Научная статья на тему 'ЗАКОН ФАТИХА. ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ТРАДИЦИИ БРАТОУБИЙСТВА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК»'

ЗАКОН ФАТИХА. ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ТРАДИЦИИ БРАТОУБИЙСТВА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
670
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуальная антропология / братоубийство / Сулейман Великолепный / массовая культура. / visual anthropology / fratricide / Suleiman the Magnificent / popular culture.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хитрякова Дарья Михайловна

В статье рассматриваются корни узаконенной традиции братоубийства при османском дворе. Также дается характеристика визуального образа данной традиции в современной массовой культуре на примере сериала «Великолепный век».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FATIHA LAW. GENESIS AND SPECIFICITY OF THE TRADITION OF FRATHY IN THE OTTOMAN EMPIRE ON THE EXAMPLE OF THE SERIES MAGNIFICENT CENTURY

The article examines the roots of the legalized tradition of fratricide in the Ottoman court. It also characterizes the visual image of this tradition in modern popular culture on the example of the TV series «The Magnificent Age».

Текст научной работы на тему «ЗАКОН ФАТИХА. ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ТРАДИЦИИ БРАТОУБИЙСТВА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК»»

УДК 94 (560)

Хитрякова Дарья Михайловна

студентка 4-го курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия e-mail: hitryakova@mail.ru

ЗАКОН ФАТИХА. ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ТРАДИЦИИ

БРАТОУБИЙСТВА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК»

Daria M. Khitryakova

4th year Student of the Faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia e-mail: hitryakova@mail.ru

FATIHA LAW. GENESIS AND SPECIFICITY OF THE TRADITION OF FRATHY IN THE OTTOMAN EMPIRE ON THE EXAMPLE OF THE SERIES MAGNIFICENT CENTURY

Аннотация. В статье рассматриваются корни узаконенной традиции братоубийства при османском дворе. Также дается характеристика визуального образа данной традиции в современной массовой культуре на примере сериала «Великолепный век».

Ключевые слова: визуальная антропология; братоубийство; Сулейман Великолепный; массовая культура.

Abstract. The article examines the roots of the legalized tradition of fratricide in the Ottoman court. It also characterizes the visual image of this tradition in modern popular culture on the example of the TV series «The Magnificent Age».

Key words: visual anthropology; fratricide; Suleiman the Magnificent; popular culture.

Братоубийство является одной из самых противоречивых тем в истории Османской империи. Казнь членов династии по политическим мотивам относится не только к османам. Ее практиковали также сасаниды, римляне, византийцы и даже мусульманские андалузские государства [10]. Но практика братоубийства в Османской империи отличалась от подобных традиций других государств и имела ряд своих особенностей. На протяжении всей истории империи существовали различные практики братоубийства, и не все из них

© Хитрякова Д.М., 2022

считались законными. С приходом к власти Мехмеда Завоевателя данная традиция становится нормой права и легализуется государством, и это является важной особенностью Османской империи. Однако насколько такие жестокие меры были необходимы османскому государству? Почему некоторые практики братоубийства считались незаконными, а другие оправдывались интересами общества?

У традиции братоубийства много противоречий и интересных подводных камней, поэтому эта страница истории Османской империи интересна не только для историков, но и для современной киноиндустрии. В 2011 г. на телевизионные экраны выходит сериал «Великолепный век», описывающий жизнь великого османского султана Сулеймана Великолепного. Одно из центральных мест в сериале занимает борьба за власть между наследниками султана, которая во многом вызвана традицией братоубийства и страхом смерти. Весьма интересны корни и особенности данной традиции в Османской империи, также большой интерес вызывает и то, как традиция братоубийства отражается в массовой культуре.

Великолепный век не единственный сериал, отражающий историческую действительность с помощью визуального образа. Исторические фильмы и сериалы как феномен массовой культуры формируют мировоззрение своих зрителей. Через визуальный ряд зрителю передается культурный опыт, по историческим сериалам мы можем судить о взглядах на те или иные события с точки зрения массовой культуры страны и ее исторической памяти. Именно поэтому так важно изучать данный феномен.

Для изучения визуального образа используются методы визуальной антропологии. Данный термин был впервые использован американской исследовательницей Маргарет Мид, она обратила внимание на важность фотографий и киносъемки в качестве источников получения антропологического знания [4, с. 12]. Существует несколько определений визуальной антропологии. Е.В. Александров дает такое определение:

«Визуальная антропология - это область аудиовизуального познания культурно-исторической действительности, направленная на получение аудиовизуальной информации о малоизвестных сторонах жизни общества с целью осуществления диалога культур» [3, с. 97].

Развитие антропологических исследований привело к формированию принципа культурно-идеологической насыщенности любого изображения [4, с. 12]. То есть любой образ, в том числе кино- и телесериал, несет в себе культурные коды определенной нации, особенно ярко это выражается в исторических фильмах. Между создателем сериала и зрителем возникает так называемая визуально-антропологическая коммуникация. Речь идет о процессе съемки и трансляции готового визуального образа зрителю. Происходит явление, которое большинство исследователей визуальной антропологии называют «диалогом культур» [2, с. 17]. Именно поэтому так важно изучать визуальные образы, которые являются связующим звеном между представителями разных культур и народов.

Огромная разница мировоззрений представителей различных культур и исторических эпох может вызвать непонимание и отрицание некоторых явлений и традиций, таких как Закон Фатиха. А визуальный образ, т.е. исторический сериал или фильм, может помочь воспроизвести контекст, в которым происходили данные события, и если фильм достаточно правдиво воспроизводит историческую действительность, то мы можем посмотреть на мир глазами человека другой эпохи и культуры.

Сериал «Великолепный век» содержит множество эпизодов, которые противоречат европейским ценностям. Особое непонимание может вызвать необходимость и даже обязанность молодого султана казнить своих братьев при вступлении на престол. Закон Фатиха сводил молодых шехзаде с ума, вызывал внутреннюю борьбу между страхом смерти, желанием власти и любовью и привязанностью к своим братьям. Желание править и страх за себя и своих близких сводил с ума не только шехзаде, но и даже самого

султана Сулеймана. Страх султана был хорошо показан в двух последних сезонах сериала, когда султан Сулейман боялся, что его свергнет сын Мустафа. В результате Сулейман казнит собственного сына, что сам султан оправдывает предательством Мустафы и непогрешимостью своей воли. Данный сюжет отличается от других и имеет множество противоречий, поэтому его стоит рассмотреть более подробно.

Для анализа сюжета с казнью Мустафы будет использован контент-анализ, метод визуальной антропологии, который предполагает характеристику и систематизацию содержания визуального образа и его структурных элементов [15, с. 178]. А также компаративный анализ, с помощью сравнения научного представления о казни Мустафы с репрезентацией данного сюжета, представленной режиссерами сериала «Великолепный век».

Возникает вполне очевидный вопрос. Мустафу казнил отец, а не брат при вступлении на престол, поэтому можно ли считать, что данная казнь тоже оправдывается Законом Фатиха? Для того чтобы ответить на данный вопрос следует изучить исторические корни традиции братоубийства, ее специфику, религиозное и юридическое оформление и обоснование.

Важной особенностью Османской империи является то, что с самого ее зарождения государство со всеми территориями являлась собственностью династии, и все члены династии имели равные права на власть.

Во всех турецких государствах, существовавших до Османской империи, какой-либо системы перехода власти от одного лица к другому не существовало. Правом возглавить государство обладал каждый член династии. История знает множество примеров того, как данная ситуация становилась причиной хаоса, регулярно приводя к ожесточенным конфликтам в борьбе за престол. В рамках старой турецкой политической традиции не было установленного правила наследования для османов. Каждый шехзаде имел равные права на трон, но султаном становился тот, кто побеждал в борьбе за власть [5].

Первая смертная казнь, назначенная в династии, была применена Османом Гази, основателем Османского государства, в 1298 г. для его дяди Дюндара бея, поскольку тот работал от своего имени, а не от имени султана и сотрудничал с византийскими феодалами. В течение первых нескольких веков существования османского государства члены династии становились серьезной проблемой. Шехзаде, претендовавшие на трон, восставали при поддержке других анатолийских государств или даже византийцев [10].

До Мурада II во всех случаях казнили только провинившихся принцев (и их сыновей): бунтовщиков и заговорщиков, противников в вооруженной борьбе. Мурад II первым наложил наказание на несовершеннолетних невиновных братьев (8 и 7 лет), велев их ослепить [13]. Сын Мурада Мехмед II пошел по стопам своего отца и сразу после джулюса (церемонии вступления на османский престол) казнил своего брата Ахмеда, невинного младенца. Ахмед был рожден от династического союза, тогда как Мехмед был сыном рабыни, поэтому младенец представлял угрозу для его власти. Убийство (казнь) невинного брата-младенца при воцарении только для предотвращения возможных проблем до этого у османов не практиковалось. Историк Бабингер называет это «инаугурацией закона братоубийства» [6, с. 350]. Мехмед II сделал традицию братоубийства нормой права, однако он лишь узаконил сложившуюся гораздо раньше практику. И делая это, он исходил также из опыта периода междуцарствия (1402-1413 гг.).

Статья о престолонаследии, тот самый Закон Фатиха, содержится в своде законов Мехмеда II Канун-наме и звучит данная статья таким образом: «Если кто-нибудь из моих детей станет во главе султаната, то для обеспечения общественного порядка ему надлежит убить своих братьев. Большинство улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама) одобряет это. Пусть это правило соблюдается» [8]. Если исходить из современной структуры нормы права, то данная статья содержит две части: гипотезу и диспозицию. В гипотезе говорится о том, что закон

применяется в случае вступления одного из сыновей на престол, а в диспозиции говорится о том, что в целях сохранения общественного порядка надлежит убить своих братьев. Третьей части, санкции, нет, но в продолжении говорится о том, что улемы поддерживают данный закон и он обязательно должен применяться.

В данной статье есть два важных момента, это цель введения данного закона, т.е. поддержание общественного порядка, и то, что закон поддерживают улемы, признанные авторитетные знатоки теоретических и практических сторон ислама. Другими словами, закон имеет религиозное обоснование и оправдывается сохранением стабильности в обществе.

Некоторые современные ученые считают, что казнь шехзаде, которые не пытались спровоцировать какие-либо беспорядки, была юридическим злоупотреблением против системы шариата. Наказание невинного человека с беспокойством о возможном преступлении в будущем противоречит закону в соответствии с принципом «человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом». Те, кто считает казнь шахзаде оправданной, основывают свой подход на принципе или концепции исламского права «маслаха» (интересы общества) в исламском праве. «Маслаха» означает ставить общественный интерес выше личного в отношении решения какого-либо вопроса. Таким образом, казнь невинных шехзаде оправдывалась общественным интересом. Но все же мы понимаем, что даже если султан не получит фетву (разрешение) от улема на казнь, он найдет другого улема, который даст разрешение, и все равно казнит братьев, так как на первом месте будут стоять не столько интересы общества, сколько личные интересы правящего султана [1].

Сама казнь осуществлялась с помощью удушения. Османы унаследовали представление о том, что пролитие крови членов династии недопустимо, поэтому родственников султанов казнили, удавливая их с помощью тетивы лука [9, с. 99]. В османской рукописи XVI в. Хюнер-наме можно найти

визуальное изображение казни члена династии с помощью тетивы лука (рис. 1) [14, с. 42]. Хоронили убитых сыновей султана с почетом, обычно рядом с умершим отцом.

Рис. 1. Казнь с помощью тетивы лука. Хюнер-наме

Проанализировав исторические корни и специфику традиции братоубийства, а также ее юридическое и религиозное обоснование, можно сделать вывод о том, что казнь шехзаде Мустафы также регулировалась Законом Фатиха. Во-первых, мы видим, что есть прецеденты, когда казнили не только братьев, но и других членов династии мужского пола, которые претендовали на власть, например, казнь дяди Османа Гази Дюнадара бея в 1298 г. Во-вторых, в самом Законе Фатиха главной целью казни является сохранение общественного порядка, а, как известно, официальной причиной казни Мустафы является его сговор с персами и попытка захватить трон.

Прежде чем приступить к контент-анализу сюжета казни Мустафы в сериале «Великолепный век», стоит привести небольшую историческую справку о данном событии.

Точная причина казни шехзаде Мустафы до сих пор неизвестна. Существуют две версии: заговор жены Сулеймана Хюррем-султан и Великого визиря Растама-паши и реальное предательство со стороны Мустафы. Известный английский историк Джон Патрик Бальфур в своей монографии «Османская империя. Шесть столетий от возвышения до упадка. Х^-ХХ вв.» воссоздает последовательность казни, ее причины и последствия. Данные события происходили в канун третьей Персидской кампании. Сулейман, которому уже было шестьдесят, впервые не захотел лично возглавить армию и передал верховное командование великому визирю Рустаму-паше [7, с. 224].

Историк придерживается первой и наиболее популярной версии, о том, что причиной смерти Мустафы являются козни Хюррем-султан и Рустама-паши. Джон Патрик Бальфур пишет, что через гонца Рустама стали приходить сообщения, что янычары проявляют беспокойство и требуют, учитывая возраст султана, чтобы их возглавил Мустафа. Они говорят, сообщил гонец, что султан слишком стар, чтобы лично идти походом против врага, и только великий визирь противится возвышению Мустафы на его место. Гонец также сообщил, что Мустафа благосклонно прислушивается к подобным подстрекательским слухам и что Рустам умоляет султана ради спасения своего трона немедленно прибыть и взять командование армией в свои руки. Хюррем же в это время легко сыграла на подозрительности Сулеймана и посеяла в нем скрытую зависть к амбициям Мустафы, внушила ему мысли о том, что его сын имеет виды на султанат, сравнимые с теми, которые побудили его отца Селима сместить собственного отца Баязида II [7, с. 225].

Султан выступил на восток, в сентябре добрался до своего полевого штаба в Эрегли и вызвал Мустафу из Амасьи. Друзья и мать наследника умоляли Мустафу не подчиняться. Но он ответил, что если ему суждено потерять жизнь, нет возможности поступить лучше, чем вернуть ее обратно в источник, из которого вышел. «Мустафа, - пишет посол Бусбек, - стоял перед трудным выбором: если он предстанет перед своим разгневанным

и оскорбленным отцом, то подвергнется нешуточному риску; если откажется, то признает, что замышлял акт предательства. Сын избрал более смелый и опасный путь» [7, с. 226].

Там его прибытие вызвало сильное волнение. Юноша смело поставил свои шатры позади шатров отца. После того как визири выразили Мустафе свое почтение, он поехал на богато украшенном боевом коне, в сопровождении визирей и окруженный янычарами, к шатру султана, где должна была состояться аудиенция. Внутри все казалось мирным: не было солдат, телохранителей или сопровождающих лиц. Присутствовало несколько немых (категория слуг, особенно ценившаяся турками), сильных, здоровых мужчин -его будущих убийц. Как только Мустафа вошел во внутренний шатер, они ринулись на него, пытаясь набросить петлю. Будучи человеком крепкого телосложения, Мустафа отважно защищался и боролся не только за свою жизнь, но и за трон, ибо не было места сомнению, что, сумей он вырваться и соединиться с янычарами, они были бы настолько возмущены и тронуты чувством жалости по отношению к своему фавориту, что могли бы не только защитить, но и провозгласить его султаном. Опасаясь этого, Сулейман, который был отгорожен от происходившего лишь льняными занавесями шатра, высунул голову, бросил на палачей свирепый и грозный взгляд и угрожающими жестами пресек их колебания. После этого в страхе, удвоив усилия, слуги опрокинули несчастного Мустафу на землю и, набросив шнурок на шею, удушили его.

Тело Мустафы, положенное перед шатром на ковре, было выставлено на обозрение всей армии. Скорбь и причитания были общими, а янычар охватили ужас и гнев. Но после смерти избранного ими лидера, лежащего бездыханным, они были бессильны что-либо предпринять. Стремясь успокоить солдат, султан лишил Рустама всех чинов и отослал его обратно в Стамбул. Но уже через два года после казни его преемника, Ахмеда-паши, он вновь был у власти как великий визирь, бесспорно по настоянию Хюррем [7, с. 226].

Казнь Мустафы показана в конце 134-й - начале 135-й серии 4-го сезона сериала «Великолепный век». Предшествует казни заговор Хюррем-султан и Рустама-паши против Мустафы, который и привел султана к решению о казни. События происходят во время военного похода в канун Третьей персидской компании Сулеймана. Мустафа является в лагерь по приказу султана, в сериале показано, что мать и друзья Мустафы пытались остановить его, но Мустафа принял сложное и рискованное решение и отправился в поход к султану. В лагерь он является на белом коне и в белом кафтане и сразу же, не встречаясь с визирями, отправляется на аудиенцию в шатер Сулеймана. Перед шатром у него забирают все оружие, и он один без сопровождения входит в шатер, и шатер сразу же окружают войска Сулеймана. Внутри Мустафа видит своего отца, который обвиняет его в предательстве. Сулейман не стал слушать оправдания сына, сразу же после обвинения в шатер входят немые палачи, которые с удивлением смотрят на Мустафу, так как вероятно не предполагали, что их жертвой будет именно он. Далее палачи пытаются закинуть на шею Мустафы веревку, но он вырывается. Сулейман бросает на палачей грозный взгляд, тогда один из них сбивает Мустафу с ног и тот падает, тогда Мустафе закидывают на шею веревку и душат. Все время казни Сулейман стоял рядом и смотрел на происходящее, постоянно повторяя: «Быстрее, быстрее». После казни Сулейман отгоняет палачей от тела Мустафы и начинает оплакивать смерть сына, убитого по собственному приказу [12].

В сериале для освящения казни Мустафы используются некоторые художественные средства, которые должны были не просто освятить исторические события, а придать этому сюжету еще большею трагичность. Одним из таких средств были погодные условия. Во время просмотра серые оттенки, сухие деревья и пасмурная погода подкрепляют у зрителя негативные эмоции, вызванные просмотром такого трагичного момента. Увядающая природа и холодный осенний день символизируют смерть и начало чего-то нового. Режиссеры сериала «Великолепный век» часто используют такие

символы для передачи внутреннего эмоционального состояния героев. Одним из таких символов был также белый кафтан Мустафы. Костюм таких значимых лиц как султан или шехзаде достаточно строго регламентировался в Османской империи. Каждый элемент одежды и его цвет имели особое значение. Подобный белый кафтан можно найти в миниатюрах османских художников как элемент костюма султана. В книге Наккаш Османа «Шахнаме» изображается заседание дивана, на котором султан Сулейман сидит в белом кафтане (рис. 2). У Османов этот цвет символизирует чистоту и богоизбранность [11, с. 34]. Использование белого цвета в одежде Мустафы перед казнью имело особое значение. Вероятно, сценаристы хотели показать этим невиновность Мустафы и его чистоту.

Рис. 2. Заседание дивана. Османская империя XVI в.

О достоверности переданных в сериале исторических событий точно говорить нельзя, поскольку неизвестна реальная причина казни Мустафы. А заговор Хюррем-султан и Рустама-паши является одной из версий, которую

разделяют не все историки. Однако точно передан сам процесс казни, соблюдается историческая хронология, и место действия соответствует исторической действительности. Также верно переданы последствия казни: недовольство янычар и лишение Растама-паши всех его чинов. Но все же режиссеры и сценаристы сериала используют множество художественных средств, которые являются выдумкой и лишь подчеркивают трагичность событий, передают эмоциональное состояние героев, это погодные условия, белый кафтан Мустафы и письмо, которое султан находит у Мустафы уже после казни. Все эти художественные средства дополняют образ трагичной и жестокой традиции братоубийства в Османской империи.

В результате анализа сюжета с казнью Мустафы можно сделать вывод о том, что Закон Фатиха применялся султаном не только по отношению к братьям, но и ко всем членам династии мужского пола. Также данный закон был нужен не столько для сохранения общественного порядка, сколько для сохранения единоличной власти султана, иногда вразрез с интересами общества.

Тогда насколько же все-таки был оправдан Закон Фатиха в Османской империи и почему практика братоубийства долгое время принималась обществом? Данная традиция прерывается при Ахмеде I в XVII в., когда он, вступив на трон, не убивает брата Мустафу и всеми способами откладывает казнь и в итоге пожизненно заточает брата. В итоге возникает традиция заточения шехзаде в специальных помещениях. А трон было принято передавать старшему в роду, а не от отца к сыну [10]. Но к чему приводит такая замена?

Когда трон передавался от отца к сыну, средняя продолжительность правления султана была больше, а политическая устойчивость была намного сильнее. Когда самые старшие члены династии занимали трон, периоды царствования были короче, и султаны не могли проявить необходимый динамизм в качестве правителя. Ранее шехзаде назначались губернаторами

санджака, чтобы лучше обучаться политическим и административным навыкам. Когда эта практика была прекращена, у них было меньше шансов получить опыт в императорском дворце, ведь находясь в нем в заточении, они лишь медленно сходили с ума от страха смерти. Такая система давала возможность придворной знати и женам султанов контролировать политику государства.

То, что нам, людям с европейским мировоззрением, кажется неприемлемым и жестоким, на Востоке является нормой. И при анализе практики братоубийства нужно исходить в первую очередь из культурных и исторических реалий того времени. Для Османской империи периода правления Сулеймана Великолепного традиция братоубийства была оправдана обществом и необходима для стабильности государства. Но как любой закон, Закон Фатиха имел свои исключения и недостатки.

Список литературы

1. Абдул Азиз бин Саттам. Шариат и понятие выгоды: Использование и функция маслахи в исламской юриспруденции [Электронный ресурс]. - Лондон: И.Б. Таврический, 2015. - URL: https://books.google.ru/books?id=PNwZCAAAQBAJ&redir esc=y (дата обращения: 08.05.2022).

2. Александров Е.В. В поисках предмета визуальной антропологии. Визуальная антропология [Электронный ресурс] // Антропологический форум. - 2007. - № 7. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vizualnaya-antropologiya (дата обращения: 20.03.2021).

3. Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. - М.: Пенаты, 2003.

4. Аникин Д.А. Визуализация исторической памяти в современном российском обществе. Визуальная коммуникация в социокультурной динамике // Сборник статей II междунар. науч. конф. 24-25 ноября 2016 г. - Казань, 2016. - 516 с.

5. Афьонджу Эрхан. Братоубийство в Османской империи [Электронный ресурс]. - URL: https://inosmi.ru/20140123/216771875.html (дата обращения: 08.05.2022).

6. Бабингер Ф. Мехмед Завоеватель и его время [Электронный ресурс] / под ред. Уильяма К. Хикмана, пер. с нем. Ральфа Манхейма. - Изд-во Принстон. ун-та, 1992. - URL: https://archive.org/details/mehmedconqueror00fran/page/n9/mode/2up (дата обращения: 08.05.2022).

7. Бальфур Джон Патрик. Османская империя. Шесть столетий от возвышения до упадка. XIV-XX вв. / пер. с англ. A. Игоревского. - М.: Центрполиграф, 2017.

8. «Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи [Электронный ресурс] // Османская империя.

Государственная власть и социально-политическая структура / АН СССР, Институт востоковедения; отв. ред. С.Ф. Орешкова. - М.: Наука, 1990. - URL: http://drevlit.ru/docs/turky/XV/Mexmed_II/Kanun-name/text.php (дата обращения: 08.05.2022).

9. Олдерсон А.Д. Структура Османской династии [Электронный ресурс]. -Оксфорд, 1956 г. - С. 186. - URL: https://archive.org/details/in.gov.ignca.15370/page/29/mode/2up (дата обращения: 8.05.2022).

10. Сабах Дейли. История братоубийства в Османской империи [Электронный ресурс]. - Ч. 1. - URL: https://www.dailysabah.com/feature/2015/08/07/the-history-of-fratricide-in-the-ottoman-empire--part-1 (дата обращения: 08.05.2022).

11. Сейид Локман эль Ашури. Шахнаме // Музей Топкапы. - С. 72.

12. Сериал «Великолепный век» [Электронный ресурс] // Спутник. Культура. -2014 г. - URL: https://az.sputniknews.ru/culture/20140613/300504198.html (дата обращения: 08.05.2022).

13. Халил Инальчик. Османское наследство и его отношение к турецкой концепции суверенитета [Электронный ресурс]. - URL: https://historiafactory.wordpress.com/2016/08/15/the-ottoman-succession-and-its-relation-to-the-turkish-concept-of-sovereignty-halil-inalcik/ (дата обращения: 08.05.2022).

14. Хюнернаме [Электронный ресурс]. - Стамбул, 1969 г. - С. 72. - URL: hunername : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive (дата обращения: 08.05.2022).

15. Штомпка П. Семинар по визуальной социологии [Электронный ресурс] // Коммуникология. - 2013. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/seminar-po-vizualnoy-sotsiologii (дата обращения: 21.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.