. За годы кризиса объем внешней торговли сократился втрое, почти полностью был прекращен вывоз капитала [1, с. 151-153].
Великая депрессия тяжелейшим образом отразилась на положении американцев. Число безработных значительно выросло и в 1933 г. достигло 17 млн человек, что составляло 25% всего трудоспособного населения. Не получая помощи от государства, при отсутствии в США социального страхования большинство безработных оказалось в очень тяжелом положении. Вкладчики
ш
^^ Мир новой экономики
обанкротившихся банков потеряли свои сбережения. Около 2,5 млн человек остались без жилья. На окраинах городов стали возникать поселки, построенные из ящиков и строительных отходов, в которых размещались бездомные.
Действующий президент, республиканец Г. Гувер являлся сторонником индивидуализма и выступал против использования государства для регулирования экономических процессов. Он не поддержал предоставление пособий безработным. Но развитие кризиса заставило правительство предпринять ряд мер для его преодоления, которые не имели существенного положительного эффекта. С 25 до 65% возросли налоги на богатство.
В 1929 г. Гувер создал Американскую сельскохозяйственную сбытовую организацию, которая, скупая аграрную продукцию, должна была не допустить падения цен, но через небольшой промежуток времени цены все равно резко снизились. В 1930 г. был принят протекционистский закон, который увеличил пошлины на импортные товары на 40%. Другие страны в ответ повысили тарифы на продукцию из США. Пострадали традиционные экспортные отрасли американской промышленности — автомобильная, металлургическая, химическая. Американские фермеры потеряли третью часть рынков сбыта своей продукции [2].
Для поддержки экономики в январе 1932 г. была создана государственная организация — Ре-конструкционная финансовая корпорация, с помощью денежных вливаний она должна была воздействовать на наиболее важные области экономики. Но направленные правительством через Национальную кредитную корпорацию и Реконструктивную финансовую корпорацию средства оказались недостаточными для прекращения кризисных явлений. Для успешного проведения антикризисных мероприятий требовались дополнительные бюджетные деньги. Экономический кризис привел к резкому падению налоговых поступлений. Мнение о поддержании малодефицитного бюджета взяло верх. Правительство не решилось увеличить расходы.
В 1932 г. Демократическая партия завоевала большинство мест в обеих палатах конгресса. Ее кандидат Франклин Рузвельт был избран президентом. Программа Рузвельта по преодолению кризиса получила название «Новый курс». Она заключалась в том, чтобы вывести страну из
депрессии при помощи государственного регулирования экономических процессов. Президент отмечал: «... в такое трудное время частное предпринимательство нельзя оставлять без помощи и разумных ограничений, иначе оно разрушит не только само себя, но и жизненные процессы нашей цивилизации» [3, с. 74].
Преобразования новый глава государства начал с мероприятий по спасению банковской системы. 5 марта 1933 г. Рузвельт на четыре дня, с 6 по 10 марта, объявил «банковские каникулы». На это время все американские банковские учреждения перестали работать. 9 марта Конгресс утвердил Закон о чрезвычайной помощи банкам. Данный документ давал президенту право осуществлять реорганизацию банков и предусматривал срочную эмиссию в размере 2 млрд долл. 12 марта в обращении к американцам по радио Ф. Рузвельт заявил: «Мы не хотим и не допустим новой эпидемии разорения банков» [3, с. 28]. Разрешение на открытие получили только самые жизнеспособные банки (Федеральная резервная система за счет эмиссионных средств предоставила им кредиты), а часть банков так и не возобновила свою деятельность.
Также был принят Закон о разграничении инвестиционных и коммерческих банков. Коммерческим банкам запрещалось заниматься операциями с акциями, потому что такие операции ставили под угрозу сохранность средств вкладчиков. Инвестиционные банки могли осуществлять эмиссию акций для промышленных корпораций и торговать ими, но не могли принимать вклады.
ФРС получила дополнительные права контроля над банками, которым было запрещено выплачивать проценты по текущим счетам, а для размера процентов по срочным вкладам были установлены определенные лимиты. Это значительно ограничило действия банкиров, готовых обещать высокие проценты ради выгодных спекуляций. Регулированию подвергся биржевой кредит, сыгравший отрицательную роль в биржевом крахе 1929 г.
Устанавливалась система страхования вкладов: были созданы Федеральная корпорация страхования депозитов и общенациональная система защиты вкладчиков. Создавался страховой фонд и банки были обязаны отчислять в него определенный процент вклада. Если банк становился банкротом, вкладчикам из этого фонда гарантировалось возмещение в установленных
законом пределах. Это заметно повысило доверие к банкам со стороны населения. Свободный размен бумажных денег на золото отменялся [3, с. 40, 60], а проведенная девальвация уменьшила золотое содержание доллара.
В мае 1933 г. вступил в силу закон, устанавливающий строгую ответственность компаний, выпускающих на рынок свои ценные бумаги, за полноту и достоверность информации о ее состоянии и делах. Со временем была выработана система законодательства и создана на федеральном уровне Комиссия по ценным бумагам и биржам.
С июня 1933 г. стал действовать Закон о восстановлении национальной промышленности ^ША). Он устанавливал практику государственного регулирования индустриального производства. Вся промышленность была разделена на 17 групп. Объединения предпринимателей выработали 557 основных и 189 дополнительных «кодексов честной конкуренции». Эти документы, охватывавшие практически всю промышленность, определяли объемы производства, минимальный уровень цен, рынки сбыта. После утверждения «кодексов» президентом они становились обязательными для исполнения. NIRA также включал в себя положения о реформировании трудовых отношений. Предприниматели фиксировали в кодексах максимальную продолжительность рабочей недели и минимальный уровень заработной платы. Устанавливалась единая заработная плата для рабочих одной категории в разных отраслях.
В июне 1933 г. была создана Национальная администрация восстановления. Ей предстояло стать посредником между предпринимателями каждой отрасли и работниками. Трудящиеся получили право на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров [3, с. 36, 48, 49, 50, 51, 58, 77, 78]. Кодексы «честной конкуренции» действовали до лета 1935 г.
Правительство Ф. Рузвельта оказывало поддержку безработным. Была организована система общественных работ — молодые американцы направлялись в трудовые лагеря, где в течение 6 месяцев занимались возведением различных объектов инфраструктуры. Они находились на полном государственном обеспечении и ежемесячно получали 30 долл., из которых 25 должны были отправлять своей семье [3, с. 35, 46]. В результате в США были созданы тысячи километров новых дорог, построены 77 тыс. мостов, 285 аэродромов, 122 тыс. общественных зданий, включая школы
и больницы. Строились плотины, осуществлялась электрификация, проводились ирригационные мероприятия. Ежегодно 2,5-3 млн американцев получали работу.
В мае 1933 г. был принят Закон о восстановлении сельского хозяйства (ААА). В соответствии с ним фермеры, сократившие посевные площади и поголовье в животноводстве, получали государственную компенсацию. Фермерская ипотечная задолженность сокращалась — снижались проценты по кредитам, удлинялись сроки погашения долгов. Фермерам выдавались дополнительные кредиты на выгодных условиях [3, с. 36, 47].
Важной частью «Нового курса» стали социальные реформы. Летом 1935 г. начал действовать Закон о трудовых отношениях (закон Вагнера). Он закрепил за рабочими право на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров, на проведение забастовок и пикетирования. Предприниматели лишались возможности преследовать рабочих за участие в профсоюзных организациях и стачках. Одновременно с законом Вагнера конгресс США одобрил Закон о социальном страховании, который предусматривал предоставление пенсий рабочим, достигшим 65-летнего возраста, устанавливал выплаты пособий безработным, инвалидам, сиротам и вдовам. В 1938 г. вступил в силу Закон о минимальной заработной плате и максимальной продолжительности рабочей недели. Он запрещал труд детей до 16 лет, оплата сверхурочных работ устанавливалась в полуторном размере. Повысив ставки налогов на сверхдоходы, государство реформировало систему налогообложения.
К 1937 г. экономические показатели США достигли уровня 1929 г. Проведение «Нового курса» сопровождалось огромными расходами государственного бюджета. «Практика дефицитного финансирования социальных и иных расходов правительства» была возведена Ф. Рузвельтом в «теоретический постулат» [4]. За пять лет расходы на сельское хозяйство выросли почти в 5 раз, а на поддержание занятости — в 7 раз. Всего с 1933 по 1937 г. расходы федерального бюджета увеличились в 2,2 раза. Так как доходы не покрывали это увеличение, пришлось прибегнуть к большим внутренним займам. За четыре года государственный долг вырос с 22 до 36 млрд долл. Попытка сократить бюджетные расходы привела к новому кризису в 1937-1938 гг. Только начавшаяся Вторая мировая война и большие
государственные заказы для тяжелой промышленности и военных отраслей позволили американской экономике полностью преодолеть кризисные явления.
Важнейшим результатом антикризисных мероприятий, проводимых в США во второй половине 1930-х гг., можно считать приобретение опыта государственного регулирования рыночных механизмов. Ф. Рузвельт отмечал: «Совершенно неправильно называть принятые нами меры правительственным контролем над фермерским хозяйством, промышленностью или транспортом. Это, скорее, — партнерство между правительством и фермерами, между правительством и промышленностью, между правительством и транспортом. Партнерство не в смысле участия в прибылях, поскольку прибыли будут по-прежнему доставаться частным гражданам, а в смысле совместного планирования и проведения планов в жизнь» [3, с. 37-38].
Другим итогом «Нового курса» стало реформирование социальных отношений. Впервые в истории США была создана государственная система социального обеспечения (пенсии по старости и при потере кормильца), введены пособия по безработице, установлена единая минимальная заработная плата, запрещен детский труд. Широко применявшиеся во время преодоления экономического спада общественные работы позволили значительно улучшить инфраструктуру страны.
Литература
1. История США/ под ред. Г. Н. Севастьянова. В 4-х т. М., 1983-1987. Т. 3. С. 94-95.
2. Грин Л. Е. Великая депрессия 1929-1933 гг. // Философия и общество. 2009. № 2. С. 195-197.
3. Франклин Делано Рузвельт. Беседы у камина. М., 2003.
4. Согрин В. В. Новый курс Ф. Д. Рузвельта: единство слова и дела // http://www.r-reforms.ru.