Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ'

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ БАНК ДАННЫХ О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / LEGAL FORECASTING / PLANNING OF LEGISLATIVE ACTIVITY / LEGAL PHENOMENA AND PROCESSES / INSTITUTIONAL COMPONENT OF LEGAL FORECASTING / PREDICTIVE DATABANK ABOUT DEVELOPMENT OF THE PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамиров К.В.

В современной системе государственного управления правовыми явлениями и процессами особая роль принадлежит юридическому прогнозированию как важнейшему виду социальной прогностики, направленному на получение научно обоснованных выводов о тенденциях и перспективах совершенствования общественных отношений с целью определения стратегии развития законодательства и его отраслей. Обеспечивая социально-управленческие механизмы надежной правовой базой, юридическое прогнозирование способствует реализации перспективно-долгосрочного подхода в решении первостепенных проблем общественного развития. Цель статьи - определить понятие институциональной составляющей юридического прогнозирования, показать ее значение для придания процессу прогнозирования и планирования законотворческой деятельности организованного начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND VALUE OF AN INSTITUTIONAL COMPONENT LEGAL FORECASTING

In the modern system of public administration by the legal phenomena and processes the special role belongs to legal forecasting as the most important type of social prognostics directed to receiving evidence-based conclusions about trends and the prospects of improvement of the public relations with the purpose of definition of the strategy of development for the legislation and its industries. Providing social and administrative mechanisms with reliable legal base, legal forecasting promotes realization of perspective and long-term approach in the solution of major problems of social development. Article purpose - to define a concept of an institutional component of legal forecasting and to show its value for giving to process of forecasting and planning of legislative activity of the organized beginning.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ»

2. Рудковский, В.А. Принципы правовой политики: понятие и содержание // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 6 (113).

— С. 11-14.

3. Исаков, Н.В. Принципы и приоритеты современной российской правотворческой политики / Н.В. Исаков, А.П. Мазуренко // Правотворческая политика в современной России: курс лекций / под ред. А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2016. — 456 с.

4. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н.И. Матузов. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2003. — 512 с.

5. Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010.

— 276 с.

6. Куманин, Е.В. Взаимодействие правовой и политической систем // Правовая система социализма: Понятие, структура, социальные связи / под ред. А.М. Васильева.

— М.: Юрид. лит., 1986. — Кн. 1. — 368 с.

К.В. Агамиров, K.V. Agamirov,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,

старший научный сотрудник сектора Senior Research Associate Sector of Legal

философии права, истории и теории Philosophy, History and Theory of the

государства и права Института State and Law of Institute of State and

государства и права РАН Law, Russian Academy of Sciences

agamirow@yandex.ru

Понятие и значение институциональной составляющей юридического прогнозирования

Аннотация: в современной системе государственного управления правовыми явлениями и процессами особая роль принадлежит юридическому прогнозированию как важнейшему виду социальной прогностики, направленному на получение научно обоснованных выводов о тенденциях и перспективах совершенствования общественных отношений с целью определения стратегии развития законодательства и его отраслей. Обеспечивая социально-управленческие механизмы надежной правовой базой, юридическое прогнозирование способствует реализации перспективно-долгосрочного подхода в решении первостепенных проблем общественного развития. Цель статьи — определить понятие институциональной составляющей юридического прогнозирования, показать ее значение для придания процессу прогнозирования и планирования законотворческой деятельности организованного начала.

Ключевые слова: юридическое прогнозирование, планирование законотворческой деятельности, правовые явления и процессы, институциональная составляющая юридического прогнозирования, 17 прогностический банк данных о развитии общественных отношений. _

concept and value of an institutional component legal forecasting

Abstract: in the modern system of public administration by the legal phenomena and processes the special role belongs to legal forecasting as the most important type of social prognostics directed to receiving evidence-based conclusions about trends and the prospects of improvement of the public relations with the purpose of definition of the strategy of development for the legislation and its industries. Providing social and administrative mechanisms with reliable legal base, legal forecasting promotes realization of perspective and long-term approach in the solution of major problems of social development. Article purpose — to define a concept of an institutional component of legal forecasting and to show its value for giving to process of

forecasting and planning of legislative activity of the organized beginning.

Keywords: legal forecasting, planning of legislative activity, the legal phenomena and processes, institutional component of legal forecasting, predictive databank about development of the public relations.

^Оридическое прогнозирование и планирование законотворческой деятельности, способствуя выявлению перспектив развития правовой политики, узких мест в законодательстве и разработке предложений по их преодолению [1, с. 1; 2], направлены на предсказуемость правовой политики и устранение хаотичности при формировании законодательства [3, с. 53]. Юридическое прогнозирование в качестве сквозного элемента правовой системы призвано осуществлять регулятивный контроль за отклонениями правовых явлений и процессов от надлежащих параметров, особенно в сфере законотворчества.

В сферу юридического прогнозирования включены система законодательства, правовые учреждения, законотворчество, правореализация и правовое сознание. При этом прогнозирование законодательной деятельности было и остается в данном ряду ведущим направлением прогностических исследо--о ваний, определяющим тенденции и перспективы совершенствования всех

других частей правовой системы. ^ Сегодня можно утверждать об отсутствии на федеральном уровне научного фундамента законодательной деятельности: модернизация зако-§ нодательства осуществляется спонтанно, законодательное планирование ® сводится к бессистемному законотворчеству и, как следствие, хаотичному с; набору законопроектов для вынесения на рассмотрение очередной сессии 5 Государственной Думы.

2 Институциональная составляющая юридического прогнозирования ¡5 имеет своей целью привнесение организованного стратегического начала в § законотворческий процесс, преодоление неупорядоченности в планирова-с нии законодательства, противоречивости нормативных правовых актов и

неустойчивости правоприменительной практики. § Очевидно, что государство осознало всю серьезность отмеченной про® блемы. 19 июля 2018 г. был принят Федеральный закон № 218-ФЗ «О с: внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в 18 отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (законопроект — внесен Президентом Российской Федерации [4]), который включил в цели деятельности Российской академии наук прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического су развития Российской Федерации [5]. Руководство Российской академии су наук предпринимает усилия для поиска организационно-правовой формы, способной претворить в жизнь поставленные цели [6].

Принятый закон ставит задачу создания научно-организационной основы и для юридического прогнозирования. В связи с этим для придания процессу прогнозирования и планирования законотворческой деятельности организованного начала и институционального обеспечения, необходимость которых вытекает из положений Федерального закона от 19 июля 2018 г.

№ 218-ФЗ, касающихся развития прогностического направления в деятельности Российской академии наук, автор статьи предлагает образовать в ее структуре соответствующую службу. Одно из возможных наименований подразделения — Центр социально-правового прогнозирования Российской академии наук, в задачи которого входили бы разработка теории и методологии прогнозирования правового развития Российской Федерации, формирование и ведение прогностического банка данных о поступательном движении общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Речь может идти и о более узком банке данных в виде «досье закона», обеспечивающего непрерывное информационное сопровождение закона от зарождения идеи, разработки и до прекращения его действия. Такой Центр мог бы работать в контакте с Экспертно-аналитическим управлением Аппарата Государственной Думы, а также иными исследовательскими центрами Российской академии наук и ведущих вузов страны.

Можно возразить, что логичнее было бы использовать уже имеющиеся § экспертные структуры в представительных органах власти — Государственной ^ Думе и Совете Федерации. Однако подобный опыт не оправдывает себя. В § структуре палат Федерального Собрания существуют экспертные советы и 5 экспертные группы, но для них данная деятельность не является основной -с и на нее хронически не хватает времени. Эпизодическое участие в прогно- § зировании и планировании законотворческой деятельности приводит к не- § стабильности и бессистемности. Кроме того, эксперты в составе комитетов § Федерального Собрания так или иначе подвержены влиянию фракционных .5 3 и партийных интересов. Часто это выражается в откровенном лоббировании ё различными группами законопроектов с опорой на экспертные заключения. § §

В нашем случае речь идет об экспертной организации на постоянной § | основе под эгидой Российской академии наук. Придав этому важнейшему 3 5 направлению полноценный юридический статус, государство обеспечит 5 §, устойчивость и сбалансированность прогнозирования и планирования за- § §

конотворческого процесса. 5 -

В качестве институциональной составляющей юридического прогнози- § §

рования и одного из вариантов такого сообщества автор представляет проект § 5

Положения о Центре социально-правового прогнозирования РАН. §

Проект 19

Положение о Центре социально-правового прогнозирования -

Российской академии наук

Утверждено Указом Президента Российской Федерации ^

ь

1. Общие положения 3

1.1. Повышение уровня научной обоснованности планирования и в целом 5

управления социально-экономическими и политико-правовыми процессами § предполагает прогнозирование этих процессов, укрепление взаимосвязи прогнозирования с перспективным и текущим планированием. Федеральным законом от 19 июля 2018 г. №№ 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных

академии наук и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (законопроект от 24 февраля 2018 г. № 398393-7 внесен Президентом Российской Федерации) в цели деятельности Российской академии наук включено прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели в части институционального обеспечения прогнозирования отмеченных направлений создается Центр социально-правового прогнозирования Российской академии наук.

1.2. Центр социально-правового прогнозирования Российской академии наук (далее — ЦСПП РАН) является ведущей организационной структурой в системе органов государственной власти и управления, отвечающей за формирование и ведение прогностического банка данных о развитии общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании.

1.3. Законодательные инициативы и проекты нормативных правовых актов законотворческих органов перед включением их в планы законодательных работ и рассмотрением в определенном законом порядке поступают на экс-

.о пертизу в ЦСПП РАН.

$5 1.4. ЦСПП РАН в своей деятельности взаимодействует с Департаментом макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства экономист ческого развития Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы оа по образованию и науке и Экспертно-аналитическим управлением Аппарата оа Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Ъ 1.5. ЦСПП РАН руководствуется законодательством Российской

Федерации, Уставом Российской академии наук и настоящим Положением.

¡5 2. Цель, задачи и функции Центра социально-правового прогнозирования I Российской академии наук

§ 2.1. Целью функционирования ЦСПП РАН является выявление тенденций развития правовой системы для выработки предложений по ее и совершенствованию.

и 2.2. Для достижения указанной цели ЦСПП РАН выполняет следующие [Ъ задачи:

— совместно с Департаментом макроэкономического анализа и прогно-20 зирования Министерства экономического развития Российской Федерации

- и Комитетом Государственной Думы по образованию и науке организует и

проводит комплексные исследования социально-экономических, экологических и других глобальных проблем научно-технического прогнозирования, ® а также занимается разработкой теории, методологии и организационных ^ структур прогнозирования процессов в социальной и правовой сферах;

— содействует в подготовке информационных и аналитических материалов для Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, связанных с научно-технологическим и социально-экономическим развитием Российской Федерации;

— организует и осуществляет разработку ежеквартального и годового докладов о состоянии правовой системы, сценарных условиях ее функционирования и развития и направляет их Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

— содействует в подготовке информационных и аналитических материалов, связанных с основными направлениями научного, научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, и направляет их Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

— разрабатывает проекты среднесрочного плана законодательных работ на 5 лет и долгосрочного на 10—15 лет и направляет их Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации на предмет включения их в государственную программу, определяющую стратегию социально-экономического § развития Российской Федерации; ^

— ведет мониторинг действующего законодательства, законопроектной 3 и иной нормотворческой деятельности всех ветвей власти, деятельности 3 правовых учреждений, правообразующей, правореализационной и право- §-применительной деятельности; §

— осуществляет подготовку заключений в отношении законодательных § инициатив и проектов нормативных правовых актов; §

— разрабатывает и ведет досье нормативного правового акта, обеспе- .5 3 чивающего непрерывное информационное сопровождение от обоснования ё ^ идеи необходимости правового регулирования до разработки, принятия и §§ прекращения действия нормативного правового акта; § -

— проводит прогностические исследования и разрабатывает стратегиче- 3 § ские и отраслевые правовые модели; 5 §,

— осуществляет контроль за отклонениями правовых явлений и процессов § § от надлежащих параметров; § -

— подготавливает и формулирует предложения по совершенствованию § § законодательства и направляет их законотворческим органам на предмет - 5 включения в планы законодательных работ. §

2.3. В случае несогласия с заключениями ЦСПП РАН в отношении законодательных инициатив и проектов нормативных правовых актов и 2Ц предложениями по совершенствованию законодательства законотворческие -

органы выдают мотивированное заключение.

2.4. В ходе деятельности по выявлению тенденций развития правовой ^ системы с целью выработки предложений по ее совершенствованию ЦСПП ^ РАН осуществляет следующие функции: 3

— методологическую, состоящую в определении сферы, объекта и методов 5 прогностических исследований; §

— правообразующую, состоящую в вычленении стратегических и отраслевых правовых моделей в качестве прогнозируемых (перспективных и желательных) вариантов правового регулирования;

— интегративную, состоящую в исследовании с прогностической позиции воздействия на российскую правовую систему глобализационных процессов и выявлении изменений, происходящих под влиянием глобализации в системе права и правовой идеологии как составных частях правовой системы;

— регламентирующую, состоящую в прохождении в ходе прогностических исследований стадий, определяющих:

а) выявление и научное обоснование потребности в правовом регулировании новых общественных отношений, изменении, дополнении или отмене действующих норм;

б) вид акта (закон, указ, постановление и пр.) и, соответственно, субъекта, принимающего акт (Государственная Дума, Президент, Правительство и пр.);

в) субъекта права законодательной инициативы или субъекта права принятия, изменения, дополнения или отмены соответствующего нормативного правового акта;

г) ответственных за разработку проекта акта;

д) срок внесения проекта акта в орган, обладающий правом законодательной инициативы, или представления субъекту, имеющему право на

.о принятие, изменение, дополнение или отмену нормативного правового акта; $5 е) порядок прохождения проекта акта (в том числе возможность всенародного обсуждения); о; ж) прогностическую модель проекта акта: концепцию акта (обоснование оа необходимости его принятия, предмет правового регулирования, положения, оа отражающие основное содержание); структуру акта; цели и задачи акта; [Ъ средства по достижению цели и задач акта; возможные последствия при-5 нятия акта;

д з) способы обсуждения, экспертизы и апробации проекта акта; ¡5 и) прогноз об эффективности проекта акта;

§ к) предложение о включении либо невключении проекта акта в план

§ работы субъекта права законодательной инициативы или субъекта, имеюсь щего право на принятие, изменение, дополнение или отмену нормативного оа правового акта.

и — экспертно-методическую, состоящую в создании и ведении информа-[Ъ ционной базы данных специалистов и ведущих организаций в сфере научно-технологического, социально-экономического и правового планирования и 2 прогнозирования и проведении мероприятий, направленных на повышение их профессиональной компетентности и творческого потенциала;

— научно-образовательную, состоящую в участии в тренингах и програм-2 мах по вопросам прогнозирования, проводимых научно-исследовательскими ® организациями и учебными заведениями;

^ — организационную, состоящую в приеме граждан по вопросам, связанным с реализацией ими законодательно предусмотренных прав и свобод, обеспечении своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятии по ним решений и направлении ответов заявителям в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

3. Структура, управление и порядок деятельности Центра социально-правового прогнозирования Российской академии наук

3.1. Деятельность ЦСПП РАН осуществляется в соответствии с целями работ по прогнозированию основных направлений научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации и собственным планом работ ЦСПП РАН.

3.2. ЦСПП РАН может иметь представительства в субъектах Российской Федерации.

3.3. Администрация ЦСПП РАН состоит из директора — специалиста в данной области, обладающего ученой степенью доктора юридических наук, его заместителя и ученого секретаря с учеными степенями доктора или кандидата наук и назначается постановлением Президиума Российской академии наук.

3.4. Администрация представительств ЦСПП РАН состоит из директора — специалиста в данной области, обладающего ученой степенью доктора § или кандидата юридических наук, его заместителя и ученого секретаря с ^ учеными степенями доктора или кандидата наук и назначается приказом § директора ЦСПП РАН. §

3.5. Внутренняя структура ЦСПП РАН определяется производственной -необходимостью. §§

3.6. Оперативно-производственное и научно-методическое руководство § деятельностью ЦСПП РАН и его представительствами осуществляется со- § ответственно директором ЦСПП РАН и директорами представительств. .5 3

3.7. Для координации и планирования деятельности ЦСПП РАН директо- ё ром ЦСПП РАН создается приказом постоянно действующая рабочая группа. § §

3.8. Финансирование ЦСПП РАН осуществляется из федерального бюд- § § жета и бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов). 3 §

3.9. ЦСПП РАН может быть ликвидирован Указом Президента Российской 5 §, Федерации. § §

о

о

Список литературы: s О

1. Малько, А.В. Научная обоснованность и прогнозирование как важнейшие о § принципы современной российской правовой политики // Правовая политика и gij правовая жизнь. — 2012. — № 1. — С. 8-14. § g,

2. Малько, А.В. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до 2020 г. / А.В. Малько, Н.И. Матузов, К.В. Шундиков; под ред. А.В. Малько. — М.: 23

Дело, 2008. — 40 с. Zl_

3. Исаков Н.В. Принципы и приоритеты современной российской правотворческой политики / Н.В. Исаков, А.П. Мазуренко // Правотворческая политика в со- ^ временной России: курс лекций / под ред. А.В. Малько. — Саратов: Изд-во ФГБОУ Р ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2013. — С. 46-64. ^

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О Российской академии наук, | реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные ■§ законодательные акты Российской Федерации» (в части расширения целей деятель- о ности, основных задач и полномочий Российской академии наук): законопроект

от 24 февраля 2018 г. № 398393-7. — URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/398393-7 (дата обращения: 18.03.2019).

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 218-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 30, ст. 4553.

6. Стенограмма рабочей встречи Путина с президентом Российской академии наук (РАН). — URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-rabochei-vstrechi-putma-s-prezidentom-rossiiskoi-akademii-nauk-ran-09-01-2019.htmlXдата обращения: 18.03.2019).

f о;

2

0 щ

1

I

о; §

о щ

s

24

о

cv

cv

Е.В. Колесников,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Саратовской государственной юридической академии С.А. Сайбулаева, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом Дагестанского государственного университета, докторант Саратовской государственной юридической академии

E.V. Kolesnikov,

Doctor of Jurisprudence,

Professor of Department Constitutional

Right Saratov State Legal Academy

k_kmp@ssla.ru

S.A. Saybulayeva,

Candidate of Law, Associate Professor

Labor Economics and Human Resource

Management of Dagestan State University,

Doctoral Candidate of the Saratov State

Legal Academy

saysa@bk.ru

Понятие рецепции в конституционном праве

Аннотация: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы рецепции в праве и в конституционном праве. Показано, что правовые культуры многих государств подвержены влиянию процедур и юридических конструкций извне. Отмечается, что суть рецепции — привнесение в национальную правовую систему прогрессивных (рациональных) юридических норм, первоначально принадлежащих праву другого государства. Рассматривается неоднозначное явление в современном Российском государстве: рецепция европейского права в ряде отраслей и институтов российского права с конца ХХ в.

Ключевые слова: Конституция РФ, Конституционный Суд России, рецепция права, конституционное право, законодательство, закон, правовая система.

concept of reception of constitutional right

Abstract: in article debatable questions of reception in the right and in constitutional right are considered. It is shown that the legal cultures of many states are subject to influence of procedures and legal designs from the outside. It is noted that a reception essence — introduction into the national legal system of the progressive (rational) legal norms which are originally belonging to the right of other state. The ambiguous phenomenon in the modern Russian state is considered: reception of the European law in a number of the industries and institutes of Russian law since the end of the XX century.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, Constitutional Court of Russia, reception of the right, constitutional right, legislation, law, legal system.

В современном мире особую актуальность приобретает вопрос заимствования моделей конституционного и политического устройства одних государств у других, несмотря на различие исторических, культурных, социальных и гражданских традиций. Правовая культура многих государств подвержена влиянию процедур и правовых конструкций извне. Государства и их правовые системы не существуют изолированно, более того, происхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.