4. До начала мероприятий по благоустройству скотомогильников следует применять обливание керосином трупов животных — носителей трихинеллеза (свиней, собак, кошек, грызунов) с последующим сжиганием или закапыванием на глубину не менее 2 м.
5. Органы санитарной и ветеринарной служб, обслуживающие территории, неблагополучные по трихинеллезу, должны провести паспортацию скотомогильников и принять меры, чтобы тресты очистки горкомхозов, ранкомхозы, директора совхозов, председатели колхозов обеспечили правильную организацию скотомогильников.
Поступила 24/У1 1958 г.
т* -А- Ъ
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА ОКИСЬЮ УГЛЕРОДА В МОТОРОИСПЫТАТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ МАСТЕРСКИХ МТС
А. К- Аудере
Из кафедры гигиены Рижского медицинского института
Из обследованных в 1956 и 1957 гг. 9 мастерских МТС 6 построены по типовым проектам № 1658 и № 1662, а 3 размещены в старых приспособленных зданиях. При обследовании взято 20 проб воздуха на рабочих местах в зоне дыхания рабочих мото-роиспытательного отделения.
В воздухе мотороиспытательного отделения как в мастерских, построенных по типовым проектам, так и в мастерских, размещенных в приспособленных зданиях, наблюдались сравнительно высокие концентрации окиси углерода при испытаниях мотороэ разных типов.
В мотороиспытательных отделениях машинно-тракторных мастерских, построенных по типовым проектам № 1658 и № 1662, для удаления выхлопных газов из воздуха помещений проектами предусмотрена приточно-вытяжняя вентиляция с механическим
побуждением. По проекту № 1658-в мастерской Сигулдской МТС предусмотрено в моторно-испыта-тельном отделении осуществлять-приток воздуха в рабочую зону осевым, четырехлопастным вентилятором 2 марки ЦАГИ № 6, производительностью 4080 м3/час (см. рисунок). В холодное время проектируется подогревание воздуха калорифером. Отсос воздуха из испытательного отделения осуществляется через четыре вытяжные жалюзийные решетки в металлическом воздуховоде, монтируемом в верхней зоне помещения. Побудителем служит такой-же вентилятор, как на притоке. Для удаления из помещений вредных выделений непосредственно от мотора предусмотрено надевать на выхлопную трубу испытываемых двигателей гибкий шланг, по которому отработанные газы выходят в атмосферу. Проектом предусмотренная вентиляция должна создать 36-кратный обмен воздуха в течение часа. Однако фактически в мотороиспытательном отделении обследованной нами мастерской Сигулдской МТС устроена только общая вытяжная вентиляция: производительность вентилятора 2760,9 м3 воздуха в течение 1 часа (21 кратный обмен). Организованного притока воздуха не имеется. Дымогарная труба для удаления-выхлопных газов не применяется.
При проверке концентрации окиси углерода в воздухе мотороиспытательного отделения мастерской МТС при включенной вытяжной вентиляции после 5-минутного испытания мотора от трактора НАТИ обнаружено 0,45 мг/л, после 10-минутного испытания мотора эта концентрация достигает 1,34 мг/л. После 20-минутного испытания мотора трактора типа У-2 в этом же отделении при включенной вытяжной вентиляции концентрация окиси углерода достигает 0,77 мг/л. Таким образом, вытяжная вентиляция не обеспечивает снижения концентрации окиси углерода в рабочей зоне до предельно допустимого уровня.
Схема приточно-вытяжной вентиляции в мастерской Сигулдской МТС. 1, 3 — вентиляторы; 2 — четырехдюймовая дымогарная труба.
В тех МТС. где выхлопные газы мотора отводятся за пределы помещения через •специальную дымогарную трубу, обнаружены сравнительно небольшие концентрации окиси углерода; они остаются низкими и при длительном испытании моторов. Так, концентрация окиси углерода в воздухе испытательного отделения Елгавской МТС после 45-минутного испытания мотора трактора Д'т"-54 равнялась только 0,029 мг/л.
В 1957 г. в Елгавской МТС взамен дымогарной трубы была установлена труба большего диаметра с вытяжным вентилятором. Это создавало местный отсос воздуха г выхлопных газов из отверстия выхлопной трубы мотора. Смонтированную жестяную трубу диаметром 10 см. надевают на выхлоп мотора. На высоте 1,5 м труба вложена в более широкую трубу диаметром см, в конце которой находится вытяжной вентилятор типа мощностью 1500 м3/час. Через выхлоп мотора от трактора типа ДТ-54 выходят отработанные газы в количестве 450 MJ/4ac.
Проверка концентрации окиси углерода в мотороиспытательном отделении после замены старой дымогарной трубы новой местной вытяжной вентиляцией показывает, что после 40-минутного испытания мотора от трактора ДТ-54 концентрация окиси углерода в помещении достигает только 0,005 мг/л, т. е. находится ниже предельно допустимей.
Выводы
1. Содержание окиси углерода в воздухе рабочей зоны мотороиспытательного отделения превышает предельнодопустимую концентрацию.
2. Общая вытяжная вентиляция мотороиспытательных отделений, построенных по проекту № 1658, не обеспечивает снижения концентрации окиси углерода в рабочей зоне до предельно допустимого уровня.
3. Устройство местного отсоса с механическим побудителем от выхлопной трубы мотора, испытываемого на стенде мотороиспытательного отделения, позволяет снизить концентрацию окиси углерода до предельно допустимых и ниже без системы общей «штяжкой вентиляции.
Поступила 5/V 1958 г.
•ir -¿г
ОКИСЬ УГЛЕРОДА В ТИПОВЫХ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ
МАСТЕРСКИХ
Кандидат биологических наук Н■ К■ Вальчук Из кафедры общей гигиены Винницкого медицинского института
В машинно-тракторных мастерских окись углерода образуется в результате частых въездов и выездов из помещения сельскохозяйственных машин во время их ремонта, при испытании двигателей от машин, особенно под нагрузкой (горячая обкатка), при выполнении кузнечных, электросварочных, заливочных работ и т. д. Новым типовым проектом строительства МТМ № 1662, разработанным Гипросельхоз-проектом в 1954 г., предусматривается ввод и вывод ремонтируемых тракторов и других машин из помещения мастерской на универсальных передвижных стендах, что в известной мере может устранить загрязнение воздуха выхлопными газами. Однако во время изучения условий труда во вновь построенных по проекту № 1662 мастерских в Винницкой области нами было отмечено, что почти все машины, поступающие на ремонт, и после ремонта выходят из помещения по-прежнему на своем ходу или при помоши тягача. Причиной этого является, во-первых, отсутствие достаточного количества универсальных стендов в МТМ и, во-вторых, то, что гусеничные тракторы недостаточно устойчиво устанавливаются на универсальных стендах и легко опрокидываются кабок при транспортировке.
Таким образом, вопрос ввода и вывода ремонтируемых машин из мастерской следует признать не разрешенным до настоящего времени.
Мы поставили перед собой задачу изучить загрязнение окисью углерода воздушной среды помещений типовых ремонтных мастерских МТС. Исследования воздуха на содержание в нем окиси углерода производились микротитрометрическим способом. Пробы брались в зоне дыхания рабочих. Всего произведено около 200 определений. Результаты исследований, характеризующие воздушную среду в основных помещениях типовых ремонтных мастерских, представлены в таблице.
Из данных таблицы видно, что в большинстве случаев концентрации окиси углерода в зоне дыхания рабочих значительно превышают предельно допустимые. Наименьшие количества окиси углерода обнаружены в разборочно-моечном отделении и в сле-сарно-механическом.
В испытательной станции во время испытания моторов (холодная обкатка) в воздух помещения выделяются пары тяжелых углеводородов и окись углерода. При