Научная статья на тему 'Прогностические направления организационно-институционального и правового обеспечения эффективного функционирования информационной сферы «зоны знаний» Евразийского экономического союза'

Прогностические направления организационно-институционального и правового обеспечения эффективного функционирования информационной сферы «зоны знаний» Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«зона знаний» ЕАЭС / информационная сфера «зоны знаний» ЕАЭС / правовая система ЕАЭС / юридическое прогнозирование / Информационный центр ЕАЭС / Информационный кодекс ЕАЭС / “zone of knowledge” of EEU / information sphere of “zone of knowledge” of EEU / legal system of EEU / legal forecasting / EEU Information center / Information code of EEU

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамиров Карэн Владимирович

Инновационный сегмент «зоны знаний» евразийского интеграционного образования в ее экономической, политической, социокультурной, информационной сферах основывается в своем развитии на интегративном прогностическом подходе, позволяющим проводить с использованием методологии юридического прогнозирования межотраслевые исследования по научному сопровождению процессов модернизации правовой системы Евразийского экономического союза. Информация в истории цивилизации играла и продолжает играть определяющую роль в принятии решений на всех уровнях политической системы. Информационная сфера «зоны знаний» Евразийского экономического союза обеспечивает другие сферы коммуникативной связью, способствующей формированию модели глобального информационного сообщества ЕАЭС, отвечающего направленному совершенствованию общественных, научно-технических и технологических отношений между странами-участницами интеграционного объединения. В статье исследуются прогностические направления информационной индустрии на евразийском пространстве и предлагаются меры по обеспечению информационной сферы «зоны знаний» Евразийского экономического союза организационной и нормативно-правовой базой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predictive directions of institutional and legal support from the “zone of knowledge” in Eurasian Economic Union (EEU)

The “zone of knowledge” is an innovative space in the Eurasian Economic Union (EEU), which all social subsystems are interconnected. The dynamics of integration, variety of integrational forms, and multiplicity of regulative tools are based on intellectual support. The predictive approach plays in this system a key role. It is possible to integrate studies on legal modernization on a legal system of the EEU with methodology of forecasting. Information in the history of a civilization played the great role in decision-making at all levels of political system. The information sphere of “a zone of knowledge” provides other spheres in the EEU with the effective communication, by which models of the global information community are formed. This communication is the base for the directed improvement of public, scientific, and technological relations between member countries of EEU. In article the predictive directions of information industry on the Eurasian space are investigated and measures for providing the information sphere of “a zone of knowledge” of the Eurasian Economic Union institutional and a regulatory framework are proposed.

Текст научной работы на тему «Прогностические направления организационно-институционального и правового обеспечения эффективного функционирования информационной сферы «зоны знаний» Евразийского экономического союза»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Прогностические направления организационно-институционального и правового обеспечения эффективного функционирования информационной сферы «зоны знаний» Евразийского экономического союза

Агамиров Карэн Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН E-mail: agamirow@yandex.ru

Инновационный сегмент «зоны знаний» евразийского интеграционного образования в ее экономической, политической, социокультурной, информационной сферах основывается в своем развитии на интегративном прогностическом подходе, позволяющим проводить с использованием методологии юридического прогнозирования межотраслевые исследования по научному сопровождению процессов модернизации правовой системы Евразийского экономического союза. Информация в истории цивилизации играла и продолжает играть определяющую роль в принятии решений на всех уровнях политической системы. Информационная сфера «зоны знаний» Евразийского экономического союза обеспечивает другие сферы коммуникативной связью, способствующей формированию модели глобального информационного сообщества ЕАЭС, отвечающего направленному совершенствованию общественных, научно-технических и технологических отношений между странами-участницами интеграционного объединения. В статье исследуются прогностические направления информационной индустрии на евразийском пространстве и предлагаются меры по обеспечению информационной сферы «зоны знаний» Евразийского экономического союза организационной и нормативно-правовой базой.

Ключевые слова: «зона знаний» ЕАЭС, информационная сфера «зоны знаний» ЕАЭС, правовая система ЕАЭС, юридическое прогнозирование, Информационный центр ЕАЭС, Информационный кодекс ЕАЭС.

см со

Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 18-29-15014 «Эффективность правового регулирования процессов формирования «зоны знаний» интеграционных объединений государств (на примере сравнительно-правового исследования ЕС и ЕАЭС)».

«Зона знаний» является результатом непрерывной интеллектуальной деятельности с творческим и репродуктивным началом по созданию, обработке и локализации в физическом и виртуальном пространственном измерении коммерческого или некоммерческого нематериального продукта, обеспеченного правовой защитой как объект интеллектуальной собственности. Являясь фундаментом производственных инноваций, интеллектуальные продукты обеспечивают логическое продолжение результатов интеллектуальной деятельности в виде их материализации как в объектах промышленной, литературно-художественной и иных видах собственности, так и в средствах индивидуализации субъектов гражданского оборота товаров и услуг. При этом теоретическая (духовная) и практическая (материальная) составные части «зоны знаний» представляют собой взаимопроникающие сосуды, посредством которых обеспечивается перевод интеллектуального (гуманитарного) капитала в промышленные технологии, которые служат стратегическими факторами экономического, политического и духовного развития национальных государств. Система «зоны знаний» ЕАЭС состоит из экономической, политической, социокультурной и информационной сфер, отражающих соответственно общее экономическое, политическое, социокультурное и информационное пространство. Каждая из сфер системы имеет свои уровни, которые можно классифицировать в зависимости от результатов деятельности:

а) межгосударственных образований; транснациональных корпораций и политических объединений; коопераций и интеграций предприятий и учреждений;

б) совместных правотворческих органов;

в) совместных правоприменительных органов.

Правовая система ЕАЭС состоит из нормативно-правового обеспечения соответствующих сфер (нормативная часть) и организационно-институциональной части, регламентирующей деятельность органов управления ЕАЭС: Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета, Евразийской экономической комиссии, Суда Евразийского экономического союза, а также включает в себя процессы пра-

вообразования, законотворчества, правореализа-ции и правоприменения [2].

Юридическое прогнозирование, будучи фактором совершенствования российской правовой системы [3], является также условием поступательного развития экономики знаний, «зоны знаний» и правовой системы ЕАЭС и рассматривается как идеологема или руководящее начало для всякой правовой политики, субъект которой исходит из протяженности во времени процессов, происходящих в системе права - как обобщенных, так и персонифицированных [7]. Вполне очевидно, что темпоральный аспект деятельности обеспечивает ее развертывание в пространстве материальных и нематериальных ограничений, поэтому плохо продуманная правовая политика, совмещенная с пробельной юридической базой и противоречиями в законодательстве, с необходимостью влечет за собой сбои в реализации социальной, экономической и национальной политики [8]. Это диктует необходимость применения к правовому регулированию системного прогностического подхода, использующего методологию юридического прогнозирования [1], с его последующим использованием в междисциплинарных разработках по научному обеспечению процессов совершенствования правовой системы интеграционного объединения [2].

Информационная сфера «зоны знаний» ЕАЭС является гарантом полноценного функционирования всех других указанных сфер, так как без соответствующего информационного обеспечения их работоспособность снижается, межсистемный обмен не представляется возможным. Исключительно продуктивной представляется идея формирования модели информационного общества, соответствующей совершенствованию общественных и технологических процессов и базирующейся на таких явлениях (и соответствующих им понятиях), как информационная культура, информационный рынок труда, информационная инфраструктура, информатизация социальных технологий [9]. Рассуждая по аналогии, в законодательстве также должна формироваться область чисто информационных объектов регулирования, что мы сейчас и наблюдаем.

Информационная сфера «зоны знаний» задает стандарты преподнесения информации об информационной политике участников интеграционного объединения для ликвидации информационного дисбаланса между ними. Необходимо последовательно проводить информационную политику, направленную на повышение интереса средств массовой коммуникации к происходящим в странах-участницах событиях и связанных с интеграцией проблемах. Пока что он очень низкий [5].

Инновационные направления информационной индустрии на евразийском пространстве в прогностическом плане включают в себя:

- модернизацию ИКТ в области оборота информации;

- инновационные исследования по защите интеллектуальной собственности;

- совершенствование инновационных ИКТ в сфере цифровизации;

- становление инновационного исследовательского евразийского пространства, в том числе в социальных сетях;

- формирование на пространстве Евразии новых ИКТ, способствующих воспроизводству коммерчески востребованных технологических направлений, обеспечивающих повышение производительности труда, улучшение экологической безопасности и рост уровня удовлетворенности потребителей;

- общее обнуление в странах-участницах ЕАЭС пошлин на ввоз информационно-коммуникационных материалов и оборудования;

- бюджетные субсидии на ввоз в страны интеграционного объединения наукоемкого оборудования [10].

Все отмеченные направления будут нуждаться в соответствующем правовом сопровождении. Обеспечение эффективного единого информационного пространства ЕАЭС подразумевает совершенствование правового регулирования в области оборота информации, интеллектуальной собственности и современных цифровых технологий, формирование исследовательских пространств, в том числе в социальных сетях, и образование в итоге Информационного центра ЕАЭС.

Такой Центр представляется весьма актуальной организационно-институциональной структурой информационной сферы «зоны знаний» Евразийского экономического союза. Как уже отмечалось, интерес к проблемам интеграционного союза пока что очень невысокий, информационные инициативы имеют частный и единичный характер, и это вызвано в первую очередь отсутствием единых масс-медиа, которые преподносили бы оперативную и актуальную информацию о процессах в ЕАЭС. Для того, чтобы информационная составляющая информационной сферы «зоны знаний» ЕАЭС сыграла свою роль, требуется запуск новых, открытых для СМИ публичных проектов (региональных в том числе), освещение регулярных пресс-конференций, сотрудничества с заинтересованными НКО, активности в социальных сетях, внедрение интерактивного онлайн-формата конференций и вебинаров. Надо разъяснять людям, для чего нужна евразийская интеграция, в чем состоят ее цели, какова польза от нее отдельному гражданину и его стране [6]. Предлагаемый к образованию Информационный центр ЕАЭС мог бы сыграть в этом деле большую консолидирующую роль. Для социального организма обмен данными представляется тем же, чем является по своей сути круговорот воды в биосфере или система кровообращения у животного. Без надлежащего р информационного обеспечения оказывается за- Д трудненным и управление (субординационные от- Е ношения), и самоуправление (координационные К отношения). Все процессы, в ходе которых обре- ё тают свою самостоятельность субъекты принятия у решений как в частной, так и публичной сферах, А

объективно зависят от степени информационной поддержки, а та в свою очередь - от налаженных потоков и каналов коммуникации [11].

Нормативно-правовая база информационной сферы «зоны знаний» ЕАЭС включает в себя решение Совета Евразийской экономической комиссии от 22 августа 2017 г. № 100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на период до 2025 года» и Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. N37 «О плане мероприятий по созданию, обеспечению функционирования и развитию интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на 2019-2020 годы». В этих документах, чья разработка осуществлялась по заранее продуманному плану, учитывающему накопленный в разных политических сообществах регулятивный опыт, заложены основы нормативной модели, гармонизирующей всю совокупность различных форм информационного взаимодействия между субъектами экономики, политики и права. Здесь определены приоритетные объекты правового воздействия, направления развития соответствующей сферы, выстроен вектор на интеграцию разнообразных уже существующих информационных систем (здесь стандартизация представляется особенно необходимой). Названные выше документы призваны служить делу проектирования единой информационной системы ЕАЭС. Благодаря их последовательной реализации потоковый обмен данными приобретет те необходимые ему качества (криптографическая защищенность контента, кроссплатфор-менная поддержка интегрируемых систем, мо-дернизируемость инфраструктуры и пр.), которые в своем единстве позволяют обеспечивать комфортное, безопасное, устойчивое, развивающееся использование информации различными субъектами экономического обмена, а также политических и правовых институциональных образований.

Российская Федерация внесла свою лепту в правовое обеспечение этой важнейшей сферы «зоны знаний»: распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. № 583-р утверждены Концепция создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза и План мероприятий по реализации Концепции создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, в которых раскрывается общее видение процесса создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, определяются основные цели и задачи — создания национального сегмента, его информа-2 ционно-технологическая архитектура, порядок информационного взаимодействия и обеспечения ° информационной безопасности, этапы создания, ав функционирования и развития, источники финан-

сового обеспечения работ по созданию, функционированию и развитию национального сегмента и пр. с целью обеспечения эффективного межгосударственного информационного взаимодействия уполномоченных органов, юридических лиц и формирования единого трансграничного пространства доверия в рамках Союза.

Нарастающая информатизация общества и образование глобального информационного пространства, направленного на эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах, требуют соответствующего законодательного сопровождения. Представляется, что для реализации масштабного проекта образования на просторах ЕАЭС единого информационного пространства и эффективного законодательного регулирования информационных отношений между странами-участницами указанные акты и новые законодательные установления, регламентирующие отмеченные ранее направления, а также электронную торговлю, электронный документооборот, информационную безопасность и борьбу с кибепреступностью на евразийском пространстве, право граждан и организаций ЕА-ЭС на информацию и пр., могут быть объединены в Информационном кодексе интеграционного объединения, разработка и принятие которого вкупе с образованием Информационного центра евразийского содружества обозначили бы организационно-институциональную и правовую финализа-цию инновационных прорывов в информационной сфере «зоны знаний» Евразийского экономического союза.

Литература

1. Агамиров К.В. Проблемы юридического прогнозирования: методология, теория, практика. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2015.- 408 с.

2. Агамиров К.В. Прогностический аспект развития экономики знаний в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и ее правовое обеспечение // Юридическая наука.- 2019.- № 2. -С. 11-19.

3. Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как средство научной обоснованности законотворческой деятельности // Российская юстиция.- 2019.- № 5. - С. 2-5.

4. Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фактор совершенствования российской правовой системы // Журнал российского права.- 2018.- № 8. - С. 25-36.

5. Информационное пространство ЕАЭС станет единым. URL: http://snob.kg/pro-novosti/odno-i-po-tomu/item/350-informatsionnoe-prostranstvo-eaes-stanet-edinym (дата обращения -25.07.2020).

6. Информационное сопровождение ЕАЭС. URL: http://eurasian-studies.org/archives/91 (дата обращения - 25.07.2020).

7. Малько А.В. Научная обоснованность и прогнозирование как важнейшие принципы современной российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь.- 2012.-№ 1. - С. 8-14.

8. Малько А.В. Правотворческая политика как особая форма реализации правовой политики // Правотворческая политика в современной России: Курс лекций / Под. ред. А.В. Малько. -Саратов: СГЮА, 2013. - С. 7-25.

9. Черемисинова М.Е. Формирование правовой модели информационного общества // В кн.: Правовые модели и реальность / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.Е. Рафалюк, Н.И. Хлудене-ва. М: ИНФРА-М, 2016. С. 45-66.

10. Чубаров С.В. Инновации в информационных технологиях в РФ. URL: https://scienceforum. ru/2014/article/2014006765 (дата обращения -25.07.2020).

11. Якушенко К.В., Шиманская А.В. Цифровая трансформация информационного обеспечения управления экономикой государств -членов ЕАЭС // Новости науки и технологий.-2017.- № 2. - С. 11-20.

PREDICTIVE DIRECTIONS OF INSTITUTIONAL AND LEGAL SUPPORT FROM THE "ZONE OF KNOWLEDGE" IN EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU)

Agamirov K.V.

Institute of State and Law of RAS

The "zone of knowledge" is an innovative space in the Eurasian Economic Union (EEU), which all social subsystems are interconnected. The dynamics of integration, variety of integrational forms, and multiplicity of regulative tools are based on intellectual support. The predictive approach plays in this system a key role. It is possible to integrate studies on legal modernization on a legal system of the EEU with methodology of forecasting. Information in the history of a civilization played the great role in decision-making at all levels of political system. The information sphere of "a zone of knowledge" provides other spheres in the EEU with the effective communication, by which models of the global information community are formed. This communication is the base for the directed improve-

ment of public, scientific, and technological relations between member countries of EEU. In article the predictive directions of information industry on the Eurasian space are investigated and measures for providing the information sphere of "a zone of knowledge" of the Eurasian Economic Union institutional and a regulatory framework are proposed.

Keywords: "zone of knowledge" of EEU, information sphere of "zone of knowledge" of EEU, legal system of EEU, legal forecasting, EEU Information center, Information code of EEU.

References

1. Agamirov K.V. Problems of legal forecasting: methodology, theory, practice. - M.: YURKOMPANI, 2015.- 408 p.

2. Agamirov K.V. The predictive aspect of the development of the knowledge economy in the Eurasian Economic Union (EAEU) and its legal support // Legal Science.- 2019. - No. 2. - P. 1119.

3. Agamirov K.V. Legal forecasting as a means of scientific substantiation of legislative activity // Russian Justice.- 2019. - No. 5. - P. 2-5.

4. Agamirov K.V. Legal forecasting as a factor in improving the Russian legal system // Journal of Russian law.- 2018. - No. 8. - P. 25-36.

5. The information space of the EAEU will become unified. URL: http://snob.kg/pro-novosti/odno-i-po-tomu/item/350-informat-sionnoe-prostranstvo-eaes-stanet-edinym (date of access -25.07.2020).

6. Information support of the EAEU. URL: http://eurasian-studies. org/archives/91 (date of access - 25.07.2020).

7. Malko A.V. Scientific substantiation and forecasting as the most important principles of modern Russian legal policy // Legal policy and legal life.- 2012. - No. 1. - P. 8-14.

8. Malko A.V. Law-making policy as a special form of legal policy implementation // Law-making policy in modern Russia: A course of lectures / Under. ed. A.V. Malko. - Saratov: SGYuA, 2013. - P. 7-25.

9. Cheremisinova M.E. Formation of a legal model of the information society // In the book: Legal models and reality / Otv. ed. Yu.A. Tikhomirov, E.E. Rafalyuk, N.I. Khludenev. M: INFRA-M, 2016. P. 45-66.

10. Chubarov S.V. Innovations in information technology in the Russian Federation. URL: https://scienceforum.ru/2014/arti-cle/2014006765 (date of access - 25.07.2020).

11. Yakushenko K.V., Shimanskaya A.V. Digital transformation of information support for economic management of the EAEU member states // Science and Technology News.- 2017. - No. 2. - P. 11-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.