Научная статья на тему 'Очерк истории кафедры общественного здоровья и здравоохранения РГМУ'

Очерк истории кафедры общественного здоровья и здравоохранения РГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
332
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очерк истории кафедры общественного здоровья и здравоохранения РГМУ»

История РГМУ

Очерк истории кафедры

общественного здоровья и здравоохранения РГМУ

^ Ю.П. Лисицын*, Н.В. Полунина*, И.Е. Розанова**

* Кафедра общественного здоровья и здравоохранения РГМУ ** Кафедра истории медицины и правоведения РГМУ

Проблемы сохранения и укрепления здоровья общества берут свое начало у самых истоков возникновения государств, хотя в каждую общественную эпоху эти проблемы ставились и решались по-разному. Изучает состояние здоровья отдельных групп населения во взаимосвязи с окружающим миром и разрабатывает мероприятия по его улучшению научная дисциплина под названием "общественное здоровье и здравоохранение" (ранее — "социальная гигиена и организация здравоохранения").

История социальной гигиены в нашей стране и во всем мире насчитывает уже более 100 лет. Практически все гражданские, медицинские и научные сообщества Российской империи в той или иной форме ратовали за создание в рамках государства системы мероприятий, направленных на улучшение "народного здравия". И.П. Франк отстаивал идею создания "системы всеобщей медицинской полиции" и настаивал на государственной организации медицинского дела. После Великой реформы 1861 г. в России появилась и стала развиваться земская медицина. Однако в стране с крайне неблагоприятными показателями здоровья (высокая распространенность инфекционных заболеваний, высокий уровень смертности, особенно материнской и младенческой) крупных достижений в области "народного здравия" не происходило. Большинство населения было безграмотным, проживало в ужасающих бытовых условиях, медицинская помощь практически отсутствовала, поэтому

Лечебное дело 4.2008-

вопросы "охраны общественного здоровья" носили в основном риторический характер. Тем не менее решать эту острую проблему было необходимо, и начинать следовало с распространения гигиенических знаний.

В 1872 г. в Москве были открыты первые в России Московские высшие женские курсы (МВЖК), которые изначально имели гуманитарную направленность. Однако уже в год их открытия было провозглашено, что на курсах будет преподаваться гигиена, так как "необходимо распространение в обществе более обширных и точных сведений об условиях человеческого здоровья".

После открытия в 1906 г. на МВЖК самостоятельного медицинского факультета в число обязательных для изучения предметов помимо гигиены была включена общественная медицина — предшественница социальной гигиены. Начиная с 1910 г. этот курс вел проф. Лев Александрович Тарасе-вич. Формирование кафедры общественной медицины пришлось на 1910—1912 годы, поэтому ее можно назвать одной из первых в истории высшего медицинского образования в мире. Руководителем кафедры был назначен проф. Петр Николаевич Диатроптов, который с 1912 г. читал этот важный курс и наравне с Л.А. Тарасевичем занимался разработкой этого актуального направления. С 1914 до 1917 г. дисциплина и кафедра носили название "Общественная медицина с медицинской полицией и эпизоотией".

История кафедры общественного здоровья

После революции 1917 г. новое государство с удвоенной энергией взялось за внедрение народного здравоохранения. В первые годы после революции все науки (в том числе и социальная медицина) переживали подъем своей независимости, общественной значимости и востребованности. Социальной медицине пришлось пройти через превратности революции и гражданской войны, НЭП и становление сталинской системы, еще одну страшную войну, а также ощутить на себе позитивные и негативные стороны советской системы. Эти события и условия общественной жизни неизбежно оказывали влияние на место данной дисциплины в общем ряду медицинских знаний, а также вызывали многочисленные трансформации и преследовавшие ее на протяжении десятилетий смены названий.

В 1922 г. в учебные планы всех медицинских факультетов страны была введена самостоятельная дисциплина — социальная гигиена. На 3-4-м курсах студенты изучали гигиену с эпидемиологией, а с 5-го курса — социальную гигиену на кафедре общей гигиены или на самостоятельной кафедре. Медицинский факультет МВЖК к тому времени уже стал медицинским факультетом 2-го Московского государственного университета (2-го МГУ). В 1922/23 учебном году первая самостоятельная кафедра социальной медицины была организована при 1-м МГУ. Первоначально она стала общей кафедрой социальной гигиены для медицинских факультетов трех московских университетов, и возглавил ее нарком здравоохранения Н.А. Семашко. Решение о создании самостоятельной кафедры социальной гигиены во 2-м МГУ пришлось на 1923/24 учебный год, а возглавить ее решено было поручить заместителю наркома здравоохранения З.П. Соловьеву.

Первым профессором кафедры с 11 марта 1924 г. стал Альфред Владиславович Мольков. Научно-исследовательской и организационно-методической базой кафедр

социальной гигиены 1-го и 2-го МГУ стал созданный в 1919 г. Государственный музей социальной гигиены, на базе которого в 1923 г. был открыт Государственный институт социальной гигиены. Организатором и директором музея, а затем института стал профессор А.В. Мольков. Не исключено, что руководство кафедрой в самом начале ее создания проходило под идеологическим руководством З.П. Соловьева и при фактическом руководстве А.В. Молькова. Блестящий организатор здравоохранения и ученый, З.П. Соловьев и сотрудники кафедры многое сделали для развития теории и практики социальной гигиены. Главным в своей деятельности З.П. Соловьев считал пропаганду правильного понимания таких актуальных вопросов медицины, как проблема отношений организма и среды, роль среды в патологии.

Архивные документы штатного расписания 2-го МГУ на 1924/25 г. сохранили для нас имена первых преподавателей, ассистентов и аспирантов кафедры социальной гигиены: Ф.Ю. Берман, Р.М. Бравая, Е.А. Брагин, С.А. Гуревич, Д.В. Гарфин, Л.О. Каневский, Р.Б. Коган, А.А. Летавет, М.З. Меллер, М.Я. Мирский, А.А Муста-фин, О.А. Рикман, И.Д. Страшун, Л.А. Су-хинин-Сыркин, Н.И. Шангин-Березовский, А.Б. Шевелев, Е.Е. Штейнбах, А.Ю. Явнель. На кафедре социальной гигиены в этот период было наибольшее количество аспирантов, и учебно-научный кружок кафедры был самым многочисленным на медицинском факультете 2-го МГУ — 140 человек.

Занятия со студентами на кафедре социальной гигиены тогда проводились в Институте охраны труда, в Музее охраны труда, в Клинике профессиональных и социальных болезней, на различных предприятиях Москвы и области. Сама же кафедра располагалась в Аудиторном корпусе (ул. Малая Пироговская, д. 1).

В 1920—30-е годы роль медицинского факультета и кафедры социальной медицины 2-го МГУ была особенно значительна в

-ЛечейоишОшЕ

История РГМУ

развитии профилактического направления. Объединение наиболее прогрессивных представителей профессорско-преподавательского состава позволило создать на факультете условия для подготовки вра-ча-профилактика (и не случайно при реорганизации 2-го МГУ во 2-й ММИ в 1930 г. его медицинский факультет был реорганизован в лечебно-профилактический).

В этот период деятельности кафедр социальной гигиены одной из важнейших задач здравоохранения стало усиление профилактической подготовки врачебных кадров. В программу предмета входили проблемы жилища, питания, труда и быта, учение о социальных болезнях, вопросы охраны материнства и детства, основные принципы построения системы здравоохранения, совершенствование организации медицинской помощи населению, методы санитарного просвещения и др. В 1923—1924 годах были введены практические занятия по статистике и антропометрии.

После смерти З.П. Соловьева в 1928 г. кафедра некоторое время не имела постоянного руководителя. Очень короткий период кафедрой руководил общественный и партийный деятель Владимир Александрович Обух. Его сменил ученый-гигиенист и историк медицины Илья Давыдович Страшун, который, будучи старшим ассистентом кафедры, был назначен и.о. заведующего кафедрой с марта 1930 г. по январь 1931 г.

В 1930 г. на базе медицинского факультета 2-го МГУ был создан 2-й Московский мединститут, в котором успешно действовали 43 кафедры и клиники, среди которых были кафедры гигиены воспитания, гигиены труда, экспериментальной гигиены и социальной гигиены. Кроме того, в 1930 г. в стенах нашего университета был создан факультет Охраны материнства, младенчества и детства (ОММД), в рамках которого стали работать самостоятельные социально-гигиенические кафедры: социальной гигиены с санитарной статистикой, соци-

Лечебное дело 4.2008-

альной гигиены матери и ребенка, социальной гигиены детства.

С 1931 по 1934 г. руководство кафедрой социальной гигиены было возложено на сотрудника НКЗ РСФСР и СССР М.М. Лан-диса. В 1931 г. профессором кафедры социальной гигиены ОММД был избран медик-гигиенист, статистик и демограф Григорий Абрамович Баткис. В период с 1934 по 1959 г. он являлся неутомимым заведующим кафедрой. В 1934 г. в составе института действовали кафедры экспериментальной гигиены (Н.К. Игнатов), гигиены труда (А.Ф. Кузнецов) и школьной гигиены (Л.А. Сыркин), кафедры социальной гигиены (Г.А. Баткис) и социальной гигиены матери и ребенка (Г.Б. Гецов). В последующие годы количество кафедр вуза гигиенического профиля увеличилось еще больше.

В 1941 г. состоялось важное событие в жизни кафедр социальной гигиены медицинских вузов. По приказу ВКВШ от 7 марта 1941 г. произошло их всеобщее переименование в кафедры организации здравоохранения. Переименование было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, понятие "социальный" выглядело слишком "буржуазным" и несколько превосходило собой понятие "социалистический", которое подразумевало единые для всех условия и отсутствие влияния социальных факторов на здоровье социалистического общества. Во-вторых, новое название предполагало новые направления работы реорганизованных кафедр: акценты должны были быть сделаны на вопросах организации медицинской помощи, внедрении новых форм работы в учреждениях здравоохранения, использовании методов управления и применении экономических экспериментов в здравоохранении.

В первые дни Великой Отечественной войны на кафедры организации здравоохранения были возложены функции создания санитарных отрядов, проводивших санитарную и противоэпидемическую работу в условиях местной противовоздуш-

История кафедры общественного здоровья

ной обороны. Под непосредственным руководством сотрудников кафедры нашего вуза создавался многотысячный коллектив санпостовцев в домах и бомбоубежищах.

В послевоенные годы деятельность кафедры значительно расширилась. В качестве учебных баз активно использовались различные лечебно-профилактические учреждения, в том числе 2-я градская больница, 27-я городская больница, медико-санитарные части заводов "Красный пролетарий" и малолитражных автомобилей, детская консультация № 54 детской больницы им. Тимирязева, сельская участковая больница с. Перхушково Московской области, а также городской дом санитарного просвещения, ясли № 235. На кафедре ежегодно проходили обучение студенты лечебного и педиатрического факультетов (около 700 студентов), которые изучали основы санитарной статистики, организационную работу основных лечебно-профилактических учреждений, предназначенных для оказания медицинской помощи различным группам населения. Обучение проводилось на 4-м и 5-м курсах. По завершении обучения на кафедре студенты сдавали курсовой экзамен, а также выпускной государственный экзамен (совместно с кафедрой гигиены) на 6-м курсе. Кафедре предписывалось проводить работу по подготовке к экзамену с учетом "отражения учения И.П. Павлова, Сталинского плана преобразования природы, а также достижений гигиенической науки".

При кафедре постоянно работал студенческий кружок, в котором велись работы по следующим темам: "Профилактическое направление советского здравоохранения и практическая его реализация на современном этапе", "Диспансеризация сельского населения (по материалам производственной практики)", "Активный патронаж в работе педиатра", "Организация онкологической помощи", "История русской санитарной статистики", "Медико-санитар-

ное обслуживание промышленных и сельскохозяйственных рабочих" и др.

На кафедре в 1950-60-х годах работали: зав. кафедрой проф. Г.А. Баткис, проф. Г.Б. Гецов, доц. О.В. Гринина, Е.Н. Кудрявцева, Н.Г. Карлсен, М.Б. Александрова и др. В 1950-х годах проф. Г.А. Баткис совместно с А.А. Альтовским и Л.Б. Шенфельдом издал практическое руководство "Статистика здравоохранения", а К.В. Майстрах и Я.О. Родов — "Руководство к практическим занятиям по организации здравоохранения". Выполненные на кафедре исследования по истории отечественной санитарной статистики (С.Н. Белгородская, Е.И. Арсентьева, О.В. Гринина) имели большое методическое значение. В 1955 г. коллектив кафедры подготовил методическое письмо об улучшении санитарно-просветительной работы на клинических кафедрах, были проведены учебно-методические конференции с руководством клинических кафедр и клинических баз вуза для внедрения санитарно-просветительной работы среди населения. В 1960 г. кафедрой был подготовлен новый учебник "Теория и организация советского здравоохранения" (Г.А. Баткис, Л.Г. Лекарев), который в 1963 г. был отмечен премией им. Н.А. Семашко как лучшая работа по теоретическим основам советского здравоохранения.

Исполняли обязанности заведующего кафедрой в 1959—1963 г. Евгений Дмитриевич Ашурков и Ольга Васильевна Гринина. В сентябре 1963 г. заведующим кафедрой был избран Юрий Павлович Лисицын, который возглавляет кафедру по настоящее время. В 1967 г. Юрий Павлович получил звание профессора, в 1975 г. был избран членом-корреспондентом АМН СССР, а в 1986 г. — академиком АМН СССР (в настоящее время — РАМН).

По инициативе Ю.П. Лисицына и при поддержке Минздрава СССР с 1966 г. кафедры организации здравоохранения были вновь переименованы и стали называться "Социальная гигиена и организация здра-

Лечебное дело 4.20081 S

История РГМУ

воохранения". В связи с этим на кафедре 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова была разработана новая программа для студентов лечебного и педиатрического факультетов. В нее был включен ряд вопросов, связанных с социально-гигиеническими проблемами (методы социально-гигиенических исследований, условия коллективной жизни населения — труд, отдых, жилье, питание), и новые разделы — экономика, планирование и др.

Деятельность кафедры была насыщена разработками новых учебных программ, изданием монографий и коллективных сборников, а также профильными исследованиями. Основное научное направление кафедрального коллектива — комплексные социально-гигиенические и клинико-со-циальные исследования состояния здоровья и условий жизни различных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения (рабочие и служащие промышленных предприятий, дети раннего возраста, школьники, студенты, молодежь, женщины, лица с различными заболеваниями). Кроме того, на кафедре были выполнены научные исследования по разработке теоретических и организационных проблем здравоохранения и состояния здоровья населения зарубежных стран.

При выполнении научных исследований сотрудниками кафедры наряду с использованием современных санитарно-статисти-ческих методов активно применялись конкретные социально-гигиенические и социологические методики (интервьюирование, анкетный метод, анамнестический, когортный и др.). За эти исследования кафедра была награждена золотой и серебряной медалью ВДНХ. На заводе "Красный Пролетарий", текстильном Монинском комбинате и ряде предприятий г. Иваново кафедрой впервые применена сравнительная методика исследования отдельных групп рабочих и служащих (кадровые, женщины-работницы, подростки, рабочие, длительно и часто болеющие).

Лечебное дело 4.2008

В период 1990—2000 годов названия кафедр в стране определялись самими учебными заведениями, поэтому к 1999 г. их насчитывалось более 20 вариантов, в том числе "теория и организация здравоохранения", "социальная медицина и управление здравоохранением", "экономика и управление здравоохранением", "социальная гигиена и организация здравоохранения" и т.д. На совещании заведующих профильными кафедрами в 1999 г. было принято решение о переименовании кафедр и научной дисциплины, которые с 1 января 2000 г. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ получили современное название — "общественное здоровье и здравоохранение".

Основные направления сегодняшней научной работы кафедры — это продолжение комплексных социально-гигиенических и клинико-социальных исследований состояния здоровья и образа жизни отдельных групп населения (возрастно-половых, социальных и профессиональных), а также организация медицинской помощи и совершенствование системы здравоохранения в условиях реформирования.

Под руководством Ю.П. Лисицына сотрудниками, аспирантами кафедры и работниками практического здравоохранения подготовлено и защищено 54 докторских и свыше 120 кандидатских диссертаций. Ряд диссертаций защищены под руководством и при консультировании Н.В. Полуниной (4 докторские и 17 кандидатских), В.С. Полунина (7 кандидатских), Е.И. Нестеренко (6 кандидатских).

Итогом научно-исследовательской, учебно-методической и педагогической работы кафедры являются многочисленные учебные программы, курсы лекций, учебники и учебные пособия. Для студентов лечебного и педиатрического факультетов, преподавателей, врачей, специалистов практического здравоохранения, аспирантов и ординаторов коллективом кафедры подготовлено и издано в 1998 г. современ-

История кафедры общественного здоровья

ное учебное руководство "Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения" (под редакцией Ю.П. Лисицына), в 2002 г. — "Общественное здоровье и здравоохранение" (Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина), в 2002 и 2007 годах — учебник "История медицины" (Ю.П. Лисицын). Кафедра также выпустила многочисленные учебные пособия для студентов, учебные программы по предмету и межкафедральные программы, более 200 методических рекомендаций, свыше 2000 учебно-методических и научных статей в журналах, сборниках научных трудов. Кафедрой разработаны концепции формирования здоровья и эволюции профилей патологии, здорового образа жизни и сохранения здоровья здоровыми людьми (санология), развития страховой медицины в стране и оценки качества медицинской помощи.

За период руководства кафедрой Ю.П. Лисицыным в разное время на ней работали известные ученые — специалисты в области общественного здоровья и здравоохранения: профессора Г. Б. Гецов, М.П. Мультановский, И.П. Лидов, О.В. Гринина, М.Б. Александрова, В.К. Овчаров, Н.Я. Копыт, Г.И. Галанова, Г.Н. Голу-хов; доценты и ассистенты Е.Н. Кудрявцева, Н.А. Стадченко, А.А. Козлов, Н.Г. Карлсен, Л.Г. Перекопская, К.А. Отдельнова, Л. И. Владимирова, Э.А. Антипенко, С.М. Степанова, В.Г. Запорожченко, А.А. Калмыков, И.М. Вирганская, Е.Н. Савельева, А.А. Хмель и др.

В настоящее время на кафедре работают чл.-корр. РАМН, профессор Н.В. Полунина — автор более 230 научных трудов, декан педиатрического факультета РГМУ; профессора Е.И. Нестеренко и В.С. Полунин; доценты Н.М. Ашанина, Е.А. Толченова и

Н.Ю. Трифонова; старшие преподаватели В.В. Борисенко и Д.С. Оприщенко; ассистенты Л.В. Смирнова, И.А. Сергеева, Л.В. Кудряшова, Е.Г. Донских, А.В. Юму-кян, М.А. Соловкина и др. Сотрудники кафедры принимают активное участие в работе международных организаций, научных медицинских обществ разных стран, курсов по усовершенствованию и специализации врачей из различных регионов страны, съездов и симпозиумов.

В настоящее время появилась возможность непредвзято оценить и осмыслить многие явления и события прошедшего ХХ века, деятельность его социальных институтов и образовательных структур. Можно с уверенностью констатировать, что понятия "социальная гигиена (медицина)", "общественное здоровье" и даже "организация здравоохранения", которыми пытались в разное время оперировать как противоположными, скорее всего, представляют собой одну культурную и научную парадигму. Названия лишь фиксировали своеобразие экономических и культурно-бытовых традиций и условий, а также политические, партийные или личностные установки и пристрастия. Создание, деятельность и многочисленные реорганизации социальных медицинских учреждений (равно как и мероприятия, проводимые ими) были органически связаны с общими процессами, происходившими в стране. Говоря об истории кафедры общественного здоровья и здравоохранения и ее научной и педагогической деятельности, можно лишь повторить программную установку Общества русских врачей, созданного в далеком 1881 г.: необходимо "приложить медицину к нуждам страны", к "сбережению общественного здравия".

Лечебное дело 4.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.