Научная статья на тему 'РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В 8 КЛАССЕ ШКОЛ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ'

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В 8 КЛАССЕ ШКОЛ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ / СОГЛАСОВАНИЕ / ПРИМЫКАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ТЕКСТ / СПОСОБЫ СВЯЗИ СЛОВ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алымкулов Ж.Ш., Алтынбек Кызы Асель

В статье предлагаются отрывки из произведений Ч.Т.Айтматова для использованияна уроках русского языка при изучении словосочетаний в 8 классе школ с кыргызским языком обучения. На основе данных текстов изучаются способы связи слов в словосочетаниях, выявляются умения учащихся отличать словосочетания от слов и предложений, выражать свои мысли в устной и письменной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH TEXT AT RUSSIAN LESSONS WHEN STUDYING TERMS IN GRADE 8 OF SCHOOLS WITH THE KYRGYZ LANGUAGE OF TEACHING

The article offers excerpts from the works of Ch.T. Aitmatov for use in Russian language lessons when studying phrases in the 8th grade of schools with the Kyrgyz language of instruction. Based on these texts, ways of connecting words in phrases are studied, students' abilities to distinguish phrases from words and sentences, to express their thoughts orally and in writing are revealed.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В 8 КЛАССЕ ШКОЛ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ»

УДК: 372. 881.161.1

Алымкулов Ж.Ш., кандидат педагогических наук

доцент

кафедра методики преподавания русского языка и литературы факультет русской филологии

ОшГУ

Кыргызская Республика Алтынбек кызы Асель студент магистратуры факультет русской филологии Кыргызская Республика

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В 8 КЛАССЕ ШКОЛ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье предлагаются отрывки из произведений Ч. Т.Айтматова для использованияна уроках русского языка при изучении словосочетаний в 8 классе школ с кыргызским языком обучения. На основе данных текстов изучаются способы связи слов в словосочетаниях, выявляются умения учащихся отличать словосочетания от слов и предложений, выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Ключевые слова: словосочетание, согласование, примыкание, управление, текст, способы связи слов, предложение.

Alymkulov J.Sh., candidate of pedagogy

associate professor

department of methods of teaching russian language and literature

faculty of russian philology Osh state University Kyrgyz Republic Altynbek kyzy Asel master's student faculty of russian philology Osh state University Kyrgyz Republic

WORKING WITH TEXT AT RUSSIAN LESSONS WHEN STUDYING TERMS IN GRADE 8 OF SCHOOLS WITH THE KYRGYZ

LANGUAGE OF TEACHING

Annotation. The article offers excerpts from the works of Ch.T. Aitmatov for use in Russian language lessons when studying phrases in the 8th grade of schools with the Kyrgyz language of instruction. Based on these texts, ways of connecting words in phrases are studied, students' abilities to distinguish phrases from words and sentences, to express their thoughts orally and in writing are revealed.

Key words: phrase, agreement, adjunction, control, text, ways of connecting words, sentence.

Одной из основных задач обучения русскому языку в школе с кыргызским языком обучения является развитие речи, а словосочетание -одно из средств развития речевой активности учащихся. Умение пользоваться различными словосочетаниями - важнейший показатель уровня владения речью.

Раскрывая синтаксические функции словосочетания, необходимо показать, что оно, занимая промежуточное положение между словом и предложением, не является ни тем, ни другим, хотя и обнаруживает известную близость с ними. Поэтому при изучении словосочетания нужно проводить сопоставление его каксо словом, так и с предложением, чтобы показать отличительные черты этой синтаксической единицы.

"Особенно важно выяснить отличие словосочетания от предложения, так как учащиеся школ с кыргызским языком обучения довольно часто допускают их смешение".[2,с.329] Нужно на ряде примеров показать, что словосочетания, входя в предложение и являясь его основным элементом, сами по себе не сообщают какой либо определенной мысли и, таким образом, не выполняют функции коммуникативной единицы речи, каковой является предложение.

Исходя из определения словосочетания, согласно которому словосочетанием является два или несколько слов, взаимно связанных по смыслу и грамматически, главное внимание при изучении словосочетания должно быть сосредоточено на рассмотрении способов связи слов. При этом разъясняется, что слова между собой могут быть связаны способом сочинения (сочинительная связь) и способом подчинения (подчинительная связь).

Знакомя учащихся с сочинительными и подчинительными способами соединения слов, необходимо путем сопоставления словосочетаний и предложений показать принципиальную разницу между этими двумя видами грамматической связи.

Учащиеся в кыргызской школе допускают многочисленные ошибки при употреблении глагольных словосочетаний, наиболее распространенными среди которых являются ошибки на слабое управление.

Усвоение учащимися законов сочетания слов в русском языке, нередко существенно отличающихся от их родного языка, представляет собой ту основу, на которой базируется понимание грамматических связей как в словосочетаниях, так и в предложениях.

Словосочетание, как и слово, — единица номинативная, то есть называет предметные признаки.В отличие от слова, словосочетание называет предметы, действия и признаки более конкретно, расчлененно (предмет и его признак — красивый цветок, действие и место его осуществления — летает на самолёте, признак и область его проявления — богатый талантами).

Словосочетание как синтаксическая единица обладает тремя необходимыми признаками:

1) компоненты словосочетания — только самостоятельные части

речи;

2) один из компонентов зависит от другого;

3) словосочетание имеет систему форм — парадигму, образованную формами главного слова. Потому в словосочетании выделяется его начальная форма, образованная начальной формой главного слова.

При изучении словосочетаний в 8 классе школ с кыргызским языком обучения целесообразно использовать тексты различного типа. Текст №1

«Первый хлеб.

Началась жатва, и снова я иду к пшеничному полю. Меня окружают со всех сторон и трактористы, и комбайнеры, и жницы. Они преподносят мне большой каравай свежего хлеба, а пахнет этот каравай солнцем, молодой соломой и хлебным дымом.

Я благословила этот хлеб, но есть не спешила. Сколько труда, сколько пота и бессонных ночей было вложено в этот каравай, в эти золотистые ломти хлеба!

Радостно, но трудно было растить пшеничное поле. То пугали ранние заморозки, то мочило землю холодными дождями, то иссушало ниву беспощадное солнце. Да будут благословенны трудовые руки, взрастившие этот хлеб!

Я откусила от ломтя кусочек хлеба и ощутила во рту сладковатый привкус и запах. Руки мои дрожали от волнения, а сердце переполнилось радостью. Я была самая счастливая мать, потому что этот хлеб растили и мои сыновья. А окружившие меня люди то пели песни, то смеялись». [3, с.151].

Вопросы и задания:

1. По содержанию текста определите его автора и назовите произведение.

Кому из героев принадлежит данный монолог, в чем его особенность?

2. Каким способом связаны слова в словосочетаниях к пшеничному

полю;

трудно растить, дрожать от волнения?

3. Найдите в тексте словосочетания и распределите их по способу

связи слов

в 3 колонки:

Согласование Управление Примыкание

1. пшеничное поле 2 3. 1. пахнет дымом 2. 3. 1. снова иду 2. 3.

4. Сколько словосочетаний в выделенном предложении?

5. Найдите словосочетания по следующим схемам.

"прилагательное + существительное " "глагол + существительное" "наречие + глагол "

"причастие + местоимение" ...»[1, с.31].

6. Выпишите из первого абзаца все грамматические основы и словосочетания.

7. Напишите эссе на тему: "Хлеб - всему голова"

Текст №2

«Днем, обычно в полдень, мальчик любил забираться в заросли стеблистых ширалджинов. Ширалджины высокие, цветов на них нет, а пахучие, растут они островками, собираются кучей, не подпуская близко другие травы.

Ширалджины -верные друзья. Особенно, если обида какая -нибудь и хочется плакать, чтобы никто не видел, в ширалджинах лучше всего укрыться. Пахнут они, как сосновый на опушке. Горячо и тихо в ширалджинах.

И главное - они не заслоняют неба. Надо лечь на спину и смотреть в небо. Сначала сквозь слёзы почти ничего не различить. А потом приплывут облака и будут выделывать наверху все, что ты задумаешь. Облака знают, что тебе не очень хорошо, что хочется тебе уйти куда-нибудь или улететь, чтобы никто тебя не нашёл и чтобы все потом вздыхали и ахали - исчез, мол, мальчишка, где мы теперь его найдём?...

И чтобы этого не случилось, чтобы ты никуда не исчезал, чтобы ты тихо лежал и любовался облаками, облака будут превращаться во все, чего ты ни захочешь. Из одних и тех же облаков получаются самые различные штуки. Надо только уметь узнавать, что изображают облака.

А в ширалджинах тихо, и они не заслоняют небо. Вот такие они, ширалджины, пахнущие горячими соснами... »[4, с.167].

Вопросы и задания:

1. Как бы вы могли озаглавить этот текст?

2. Какое чувство вызывает у вас это описание?

3. Выпишите только словосочетания. Объясните, почему не являются словосочетаниями остальные слова.

Сквозь слёзы, стеблистых ширалджинов, смотреть в небо, растут они, горячими соснами, мальчик любил, никто не видел, верные друзья, в ширалджинах, тихо лежал, облака знают.

4. Работа в группах.

Задание 1-й группе: выписать из текста все словосочетания, образованные по способу согласования.

Задание 2-й группе: выписать из текста все словосочетания, образованные по способу управления.

Задание 3-й группе: выписать из текста все словосочетания, образованные по способу примыкания.

Задание 4-й группе: выписать из текста 10 наиболее важных словосочетаний и, опираясь на них, подготовить письменный комментарий к тексту.

Таким образом, на материале художественных текстов возможно изучение любой грамматической темы, заданной программой по русскому языку.

Опираясь на художественный текст, можно не только вызвать эмоциональное переживание учащихся, обратить внимание на образность языка, на средства ее создания, но и выявить знания учащихся о способах связи слов в словосочетаниях, умения отличать словосочетания от слов и предложений, а также умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Использованные источники:

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.-3-е изд.- М.:ВАКО, 2018. - 256с.

2. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по специальности №2116 " Русский язык и литература в национальной школе"/ Н.З.Бакеева, И.В.Баранников, Е.А.Быстрова и др.; Под ред. Н.З.Бакеевой и З.П.Даунене. - 2-е изд., перераб.- Л.: Просвещение.Ленингр.отд-ние, 1986.- 400 с.

3. Чингиз Айтматов Ранние журавли. Повести и рассказ. Мектеп. 1984. С.151.

4. Чингиз Айтматов Ранние журавли. Повести и рассказ. Мектеп. 1984. С.167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.