Научная статья на тему 'ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ / ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ / ВИДЫ ЭНЕРГИИ / ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурханова Л.М.

На основе законодательства Республики Узбекистан энергия рассмотрена как особый вид товара. Определена правовая природа договора энергоснабжения как особого вида договора купли-продажи; специфика правового регулирования договора энергоснабжения на основе положений Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Закона Республики Узбекистан «Об электроэнергетике», Указов и постановлений Президента Республики Узбекистан и других нормативно-правовых актов. Проанализированы существующие системные проблемы в организации государственного управления в сфере энергетики; основные направления государственной политики в области электроэнергетики; некоторые особенности и существенные условия договора энергоснабжения; основания заключения договора энергоснабжения и отказ от его заключения; порядок согласования условий и порядок заключения договора энергоснабжения; основания и порядок изменения и расторжения договора энергоснабжения; основания одностороннего отказа и порядка от исполнения договора энергоснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCLUSION, AMENDMENT AND TERMINATION OF THE CONTRACT OF SUPPLY UNDER THE CIVIL LAW OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: LEGAL REGULATION AND IMPROVING

In the article on the basis of the legislation of the Republic of Uzbekistan, energy is considered as a special type of product; determined the legal nature of the energy supply contract as a special type of sales contract; the specifics of the legal regulation of the energy supply contract on the basis of the provisions of the Civil Code of the Republic of Uzbekistan, the Law of the Republic of Uzbekistan “On Electric Power Industry”, decrees and resolutions of the President of the Republic of Uzbekistan and other regulatory and legal acts; existing systemic problems in the organization of government in the field of energy; the main directions of the state policy in the field of electric power industry: some features and essential terms of the energy supply contract; the grounds for concluding an energy supply contract and the refusal to conclude it; the procedure for agreeing the conditions and the procedure for concluding an energy supply contract; the grounds and procedure for the amendment and termination of the energy supply contract; the grounds for unilateral refusal and the procedure for the execution of an energy supply contract.

Текст научной работы на тему «ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 349.6(575.1)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

канд. юрид. наук, доц. Л.М. БУРХАНОВА (Ташкентский государственный юридический университет, Узбекистан)

На основе законодательства Республики Узбекистан энергия рассмотрена как особый вид товара. Определена правовая природа договора энергоснабжения как особого вида договора купли-продажи; специфика правового регулирования договора энергоснабжения на основе положений Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Закона Республики Узбекистан «Об электроэнергетике», Указов и постановлений Президента Республики Узбекистан и других нормативно-правовых актов. Проанализированы существующие системные проблемы в организации государственного управления в сфере энергетики; основные направления государственной политики в области электроэнергетики; некоторые особенности и существенные условия договора энергоснабжения; основания заключения договора энергоснабжения и отказ от его заключения; порядок согласования условий и порядок заключения договора энергоснабжения; основания и порядок изменения и расторжения договора энергоснабжения; основания одностороннего отказа и порядка от исполнения договора энергоснабжения.

Ключевые слова: энергоснабжение, договор энергоснабжения, виды энергии, порядок заключения, изменения и прекращения договора энергоснабжения.

Энергоснабжение - одно из основных условий существования современной цивилизации и поэтому должно обеспечиваться государством. В настоящее время энергетическая сфера экономики Узбекистана ускоренно развивается, благодаря чему страна превратилась в энергетически обеспеченное независимое государство. Созданы широкие возможности и условия для развития энергетической отрасли, совершенствуются ее правовые основы. Исполнение на местах законодательства служит успешному обеспечению реформ в данной системе. Эти особенности во многом предопределяют специфику правового регулирования договора энергоснабжения.

В Республике Узбекистан проводятся масштабные реформы, направленные на ускоренное развитие всех отраслей экономики, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширение производства и сферы услуг. Но ряд системных проблем в организации государственного управления в сфере энергетики препятствует эффективной реализации реформ и ускоренному инновационному развитию страны, среди которых:

- недостаток координации и системного подхода в вопросах развития отраслей топливно-энергетического комплекса и диверсификации источников энергии увеличивает риски устойчивого энергоснабжения отраслей экономики и населения страны с учетом их растущей потребности;

- директивная модель управления организациями энергетической отрасли; излишнее административное регулирование финансово-хозяйственной деятельности компаний, а также нерациональное использование трудовых ресурсов снижают эффективность и результативность их работы, приводят к увеличению непроизводственных расходов и затрат на единицу вырабатываемой энергии;

- отсутствие здоровой конкурентной среды, наличие значительного квазигосударственного сектора и конфликта государственных и коммерческих интересов, несоответствие мер тарифного регулирования с инвестиционной политикой отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность топливно-энергетической сферы;

- развитие отрасли ограничено общесистемными проблемами, такими как высокий износ оборудования и медленные темпы обновления соответствующей инфраструктуры, эксплуатация оборудования, установок, газопроводов и линий электропередач с нарушением сроков службы, неустойчивое финансовое положение, низкий уровень внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, что приводит к увеличению технологических потерь и систематическим перебоям в поставках топливно-энергетических ресурсов, особенно на местах;

- слабая работа по внедрению автоматизированных систем планирования ресурсов предприятий, контроля и учета поставляемых энергоресурсов и других современных информационно-коммуникационных технологий на предприятиях отрасли приводит к высоким потерям поставки энергоресурсов потребителям и нарушениям в системе взаиморасчетов [1].

Значение энергоснабжения в Республике Узбекистан обретает особую актуальность с принятием Закона Республики Узбекистан «Об электроэнергетике» [2]. Основная цель углубления правового поля в энергетической отрасли - повышение эффективности производства и потребления электроэнергии,

обеспечение надёжного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. По инициативе Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева проводится огромная работа по модернизации электроэнергетики страны, сокращению энергоёмкости и внедрению системы энергосбережения. Примером такой инициативы является принятие Указа Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года «О мерах по коренному совершенствованию системы управления топливно-энергетической отраслью Республики Узбекистан»[1], постановления Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года «О мерах по организации деятельности Министерства энергетики Республики Узбекистан» 1 февраля 2019 года» [3]. В данных нормативно-правовых актах определены основные направления дальнейшего развития топливно-энергетической отрасли Республики Узбекистан:

- реализация единой энергетической политики, направленной на обеспечение энергетической безопасности страны и удовлетворение растущей потребности отраслей экономики и населения страны в энергоресурсах;

- разграничение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности в сфере энергетики, совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства;

- выработка четких рыночных механизмов осуществления тарифной политики и продвижение на этой основе принципов здоровой конкурентной среды;

- создание условий для активного привлечения прямых иностранных инвестиций в строительство инфраструктурных объектов, а также модернизацию, техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли;

- проведение государственной политики в области энергосбережения и снижения энергоемкости экономики, стимулирование активного внедрения в отраслях экономики и бытовом секторе передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий, широкое развитие альтернативных источников энергии.

Особенно важным является определение в Указе Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года «О мерах по коренному совершенствованию системы управления топливно-энергетической отраслью Республики Узбекистан» осуществление единого нормативно-правового и технического регулирования сферы энергетики в республике» [1].

Важнейшей задачей в ходе реализации рыночных отношений является реализация проектов по вводу инфраструктурных, транспортных и коммуникационных объектов, и эти процессы невозможны без использования и развития энергосистемы республики. Главной инновацией в энергетическом секторе Узбекистана выступает внедрение системы автоматизированного учёта, осуществляемое силами ГАК «Узбекэнерго», продолжающееся на всех энергоснабжающих предприятиях во всех регионах страны. Все это в целом определяет актуальность тематики данного исследования.

В последнее время особую остроту приобрела задача стабильного энергообеспечения промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйства республики. Помимо организационно-экономических мер, в решении данной задачи существенное значение имеет и надлежащее правовое регулирование отношений в данной сфере.

Впервые правила энергоснабжения были установлены на уровне закона в Основах гражданского законодательства Союза ССР; тогда соответствующий договор имел название «договор о снабжении энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть» [4]. Такое же название закреплялось и в Гражданском кодексе Узбекской ССР 1964 года [5].

В Гражданском кодексе Республики Узбекистан назван только один из договоров, заключаемых при обеспечении энергией потребителей, - договор энергоснабжения. Регулирующие его нормы размещены в § 6 («Энергоснабжение») главы 29 («Купля-продажа») [6]. Под действие этих норм подпадают отношения энергоснабжающих организаций как с гражданами (населением), так и с юридическими лицами. К отношениям, не урегулированным Гражданским кодексом Республики Узбекистан, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Под обязательными правилами следует понимать правовые нормативные акты, принятые органами исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Следует отметить расположение норм Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее -Гражданский кодекс), устанавливающих специальные правила в отношении договора энергоснабжения. В тексте Гражданского кодекса отсутствует полное определение указанного договора; учитывая, что он представляет собой вид договора купли-продажи, в соответствующих нормах указываются лишь специфические признаки этого договора, позволяющие выделить его в отдельный вид договора купли-продажи, и специальные по отношению к общим положениям) правила, регулирующие энергоснабжение.

Нормы Гражданского кодекса подлежат применению к правоотношениям, связанным с энергоснабжением, в определенной последовательности: сначала должны применяться специальные правила, регулирующие соответствующий договор; при отсутствии таковых субсидиарно применяются общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 29 Гражданского кодекса); если же соответствующие правоотноше-

ния не регламентируются ни специальными правилами о конкретном договоре, ни общими положениями о купле-продаже, применяются нормы о сделках, обязательстве и договоре.

Раскрывая вопрос правового регулирования договора энергоснабжения, важно показать, какие общие положения о договоре купли-продажи распространяют на него свое действие и какие не могут к нему применяться. Из общих положений о купле-продаже к договору энергоснабжения неприменима в полной мере норма, согласно которой покупатель обязуется принять товар. По договору энергоснабжения обязанность энергоснабжающей организации заключается не в том, чтобы «передать товар в собственность другой стороне», а в предоставлении абоненту возможности получать (использовать) энергию из сети, снабжающей организации в обусловленных договором пределах. Абонент (потребитель), если его потребление не лимитировано, вправе получить из сети столько энергии, сколько ему необходимо для обеспечения своих производственных и иных нужд. Но обязанность «принять товар», то есть использовать какое-то точно определенное количество энергии, на него не возлагается. При ином решении вопроса абонент (потребитель) должен был бы расходовать энергию и в тех случаях, когда в ней он не нуждался, либо платить санкции «за недобор». Таким образом, обязанность покупателя принять товар, характерная для всех других разновидностей договора купли-продажи, договору энергоснабжения не присуща.

По договору энергоснабжения для абонента надо предусмотреть право получать (использовать) энергию в обусловленных пределах, но не возлагать на него обязанность выбрать то количество энергии, которое в нем указано. Именно поэтому на практике в договорах энергоснабжения количество необходимой абоненту энергии определяется, как правило, ориентировочно, с указанием определенных максимальных величин и условий. Кроме того, для договора энергоснабжения характерны такие обязанности абонента, которые не свойственны купле-продаже: соблюдение определенного режима потребления энергии, обеспечение безопасности энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Наконец, для этого договора не характерны такие атрибуты многих договоров купли-продажи, как гарантийный срок и срок годности товара, комплектность товара, тара и упаковка.

Закон Республики Узбекистан от 30 сентября 2009 года № ЗРУ-225 «Об электроэнергетике» - основной закон в сфере энергоснабжения. В нем электроэнергетика определяется как сфера производства, передачи распределения, сбыта и потребления электрической энергии. В связи с изменениями инфраструктуры рынка электрической энергии изменилась, соответственно, и система договорных отношений. Закон определяет рынок электрической энергии (мощности) как товар особого вида, характеризующийся одновременностью его производства и потребления в рамках единой электроэнергетической системы в границах единого экономического пространства Республики Узбекистан с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов и действующих на основе его правил [2].

В Законе Республики Узбекистан «Об электроэнергетике» также определены основные направления государственной политики в области электроэнергетики: обеспечение электроэнергетической безопасности Республики Узбекистан; обеспечение безопасного и надежного функционирования единой электроэнергетической системы; удовлетворение нужд потребителей в электрической энергии; обеспечение равного доступа потребителей к территориальным электрическим сетям; привлечение инвестиций в процессы реконструкции, модернизации, развития генерирующих мощностей и электрических сетей; внедрение рыночных принципов и механизмов в систему управления и хозяйственных связей по производству, передаче и сбыту электрической энергии; обеспечение сбалансированного развития электроэнергетики; рациональное использование электрической энергии и топливно-энергетических ресурсов [2].

Государственное регулирование в области электроэнергетики, осуществляют: Кабинет Министров Республики Узбекистан; специально уполномоченный орган в области электроэнергетики - Министерство энергетики Республики Узбекистан; орган государственного надзора в области электроэнергетики, определяемый законодательством; органы государственной власти на местах имеют определённые полномочия, функции и обязанности в сфере электроэнергетики.

Что касается установки тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энерго-снабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, то тарифы устанавливаются также Законом Республики Узбекистан «Об электроэнергетике», где говорится, что тарифы на электрическую энергию при ее производстве, передаче, распределении и потреблении утверждаются в установленном порядке, а также другими подзаконными актами Республики Узбекистан [2].

Сферой действия Закона Республики Узбекистан «О рациональном использовании энергии» от 25 апреля 1997 года является деятельность юридических и физических лиц, связанная с добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением и потреблением топлива, тепловой и электрической энергии [7]. Цель данного закона - формирование общих правовых основ, обеспечивающих сохранение национальных энергетических ресурсов, эффективное использование энергии и производственного потенциала. Правовое регулирование в области рационального использования энергии направлено на обеспечение эффективного и экологически безопасного использования энергии

при ее производстве и потреблении; на стимулирование разработки и внедрения энергоэффективных технологий, добычи и производства более дешевых нефтепродуктов, природного газа, угля и других видов природного топлива; обеспечение точности, достоверности, единства измерений и учета количества и качества производства и потребления энергии; на осуществление государственного контроля и надзора за эффективным производством и потреблением энергии и её качеством, техническим состоянием энергетического оборудования, систем энергоснабжения и энергопотребления.

Подзаконным нормативным актам отдан приоритет при детальном регулировании вопросов энергоснабжения. Таким нормативным актом выступают Правила пользования электрической энергией [8], регулирующие взаимоотношения предприятий территориальных электрических сетей с потребителями электрической энергии и являющиеся обязательными для всех предприятий территориальных электрических сетей и потребителей электрической энергии. В Правилах говорится, что поставка электрической энергии как товара особого вида, характеризующегося одновременностью его производства и потребления, осуществляется на основании договора электроснабжения, заключенного между предприятием территориальных электрических сетей и потребителем, электроустановки которого непосредственно присоединены к электрическим сетям предприятия территориальных электрических сетей. Форма типового договора электроснабжения разрабатывается ГАК «Узбекэнерго» в соответствии с законодательством и утверждается Государственной инспекцией по надзору в электроэнергетике - ГИ «Узгосэнергонадзор», с последующим проведением правовой экспертизы в установленном порядке. То есть в данных правилах рассмотрены такие вопросы, как технические условия на присоединение электроустановок потребителей; порядок получения допуска в эксплуатацию электроустановок и подача напряжения потребителям; ответственность сторон за техническое состояние электроустановок; порядок установки и эксплуатации приборов учёта электрической энергии и т. д.

Существуют также Правила пользования тепловой энергией [9], в соответствии с которыми осуществляется пользование тепловой энергией, а также заключаются договоры между теплоснабжающим предприятием и потребителем, тепловые установки которого непосредственно присоединены к тепловым сетям теплоснабжающего предприятия. Также в правилах указаны основные права и обязанности теплоснабжающего предприятия и потребителей, определено количество тепловой энергии в паре, поставляемой потребителям, и порядок его расчётов.

Помимо этого к отношениям по договору энергоснабжения применяются: Правила производства, транспортировки и распределения электрической энергии [10], Правила проведения энергетических обследований и экспертиз потребителей топливно-энергетических ресурсов [11].

Требования по обеспечению технической и технологической безопасности в электроэнергетике установлены техническими регламентами.

Еще одним нормативным актом, регулирующим отношения в области энергоснабжения, является Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 12 января 2018 года № 22 «О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом» [12], в котором определено, что приобретение, установка, регистрация, периодическая государственная поверка и опломбирование современных приборов учета потребления электрической энергии и природного газа бытовым потребителям осуществляются за счет средств соответственно предприятий территориальных электрических сетей и газоснабжающих организаций; ответственность за организацию своевременного и качественного проведения периодической государственной поверки приборов учета потребления электрической энергии и природного газа бытовых потребителей возлагается соответственно на предприятия территориальных электрических сетей и газоснабжающие организации; подключение субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях «под ключ» осуществляется по их желанию.

Данные подзаконные акты более детально регламентируют отношения в сфере энергоснабжения, чем правила, установленные статьями 468-477 Гражданского кодекса о договоре энергоснабжения. Согласно пункту 2 статьи 478 Гражданского кодекса к отношениям по снабжению газом, нефтью и нефтепродуктами, водой через присоединенную сеть правила, установленные статьями 468-477 Гражданского кодекса, применяются лишь в случаях, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Сходство однопорядковых договоров, объединяемых понятием договора снабжения (подачи) товаров через присоединенную сеть, позволило Правительству Республики Узбекистан принять ряд актов, нормы которых регулируют отношения, возникающие как при снабжении электрической и тепловой энергией, так и газом, водой, нефтью и нефтепродуктами.

Поскольку договор энергоснабжения относится к числу публичных договоров, то порядок его заключения имеет некоторые особенности. Это означает, что закон предусматривает обязанность снабжающей организации заключить договор с обратившимся к ней юридическим либо физическим лицом [2].

В силу пункта 3 статьи 358 Гражданского кодекса не допускается отказ энергоснабжающей организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю энергию.

В соответствии со статьей 364 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора [6]. Первым существенным условием договора служит предмет договора, который включает в себя два рода объектов: действия сторон по подаче энергии через присоединенную сеть на энергопринимающее устройство абонента, принятие энергии и ее оплату, а также собственно энергию как специфический товар, суть которого составляет свойство энергии производить определенную работу.

Нормами Гражданского кодекса о договоре купли-продажи и о договоре энергоснабжения установлены следующие существенные условия последнего: количество подаваемой энергии; режим ее подачи и потребления; качество энергии; обязанности сторон по содержанию, эксплуатации и обеспечению безопасности энергообъектов и приборов, находящихся в их ведении; порядок расчетов за энергию при отсутствии его нормативного регулирования. Исходя из норм законодательства, существенными также являются условия о тарифах. Правилами пользования электрической и тепловой энергией к существенным условиям отнесено соблюдение установленных режимов потребления и показателей качества электрической и тепловой энергии. Кроме того, Правилами пользования тепловой энергией прямо названы существенными такие условия договора теплоснабжения: условия отпуска и потребления тепловой энергии; осуществление учета полученных энергии и теплоносителя; сроки и условия оплаты; виды ответственности за ненадлежащее исполнение договора сторонами. Таким образом, можно перечислить не менее десяти существенных условий договора энергоснабжения помимо его предмета.

Согласно Гражданскому кодексу договор энергоснабжения должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Следовательно, соответствие договора энергоснабжения нормам ГК, законам Республики Узбекистан, постановлениям Правительства Республики Узбекистан, а также правилам, принятым в соответствии с Гражданским кодексом, является обязательным, и все споры, возникающие при заключении договора энергоснабжения, чаще всего сводятся к приведению условий договора, содержащихся в оферте энергоснабжающей организации, в соответствие с законом.

Наибольшее число жалоб абонентов вызывают следующие условия договора, предложенные энер-госнабжающей организацией: несоответствие количества энергии преддоговорной заявке абонента; присвоение энергоснабжающей организацией прав на одностороннее ограничение или прекращение подачи энергии без законных оснований; отказ от соблюдения требований к качеству энергии и контроля за ее качеством; установление неприемлемого для абонента порядка оплаты энергии и т. п.

При необоснованном отклонении энергоснабжающей организации от заключения договора применяются положения, предусмотренные пунктом 6 статьи 377 Гражданского кодекса, т.е. договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Кроме того, абонент вправе потребовать взыскание убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

Энергоснабжающие организации вправе отказаться от заключения договора лишь в двух случаях: отсутствие у покупателя технических предпосылок, предусмотренных статьей 469 Гражданского кодекса и при невозможности произвести или передать ресурсы. Согласно статье 364 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если соглашению сторон придана требуемая законом форма. Теоретически абонент вправе заключить договор любым из способов, предусмотренных пунктами 4, 5 статьи 366 Гражданского кодекса. Но для энергоснабжающей организации заключение договора энергоснабжения допустимо путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Порядок согласования условий публичного договора регулируется статьей 377 Гражданского кодекса. Если оферта исходит от стороны, для которой заключение договора обязательно, и на ее предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленного в течение 30 дней, энергоснабжающая организация должна рассмотреть возникшие разногласия в 30-дневный срок. По результатам такого рассмотрения энергоснабжающая организация может принять договор в редакции, зафиксированной в протоколе разногласий другой стороны. В этом случае договор будет считаться заключенным с момента получения этой стороной извещения о принятии соответствующих условий договора в ее редакции. В ином случае энергоснабжающая организация может сообщить стороне, заявившей о разногласиях к условиям договора, об отклонении (полностью или частично) протокола разногласий.

Порядок заключения договора энергоснабжения различается в зависимости от того, заключается ли договор с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключения и прекращения договора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена. Согласно статье 476 Гражданского кодекса в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Подключение производится на основании заявки (оферты) гражданина. Фактическое же подключение к присоединенной сети рассматривается в качестве акцепта.

Такой договор считается заключенным на неопределенный срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Как и для юридического лица, согласно статье 469 Гражданского кодекса и Закону Республики Узбекистан «Об электроэнергетике» [2] необходимым условием для подключения энерго-принимающих устройств гражданина к присоединенной сети служит наличие для этого технических предпосылок. Наличие технических предпосылок не относится к условиям договора энергоснабжения; в данном случае речь идет о преддоговорных отношениях.

На практике взаимоотношения сторон строятся следующим образом. Сообщив энергоснабжающей организации о намерении вступить в договорные отношения, потенциальный абонент получает от энер-госнабжающей организации перечень предписаний, которые должны быть выполнены до заключения договора; выполняет требование о технических условиях присоединения к действующим сетям энерго-снабжающей организации; представляет документы о выполнении «технической предпосылки договора». Подготовив пакет документов, абонент обращается к энергоснабжающей организации с письмом о заключении договора. Поскольку процесс подготовки энергоснабжающей организацией договора энергоснабжения включает составление обязательных приложений к нему (акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, перечень подключенных объектов и расчетных нагрузок потребителя, расчет годового количества потребности энергии с помесячной разбивкой), что требует некоторого времени, то в интересах абонента подключение его к сетям нередко производится сразу после проверки готовности объектов к подаче энергии, т. е. до заключения договора.

С учетом многочисленности потребителей энергии, длительности договорных связей и в целях обеспечения стабильности договорных отношений статьей 469 Гражданского кодекса предусмотрено, что договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо заключении нового договора. Это правило относится как к юридическим, так и к физическим лицам, с которыми заключен договор.

Допускается возможность применения статьи 370 Гражданского кодекса и при заключении энер-госнабжающей организацией договора с юридическими лицами, «в случае фактического использования юридическим лицом тепловой энергии, несмотря на возникновение разногласий по содержанию договора, договор признается заключенным».

Исходя из сказанного, при решении вопроса о признании заключенным договора энергоснабжения при умолчании абонента-акцептанта, подключенного к энергосети до получения проекта договора, приходится выбирать одно из двух оснований: либо закон - и признавать договор незаключенным, либо позицию судебных инстанций - и тогда считать договор заключенным.

Для отношений, связанных с энергоснабжением потребителей, особое значение имеет обеспечение стабильности договорных связей. Поэтому применительно к договору энергоснабжения важно обеспечить строгое соблюдение правил изменения и расторжения договора.

За исключением некоторых специальных норм, регулирующих действия энергоснабжающей организации и абонента по изменению или расторжению договорных отношений к договору энергоснабжения, подлежат применению общие положения об изменении и расторжении гражданско-правового договора (ст. 382-385 Гражданского кодекса).

Изменение условий договора энергоснабжения по общему правилу возможно по соглашению сторон (ст. 382 Гражданского кодекса). К условиям договора, которые могут быть изменены по соглашению сторон, во-первых, относится изменение условия договора о непрерывности энергоснабжения. Согласно пункту 2 статьи 476 Гражданского кодекса перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон. Например, необходимость такого изменения может возникнуть в связи с ремонтными работами, перегрузкой энергосистемы и т.п. Во-вторых, по соглашению сторон может быть изменено условие о количестве подлежащей отпуску электроэнергии и о присоединенной мощности. В-третьих, возможно изменение по соглашению сторон установленного режима потребления энергии (в частности, максимального ее потребления в часы наибольшей нагрузки энергосистемы, выходных дней и т. п.).

Как исключение из общего правила предусмотрены два случая, когда допускается изменение или расторжение договора по требованию одной из сторон по решению суда: когда стороной нарушены условия договора, и эти действия могут быть квалифицированы как существенное нарушение (нарушение, которое влечет для контрагента такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора), и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором. В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора он считается расторгнутым.

В пункте 3 статьи 476 Гражданского кодекса указаны основания для одностороннего отказа от исполнения договора или его изменения в зависимости от того, является покупателем (абонентом) гражданин или юридическое лицо. Договор, заключенный энергоснабжающей организацией с гражданином,

может быть расторгнут по его заявлению. При этом гражданин вправе отказаться от исполнения договора в любое время, уведомив об этом продавца, но при условии полной оплаты им использованной энергии (ст. 476 Гражданского кодекса). Энергоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в отношении потребителя-гражданина. Если абонентом выступает юридическое лицо, предусмотрено специальное правило, согласно которому энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 455 Гражданского кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В пункте 2 статьи 455 Гражданского кодекса названы случаи существенных нарушений договора поставки, которые могут служить основанием для одностороннего отказа от исполнения договорных обязательств по инициативе как поставщика, так и покупателя, причем к договору энергоснабжения применим лишь один из них - «неоднократное нарушение сроков оплаты товаров». Применительно к договору энергоснабжения существенным нарушением договора, дающим право энергоснабжающей организации в одностороннем порядке отказаться от его исполнения, является не только неоднократное нарушение сроков оплаты электроэнергии, но и существенное нарушение других условий договора, в том числе условия об обеспечении абонентом надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также о соблюдении установленного режима потребления энергии.

Порядок совершения действий по одностороннему отказу от исполнения договора и их последствия определяются на основании статьи 455 Гражданского кодекса, согласно которому договор считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или в части, если иной порядок не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон. Вместе с тем в соответствии с правилом, установленным пунктом 5 статьи 419 Гражданского кодекса, при неоплате товара (энергии) энергоснаб-жающая организация вправе применить и иные меры воздействия - приостановить подачу энергии. При этом, исходя из практики, суд считает, что реализация права энергоснабжающей организации прекратить подачу энергии не является расторжением договора в одностороннем порядке.

Выбор последствий неоплаты энергии покупателем - одностороннее расторжение договора либо приостановление его исполнения - предоставлен энергоснабжающей организации. С учетом особенностей договора, для которого характерны постоянная подача энергии и, как правило, невозможность замены снабжающей организации, второй способ воздействия на неисправного плательщика представляется предпочтительным.

Энергоснабжающая организация вправе расторгнуть или изменить договор энергоснабжения в одностороннем порядке, но не вправе ограничивать или прекращать подачу энергии организации-потребителю без расторжения или изменения договора. Такие действия регламентируются статьей 476 Гражданского кодекса. Таким образом, обоснованно, что порядок в той мере, в какой он предоставляет энергоснаб-жающей организации право без изменения или расторжения договора энергоснабжения прекращать или ограничивать подачу энергии абоненту - организации при неоднократном нарушении сроков оплаты принятой энергии, противоречит статьи 476 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Следует учитывать, что законом или иными правовыми актами могут быть предусмотрены случаи, когда энергоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, т. е. прекратить или ограничить подачу энергии абоненту, несмотря на неоплату энергии. От изменения договора или приостановления его исполнения в связи с неоплатой энергии покупателем следует отличать временный перерыв или ограничение подачи энергии.

Рассмотренные теоретические положения позволили определить некоторые предложения по совершенствованию гражданского законодательства Республики Узбекистан в области регулирования договора энергоснабжения.

Во-первых, по нашему мнению, договор энергоснабжения заслуживает особого внимания, поскольку зачастую неверный вывод о правовой природе договора по снабжению электрической энергией приводит к ошибкам в правоприменительной практике и ущемлению прав как участников обращения электрической энергии, так и потребителей. Представляется, что конструкция договорных отношений по снабжению потребителей энергией, в том числе электрической, закрепленная в Гражданском кодексе, должна подлежать не ломке, а лишь уточнению и дополнению.

В качестве решения проблемы субабонентских отношений нами рекомендована схема, согласно которой энергоснабжающая организация, абонент и субабонент заключают трехстороннее соглашение. В нем регламентируются взаимоотношения между данными субъектами по передаче энергии, в том числе и расчеты за использованную субабонентом энергию, которые целесообразно производить непосредственно с энергоснабжающей организацией. Таким образом, функции абонента будут сведены к предоставлению суб-

абоненту права на использование его присоединенной к энергоснабжающей организации сети для поступления энергии абоненту. Подобное использование должно осуществляться на возмездной основе.

Во-вторых, трудноразрешимой проблемой отрасли остаются неплатежи за использованную потребителями энергию. Они вызывают основную массу споров в судах. По существу, эти иски являются требованием о взыскании заработанных коллективом энергоснабжающего предприятия денег. Но здесь деньги не только этого коллектива - здесь труд ресурсодобывающих предприятий, производителей энергии, снабжающих и других организаций. Закон обеспечивает защиту прав этих коллективов, их предприятий. Между тем потребители-неплательщики, пользуясь правом равенства в суде, часто недобросовестно используют его: заявляют ходатайства, предоставляют дополнительные документы, предъявляют встречные иски о признании договора энергоснабжения недействительным, убеждая суд принять решение об отказе в иске. Дело превращается в многолетнюю тяжбу. Энергоснабжающая организация вынуждена в таком случае тратить и время, и средства на ведение исковой работы, чтобы доказать справедливость предъявленного ею иска и получить деньги за давно отпущенную ею и использованную потребителем энергию.

Очевидно, такой порядок не способствует ни ускорению расчетов за энергию, ни восстановлению справедливости. По-нашему мнению, порядок расчетов за потребление энергии должен быть строго регламентирован законом, при этом предполагаются весьма жесткие меры воздействия. Целесообразно применять ранее сложившуюся практику безакцептного списания средств за использование энергии при расчете со всеми потребителями, включая и жилищно-коммунальные, бюджетные организации и население.

В-третьих, для решения проблемы безучетного потребления энергии, появилась острая необходимость создания правового механизма разрешения конфликтных ситуаций при обнаружении безучетного использования энергии.

В последние годы Узбекистан активно участвует в развитии регионального рынка электроэнергии Центральной Азии. Страной успешно осуществляется импорт электроэнергии из Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, а также экспорт электроэнергии в Афганистан. Завершается проект, направленный на обеспечение параллельной работы энергосистем Узбекистана и Таджикистана. Работа в рамках САЯЕМ (Центральноазиатский региональный рынок электроэнергии) призвана обеспечить условия доступа к надежному и доступному источнику электроэнергии для стран региона Центральной Азии и Узбекистана в частности. В рамках САЯЕМ планируется также внедрять необходимые меры и проводить мероприятия, которые позволят привлечь инвестиции в страну. В этой совместной работе мы будем фокусироваться на чистой энергии, на создании рабочих мест, а также устойчивом развитии энергетической системы Республики Узбекистан. Это приведет к эффективному распределению энергии, а также во многом, к решению вопросов охраны окружающей среды. Все эти мероприятия будут способствовать созданию нового, экономически жизнеспособного, интегрированного рынка электроэнергии в республике.

ЛИТЕРАТУРА

1. О мерах по коренному совершенствованию системы управления топливно-энергетической отраслью Республики Узбекистан : Указа Президента Республики Узбекистан от 1 февр. 2019 г. № УП-5646 // Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 февр. 2019 г.

2. Об электроэнергетике : Закон Республики Узбекистан (с изм. от 30.04.2013) // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Т., 2009. - № 8.

3. О мерах по организации деятельности Министерства энергетики Республики Узбекистан : постановления Президента Республики Узбекистан от 1 февр. 2019 года // Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 февр. 2019 г.

4. Основы гражданского законодательства Союза социалистических республик // Ведомости Верховного Совета СССР. - М., 1971. - № 26. - Ст. 733.

5. Гражданский кодекс Узбекской ССР 1964 года // Национальная база данных законодательства от 19.04.2018 г.

6. Гражданский кодекс Республики Узбекистан. - Т. : Адолат, 2007 (с изм. от 19.04.2018 г.) // Национальная база данных законодательства от 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087).

7. О рациональном использовании энергии : Закон Республики Узбекистан (с измен.) // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 4-5, ст. 118; 2003 г., № 5, ст. 67; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 39, ст. 402; 2013 г., № 18, ст. 233, № 41, ст. 543; 2015 г., № 52, ст. 645; 2016 г., № 3(1), ст. 32.

8. Правила пользования электрической энергией. Приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.08.2009 г. № 245 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2009. - № 35. - Ст. 382.

9. Правила пользования тепловой энергией. Приложение № 1 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.08.2009 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан. -2009. - № 245 ; № 35. - Ст. 382.

10. Правила производства, транспортировки и распределения электрической энергии : утв. Приказом начальника инспекции "Узгосэнергонадзор" от 26.12.2005 г. № 232 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2006. - № 8. - Ст. 57.

11. Правила проведения энергетических обследований и экспертиз потребителей топливно-энергетических ресурсов : Приложение к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.08.2006 г. № 164 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2006. - № 31-32. - Ст. 320.

12. О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом : Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 12.01. 2018 года № 22 // Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан. - 2018. - № 1. - Ст. 10.

Поступила 16.04.2019

CONCLUSION, AMENDMENT AND TERMINATION OF THE CONTRACT OF SUPPLY UNDER THE CIVIL LAW OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: LEGAL REGULATION AND IMPROVING

L. BURHANOVA

In the article on the basis of the legislation of the Republic of Uzbekistan, energy is considered as a special type of product; determined the legal nature of the energy supply contract as a special type of sales contract; the specifics of the legal regulation of the energy supply contract on the basis of the provisions of the Civil Code of the Republic of Uzbekistan, the Law of the Republic of Uzbekistan "On Electric Power Industry ", decrees and resolutions of the President of the Republic of Uzbekistan and other regulatory and legal acts; existing systemic problems in the organization of government in the field of energy; the main directions of the state policy in the field of electric power industry: some features and essential terms of the energy supply contract; the grounds for concluding an energy supply contract and the refusal to conclude it; the procedure for agreeing the conditions and the procedure for concluding an energy supply contract; the grounds and procedure for the amendment and termination of the energy supply contract; the grounds for unilateral refusal and the procedure for the execution of an energy supply contract.

Keywords: energy supply, energy supply agreement, types of energy, procedure for entering into, amendment and termination of an energy supply agreement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.