Научная статья на тему 'ЗАКАЗНЫЕ ИКОНЫ АФОНСКОГО ПИСЬМА В ХРАМАХ АЛТАЯ'

ЗАКАЗНЫЕ ИКОНЫ АФОНСКОГО ПИСЬМА В ХРАМАХ АЛТАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНА / АФОН / АЛТАЙ / ПОДПИСИ / АТРИБУЦИЯ / ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крейдун Ю.А., Булгаева Г.Д.

Проблема выявления новых иконописных центров с годами не теряет своей актуальности. Выявление подписей и надписей на произведениях иконописи акцентирует на себе внимание современных исследователей. Работа посвящена выявлению подписей афонских икон конца XIX - начала XX века, выполненных в русских обителях, их атрибуции и бытованию. Такие произведения исследователи выделяют в отдельную группу. Это обусловлено, с одной стороны, глубоким их почитанием, так как большая часть из них является списками с чудотворных афонских образов. С другой стороны, стилистические особенности, техника исполнения и технология изготовления этих икон не позволяют поставить их в один ряд с другими произведениями иконописи этого времени. Заказы на такие образы принимались из России в большом количестве, о чем свидетельствуют не только архивные документы, но и сохранившиеся иконы в храмах нашего Отечества. Данное исследование основано как на литературных и архивных источниках, так и на сохранившихся произведениях иконописи из храмов Алтая. Авторы обращаются к трудам реставраторов, культурологов, музееведов, активно участвующих в научной деятельности, а также подтверждают изыскания сведениями из архивных документов и других важных исторических источников. Результаты деятельности по выявлению афонских икон позволили оперировать значительным количеством информации, в том числе сопоставить исторические данные по определенным иконам и фактическое наличие этих образов в храмах Алтайской митрополии. Ряд сохранившихся произведений имеет подписи, в которых фиксируется конкретное место и время их происхождения. Сохранность икон позволяет свидетельствовать об их стилистических особенностях. В связи с широким распространением афонских икон по всей Российской империи и прилегающих территориях особую значимость данная работа представляет не только на региональном, но и на международном уровне. В работе предпринята попытка систематизации выявленных произведений иконописных мастерских рубежа XIX-XX веков на Святой Афонской Горе на протяжении нескольких десятилетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOM-MADE ICONS OF THE ATHOS MODE IN THE CHURCHES OF ALTAI

The problem of identifying the new icon-painting centers does not lose its relevance over the years. The identification of signatures and inscriptions on icon paintings draws the attention of modern researchers. A significant number of monuments lacking the attribution inscriptions indicate the need for the development of this direction. The work is dedicated to identifying the signatures, Athos icons of the late 19th and early 20th centuries, made in the Russian monasteries of their attribution and existence. The Athos icons, made in Russian monasteries, are distinguished by researchers into a separate group. This is due to deep veneration of them, since most of them are copies of the miracle-working Athos images. In addition, the stylistic features, the technique of execution and the technology of making these icons make it impossible to put them on a par with other works of icon painting of that time. Orders for such images were taken from Russia in large numbers, as evidenced by not only archival documents, but also the preserved icons in the churches of our Fatherland. This research is based on literary, archival sources and on the surviving works of icon painting in Altai. The results of the search for the Athos icons made it possible to reveal a significant amount of information, including the comparison of historical data on certain icons and the actual presence of these images in the churches of the Altai Metropolis. A number of surviving works have signatures, which record a specific place and time of their origin. The preservation of the icons allows testifying to their stylistic features. In connection with the widespread distribution of Athos icons throughout the Russian Empire and adjacent territories, this work is of particular importance at both not only regional and international level. The work is an attempt to systematize the revealed works of icon painting workshops at the turn of the 19th-20th centuries on the Holy Mount Athos for several decades.

Текст научной работы на тему «ЗАКАЗНЫЕ ИКОНЫ АФОНСКОГО ПИСЬМА В ХРАМАХ АЛТАЯ»

УДК 75.046

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-174-181 ЗАКАЗНЫЕ ИКОНЫ АФОНСКОГО ПИСЬМА В ХРАМАХ АЛТАЯ

Крейдун Юрий Александрович, доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии и дизайна, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: krey70@mail.ru, https://or-cid.org/0000-0002-0746-8875

Булгаева Галина Дмитриевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: BulgaevaGD@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1608-3299

Проблема выявления новых иконописных центров с годами не теряет своей актуальности. Выявление подписей и надписей на произведениях иконописи акцентирует на себе внимание современных исследователей. Работа посвящена выявлению подписей афонских икон конца XIX - начала XX века, выполненных в русских обителях, их атрибуции и бытованию. Такие произведения исследователи выделяют в отдельную группу. Это обусловлено, с одной стороны, глубоким их почитанием, так как большая часть из них является списками с чудотворных афонских образов. С другой стороны, стилистические особенности, техника исполнения и технология изготовления этих икон не позволяют поставить их в один ряд с другими произведениями иконописи этого времени. Заказы на такие образы принимались из России в большом количестве, о чем свидетельствуют не только архивные документы, но и сохранившиеся иконы в храмах нашего Отечества. Данное исследование основано как на литературных и архивных источниках, так и на сохранившихся произведениях иконописи из храмов Алтая. Авторы обращаются к трудам реставраторов, культурологов, музееведов, активно участвующих в научной деятельности, а также подтверждают изыскания сведениями из архивных документов и других важных исторических источников. Результаты деятельности по выявлению афонских икон позволили оперировать значительным количеством информации, в том числе сопоставить исторические данные по определенным иконам и фактическое наличие этих образов в храмах Алтайской митрополии. Ряд сохранившихся произведений имеет подписи, в которых фиксируется конкретное место и время их происхождения. Сохранность икон позволяет свидетельствовать об их стилистических особенностях. В связи с широким распространением афонских икон по всей Российской империи и прилегающих территориях особую значимость данная работа представляет не только на региональном, но и на международном уровне. В работе предпринята попытка систематизации выявленных произведений иконописных мастерских рубежа XIX-XX веков на Святой Афонской Горе на протяжении нескольких десятилетий.

Ключевые слова: икона, Афон, Алтай, подписи, атрибуция, иконописная мастерская.

CUSTOM-MADE ICONS OF THE ATHOS MODE IN THE CHURCHES OF ALTAI

Kreydun Yuriy Aleksandrovich, Dr of Art History, Professor of Department of Culturology and Design, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: krey70@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0746-8875

Bulgaeva Galina Dmitrievna, PhD in Art History, Associate Professor of Department of History of Art, Costume and Textile, Altai State University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: BulgaevaGD@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1608-3299

The problem of identifying the new icon-painting centers does not lose its relevance over the years. The identification of signatures and inscriptions on icon paintings draws the attention of modern researchers.

A significant number of monuments lacking the attribution inscriptions indicate the need for the development of this direction. The work is dedicated to identifying the signatures, Athos icons of the late 19th and early 20th centuries, made in the Russian monasteries of their attribution and existence. The Athos icons, made in Russian monasteries, are distinguished by researchers into a separate group. This is due to deep veneration of them, since most of them are copies of the miracle-working Athos images. In addition, the stylistic features, the technique of execution and the technology of making these icons make it impossible to put them on a par with other works of icon painting of that time. Orders for such images were taken from Russia in large numbers, as evidenced by not only archival documents, but also the preserved icons in the churches of our Fatherland. This research is based on literary, archival sources and on the surviving works of icon painting in Altai. The results of the search for the Athos icons made it possible to reveal a significant amount of information, including the comparison of historical data on certain icons and the actual presence of these images in the churches of the Altai Metropolis. A number of surviving works have signatures, which record a specific place and time of their origin. The preservation of the icons allows testifying to their stylistic features. In connection with the widespread distribution of Athos icons throughout the Russian Empire and adjacent territories, this work is of particular importance at both not only regional and international level. The work is an attempt to systematize the revealed works of icon painting workshops at the turn of the 19th-20th centuries on the Holy Mount Athos for several decades.

Keywords: icon, Athos, Altai, signatures, attribution, icon painting workshop.

Исследование тесной связи культурных процессов, бытования произведений иконописи и наличие подписных образов на территории всей страны, а также за ее рубежами акцентирует на себе внимание современного научного сообщества. Особый интерес вызывает наличие подписей, которые фиксируют место и происхождение иконы. На основании исследования стилистических характеристик и технологических данных эти произведения объединяют в группы, устанавливая их происхождение благодаря надписям, свидетельствам из архивных документов и сведениям из исторических публикаций.

Описания монастырей Афона, их святынь, церковных традиций и повседневной жизни встречаются в устном и письменном наследии паломников на протяжении многих столетий. Наиболее полное такое описание представлено в трудах Василия Григоровича-Барского, составленных в середине XVIII века и изданных в 1885 году по авторским рукописям стараниями Православного Палестинского общества [3]. Описательный характер носит издание 1892 года «Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах». Научный интерес к афонским святыням и произведениям иконописи, созданным и находящимся на Афоне, прослеживается и в начале XX века. Одним из значимых исследований является

научный отчет Н. П. Кондакова «Памятники христианского искусства на Афоне», опубликованный в 1902 году как результат деятельности экспедиции, которая была организована Российской Академией наук [5]. В этой книге акцентируется внимание на системе храмовых росписей. Автор описывает монастырские ризницы, в которых хранятся церковные древности Афона, приводит стилистический и иконографический анализ выявленных произведений искусства. Положение о состоянии иконописных мастерских, действующих в конце XIX - начале ХХ века, освещено в публикациях более позднего времени. Исторический обзор и описание, научный анализ по данной теме представлен в работах 1990-х годов таких исследователей, как архимандрит Августин (Никитин), епископ Варсонофий (Судаков), С. Кадас и другие. В юбилейный год русского пребывания на Афоне в России и за ее рубежами прошел ряд значительных мероприятий: симпозиумов, выставок, конференций, круглых столов, приуроченных к этой дате. Были опубликованы монографии общеисторического характера и исследования, раскрывающие стилистические и технико-технологические особенности афонских икон рубежа XIX-XX веков. На региональном уровне изучение афонских образов, написанных в русских обителях, освещали Г. В. Янович из Кургана в публикации «Афонские иконы в храмах Зауралья»,

Т. В. Прохорова, Ю. А. Крейдун и другие. В данной работе предпринята попытка осветить исторические факты взаимоотношения Афона и Алтая и систематизировать выявленные афонские образы, написанные в русских обителях, из алтайских храмов и найти взаимосвязь между ними.

Достоверными источниками по теме являются подписные афонские иконы, выполненные в XIX и ХХ веках. Благодаря выявлению таких произведений иконописи удалось установить названия русских афонских обителей, в которых были иконописные мастерские, выполнявшие заказы для России, в частности для Алтая. Важным источником при изучении деятельности иконописных мастерских при русских обителях на Афоне являются архивные документы и современные им статьи в периодической печати. В них отражены сведения, касающиеся заказов святых образов на Афоне, бытования и особого почитания их на местах. В неофициальном разделе епархиальных ведомостей в начале ХХ века с заметной стабильностью публикуют сообщения о событиях, которые связаны со святыми иконами, в том числе прибывшими с Афона. Особый интерес представляют статьи, освещающие крестные ходы с такими иконами. В них не только может встретиться описание самой иконы, но и ее почитание на местном уровне, значимость для определенного региона, что раскрывает событие в историческом и культурологическом аспекте.

Иконы могли быть заказаны непосредственно в монастырях и обителях Святой Горы, либо на их подворьях. Связи Российской империи с Афоном, Иерусалимом и другими землями Ближнего Востока осуществлялись через Императорское православное палестинское общество, созданное в 1882 году. В Сибири было его Тобольское отделение [6, с. 32]. В самой духовной столице Сибири сохранились несколько афонских икон, в частности в кладбищенском храме г. Тобольска житийная икона великомученика Пантелеимона, написанная в русском монастыре. Об этом свидетельствует печать на обороте иконы. На Алтай афонские иконы прибывали через г. Томск1. Архивные документы свидетельствуют о встрече икон, зака-

занных на Святой Горе, в Бийске2. Образ великомученика Пантелеимона был перенесен крестным ходом жителями с. Курья из Семипалатинска3.

Не менее значима в процессе распространения афонских икон роль подворий русских свято-горских обителей, основанных в Одессе, Таганроге и других городах империи [1, с. 102]. Заказы из России принимали в основном русские монастыри, скиты и кельи. В афонских кельях (скитах), наряду с храмами и келейными корпусами, имелись различные мастерские, типографии и др. «По данным на 1902 год на Афоне была 31 русская келья и 183 русские каливы. Всего монахов 3615 человек; причем общее количество иноков-греков было меньше - 3207» [9, с. 380].

Часть икон с горы Афон имеют на обороте штамп монастыря или келии, где была освящена икона (см. Приложение, рис. 1). Наряду с печатями на оборотной или лицевой стороне афонских икон нередко встречаются надписи, расположенные в нижней части указанных образов. Содержание их отражает время и место освящения образа и, соответственно, происхождение. Такие тексты выполнены на русском языке. Этот факт подтверждает предположение о том, что иконы на заказ в русском монастыре и кельях писали выходцы из России, которые и в Греции сохраняли свои традиции. По свидетельству современников, иконописцы русского монастыря и келий были российского происхождения и имели русское академическое художественное образование [4, с. 98]. Живопись таких икон имеет свои особенности. Образы выполнены по тонкому левкасу тончайшими лессировками, часто обильно используется твореное золото. Для Богородичных образов характерна высокая посадка [2, с. 25].

Наибольшее количество среди выявленных подписных икон было создано и освящено в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Данные образы могли иметь подписи с лицевой стороны внизу или печати, располагающиеся на обороте. На Алтайской земле находятся списки

1 Алтайская миссия. Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего К. Победоносцева, по ведомству православного исповедания за 1879 год. - СПб.: Синодальная типография, 1881. - С. 37.

2 Государственный архив Алтайского края (ГААК). - Ф. 164. - Оп. 2. - Д. 20. - Л. 105.

3 Известия и заметки. Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона в храме села Курьин-ского, Змеиногорского уезда, Томской Епархии // Томские епархиальные ведомости. - 1902. - № 9. - Неоф. отд. - С. 26-27.

со всех особо чтимых икон монастыря, но точная дата указана лишь на нескольких иконах. Обычно даты ставили на развернутых печатях, расположенных на оборотах больших икон, в соответствии с чем их можно ограничить 18901907 годами. Самая ранняя дата указана на иконе Богоматери «Достойно есть» в подписи, выполненной темной краской с лицевой стороны: после 1879 года. Образ написан в Свято-Панте-леимоновом монастыре и хранится в Ксение-По-кровском монастыре г. Яровое.

Стилистические характеристики произведений свидетельствуют о различных приемах и колористических решениях, которыми владели их авторы. Однако есть и общие черты. Прежде всего это точное воспроизведение иконографического извода. В качестве исключения следует рассматривать различные изображения положения складок одежды и декор на ковчежце в иконах великомученика Пантелеимона. Отличительной особенностью этих образов является их яркое колористическое решение и наличие золота как по фону, так и в характерной моделировке пробелов. Обильным использованием золота отличаются иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» (изготовлена в Пантелеимоновском монастыре, Андреевском скиту, сохранилась в Дмитриевском храме г. Алейска, с. Чемал Республики Алтай) и «Достойно есть» из Крестовоздвиженской келии (Покровский храм г. Камня-на-Оби); великомученик Пантелеимон в житии (см. Приложение, рис. 2, изготовлена в Ильинском скиту, сохранилась в Казанском храме г. Бийска); великомученик Пантелеимон поясной (такие иконы писали в Свято-Пантелеимоновом монастыре, сегодня сохранились в храмах Барнаула, Алейска, Бийска и Белокурихи) и священномученик Харалампий (Михайло-Архангельский храм г. Рубцовска).

Икона Богоматери «Достойно есть» (см. Приложение, рис. 3), находящаяся в Покровском храме города Камня-на-Оби, происходит из Кресто-воздвиженского скита. Образ Богоматери «Достойно есть» написан при иеросхимонахе Панте-леимоне в 1905 году. Икона выполнена на золотом фоне. Тонкая моделировка личного, изысканный орнамент одежд, мягкие колористические сочетания - все свидетельствует о высоком уровне исполнения.

К другой группе можно отнести произведения с более сдержанной цветовой гаммой и

мягкими переходами. Например, икона Господь Вседержитель. Поясное изображение Спасителя соответствует традиционному иконографическому изводу. Христос одет в розовый хитон с коричной окантовкой и голубой гематий с золотым орнаментом по кайме. Десница в благословляющем именословии, в левой руке раскрытый кодекс с текстом, написанным уставом: «ПРИИДИТЕ КО МНЕ ВСИ ТРУЖДАЮЩИЕСЯ И ОБРЕ-МЕНЕННИИ, И АЗ УПОКОЮ ВЫ. ВОЗМИТЕ ИГО МОЕ НА СЕБЕ И НАУЧИТЕСЯ ОТ МЕНЕ» (Мф. 11, 28-29). Фигура Спасителя представлена на сером фоне. Надписи и крестчатый нимб выполнены золотом: в верхних углах - «1ИС XРC», на уровне плеч - «Господь Вседержитель», в нимбе - «О W Н». Силуэт обрамлен золотой линией. По периметру тонкая двойная голубая опушь. Общий колорит образа приглушенный, выдержан в холодных тонах.

Судя по количеству сохранившихся образов, другим крупным центром на Афоне, принимающим иконописные заказы из России, был Ильинский скит. Его также населяли выходцы из Российской империи, большая часть которых были из малороссов. Из образов, которые были освящены в этом скиту, находящихся в храмах Алтайской митрополии, почти все были написаны при архимандрите Максиме в 1902-1908 годах. Они сохранились в храмах Бийска, Новоалтайска, Алейска. Список с иконы Богоматери «Млекопитательни-ца» (см. Приложение, рис. 4) находится в храме Рождества Богородицы г. Рубцовска. Он выполнен в период начальствования игумена Гавриила, который был канонизирован в 1994 году. Рака с его мощами установлена в соборном храме бывшего афонского подворья Ильинского монастыря в Одессе [9, с. 214]. Образы Ильинского скита отличаются красочной насыщенностью, цветовым контрастом, применением золотого орнамента. Большая часть икон решена на цветном фоне, золотом выделены нимбы и золотые пробела.

Два образа из этой обители объединяет не только дата, но история бытования. Образ Богородицы «Скоропослушница» из Дмитриевского храма г. Алейска изготовлен в 1902 году по заказу жителей казачьего поселка Слюденского Анто-ньевской станицы Бийского уезда4. Икона отличается обильным использованием сусального золота, орнаментированными углами. В моделировке

4 ГААК. - Ф. 164. - Оп. 1. - Д. 20. - Л. 117-119.

складок одежды и характере лика Богомладенца прослеживается тонкий след упрощения. Некоторая плоскостность решения, присущая процессу копирования, отражена в трактовке карнации и ткани.

Образ мучеников Трифона, Евстафия и Иули-ана был написан в 1903 году по заказу жителей Михайловского Бийского уезда (Усть-Калманский район Алтайского края)5. Ныне он хранится в женском Знаменском монастыре г. Барнаула. Фигуры святых изображены фронтально с крестами в руках, слегка загораживая друг друга. К сожалению, фон, нимбы и позем в нижней части под записью, авторская живопись местами потерты, в центре значительные лаковые потеки. Это не позволяет в полной мере воссоздать первоначальный облик всей иконы. Следует отметить, что заказом было обусловлено содержание иконы, в которой представлены святые, покровительствующие земледелию. Еще один образ, бытование которого удалось установить по архивным данным, это икона священномученика Харалампия, сохранившаяся в Христорождественском храме г. Рубцовска. Написана эта икона была в 1912 году по заказу жителей с. Покровского (ныне Ярки) Змеиногор-ского уезда. В день памяти святого, 10 февраля (по ст. ст.), икона торжественно была внесена в местный храм. Крестьяне особо почитали свя-щенномученика Харалампия «как великого предстателя пред Богом и покровителя их семейного благосостояния и скота»6.

Хорошо сохранился в Барнаульском Знаменском монастыре образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» (см. Приложение, рис. 5). Он был написан в 1909 году в келье Иоанна Златоуста. В данном образе Богородица изображена по пояс, на Ее левой руке восседает Спаситель. Они облачены в царские одежды, в руках Богомладенца держава и скипетр. В правой руке Богоматерь держит цветок лилии, а в левой - пальмовую ветвь. Звезды девства на плечах и челе Богоматери имеют разную форму и цвет. По фону размещены символы из пророчеств Ветхого Завета о Богородице: Солнце, Луна, Скрижали Завета, Жезл Ааронов, Лествица Иакова, Скиния, Гора Неруко-сечная, Чаша, Лжица, Сосуд, Семисвечник, Светильник, Престол. Богородице предстоят ангелы

5 ГААК. - Ф. 164. - Оп. 1. - Д. 20. - Л. 104-106.

6 Томские епархиальные ведомости. - 1913. -С. 516-517.

на облаках со свитками в руках. Внизу вдоль всей плоскости изображен венок из роз и лилий. Колорит мягкий. Значительное использование твореного золота. Почитание этого образа восходит к Святой Горе Афон. Иконографическим изводом стала гравюра, которую издали афонские монахи Стефан и Неофит. Образ воплощает церковное песнопение Богородице «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты», а также многочисленные символы и прообразы Приснодевы. В России почитание иконы начинается с XVII-XVIII веков и имеет несколько вариантов. Икона данного извода находилась в Московском Алексе-евском девичьем монастыре и прославилась как чудотворная [7, с. 21]. На иконе из Знаменского храма лики Богородицы и Спасителя обладают особенной мягкостью и тонким переходом светотеневой градации. Складки на одеждах легко ниспадают, скрывая под собой объем фигур. Детальная проработка и сдержанный колорит основного изображения контрастируют с фризом из цветов и зелени, который расположен на первом плане. Соответственно, данная икона требуют отдельного, более пристального изучения.

Житийная икона св. пророка Илии по стилистическим характеристикам близка к образам из Пантелеимонова монастыря (находится в Успенском соборе г. Бийска). Этот образ не имеет подписи с лицевой стороны, но его происхождение, вероятно, из рассматриваемого скита, в соответствии с иконографией и аналогичным памятником. Идентичный образ житийной иконы с подписью Ильинского скита находится в Никольском соборе города Омска.

До начала XIX века заказ афонских святынь для храмов Русской Православной Церкви еще не носил массового характера. Ситуация изменилась в 1830-е годы, когда Греция при поддержке Российского государства была освобождена от османской оккупации. На Афоне был возрожден Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, появились многочисленные русские скиты. Тысячи русских монахов связали свою жизнь с Афоном, среди них были десятки талантливых художников-иконописцев, организовывавших при своих новых обителях иконописные мастерские [10, с. 86]. Это открыло дорогу афонским иконам в храмы и обители по всей обширной территории Российской империи. Наиболее известны и рас-

пространены в России были иконы, написанные в русских Свято-Пантелеимоновом монастыре, Ильинском и Андреевском скитах, о чем свидетельствуют часто встречающиеся надписи на оборотной стороне икон.

Иконы афонского письма в России представлены сравнительно ограниченным кругом сюжетов. Это прежде всего списки с чудотворных образов Божией Матери, «афонской Игуменьи», которые находились в афонских обителях: Ивер-ская, Скоропослушница, Троеручица, Вратар-ница, Достойно есть, Отрада и Утешение и др., а также ростовые и полуфигурные изображения святых7. Так, образ великомученика и целителя Пантелеимона в русских церквях прочно ассоциируется с иконой афонского письма, поскольку иконы этого святого, написанные в Русском Свя-то-Пантелеимоновом монастыре, особенно часто встречаются в России. То же относится и к многочисленным афонским спискам иконы Божией Матери «Иверская», присутствовавшим во многих храмах и особенно в женских монастырях России. Встречались, однако, и достаточно редкие афонские иконы. Так, в 1860 году с Афона в Курскую губернию был прислан список с иконы Божией Матери «Млекопитательница» [8, с. 346].

Во второй половине XIX века наблюдается значительный рост заказов икон с Афона. Причем теперь заказчиками являются не только знатные и высокопоставленные лица, как было ранее, но и простые прихожане городских и сельских храмов. Помимо Свято-Пантелеимонового монастыря, основными иконописными центрами Афона, выполнявшими заказы из России, были скиты Ильинский, Андреевский, Крестовоздвиженский и кельи Игнатия Богоносца и Иоанна Златоуста.

Особый научный интерес представляет как иконографическая наполненность исследуемых образов, так и их стилистические характеристики. В результате можно проследить традиции почитания афонских чудотворных икон в России (на Алтае) и выявить наличие фактов составления на Афоне иконографических изводов по заказу жителей определенной местности. Несмотря на то что материалом нашего исследования послужили образы, выявленные на Алтае, известно, что и в других регионах России сохранились аналогичные афонские образы. Это говорит о необходимости создания и публикации каталогов сохранившихся афонских икон, находящихся не только в храмах, но и различных музейных и частных собраниях. Значимость таких изданий продиктована потребностью в атрибуции большого количества неподписных афонских икон. Кроме того, точные даты позволят составить хронологическую последовательность развития каждого иконописного центра Афонской горы с выявлением его стилистических характеристик и изменений на протяжении десятилетий. Совместная работа в этом направлении позволит выявить более устойчивые тенденции художественного подхода и сформулировать закономерности воспроизведения стилистических особенностей икон из русских обителей на Афоне. Значимость результатов исследования подтверждается потребностью общества в целостном и достоверном представлении об утраченных иконописных центрах и сохранившихся произведениях иконописи. Полученный результат позволит восполнить пробел в историческом изучении как памятников регионального и общероссийского значения, так и художественных процессов, протекающих в рассматриваемый период.

Литература

1. Августин (Никитин) архимандрит. Афон и Русская Православная Церковь // Богословские труды. - 1997. -№ 33. - С. 76-110.

2. Булгаева Г. Д. Иконография и архетипы иконы Богоматери Одигитрии в русском искусстве // Культурное наследие Сибири. - 2011. - № 12. - С. 23-31.

3. Григорович-Барский В. Второе посещение Святой Афонской горы Василия Григоровича-Барского, им самим описанное. - М.: Индрик, 2004. - 476 с.

4. Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. - М.: Индрик, 2010. - 351 с.

5. Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. - М.: Индрик, 2004. - 312 с.

7 Азарий, монах. Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах. - М.: Изд-во Ефимова, 1892. - С. 120.

6. Максимова Г. Иконописание: столичная мода в провинции // Мир музея. - 2003. - № 1. - С. 31-35.

7. О Тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI - начала XX века: каталог выставки из фондов Музея имени Андрея Рублева / сост. Л. П. Тарасенко. - М.: Авангард, 1995. - 80 с.

8. Поселянин Е. Н. Богоматерь. Описание ее земной жизни и чудотворных икон: в 2 т. - М.: Отдых христианина, 2002. - Т. 1. - 702 c.

9. Талалай М., Троицкий П. Шкаровский М. История Русского Афона. - М.: Индрик, 2016. - 465 с.

10. Троицкий П. Русские на Афоне. Середина XIX - начало XX века. - М.: Русское небо, 2001. - 126 с.

References

1. Avgustin (Nikitin) arkhimandrit. Afon i Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' [Athos and the Russian Orthodox Church]. Bogoslovskie Trudy [Theological Works], 1997, no. 33, pp. 76-110. (In Russ.).

2. Bulgaeva G.D. Ikonografiya i arkhetipy ikony Bogomateri Odigitrii v iskusstve [Iconography and archetypes of the icon of the Mother of God of the Hodegetria in Russian art]. Kul'turnoe nasledie Sibiri [Cultural Heritage of Siberia], 2011, no. 12, pp. 23-31. (In Russ.).

3. Grigorovich-Barskiy V. Vtoroe poseshchenie Svyatoy Afonskoy gory Vasiliya Grigorovicha-Barskogo, im samim opisannoe [The second visit to the Holy Mount Athos by Vasily Grigorovich-Barsky, described by himself]. Moscow, Indrik Publ., 2004. 476 p. (In Russ.).

4. Dmitrievskiy A.A. Russkie na Afone [Russians on Athos]. Moscow, Indrik Publ., 2010. 351 p. (In Russ.).

5. Kondakov N.P. Pamyatniki khristianskogo iskusstva na Afone [Monuments of Christian Art on Mount Athos]. Moscow, Indrik Publ., 2004. 312 p. (In Russ.).

6. Maksimova G. Ikonopisanie: stolichnaya moda v provintsii [Iconography: metropolitan fashion in the province]. Mir muzeya [The world of the museum], 2003 no. 1, pp. 31-35. (In Russ.).

7. O Tebe raduetsya. Russkie ikony Bogomateri XVI - nachala XX veka: katalog vystavki iz fondov Muzeya imeni Andreya Rubleva [He rejoices about You. Russian icons of the Mother of God of the 16th - early 20th centuries. Exhibition catalog from the funds of the Andrei Rublev Museum]. Comp. L.P. Tarasenko. Moscow, Avangard Publ., 1995. 80 p. (In Russ.).

8. Poselyanin E.N. Bogomater'. Opisanie ee zemnoy zhizni i chudotvornykh ikon: 2 t. [Mother of God. Description of her earthly life and miraculous icons. In 2 vol.]. Moscow, Otdykh khristianina Publ., 2002, vol. 1. 702 p. (In Russ.).

9. Talalay M., Troitskiy P. Shkarovskiy M. Istoriya Russkogo Afona [History of Russian Athos]. Moscow, Indrik Publ., 2016. 465 p. (In Russ.).

10. Troitskiy P. Russkie na Afone. Seredina XIX - nachalo XX veka [Russians on Athos. Mid 19th - early 20th century]. Moscow, Russkoe nebo Publ., 2001. 126 p. (In Russ.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Печать на обороте иконы «Великомученик Пантелеймон». Дерево, масло. 107x75,5x4,5 см. Собрание Пантелеимоновского храма, г. Белокуриха

Рисунок 2. Икона великомученика Пантелеимона. 1893. Дерево, масло, золочение. 88,5х62,5х3,5 см. Собрание Казанского храма, г. Бийск

Рисунок 3. Икона Богородицы «Достойно есть». После 1894 года. Дерево, масло, золочение. 106х70х3 см. Собрание Крестовоздвиженской церкви, г. Камень-на-Оби

Рисунок 4. Икона Богородицы «Млекопитательница». После 1898 года. Дерево, масло, золочение. 85х58х3 см. Собрание Богородице-Рождественской церкви, г. Рубцовск

Рисунок 5. Икона Богородицы «Неувядаемый Цвет». 1909. Дерево, масло, золочение. 140х90х3 см. Собрание Знаменского храма, г. Барнаул

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.