Научная статья на тему 'Кессонные работы на Метрострое (Санитарный очерк)'

Кессонные работы на Метрострое (Санитарный очерк) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кессонные работы на Метрострое (Санитарный очерк)»

Л. С. РОЗАНОВ

Кессонные работы на Метрострое

. (Санитарный очерк)

При проходке стволов шахт и тоннелей на строительстве Московского метрополитена в ряде случаев примеиялись работы под сжатым воздухом, вызываемые наличием плывунных песков и высоким гидростатическим давлением подземных вод. Однако развитие техники тоннелестроения позволило ob некоторых случаях обойтись без повышенного давления. Так, некоторые стволы проходились в замороженном грунте, а при разработке тоннелей применялся усиленный .водоотлив, благодаря чему кессонные работы удалось провести при значительно менее повышенном давлении, чем определенное по данным геологической .разведки. Максимальное повышенное давление на III очереди строительства было значительно ниже, чем на предыдущих очередях; так, при проходке стволов давление равнялось: на I очереди — 2,5 доп. атм., на II очереди— 2,7 доп. атм. и на III очереди —2,4 доп. атм.; при разработке тоннелей: на I очереди — 2,2 доп. атм., на II очереди—1,7 доп. атм. и »на III очереди— 1,7 доп. атм.

Новые технические усовершенствования на II и на III очередях Метростроя создали благоприятные санитарные условия ведения кессонных работ. Если, по данным геологоразведки, на трассе строительства тоннеля шахты № 7—8 III очереди гидростатическое давление определялось в 30 м, то к началу кессонных работ' в 1941 г. водоотливом было достигнуто понижение его до 1,8 м, а применение ряда технических мер дало возможность вести кессонные работы на этой шахте при давлении не выше 1,3 доп. атм.

Проходка стволов шахт на Метрострое имела ряд отличий от опускания мостовых кессонов, особенно при работах с применением неподвижной шлюзовой перегородки в стволе шахты (диафрагмы). С санитарной точки зрения проходка ствола с неподвижной шлюзовой диафрагмой имеет следующие преимущества: возможность устройства в зоне повышенного давления пологих лестничных переходов; большие объемы рабочей камеры кессона, обеспечивающие достаточный обмен воздуха; возможность устройства железобетонных шлюзов любых размеров.

При щитовой разработке тоннель перегораживают воздухонепроницаемой перегородкой, устраиваемой на расстоянии 10 м от эректорной площадки. В ней устраивают по две людские и материальные шлюзовые камеры. Каждая людская камера позволяет одновременно шлюзовать 20—25 человек. Процесс проходки тоннеля щитом под повышенным давлением отличается от обычного лишь применением в плывунах поярус-ной разработки породы сверху вниз с забивкой шпунта в нижнем горизонте для удержания грунта от вьгплывания.

Для разрыхления твердых пород применяется электропаление. Взрывные газы удаляются (выдавливаются) сжатым» воздухом в породу.

Компрессорные станции на проходке стволов оборудовались двумя-тремя поршневыми компрессорами «Борец» производительностью 16—20 мг3/мин каждый, что обеспечивало подачу на 1 кессонщика 200—240 м3/час свежего воздуха. Очистка компрессорного воздуха производилась и в воздухосборниках, и в вляогоотделителях.

Для кессонных работ по разработке тоннелей оборудовались мощные радиусные компрессорные с компрессорами производительностью 32— 140 м3/мин. В некоторых случаях протяженность углубленных в землю воздуховодов достигала 1—1,5 км, что до некоторой степени обеспечивало самоочищение воздуха от масляного тумана путем оседания капе-

лек масла на стенках и в изгибах трубопровода. Основная очистка сжатого воздуха дрот водилась в специальных сооружениях двух типов: в -горизонтальных котлах маслоотделителей с промывкой воздуха водой барботированием и встречным распылением и фильтрацией через кольца Рашига и в вертикальных воздухосборниках, включенных последовательно в сеть по два на воздуховод.

Опыт показал, что летом наиболее эффективны сооружения первого типа, одновременно и охлаждающие воздух. Количество подаваемого сжатого воздуха на рабочего при проходке тоннелей не наблюдалось ниже 200 м3/час и чаще было значительно выше санитарных норм; это обусловливалось большой утечкой воздуха в забое и большим объемом рабочей зоны. Содержание СО2 ори этом обычно не превышало 0,2°/о, а обычно держалось в ¡пределах 0,06—0,12%.

На загрязнение подаваемого сжатого воздуха продуктами испарения и разложения смазочных масел влияет в большой мере режим работы компрессоров, их своевременный профилактический ремонт и рациональность смазки воздушных цилиндров компрессоров (качество масла и его расходование); поэтому, помимо устройства очистных сооружений, внимание надзора обращалось и на эти моменты. Для смазки воздушных цилиндров компрессоров на Метрострое употреблялось компрессорное масло «Т», имеющее удельный вес 0,926, (Вязкость по Энглеру при 100° 2,3—2,8 пауз, температуру вспышки по Бренкену 240°, и масло «Брейт-сток», имеющее температуру вспышки 275° и вязкость 3,7 центипуазы. При недостатке этих сортов масел употреблялось компрессорное масло «М», имеющее температуру вспышки 218° и вязкость 1,7—2,2 центипуазы; при этом отмечалось субъективное ухудшение качества воздуха в рабочей зоне. Применение этого масла вызывало увеличение расхода его, что и давало увеличение загрязненности кессонного воздуха.

Регулярное наблюдение за загрязненностью кессонного воздуха при щитовой проходке на Метрострое показало, что очистка подаваемого сжатого воздуха была поставлена удовлетворительно. Так, из проведенных за 1940 г. 87 анализов на СО в тоннелях шахты № И в 54 случаях (62%) СО не было обнаружено, а из 90 анализов на содержание летучих углеводородов таковые не были обнаружены в 53 случаях (59%). Отбор проб производился в двух пунктах тоннеля одновременно: у щита, где концентрируется наибольшее число рабочих и возможно дополнительное загрязнение воздуха от работы отбойных молотков, и у шлюза вблизи места подачи в рабочую зону сжатого воздуха. Результаты анализов представлены в табл. 1.

Таблица 1. Загрязненность кессонного воздуха на шахте № 11 Метростроя

в 1940 г. при 1,2—1,3 доп. атм.

У шлюза У щита

л X о 3 концентрации о X концентрации

Газ в мг/л количеств* проб количеств! загрязненн проб минимум— максимум средние количеств! проб количества загрязненн проб • минимум — максимум средние

СО • • • • • 43 15 0,005-0,05 0,026 • 44 18 0,005—0,08 0,032

С • • • • • • 45 23 0,001—0,24 0,12 45 14 0,02—0,46 Сг,25 #

Из таблицы видно, что у щита чаще обнаруживалось загрязнение воздуха летучими углеводородами, чем у шлюза. На кессонных участках шахты № 22 в 57% проб, взятых у щита, не было обнаружено окиси углерода и в 70% —летучих углеводородов.

Максимальные и средние концентрации загрязнений воздуха у щита на.1 шахте № 11 оказались несколько выше, чем у шлюза. Поэтому были проведены анализы воздуха ив шлангов отбойных молотков при скоростях движения воздуха по выходе из сопла шланга не выше 15 л/мин и понижении при этом давления с 4—6 до 0,1—0,2 доп. атм. Во всех пробах обнаруживалось 10—30 мг масляного тумана на 1 м3, прошедшего через алонж с ватой сжатого воздуха. Газообразные углеводороды после алонжа найдены в 60°/о проб в концентрациях 0,04—0,17 мг/л. Окись углерода найдена в 30% в пределах 0,01—0,03 мг/л.

Наличие двух источников загрязнения кессонного воздуха — с подаваемых сжатым воздухом и от работы отбойных молотков — вызывает необходимость проведения санитарного контроля и за компрессорами, снабжающими воздухом пневматические .инструменты.

Температурные условия в зоне повышенного давления зависят от температуры подаваемого сжатого воздуха, объема рабочей зоны, протяженности тоннеля, количества подаваемого сжатого воздуха и температуры породы и грунтовых вод. Летом 1940 г., благодаря охлаждению сжатого воздуха путем орошения его водой, в маслоотделителях на шахте № 11 удалось поддерживать температуру в кессоне не выше 22°, тЪгда как 'на щитах шахты № 22, где этого орошения не было, температура поднималась выше ЗО9. Осенью, с понижением наружной температуры, орошение воздуха пришлось прекратить, и все же температура его продолжала падать из-за большой протяженности воздуховодов. В целях сохранения теплоты в шахтах № 11, 7—8 и 1—2 приходилось производить подачу воздуха в кессон по одному трубопроводу, что позволило поднять температуру подаваемого воздуха в отдельных случаях до 17—18°. В рабочей же зоне этих шахт (как и в шахте № 22) воздух имел температуру, близкую к температуре породы, так как из-за большой протяженности тоннелей даже очень теплый подаваемый воздух по пути в тоннеле охлаждается; на шахте № 22 при подаче на щит 10 000 >м3 воздуха в час с температурой 30—40° у щита не наблюдалось температур в январе 1941 г. выше 12°; на шахте № 11 в этот период воздух подавался с температурой 18° по 6 000 м3/час, а у щита было 11°, т. е. в обоих случаях воздух у щитов был холоднее, чем это требуется по действующему законодательству. Очевидно, для уменьшения тепло-потерь в кессонных тоннелях не следует допускать протяжения их свыше 200—250 м, чего можно достигнуть переносом шлюзовой перегородки.

Перепады температур на протяжении тоннелей от шлюза до щита наблюдались в пределах 5—13°; укорочение тоннелей уменьшит этог перепад.

Одновременно с измерением температуры воздуха по психрометру Августа вычислялась и относительная влажность его, державшаяся во все периоды) года в пределах 88—96%. Кроме этого, неоднократно производилась иататермометрия с расчетом скорости движения воздуха по формулам:

в которых учитываются влияние как давления (Р) воздуха, так и температур среды. В сводной таблице даются результаты метеорологических наблюдений у щита, т. е. на значительном протяжении от места подачи сжатого воздуха (табл. 2).

Как видно из» этой таблицы, скорость движения воздуха при подаче небольших количеств воздуха на шахте № 7—8, где из-за плотности

Таблица 2. Микроклимат у щита под повышенным давлением

1 • 1 о са с £ « сз X >> t=t сз л го и s о н х a У щита

Время наблюдения ' ago К. —

з н x « в s- * к 2 £ о) tr £ ез о «г 5 в s О Ы А Температз подаваемо сжатого е 4J о о £ 4 5 и 5 ® сп = сс X. р Н V

w то о »=1 н со 45

11 Июль — август \

1940 г. . . . 9 000 25—26° 1,3 19,2—21,6 6,4—8,5 0,21—0,29

22 Ноябрь 1940 г. 15 000 36—40° 1,0 16,8—20,1 7,3—8,8 0,24—0,27

11 Октябрь — но- , у • ¥

ябрь 1940 г. 5 400 14—18° 1,0 11,4—13,9 10,1-11,7 0,27—0,34

11 Декабрь 1940

и февраль 0,25—0,31

1941 г. . . . 4 800 13-18° 1,0 9,0—10,6 11,2-12,7

7-8 Октябрь 1941 г. 1800 10° 1,0 9,2 9,5 0,14

7—8 Ноябрь 1941 г. 1800 11° 1,3 12,0 • 9,1 0,13

W ч

породы наблюдалась небольшая его утечка, значительно ниже скоростей при подаче больших объемов воздуха. Температура и охлаждающая сила воздуха" у щита шахты №/11 при одинаковой температуре подаваемого воздуха в октябре — ноябре 1940 — в декабре 1940 и в феврале 1941 г. изменились из-за значительного удлинения тоннеля. Охлаждение воздуха наблюдается главным образом в начальном отрезке тоннеля от шлюза даже в том случае, когда подается сильно нагретый воздух, что видно на примере шахты № 22, где 23.XI.1940 при давлении в кессоне 1 доб. атм., относительной влажности 96°/о и подаче в кессон 15 000 mi3 воздуха в час с температурой в 40° было найдено:

У шлюзовой перегородки . . . . На расстоянии 15 м от шлюза . . По середине протяжения тоннеля

У щита в^изу..........

» среднего яруса щита.....

» верхнего яруса щита.....

н

v

w

I

32.0 24,8 20,8

20.1 20,6 21,0

4,7 8,4 8,0 7,3 8,2 8,2

2,25 0,81 0,36 0,25 0,36 0,39

Возвращаясь к табл. 2, мы видим, что нижняя граница температуры воздуха была +9°, т. е. та, которую имеют на глубине проходки (25—30 м) порода и грунтовые воды. Вььсшая температура у щита равнялась + 21,6°—предельно допустимая температура по действующим правилами Охлаждающая сила воздуха при этом> колебалась от 6,4 до 12,7. По опросу рабочих о теллоощущениях и основываясь на наблюдении, в какой одежде ими производится работа, можно отметить, что при показаниях сухого кататермометра 8,0—10,0 проходчики и тюбинщики, непрерывно занятые работой средней и большой тяжести, отвечают: «хорошо» и «удовлетворительно» и работают при этом, сняв спецодежду, в одних майках, или по пояс голыми, хотя температура воздуха иногда держалась в пределах 12—14°; при показаниях кататермометра ниже 7,0

проходчики жалуются на небольшую духоту, а при показаниях 10,0—12,0 большинство продолжает еще указывать на удовлетворительное тепло-ощущение. Следовательно, можно считать, что при добавочном давлении 1 —1,3 атм'. для ли,ц, занятых трудом средней тяжести, комфортная зона лежит в пределах показаний кататермометра 8,0—10,0. Дежурные еле-

сари, электрики и маркшейдеры при этих показаниях кататермометра говорили, что им несколько прохладно, и никогда курток не снимали. При более высоких показаниях они отмечали ощущение холода и работали в ватных телогрейках. Откатчики на лебедочной и электровозной откатке по теплоошущению стоят между этими двумя группами и тоже работают в опецодежде и часто в телогрейках. Поэтому за усредненную зону оптимальных метеорологических условий необходимо считать для давления 1—1,3 доб. атм). температуру воздуха 16—20° и охлаждающую силу по сухому кататермометру 7,5—8,5. Эти условия могут быть достигнуты нормированием температуры подаваемого сжатого воздуха с учетом его количества, протяженности тоннеля и температуры грунта. Одно выполнение требования подачи воздуха не ниже +18° не обеспечивает оптимальных условий у щита. Это видно из средних данных 7 измерений на шахте № 11 в октябре — декабре 1940 г. при давлении 1 доб. атм., когда при подаче воздуха при 17—18° в разных пунктах было найдено:

• г н

У шлюзг......... 15,4 10,1

в тоннеле ........ 12,0 12,1

У щита......... 12,1 11,2

У средней ячейки щита . 12,8 10,4 •

• 1

Относительная влажность при этом была 90—96%, температура по% роды во лбу забоя 9°. Проходчики и тюбинщики на холод не жаловались, часть из них работала без курток, в майках.

Метеорологические условия при шлюзовании в шлюзе измерялись при давлении в рабочей зоне 1 доб. атм. при давлении в шлюзе 0,5—0,9 доб. атм. и шлюзовании в течение 5 минут. Перед этим проводились замеры в шлюзе до впуска сжатого воздуха.

Таблица 3. Метеорологические условия в шлюзовой камере при

шлюзовании

Температура в кессоне 16,3° Температура в кессоне 15° Температура в кессоне 14°

Г Н Я н

Перед шлюзованием .... 16 6,5 14,0 7,7 - -

При шлюзовании...... 22,6 5,0 20,1 8,5 15,6 11,1

Температура воздуха три шлюзовании бывает выше температуры воздуха в рабочей зоне. При первой серии наблюдений (температура в кессоне 16,3°) охлаждающая сила в момент шлюзования была ниже, чем до впуска воздуха; при этом ощущалась некоторая духота, несмотря на постоянное поступление в шлюз свежего воздуха. При шлюзовании 10.VIII.1940 до 1,3 доб. атм. в течение 6 минут к моменту достижения давления в шлюзе 1 доб. атм. температура поднялась с 17,5 до 26,6° и охлаждающая сила изменилась с Я=6,4 до Н=4,4; ощущалась сильная духота. Часто при шлюзовании наблюдались еще большие температуры, однако кратковременность шлюзования (5—8 минут) позволяет сравнительно легко переносить эти неблагоприятные условия.

Определение охлаждающей силы при ускоренном шлюзовании до 1 доб. атм. в течение 2 минут показывает, что при этом она значительно возрастает (при ускоренном шлюзовании #=15,0, при обычном И=8,2, при одинаковых температурах). Можно поэтому предположить, что ускоренное шлюзование, практикуемое старыми кессонщиками при высоких температурах, исправляя ощущения неблагоприятных метеорологических условий, имеет основание для тренированных лиц, так как само по себе более быстрое повышение давления легче переносится, чем пребывание в духоте шлюза.

В то время как сжатие воздуха в шлюзе сопровождается нагреванием и понижением его охлаждающей силы, разрежению, вышлюзова-ниго сопутствует понижение температуры и: возрастание охлаждающей силы воздуха. Возможно, что последний фактор имеет существенное значение при возникновении кессонных заболеваний.

Было проведено две серии наблюдений над микроклиматом при вы-шлюзовывании в разных условиях (табл. 4).

Таблица 4. Микроклимат при вышлюзовывании

Первая серия

I Давление в кессоне 1,3 доб. атм.; ¡температура 23°; охлаждающая силы 6,9 щ • Продолжительность декомпрессии 8 минут Продолжительность декомпрессии 12 минут

t° Н • t° • я

у • У • 1 Интервалы давления в шлюзе I 1,2—1 доб. атм......... I 0,9—0,7 » » ....... 0,5—0,2 » '» ....... 20,0 18,1 16,0 13,6 12,4 10,6 20,3 18,0 19,2 7,5 10,1 7,9

Вторая серия

Давление в кессоне 1 доб. агм.; температура 15°; охлаждающая сила 9,2 * Продолжительность декомпре сс 6 мину т Продолжительность декомпрессии 8 минут Продолжительность декомпрессии 10 минут

t° и f Н t° Н

Интервалы давления 0,9—0,6 доб. атм. . . . • 0,5—0,2 » » . . . 12,0 9,2 Ч • # ф 14,4 12,4 12,4 9,3 9 10,6 11,0 10,5 11,4 12,9 9,9

#

Из этих таблиц видно, что при медленном вышлюзовывании первой серии охлаждающая сила воздуха во всех интервалах понижения давления оказывается меньше, чем при ускоренном, и находится в пределах оптимальной зоны для одетого человека. При невысокой температуре в рабочей зоне второй серии даже при медленном вышлюзовывании люди зябнут, как и при быстром, и, возможно, поэтому стремятся быстрее выйти из шлюза. Возникает вопрос о необходимости обогревания шлюзовых камер при декомпрессии с тем, чтобы температура в них не падала ниже 18°, что важно при больших давлениях в целях предупреждения кессонных заболеваний.

Продолжительность рабочего дня ¡на кессонных работах Метростроя соответствовала правилам НКТ СССР № 38 от 5.11.1930, но график работы был построен по од нопе ри одному принц иглу без разбивки на полу-смены. Так, на III очереди был установлен следующий график рабочего времени:

При давлении до 1,3 доб. атм..........6 часов

» » 1,3—1,8 » » ......... 41Л часа

» » 1,8—2,3 » » . . '....... 3% »

» » - 2,3—2,7 » » ......... 2*4 »

Это время не включает периода шлюзования и вышлюзовывания. Нормы последнего были несколько удлинены и продолжались при давлении в 2,7 доб. атм. 50 ми-нут, 2,3 доб. атм. 40 минут, 1,8 доб. атм. 30 минут, 1,5 доб. атм. 20 минут, 1,3 доб. атм. 15' минут, 1 доб. атм. 10 минут и 0,5 доб. атм. 5 минут.

В результате такого построения (графика рабочего (Времени и введения однооериодности его в течение суток было облегчено использование свободного времени для отдыха, особенно для кессонщиков, проживающих далеко. Устранялась также путаница с выходами смен, неизбежная при включении в рабочее время шлюзования и вышлюзовывания.

Для санитарно-бытового обслуживания кессонщиков на месте работ оборудовались шахтные душкомбинаты, состоявшие из раздевален и гардеробных чистого платья и спецодежды, сушилки, душевой, уборной, прачечной для стирки спецодежды, дезкамеры, починочных для ремонта спецодежды и спецобуви, буфета с раздаточной горячих обеденных блюд и комнат отдыха, оборудованных кроватями с постельным бельем для отдыха после работы смен кессонщиков. После мытья в душе кессонщики получали в буфете завтрак за счет строительства, состоявший из чая с сахаром, молока и бутербродов или одного горячего второго обеденного блюда.

Большое внимание уделялось наблюдению за своевременностью ремонта спецодежды и обуви. В зимнее время на открытых стройплощадках от выхода из ствола шахты до входа в кессонный душкомбинат устраивались укрытия и утепленные переходы.

Медико-санитарная организация кессонной шахты, помимо обычных элементов, включала специальную кессонную часть, состоящую из кессонной комиссии, которая ежедекадно проводила медицинские осмотры кессонщиков; медико-санитарная организация кессонной шахты состояла из терапевтического, ото-ларингологического, антропометрического, зубоврачебного и физиотерапевтического кабинетов, рек ом-пресс ионной камеры, изолятора для заболевших кессонщиков и группы кессонных фельдшеров, несущих круглосуточное дежурство для оказания первой помощи и санитарного наблюдения за кессонными работами непосредственно в рабочей зоне и у шлюза. В поликлинике Метростроя также имелась постоянно работавшая кессонная комиссия из врачей всех специальностей, проводившая первичное медицинское освидетельствование рабочих и периодические медицинские осмотры раз в 2 месяца группы рабочих, выделенных по »медицинским показаниям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работе кессонных фельдшеров основное внимание обращалось на надзор за шлюзованием и ©ышлюзовыванием рабочих и за режимом работы и отдыха кессонщиков. При выпуске в шлюз фельдшера проверяли проходимость для дыхания полости носа, обращали внимание на состояние спецобуви и одежды рабочих. Строго контролировалось время пребывания под давлением и особенно соблюдение норм декомпрессии. Фельдшера посещали рабочие места кессонщиков для проверки температуры, загрязненности воздуха, состояния питьевых фонтанчиков, отка-точ/ных путей. Во время мытья в душе кессонщиков фельдшера заботились о снабжении их теплой водой.

При возникновении кессонных заболеваний больным^ оказывалась помощь на шахте в лечебном шлюзе или физиотерапевтическом кабинете медицинского пункта.

Кессонных заболеваний на строительстве II и III очереди метрополитена наблюдалось мало и они имели место главным образом при проходке стволов^. •

Всего за время кессонных работ на II очереди строительства было 10 случаев кессонных заболеваний легкой формы. На III очереди строительства, проводившейся при более сложных условиях, большем объеме работ и при более высоком давлении, было зарегистрировано 78 кессон-

з -

33

н-ых заболеваний на 250 000 человеко-смен под давлением. Все случаи, за исключением одного, носили характер миоартралгических болей, проходивших после рекомпрессии или применения физиотерапевтических процедур; при этом 60% из них были без утраты трудоспособности, в остальных случаях больные освобождались от работы на 1—2 дня. Поражение вестибулярного аппарата наблюдалось всего один раз, и в этом случае рабочий через 10 дней вернулся к работе в кессон. Сравнительно с литературными данными из заграничной практики эти показатели кессонной заболеваемости чрезвычайно низки.

При расследованиях причин, вызвавших кессонные заболевания на III очереди Метростроя, в 5 случаях установлена переработка под сжатым воздухом до 1 часа, в 8 — охлаждение тела при вышлюзовывании вследствие низкой температуры в шлюзе, в 3 — нетренированность организма к условиям работы под давлением (новички работали полную смену вместо Уз смены, как требуется по правилам), в 11 — охлаждение ног вследствие работы в воде и в 1 — охлаждение плеча от длительного соприкосновения с холодной стенкой рабочей камеры при выборке породы из-под ножа камеры. Во всех остальных случаях какой-либо ясной причины, способствовавшей появлению кессонного заболевания, выяснить не удалось.

Воспалительные заболевания среднего уха специально не регистрировались. Но так как для кессонщиков эта группа заболеваний также может считаться профессиональным заболеванием вследствие воздушной травмы барабанной перепонки, мы собрали материал заболеваемости по шахте № 22, где оказалось, что ов течение 1941 г. по этой шахте было зарегистрировано 55 случаев острых воспалений среднего уха, из них 9 с временной утратой трудоспособности.

В заключение можно отметить, что на строительстве Московского метрополитена, благодаря применению технических усовершенствований в тоннелестроении, механизации труда, проведению санитарно-техниче-ских мероприятий по очистке подаваемого воздуха и его охлаждению, осуществлению санитарно-бытовых мероприятий и четкой организации медико-санитарного обслуживания кессонных работ, были созданы весьма благоприятные санитарные условия труда и быта кессонщиков. Опыт Метростроя по организации санитарного обеспечения кессонных работ должен быть перенесен на восстановительные и строительные работы гидротехнических и транспортных сооружений, объем которых в ближайшем будущем после победы над гитлеризмом бесспорно значительно вырастет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.