процессов: обработка серной кислотой, десульфурация, отбелка гипохлорлгом, окраска и эласгификация глицерином.
Целлофан вследствие свои! прозрачности, воздухо- и жиронепрони-цаемости и привлекательного внешнего вида находит большое применение для упаковки пищевых изделий.
Обычно образцы целлофана при испытаниях методом вытяжек не вызывали возражений в санитарном отношении, за исключением единичных слудаев, в которых имел место переход красителя в вытяжку. В последнее время в производстве целлофана вводятся заменители, в частности, глицерин заменяют селитрой, в результате чего исследованный целлофан сообщал вытяжкам соленый, неприятный вкус (в вытяжках определялись соли азотной кислоты). Такой целлофан был забракован для непосредственной упаковки пищевых продуктов. Однако, когда была произведена дополнительная промывка этого целлофана в воде, то последний утратил свои отрицательные качества. Такая предварительная промывка и была рекомендована заинтересованному производству. *
Выводы
При санитарной оценке и экспертизе новых видов (заменителей) тары и посуды в основном должна приниматься во внимание достаточная инертность материала к корродирующему действию тех пищевых продуктов, для которых данная посуда (материал) предназначена в нормальных условиях еюсплоатации.
Даны показатели санитарной оценки посуды из различных видов пластмассы и лаковых покрытий.
Л. С. РОЗАНОВ
Загрязнение* воздуха взрывными газами в подземных выработках Метростроя при проходке глухим забоем
На строительстве третьей очереди Метрополитена (Москва) щитовая проходка тоннеля производилась, как правило, глухим забоем без предварительной сбойки передовых штолен между шахтами. Это создало особые условия для проветривания забоев после взрывных работ в них. Паление, производившееся в штольнях, разрабатывавшихся до начала щитовой проходки, также ставило особые требования по их проветриванию'. Метро-проектом были разработаны типовые проекты проветривания забоев штолен и тоннелей, осуществленные на всех шахтах третьей очереди. Согласно этому проекту, в целях вентиляции глухих забоев на каждой шахте на. поверхности у стволов были установлены мощные вентиляторы; при проходке штолен № 4 или 5 — «Сирокко» среднего давления, а при проходке тоннелей № 5 или 6 — «Сирокко» высокого давления. Каждый вентилятор обслуживал две-четыре штольни или один-два тоннеля путем подводки воздуховодов к забою на расстояние 8—10 м от лба забоя. Диаметр сечения воздуховодов при проходке штолен равнялся 400 мм, а при проходке тоннелей — 600 мм. При эксплоатации в Связи с (быстрыми темпами проходки иногда наблюдалось, что всасывающие отверстия воздуховодов отставали от лба
заС^л не на 10 м, как это было принято, а больше, именно на 20—30 м, что ухудшало проветривание забоя. В связи с тем, что длина "тоннелей каждой шахты достигала нескольких сот метров, проектом было предусмотрено устройство через каждые 250 м скважин с поверхности в тоннель с переносом вентилятора к нижнему отверстию скважины. Благодаря этому длина воздуховодов не превышала 300 м.
Для паления на Метрострое употреблялось взрывчатое вещество марки «Аммонит № 2», которое имеет следующую характеристику: смесь аммиачной селитры с тротилом с добавлением алюминия, ферросилиция и древесного угля или муки. Температура взрыва 2 600°. Теоретическое уравнение взрывчатого разложения:
С6Н2 (N02)3 CH3-f- 20,8 NHN03 = 7C02 + 44,rH20-f 22,3 N02
4-5,! 02. ; '
Аммонит № 2 представляет мягкий, сыпучий порошок, слегка жирный наощупь, белого цвета с желтоватым оттенком. Влажность не должна превышать 0,5о/о. При влажности до 1,5о/о заряд еще полностью детонирует. При большей влажности наблюдается дефлорация (разложение при меньшей скорости), что сопровождается увеличением выделяющихся токсических газов, а при влажности свыше Зо/о бывают отказы. По данным Союзвзрывпрома, аммонит № .2 при детонации 1 кг дйет следующее количество взрывных газов в пересчете на окись углерода:
Определения количества газов при палении в шахтах Метростроя произведено не было, но, очевидно, оно лежит в пределах средней части этой таблицы; так как по требованиям горной промсанитарии взрывчатое вещество допустимо для паления в том случае, если в бомбе" Бихеля! 1 Ип •его дает не более 50 л газов (в пересчете на окись углерода), аммонит № 2 является вполне пригодным для взрывной практики в подземных выработках и применение его на Метрострое вполне обосновано.
Так как паление в забоях Метростроя производилось преимущественно при помощи бикфордова шнура, следует учитывать, что количество взрывных газов несколько увеличивается, так как каждый погонный метр шнура при сжигании в бомбе Бихеля дает 3,2 л газа (в пересчете на окись углерода). ■Следует также отметить, что так как паление на Метрострое производилось как в ¡сухих, так и в мокрых забоях, то "в каждом конкретном случае можно 'было ожидать разного количества взрывных газов, поскольку на образование газов, помимо влажности заряда, влияет состав и влажность взрываемой породы.
Количество взрывчатого вещества при палении в штольнях обычно было в пределах 1,2—1,6 кг (6—8 шпуров по 0,2 г), в тоннеля* же —в пределах 2—5 кг. Заряд каждого шпура, по правилам Метростроя, не должен превышать 0,4 (Кг.. Одновременное паление свыше 12 шпуров правилами не допускалось. Таким образом, если принять, что в шахтах Метростроя 1 кг. аммонита давал в среднем 150 л газа (в пересчете на окись углерода), то общее количество образовывавшихся газов при палении в штольнях лежало в пределах 180—240 лив тоннелях в пределах 300—700 л.
Как указывает Союзвзрывпром, при палении аммонита № 2, помимо окиси углерода, образуется значительнее количество окислов азота. Соотношение образующихся газов равняется примерно СО : N02 = 1:2, т. е. следует ожидать вдвое большего количества окислов азота, чем окиси углерода. Поэтому в картине воздействия взрывных газов на организм следует ожидать перевеса явлений воздействия окислов азота над явлениями отравления
В бомбе Бихеля . . . . » апатитовых рудниках » шахтах Кривого Рога
28,78 л 68,1 • 167,6 . 193,6 » 315,2 •
» » Урала . » » Донбасса
окисью углерода. Это может наблюдаться тем более, что пороговые концентрации воздействия окислов азота лежат значительно ниже концентрация окиси углерода. Соответственно этому и предельно допустимые концентрации этих веществ различны.
В порядке текущего санитарного надзора за состоянием проветривания забоев после взрывных работ госсанинспекция Метростроя провела в 1939— 1941 гг. большое количество анализов воздуха на окись углерода и окислы азота. Забор проб воздуха1 в штольнях производился обычно на расстоянии 1 м от лба забоя и при щитовой проходке между щитом и эректором. Однако иногда производился одновременный отбор рроб в нескольких пунктах: у забоя и на откаточных Путях на расстоянии 30 м от забоя. Для проверки скорости проветривания выработки отбор проб в этих пунктах производился через 15, 30 и 45 Минут после выпала.
По данным анализов, произведенных в 1939 г., на шахтах Покровского радиуса были обнаружены следующие средние концентрации токсических веществ (табл. 1).
Таблица 1. Загрязненность воздуха в глухих забоях после
взрывных работ
Окислы углерода Окислы азота
через через через через через через
Место отбора 16 минут 30 минут 45 минут 15 минут 30 минут 45 минут
проб о Ч<0 и о о о о о о о о о о о о г; о о с • ~ о о ог
-5. ч ч Ч
£Г с ж г с Ж в• п Я в1 в * г в я г в т.
Забой штольни 10 0,08 10 0,06 8 0,05 6 0,09 5 0,03 5 0,02
На расстоянии 30 м . . . ч 4 0,06 5 0,04 2 0,06 _ _ 2 0,05 _ —
У щита .... 16 0,04 17 0,02 7 0,015 11 0.05 15 0,03 4 0,01
На расстоянии 30 м . ... 2 0,02 3 1 0,03 2 0,04 — — 3 0,04 2 0, 02
Из этих данных видно, что если у забоев с увеличением времени взятия проб от момента взрыва наблюдается уменьшение концентраций газов, то на откаточных путях, наоборот, наблюдается нарастание загрязненности воздуха вследствие распространения газов но выработкам. Происходило это отчасти из-за того, что в забое для ускорения проветривания обычно оставлялись открытыми шланги сжатого воздуха пневматических молотков и воздух таким образом отжимался в штольню и тоннель, а отчасти из-за того, что вытяжная вентиляция не успевала удалить в короткие сроки всего образовавшегося после взрыва газа и последний расходился по выработкам. Несмотря на то, что количество взрывчатых веществ при палении на щите в тоннеле было значительно больше, чем в штольнях, концентрации газов были меньше {и воздух быстрее очищался от них, нежелз< в штольнях.' Этому способствовало как то, что сечение тоннелей значительно больше и кубатура выработок, следовательно, больше, так и более мощная вентиляция при щитовой проходке.
Обращают внимание высокие концентрации окислов азота даже через 30 минут после взрыва как в штольнцх, так и у щитов, и ¡особенно на откаточных путях. Это заставляло продолжительное время не допускать рабочих к работе в забой. И в самом деле, в указанном поду нередко наблюдалось, что вход рабочих в забой производился лишь через 30—40 минут после паления, особенно на некоторых шахтах, где условия оказывались хуже.
Так, на шахте № 7 при проходке штолен содержание окислов азота колебалось в 'следующих пределах:
Через 15 минут.......... 0,043—0,159 мг/л 3\т02
»30 > .......... 0,014—0,089 » N02
»45 » ......... . 0,(.04—0,06 > N0,
В то же время на ряде шахт у щитов уменьшение содержания окислов азота было вполне достаточным и забой оказывался проветренным уже через 15 минут. Например, на шахте № 9 содержание окислов азота у щита было:
Через 15 минут......... 0,013—0,083 мг/л Х0а
» 50 » .......... 0,004—0,018 » .N02
45 » .......... 0,003—0,02 » >Г02
Наблюдения, проведенные в следующем, 1940 г. при щитовой проходке} (разработка штолен в массовом порядке не производилась), показали аналогичную картину—быстрое очищение забоя после взрыва от окиси углерода и более медленное от окислов азота. При этом следует отметить, что в тех случаях, когда количество взрывчатых веществ было большим, процесс очищения забоя от газов удлинялся и иногда довольно значительно. Повидимому, проектная вентиляция глухих забоев при палении более 3 кг взрывчатых веществ одновременно оказывалась недостаточной.
Всего в 1940 г. в глухих забоях было проделано 17 серий определений загрязненности воздуха в шахтах Покровского радиуса.
Средние данные (у щитов) представлены в табл. 2.
Таблица 2
Количество взрывчатого вещества Число определений Через 10 минут Через 20 минут Через 30 минут
СО в м г/л N02 в мг/л СО в мг/л N02 в мг/л СО в мг/л N0, В мг/л
До 2 кг..... 4 0,029 0,056 0,019 0,027 0,01 0,014
От 2 до 3 кг . . . 7 0,052 0,063 0,031 0,036 — —
> 3 » 4 > . . . в 0,068 0,196 0,038 0,074 0,021 0,038
Сроки взятия проб нами были изменешл, так как проведение работ и© улучшению вентиляции (установка более мощных вентиляторов) позволило сократить сроки проветривания. Обычно рабочие приступали к работе в забое уже через 15 минут. За все время проходки глухим забоем штолен и тоннелей отравления рабочих были единичными, протекали в очень легкой степени и возникали всегда "вследствие более раннего входа в забой отдельных рабочих.
Приведенные данные исследований воздуха в подземных выработках третьей очереди Метростроя при работе глухим забоем говорят о том, что в 1939 г. состояние вентиляции их после взрывных работ нельзя считать удовлетворительным. Для достаточного очищения воздуха от взрывных газов требовалось значительное время, вследствие чего наблюдались длительные простои смен в ожидании разрешения входа в забой. В 1940 г. проветривание глухих забоев щитов улучшилось, но все же время проветривания оставалось в большинстве дольше принятого (при расчете проекта 15 минут), особенно от окислов азота при больших количествах взрывчатого вещества.
Проводимые на работах по сооружению тоннелей четвертой очереди Метро-строя взрывные работы в глухих забоях штолен и щитов заставляют пересмотреть проекты вентиляции забоев, так как при скоростных методах, внедряемых на строительстве, увеличивается количество взрывчатого вещества, употребляемого одновременно в одном забое. Вместе 12 шпуров считается возможным рвать одновременно 18 шпуров. Изменилось также качество взрывчатого
вещества: количество возможных газов, образующихся при палении 1 *сг, >:адо принять большим, чем раньше. Наблюдается такк^. увеличение количества забоев, одновременно разрабатываемых на шахте, а следовательно, и нагрузки на одну вентиляционную систему.
Необходимо также предусмотреть улучшение проветривания выработок на откаточных путях, чтобы избежать наблюдавшейся раньше задержки газов на протяжении штолен и тоннелей после достаточного проветривания самого забоя.
Все это выдвигает требование как пересмотра -.выбранного проектом номера и типа вентилятора, так и места его установки и расстояния воздуховодов от каждого вентилятора. Может быть, необходимо предусмотреть и дополнительные побудители по ходу воздуховодов. При составлении проекта следует также остановиться на устройстве реверсивной системы вентиляции для чередования работы ее на вытяжку и приток.
Совершенно очевидно, что должна быть разработана четкая организация эксплоатации вентиляционных установок подземных выработок и налажен систематический лабораторный контроль за состоянием очищения воздуха после паления.
Гвардии подполковник медицинской службы Я. С. КОНЬ
Опыт работы армейской санитарной службы в организации противоэпидемических мероприятий в освобожденных районах в период наступления
За годы немецкой оккупации среди гражданского населения оккупированных районов широко распространились инфекционные заболевания. Военно-медицинские работники, вместе с частями Красной Армии вступая в освобожденные районы, проводят значительную работу по ликвидации очагов инфекционных заболеваний и организации местных органов здравоохранения.
Санитарной службой войскового и армейского районов в первую очередь проводились мероприятия по ликвидации инфекционных очагов, а затем представители санитарной службы принимали участие в организации местных органов здравоохранения. Мы убедились в том, что в тех районах и городах, где в относительно короткие сроки удавалось организовать работу гражданских медико-санитарных учреждений, борьба с инфекционными заболеваниями проходила значительно эффективнее.
Работы по ликвидации очагов инфекционных заболеваний проводились медицинским составом войсковой службы, затем врачами подвижной лабо-\/ ратории ' СЭО (когда части продвигались) и, если была необходимость, продолжались' работниками базовой лаборатории СЭО. Неликвидированные инфекционные очаги передавались фронтовым противоэпидемическим учреждениям; передача происходила в связи с передислокацией или передачей участка от одного армейского соединения другому.
Такое построение противоэпидемических мероприятий создавало преем-\ ственность, непрерывность проведения противоэпидемических мероприятий, особенно необходимые при быстром продвижении частей.
В качестве примера организации противоэпидемических мероприятий армейской санслужбой мы укажем на наш опыт ликвидации очага сыпного тифа в с. Долге-Подбуске Дрогобычской области.