Научная статья на тему 'ИКОНЫ АФОНСКОГО ПИСЬМА С ДАТИРОВАННЫМИ НАДПИСЯМИ НА АЛТАЕ'

ИКОНЫ АФОНСКОГО ПИСЬМА С ДАТИРОВАННЫМИ НАДПИСЯМИ НА АЛТАЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
икона / Афон / Алтай / монастырь / датированные надписи / иконография / стиль / icon / Athos / Altai / monastery / dated inscriptions / iconography / style

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галина Дмитриевна Булгаева

Подписные датированные иконы представляют особый интерес для исследования, являясь ориентиром во временнóм и территориальном пространстве истории искусства. Благодаря этому можно атрибутировать ряд произведений, не имеющих подписей. Наиболее емкие тексты позволяют определить и точное происхождение памятника. Таким образом, выявляются иконописные центры и имена отдельных иконописцев, работавших более ста лет назад. Иконографический анализ и работа по выявлению надписей подтвердили наличие нескольких из этих образов в храмах Барнаульской митрополии. В числе обозначенных памятников определенное количество произведений, имеющих датированные подписи, относятся к афонскому письму конца XIX – начала XX в. Актуальность изучения памятников афонской иконописи подтверждается значительным количеством научных публикаций по данной теме. Исторические сведения о тесных связях Алтая и Святой горы рубежа XIX–XX вв. доказывают закономерность фактического наличия этих памятников на территории Алтайского края и республики Алтай. Выявленные архивные документы свидетельствуют о высокой культуре и особом почитании афонских образов на местном уровне. Встреча заказных икон, написанных на Святой горе, сопровождалась многодневными крестными ходами, которые утверждались правящим архиереем. Создание выявленных произведений ограничивается 1890–1912 гг. и относится к различным иконописным мастерским русских обителей, находившихся на Афонской горе. В статье предпринята попытка объединения афонских икон в группы в соответствии с их происхождением. Иконографическое и стилистическое разнообразие исследуемых образов раскрывает самодостаточность творческих методов, применявшихся в художественных центрах Святой горы, и высокий профессиональный уровень иконописцев. Хронологическая последовательность позволяет определить характер стилистических изменений живописи сквозь призму времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICONS OF THE ATHOS MODE OF EXECUTION WITH DATED INSCRIPTIONS OF ALTAI

Dated icons with captions are of special interest for research, being a reference point in the time and territorial space of art history. Due to this, it is possible to attribute a number of works that don’t have captions. The most capacious texts give reason to determine the exact origin of the monument. Thus, the iconographic centers and the names of individual icon painters, who worked more than a hundred years ago, are revealed. Iconographic analysis and work to identify the inscriptions confirmed the presence of several of these images in the temples of the Barnaul metropolis. Among the designated monuments, a certain number of works with dated signatures belong to the Athos letter of the late XIX and early XX centuries. The relevance of studying the monuments of Athos iconography is confirmed by a significant number of scientific publications on this topic. Historical information about the close ties between Altai and the Holy Mountain of the turn of the XIX–XX centuries proves the regularity of the actual presence of these monuments on the territory of the Altai Krai and the Altai Republic. The revealed archival documents testify to the high culture and special veneration of Athos images at the local level. The meeting of the commissioned icons painted on the Holy Mountain was accompanied by multi-day processions, which were approved by the ruling bishop. The creation of the identified works is limited to 1890–1912 and refers to various icon-painting workshops of Russian monasteries located on Mount Athos. The article attempts to unite the Athos icons into groups, in accordance with their origin. The iconographic and stylistic diversity of the studied images reveals the self-sufficiency of the creative methods used in these art centers and the high professional level of icon painters. The chronological sequence allows us to determine the nature of stylistic changes in painting through the prism of time.

Текст научной работы на тему «ИКОНЫ АФОНСКОГО ПИСЬМА С ДАТИРОВАННЫМИ НАДПИСЯМИ НА АЛТАЕ»

Г.Д. Булгаева

ИКОНЫ АФОНСКОГО ПИСЬМА С ДАТИРОВАННЫМИ

НАДПИСЯМИ НА АЛТАЕ

Подписные датированные иконы представляют особый интерес для исследования, являясь ориентиром во временном и территориальном пространстве истории искусства. Благодаря этому можно атрибутировать ряд произведений, не имеющих подписей. Наиболее емкие тексты позволяют определить и точное происхождение памятника. Таким образом, выявляются иконописные центры и имена отдельных иконописцев, работавших более ста лет назад. Иконографический анализ и работа по выявлению надписей подтвердили наличие нескольких из этих образов в храмах Барнаульской митрополии. В числе обозначенных памятников определенное количество произведений, имеющих датированные подписи, относятся к афонскому письму конца XIX - начала XX в. Актуальность изучения памятников афонской иконописи подтверждается значительным количеством научных публикаций по данной теме. Исторические сведения о тесных связях Алтая и Святой горы рубежа XIX-XX вв. доказывают закономерность фактического наличия этих памятников на территории Алтайского края и республики Алтай. Выявленные архивные документы свидетельствуют о высокой культуре и особом почитании афонских образов на местном уровне. Встреча заказных икон, написанных на Святой горе, сопровождалась многодневными крестными ходами, которые утверждались правящим архиереем. Создание выявленных произведений ограничивается 1890-1912 гг. и относится к различным иконописным мастерским русских обителей, находившихся на Афонской горе. В статье предпринята попытка объединения афонских икон в группы в соответствии с их происхождением. Иконографическое и стилистическое разнообразие исследуемых образов раскрывает самодостаточность творческих методов, применявшихся в художественных центрах Святой горы, и высокий профессиональный уровень иконописцев. Хронологическая последовательность позволяет определить характер стилистических изменений живописи сквозь призму времени.

Ключевые слова: икона, Афон, Алтай, монастырь, датированные надписи, иконография, стиль.

G.D. Bulgaeva

ICONS OF THE ATHOS MODE OF EXECUTION WITH DATED

INSCRIPTIONS OF ALTAI

Dated icons with captions are of special interest for research, being a reference point in the time and territorial space of art history. Due to this, it is possible to attribute a number of works that don't have captions. The most capacious texts give reason to determine the exact origin of the monument. Thus, the iconographic centers and the names of individual icon painters, who worked more than a hundred years ago, are revealed. Iconographic analysis and work to identify the inscriptions confirmed the presence of several of these images in the temples of the Barnaul metropolis. Among the designated monuments, a certain number of works with dated signatures belong to the Athos letter of the late XIX and early XX centuries. The relevance of studying the monuments of Athos iconography is confirmed by a significant number of scientific publications on this topic. Historical information about the close ties between Altai and the Holy Mountain of the turn of the XIX-XX centuries proves the regularity of the actual presence of these monuments on the territory of the Altai Krai and the Altai Republic. The revealed archival documents testify to the high culture and special veneration of Athos images at the local level. The meeting of the commissioned icons painted on the Holy Mountain was accompanied by multi-day processions, which were approved by the ruling bishop. The creation of the identified works is limited to 1890-1912 and refers to various icon-painting workshops of Russian monasteries located on Mount Athos. The article attempts to unite the Athos icons into groups, in accordance with their origin. The iconographic and stylistic diversity of the studied images reveals the self-sufficiency of the creative methods used in these art centers and the high professional level of icon

painters. The chronological sequence allows us to determine the nature of stylistic changes in painting through the prism of time.

Keywords: icon, Athos, Altai, monastery, dated inscriptions, iconography, style.

Иконы из русских обителей на Афоне получили широкое распространение в России во второй половине XIX - начале XX в. Заказы на их выполнение делались непосредственно в монастыри и обители Святой Горы. В этот период связи России с Афоном, Иерусалимом и другими землями Ближнего Востока преимущественно осуществлялись через Императорское Православное Палестинское общество, отделение которого было и в Сибири1. Заказы из России принимали в основном русские монастыри, скиты и кельи. Следует отметить, что афонская келья представляет собой определенную территорию с насельниками и рядом построек, куда могли входить различные мастерские, типография и другие постройки. Название скит, келья, калива, кафизма обозначают статус поселения и его зависимость от определенного монастыря. Многие святогорские образы были написаны в различных русских кельях. «По данным на 1902 год на Афоне была 31 русская келья, 183 русские каливы. Всего монахов 3 615 человек, а греков меньше - 3 207. В Кромнице проживало 250 человек, в скиту Новая Фиваида -150 человек, на Карулие спасалось около 40 русских»2.

Среди множества монастырей на святой Афонской горе русским на протяжении сотен лет принадлежал монастырь Св. Пантелеимона, где хранятся мощи великомученика, скиты Св. Илии и Андреевский, а также многочисленные кельи. Так как большую часть из них возглавляли выходцы из Малороссии, то здесь закреплялись и южнорусские иконописные традиции. Искусствоведы прежде всего относят к ним такую черту, как высокую посадку Богомладенца в Богородичных иконах (образ Богородицы «Ивер-ская» из Богоявленского храма, г. Барнаул; Покровской церкви, с. Шубенка; Успенского собора, г. Бийск). В иконописных мастерских русских келий и скитов трудились живописцы, получившие художественное образование в Российской империи3. Почти все, выявленные автором иконы, имеют русские надписи и тексты.

О некогда тесных связях между Афоном и Алтайской Миссией свидетельствуют достаточное количество афонских храмовых икон, сохранившихся в алтайских церквях. Большая часть из вышеуказанных образов поступила из сел предгорья Алтая. Стремление местных жителей иметь святыни с Афона в своем храме увенчивалось успехом, о чем сохранились исторические свидетельства. В соответствии с клировой ведомостью за 1913 г. в Пророко-Ильинской церкви с. Ново-Чемровского (Бийский округ) находились мощи девяти Святых Афонских угодников4. По свидетельству архивных документов заказ иконы от алтайских казаков Михайловской станицы в Ильинский скит совершил местный священник отец Василий Хоперский. В 1903 г. образ крестным ходом, на руках перенесли из Бийска, куда его прислали, в с. Михайловское. Изначально икона была заказана с Афона жителями с. Михайловского, которые в 1901-1902 гг. особо молились об избавлении посевов от вредоносного червя. В 1903 г. на полях пагубных насекомых замечено не было. После этого образ прославился как чудотворный5. Произведение было идентифицировано благодаря редкой иконографии (на иконе изображены святые мученики Трифон, Евстафий и Иулиан), а также датированной подписи внизу с лицевой стороны. Образ находится в храме барнаульского Знаменского

женского монастыря (ил. 1). Такой иконографический извод представляет собой единичный случай и подчеркивает роль и традиции Алтайского края как аграрного региона. На поверхность живописи обильно нанесен поздний слой масляной краски, авторский фон, нимбы и позем иконописного произведения не просматриваются под грубой записью. Вышеописанная икона исторически связана с образом Богоматери Скоропослушницы, который был выписан с Афона годом ранее казаками поселка Слю-денское Антониевской станицы. В 1903 г. казаки испросили благословение у Святителя Макария Алтайского перенести икону на руках крестным ходом вместе с казаками села Михайловское6. На это последовало положительная резолюция святителя. Спустя более 100 лет эта икона была обретена в Дмитриевском храме города Алейска.

Ил. 1.

Мученики Трифон, Евстафий, Иулиан Дерево, левкас, масло. 103x75x4 см. 1903 г., Скит Пророка Илии. Знаменский женский монастырь, г. Барнаул

Большая часть подписных афонских икон, сохранившихся на Алтае, принадлежат иконописцам Пантелеимоновского монастыря. Пять из них имеют подписи на лицевой стороне и шесть - печати на обороте. В подписях указаны лишь места происхождения и освящения икон. На одной из них прочитывается поминальная надпись, позволяющая условно ориентироваться в датировке образа. На иконе Богородицы «Достойно есть» из Ксение-Поровского женского монастыря г. Яровое читаем: «1879 г. 10 декабря 3 часа по полуночи сканча... благ. Св. Афон. горы русс. Пантел. мон. "Бгдан"». Соответственно икона была написана после 1879 г.

Более полная информация содержится в печатях на оборотах икон того же происхождения. В тексте преподается благословение монастыря, а также подразумеваются указание места (название населенного пункта) и даты освящения иконы. В ряде случаев

указан год, что позволяет говорить о точной атрибуции образа. Так, на обороте иконы Великомученика Пантелеимона из церкви Святого Димитрия Солунского г. Алейка можно прочитать: «Икона сия написана и освящена на Св. горе Афонской в русском свято Великомуч. и целителя Пантелимонамонастыре от коего и послана в благословение христолюбивым жителем в благодатную помощь покров и искупление всем с верою и усердием прибегающим к Св. Пантелимону и умильно молящиеся пред честным его образом 1900 год» (ил. 2). Печати с таким объемным текстом размещались на оборотах больших икон. На аналойных образах давался более краткий вариант, как это видно на обороте иконы святого Пантелеимона из храма апостола Иоанна Богослова на острове Патмос с. Чемал (р. Горный Алтай). Больше половины выявленных монастырских икон изображают великомученика Пантелеимона. Несмотря на внешнее сходство этих образов, ни один не имеет копийной точности. Индивидуальность решения прослеживается в решении складок одежд, различной трактовке декорации ковчежца, арочном завершении фона и т. д.

Ил. 2.

Великомученик Пантелеимон Дерево, паволока, левкас, масло. 93*65*4см. 1900 г., Свято-Пантелеимоновский монастырь. Дмитриевский храм, г. Алейск

Афонские образы целителя Пантелеимона писали не только в Русике, но и в Ильинском скиту. Житийная икона святого великомученика находится в Казанской церкви г. Бийска. Внизу средника можно прочесть: «Сия Икона написана и освящена на святой Афонской горе в Скиту святаго Пророка Илии при Архимандрите Гаврииле с братиею 1893 г.» (ил. 3). Архимандрит Гавриил прославлен в лике святых

в 1994 г.7 В изучаемых образах, кроме места написания и освящения (названия обители), фиксируется и имя настоятеля. Тем самым священноначалие с братией берет на себя ответственность за выполненный образ. Анализируя аналогичные тексты на иконах Ильинского скита, находящихся в Алтайских храмах, можно определить время их создания. При отсутствии года написания иконы в тексте часто указывается имя настоятеля, что значительно сужает рамки атрибуции.

Ил. 3.

Великомученик Пантелеимон с житием Дерево, паволока, левкас, масло. 88,5x62,5x4 см. 1893 г.,

Скит Пророка Илии.

Казанский храм, г. Бийск

Заказывали иконы и в русском скиту в честь апостола Андрея Первозванного. На Алтае выявлены две иконы, написанные и освященные в мастерской вышеуказанного скита. Образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» является храмовым для церкви в с. Чемал республики Алтай. Особенностью данного извода может быть заключение композиции в полукруглую арку, а изображения ангелов в виде маленьких детей, летящих в динамичных позах от фигуры Богоматери. По подолу синей туники идет золотая лента, Богомладенец облачен в белые ризы, на голове - венец. Богородица склонилась к страждущим фигурам, правой рукой указывая на Христа (ил. 4). Время создания образа ограничивается 1890-1899 гг. На данный период скит возглавляли два настоятеля: 23 апреля 1887 г. был избран иеросхимонах Феоклит (Поздеев), а 1 февраля 1892 г. настоятелем скита был избран архимандрит Иосиф (Беляев), ранее бывший настоятелем Санкт-Петербургского подворья8. Вторая икона - избранные святые из частного собрания - датируется тем же периодом.

Ил. 4.

Образ Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Дерево, паволока, левкас, масло. 27x22x3,1 см. 1890-е гг.,

Скит Апостола Андрея Первозванного.

Храм Иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», с. Чемал

В одном из частных собраний сохранился образ Богоматери «Иверская» значительных размеров (98x67x3 см). На обороте основы произведения расположены крепления в виде «ласточкиных хвостов», что широко распространено на иконах афонского происхождения. На иконе представлена фигура Богородицы с Богомладенцем и образами четырех святых, расположенных в круглых медальонах по углам изображения. По центру изображена Богородица с Богомладенцем. Лик Богородицы в легком наклоне к фигуре Христа, на Ее подбородке изображена кровоточивая ранка. Левой рукой Пречистая поддерживает Сына, а правой указывает на Него. Богородица одета в розово-малиновый мафорий с зеленым исподом, сине-зеленым чепцом и синюю тунику с золотыми поручами и оплечьем, на голове золотой венец с зеленой тыльной стороной, украшенный круглыми камнями и жемчугом. Мафорий обрамлен золотой узорчатой каймой с геометрическим узором. На левом плече и голове - золотые восьмиконечные звезды приснодевства. Младенец в белой срачице и голубом хитоне, правая рука сложена в жесте благословения (именнословие), в левой - белый свиток, который опирается на колено. Над Богородицей в облаках - поясное изображение Господа Саваофа в розовом хитоне и бирюзовом гиматии, конец которого развевается над головой. Благословляющая десница - именнословие. В левой руке Он держит скипетр и державу. Ниже - Святой Дух в виде белого парящего голубя. В углах размещены круглые медальоны, выделенные двойной белой линией по периметру, с изображением святых. Аналогично решены и нимбы. В соответствии с иконографией и надписями выявлено вверху слева направо: Святой царевич Алексей Угличский, святая мученица Параскева, внизу - святой преподобный Тимофей и святой преподобный Антоний. Святой Алексей облачен в розово-пурпурную царскую столу с широким золотым оплечьем, украшенным

цветными камнями и жемчугом с зеленым оборотом. Руки царевича сложены крестообразно на груди. Мученица представлена в белом плате на голове, розовом плаще с золотой каймой и синей тунике, в правой руке четырехконечный крест, левой святая прижимает к груди развернутый свиток с текстом: «Верую во Единого Бога Отца». Преподобный Тимофей одет в темно-зеленую мантию, коричневую рясу и синюю схиму на плечах. Руки сложены на груди: правая поверх левой. На преподобном Антонии темно-коричневая мантия, зеленая ряса и синяя схима с куколем, покрывающим голову. Правая рука приподнята в жесте моления, в левой святой держит четки на уровне груди. Поля иконы отделены тонкой белой линией. Сине-зеленая опушь по периметру имеет тонкую белую обводку.

Изображение полностью соответствует иконографическому изводу Богородица «Иверская». Отличительная особенность - высокая посадка Младенца. Образ выполнен в сдержанной холодной цветовой гамме. Светотеневые переходы личного решены мягко и тонко. Свет льется сверху, слева. Удлиненные складки одежд плавно ложатся по форме. В фигурах присутствует статичность, характерная для живописных икон начала XX в. Изображения Бога Отца и Святаго Духа над образом Приснодевы находят аналогии на иконе Богородицы «Достойно есть» из Никольского храма г. Барнаула. В соответствии с надписью, расположенной под образом Богородицы, икона была написана в 1909 г. в русском скиту в честь Иоанна Богослова, при настоятеле иеросхимонахе Герасиме (1859-1933)9.

Мягкий силуэт исследуемого образа подчеркнут линиями складок, тонкими светотеневыми переходами при моделировке внутренних форм. Аналогичный покатый абрис фигур встречается в иконах из других русских келий и скитов. Образ Богородицы «Скоропослушница» из Ильинского скита 1902 года также отличается плавностью линий силуэта. Внизу иконы справа охристой краской значится: «Сия икона написана и освящена на св. Афонской горе в Скиту св. Пророка Илии, при Архимандрите Максиме с Братией 1902 г.». На иконе фигура Богородицы представлена в поколенном изображении, в синей тунике и красном мафории, обильно украшенном золотой каймой. На голове - венец, украшенный камнями. Богомладенец, восседающий на левой руке Приснодевы, облачен в охристый хитон и белую рубашку. По периметру иконы идет золотая рама с витиеватым растительным узором по углам. В Ильинском скиту находилось несколько чудотворных и особо чтимых икон, среди них образ Богоматери «Скоропослушница».

Кроме того, в местных храмах присутствуют иконы и из других обителей. Так, икона Богоматери «Достойно есть», находящаяся в Покровском храме г. Ка-мень-на-Оби, происходит из Крестовоздвиженской келии, которая основана в X веке, сразу после образования Каракальского монастыря. Образ Богоматери «Достойно есть» написан при иеросхимонахе Пантелимоне в 1905 г. Икона выполнена на золотом фоне. Тонкая моделировка личного, изысканный орнамент одежд, мягкие колористические сочетания свидетельствуют о высоком уровне исполнения.

Образ Иоанна Предтечи, находящийся в Никольской церкви г. Барнаула, происходит из «обители святаго Священномученика Игнатия Богоносца на Афонской горе 1912 г.». Икона Богоматери Иверской, расположенная при иконостасе Покровского храма с. Шубенка, «написана и освящена в обители Св. Иоанна Златоустого на Афонской

горе при настоятеле иеросхимонахе Кирилле с братией 1911 г.» (ил. 5). Работой этой же мастерской является икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» из Знаменского храма, она выполнена в «обители в 1909 г.». Ранее образ находился в Троицком районе Алтайского края. Изображение насыщенно аллегориями. По сторонам от Богоматери размещены Ее символические образы: луна, солнце, лестница, жезл, гора и т. д. Подробное пояснение наличия таких символов можно найти в акафисте этой иконе.

Ил. 5.

Икона Богоматери Иверской Дерево, паволока (?), левкас, масло. 112x49x4 см. 1911 г. Келия Св. Иоанна Златоустого. Покровский храм с. Шубенка

Таким образом, пополняются сведения о чудесных явлениях, связанных с сохранившимися афонскими иконами в алтайских храмах и были выявлены исторические сведения о появлении двух афонских икон на Алтае. Стилистический анализ икон Святой горы Афон, написанных в русских обителях, подтверждает наличие в этих произведениях такой характерной особенности, как мягкий, плавный силуэт. Обтекаемая форма абриса гармонично сочетается с тонкой моделировкой личного, золотой разделкой одежд и формы пробелов. Подобными характеристиками в той или иной мере обладают практически все произведения, написанные русскими мастерами на Афоне на рубеже Х1Х-ХХ вв., выявленные автором статьи. Соответственно смеем предположить, что в этом проявились черты национальной иконописи за пределами нашей страны.

Для современных ученых точная атрибуция позволяет делать выводы о стилистических и иконографических особенностях икон, написанных в определенной иконописной мастерской; глубже анализировать процессы взаимодействия и взаимовлияния

различных художественных центров и почитание народом своих святынь. Выявленные архивные документы поясняют историю бытования икон и позволяют провести связь между прошлым и настоящим. Наличие афонских икон из русских обителей в других регионах нашей страны подтверждает необходимость их изучения и выявления подписных произведений этого происхождения.

Примечания

1. Максимова Г. Иконописание: столичная мода в провинции // Мир музея. 2003. № 1. С. 31.

2. Августин арх. (Никитин). Афон и Русская Православная Церковь // Богословские труды : сб. 33. 1997. С. 103.

3. Дмитриевский А.А. Русские на Афоне. М. : Индрик, 2010. - 351 с.

4. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 26. Оп. 1. Д. 156. Л. 18.

5. ГААК. Ф. 164. Оп. 1 л. Д. 20. Л. 116.

6. Там же. Л. 119.

7. Басин И. Канонизация святых в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, 1993-1996 годы // Вестник Русского христианского движения. 1997. № 176. С. 223.

8. Августин арх. (Никитин). Афон и Русская Православная Церковь // Богословские труды : сб. 33. 1997. С. 84.

9. Троицкий П. Русские на Афоне. Середина XIX - начало XX века М. : Компания Спутник+, 2001. - 126 с.

1. Maksimova G. Ikonopisanie: stolichnaya moda v provincii // Mir muzeya. 2003. № 1. S. 31.

2. Avgustin arx. (Nikitin). Afon i Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' // Bogoslovskie trudy' : sb. 33. 1997. S. 103.

3. DmitrievskijA.A. Russkie na Afone. M. : Indrik, 2010. - 351 s.

4. Gosudarstvenny'j arxiv Altajskogo kraya (GAAK). F. 26. Op. 1. D. 156. L. 18.

5. GAAK. F. 164. Op. 1 l. D. 20. L. 116.

6. Tam zhe. L. 119.

7. Basin I. Kanonizaciya svyatyx v Ukrainskoj Pravoslavnoj Cerkvi Moskovskogo Patriarxata, 1993-1996 gody' // Vestnik Russkogo xristianskogo dvizheniya. 1997. № 176. S. 223.

8. Avgustin arx. (Nikitin). Afon i Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' // Bogoslovskie trudy : sb. 33. 1997. S. 84.

9. Troiczkij P. Russkie na Afone. Seredina XIX - nachalo XX veka M. : Kompaniya Sputnik+, 2001. - 126 s.

Сведения об авторах

Галина Дмитриевна Булгаева - кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств, костюма и текстиля, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», иконописец Барнаульской епархии.

656049, Барнаул, пр. Ленина, 61. Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет». E-mail: BulgaevaGD@yandex.ru

Galina Bulgaeva - candidate in art studies and an assistant professor in the Department of Arts, Costume and Textiles, Altai State University, icon painter of the Barnaul Diocese.

Altai State University. 656049, Russia, Barnaul. E-mail: BulgaevaGD@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.