Научная статья на тему 'ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 8 КЛАССЕ ШКОЛ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ'

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 8 КЛАССЕ ШКОЛ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЗАДАНИЕ / УЧАЩИЙСЯ / ЯЗЫК / ОДНОСОСТАВНЫЕ И ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдраманова С.К., Алтынбек Кызы Асель

В статье предлагаются тексты и задания к ним для использования на уроках русского языка при изучении простых предложений в 8 классе школ с кыргызским языком обучения. Предложенные задания к текстам помогают не только глубже понять их содержание, но и способствуют формированию умений различать односоставные и двусоставные предложения, высказывать свою точку зрения и активизируют мыслительную деятельность учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS FOR TEXTS IN RUSSIAN LESSONS WHEN STUDYING SIMPLE SENTENCES IN THE 8 GRADE OF SCHOOLS WITH THE KYRGYZ LANGUAGE OF TEACHING

Keywords: TEXT, SIMPLE SENTENCE, TASK, STUDENT, LANGUAGE, ONE-PART AND TWO-PART SENTENCES

Текст научной работы на тему «ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 8 КЛАССЕ ШКОЛ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ»

УДК: 372. 881.161.1

Абдраманова С.К. старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и

литературы факультет русской филологии

ОшГУ

Кыргызская Республика Алтынбек кызы Асель студент магистратуры факультет русской филологии

ОшГУ

Кыргызская Республика

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 8 КЛАССЕ ШКОЛ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье предлагаются тексты и задания к ним для использования на уроках русского языка при изучении простых предложений в 8 классе школ с кыргызским языком обучения.

Предложенные задания к текстам помогают не только глубже понять их содержание, но и способствуют формированию умений различать односоставные и двусоставные предложения, высказывать свою точку зрения и активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Ключевые слова: текст, простое предложение, задание, учащийся, язык, односоставные и двусоставные предложения.

Abdramanova S.K. senior lecturer

department of methods of teaching the Russian language and literature

faculty of russian philology Osh state University Kyrgyz Republic Altynbek kyzy Asel master's student of the faculty of russian philology Osh state University Kyrgyz Republic

TASKS FOR TEXTS IN RUSSIAN LESSONS WHEN STUDYING SIMPLE SENTENCES IN THE 8 GRADE OF SCHOOLS WITH THE KYRGYZ LANGUAGE OF TEACHING

Annotation. The article proposes texts and assignments for them for use in Russian language lessons when studying simple sentences in the 8th grade of schools with the Kyrgyz language of instruction.

The proposed tasks for texts help not only to better understand their content, but also contribute to the formation of skills to distinguish between one-part and two-part sentences, express their point of view and activate the mental activity of students.

Key words: text, simple sentence, task, student, language, one-part and two-part sentences.

Овладение речевыми средствами русского языка создает условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития учащегося, подготовки его к активному участию в общественной жизни.

Этим определяется необходимость изучения как структуры языка и языковых значений, так и конкретных предложений, в которых обучаемый выражает своё мнение, развивает мышление и делает выводы.

Предложение является основным средством передачи информации, формулирования и сообщения мыслей, стилистически и грамматически оформленной единицей.

Действующий учебник по русскому языку Супруна А.Е., Скирдова В.Д. и Ахматова Т.К. для учащихся 8 класса школ с кыргызским языком обучения [4, с.123-130] содержит теоретический материал по видам и построению простых предложений. В основном уделяется внимание безличным и назывным предложениям. Соответственно и задания к упражнениям даются на нахождение, составление и преобразование безличных и назывных предложений.

Такая работа нацеливает учащихся на продуктивную речемыслительную деятельность. Но она в слабой мере содействует развитию сотворческой активности учащихся. Следует изменить степень сложности и самостоятельности выполнения заданий учащимися, а также изменить форму работы с ними. Сравнивая, составляя и анализируя предложения, учащиеся должны научиться самостоятельно делать выводы, давать определения.

Соединить деятельность учащихся по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

На уроках русского языка при изучении простых предложений целесообразно использовать небольшие, интересные по содержанию

тексты и предлагать к нимзадания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся и повышающие их самостоятельность. Каракумы

Пустыня. Самолёт приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Лёгкий топот - это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой -то родственник кузнечика, пискнула птица...

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью. [2, с. 98].

Задание 1-й группе: Найдите и укажите типы односоставных предложений.

Задание 2-й группе: Подчеркните грамматические основы двусоставных

предложений.

Задание 3-й группе: Объясните значения непонятных вам слов. Составьте с

ними двусоставные предложения.

Задание 4-й группе: Составьте свой рассказ о Каракумах, используя ключевые слова из текста.

Таким образом, работа в малых группах поможет не только глубже понять содержаниетекста "Каракумы", но и закрепить знание учащихся о видах простых предложений и сформировать умение различать односоставные и двусоставные предложения.

Использование на уроках русского языка стратегии «Перепутанные логические цепи» способствует формированию у учащихся умение отслеживать причинно-следственные связи и хронологическую последовательность событий в тексте. [1, с. 230-231].

Сначала ведётся работа в группах. Учащиеся выстраивают в определённой последовательности перепутанные фразы из текста. Фразы из текста "Таинственное озеро Мерцбахера" 1) В 1903 году немецкий учёный и путешественник Готфрид Мерцбахер изучил его и нанёс на карту.

2)На востоке Иссык-Кульской области, в Сары-Джазе, есть гора Муз-Тоо -ледяная гора.

3) Существует много гипотез, почему так происходит. Но ни одна из них не нашла своего полного подтверждения. «Сердце Тянь- Шаня» так и остаётся неразгаданным.

4) В Кыргызстане есть места, где всегда зима. Здесь, среди ледников, на снежных вершинах, вечный покой и безмолвие.

5) Заметки членов экспедиции свидетельствуют о том, как вода с грохотом сливалась в щели, что очень напугало лошадей. Часть экспедиции вернулась в следующем году, чтобы обнаружить озеро вновь наполненным.

6) Среди находящихся здесь ледников Иныльчек лежит озеро Мерцбахера. По нему плавают огромные льдины - айсберги.

7) Экспедиция наткнулась на озеро на высоте 3500 метров над уровнем моря.Озеро внезапно высохло на глазах у членов экспедиции, оставляя огромные глыбы льда на дне.

8) Безусловно, вас увлечёт загадка этого «пульсирующего» чуда. Каждый год, в период с июля по август, это озеро внезапно за 2-3 дня полностью исчезает. Наполнение его начинается с таянием ледников.

Далее каждая группа представляет свою версию-прогноз последовательности фраз текста и обосновывает её. Затем учащиеся читают исходный текст, сравнивают свою версию с первоначальным вариантом.

Таинственное озеро Мерцбахера

В Кыргызстане есть места, где всегда зима. Здесь, среди ледников, на снежных вершинах, вечный покой и безмолвие.

На востоке Иссык-Кульской области, в Сары-Джазе, есть гора Муз-Тоо - ледяная гора.

Среди находящихся здесь ледников Иныльчек лежит озеро Мерцбахера. По нему плавают огромные льдины - айсберги.

В 1903 году немецкий учёный и путешественник Готфрид Мерцбахер изучил его и нанёс на карту.

Экспедиция наткнулась на озеро на высоте 3500 метров над уровнем моря. Озеро внезапно высохло на глазах у членов экспедиции, оставляя огромные глыбы льда на дне.

Заметки членов экспедиции свидетельствуют о том, как вода с грохотом сливалась в щели, что очень напугало лошадей. Часть экспедиции вернулась в следующем году, чтобы обнаружить озеро вновь наполненным.

Безусловно, вас увлечёт загадка этого «пульсирующего» чуда. Каждый год, в период с июля по август, это озеро внезапно за 2-3 дня полностью исчезает. Наполнение его начинается с таянием ледников.

Существует много гипотез, почему так происходит. Но ни одна из них не нашла своего полного подтверждения. «Сердце Тянь- Шаня» так и остаётся неразгаданным. [5].

На обсуждении результатов работы учащиеся отвечают на вопросы: в каких случаях ваша версия разошлась с исходным текстом, как вы связывали события и как это представлено в тексте, о чём вы узнали из этого текста.

И в завершении работы по данному тексту учащимся предлагаются следующие задания:

1) Найдите в тексте простые осложнённые предложения и объясните, чем они осложнены.

2) Выделите в каждом предложении грамматическую основу.

3) Расскажите об озере Мерцбахера, используя простые предложения.

В основе стратегии «Двухчастный дневник» лежит комментирование текста. Использование данной стратегии развивает у учащихся умения выражать свои мысли по поводу полученной информации, акцентирует внимание на важности активного чтения текста и предоставляет возможность увидеть многообразие интерпретаций. [1, с.218-219]

Учащимся предлагается прочитать текст. Затем выписать слова, словосочетания, предложения, на которые обратили особое внимание и дают свой комментарий ( Какие чувства (мысли) у вас вызвали эти предложения? Какие существительные, прилагательные помогли вам представить события, описанные в тексте?_

Слова, словосочетания, предложения Комментарий

Осень в горах

Снова приходит осень в горы.Снова после шумного лета всё настраивается на осеннюю тишину. Заметно похолодало.Улеглась окрест пыль просёлочных дорог, погасли костры на джайлоо. Стада ушли вниз. Грустно и пустынно стало в горах.

Уже в одиночку летают орлы, скупо роняя клёкот. Глуше шумит вода в реке. Жёлтыми листьями кустов и деревьев засыпало все речные валуны.Захочешь перейти на другой берег - прыгай с камня на камень. На пригретых солнцем склонах собираются сурки. Сейчас им живётся неплохо. Тепло и сытно. Но через неделю-другую все горы будут засыпаны снегом. Спрячутся сурки в свои подземные домики до весны. Вот и не хочется им расставаться с солнцем и теплом.

А на самые высокие вершины по ночам уже падает молодой серебристый снег. К утру тёмно-коричневые гряды хребтов становятся седыми, как загривки чёрно-бурых лисиц. Ледяной порывистый ветер

долетает и до далёких чабанских стойбищ. Нужно незамедлительно готовиться к зиме! [3, с.37-38] По Ч.Айтматову

Обсуждение работы над текстом ведётся в парах, затем в группе. Зачитываются предложения и комментарии к ним.

Задания: 1. Заполните таблицу примерами из текста.

Виды простых предложений Примеры

Односоставные

Двусоставные

2. Напишите эссе «Что привлекает меня в осени?" Таким образом,при выполнении заданий к текстам внимание учащихся должно быть сосредоточено на понимании читаемого. Они должны понимать основную идею прочитанного, уметь обсудить текст и выразить своё отношение к описанным в тексте событиям.

У учащихся следует развивать умение ориентироваться в тексте, выделять главное и извлекать из него нужную информацию

Владение речевыми формами языка, умение строить грамотную речь позволяют добиваться успеха в процессе коммуникации и являются теми характеристиками личности, которые способствуют его адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Использованные источники:

1. Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии.) Под общей редакцией И.А. Низовской.- Б.: ФПОИ, 2005. - 286 с.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. -3-изд.-М.:ВАКО, 2018. - 256с.

3.Скирдов В.Д. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов киргизской школы: Пособие для учителя - Ф.: Мектеп, 1990.-168 с.- (Б-ка учителя)

4. Супрун А.Е. и др. Русский язык. Грамматика русского языка: Учебник Для 8-9 кл. кырг. шк./ А.Е.Супрун, В.Д.Скирдов, Т.К.Акматов - Б.: Инсанат, 2012. - 280 с.

5. https://www.advantour.com/rus/kyrgyzstan/nature/lakes/merzbacher.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.