Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЙ СУЛТАНАТ КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА XVI - XVII ВВ.'

ЖЕНСКИЙ СУЛТАНАТ КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА XVI - XVII ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3287
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГАРЕМ / ЖЕНСКИЙ СУЛТАНАТ / ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ СТАМБУЛА / СУЛЕЙМАН ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ / ХАСЕКИ / ВАЛИДЕ СУЛТАН / ВОСТОК / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малоземов С.И., Денисова Д.Э., Савинова В.А.

В данной статье рассмотрено становление и развитие такого необычного периода в истории Османской империи как женский султанат. Это противоречивый, а порой и загадочный период, когда женщины играли существенную роль в управлении государством. Рассмотрено влияние женщин гарема на государственные и внешнеполитические аспекты жизни Османской империи, а также дана характеристика структуры гарема. Особое место в данном исследовании занимает рассмотрение вопроса влияния самых могущественных султанш того времени: Хюррем Султан, Нурбану Султан и Кесем-Султан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S SULTANATE AS A DEVELOPMENT PHENOMENON THE OTTOMAN STATE OF THE XVI-XVII CENTURIES

This article examines the formation and development of such an unusual period in the history of the Ottoman Empire as the female Sultanate. This is a controversial and sometimes mysterious period when women played a significant role in government. The influence of harem women on the state and foreign policy aspects of the life of the Ottoman Empire is considered, and the structure of the harem is characterized. A special place in this study is occupied by the consideration of the influence of the most powerful sultans of that time: Hurrem Sultan, Nurbanu Sultan and Kesem Sultan.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЙ СУЛТАНАТ КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА XVI - XVII ВВ.»

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЖЕНСКИЙ СУЛТАНАТ КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА XVI - XVII ВВ.

Малоземов С. И.*

к. и. н., доцент вета^ет ру@уа ndex.ru

Денисова Д. Э.*

студент

denisoya.diana2017@yandex.ru

Савинова В. А.*

студент

lera.sayinoya2015@yandex.ru

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В данной статье рассмотрено становление и развитие такого необычного периода в истории Османской империи как женский султанат. Это противоречивый, а порой и загадочный период, когда женщины играли существенную роль в управлении государством. Рассмотрено влияние женщин гарема на государственные и внешнеполитические аспекты жизни Османской империи, а также дана характеристика структуры гарема. Особое место в данном исследовании занимает рассмотрение вопроса влияния самых могущественных султанш того времени: Хюррем Султан, Нурбану Султан и Кесем-Султан.

Ключевые слова:

Османская империя, гарем, женский султанат, великие женщины Стамбула, Сулейман Великолепный, Хасеки, Валиде Султан, Восток, исторические личности.

УДК 321.6/.8

Р01: 10.24411/2658-6932-2021-10000

Для цитирования: Малоземов С. И., Денисова Д. Э., Савинова В. А. Женский султанат как феномен развития Османского государства XVI - XVII вв. / С. И. Малоземов, Д. Э. Денисова, В. А. Савинова // Контентус. - 2021. - №2. - С. 34 - 42.

Османское государство, образованное в конце XIII века, достаточно стремительно развивалось и уже к середине XVI века могущество империи достигло своего апогея. На международной арене обозначился

крупный политический игрок, Османы претендовали на роль лидера мусульманского Востока в его противостоянии христианскому Западу. Многогранность политической истории Османской империи определяется не только ее влиянием на мировую политику, но и пестротой событий в пределах султанского дворца [2, с. 251].

Значимость выбранной темы заключается, прежде всего, в том, что гарем османских султанов в качестве особого социально-политического института, испытывающий серьезные изменения за весь период своего существования в отечественной науке по-прежнему исследован не достаточно. Попытаемся раскрыть феномен женского султаната посредством характеристики влияния женщин гарема на внутреннюю политику и внешнеполитическую деятельность дома Османов.

Исследование проблематики затрудняется малочисленностью достоверных сведений о гареме, иерархии управления. Многие современные научно-популярные работы, в которых изучается тема гарема османских султанов, основаны на рассказах и воспоминаниях женщин, являющихся представителями османской династии XIX - XX вв. Поэтому согласимся с И. Б. Мамедовым о том, что эти сведения вряд ли можно с достоверностью экстраполировать на события, происходившие в гареме в XVI - XVII вв. [4, с. 3-4].

Изначально слово «гарем» в переводе с арабского имело значение «запретного, священного». Со временем в Османской империи оно приобрело новое значение, в связи с усилением роли женщин в вопросах наследования престола. В мусульманских семьях гарем, представлявший собой женскую половину дома, был не только больше в объеме мужской части дома, но и намного роскошнее [7, с. 220]. В современном европейском массовом сознании гарем представляется важным элементом восточной культуры [6].

На Западе было распространено мнение о том, что гарем формирует исключительно отрицательный имидж султана, т.к. это место для сексуальных развлечений султанов. Однако стоит подчеркнуть тот факт, что в действительности гарем являлся местом формирования семейной политики, политической борьбы Османской империи.

Согласно сложившейся мусульманской традиции, в гареме существовала четкая иерархия. Степень приближенности женщины к правителю определяло ее положение в гареме [4, с. 16 -17]. Учитывая четкую иерархию гарема, целесообразно будет подчеркнуть наличие особого порядка управления, подчинения в женской части дворца. Мать султана - Валиде Султан стояла во главе султанского гарема. Она пользовалась авторитетом как во дворце, так и за его пределами. В Европе статус Валиде Султан

приравнивался к королеве, императрице. Мать падишаха поддерживала установленный законом порядок, выполняла управленческие функции, когда султан отбывал в поход, занималась решением вопросов семьи и престолонаследия, принимала иностранных гостей. Благоустройство городов, возведение мечетей также было в ее компетенции. Кроме того, Ва-лиде имела право заниматься благотворительной деятельностью, активно создавала вакфы и различного рода фонды [1, с. 81], распределяла бюджет с помощью хазнедара - главного казначея. В вопросах управления помощь ей оказывала управительница гарема - кахья Кадын, которая, в частности, осуществляла контроль над процессом обучения и подготовки невольниц для различных служб гарема.

Необычным явлением в организации дворца было появление титула - Хасеки («приближенная к султану», «любимая султаном»). Появление данного титула в 1521 году было инициативой султана Сулеймана для своей законной жены Хюррем Султан. Этот титул нельзя было отчуждать, он не зависел от количества рожденных детей и их пола. Но он позволял избранной наложнице султанского гарема возвыситься над остальными.

Согласно гаремной пирамиде, третьими по статусу были сестры и дочери султана. В большинстве случаев их рано выдавали замуж, и они покидали Дворец Топкапы. История дома Османов знала и тех, кто остался при дворе, имея при этом влиятельных союзников. Носившие титул «Султан» или «Госпожа», они принимали непосредственное участие в управлении государственным аппаратом. Уместно будет вспомнить короткое правление Михримах Султан, дочери Сулеймана Великолепного и Хасеки Хюррем Султан, которой удалось после смерти Хасеки стать Валиде (руководительницей гарема Топкапы) при своем брате Селиме II, и напрямую влиять на ход его политики.

Помимо этого, в султанском гареме жили и бывшие Госпожи Султанши, утратившие свой титул из-за потери наследников мужского рода, так называемые - кадын. Оставаясь во дворце султана, они способствовали поддержанию традиций в гареме, часто находясь в услужении Валиде и султанш.

Пройдя весьма сложный и длинный путь от безвольной рабыни до османских королев, женщины имели влияние как в самом дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в политику государства. Они управляли визирями, солдатами и даже переписывались с правителями других династий. Однако стоит отметить, что согласно утвердившейся традиции арабских государств, женщины не допускались к ведению политической «игры», в отличие от других монархий. И все же именно в исследуемый период Османской истории женщины в мусульманском мире имели

значительный политический вес и выступали в роли руководителя страны. Неудивительно, что этот период в истории Османской империи именуется женским султанатом.

Хронологическими рамками женского султаната принято считать 1550 - 1656 годы. Однако, определение «женский султанат» было введено лишь в начале XX века турецким историком Ахметом Рефиком Алтынай. В своем одноименном творении он утверждал, что данный период в истории Оттоманской Порты можно считать началом конца Великой империи [10, с. 10].

При исследовании причин возникновения феномена женского султаната и его дальнейшего развития наблюдается некая двойственность. С одной стороны, можно считать, что именно время окончания походов способствовало зарождению исследуемого явления. В то же время представляется возможным полагать, что образованию женского султаната поспособствовала развернувшаяся борьба против принятого еще Мехмедом II Фатихом (Завоевателем) в 1478 году закона «О престолонаследии». Его суть состояла в том, что все братья султана должны быть подвергнуты казни, дабы избежать внутренних смут.

В истории женского султаната первой ее представительницей становится Хюррем Султан (1531 - 1558 гг.). По некоторым данным она появилась во дворце Топкапы в 1520 году. Имя ее доподлинно неизвестно, но историки именуют ее Анастасией/Александрой Лисовской [13, р. 58]. В Европе эта женщина известна как Роксолана. Хюррем родилась на Западной Украине в семье священника. Очередной набег татар на местечко Рогатин фактически предрешил ее судьбу. Оказавшись в плену, она была куплена работорговцами, посредством которых она оказалась во дворце султана [3, с. 35]. Однако есть версия, что девушка была в султанском гареме еще до восшествия Сулеймана на престол, в гареме его отца султана Селима Явуза I (Грозного) [10, с. 121].

Уже будучи султаном, Сулейман Кануни (1520 - 1566 гг.) дал своей любимой наложнице новое имя - Хюррем (с арабского - «приносящая радость»). В 1521 году после рождения первенца шехзаде Мехмеда, Сулейман I даровал этой женщине титул «Хасеки» впервые в истории государства. Нонсенсом было и то, что султан сначала сделал рабыню свободной мусульманкой, а затем и вовсе на ней официально женился, при этом она являлась его единственной женой. Данный факт характеризует Хюррем как первую в истории дома Османов наложницу, получившая свободу еще при жизни мужа. После 1530 года последовала череда событий, которая явно повлияла на могущество госпожи. Смерть Валиде Хавсы Султан - матери султана (1534 г.), казнь великого визиря Ибрагима-паши (1536 г.),

а также отъезд Махидевран султан в Манису вместе с сыном Мустафой открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти. Она стала полноправно управлять гаремом. Таким образом, полученный статус и авторитет значительно возвышал госпожу над другими представительницами гарема. Однако этого было не недостаточно, чтобы встать во главе гарема и иметь власть на назначение или смещение должностных лиц.

Многие отмечали, что Хюррем была очень образованной, поэтому активно интересовалась государственными делами и международной политикой [10, с. 49]. Постижению дипломатии способствовало не только принятие Хюррем во дворце послов иностранных государств, но и благодаря владению несколькими иностранными языками ведение переписки с правителями других государств. Кроме того, она вела личный прием влиятельных вельмож, художников. Госпожа содействовала поднятию уровня жизни в стране. Ею было открыто несколько вакфов, также во многих регионах Стамбула активно строились и развивались школы, медресе и бани. Еще при жизни Хюррем начала строительство мечетей в столице.

Сулейман много времени проводил в походах, именно от Хюррем он узнавал всю информацию о событиях во дворце, она была для него верным другом и политическим советником. Как отмечали многие исследователи, влияние Хасеки на султана было огромным. Посол из Венеции На-ваджеро отмечал, что Роксолана «держала в своих руках уздечку от воли султана» [8, с. 67].

В пределах не только города, но и всей страны говорили о влиятельной госпоже. Ходили слухи, что она околдовала падишаха, и что тот уже не в состоянии разумно управлять государством. Нередко с помощью слова госпожи и поддержки ее влиятельного окружения, султан либо смещал, либо казнил своих чиновников. Одним из последствий влияния Хюррем на султана можно считать казнь Мустафы (сын от наложницы Махидевран) в 1553 году. Но, стоит отметить, что вершины своего могущества, к которой стремилась Хасеки, так и не достигла, при этом обеспечив власть для своего сына Селима II.

Подводя итог, отметим, что роль и влияние первой госпожи женского султаната может оцениваться неоднозначно. Хасеки Хюррем умерла еще в правление своего мужа и не дожила до статуса Валиде. Но именно она стала основой, фундаментом, на котором зародился феномен Женского султаната. Подчеркнем тот факт, что женщина пошла вопреки судьбе, превратив простую рабыню в могущественную госпожу, что было нонсенсом в мусульманском государстве.

После смерти Султана Сулеймана I Великолепного на османский престол взошел его сын - Селим. Как отмечает М. З. Саидова, падение

Османской империи берет начало с правления Селима II (1566 - 1574 гг.). Если во время правления Сулеймана значительное влияние на дела государства оказывала Хюррем, то при Селиме II на управление государством влиял целый ряд могущественных и решительных представительниц султанского дворца [5, с. 156].

В период женского султаната Нурбану Султан становится первой Ва-лиде Султан при султане Мураде III (1574 - 1595 гг.), хотя ее возвышение началось еще в качестве Хасеки Селима II. Женщина была родом из аристократической венецианской семьи, привыкшая с раннего детства к роскоши. В статусе рабыне девушка долго не задержалась. В силу того, что падишах мало интересовался управлением страной, Хасеки Нурбану в союзе с главным визирем Мехмедом Соколлу Пашой руководили Османской империей.

Госпожа следила за советом визирей, активно переписывалась с французской королевой Екатериной Медичи, налаживая хорошие отношения между двумя дворами, а также принимала у себя венецианских послов. Султана Селима поражало такое редкое сочетание красоты, удивительной проницательности и глубокого ума в одной девушке [9, с. 232].

Селим II был очень мягким правителем. Интересный факт - после смерти султана его Хасеки и главный визирь укрыли тело Селима в холодильнике до приезда сына Мурада. Это объяснялось тем, что султан Селим имел детей и от других наложниц, что создавало реальную угрозу потери власти Нурбану и ее сына. Можно утверждать, что Хасеки совершила государственный переворот в пользу сына, чтобы обеспечить переход власти в его руки. Это, в свою очередь, позволяло ей как матери султана обрести власть и влияние в полной мере [3, с. 35], что не удалось сделать ее предшественнице.

Нурбану, став Валиде, продолжала править гаремом и влиять на сына вплоть до своей кончины. Так о влиянии этой женщины писал венецианец Паоло Контарини: «Мурат основывает свою политику главным образом сообразуясь с советами своей матери... Ему совершенно понятно, что никто кроме матери не будет столь любящим и преданным; он преклонялся перед ней и ценил ее необычайные качества и добродетели» [8, с. 100]. После смерти Нурбану удостоилась всех почестей, которые полагаются Валиде. В народе ее вспоминали как женщину благородную, мужественную и умную.

Сын Нурбану Султан - Мурад III унаследовал от своего отца умение наслаждаться прелестями жизни, но никак не опыт в ведении государственными делами. Поэтому его нельзя было назвать сильным

правителем, но по праву падишаха можно считать самым плодовитым (многодетным) за всю историю Османской империи.

Главенствующая роль в решение вопросов как внешней, так и внутренней политики государства при Мураде III отводилась женщинам султанского гарема, в частности его матери - Нурбану Султан и наложнице -Сафие. Две сильные султанши в окружении своих верных союзников были заняты интригами, направленных не только друг против друга. Они активно вмешивались в государственные дела, провоцируя отставки и даже казни многих высших сановников. Противостояние политических группировок Нурбану Султан и Сафие лишь усугубляло проблему коррупции, ибо взяточничество и кумовство становилось нормой среди должностных лиц. Отметим, что такое положение дел пагубно сказалось на динамике развития Османского государства, и в целом ускорило крах империи.

С кончиной матери падишаха - Нурбану Султан, управление гаремом фактически перешло в руки главной Хасеки Мурада III - Сафие (1583 -1604(3) гг.). Однако, заметим тот факт, что Хасеки не стала официальной женой султана как ее предшественницы, а оставалась в статусе главной жены. Тем не менее, она была почитаема и любима падишахом. Он обсуждал с ней некоторые государственные вопросы и прислушивался к ее советам [3, с. 35]. Согласно воспоминаниям венецианца Джованни Моро, содержавшимися в его отчете за 1590 год, Сафие обладала властью в качестве матери принца (будущего султана Мехмеда III), поэтому она позволяла себе вмешиваться во внутриполитические дела. При этом Мурад III, уважая эту «рассудительную и мудрую» женщину, прислушивался к ее советам [6, с. 5; 13, р. 94].

Авторитет Сафие при дворе укреплялся, и пока государь был занят гаремными наслаждениями, Госпожа практически встала во главе государства. Она способствовала поддержанию политических отношений с Венецией, активно переписывалась с английской королевой Елизаветой I. Правительницы переписывались, посылали друг другу дорогие подарки. Елизавета I даже отправила Сафие свой портрет. Благодаря подаркам и теплым отношениям королев, Сафие Султан фактически была главным адвокатом английской королевы во дворце, а посол Англии Эдвард Бартон играл активную роль в распределении должностей в Стамбуле. В переписки с знатными правителями, она подписывалась - «Мы - Валиде всех Валиде! Мы - Сафие Султан!», подчеркивая тем самым свой статус. (под «мы» в ее интерпретации подразумевалось государство во главе с Валиде).

После смерти Мурада III в 1595 году, на престол взошел сын Сафие -Мехмед III (1566 - 1603 гг.). При правлении своего сына Госпожа достигла

наивысшей должности согласно «карьерной лестнице» гарема - Валиде Султан. Имея и без того огромную власть и влияние, титул мать султана подчеркнул ее величие не только во дворце, но и далеко за его пределами.

С кончиной Мехмеда III и постепенным отходом от дел Сафие Султан, в «политической игре» карта власти переходит от одной султанши к другой. Играя роль Валиде, каждая из султанш (Хандан Султан, Халиме Султан и Махфируз Хатидже Султан) важной роли в политической жизни Османской империи уже не играли по причине их непродолжительного пребывания в должности управленца - по два года каждая.

В 1603 г. на Османский престол взошел сын Мехмеда III и Хандан Султан - Ахмед I. Молодой и неопытный падишах прислушивался к советам своей матери, однако влияние женщин гарема на государственные дела при нем было ограничено. Но все изменилось с появлением в гареме Махпейкер (Кесем) Султан (время правления 1623 - 1651 гг.). Судя по воспоминаниям посла Кристофора Вальера, относящихся к 1616 году, еще не будучи Валиде Султан она уже имела огромное влияние на Ахмеда I, ни в чем не получая от него отказа [8, с. 123-124; 11, р. 247]. В историю эта женщина вошла как самая влиятельная, сильная и могущественная султанша династии османов.

Стремительная карьера султанши напоминала судьбу Хюррем Султан. Но, в отличие от своей предшественницы Кесем обрела реальную силу в годы, когда была Валиде Султан, а не Хасеки [3, с. 36]. Во время правления своего мужа Ахмеда Кесем Султан закулисно влияла на ход политики. Падишах советовался с Хасеки, а она в свою очередь, чтобы не лишиться статуса и расположения султана проявляла сдержанность и великую мудрость в своих поступках.

В 1617 году султан Ахмед I скончался и во главе государства встал младший брат падишаха Мустафа I (1617 - 1618 и 1622 - 1623 гг.) - сын Мехмеда III и наложницы Халиме Султан. Таким образом, был нарушен «Закон Фатиха», и в дальнейшем всех претендентов на престол по мужской линии помещали в специальную «клетку» - кафес. Смеем полагать, что Мустафа не был убит ввиду нескольких причин: во-первых, известно было о его психической болезни, поэтому он не представлял политической угрозы. Во-вторых, представители османского двора заботились о судьбе династии, так как Ахмед в начале своего правления не имел детей и в случае его смерти род Османов мог прерваться. В -третьих, малолетнего шехзаде (наследный принц) от неминуемой гибели спасла именно Кесем Султан, выстроив таким образом стратегию в надежде в будущем уберечь и своих детей от вероятного братоубийства.

В последствии из-за политической нестабильности Мустафа был свергнут с престола предположительно группировкой Кесем под ее личным руководством в пользу своего сына Мурада IV, в результате чего ей пришлось официально отчитываться перед судьями в своих действиях. Невиновность султанши была доказана, что освобождало ее от обвинений в организации дворцового переворота. Султанша долгое время находилась у власти, она дважды становилась Валиде Султан, впервые именно ей был приписан титул - «Бюйюк», т.е. Старшая Валиде (бабушка при правящем султане). Новшеством являлось и то, что за всю историю правления женщин, именно Кесем Султан единолично управляла империей в качестве регента.

Госпожа была умелым дипломатом, она вела переписку с послами и монархами других государств, кроме того султанша принимала сановников, участвовала в заседании Дивана, где непосредственно решала вопросы внутренней и внешней политики империи.

Помимо личных качеств Кесем, которые способствовали ее продвижению по «карьерной лестнице», отметим и ее высокую фертильность (плодовитость), благодаря которой ее авторитет при дворе значительно вырос. Из большого числа детей мужского рода, султанами посчастливилось стать лишь двоим - Мураду IV Кровавому (1623 - 1640 гг.) и Ибрагиму I Безумному (1640 - 1648 гг.). Дочери султанов в Османской империи, как правило, становились разменной монетой в политических интригах. Такой тактики придерживалась и сама Кесем. Она выдавала своих малолетних дочерей (одной из них на момент замужества было всего два года) за влиятельных государственных деятелей, оказывая им в дальнейшем поддержку и укрепляя собственные позиции.

Амбициозная госпожа не забывала и про простой народ. Во время ее правления в Стамбуле было организовано множество бесплатных мест питания для бедняков. Кесем Султан всячески помогала детям -сиротам и женщинам.

Вне всякого сомнения, история жизни самой могущественной султанши была полна смут, тайн и интриг, однако во многом благодаря ее дальновидной политике в государстве произошли серьезные изменения, а также были одержаны важные стратегические победы на международной арене.

Со смертью падишаха Ибрагима I в 1648 году, на османском престоле оказался малолетний принц - Мехмед IV Охотник (1648 - 1687 гг.). К этому времени бабушка султана Кесем была сильна и могущественна. Но, конкуренцию ей составила, набирающая силу в гареме и за его пределами, мать султана - Турхан Султан. Заметим, что политическая обстановка при

дворе первых лет правления Мехмеда IV не отличалась стабильностью вследствие бесконечных дворцовых интриг, провоцируемых борьбой за власть Кесем и Турхан. Исход их противостояния был решен в пользу Тур-хан в 1651 году, когда Кесем была убита в своих покоях верными слугами Турхан. Однако ее участие в этом так и не было доказано.

Турхан Султан ознаменовала собой закат эпохи Женского Султаната. Это женщина была честолюбива, поэтому с помощью жестокого противоборства вернула себе титул Валиде. В силу своего малолетнего возраста султан Мехмед IV не мог в полной мере управлять страной, поэтому султанша по примеру своей предшественнице, руководила Великой Османской империей в качестве регента до совершеннолетия своего сына, после чего Валиде Султан передала ведение всех государственных дел визирю Мехмеду Кеплюрю, который и положил конец эпохи женского Султаната. И согласно истории: на смену одной эпохи пришла другая - Эра семейства Кеплюрю.

Отойдя от дел большой политики, Валиде сконцентрировала свое внимание на строительстве. Первым ее проектом стало возведение двух крепостей у входа в пролив, как ответ на венецианскую блокаду Дарданелл [12, р. 15]. Реализация данного проекта позволила признать Турхан Султан равной наряду с другими султанами, например Мехмедом II Завоевателем. Завершение строительства в Стамбуле Новой Мечети Валиде, начатой еще Сафие Султан, позволило Турхан Султан достичь наибольшего признания. Этот комплекс был увековечен как первая Имперская мечеть, построенная женщиной.

С возвышением власти великих визирей, статус Валиде и Хасеки потерял свое былое величие и значение. Однако прекращение правления женщин в Османской империи совсем не означало и завершения их влияния на управление. Только теперь Валиде была отведена роль наставника будущего наследника престола, собственно как и должно было быть. Также в распоряжении Госпожи было занятие благотворительностью и благоустройство империи.

Многонациональная и поликонфессиональная Османская империя демонстрирует успешный, а порой и неудачный опыт цивилизационного взаимодействия в прошлом. В целом можно сказать, что в настоящее время отсутствует некая единая историческая оценка влияния женского султаната на эволюцию Османской империи. С одной стороны, данный феномен способствовал гибели империи, ее политической раздробленности и хаотичности. Была подорвана сама власть султана, превратившись в бюрократичный аппарат. С другой, явилось скорее следствием, чем причиной упадка страны. Женщинам, управлявшим страной в

указанный период, удалось сохранить устоявшийся монархический порядок, согласно которому власть султанов передавалась в рамках одной династии - правящего дома Османов.

Учитывая совокупность положительных и отрицательных последствий, можем сделать вывод о том, что женский Султанат в Османской империи явился скорее стабилизирующим политическим фактором. Поэтому период в истории Османов, получивший название «Каданлар Султаната» (Султанат женщин) был вполне закономерен.

Список использованных источников

1. Ефремова Е. Е. Иерархия гарема Османской империи XVI - XVII века (историографический аспект) / Е. Е. Ефремова // Студенческая наука и XXI век. - 2020. Т. 17. - № 1 (2). - С. 81-82.

2. Жилина А. И. Внешняя политика османского султаната в правление падишаха Су-леймана I Кануни / А. И. Жилина // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2016. - № 1. - С. 251 - 258.

3. Мамедов И. Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов / И. Б. Мамедов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2009. - № 111. - С. 33-40.

4. Мамедов И. Б. Эволюция института султанского гарема в XV - XVIII вв. и его роль в политической и социальной жизни Османского государства: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - СПб., 2011. - 26 с.

5. Саидова М. З. Султанат женщин дома Османов / М. З. Саидова // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 30 ноября 2016. - Ч. 2. - Вологда. - С. 155-157.

6. Суковатая В. А. Женские тела и имперские фантазии: гарем как территория восточного Другого / В. А. Суковатая, Е. Г. Фисун // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2014. - № 4. - С. 13-22.

7. Ткачева А. В. Структура гарема в Османской империи / А. В. Ткачева // Молодой ученый. - 2020. - № 12 (302). - С. 220-223.

8. Фрили Дж. Тайны османского двора. Частная жизнь султанов / Дж. Фрили. - Смоленск: Русич, 2004. - 400 с.

9. Фролова И. А. Турецкий гарем и его обитатели / И. А. Фролова // Интерпретации культуры: сб. ст. - Тверь, 2015. - С. 230-235.

10. Ahmet Refik Altinay. Kadinlar Saltanati / Refik Altinay Ahmet. - Istanbul: Tarih Vakfi, 2005. - 400 s.

11. Leslie P. Peirce. The Imperial Harem. Women and Sovereignty in the Ottoman Empire / P. Peirce Leslie. - Oxford University Press, 1993. - 374 p.

12. Lucienne Thys-Senocak. Ottoman Women Builders: The Architectural Patronage of Hadice Turhan Sultan (Women and Gender in the Early Modern World) / Thys-Senocak Lucienne. - New York: Taylor&Francis, 2007. - 346 р.

13. Peirce L. P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire / L. P. Peirce. - New York: Oxford University Press, 1993. - 394 р.Ежегодный консолидированный отчет IFOAM-2017 https://ifoam.bio

WOMEN'S SULTANATE AS A DEVELOPMENT PHENOMENON THE OTTOMAN STATE OF THE XVI-XVII CENTURIES

Malozemov S. I.**

Candidate of History, Associate Professor semalozem ov@ya ndex.ru

Denisova D. E.**

student

denisova.diana2017@yandex.ru

Savinova V. A.**

student

lera.savinova2015@yandex.ru

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

This article examines the formation and development of such an unusual period in the history of the Ottoman Empire as the female Sultanate. This is a controversial and sometimes mysterious period when women played a significant role in government. The influence of harem women on the state and foreign policy aspects of the life of the Ottoman Empire is considered, and the structure of the harem is characterized. A special place in this study is occupied by the consideration of the influence of the most powerful sultans of that time: Hurrem Sultan, Nurbanu Sultan and Kesem Sultan.

Keywords:

Ottoman Empire, harem, female Sultanate, great women of Istanbul, Suleiman the Magnificent, Haseki, Valide Sultan, East, historical figures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.