В тех МТС. где выхлопные газы мотора отводятся за пределы помещения через •специальную дымогарную трубу, обнаружены сравнительно небольшие концентрации окиси углерода; они остаются низкими и при длительном испытании моторов. Так, концентрация окиси углерода в воздухе испытательного отделения Елгавской МТС после 45-минутного испытания мотора трактора Д'т"-54 равнялась только 0,029 мг/л.
В 1957 г. в Елгавской МТС взамен дымогарной трубы была установлена труба большего диаметра с вытяжным вентилятором. Это создавало местный отсос воздуха г выхлопных газов из отверстия выхлопной трубы мотора. Смонтированную жестяную трубу диаметром 10 см. надевают на выхлоп мотора. На высоте 1,5 м труба вложена в более широкую трубу диаметром см, в конце которой находится вытяжной вентилятор типа мощностью 1500 м3/час. Через выхлоп мотора от трактора типа ДТ-54 выходят отработанные газы в количестве 450 MJ/4ac.
Проверка концентрации окиси углерода в мотороиспытательном отделении после замены старой дымогарной трубы новой местной вытяжной вентиляцией показывает, что после 40-минутного испытания мотора от трактора ДТ-54 концентрация окиси углерода в помещении достигает только 0,005 мг/л, т. е. находится ниже предельно допустимей.
Выводы
1. Содержание окиси углерода в воздухе рабочей зоны мотороиспытательного отделения превышает предельнодопустимую концентрацию.
2. Общая вытяжная вентиляция мотороиспытательных отделений, построенных по проекту № 1658, не обеспечивает снижения концентрации окиси углерода в рабочей зоне до предельно допустимого уровня.
3. Устройство местного отсоса с механическим побудителем от выхлопной трубы мотора, испытываемого на стенде мотороиспытательного отделения, позволяет снизить концентрацию окиси углерода до предельно допустимых и ниже без системы общей «штяжкой вентиляции.
Поступила 5/V 1958 г.
•ir -¿г
ОКИСЬ УГЛЕРОДА В ТИПОВЫХ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ
МАСТЕРСКИХ
Кандидат биологических наук Н■ К■ Вальчук Из кафедры общей гигиены Винницкого медицинского института
В машинно-тракторных мастерских окись углерода образуется в результате частых въездов и выездов из помещения сельскохозяйственных машин во время их ремонта, при испытании двигателей от машин, особенно под нагрузкой (горячая обкатка), при выполнении кузнечных, электросварочных, заливочных работ и т. д. Новым типовым проектом строительства МТМ № 1662, разработанным Гипросельхоз-проектом в 1954 г., предусматривается ввод и вывод ремонтируемых тракторов и других машин из помещения мастерской на универсальных передвижных стендах, что в известной мере может устранить загрязнение воздуха выхлопными газами. Однако во время изучения условий труда во вновь построенных по проекту № 1662 мастерских в Винницкой области нами было отмечено, что почти все машины, поступающие на ремонт, и после ремонта выходят из помещения по-прежнему на своем ходу или при помоши тягача. Причиной этого является, во-первых, отсутствие достаточного количества универсальных стендов в МТМ и, во-вторых, то, что гусеничные тракторы недостаточно устойчиво устанавливаются на универсальных стендах и легко опрокидываются кабок при транспортировке.
Таким образом, вопрос ввода и вывода ремонтируемых машин из мастерской следует признать не разрешенным до настоящего времени.
Мы поставили перед собой задачу изучить загрязнение окисью углерода воздушной среды помещений типовых ремонтных мастерских МТС. Исследования воздуха на содержание в нем окиси углерода производились микротитрометрическим способом. Пробы брались в зоне дыхания рабочих. Всего произведено около 200 определений. Результаты исследований, характеризующие воздушную среду в основных помещениях типовых ремонтных мастерских, представлены в таблице.
Из данных таблицы видно, что в большинстве случаев концентрации окиси углерода в зоне дыхания рабочих значительно превышают предельно допустимые. Наименьшие количества окиси углерода обнаружены в разборочно-моечном отделении и в сле-сарно-механическом.
В испытательной станции во время испытания моторов (холодная обкатка) в воздух помещения выделяются пары тяжелых углеводородов и окись углерода. При
о>
-1 с
-1 X
5 х
Содержание окиси углерода в воздухе ремонтных мастерских МТС (типовой проект № 1662)
Название отделения
Условия и место отбора проб воздуха
Число исследований
Предел колебаний СВ в воздухе (в мг/л)
Примечание
4 0,03—0,05 Периодически наружные ворота от-
крывались настеж
6 0,02—0,03 То же
16 0,058-0,072
Пробы отбирались при включенном
4 0,02—0,045 вентиляторе
6 0,023—0,257 То же
4 0,09-0,1 > »
Периодически включался вентилятор
26 0,045-0,2
Все время был включен вентилятор;
периодически открывалась дверь на
36 0,028—0,168 улицу
26 0,02-0,23
13 0,02—0,15 Наружные ворота открыты настежь
6 0,02—0,05
13 0,03-0,095
Разборочно-моечное » »
Испытательная станция
Медницко-заливочное
Кузнечно-сварочное » »
Монтажно-сборочное (центральная часть мастерской) Слеса рно- механическое
Ремонт и испытание топливной аппаратуры
Нагрев раствора каустика в ваннах — у моечной машины
Нагрев раствора каустика в разных точках помещения Холодная обкатка мотора —у стенда.........
» » в 2 м от стенда...........
Горячая обкатка мотора у стенда ...........
После горячей обкатки в 2 м от стенда........
Заливка подшипников, разогрев вкладышей на горне, плавка баббита — рабочее место заливщика.....
Во время работы одного горна — рабочее место кузнеца Во время работы — на рабочем месте электросварщика . Во время въезда трактора в мастерскую — в разных точках центрального пролета .............
Заводка трактора в монтажном отделении на 2—3 мин. —
в разных точках помещения............
После регулировки форсунок —в разных точках помещения .......................
ов
-этом концентрации окиси углерода в воздухе даже при включенном вентиляторе превышают гигиенические нормы в П'/'г—2 раза.
Обращают на себя внимание высокие концентрации окиси углерода в воздухе испытательной станции во время испытания моторов под нагрузкой (горячая обкатка). Они поевышают предельно допустимые концентрации примерно в 6—9 раз на рабочем месте у стенда и в 3 с лишним раза в 2 м от него. Спустя некоторое время после горячей обкатки содержание окиси углерода в воздухе помещения все еще держалось на высоких цифрах порядка 0,082 мг/л при действующей механической вентиляции.
Поступление в воздух помещения испытательной станции больших концентраций окиси углерода, особенно во время горячей обкатки двигателя, объясняется негерметичным присоединением выхлопных труб от отремонтированных двигателей (во время испытания последних) к дымогарной трубе, устраиваемой по проекту в потолке помещения, а также недостаточной эффективностью искусственной вентиляции.
О малой эффективности искусственной вентиляции в МТМ свидетельствуют высокие концентрации окиси углерода в воздухе медницко-заливочного и кузнечно-свароч-ного отделений (более чем в 2 раза выше предельно допустимых при включенной вентиляции). В медницко-заливочном отделении Стрижевской МТС в силу технических погрешность монтажа вк-лючение электровентилятора сопровождалось дребезжащим шумом высокой интенсивности (порядка 82—86 дб), что заставляло рабочих во время работы выключать вентилятор и продолжать работу в условиях значительного загрязнения воздуха. При этом содержание СО в воздухе возрастало до 0,2 мг/л. Предусматриваемая типовым проектом механическая вентиляция в кузнечно-сварочном отделении, которое рассчитано на работу двухгнездного горна и электросварочной установки, является недостаточной, так как не может обеспечить полного удаления газообразных продуктов из помещения даже при работе одногнездного горна и электросварки, что можно видеть из данных таблицы. Вытяжной зонт над рабочим местом электросварщика монтируется на высоте 2,5 м, так что образующиеся при электросварке пыль и газообразные продукты лишь частично попадают под вытяжной зонт. Большая часть их остается в месте образования и воздушными течениями разносится по всему помещению. В тех случаях, когда свариваемый предмет был загрязнен мазутом, в ^оне дыхания электросварщика количество СО ре<ко возрастало (0,218—0,30 мг/л).
Из изложенного видно, что размещение этих двух видов работ, технологически не связанных между собой, в одном помещении не целесообразно, так как оно приводит к суммированию вредностей для кузнеца и для электросварщика.
В монтажном отделении (центральная часть мастерской) во время захода трактора содержание окиси углерода в зоне дыхания рабочих достигает 0,15 мг/л (см. таблицу), т. е. в 5 раз больше предельно допустимых концентраций.
Таким образом, рабочие ремонтно-тра<торных мастерских, построенных по новому типовому проекту № 1662, постоянно находятся под воздействием тех или иных концентраций окиси углерода. В период наших наблюдений рабочие мастерских часто жаловались на головную боль, тяжесть в голове, что является характерным для хронической интоксикации окисью углерода.
Выводы
1. В воздухе основных помещений машинно-тракторных мастерских, построенных по типовому проекту № 1662, в период ремонтных работ создаются концентрации окиси углерода, превышающие гигиенические нормы, которые могут служить причиной хронических интоксикаций.
2. Наличие высоких концентраций окиси углерода в воздухе типовых ремонтно-тракторных мастерских свидетельствует:
а) о необходимости более благоприятного технического разрешения способа ввода' и вывода тракторов и других сельскохозяйственных машин в мастерскую на ремонт я после него;
б) о малой эффективности искусственной вентиляции, предусматриваемой типовым проектом № 1662 в испытательной станции, медницко-заливочном и кузнечно-сварочном отделениях и необходимости изменения проекта в этом отношении.
3. Образование больших концентраций окиси углерода при горячей обкатке в помещениях испытательной станции является результатом в первую очередь неудовлетворительно о способа присоединения выхлопных труб от двигателей к дымогарной трубе, что выдвигает необходимость искать иное решение этого вопроса.
4. Следует признать размещение кузнечных и электросварочных работ в общем помещении нецелесообразным, так как это не диктуется технологией процесса, а в то же время служит причиной увеличения загрязнения воздуха.
5. Помимо усиления общей искусственной вентиляции в кузнечно-сварочном отделении, необходимо вытяжной зонт над рабочим столом электросварщика опустить ниже с расчетом на захват всех газообразных продуктов, образующихся при электросварке.
6. Необходимо установление механической вентиляции в отделении топливной аппаратуры, при этом следует предусмотреть удаление мелкодисперсных частиц продуктов перегонки нефти из зоны их образования.
Поступила 14/УП 1958 г.
Ъ "¿г -й-