Научная статья на тему 'Задачи правового прогнозирования в свете «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»'

Задачи правового прогнозирования в свете «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прогнозирование / правовое прогнозирование / прогноз / планирование / правовая система / стратегия / forecasting / legal forecasting / forecast / planning / legal system / strategy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карэн Владимирович Агамиров

Развитие права, глобализация и серьезная интеграция государства в международно-правовой сектор приводят к необходимости правового прогнозирования в формате государственного администрирования. В настоящее время особое внимание уделяется нормативному прогнозированию, выступающему в виде нормативной модели концепции будущего, вследствие чего возникает насущность закрепления института прогнозирования в доктринальном и в нормативно-правовом смыслах. Процесс правового регулирования представляет собой стадии движения модели прогноза: формирование, действие и реализация. В данной статье автор рассматривает основные задачи правового прогнозирования в свете «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tasks of legal forecasting in the light of the “Fundamentals of state policy in the field of strategic planning in the Russian Federation”

The development of law, globalization and the serious integration of the state into the international legal sector lead to the need for legal forecasting in the format of state administration. Currently, special attention is paid to regulatory forecasting, which acts as a normative model of the concept of the future, as a result of which there is an urgency to consolidate the institution of forecasting in doctrinal and regulatory meanings. The legal regulation process represents the stages of the forecast model movement: formation, action and implementation. In this article, the author considers the main tasks of legal forecasting in the light of the “Fundamentals of State Policy in the Field of Strategic Planning in the Russian Federation".

Текст научной работы на тему «Задачи правового прогнозирования в свете «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 19 — 21. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):19 — 21.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 342.5 NIION: 2007-0062-2/22-069

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-19-21 MOSURED: 77/27-004-2022-02-269

Задачи правового прогнозирования в свете «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»

Карэн Владимирович Агамиров

Институт государства и права Российской академии наук, Москва, Россия, agamirow@yandex.ru

Аннотация. Развитие права, глобализация и серьезная интеграция государства в международно-правовой сектор приводят к необходимости правового прогнозирования в формате государственного администрирования. В настоящее время особое внимание уделяется нормативному прогнозированию, выступающему в виде нормативной модели концепции будущего, вследствие чего возникает насущность закрепления института прогнозирования в доктринальном и в нормативно-правовом смыслах. Процесс правового регулирования представляет собой стадии движения модели прогноза: формирование, действие и реализация. В данной статье автор рассматривает основные задачи правового прогнозирования в свете «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».

Ключевые слова: прогнозирование, правовое прогнозирование, прогноз, планирование, правовая система, стратегия

Для цитирования: Агамиров К.В. Задачи правового прогнозирования в свете «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 19 — 21. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-19-21.

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

The tasks of legal forecasting in the light of the "Fundamentals of state policy in the field of strategic planning in the Russian Federation"

Karen V. Agamirov

Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, agamirow@yandex.ru

Abstract. The development of law, globalization and the serious integration of the state into the international legal sector lead to the need for legal forecasting in the format of state administration. Currently, special attention is paid to regulatory forecasting, which acts as a normative model of the concept of the future, as a result of which there is an urgency to consolidate the institution of forecasting in doctrinal and regulatory meanings. The legal regulation process represents the stages of the forecast model movement: formation, action and implementation. In this article, the author considers the main tasks of legal forecasting in the light of the "Fundamentals of State Policy in the Field of Strategic Planning in the Russian Federation".

Keywords: forecasting, legal forecasting, forecast, planning, legal system, strategy

For citation: Agamirov K.V. The tasks of legal forecasting in the light of the "Fundamentals of state policy in the field of strategic planning in the Russian Federation" // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):19-21. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-19-21.

Правовая система является динамичной конструкцией, которая призвана оперативно реагировать на протекающие в обществе процессы и отражать эти изменения в

© Агамиров К.В., 2022

виде определенных правоустановлений. Одна из главных задач — обеспечение устойчивости правовой системы в целях сохранения стабильности правового регулирования, так как не любые изменения в правовом регулировании являются позитивными; они также могут приводить к ряду

Юридические науки

отрицательных последствий и деформировать развитие как правовой системы в целом, так и ее отраслей и институтов. Реализация прогностического подхода, а именно правового прогнозирования в правовой системе общества, опирается на овладение юридической наукой концепцией будущего, которая должна содержать главные параметры будущего высокоорганизованного российского общества, его экономической, политической, социальной, духовной и иных структур.

Правовое прогнозирование является новым явлением в юридической теории и практике. Прогноз — это не просто предвидение и предсказание будущего, а научно обоснованное представление о направлениях развития. Помимо формального прогнозирования, основанного на научных методах, прогнозирование включает также планирование и перспективный анализ.

Прогнозы представляют собой некую вероятностную модель, с помощью которой возможно спрогнозировать последствия социальных управленческих решений и принять необходимые меры, направленные на достижение необходимых результатов. Применение прогнозной методики в юриспруденции широко распространено при исследовании правовых тенденций в разных областях общественных отношений.

Одной из основных задач правового прогнозирования является осуществление исследований, направленных на решение стратегических задач. Отметим, что правовое прогнозирование выступает основой для разработки различных стратегических документов, и последним в их ряду являются «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [1]. Следует подчеркнуть, что в развитии будущей правовой системы отсутствие правового прогнозирования на практике может привести к тому, что она сформируется спонтанно, хаотично и, как следствие, нарушится системность правового регулирования.

Методы и задачи прогнозирования также играют первостепенную роль. Анализ методов прогнозирования, изучение этих методов, их применение в различных сферах деятельности носит рационализаторский характер. Степень достоверности прогнозов сравнима с фактическими реальными показателями и, сделав выводы, можно уже приступать к следующему прогнозу с имеющимися данными на основе существующей тенденции и, таким образом, выйти на более высокий уровень во временном аспекте.

К основным задачам прогнозирования исходя из отмеченных «Основ государственной по-

литики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» относятся:

■ стратегический прогноз Российской Федерации;

■ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

■ прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

■ бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период.

Разработка такой программы в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, проработанная, а также информационно обеспеченная правовая политика государства, позволяет избежать появления недостатков в правотворчестве, таких, к примеру, как множественность законов и подзаконных актов, их внутренняя несогласованность, противоречивость [4]. Следует отметить, что объект правового прогнозирования обязан включать в себя саму идею юридического нововведения и перечень нормативных правовых актов, с которыми разрабатываемый законопроект определяемо будет взаимодействовать.

Отметим, что важную роль в прогнозировании играют также стадии осуществления правового прогнозирования. По нашему мнению, наиболее оптимальную модель предложил О.А. Гав-рилов, выделяющий пять этапов проведения правового прогноза:

1) постановка задачи исследования и разработка его плана;

2) изучение прогностической информации, формирование банка данных;

3) формирование прогноза;

4) процедуры верификации прогноза;

5) оформление результатов прогноза [3].

Когда предмет правового регулирования установлен и содержание правовых норм нашло отражение в законопроекте, возникает потребность в изучении юридической и социальной эффективности права, его институтов и норм. Каждый из обозначенных уровней предполагает особенности в постановке целей и задач, а также в выборе методов и места в процессе правообразования. Объединив все концепции правового прогнозирования, можно получить руководство к действию по реализации прогностической функции.

Исходя из «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» особую значимость приобретают прогнозирование и планирование законодательной деятельности на долгосрочную перспективу. В этом контексте юридическое прогно-

20

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 2

зирование играет важную роль для правотворческой и законотворческой деятельностей, так как оно предопределяет планирование законодательства. Прогнозные показатели законотворческих инициатив играют важную роль для получения исходных данных о стратегическом курсе формирования законодательства и его перспективах.

Это презюмирует энергичное применение специфической методологии юридического прогнозирования с целью установления целевых показателей законодательного сопровождения социальных связей, предвосхищения действенности нормативных правовых актов и методов правовой регламентации общественных отношений.

Особенное внимание следует уделить проблеме объекта прогнозных оценок развития законодательства, так как законодательство как система характеризуется сложным набором свойств и качеств [2, с. 32; 5, с. 7, 13].

Таким образом, использование правового прогнозирования должно быть широко распространено при изучении правовых тенденций в той или иной области общественных отношений, и в настоящее время возникает необходимость закрепления института прогнозирования в нормативно-правовом смысле. Несмотря на то, что предвидеть все невозможно, юридическое прогнозирование следует рассматривать как весьма эффективное и востребованное средство установления пределов правового регулирования.

Список источников

1. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной поли-

тики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 46. Ст. 7676.

2. Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования российской правовой системы / / Журнал российского права. 2018. № 8. С. 25—36.

3. Гаврилов О А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование [Электронный ресурс] / / URL: http: //lawlibrary.ru/izdanie 4361. html (дата обращения: 13.04.2022).

4. Зайцева Е.С. Правовое прогнозирование как средство внедрения инноваций в праве // Юридическая техника. 2021. № 15. С. 326—328.

5. Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М.: Наука, 1979.

References

1. On the approval of the Fundamentals of State Policy in the Field of Strategic Planning in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of November 8, 2021 N 633 "On the Approval of the Fundamentals of State Policy in the Field of Strategic Planning in the Russian Federation" //Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. № 46. Art. 7676.

2. Agamirov K.V. Legal forecasting as a factor in improving the Russian legal system//Journal of Russian Law. 2018. № 8. P. 25—36.

3. Gavrilov O.A. Legal strategy and social forecasting [Electronic resource] // URL: http:// lawlibrary.ru/izdanie4361.html (accessed date: 13.04.2022).

4. Zaitseva E.S. Legal forecasting as a means of introducing innovations in law//Legal technology. 2021. № 15. P. 326—328.

5. Polenina S.V. Theoretical problems of the system of Soviet legislation. M.: Science, 1979.

Информация об авторе

К.В. Агамиров — старший научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author K.V. Agamirov — Senior Researcher of the Sector Philosophy of Law, History and Theory of State and Law, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.05.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 15.06.2022.

The article was submitted 15.05.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 15.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.