Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ЗАДАЧИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfecting the organization structure of sanitary-and-epidemiological institutions, the material and regular provision and sanitary legislation are necessitated by the tasks on improving the activity of these services in the field of environmental protection on a new stage.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Summary. Hygienic aspects of design, construction, and operation of nonfossil electric power stations are considered. The use of natural sources of electric energy (tides, solar and wind energy, geothernial sources) is promising. The working nonfossil electric power stations are referred to "minor" energetics and do not play a significant role in the energetic balance of the country. Such electric power stations do not pollute the environment, but may unfavourably influence the ecological situation in a region. On

УДК 614.7:614.3/.4](477)

the basis of studying the pla. .„vrg documents and materials concerning construction of industrial electric power stations, using replenishable sources of energy it is concluded that development of nonfossil energetics necessitates solution of several hygienic and ecological problems. Recommendations to planning organizations aimed at prevention of environmental pollution induced by the operating nonfossil electric power stations are suggested.

А. П. Федориишн

ЗАДАЧИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава УССР, Киев

ЦК Компартии и Совет Министров УССР уделяют большое внимание борьбе с загрязнением окружающей природной среды. За последние 2 пятилетки объемы централизованных капитальных вложений, выделяемых для строительства объектов природоохранного назначения и осуществления других мероприятий, удвоились. На промышленных предприятиях повсеместно про-I должают осуществляться работы по совершенствованию технологических процессов, герметизации оборудования,строительству или реконструкции воздухо- и водоочистных установок, утилизации и рациональному использованию твердых отходов.

Широкая программа промышленного и жилищ-но-гражданского строительства, успешно осуществляемая в УССР, обеспечивает одновременное внедрение крупных планир©вочных мероприятий. В частности, рациональное размещение новых жилых районов, вынос промышленных предприятий, цехов и различных устаревших производственных участков из селитебной территории, сооружение объездных дорог и совершенствование внутригородской уличной сети, создание парковых и лесопарковых зон — все эти и другие € мероприятия значительно улучшают гигиенические условия проживания населения. Например, новый крупный жилой район в промышленном городе Днепродзержинске создан на левом берегу Днепра в 10—15 км от основных предприятий города, загрязняющих окружающую среду. Переселены в новые микрорайоны жители некоторых домов и даже целых поселков из санитарно-за-щитных зон крупных металлургических и химических предприятий, исторически возникших в дореволюционный к послевоенный периоды (Ждановские металлургические заводы им. Ильича и «Азовсталь», Днепропетровский металлургический завод им. Петровского, Днепродзержин-ское производственное объединение «Азот» и др.).

Украина является высокоразвитой в индустри-* альном отношении республикой, промышленный потенциал которой составляет (по ведущим от-

раслям промышленности) 25—30 % и более общесоюзного. За девятую — одиннадцатую пятилетку объем выпуска основных видов промышленной продукции (по данным ЦСУ УССР) значительно возрос [3]. В то же время объем выбросов в атмосферу снизился и в последние годы стабилизировался. Более чем в 2 раза сократился сброс в водоемы республики неочищенных сточных вод, более 100 предприятий перешли на бессточные системы водоотведения. Много сделано в целях предотвращения и ликвидации загрязнения территории населенных пунктов твердыми промышленными к бытовыми отходами: усовершенствована система санитарной очистки населенных мест, разработаны генеральные схемы санитарной очистки ряда крупных городов (Киева, Харькова, Донецка и др.), построены районные мусоросжигательные заводы в Харькове и Севастополе, систематически проводятся при широком участии населения месячники чистоты, сезонные субботники, санитарные пятницы, посвященные улучшению содержания территории населенных мест, и др. Заканчивается разработка целевой комплексной программы «Земельные ресурсы», которая имеет специальный раздел «Охрана земельных ресурсов», где на перспективу предусмотрены разработка и внедрение дополнительных крупных мероприятий по предотвращению загрязнения почвы населенных мест.

Усиление работы в области охраны окружающей природной среды населенных мест в УССР является следствием проведения большой организаторской работы на всех уровнях. В министерствах (черной металлургии, автомобильного транспорта, легкой промышленности и др.) и ведомствах выделены ответственные лица или созданы специальные отделы по охране природы. На всех крупных промышленных предприятиях химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и других отраслей промышленности созданы специальные службы и лаборатории, непосредственно занимающиеся вопросами охраны окружающей среды. Состояние выполнения мероприятий

по охране окружающей природной среды систематически рассматриваются на заседаниях местных партийных и советских органов, создаваемых ими комиссий, органов народного контроля, общественных организаций. Во всех основных отраслевых проектах и научно-исследовательских институтах, а также в институтах градостроительного профиля, находящихся в республике, созданы специальные структурные подразделения, специализирующиеся на разработке мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей природной среды.

Проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов в УССР систематически рассматриваются на заседаниях образованного АН УССР совета по комплексным проблемам биосферы.

В Госплане УССР организован отдел охраны природы, вносящий значительный вклад в совершенствование системы межотраслевого планирования мероприятий по охране окружающей природной среды.

Увеличилась сеть органов и учреждений, осуществляющих государственный контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды. В республике создан и с 1967 г. функционирует Государственный комитет УССР по охране природы с сетью областных и городских инспекций. Украинское управление по гидрометеорологии преобразовано в Украинское управление по гидрометеорологии и контролю природной среды (УГК.С), сеть которого ежегодно расширяется. Совершенствовалась структура соответствующих органов и учреждений в системе республиканских министерств мелиорации и водного хозяйства, внутренних дел, геологии и др.

Значительный вклад в осуществление государственного контроля за состоянием охраны окружающей природной среды населенных мест вносит санитарно-эпидемиологическая служба.

Анализ материалов санитарно-эпидемиологической службы УССР показывает, что благодаря проведенным в республике мероприятиям повсеместно уменьшилось загрязнение атмосферного воздуха, водоисточников, почвы. Практически в каждом населенном пункте осуществлены мероприятия, обеспечившие существенное улучшение состояния окружающей среды. Как правило, все мероприятия выполнялись при активном влиянии органов и учреждений санитарно-эпидемиологи-ской службы. Эффективность государственного санитарного надзора зависела главным образом от четкого овладения руководителями и специалистами санэпидстанций двумя основными формами работы — предупредительным и текущим санитарным надзором, совершенствованию которых постоянное внимание уделялось Главным санитарно-эпидемиологическим управлением.

Как уже указывалось, Украина является высокоиндустриальной республикой с большой плотностью населения, неравномерным распределени-

ем объектов, загрязняющих окружающую среду, с большим количеством курортных местностей и территорий с благоприятными для массового отдыха населения природными условиями и другими особенностями. В связи с этим проблема дальнейшего улучшения охраны окружающей среды и, следовательно, усиления этим путем охраны здоровья населения имеет исключитель-ное значение.

В принятом в июле 1985 г. постановлении Верховного Совета СССР «О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов» [1] определена необходимость решения вопросов развития народного хозяйства исходя из приоритета охраны здоровья настоящего и будущего поколений советских людей, создания наилучших условий для их жизни. Эта важнейшая задача требует поиска путей усиления государственного санитарного надзора в области коммунальной гигиены и в первую очередь по разделам, относящимся к охране окружающей природной среды (гигиена атмосферного воздуха, водоемов, почвы, санитарная охрана окружающей среды от неблагоприятного воздействия вредных физических факторов, гигиена планировки населенных мест). Обеспечение усиления государственного санитар- • ного надзора может быть достигнуто как путем совершенствования структуры санитарно-эпидемиологических учреждений, улучшения штатной и материальной оснащенности, так и путем совершенствования санитарного законодательства, внедрения новых форм и методов работы.

Первый путь предполагает создание специализированных подразделений. В настоящее время в системе санитарно-эпидемиологической службы республики сделаны шаги в этом направлении: согласно приказу Минздрава СССР, созданы группы специалистов для постоянного наблюдения за изменениями состояния здоровья населения, связанными с загрязнением окружающей природной среды в 27 городских санэпидстанциях: в составе Донецкой областной санэпидстан- ^ ции создан отдел гигиены окружающей среды. В ряде других областных и крупных городских санэпидстанций отделения коммунальной гигиены усилены за счет общей численности штатных должностей медицинского и инженерно-технического персонала группами специалистов по гигиене окружающей природной среды. Как правило, эти группы выделяются из отделений коммунальной гигиены, объем деятельности которых в данном направлении возрос до уровня, потребовавшего специализации врачебного персонала. В настоящее время проводится специализация врачей в области наблюдения за изменениями состояния здоровья населения, связанными с загрязнением окружающей природной среды. Указанная специализация — не искусственный процесс; она ~ является следствием возникшей практической потребности решать гигиенические вопросы указан-

ного профиля. В связи с этим, очевидно, назрела необходимость рассмотреть вопрос соответствующего изменения структуры санэпидстанций, штатных нормативов, номенклатуры должностей санитарных врачей в данной части на союзном уровне. Это диктуется также расширением деловых контактов и служебного взаимодействия с другими органами и учреждениями, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей природной среды (органами и учреждениями Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерства водного хозяйства СССР и др.).

[5].

Введение в практику работы санитарно-эпидемиологической службы такого важного вспомогательного метода, как систематический сбор данных об изменениях состояния здоровья населения, связанных с загрязнением окружающей природной среды, требует установления единого порядка обработки этих данных на различных уровнях и оперативного обеспечения санэпидстанций полученными данными для использования их при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора.

Второй путь — совершенствование санитарного законодательства в области гигиены окружающей природной среды — вытекает из несовершенства ряда действующих нормативных документов как по форме, так и по существу. Например, согласно «Положению о государственном санитарном надзоре в СССР» [4], «Инструкции о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарно-гигиенических правил» [2] и др. все действия (в том числе наложение штрафов) санитарно-эпидемиологической службы должны основываться на санитарно-гигиенических нормах и правилах. Однако самостоятельного документа «Санитарно-гигиенические нормы и правила по охране атмосферного воздуха», который бы имел юридическую силу, нет, а все существующие нормативные положения содержатся в различных документах: ряде строительных норм и правил, СН 245—71 [8], СН 369—74 [9], перечнях ПДК и ориентировочных допустимых уровнях воздействия вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест и др. В разделе гигиены водоемов основным нормативным документом являются «Правила охраны поверхностных вод от загрязнения» [6], однако в юридическом смысле неясно, являются ли эти правила санитарными. Аналогичное положение и в других разделах коммунальной гигиены.

Требует совершенствования ряд нормативных документов по существу. В частности, «Санитарные нормы и правила проектирования промышленных предприятий» СН 245—71 [8] нет четких указаний о размерах санитарно-защитных зон, которые необходимо создавать от промышленных узлов. Отсутствуют сведения о размерах санитарно-защитных зон предприятий в случаях,

когда расчетные уровни загрязнения атмосферного воздуха от них не превышают ПДК. Пункт 8.3 СН 245—71, регламентирующий порядок установления санитарно-защитных зон от тепловых электростанций и котельных, не содержит требований в части прогнозируемого уровня шума и вибрации, источниками которых являются эти объекты, не учитывает наличия крупных вспомогательных объектов, обязательно проектируемых в пределах их промышленных площадок (пыле-угольные заводы, склады угля и мазута и др.). Требование СН 245—71 об учете фактического фонового загрязнения атмосферного воздуха в расчетах ожидаемого противоречит самому существу прогнозирования качества воздуха на определенную перспективу, поскольку к моменту окончания сооружения проектируемого объекта фоновое загрязнение также, как правило, изменяется; очевидно, в расчетах следует учитывать перспективный, расчетный фон.

Оценка прогнозируемого загрязнения атмосферного воздуха при осуществлении предупредительного санитарного надзора, согласно СН 245—71 и СН 369—74, осуществляется пс максимальным разовым ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Оценка же фактического загрязнения воздуха проводится по среднесуточным, что вызывает нарекания со стороны проектировщиков и хозяйственников [7]. По мнению многих практических санитарных врачей, наиболее целесообразно принять единые нормативы предельно допустимого содержания вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест, как это принято для воздуха производственных помещений, воды водоемов, пищевых продуктов, питьевой воды.

Таким образом, задача усиления деятельности санитарно-эпидемиологической службы по проблемам охраны окружающей природной среды на новом этапе выдвигает необходимость решения перечисленных и других вопросов, относящихся к совершенствованию организационной структуры санитарно-эпидемиологических учреждений, улучшению их материальной и штатной обеспеченности, совершенствованию санитарного законодательства.

Литература

1. Ведомости Верховного Совета СССР. — 1985. — № 27. — С. 478.

2. Инструкция о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил. — М., 1977.

3. Народное хозяйство Украинской ССР. Статистический ежегодник. — Киев, 1982.

4. Положение о государственном санитарном надзоре в СССР. — М., 1973.

5. Положение о порядке взаимодействия органов государственного контроля за охраной атмосферного воздуха. — Минск, 1983.

6. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. — М., 1975.

7. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Л., 1979.

8. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятии. — СН 245,—71. — М„ 1972.

9. Указания по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий СН 369-74, — М., 1975.

Поступила 21.11.85

Summary. Perfecting the organization structure of sani-tary-and-epidemiological institutions, the material and regular provision and sanitary legislation are necessitated by the tasks on improving the activity of these services in the field of environmental protection on a new stage.

УДК 614.7:711

Е. М. Черепов, Г. В. Иванова, С. Ф. Ионкина, А. В. Мануйлова, П. В. Тархов, А. А. Рыбалов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ СХЕМ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва; Сумской филиал Харьковского политехнического института им. В. И. Ленина

Повышение социально-экономической эффективности общественного производства неразрывно связано с увеличением потребления энергетических ресурсов, интенсификацией промышленности, сельского хозяйства и т. д. В ряде случаев это может сопровождаться ухудшением качества окружающей среды с последующим неблагоприятным ее влиянием на условия жизни и здоровье населения.

Перед обществом встает сложная проблема выбора альтернатив между увеличением потребления материальных благ, создаваемых общественным производством, и степенью удовлетворения потребности в чистоте окружающей среды. В связи с этим возникает необходимость рассматривать общественное производство как сложную эколого-экономическую систему, в которой экономические, технологические и биологические процессы выступают как единое целое; целенаправленное управление этими процессами позволяет повысить эффективность производства.

На решение этих проблем и направлены в настоящее время территориальные комплексные схемы охраны природы (ТерКСОП), разрабатываемые учреждениями Госстроя СССР и РСФСР совместно с учреждениями Минздравов СССР и союзных республик для регионов разного таксономического уровня — от городов до крупных экономических районов.

Следует отметить, что нет проблемы охраны окружающей среды вообще, как и нет территорий, на которых среда не должна бы охраняться. Существуют разные виды этой охраны, имеющие определенную цель — сохранение флоры, фауны, памятников природы, культуры и т. д. Отсюда вытекает настоятельная необходимость выделения приоритетов природоохранной деятельности, поскольку экономические возможности общества не безграничны.

В свете постановления Верховного Совета СССР от 3 июля 1985 г. «О соблюдении требова-

ний законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов» любой вид природоохранной деятельности, касающийся экономического развития или оздоровления тех или иных регионов, должен быть направлен в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущего населе- • ния. При этом население, участвующее в общественном производстве, является субъектом, деятельность которого изменяет среду, формируя ее как положительные (улучшение социальной инфраструктуры), так и отрицательные (загрязнение) качества. Человек (группа людей) является биологическим объектом, подлежащим защите от воздействия неблагоприятных факторов. Указанные выше положения определяют необходимость совершенствования гигиенических основ разработки ТерКСОП, изложенных в нашей предыдущей публикации [1].

В теоретическом и практическом плане наименее разработан вопрос ранжирования проблемных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды. Под проблемной ситуацией с гигиенических позиций следует понимать несос-тветст- * вие фактических параметров окружающей среды гигиеническим регламентам, сопровождающееся риском ухудшения здоровья населения. Ранжирование проблемных ситуаций по остроте должно основываться на количественной оценке опасности для населения не только отдельных факторов окружающей среды, но и всего их комплекса [1]. До настоящего времени такая комплексная оценка осуществлялась экспертным путем и выражалась в баллах. Собственные исследования, проведенные в этом направлении, а также анализ многочисленных данных литературы, касающихся гигиены окружающей среды, медицинской географии, градостроительства, показали, что баллы, характеризующие удельную зна-чимость опасности для населения отдельных • групп факторов окружающей среды, а следова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.