Научная статья на тему 'Заки Валиди и национальная интеллигенция Казахстана'

Заки Валиди и национальная интеллигенция Казахстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1007
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заки Валиди и национальная интеллигенция Казахстана»

ЗАКИ ВАЛИДИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАЗАХСТАНА

Начало XX в. стало периодом усиления национально-освободительной борьбы тюр-коязычных народов, новым этапом объединения башкир, татар, казахов, узбеков, таджиков против русской колонизации. Во главе освободительного движения стояли такие видные деятели тюркского мира, как Заки Вали-ди, Мустафа Чокай, Мирсаид Султангалиев, Алихан Букейханов.

З. Валиди, будучи членом бюро при мусульманской фракции IV Государственной думы, хорошо знал представителей казахской интеллигенции. О них и событиях 1917 - 1920 гг. он писал: «Видные деятели казахского народа: писатель Ахмед Байтурсын, потомок Чин-гис-хана, глубоко уважаемый представитель Букеевской Орды, человек уже почтенного возраста Шахин-Герей султан Букейханов, Мустафа Чокаев из Ташкента, Жаханшах Дос-мухамедов и другие собрались в конце октября - начале ноября в резиденции Тургайского губернатора (комиссара) Галихана Букейхана. Я участвовал в нескольких заседаниях» [1. С. 100]. Казахский ученый А. Байтурсынов был с ним в тесных отношениях, особенно в тяжелые моменты для страны. Во время двух революций при решении государственных дел они помогали друг другу.

Труд Заки Валиди «Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры» [2] является ценным источником по истории совместной борьбы казахов и башкир против большевиков.

В советской историографии, по известным причинам, данный труд вообще не рассматривался. После развала Советского Союза ученые Средней Азии вместе с другими тюркскими учеными начали изучение трудов Заки Валиди. Как отмечал исследователь С.М. Ис-хаков: «...имя Валидова популярно во всех мусульманских кругах... восточных советских республик» [2. С. 610].

МУСАГАЛИЕВА Арайлым Сабитовна,

кандидат исторических наук, доцент Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Среди среднеазиатских историков глубоко изучил творчество З. Валиди узбекский ученый М. Абдурахманов. В своей докторской диссертации «Научная деятельность А.-З. Валидо-ва в Туркестане» он с новых позиций показал жизнь и научное наследие политического деятеля, обратил особое внимание на его труды по истории и культуре тюркских народов, археологические и этнологические исследования. Им рассмотрена и история Туркестана начала XX в. О «Воспоминаниях ... » Заки Ва-лиди узбекский ученый писал: «Произведение А.-З. Валидова ценно также тем, что оно содержит не только насыщенную информацию об уже частично известных событиях, но и множество неизвестных сведений по истории Туркестана начала XX века. Высокой уровень информативности в сочетании с достоверностью, являющейся следствием выдающихся способностей А.-З. Валидова, ученого-тюрколога, делает его труд одним из первостепенных источников для современных исследователей истории и культуры тюркских народов» [3, С. 4].

В Казахстане нет объемных трудов о деятеле, в определенной мере используются источники из его «Воспоминаний ... ». С обретением государственной независимости при освещении борьбы национально-демократической интеллигенции, а именно деятелей партии «Апаш», казахстанские историки опирались на труды А.-З. Валиди, освещающие события 1917 - 1922 гг. в бывшей Российской империи, в которых сам автор принимал непосредственное участие.

Следует также заметить, что в работе З. Валиди и других лидеров национально-освободительного движения «красный террор» большевиков изучен сквозь призму их личного отношения, характеристику исторического периода. Поэтому воспоминания и мемуары об указанном периоде можно назвать первоисточниками. Они используются как исторический источник в докторских и кандидатских диссертациях, посвященных движению «Алаш» и истории национальной интеллигенции начала XX в.

Большой научный интерес к трудам З. Валиди проявляют архивы Казахстана. В соответствии с планом мероприятий по реализации Программы развития архивного дела в Республике Казахстан на 2001 - 200S гг. архивные учреждения страны с 2002 г. осуществляют работу по поиску и приобретению документов (копий) по истории Казахстана, хранящихся в архивах, библиотеках, научных учреждениях зарубежных государств. Данная работа продолжена в рамках плана мероприятий по реализации Государственной программы «Культурное наследие» на 2004 - 2006 гг. В русле этой программы из Центрального государственного исторического архива (ЦГИА) и Национальной библиотеки имени Заки Валиди Республики Башкортостан были привезены документы в архивы Республики Казахстан.

Ныне в Государственном архиве г. Астаны организован фонд №430 «Объединенный архивный фонд - коллекция архивных документов, выявленных в зарубежных архивах». Здесь представлены документы из архивов Омской, Оренбургской областей, ЦГИА РБ. Из Башкортостана были привезены труды З. Ва-лиди и номера журнала «Жас Туркестан», которые он выпускал вместе с Мустафой Чокаем. В Казахстане были изданы статьи М. Чокая, опубликованные в журнале «Жас Турке-

стан» [4], а также в Германии. Нужно отметить, что исследователи редко опираются на материалы журнала «Жас Туркестан».

Ряд трудов Заки Валиди в сокращенном виде или в отрывках опубликован в журнале «К^азак; тарихы» и в сборниках документов 6; 7. С. 92-101, 120-129].

Некоторые сведения можно получить из «Истории башкуртов» З. Валиди [8], выпущенной в 2003 г. Генеральной дирекцией ТЮРК-СОЙ в Анкаре, Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан. Они содержатся в следующих главах: «Алаш-Орда в Семипалатинске», «Совещание», «Большие планы в трудные времена», «Отрицание демократии», «Башкортостан на стороне Советов». Основной материал дан более кратко, чем в «Воспоминаниях».

Конечно, мы не можем исключить и присутствия субъективного фактора, т. к. труд является мемуарным произведением. Говоря о его ценности, следует отметить, что автор был квалифицированным тюркологом.

В третьей и четвертой главах «Политическая работа» и «^ месяцев сотрудничества с Советами» автор рассказывает об укреплении в эти годы его сотрудничества с казахской национально-демократической интеллигенцией, о том, что их главной целью было вывести Туркестан из России, пережившей Первую мировую войну, две революции 1917 г. З. Валиди и М. Чокай были сторонниками объединения сил тюркских народов. Несмотря на то что служили национальной идее «Алаш» и «Алаш-Орда», лидеры казахов А. Букейханов, А. Бай-турсынов, М. Дулатов смогли объединиться с башкирами во главе с Заки Валиди. В вопросах об автономии, формировании армии, в борьбе против большевиков они действовали в тесном сотрудничестве. Не раз упоминает об этом З. Валиди в своей книге.

В главе «Революция 1917 года» повествуется о работах, которые проводились между двумя революциями для сплочения национальной интеллигенции в борьбе за независимость тюркских народов. В борьбе за объединение тюрков З. Валиди постоянно опирался на помощь казахской интеллигенции. Он обращает свое внимание на то, что казахи объединились вокруг газеты «Б1рлк туы», которую выпускали М. Чокай и С. Ходжанов. Вспоминая о первых месяцах революции, он пишет о казахском юристе С. Акаеве: «Он ве-

рил, что нижняя часть бассейна Сырдарьи, где вместе жили казахи и узбеки, может стать административным и культурным центром Туркестана. С моего разрешения опубликовал в казахской газете «Б1рлк туы» как свою статью мою лекцию по истории цивилизации огузов древнего Дженда и Янгикента. После этой статьи центром Казахстана стал город Ак-Мечеть (Перовск), переименованный впоследствии в Кзыл-Орду»[2. С. 130]. Наряду с этим, казахского адвоката Ж. Досмухамедова, который выступал в Петрограде на заседании Ис-польнительного комитета мусульманских организаций России, он называет «могучим защитником движения за автономию»[2. С. 134].

Об Алихане Букейханове З. Валиди пишет следующее: «Галихан до этого состоял для видимости в кадетской партии, а теперь объявил о своем выходе из нее и вступлении в партию «Алаш», борющуюся за автономию Казахстана». Действительно, слова «для видимости» верны, потому что в газете «Казах» за 23 декабря 1917 г. А. Букейханов в статье «Почему я ушел из партии кадетов» писал: «Партия кадетов считает правильным передачу земли в частную собственность. Наш казах, если получит землю в собственность, поступит как башкир, продаст ее соседнему мужику и через несколько лет обнищает, останется совершенно гол. Партия кадетов против национальной автономии. Мы же, собравшись под знаменем «Алаш», решили создать национальную автономию. Как свидетельствует история французов, русских и других народов, если мулла будет брать жалование от правительства, то он непременно продастся. Духовные дела будут принижены... Поэтому его надо отделить от государственных дел. По-русски это означает «отделение церкви от государства». Кадетская партия не согласна с моей позицией. В этом году стало ясно расхождение по этим трем пунктам. Я после этого. постарался создать партию «Алаш» [9. С. 268].

З. Валиди в своем труде освещает события гражданской войны. Он вспоминает о встрече с Букейхановым на II Всеказахском съезде [2. С. 139]. После того как большевики заняли Оренбург, казахи уехали в Восточный Казахстан, Семипалатинск. Но Валидов не терял связи с казахами. В главе «Наши контакты с правительствами Западной Сибири и Алаш-Орда» повествует о встрече С. Магаза с А. Букейхановым, М. Тынышпаевым в сто-

лице Казахского национального правительства - Семипалатинске. Эту встречу автор объясняет: «Это была первая общая встреча Кокандской автономии, Башкурдистана и Алаш-Орды. В одном из 12 намеченных для обсуждения пунктов мы оговаривали, что не будем вступать ни в какие сношения с Германией, оккупировавшей Украину и, по слухам, искавшей контактов с казахскими вождями Астраханской губернии; мы установим контакты с представителями Японии, союзницы России, в Сибири и в Кульдже и будем вести нашу национальную борьбу в рамках границ России. Через два года (1920) в руки Советов среди прочих бумаг астраханского казаха М. Тунган-чина попал экземпляр нашего договора с Алаш-Ордой» [2. С. 169]. Вполне возможно, что этот документ позже лег в основу обвинения группы казахских деятелей как «японских шпионов».

В главах «Положительные стороны работы в национальном войске», «Переговоры в Уфе и Самаре» речь идет о формировании во время гражданской войны казахско-башкирских отрядов, о просьбе Бримжанова оказать помощь в формировании национальной казахской армии, о том, как башкирские офицеры помогали им.

А во второй главе автор отмечает, что между 30 августа - 7 сентября 1918 г. в Оренбурге и Самаре проходили переговоры между правительствами Башкурдистана, Казахстана и Туркестана. Со стороны «Алаш-Орды» участвовали Букейханов, Байтурсынов, Дулатов и еще несколько человек, со стороны Коканд-ского правительства - Тынышпаев, М. Чокай, X. Ходжаев. «Было принято решение, - пишет он, - образовать Федерацию Восточной России, куда входили бы Сибирское и Самарское правительства, уральские и оренбургские казахи. Алихан возразил: пока русские не привыкнут к нашему национальному движению, надо избегать названий, которые могут позволить приклеить нашему движению ярлык пантюркизма» [2. С. 178 - 180].

27 мая 1929 г. Букейханов в своих показаниях в Москве о деятельности «Алаш-Орды» говорит о его последней встрече с 3. Валиди на совещании в Уфе: «Там мы с ним сгорови-лись о совместной борьбе против наших врагов, в числе которых, само собою, разумеется, была соввласть. Конкретно мы говорили о борьбе с Дутовым; о соввласти специально

разговоров не было, т.к., как указано выше, это само собой разумелось. Так понимал я, и так, конечно, понимал Валидов. В жизнь наш разговор и наши перспективы претворены не были, т.к. то правительство, которые было выбрано на Уфимском совещании, Сибирское правительство арестовало. После этого обстоятельства так сложилось, что мы уже не встречались и никакой связи держать не могли» [10. С. 30].

3. Валиди установил хорошие отношения с западной Алаш-Ордой. Он отмечает, что ее центром является Жампейты, что в управлении - близкие друзья, единомышленники, юрист Ж. Досмухамедов и врач X. Досмуха-медов. Несмотря на то что железнодорожное сообщение было прервано, связь осуществлялась через гонцов. 3десь большую роль сыграли башкир Габитов и казах Бримжанов.

В работе затрагиваются и вопросы перехода алашской интеллигенции на сторону Советов. Упоминается о том, что положение на фронте в декабре 1918 г. изменили три крупных события: письмо Кязым бея и Баракатул-лы; послание генерала Колчака и французского генерала Жанена Дутову; приезд из Алаш-Орды в Ермолаевку А. Бримжанова, М. Ауезо-ва и еще нескольких казахов.

3. Валиди пишет, что казахи «тоже говорили о необходимости договориться с Советами в ситуации, когда Колчак и союзники принимают такие жесткие меры против национальных правительств и армий» [2. С. 188 -189]. Упоминает, что письмо А. Байтурсынова доставил поэт М. Жумабаев и с особым чувством замечает, что последний написал поэму «Урал» о борьбе башкир против русского нашествия [2. С. 192].

В своей работе 3. Валиди повествует о падении правительства Алаш-Орды в Восточном Казахстане, о прибытии в Башкурдистан членов правительства Кадырбаева, Ауезова.

Выход видят в том, чтобы алашовцы и башкиры объединились. Об этом узнаем из письма 3. Валиди А. Байтурсынову и А. Букейхано-ву: «Собираемся в ближайшие дни перейти на сторону Советов. Отправили к ним своих представителей, ждем ответа на свои требования. Вы должны знать, что переход на их сторону -мера вынужденная. К этому вынуждает нас крайняя враждебность Колчака. Другого выхода у нас нет. Мы остаемся верными нашим национальным принципам, соглашениям с пра-

вительством Алаш-Орды. Сами понимаете, что и при достижении мирного достижения с Советами доверия к ним нет, верить им на слово нельзя. Может быть поэтому однажды придется от них отделиться и продолжить начатую против них борьбу» [1. С. 100]. Это письмо попало в руки красных и было опубликовано. Впоследствии оно превратилось в основной аргумент обвинения казахской интеллигенции Советами. О том, что для будущего казахского народа нужно принять советскую власть, говорил и А. Байтурсынов [11].

Таким образом, по вопросу перехода на сторону Советов они были на одной позиции. Свой переход на сторону большевиков башкиры и казахи объясняют опасностью политики Колчака и безысходностью в вопросах создания национальной автономии. В даль-нейшом все вопросы Валиди и Байтурсынов решали вместе. Хотя они и приняли Советскую власть, свои идеи не хотели связывать с большевиками. Поэтому тюрки Средней Азии до перехода на сторону Советов создали на-цинальную социалистическую партию «Эрк», независимую от РСДРП(б). Инициатор этой идеи Валиди в своих воспоминаниях показывает, что этот акт не поддержал Ленин, и предложил казахам вместо «Алаш-Орды» создать казахскую социалистическую партию.

После установления Советской власти и А. Байтурсынов был настроен на создание автономии. Об этом Тогжанов в своей книге «О Байтурсынове и байтурсыновщине» пишет: «В одном воззвании, написанном рукой Байтур-сынова от имени киргизского военно-революционного комитета, за подписями всех казахских членов Кирревкома (А. Байтурсынова, С. Мендешева, М. Тунганшина, Н. Бекембето-ва, Ш. Бекмухаметова и Габдуллы Букейхано-ва), говорилось следующее: «Если мы хотим быть свободным народом, нам нужно организовать свою Автономию, сами должны быть хозяевами своей судьбы. За время революции мы пробовали организовать Автономию, получали Автономию и от других, и сами тоже пробовали своими силами организовать. Опыт показывает, дело не в названии, а в содержании Автономии. Башкирский народ составляет только 1/6 часть казахского народа и то башкирская Автономия куда прочнее, сильнее нашей Автономии. Почему? Потому что у башкир есть своя армия, у казахов нет такой армии» [12. С. 2S].

Валидов общался и с Тураром Рыскуло-вым. При встрече с В. Лениным он предложил в Турккомиссию вместе с узбеком Н. Ходжае-вым, татарином М. Султангалиевым и Т. Рыс-кулова.

Советскую власть обеспокоило объединение казахов и башкир. Об этом 3. Валиди в «Воспоминаниях ... » приводит мнение Брой-до: «Оренбург превратился в точку объединения мусульман на Востоке России. Валидо-ва нельзя сюда допускать. Следует натравить на него Муртазина. Надо поставить себе обязательной целью испортить отношения между башкирами и казахами. Именно так поступал Неплюев, он действительно был великим политиком. Валидова необходимо изолировать от других тюркских народов» [1. С. 12S].

Для большевиков раздел Оренбургской области, как справедливо отмечает 3. Вали-ди, с начала революции стал главной задачей. Об этом 3. Валиди писал: «Мы, как и прежде, хотели с казахами расположиться в Оренбурге. Однако Советское правительство, Ленин и Сталин под влиянием своих имперски настроенных товарищей решили отделить башкир от казахов. С этой целью была создана русская Оренбургская губерния. Таким образом, нас искусственно отдалили друг от друга. При встрече с Лениным я выразил по этому поводу протест, но он не отступил от своего решения, даже пытался успокоить меня: пусть, мол, пока будет так, а в дальнейшем посмотрим» [1. С. 124].

В главе «Тайная организация» упоминается о том, что весной 1920 г. в Москве А. Бай-турсыновым, А. Букейхановым, А. Валидовым, В. Ибрагимовым и другими лидерами мусульман России была создана политическая организация «Иттихад ве Теракки» («Единение и прогресс») [2. С. S67]. Можно сказать, что эта организация стала преемницей партии «Эрк». После того как Советы не приняли идеи представителей интеллигенции восточных народов о создании партии, они перешли к нелегальной работе.

Вследствие всего этого история движения «Алаш» и «Апаш-Орды» получила однозначно негативную оценку как буржуазно-националистическое и контрреволюционное, что предопределило характер советской историографии проблемы [13. С. S2].

В обвинительных заключениях ОГПУ деятельность «Алаша» напрямую связывается с

именем З. Валиди. Эти документы выражают отношения алашской интеллигенции с Валиди, которые начинались с Уфимской директории и продолжались до его встречи в 1921 г. с А. Байтурсыновым и А. Ермековым. Во время допроса чекисты всю деятельность секретной организации связывали напрямую с этим делом. В документе ОГПУ 1930 г. отмечается: «Центром организации был выбран Оренбург. В организацию входили Байтурсынов, Букей-ханов, Омаров, Болгамбаев, Адилев и др.». В обвинительном заключении также упоминается, участие алашордынцев в басмачевском движении, связи Валиди с казахской интеллигенцией через студентов, обучавшихся в Германии.

Архивный документ, состоящий из 36 страниц, полностью посвящен характеристике этих взаимоотношений. В ходе судебного процесса были задержаны 44 человека, им предяви-ли обвинение о членстве в «тайной» организации [14. С. 42 - 78].

О том, что туркестанская интеллигенция критически относилась к политике Советской власти, можно увидеть в письме Валидова о пересмотре некоторых пунктов тезиса Ленина о национальной проблеме от 16 июня 1920 г. Т. Рыскулов, Ф. Xоджаев из Туркестана, А. Валидов, X. Юмагулов из Башкурдистана, А.Бай-турсынов из Казахстана отметили в своих предложениях об изменении взглядов коммунистов на народы окраин [10, С. 6S - 70].

В «Воспоминаниях» указывается, что между Валиди и Лениным был большой спор. Башкирский деятель отмечает, что в этот момент он понял необходимость перехода к открытой борьбе с Советской властью. Наряду с этим, он говорит о том, что из состава Турккомис-сии и ТуркЦИКа были исключены Т. Рыскулов и Н. Xоджаев. Недоверие Ленина местному населению Туркестана привело к окончательному разрыву с большевиками. А. Валидов пришел к выводу, что если борьба не приведет к победе, он уезжает за границу. С ним был А. Байтурсынов: «Все мы, даже Ахмет Байтур-сын, плакали: может, никогда больше не увидим родину» [2. С. 2S9].

Следующая встреча с представителями «Алаш-Орды» X. Болганбаевым, М. Ауэзовым, Д. Адиловым произошла в Бухаре. В работе Валиди имена других казахов не упоминает, объясняя это тем, что они еще живы и поэтому не может подвергать их жизнь опасности.

По нашему мнению, один из них - А. Ермеков. В ходе политических репрессий в Казахстане, побывав в исправительно-трудовых лагерях, он остался жив.

В обвинительном заключении ОГПУ можно увидеть: «Байтурсынов и Ермеков, находясь в начале 1921 г. в Москве, вели переговоры с находящимся здесь Валидовым: «...сговорились о необходимости создания тайной организации.» [14. С. 44]. А конкретное обвинение звучит так: «После реабилитации «Алаш-Орды» в 1921 г. совместно с З. Валиди и А. Байтурсыновым создана националистическая организация С. S6].

В эмиграции Заки Валиди общался с казахской интеллегенцией через А. Бримжанова, который в составе казахских студентов был направлен в 1922 г. в Германию на учебу. Впоследствии Бримжанов был репрессирован. В обвинительном заключении ОГПУ 1930 г. против казахской интеллигенции было сказано: «После бегства за границу Валидова и Чокае-ва «алаш-ордынцы» устанавливают с ними нелегальную связь. Для этого, в первую очередь, использованы командированные заграницу на учебу члены организации Битлеулов и Беремжанов» [14. С. 4S].

Репрессивные органы Советской власти, досконально изучив связь казахской интеллигенции с белогвардейцами в годы гражданской войны и союз с тюркоязычными народами, подвергли ее гонениям. Об этом писал первый секретарь Казкрайкома Ф.И. Голощекин, отмечая, что во время гражданской войны совместная борьба алашской интеллигенции, З. Валиди против Советской власти стала основным аргументом в их обвинении [16].

В советских изданиях, посвященных преследованию казахской интеллигенции, часто приводилось это мнение [17, 18]. А в обвинительном заключении ОГПУ было записано: «Следственными материалами, находящимися в настоящем деле, доказана следующая контрреволюционная деятельность проходящих по делу лиц:

1. Создание в 1921 - 22 гг. подпольной организации. Впоследствии они проводили антисоветскую деятельность и связывались между собой на основе личных связей «.. по признаку принадлежности к организации.».

2. Установление связей с Валидовым, находящимся за кордоном. » [14. С. 47].

И Заки Валиди в своей работе писал, что представители казахской интеллигенции Ах-мет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миря-куб Дулатов, Халел Габбасов и еще два студента стали жертвами сталинских репрессий [19].

В заключение отметим, что для освещения политической борьбы казахской интеллигенции в 1917 - 1920 гг. «Воспоминания» лидера башкирского национального-освободительного движения Заки Валиди являются важным историческим источникам. Ведь известен тот факт, что из казахской интеллигенции только М. Чокаю удалось эмигрировать за границу. Он не успел из-за своей ранней смерти оставить воспоминания в полном объеме. Поэтому то, что не освещено в официальных источниках, дополнить и раскрыть полную картину исторической действительности тех лет могут мемуары З. Валиди.

Литература

1. Из воспоминаний 3. Валиди о переходе казахов и башкир на сторону Советской власти // Хрестоматия по новейшей истории Казахстана (1917 -1939 гг.). Т.1. - Алматы: Санат, 2002.

2. Валиди 3. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Пер. с тур. - М., 1997.

3. Абдурахманов М. Научная деятельность А.-3. Валидова в Туркестане: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Ташкент, 200S.

4. ШоцайМустафа. Тандамалы. Т. I - II. - Алматы: Кайнар, 1999.

5. Тэкенов д., Нургалымова Г. Заки Валиди KiM болган? «Естелктер» ютабынан // Казак; тарихы. -1996. №2.-Б. 36-43.

6. А.-З. Валиди. В.И.Ленингехат//К^азак,тарихы.-2004. № 3. - Б. 73-76.

7. Из воспоминаний 3. Валиди о переходе казахов и башкир на сторону советской власти. 3. Валиди о совместных действиях казахских и башкирских деятелей в освободительном движении // Хрестоматия по новейшей истории Казахстана (1917 -1939 гг.). - С. 92 - 101; С. 120 - 129.

8. Zeki Velidi Togan. Baskurtlarin Tarihi. - Ankara: TURKSOY Genel Mudurlugu, 2003.

9. Бекейхановд. Шыгармалары. -Алматы: Казак; энциклопедиясы,199S.

10. Движение Алаш: Сборник док. и материалов. - Алматы: Ел-шеж1ре, 2007. Т.3, кн.2.

11. А. Байтурсынов. Революция и киргизы II Жизнь национальностей. - 1919, 3 августа; Известия Киргизского края. - 1920, ^ апреля.

12. Тогжанов Г. О Байтурсунове и Байтур-суновщине. - Алма-Ата: ОГИЗ, 1932.

13. Нурмагамбетова Р. Движение Алаш и Алаш-Орда. Историография проблемы 1920 -1990-е гг. XX века. - Алматы: Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова МОН РК, 2003.

14. Обвинительное заключение (по делу №787S4) II Фонд музейно-мемориального комплекса политических репрессий «АЛЖИР».

Нурпешсов КН. К|илы заман к;ужатта-ры немесе Эл1мхан Ермеков ОГПУ тергеушь

лер1 алдында II Казахстан в начале XX века: методология, историография и источниковедение. Сборник статей. - Алматы: Институт истории и этнологии им.Ч. Валиханова НАН РК, 1993.

16. Голощекин Ф.И. Десять лет пройденных и предстоящие задачи. - Алма-Ата: Казахское Краевое отделение, 1930.

17. Тимофеев Н. Страничка из истории Октябрьской революции в Казахстане II Большевик Казахстана. - 193S. № 3. - С.73 - 80.

18. Брайнин С., Шафиро Ш. Об истоках алашского движения II Большевик Казахстана. - 1933. №6. - С^ - S3.

19. Государственный архив г. Астаны. Ф. 430. Оп. 11. Д. 26. Л. 88.

К сведению читателей Вышла книга:

БАШКИРСКО-КАЗАХСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ХУ1П ВЕКЕ

Таймасов С.У.

Башкирско-казахские отношения в XVIII веке I С.У. Таймасов. - М.: Наука, 2009. - 344 с. Илл. 16 с.

В монографии на большом историческом материале рассматривается сложный процесс взаимоотношений башкир и их кочевых соседей начиная с эпохи Золотой Орды до периода царствования Екатерины II. В центре внимания - башкирско-казахские отношения во время восстаний XVII—XVI11 веков. Книга иллюстрирована, в приложениях даются генеалогии чингизидов, ногайских мурз и калмыцких тайшей, списки уфимских воевод и оренбургских правителей.

Для историков-исследователей, преподавателей, студентов, а также для широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.