муниципальных услуг», объединивший в себе нормативную основу проведения мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, порядок его организации и проведения, компетенцию органов, в обязанности которых входит проведение мониторинга, ответственность лиц, допустивших нарушение требований законодательства в сфере оказания государственных и муниципальных услуг населению.
Список литературы:
1. Соловьев, С.Г. О системе целей российского местного самоуправления // Представительная власть — XXI век. — 2017. — № 1. — С. 12—16.
2. Филиппов, Д.В. Развитие организационно-управленческих технологий предоставления муниципальных услуг в крупном городском округе: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д.В. Филиппов. — Новосибирск, 2009. — URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-220957.html (дата обращения: 09.08.2014).
3. Реброва, Н.П. К вопросу о совершенствовании предоставления государственных и муниципальных услуг / Н.П. Реброва, А.М. Степанова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2014. — № 2(10). — С. 40-43.
4. Храмцова, Н. Арбитражная практика: Жалобу на качество государственной услуги нужно оформлять правильно. — URL: http://rusrim.blogspot.ru/2016/03/blog-post_19.html (дата обращения: 19.07.2016).
5. Соколова, О.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в сфере персональных данных. — URL: http://zakoniros.ru/?p=17535 (дата обращения: 19.07.2016).
6. Решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 12 июля 2016 г. № 2-445/2016 2-445/2016~М-437/2016 М-437/2016 по делу № 2-445/2016. — URL: http:// sudact.ru/regular/doc/W2BE7Trpysbd (дата обращения: 19.07.2016).
7. Кайль, Я.Я. Предоставление муниципальных услуг в «столичных» городах субъектов ЮФО: состояние, проблемы, перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2011. — № 2. — С. 40—46.
8. Лукина, В.А. Социальная сущность и качество услуг организациям и населению, оказываемых органами государственного и муниципального управления (социологический анализ): автореф. дис. ... канд. социол. наук / В.А. Лукина. — М., 2011. — URL: http://www.ranepa.ru/files/docs/aspirant/lukina_va.pdf (дата обращения: 09.08.2017).
13
Понятие и значение юридического прогнозирования
Аннотация: актуальность статьи обусловлена значимостью перспективно-долгосрочного подхода к управлению социально-правовыми явлениями и процессами, прогнозирование развития которых служит фундаментом текущего, среднесрочного и долгосрочного планирования законотворчества. Цель статьи — показать роль юридического прогнозирования как важнейшего вида социального прогнозирования, представляющего собой теоретический и практический процесс в социально-правовой сфере, направленный на выявление тенденций развития правовой системы
К.В. Агамиров,
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора теории права и государства Института государства и права РАН
K.V. Agamirov,
Candidate of Law, Associate professor, Senior research associate sector of the theory of the law and state of Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, [email protected]
на заданную перспективу и выработку предложений по ее совершенствованию. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Автор делает вывод о том, что, являясь средством непрерывного правового реагирования на преобразования в социальной среде, осуществляя регулятивный и пострегулятивный контроль за отклонениями правовых явлений и процессов от заданных параметров, юридическое прогнозирование определяет комплекс целеустановок для практической работы по модернизации всей правовой системы.
Ключевые слова: правовые явления и процессы, юридическое прогнозирование, прогнозирование и планирование правотворческой деятельности, правовое поведение, правовая политика, правовое регулирование.
Concept and value of legal forecasting
Abstract: the relevance of article is caused by the importance of perspective and long-term approach to management of the social and legal phenomena and processes which forecasting of development serves as the base of the routine, medium-term and long-term planning of lawmaking. Article purpose — to show a role of legal forecasting as the most important type of the social forecasting representing the theoretical and practical process in the social and legal sphere directed to identification of tendencies of development of legal system on the set prospect and development of offers on her improvement. Implementation of the tasks has been reached by means of general scientific (dialectic, the analysis, synthesis) and the private and scientific (legallistic, comparative and legal) methods. The author draws a conclusion that, being means of continuous legal response to transformations in the social environment, exercising regulatory and post-regulatory control of deviations of the legal phenomena and processes from the set parameters, legal I forecasting defines a complex of purpose for practical work on modernization of all legal system. § Keywords: legal phenomena and processes, legal forecasting, forecasting and planning of law-making
^ activity, legal behavior, legal policy, legal regulation.
m ^^ридическое прогнозирование — это систематическое исследова-
ть ние перспектив развития правовых явлений и процессов на трех уровнях: страте-s гии развития законодательства и правовой системы в целом; отраслей, институ-
< тов и норм; правового поведения. Таким образом, юридическое прогнозирование ¡E охватывает как нормативную систему, так и правовое поведение как действие по gi реализации закона, претворение его в жизнь. Такой подход отражает необходи-^ мость комплексного рассмотрения проблемы юридического прогнозирования и к роль человеческого фактора во всех областях социальной сферы [1, с. 17; 2, с. 13].
< п
g В качестве сквозного элемента правовой системы юридическое прогнозиро-ш вание исследует правовые явления и процессы прошлого, не урегулированные с правом социальные явления и процессы, действующие правовые явления и процессы, тенденции и перспективы развития действующих правовых яв-14 лений и процессов, желательное развитие действующих правовых явлений — и процессов; осуществляет регулятивный и пострегулятивный контроль за отклонениями действующих правовых явлений и процессов от надлежащих ? параметров; выявляет ценностные характеристики действующих правовых ° явлений и процессов для системной модернизации и долгосрочной стратегии со развития всего общества (пострегулятивный эффект); определяет комплекс це-леустановок для практической работы по модернизации всей правовой системы.
Таким образом, юридическое прогнозирование способствует определению перспектив развития правовой политики, выявлению узких мест в законодательстве и разработке предложений по их преодолению [3, с. 1; 4].
Методологической основой юридического прогнозирования являются диалектические законы развития и взаимосвязи явлений. Теория социального
предвидения является важнейшим научным фундаментом для прогнозирования всех социальных явлений и процессов, юридических в частности. Методология юридического прогнозирования определяет его принципы как важнейшие отправные начала при исследовании будущего правовой системы, среди которых особое место занимает принцип сквозной непрерывности, означающий постоянный мониторинг всех частей правовой и социальной систем.
Юридический прогноз, ставший известным организациям и лицам, результаты деятельности которых он предсказывает, оказывает обратное воздействие на объект прогнозирования — стимулирует действия, способствующие (или, напротив, препятствующие) их осуществлению. Таким образом, происходит самоосуществление (или саморазрушение) прогноза, т.е. реализация ранее прогнозного срока либо в более полной и совершенной форме в случае восприятия его как ценности, желательного или должного результата. Кроме того, получив прогноз поведения тех или иных субъектов права, само общество (организации, специальные службы) может и должно принять соответствующие меры, чтобы не допустить осуществления прогноза отклоняющегося поведения и способствовать еще более активному О проявлению прогнозируемого правомерного поведения. т
Важный вопрос методологии юридического прогнозирования — количе- ® ственные и качественные характеристики в правовых прогнозах. Характер О юридических прогнозов зависит от уровней будущего. Для ближайшего и | более-менее отдаленного будущего они выступают и как количественные Н характеристики. Для сверхбудущего юридические прогнозы могут быть я> только качественно определенными. Следует подчеркнуть, что юридические прогнозы затруднены в силу недостатка информации статистически количе- и ственного характера, поэтому, скажем, экстраполяция как важнейший метод С при использовании такой информации в этом случае ограничена. Методика о прогнозирования в праве предполагает наличие и разумное использование П конкретных методов юридического прогнозирования. Значение методов о юридического прогнозирования трудно переоценить. Можно располагать о содержательной и качественной прогнозной информацией и при этом не О знать, как ее использовать для составления прогноза. а
Специалисты насчитывают порядка ста пятидесяти методов прогно- | зирования [5—8]. Не все из них активно используются, многие не подходят для целей юридического прогнозирования. Задача состоит в том, чтобы 15 определить наиболее приемлемые для специфических задач юридического — прогнозирования методы, которые можно было бы активно применять как при исследовании стратегии развития законодательства в целом, так и при ^ прогнозировании в отраслях права и правового поведения в частности. ^
Юридическое прогнозирование всегда предшествует юридическому 3 планированию. Они различаются по способам оперирования информацией о будущем правовой системы. Прогноз в праве — это вероятностное описание § возможного или желательного развития того или иного правового явления. Планирование в праве — это директивное решение, предусматривающее комплекс мероприятий по развитию законодательства. Прогнозные сценки всегда выступают в качестве научного обоснования планов.
Прогнозы в области законодательства, изучение его тенденций на основе анализа экономических и социальных процессов — основа разработки планов законодательной деятельности и крупных законодательных актов на долгосрочную перспективу. Именно поэтому прогнозирование и планирование правотворческой деятельности являются ее организующим началом, придающим правотворческой политике предсказуемый и системный характер, содействующим достижению стратегических целей и решению тактических задач в сфере правотворчества [9, с. 53—54; 10, с. 35] и преодолению дисбаланса в системе российского законодательства [11].
Автор определяет юридическое прогнозирование как устойчивую систему, затрагивающую возможности не только теоретического, но и практического регулирования социально-экономической действительности. В связи с этим следует выделить с прогностической позиции вслед за действующим (позитивным) правовым регулированием прогнозируемое (перспективное) правовое регулирование, основанное на правовых моделях будущего правовой системы.
Юридическое прогнозирование служит не только вектором развития теории права и правовой системы в целом, но и механизмом выявления возможности оптимизации процессов управления государством и социально-экономической средой. Это предполагает необходимость отраслевого правового прогнозирова-^ ния, нацеленного на выявление и урегулирование конкретных политических, д. экономических, социальных и духовных проблем. Процесс прогнозирования отраслевого законодательства подразумевает разработку прогностической § модели определенного законодательного акта. Конструкция такой модели со-2: стоит из концепции акта (обоснование необходимости его принятия, предмет правового регулирования, положения, отражающие основное содержание); < структуры акта; целей и задач акта; средств по достижению целей и задач акта ^ (политическое, социально-экономическое и идеологическое обеспечение акта); ^ возможных последствий принятия акта. Юридическое прогнозирование на о уровне правового института предполагает прогнозирование целей, достигаемых к нормой права, эффективности механизма действия нормы и обеспечивающих т средств по выполнению задач, стоящих перед нормой.
ш Таким образом, юридическое прогнозирование представляет собой не только непрерывный, но и сквозной процесс, пронизывающий все законотворчество. Именно поэтому эксперт-прогнозист призван быть широкопрофильным 6 специалистом в области законотворческой деятельности. Он обязан одинаково хорошо разбираться в проблемах федерального, регионального и местного значения, соответственно, владеть законодательной техникой при подготов-?2 ке принятия (изменения, дополнения, отмены) федеральных, региональных ° нормативных правовых актов и актов органов местного самоуправления. п При разработке планов законодательных работ самостоятельным направлением следует признать прогностический этап законотворческой деятельности, который состоит из определенных стадий. Этап прогнозирования является фундаментом правового регулирования новых общественных отношений, видоизмененных или дополненных правоотношений, и от того, в какой мере он будет научно обоснованным, зависит качество и эффективность нормативных правовых актов.
С учетом президентского законопроекта № 398393-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части включения в направления деятельности РАН вопросов прогнозирования основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития РФ)» [12] представляется перспективной возможность образования на базе Института государства и права Российской академии наук междисциплинарного и межотраслевого Центра юридического прогнозирования, который будет заниматься разработкой теории, методологии и организационных структур прогнозирования процессов в социальной и правовой сферах, формированием и ведением прогностического банка данных общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании, построением правовых моделей и подготовкой предложений по совершенствованию законодательства, полученных в результате прогностических исследований, для направления законотворческим органам на предмет включения в план законодательных работ.
Список литературы: я
1. Агамиров, К.В. Прогнозирование правовых рисков: в 2 т. / К.В. Агамиров. — 1 М.: Русайнс, 2018. - Т. 1. - 328 с.; - Т. 2. - 332 с. 1
2. Агамиров, К.В. Прогнозирование правового поведения / К.В. Агамиров. — М.: н Библио-глобус, 2017. — 400 с. g
3. Малько, А.В. Научная обоснованность и прогнозирование как важнейшие Н принципы современной российской правовой политики // Правовая политика и го правовая жизнь. - 2012. - № 1. - С. 8-14. р
4. Малько, А.В. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации i до 2020 г. / А.В. Малько, Н.И. Матузов, К.В. Шундиков; под ред. А.В. Малько. - М.: е Дело, 2008. - 40 с. 00
5. Abramson, A.G. Techniques of forecasting // Business Forecasting in Practice. - ° N.Y.: J. Wiley & Sons, 1956. - P. 40-77. р
6. Dauten, С.А. Business cycles and forecasting - 3d ed. / С.А. Dauten, L.M. Vulentine. Н - Cincinnati: South-western Pub. Co., 1968. - 646 p. g
7. Sahlo, K.C. Technology foresight - past and future // Journal of Forecasting. - -§ 2003. - Vol. 22. - P. 79-82. g
8. Madnick, S. Technology Forecasting using data mining and semantics: third & final 1 annual report / S. Madnick, W.L. Woon, A. Henschel (et al.). - Cambridge, 2011. - 130 p. a
9. Арзамасов, Ю.Г. Правотворческая политика в современной России: курс лекций / Ю.Г. Арзамасов и др. / под ред. А.В. Малько. - Саратов: Изд-во Саратовской 17 государственной юридической академии, 2013. - 342 с.
10. Матузов, Н.И. Принципы правовой политики в Российской Федерации // ^ Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. - Саратов: ¡л Изд-во Саратовской государственной академии права, 2010. ^
11. Белоусов, С.А. Законодательный дисбаланс (доктрина, теория, практика): 3 дис. ... д-ра юрид. наук / С.А. Белоусов. - Саратов, 2015. - 505 с. I
12. О внесении изменений в Федеральный закон «О Российской академии наук, о реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения целей деятельности, основных задач и полномочий Российской академии наук): законопроект от 24 февраля 2018 г. № 398393-7. - URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/398393-7 (дата обращения: 20.08.2017).
СП