DOI: 10.24412/2072-4098-2023-8263-75-85 Заключение договора банковского счета в условиях действия положений каунтеракционного законодательства *
Ю.В. Лысова-Бахарева кандидат юридических наук, доцент кафедры банковского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), магистр права Российской школы частного права (г. Москва)
Юлия Владимировна Лысова-Бахарева, yulialysova@yandex.ru
Следующую группу признаков, которые указаны в том числе в Законе № 115-ФЗ 1, можно детерминировать в качестве «целесообразных», также не отличающихся правовой характеристикой. К ним относятся:
• 1101. Запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, либо несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, а также несоответствие характера операции (сделки) клиента, заявленной при приеме на обслуживание и (или) в ходе обслуживания деятельности;
• 1113. Явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента), общепринятой рыночной практике совершения операций
Здесь можно провести аналогию с практикой Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от
4 июня 2007 года № 320-0-П 2 и от 4 июня 2007 года № 366-О-П и широко использующейся арбитражными судами России 3, согласно которой налоговое законодательство, которое, также как обсуждаемые нормы каунтеракционного законодательства, имеет публичный характер, не использует и не раскрывает понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. К тому же в силу принципа свободы экономической деятельности, установленной Конституцией Российской Федерации, налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Суды правомерно не принимают во внимание доводы налоговых органов об отсутствии действительного экономического смысла сделки, поскольку инспекции не наделены правом оценивать экономическую эффективность ведения хозяйствующим субъектом его деятельности, целе-
Окончание. Начало см. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 8. См. части 1 и 2 абзаца 3 пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 320-0-П «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта
1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации».
См. постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 № 19АП-8621/2019
по делу № А36-6611/2018, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.03.2022 № Ф03-473/2022
по делу № А51-6529/2021, Арбитражного суда Центрального округа от 13.04.2021 № Ф10-742/2021 по
делу № А08-260/2020, Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2021 № Ф06-68503/2020 по делу
№ А65-5952/2020, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2021 № Ф08-12190/2020 по
делу № А53-43100/2019, Арбитражного суда Центрального округа от 20.11.2020 № Ф10-4639/2020 по делу
№ А09-11042/2019.
*
2
3
сообразность заключения сделок, однако в полном противоречии с этим подходом ряд судебных органов соглашаются с оценками отсутствия экономического смысла в операциях, анализируемых кредитными организациями. Например, ООО «Саммит-БС» обратилось в арбитражный суд с иском к кредитной организации об обязании заключить договор банковского счета и направить в Росфинмониторинг уведомление об удалении (исправлении) сведений в отношении истца 4. Оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности, сведения относительно места нахождения ООО «Саммит-БС», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, согласно которым юридический адрес общества является адресом массовой регистрации; проанализировав все мотивы отказа банка в открытии счета со ссылкой на положения Закона № 115-ФЗ, в частности, на то, что директор и учредитель ООО «Саммит-БС» Сухарева И.А. также является директором и учредителем ООО «Абегава», в отношении указанных обществ в числе прочих негативных факторов имеется низкая прибыль за 2017 год, что может свидетельствовать об отсутствии экономического смысла ведения бизнеса, суд пришел к выводу о законности действий кредитной организации и в иске отказал.
Аналогичное решение о нецелесообразности ведения бизнеса принято Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, в котором суд согласился с выводом о наличии оснований для отказа в заключении договора банковского счета вследствие неспособности генерального директора общества дать четкие объяснения относительно ее бизнес-плана и биз-
нес-стратегии - при проведении личного собеседования сотрудником банка с директором общества с целью подтверждения намерений заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с предоставленными документами, было выявлено, что клиент не ориентируется в ведении бизнеса; самостоятельно на поставленные вопросы не отвечала, а читала заготовленный текст на бумаге; не смогла ответить на многие вопросы, пояснив, что не она занимается ведением бизнеса 5. На такие же доводы ссылался банк по делу ООО «АРСЕНАЛ-ЗИЛ» - выявленные им прохождение значительных оборотов денежных средств, убыточность деятельности организации истца, рост расходов свидетельствуют том, что представленные истцом документы не подтверждают реальность хозяйственной деятельности. Однако суд иск удовлетворил 6.
Между тем Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 февраля 2004 года № 3-П разъяснено, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Таким образом, выбранный клиентом способ ведения предпринимательской деятельности во взаимодействии с контрагентами с целью получения взаимных выгод и прибыли каждым из них не может свидетельствовать об отсутствии экономического смысла этой деятельности 7.
См. постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2020 № Ф04-277/2020 по делу № А45-23279/2019.
См. постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 № 18АП-10454/2017 по делу № А76-3307/2017
См. решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2017 по делу № А60-38991/2017. См. постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.06.2010 № КА-А40/5354-
10 по делу № А40-99227/09-127-625, Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.12.2009 № КА-А40/14663-09 по делу № А40-32456/09-139-116, Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2017
4
5
6
Поскольку «постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которыми признаны неконституционными отдельные положения федеральных законов в области гражданского, налогового, административного законодательства и в которых суд выявил и восполнил пробелы, устранил противоречия в законодательстве, сформулировал критерии, направленные на соблюдение справедливого баланса между публичными и частными интересами, оказывают позитивное влияние на совершенствование правоприменения» 8, следует руководствоваться изложенными основаниями и при анализе практики применения каунтеракционного законодательства, тем более что «анализ решений Конституционного Суда показывает, что этот орган судебного конституционного контроля идет дальше формального истолкования и применения юридических норм. Он развивает конституционно-правовую доктрину, законодательство, предлагает свое понимание тех или иных положений Основного Закона страны, которое является обязательным для всех субъектов конституционных отношений» 9.
В одном из судебных решений 10 рассматривался спор относительно отказа банка в заключении договора банковского счета, мотивированный негативным мнением этого банка по итогам анализа предпринимательской деятельности истца:
• уплата налогов от оборота составила менее 0,2 процента 11;
• согласно сведениям о среднесписоч-
ной численности работников истца по состоянию на 1 января 2019 года в организации работают 7 сотрудников. Согласно штатному расписанию общества «ЕКАД» от 1 марта 2019 года на период с 1 апреля 2019 года количество сотрудников компании составляло 26 человек, при этом фактически заработную плату получали только 4 человека;
• анализ ранее проводимых операций по счету общества «ЕКАД» показал, что входящий поток денежных средств клиента производился от строительных компаний, а расходовались денежные средства на компании, занимающиеся перевозками и автозапчастями, что свидетельствует о схеме аккумулирующего транзита 12;
• контрагенты, с которыми работал истец ранее, признаны сомнительными, о некоторых из них поступали сведения со стороны контролирующего органа о рисках проведения сомнительных операций;
• общество «ЕКАД» имеет незначительный, по сравнению с объемом поступающих денежных средств, уставный капитал (10 000 рублей).
Несмотря на то, что кредитной организацией были выявлены факторы, которые относятся Банком России к признакам сомнительных операций, суды не согласились с правомерностью отказа банка в заключении договора, указав, что «приводимые банком обстоятельства основаны на ана-
12
№ Ф09-5621/17 по делу № А60-58789/2016, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 № 06АП-3578/2022 по делу № А73-19134/2021, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу № А21-3124/2013.
Рогожин Н.А. Роль судебной практики в совершенствовании правового регулирования предпринимательской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 6.
Алпатов К.А. Акты Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 8.
См. постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.02.2022 № Ф09-185/22 по делу № А60-25239/2021.
См. Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные Центральным банком Российской Федерации от 21июля 2017 года № 18-МР.
Центральный банк Российской Федерации рекомендовал банкам уделять повышенное внимание операциям клиентов с признаками транзитных, что указано в письме от 31 декабря 2014 года № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
8
9
лизе деятельности общества за 2019 год, в то время как с заявлением об открытии счета клиент обратился в 2021 году; общество «ЕКАД» в 2019 году находилось на расчетном обслуживании в обществе «Промсвязьбанк», между сторонами в указанный период имелись разногласия относительно наличия (отсутствия) оснований для приостановления операций по счету в порядке Федерального закона № 115-ФЗ, разрешенные при рассмотрении дела № А60-13275/2020» 13. Иск о понуждении к заключению договора банковского счета был удовлетворен. При этом суды попытались найти выход из правовой неопределенности в оценке доводов о подозрительности деятельности истца (клиента банка), разъяснив, что «такие подозрения кредитной организации должны быть обоснованными, обоснованность подозрений может быть проверена судом» 14. Однако ни Закон № 115-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты критерии такой обоснованности не содержат, позволяя как банкам, так и судам определять «обоснованность» подозрений исключительно на основании своих внутренних убеждений, то есть фактически субъективно и, соответственно, произвольно. Между тем еще римские юристы заключали, что optima est lex quae minimum relinquit Arbitrio judicis; optimus judex qui minimum sibi (тот закон наилучший, который меньше всего оставляет на разрешение су-
дьи; тот судья наилучший, который берет на себя меньше всего) 15.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, противоречащей римскому принципу facta non praesumun-tur, sed probantur (деяния не презюмируют-ся, а доказываются), основанием для отказа в заключении договора банковского счета (вклада) является не доказанный и подтвержденный кредитной организацией факт того, что целью открытия счета (вклада) является легализация незаконных доходов, а наличие у кредитной организации обоснованных подозрений в этом, возникших в результате проведенной проверки по установленным для этих целей критериям 16. Однако Judicis est Jus dicere non dare (судье подобает творить суд, а не создавать право).
Поскольку «судебная практика как элемент механизма гражданско-правового регулирования оказывает определяющее влияние на процесс формирования и реализации гражданско-правовых норм 17, в том числе обуславливает смысл таких норм, формирует представление у правоприменителей о содержании применяемых ими гражданско-правовых норм» 18, остановимся на анализе указанных судебных актов более подробно.
Именно в различии механизма правового регулирования, основанного на факте или подозрениях, и заключается основная
13 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.04.2021 № Ф09-1543/21 по делу № А60-13275/2020.
14 Там же.
15 Аналогичные суждения высказывали Аристотель и Бэкон. Аристотель утверждал, что «хорошо составленные законы, главным образом, должны, насколько возможно, все определять сами и оставлять как можно меньше произволу судей» (см. Аристотель. Риторика // Античные риторики / собрание текстов, статьи, комментарии и общая редакция А.А. Тахо-Годи. М., 1978. С. 16). Английский философ Ф. Бэкон писал: «Лучший закон есть тот, который менее всего предоставляет произвола судье, а лучший судья тот, который менее всего оставляет на собственное усмотрение» (см. Бэкон Ф. О достоинстве и усовершенствовании наук. СПб., 1874. Ч. 1. С. 596).
16 См. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2020 № 78-КГ20-54-К3, 2-1881/2019.
17 Полагаю, что все нормы, определяющие основания для отказа в заключении договора банковского счета, по своей отраслевой принадлежности следует относить к положениям гражданского права, однако более подробно этот аспект их правовой природы будет рассмотрен при раскрытии правовой природы каунтерак-ционного законодательства.
18 Войтович Е.П. Судебная практика в механизме гражданско-правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2006. С. 8.
проблема применения каунтеракционного законодательства.
Римляне утверждали: ex factio oritur jus (от факта ведет свое начало право), то есть для возникновения, изменения или прекращения любых правоотношений необходимы юридические факты - универсальное явление социально-правовой действительности, представляющее собой конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает динамику 19 правовых последствий (правоотношений). Смыслообразующая функция юридического факта «находится в неразрывной связи с понятиями права, правовой нормы, правового отношения и включает в себя единство общефилософских и специально-правовых признаков: законность (связь с нормой права), обоснованность (адекватное отражение реального явления), способность порождать правовые последствия. Юридические факты, обеспечивая законность возникновения, изменения, прекращения правоотношений, способствуют стабильному функционированию всей правовой системы Российского государства» 20.
При этом любая норма права, отражая принцип legalitas regnorum fundamentum (закон - это основа государства), в целях проведения последовательной, стратегически ориентированной политики государства, направленной на гармонизацию общественных отношений и стабилизацию социальных процессов в обществе, восстановление доверия населения к органам государственной власти, преодоление коррупции, установление приоритета социальной справедливости, включающей неукоснительное соблюдение прав человека, укрепление законности, безопасности и
правопорядка, находится во взаимосвязи с правовыми отношениями и юридическими фактами 21. Именно в выполнении гарантий законности выражается одна из функций юридических фактов. Следовательно, выполняя определенную функцию в процессе правового регулирования общественных отношений, юридические факты приобретают определенное юридическое значение: «к критериям качества юридического факта относятся: 1) четкость юридического факта; 2) точность данной правовой категории; 3) полнота юридического факта» 22.
Проблема механизма правового регулирования каунтеракционного законодательства заключается в том, что каунте-ракционные последствия, к которым в том числе относится отказ в заключении договора банковского счета, связываются с правомерным поведением на основании предположений о том, что совокупность таких правомерных действий может составлять состав неправомерных поступков. Вместе с тем «жизненные обстоятельства являются юридически значимыми элементами социальной ситуации тогда, когда с правовой точки зрения они допустимы либо недопустимы. На случай допустимости явления (договор, находка, публичное обещание награды) юридический факт включает позитивное правовое регулирование, при котором право выполняет основную свою функцию - регулятивную. Когда в соответствии с нормой явление недопустимо (убийство, нарушение правил дорожного движение, жестокое обращение с животным), правовой механизм включается с целью максимального нивелирования негативных последствий произошедшего, тогда правом осуществляется охранительная функция
23
19 Возникновение, изменение или прекращение.
20 Мирошникова Ж.Ю. Функции юридических фактов по российскому законодательству: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 8.
21 См. Полищук Н.И. Эволюция и состояние теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М, 2009. С. 11.
22 Абрамова А.А. Эффективность механизма правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. С. 10.
23 Рябов А.Е. Юридические факты в механизме правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 10.
Таким образом, один и тот же факт не может быть одновременно и регулятивным, и охранительным, то есть не может лежать в основе последствий как правомерного, так и противоправного поведения и обладать признаками законности и незаконности в одно и тоже время: «создание правового демократического государства предполагает наличие стабильного правопорядка в стране, который может быть достигнут только с помощью эффективного правового регулирования общественных отношений, максимально полного удовлетворения потребностей как отдельных граждан, так и различного рода социальных образований» 24.
Сомнения и подозрения, положенные в основание каунтеракционного механизма, не являются фактами сами по себе, их сущность раскрывается через категорию предположений о возможном существовании факта 25. То есть тот факт, с которым закон связывает негативные правовые последствия, может иметь место, но может и не иметь. Следовательно, негативные правовые последствия для клиентов банков могут возникать и при отсутствии нарушения правопорядка с их стороны, что является нарушением принципов правового государства, в первую очередь принципа социальной справедливости, согласно которому «осуществляется должное воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий» 26, причем «юридическая ответственность, по своей природе, носит справедливый ха-
рактер при условии, что она законна, неотвратима, индивидуализирована и применяется за виновное деяние» 27. Следует помнить, что «ценность справедливости, а через нее и, в целом, права, проявляется в том или ином результате правоприменения - в справедливом характере судебного решения, примирении конфликтующих сторон, в сдерживании антиобщественных побуждений и устремлений индивидов и групп и тем самым в обеспечении и поддержании мира, порядка, общего блага» 28.
Таким образом, само по себе каунте-ракционное регулирование, основанное на применении правоограничивающих мер к субъектам банковского правоотношения на недоказанных и недоказуемых предположениях о возможном нарушении законодательства с их стороны, является несправедливым и неконституционным, а потому - не подлежащим применению.
Правовым последствием применения такого механизма к регулированию банковских правоотношений становится отсутствие единообразия в правоприменительной, в том числе судебной, практике, которое, в свою очередь, нарушает гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом как основу российской государственности и, как следствие, отсутствие необходимой цивильному рынку стабильности для нормального функционирования.
Следующую группу признаков подозрительности возможно выделить в качестве
24 МиннебаевР.Х. Теоретические проблемы оптимизации фактических составов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. С. 3.
25 Сомнение - 1. Неуверенность в истинности чего-либо; отсутствие твердой веры в кого-либо, во что-либо. 2. Затруднительность, недоумение при разрешении некоего вопроса (см. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998).
Подозрение - предположение, основанное на сомнении в правильности, законности чьих-либо поступков, в правдивости чьих-либо слов; предположение о возможности, неявном наличии чего-либо (часто нежелательного, дурного, опасного). URL: https: /ru.wiktionary.org/wiki/подозрение
26 Иванова С.А. Принцип справедливости в гражданском праве России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 16.
27 Козлова О.А. Справедливость как принцип юридической ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 11.
28 Вязов А.Л. Принцип справедливости в современном российском праве и правоприменении: Теоретико-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 6.
информационных критериев:
• 9011. Предоставление клиентом недостоверных сведений либо сведений, которые невозможно проверить;
• 1138. У кредитной организации имеются подозрения, что операция клиента связана с совершением преступления либо денежные средства, поступившие на счет клиента, получены в результате совершения преступления;
• 1135. Идентификационные данные участника операции совпадают с идентификационными данными физического или юридического лица, указанного в запросе уполномоченного органа о предоставлении дополнительной информации в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, в случае указания в запросе на необходимость уделять повышенное внимание операциям такого физического или юридического лица.
Применение признака с кодом 9011 вызывает особую обеспокоенность применительно к цивилистическим правоотношениям - общая парадигма гражданско-правового регулирования зиждется на представлении о гражданском обороте как свободном осуществлении субъективных прав для удовлетворения всевозможных
потребностей членов общества. Поскольку речь идет о правомерном поведении субъектов, принципом его регулирования является диспозитивность, которая отражает не только реализацию автономии воли его участников, но и практическую невозможность предугадать и законодательно отобразить все юридические отношения, в которые могут вступать члены общества для полноценного существования в этом мире. В связи с этим в отличие от публичного права основным негласным началом гражданского права является допущение того, что «разрешено все, что не запрещено» 29. Следовательно, ситуации, когда денежные средства были правомерно получены клиентом банка, однако соответствующие обстоятельства не могут быть документально подтверждены, вполне возможны (например получение денежных средств в дар от родственников; многолетние накопления в том числе от периодических заработков, которые могли происходить в условиях устной договоренности сторон; реализация движимого имущества по устным сделкам, в том числе коллекционных моделей и марок, стоимость которых значительно превышает обычные товары на рынке; наследование пенсионных накоплений родственников, которые хранились в виде наличных денег в квартире наследодателя
29 Смотри:
Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.С. Бондаря о постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»;
Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.О. Лучина о следующих документах: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации», определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2006 № 59-Г06-10, постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.05.2009 по делу № А68-7419/08-240/4 и от 09.12.2009 по делу № А23-881/09Г-17-88.
и были обнаружены после его смерти). В подобных случаях любые письменные объяснения не принимаются и не могут приниматься кредитными организациями в качестве достаточных доказательств законного получения денежных средств, поскольку должны быть подтверждены письменными доказательствами. Как верно отмечает С.В. Запольский, «становление механизма противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма должно, с одной стороны, исключать «размывание» критериев и превращение этой деятельности во всеобщий контроль за доходами, а с другой - привести к появлению не только в законодательстве, но и в юрис-дикционной практике действенных средств защиты и восстановления нарушенного права» 30. Однако эта идея нереализуема на практике - первые сорок Рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 году, пересмотрены во второй раз в 2003 году; в соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005) 40 Рекомендаций ФАТФ являются международными стандартами для выполнения государствами - членами ООН 31, и все эти годы ни одно законодательство не смогло выработать ни критерии, которые исключали бы всеобщий контроль, ни действенный механизм защиты.
Следствием неопределенности формулировок критерия с кодом 1138 является то, что кредитная организация может решить вопрос о возможности совершения злоупотребления на основании собственных суждений. В связи с этим возникают, например, следующие вопросы:
• подозрения в совершении злоупотре-
бления обусловлены субъективными ощущениями банковских клерков или основаны на какой-либо информации?
• это устная или письменная, подтвержденная или неподтвержденная информация?
• каким образом информация поступила в кредитную организацию?
• найден ли источник информации?
Однако надо иметь в виду, что «наиболее суровой дисциплинарной санкцией, которую может применить компетентный орган, является лишение лицензии, что прекращает деятельность финансового учреждения» 32, причем такие последствия предусмотрены не только российским, но и зарубежным законодательством.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ *
1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Рогожин Н. А. Роль судебной практики в совершенствовании правового регулирования предпринимательской деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 254 с.
3. Алпатов К. А. Акты Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. 32 с.
4. О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
30 Финансовое право: учебник /отв. ред. и авт. предисл. проф. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юридическая фирма «Контракт»; Волтерс Клувер, 2011. С. 135.
31 Согласно пункту 7 этой Резолюции Совет Безопасности ООН настоятельно призывает все государства-члены соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в 40 рекомендациях Целевой группы по финансовым мероприятиям (ЦГФМ), касающихся отмывания денег, и в 9 специальных рекомендациях ЦГФМ, касающихся финансирования терроризма. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ U№D0C/GE№/№05/446/62/PDF/№0544662.pdf?0penElement
32 Шатен П.-Л. и [др.]. Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: практическое руководство для банковских специалистов /пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2021. С. 165.
* Также в статье и соответствующих постраничных сносках автором приведены дела, рассмотренные судами высших и региональных инстанций, и особые мнения судей Конституционного Суда Российской Федерации Н.С. Бондаря и В.О. Лучина.
путем, и финансирования терроризма : Методические рекомендации : утверждены Центральным банком Российской Федерации от 21 июля 2017 года № 18-МР. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».
5. О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов : письмо Центрального банка Российской Федерации от 31 декабря 201 4 года № 236-Т. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Аристотель. Риторика // Античные риторики / собрание текстов, статьи, комментарии и общая редакция А. А. Тахо-Годи. М., 1978. 352 с.
7. Бэкон Ф. О достоинстве и усовершенствовании наук. СПб., 1874. Ч. 1. 635 с.
8. Войтович Е. П. Судебная практика в механизме гражданско-правового регулирования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2006. 24 с.
9. Мирошникова Ж. Ю. Функции юридических фактов по российскому законодательству : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 28 с.
10. Полищук Н. И. Эволюция и состояние теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М, 2009. 55 с.
11. Абрамова А. А. Эффективность механизма правового регулирования : дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. 206 с.
12. Рябов А. Е. Юридические факты в механизме правового регулирования : дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 204 с.
13. Миннебаев Р. Х. Теоретические про-
блемы оптимизации фактических составов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. 36 с.
14. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М. : АСТ, Харвест, 1998. 798 с.
15. URL: https: /ru.wiktionary.org/wiki/подо-зрение
16. Иванова С.А. Принцип справедливости в гражданском праве России : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Владимир, 2006. 46 с.
17. Козлова О. А. Справедливость как принцип юридической ответственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
18. Вязов А. Л. Принцип справедливости в современном российском праве и правоприменении: Теоретико-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 155 с.
19. Рекомендации ФАТФ : Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М. : МУМЦФМ, 2012. 196 с.
20. Финансовое право : учебник / отв. ред. и авт. предисл. проф. С. В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юридическая фирма «Контракт»; Волтерс Клувер, 2011. 792 с.
21. Резолюции ООН. URL: https://doc uments-dds-ny.un.org/doc/U№DOC/GE№/ №05/446/62/PDF/№0544662.pdf?0penEle ment
22. Шатен П.-Л. и [др.]. Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: практическое руководство для банковских специалистов / пер. с анг. М. : Аль-пина Паблишер, 2021. 313 с.