Научная статья на тему 'Задачи социальной гигиены в области преподавания и научной работы'

Задачи социальной гигиены в области преподавания и научной работы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи социальной гигиены в области преподавания и научной работы»

Доц. Н. А. АНАНЬЕВ (Куйбышев)

Задачи социальной гигиены в области преподавания и научной работы1

Гигиенические науки, в частности, социальная гигиена, занимают существенное место в подготовке квалифицированных советских врачей и поэтому являются неотъемлемой частью дисциплин, преподаваемых в медицинских учебных заведениях.

Уже виднейшие представители медицины второй половины XIX века ясно представляли себе .значение профилактики!. И. И. Мечников (стремился .'использовать /режим питания ,'в качестве орудия борьбы со старением организма. Н. И. Пирогов прямо сказал: «Будущее принадлежит медицине предупредительеой». Но только в СССР, где имеются неограниченные возможности для развития1 науки, профилактика заняла надлежащее место, став основой советского здравоохранения и медицины. Советский врач должен, оказывая квалифицированную лечебную помощь, уметь также проводить профилактические мероприятия, предупреждающие развитие'заболеваний. Выработка гигиенического режима для больного, активное участие в оздоровительной работе на производстве и в быту, знание организации советского здравоохранения требуют от врача освоения гигиенических наук.

О трудностях, 1С которыми столкнулся .молодой врач, не получивший соответствующих знаний в области медицины, сообщает, например;, т. Овчинникова из села Алтайское Алтайского края: «Институт мне дал установки, как нужно организовать детские профилактические и лечебные учреждения на селе», — справедливо жалуется врач Овчинникова.

Для врачей, работающих только в определенных отраслях санитарии (пищевой, жилищно-коммунальной, промышленной, школьной и др.), гигиенические науки являются основой их практической деятельности, Естественно, что вопросы преподавания гигиенических дисциплин, в частности, социальной гигиены, в медицинских институтах требуют конкретного разрешения.

(Преподавание социальной гигиены в медицинских учебных заведениях Советского Союза введено с 1922 г., для чего были организованы специальные кафедры. За это время не только методика преподавания, но и .содержание данного! предмета претерпели существенные изменения. До 1929 г. социальная гигиена читалась на пятом курсе. Учебными пособиями по изучению1 санитарного1 состояния населения служили руководства под редакцией проф. Молькова и статьи в периодической медицинской прессе по вопросам организации. советского здравоохранения. С • 1930 г., (Когда были Ьакрыты серьезные идеологические извращения в преподавании' социальной

1 В порядке обсуждения. Ред.

гигиены, названный учебник перестал применяться, и до 1936 г. по курсу социальной гигиены не было учебного пособия! для студентов. Это затрудняло работу как студентов, так и профессуры. Положение осложнялось тем., что не было также единой утвержденной. НКЗдра-вом 'РСФСР программы по социальной гигиене. Каждая кафедра: медицинского' института самостоятельно составляла свою программу или пользовалась программой Московского медицинского института.

В 1936 г. вышла, первая часть учебника социальной гигиены проф. Г. А. Баткиса «Санитарное состояние населения: и санитарная статистика». Издание учебника явилось, несомненно, положительным фактом в области социальной гигиены. Книга Г. А. Баткиса по существу была первой, отвечавшей до известной степени требованиям, предъявляемым к учебным руководствам для- высшей школы. Однако проблема учебника по социальной гигиене еще не решена.

На I Всесоюзном совещании работников высшей школьг тов. В. М. Молотов подчеркнул: «Решающая задача заключается; в том, чтобы обспечить высшую школу хорошими учебниками, достойными нашего великого дела, дела социализма». Составление такого' учебника по социальной гигиене-—дело чести наших научных работников.

В чем достоинства и недостатки учебника проф. Г. А. Баткиса и каким должен быть учебник по социальной гигиене?

Учебник Г. А. Баткиса в основном предназначен для 'студентов лечебных и педиатрических факультетов, но вместе с тем автор «стремился показать теоретическое и практическое значение овладения предлагаемым материалом для каждого советского врача, независимо от специальной области его деятельности». Это, конечно, правильно для! такой молодой области, медицины, как социальная гигиена. Здесь необходимо внести ясность в существо данной, ¡науки, что поможет ее дальнейшей разработке нашими научными силами.

Недочетом введения и изложения предмета и истории социальной гигиены является то, что проф. Баткис недостаточно конкретно осветил основные исторические этапы развития социальной гигиены. Но самый существенный недочет, на наш взгляд, заключается в' том, что раздел, посвященный критике буржазных теорий оздоровления (евгеника, расовая гигиена), дан в конце книги оторванно от введения. Это затрудняет усвоение материала студентами и методически неправильно. Критика буржуазных теорий «оздоровления», несомненно, должна проводиться систематически при изложении всего материала, всей программы курса социальной гигиены. Автинаучноеть положений евгеники и расовой гигиены фашизма надо разоблачить в начале учебника, параллельно с изложением истории и предмета социальной гигиены. Это необходимо1 для того, чтобы студенты могли правильно и ясно понять принципиальное отличие советской1 социальной гигиены от евгеники, и расовой фашистской гигиены. Изложение курса советской социальной гигиены на основе учения Маркса, Энгельса, Левина, Сталина обязывает решительно бороться и разоблачать антинаучные, контрреволюционные взгляды, фашистских мракобесов в области медицины. Поэтому мы считаем, что данный раздел учебника Г. А. Баткиса необходимо перестроить и внести в него серьезные коррективы.

В разделе «Санитарное состояние населения с санитарной статистикой» автор на конкретном материале показал, что уровень здоровья населения в основном определяется способами производства. Изложены методы изучения санитарного состояния населения, общие основы; теории статистики и краткая история: санитарной статистики.

Однако этот раздел содержит ряд неправильных формулировок. На странице 3;2 сказано: «Численное описание массы явлений, составляющее существенную область статистики, представляют одну из

основ правильной ориентировки и организации медицинской и санитарной помощи», а на странице 33 автор продолжает: «Однако статистика не ограничивается такого рода численными описаниями, она стремится на основе численных описаний дать числ ов ое выражение. /основных связей в изучаемых массах 'явлений, оперируя средними величинами там, где закономерности не могут быть вскрыты в отдельных единичных явлениях». В этих, как и в других местах, трактующих о сущности статистики, мало подчеркнуто то, что -массовые явления, которые изучает статистика, будучи количественно различными и внешне независимыми, вместе с тем имеют внутреннюю связь, определяющуюся их общей качественной основой.

В характеристике деятелей санитарной статистики дореволюционной России автором правильно отмечены заслуги (ГЪ И. Куркина, давшего немало ценных работ также в условиях советской медицины, Но Г. А. Баткисом. совершенно обойден вопрос о том,' что якобы «идеологическое наследие санитарной статистики земского периода в действительности целиком воспринимается современностью!» ¡(¡Куркии ¡П. И.):; Описывая изменения ¡в организационной структуре статистических органов в период социалистической реконструкции народного хозяйства, автор считает, что статистические органы «переименованы» в управление народнохозяйственного учета. Между тем дело, конечно, ее только в переименовании, а в реорганизации аппарата статистических органов в органы народнохозяйственного учета в связи с новыми задачами статистики, в единой системе учета нашего планового социалистического хозяйства.

Излагая вопрос о программе и цели, объеме или масштабе исследования, сплошном1 и выборочном исследовании, единице наблюдения и др., автор достаточно четко* определяет содержание: каждого из перечисленных моментов. Тем не менее на странице 50 Г. А. Баткис пишет: «В качестве общих указаний, которыми следует руководствоваться при составлении статистических формуляров, приводим правила, сформулированные .Кетле». Социальная гигиена, изучающая санитарное состояние населения, должна руководствоваться исключительно ¡принципами научного изучения определенного круга вопросов. Поэтому вместо огульной рекомендации правил Кетле, необходимо было, указать научные принципы1 статистической регистрации, применяемые современной статистикой.

Раздел демографии (статистика населения) содержит определенные понятия демографии, замечания об истории ее развития и общие данные о .статистике населения (население земного шара и отдельных стран, половой ,и возрастной состав его, данные о социальной структуре населения СССР, механическое и естественное движение населения, 'смертность, детская смертность, рождаемость, вопрос о теории населения, закон Маркса о населении и основные тенденции движения населения в СССР и капиталистических странах). Ценным является то, что при изложении материала автором в большинстве случаев приведены новые цифровые данные, взятые из официальных источников отдельных стран и международных статистических изданий.

Однако , отдельные недопустимые «обмолвки» имеют место и в этом разделе. На странице 146 читаем о том, что В. И. Ленин «вышучивал» закон убывающего плодородия почвы, который! буржуазные экономисты пытались выдать за основной закон экономического развития. В действительности В. И. Ленин жестоко критиковал этот «закон» и высмеивал тех, кто его отстаивал.

На .странице 160 мы читаем: «Это вымирание капиталистической верхушки, целиком опрокинувшее расчеты Мальтуса, дает повод фашистским ученым проводить аналогию гибели Рима и развала современной капиталистической системы» (Шпенглер, Ленц). Получается,

что Шпенглер и Ленц признают развал капиталистической, системы, а не являются, как это есть на самом деле, ее яркими апологетами.

Глава о заболеваемости охватывает собой общие данные о методе изучения заболеваемости, (изучение заболеваемости по материалам обращаемости в лечебные учреждения, изучение заболеваемости с утратой трудоспособности, острые инфекционные болезни, социальные болезни, заболеваемость по данным, периодических медицинских осмотров и вопрос о причинах смерти.

Нельзя не согласиться с оценкой, даваемой проф. Баткисом методу изучения заболеваемости, предложенному С. М. Богословским и названному им исследованием «патологической пораженности».-Если данный метод и может быть применен квалифицированными специалистами в области социальной гигиены в определенных случаях, то рекомендовать его врачам в повседневной практической работе нельзя. Нельзя потому, как справедливо1 пишет Г. А. Баткис, что «само понятие патологического отклонения страдает еще большей относительностью, чем понятие болезни...» и что «особая опасность для характеристики санитарного состояния таким путем заключается в простом суммировании патологических отклонений с выраженными формами заболеваний». Неправильно поступил проф. Баткис, популяризируя свой «анамнестический» метод изучения заболеваемости, совершенно не изложив содержание метода.

Глава «Физическое развитие населениям включает предмет и метод исследования, характеристику основных данных и методику их статистической обработки (элементы вариационной статистики). На странице 253 автор пишет: судьба человека определяется в основном не «биологическим фатумом». Легкость, с которой подошел автор к формулировке одной из сложнейших проблем социальной гигиены да и всей медицины—проблемы социальных и биологических закономерностей, — прямо непонятна.

На странице 263, правильно критикуя извращения в вопросе изучения физического развития населения, имевшие место в нашей советской медицине, Г. А. Баткис характеризует их как «упрощенческое сведение всех изменений в физическом развитии к кратковременным внешним воздействия м (подчеркнуто нами. Н. А.), а иногда—пользование недоброкачественным материалом». О каких кратковременных внешних воздействиях физической среды или социально-экояомической обстановки на физическое развитие населения идет речь—-неизвестно. Тут же автор указывает: «немало классических исследований содержат изучение физического развития в качестве органической 'составной части исследования санитарного состояния данного коллектива и насыщенных важнейшими конкретными выводами». Такими классическими работами, по мнению Г. А. Баткиса, являются труды ¡В. А. Левицкого, Ф. Ф. Эрисмана и его учеников, о которых автор говорит В' своей книге. Не умаляя заслуг этих деятелей в вопросе разработки и изучения состояния физического развития населения в царской России, }мьи не можем' согласиться с зачислением их работ в классические. Совершенно не подчеркнуто также и то., что классовый анализ при изучении физического развития населения видными: земскими врачами проводился совершенно неудовлетворительно.

При изложении элементов вариационной статистики автор выпустил технику вычисления коэфициентов корреляции и регрессии, отослав читателей к специальным1 руководствам по вариационной статистике. С этим нельзя согласиться-. Необходимо было на конкретных примерах, применительно к специфике деятельности практического врача, изложить метод получения данных коэфициентов, тем более

что учебник рассчитан прежде ©сего на учащихся, которым надо твердо овладеть всем материалом социальной гигиены.

Мы кратко остановились на содержании руководства по; социальной гигиене проф. Г. А, Баткиса. (Общий вывод таков, что ётот учебник необходимо радикально пересмотреть, с тем чтобы специфичность социальной гигиены была выражена совершенно определенно'. Данным по- теории1 общей1 статистики и другим общетеоретическим вопросам, историческим справкам и т. д. следует отвести такой объем-, чтобы основной социально-гигиенический материал превалировал и по содержанию и по занимаемому месту. Как мы уже отмечали выше, критика лженаучной сущности евгеники и расовой гигиены фашизма должна быть дана в введении, где излагаются предмет, метод и история социальной гигиены'.

У нас еще нет учебника по организации (советского здравоохранения, поэтому издание второй части курса социальной гигиены является особо актуальным'. Условия преподавания социальной гигиены осложняются и тем, что наглядных пособий по ней чрезвычайно мало Каждая кафедра изготовляет учебные диаграммы' и таблицы самостоятельно. В 'Связи с этим мы выдвигаем вопрос о том, чтобы план типового оборудования кафедр социальной гигиены был разработан для всех медицинских институтов. Это-, конечно, вовсе не исключает использования в изложении курса местных, краевых или областных материалов по санитарному состоянию населения и организации здр ав о охр анени я.

Студенты часто заявляют, что они не удовлетворены' практическими занятиями по социальной гигиене. Методика практических занятий по социальной гигиене также должна быть единой для всех медицинских 'институтов. Как и при изложении теоретического курса, здесь основной упор следует делать на та, чтобы убедительно, на фактическом материале показать будущему врачу роль социальной гигиены и в связи с этим необходимость-овладения суммой практических сведений по методике и технике санитарда-статистических исследований. Разработка заболеваемости по амбулаторным карточкам, историям болезни, ознакомление с копиями подлинных отчетов о деятельности медико-санитарных учреждений,изучение физического развития населения методами вариационной статистики — вот на чем должен строиться план практических занятий по социальной гигиене. Опыт показал, что примеры' и задачи, взятые непосредственно из жизни, заинтересовывают студентов.

Мало разработаны (по крайней мере, в некоторых периферийных медицинских институтах) практические занятия по организации здравоохранения: изучению работы больниц, поликлиник и других медико-санитарных учреждений, ознакомлению с постановкой регистрации больных, проведением саиитарно-прооветительной работы, оперативно-производственными планами, сметами, организацией питания, лечения и обуслуживания больного и т. д. При правильной постановке дела практика по вопросам организации здравоохранения немало будет 'способствовать ознакомлению студентов с их будующей работой на сельском врачебном участке. Надо прямо сказать, что практические занятия по организации1 здравоохранения проводятся у нас слабо.

Поднятые нами вопросы о преподавании социальной гигиены пока еще не решены. Для обмена опытом по методике преподавания социальной гигиены надо систематически использовать периодическую медицинскую печать.

Товарищ Сталин в речи на приеме в Кремле работников' высшей школы 17. V. 19018 г. провозгласил тост «за процветание'науки, той науки, люди которой', понимая силу и значение установившихся в

науке традиций и умело используя их ,в интересах науки, все же не хотят быть рабами этих традиций, которые имеют смелость, .решимость ломать старые традиции, нормы, установки, когда они становятся устарелыми, когда они превращаются в тормоз для движения вперед, и которые умеют создавать новые традиции, новые нормы, новые установки».

В этой речи товарища Сталина дана развернутая программа действий работникам всех отраслей советской науки. Работники социальной гигиены должны всю свою деятельность пересмотреть в направлении лучшей и быстрейшей реализации указаний товарища Сталина.

Социально-гигиенический участок советской медицины и здравоохранения требует серьезного внимания. Исторический лозунг товарища Сталина о том., что «кадры решают все» — плохо выполняется по линии подготовки работников социальной гигиены. Количество научных работников в этой области недостаточно.. Институт аспирантов крайне незначителен, усовершенствование имеющихся научно-преподавательских кадров проводится по существу самотеком. Поэтому основной задачей в области социальной гигиены) является забота О1 подготовке кадров.. Наличие санитарно-гигиенических факультетов в медицинских институтах полностью обеспечивает подбор вполне подготовленных для дальнейшего научного и педагогического роста врачей, специализировавшихся по социальной гигиене.

Мы считаем, что если кафедры социальной гигиены московских и ленинградских медицинских институтов должны занимать ведущее место в деле подготовки аспирантов по социальной гигиене,' то и большинству кафедр медицинских институтов периферии также необходимо предоставлять аспирантские места. Неверно утверждение, что эти кафедры не обеспечат должной подготовки аспирантов вследствие отсутствия необходимых научных :с(ил. (Необосновано также опасение, что материально-техническая вооруженность кафедр социальной гигиены медицинских институтов периферии недостаточна для подготовки аспирантов. Единственное препятствие здесы—^консерватизм НКЗдрава в данном 'отношении, не изжитый еще до сих пор.

Переподготовка и усовершенствование уже имеющихся научных работников но социальной гигиене также проходят неудовлетворительно и в значительной мере предоставлены самотеку.

За последние 3 года при Центральном, институте усовершенствования врачей в Москве ежегодно проводились краткосрочные научные курсы («декадники») для профессорско-преподавательского состава гигиенических кафедр медицинских институтов. На пленарных заседаниях заслушивались лекции видных представителей гигиенических наук и других отраслей теоретической медицины, по наиболее актуальным- вопросам.. На секциях обсуждались специальные научные вопросы в области гигиены. Несмотря на существенные недостатки такие «декадники» безусловно ценны и много дают научным работникам периферийных медицинских институтов.

«Декадники» для гигиенистов надо закрепить, и организация их должна ./быть санкционирована Управлением высших ^медицинских учебных заведений НКЗдрава. Необходимо привлечь к декадникам в качестве лекторов и докладчиков представителей гигиенических кафедр медицинских институтов периферии. Это проводится слабо..

Другой формой повышения научной квалификации являются командировки для разработки определенных научных тем1, в особенности диссертационных работ. С этими командировками дело также обстоит в ряде случаев не совсем благополучно. Но при наличии командировки иной раз не удается выполнить научную работу, потому что командируемым не в достаточной мере обеспечены консуль

•гация, руководство и помощь со стороны высококвалифицированный работников социальной гигиены кафедр московских медицинских институтов.

Несколько слов о задачах социальной гигиены в области подготовки кадров санитарных врачей в медицинских институтах. Санитарный врач, оканчивающий наш медицинский вуз, должен быть полноценным, научно-образованным врачом, хорошо вооруженным1 знанием естественно-научных и медицинских дисциплин.

Овладение большевизмом, учением' Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, историей большевистской партии даст возможность санитарному врачу быть действительно организатором широких оздоровительных мероприятий. Гигиенические кафедры, в частности, социальная гигиена, должны привлекаться к составлению учебных планов и программ санитарно-гигиенических факультетов. Несколько лет уже обсуждается вопрос о создании гигиенических институтов на периферии, но воз и ныне там. Между тем организация их внутри медицинских институтов для объединения учебно-производственной и научно-исследовательской деятельности всех гигиенических кафедр является практически назревшим вопросом. Подготовка как санитарных врачей, так и врачей на лечебно-профилактических факультетах безусловно от этого выиграет.

В Сталинской Конституции победившего 'социализма и подлинного демократизма записано право на труд, право- на отдых, на обеспечение, на образование для всех трудящихся Союза. Впервые в истории развития человеческого общества право «а отдых и на обеспечение бесплатной лечебно-профилактической помощью гарантировано широко проводимыми социалистическим государством рабочих и крестьян мероприятиями по линии советского здравоохранения, социального страхования, обеспечения и охраны труда.

Развитием своей научной деятельности работники социальной гигиены должны содействовать поднятию на еще большую высоту уровня здоровья строителей социалистического общества. В связи с этим изучением и научно-практическая разработка проблем: санитарного состояния населения, санитарной культуры и организации социалистического здравоохранения, на наш взгляд, должны быть основной целью и задачей социальной гигиены.

Достаточно назвать такие проблемы, как снижение заболеваемости и смертности в СССР, огромный рост рождаемости и естественного прироста, оздоровление подрастающего , поколения, колоссальные достижения в улучшении состояния здоровья трудящихся в союзных, автономных республиках, областях и районах, санитарно-гигиенические. требования, предъявляемые' 'колхозниками, санитарная оборона СССР и др., чтобы стали очевидными те огромные вопросы', которые стоят перед социальной гигиеной.

Возьмем для примера вопрос о продлении жизни в стране победившего социализма. Средняя продолжительность жизни в СССР по сравнению с дореволюционной Россией возросла! на 17 лет, или .37 %. Нет никаких сомнений в том, что она у нас еще более повысится на базе непрерывного роста материального и культурного уровня трудящихся.. Успехи строительства коммунизма в нашей стране создают все предпосылки для осуществления санитарно-оздоровительных мер. Американский институт для продления жизни считает, что «главное затруднение, с которым встречается борьба за продление жизни — не в недостаточности добытых уже наукой знаний, а в недостаточности, в отсутствии их применения». Подобное утверждение 'никак не, относится к СССР, ибо у нас все выводы науки реализуются полностью. Гигиенисты должны систематически заниматься изучением проблемы удлинения продолжительности жизни, детально изучая

этот процесс йа материале йсего Союза и отдельных республик его и областей.

Возьмем другой пример из области организации советского здравоохранения— вопрос о санитарных станциях. Это — учреждения нового типа в санитарной организации. Идея создания санитарных станций была выдвинута в 1927 г. на Украинском .санитарном совете. Как комплексное еанитарно-зпидемическое учреждение станция сосредоточивает все основные виды санитарной и противоэпидемической работы. Районная санитарная станция на селе имеет санитарно-бактериологическую лабораторию, прививочный и дезинфекционные пункты, еанитарно-просветительную базу и санитарный транспорт. Штат ее состоит из санитарного врача, 2—3 помощников! его, лаборанта, прививочного и дезинфекторекого персонала. Санитарные станций на Украине получили довольно заметное развитие как в городе, так и на селе. Но опыт Украины не получил распространения по всему СССР. Работники социальной гигиены, которые должны изучать и обобщать лучшие образцы организационных форм работы в конкретных отраслях советского здравоохранения, не занимались этим, как и многими другими вопросами; нужными для практической деятельности в области сохранения здоровья трудящихся.

Методические вопросы санитарно-статистичеекого исследования, вопросы учета и отчетности медико-санитарных учреждений! играют исключительно серьезную роль в практической работе органов здравоохранения, и социальная гигиена должна направлять их разрешение по правильному пути. В № 12 журнала «Гигиена и санитария» за 1936 г. была помещена статья проф. Новосельского «К методологии измерения летальности», в которой дана научно-разработанная . методика измерения летальности по больничным материалам, причем автор ¡рекомендует «обносить число ¡умерших не к чицлу выбывших, но к среднему арифметическому числу поступивших умершйх». Однако это ценное предложение проф. Новосельского не было подхвачено работниками социальной гигиены и, насколько нам известно, не нашло практического осуществления. Можно привести и еще аналогичные факты. Они говорят о том, что нередко нами уделяется мало внимания актуальным конкретным вопросам- здравоохранения.

Задачи охраны здоровья трудящихся Союза требуют от каждого гражданина . нашей страны санитарно-гигиенической грамотности. Естественно, что врачи всех специальностей обязаны активно участвовать в санитарно-просветительной работе. Но разработка новых форм и методики санитарного просвещения является делом специалистов в области социальной гигиены. Между тем в настоящее время этого еще нет.

Приведем еще пример — изучение истории медицины; и здравоохранения. Врач должен знать историю медицины, уметь использовать ее огромный опыт в целях дальнейшего оздоровления человечества. Еще Гиппократ писал: «Врачебное искусство можно- усовершенствовать сохранением, применением и обогащением правилами и наблюдениями, -оставленными- нашими- предками..., врач должен знать, что было известно до него, чтобы не дать обманывать себя -и других». Овладевая историей медицины, врач расширяет -свой, к-ругово-р, знакомится с закономерностями развития медицинской науки и приучается критически "относиться к современным' тенденциям в той или иной области медицины-. Виднейшие представители науки прекрасно понимали значение изучения истории -медицины-. Но только гениальные творцы научного коммунизма—Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин— дали до конца правильное обоснование вопросам исторической науки. К. Маркс писал: «Мы знаем только одну единственную науку,

науку истории. Историю ¡можно рассматривать с двух сторон и делить ,на историю природы и историю людей. Но нельзя отделять друг от друга обе эти стороны. ¡Пока существуют люди, история природы и история людей обусловливают друг друга».

Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР № 96 от февраля 1936 г., замечании товарища Сталина, Жданова и Кирова по поводу конспектов учебников по истории СССР и новой истории, и особенно краткий курс истории ВКП(б) под редакцией комиссии ЦК ВК'П|(б) показывают, какое громадное политическое значение коммунистическая партия и правительство придают исторической науке как одному из могучих чредств в> борьбе за коммунизм. Эти документы имеют и глубочайшее теоретическое значение для различных областей знания.

Буржуазная фишистска-я «наука» извращает факты гражданской истории и истории науки. Разоблачение фашистской '/лженауки, контрреволюционных «теорий» должно проводиться самым решительным образом.

Изучению истории медицины до Октябрьской социалистической революции уделялось очень мало- внимания. Преподаванию истории медицины было отведено место на задворках. Оно являлось каким-то придатком к ряду некоторых медицинских дисциплин. Молодые врачи, кончая медицинские факультеты;, плохо знали этапы исторического пути развития медицины. Впервые курс истории медицины' читал в Московском университете в 1807 г. проф. Коритори «по собственным ¡заметкам». В Медико-хирургической академии! в Москве история медицинских наук «входила в преподавание каждой из них».

По университетскому уставу 18-35 г. история медицины была объединена в одну кафедру с литературой о -медицине, энциклопедией медицины, медицинской полицией и судебной медициной. Университетский устав 1863 г. предусматривал единую кафедру для истории и энциклопедии медицины, общей терапии и врачебной! диагностики. Только в 1884 г., наконец, была учреждена самостоятельная кафедра истории и энциклопедии медицины, но практически это дало очень незначительные результаты. За тридцатилетний период своего существования кафедра истории и энциклопедии медицины ни разу ни в одном университете не была замещена специальным профессором. Лучше обстояло- дело в Петербургской Военно-медицинской - академии, где кафедру истории медицины возглавлял с самого начала ее .-основания- в течение 10 лет специализировавшийся в данной области проф. Г. Г. -Скориченко-.

После -Октябрьской социалистической революции преподавание истории медицины возобновилось в 1920 г., когда была создана самостоятельная -кафедра по истории медицины. Позднее на медицинских факультетах государственных университетов, а затем! и в медицинских институтах был введен особый курс организации здравоохранения и истории медицины при кафедрах социальной гигиены. В 19314 г. этот курс исключен ¡НКЗдравом из программы медицинских институтов, и до настоящего времени преподавание истории медицины в медицинских вузах, как правило, не ведется. Исключением является I Московский медицинский1 институт, где курс истории медицины читает проф. И. Д. Страшун.

Игнорирование преподавания истории медицины учебными планами медицинских институтов безусловно- неправильно'. Ссылки на то, что история развития той или иной отрасли медицины1 изучается на специальных кафедрах, неосновательны-, потому что закономерности развития медицины- в целом по вполне понятным причинам не могут быть там изложены.. Нельзя здесь оправдываться якобы отсутствием квалифицированных научных кадров: такие кадры в основном имеют-

ей на кафедрах социальной гиг,иены, кроме того, их надо готе вить. Нетерпимым является такое положение, когда научные работники по истории медицины насчитываются буквально единицами. Кафедры социальной гигиены медицинских институтов в большинстве своем могут взять на себя организацию- и проведение курса истории медицины и постановки научно-исследовательской работы по ней.

В данной статье мы остановились лишь на некоторых актуальных вопросах в области подготовки научных кадров работников социальной гигиены, не претендуя здесь на освещение этой важной проблемы во всем ее объеме.

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.