Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В НАЧАЛЕ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА'

ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В НАЧАЛЕ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОТ / ГОСУДАРСТВО / КОМАНДОВАНИЕ / РЕМОНТ / СУДА / ЗАВОД / ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назмиев И. З., Соловьев Д. Н.

Статья посвящена вопросам восстановления Балтийского флота в начале 20-х гг. ХХ в. после Гражданской войны и интервенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В НАЧАЛЕ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА»

УДК 9.93/94

ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В НАЧАЛЕ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА

© 2020 И. З. Назмиев1, Д. Н. Соловьев2

1 преподаватель 2 кафедры e-mail: i78n@mail.ru

Михайловская военная артиллерийская академия

2докт. ист. наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права e-mail: botanik-s@yandex.ru

Санкт-Петербургская юридическая академия

Статья посвящена вопросам восстановления Балтийского флота в начале 20-х гг. ХХ в. после Гражданской войны и интервенции.

Ключевые слова: флот, государство, командование, ремонт, суда, завод, оборудование.

Россия по своему географическому положению относится к великим морским державам. Ее берега омывают 13 морей. Протяженность морских границ России одна из самых длинных в мире - 38 807 км, намного длиннее сухопутной, равной 22 125 км (из которых речной и озерной 7 616 км)1.

История Российского флота тесно связана с экономическим и политическим развитием страны, с многовековой борьбой народов России за ее независимость

В истории отечественного флота особое место отводится Балтийскому флоту, который является важнейшей составной частью Военно-морского флота Российской Федерации. Важное геополитическое положение Балтийского моря ставит Балтийский флот на весьма ответственное место в системе обороны страны. Это флот с самой богатой историей и глубокими историческими традициями.

Одним из важных и значимых этапов в истории создания и развития отечественного военно-морского флота, за его более трехвековую историю, является период восстановления флота после Гражданской войны. В ходе Первой мировой войны и Гражданской войны (1914-1920 гг.) флот сильно пострадал. Практически были уничтожены флоты на Черном море, на Севере и Дальнем Востоке. Балтийский флот смог сохранить часть сил. Но материальная часть кораблей, береговой артиллерии, морской авиации была предельно изношена. Запасы вооружения и боеприпасов были израсходованы. Судостроительные и судоремонтные заводы не работали. Базовые сооружения и маяки были разграблены и не действовали. Большие потери были и в личном составе. Советская Россия уже не обладала большей частью южного побережья Балтийского моря, где размещались наиболее важные и хорошо оборудованные военно-морские базы, большое количество сил и средств береговой обороны и крупные судостроительные заводы. Осталась лишь восточная часть Финского залива с единственной крупной базой в Кронштадте. Ограниченный

1 Wikipedia. Государственная граница России.

мирными договорами район русских территориальных вод в Финском заливе и в Ладожском озере заставил флот базироваться на портах Кронштадта, Петрограда и Шлиссельбурга. Огромные потери были и в личном составе. После окончания Гражданской войны Балтийский флот остался практически без квалифицированного командно-начальствующего состава. Многие корабли были укомплектованы личным составом лишь на 20-40 %2.

Более благополучно обстояли дела по кораблям. За время Первой мировой и Гражданской войны Балтийский флот понес сравнительно небольшие потери: 1 старый линкор, 2 устаревших крейсера, 6 новых эсминцев, 7 старых эсминцев и миноносцев, 2 канонерские лодки, 16 подводных лодок, 2 минных заградителя, 13 тральщиков, 2 посыльных судна и прочие небольшие суда. В ходе Ледового похода Балтийского флота, проходившего с февраля по май 1918 г., из гаваней Гельсингфорса (Хельсинки) и Ревеля удалось увести почти все боеспособные боевые корабли и вспомогательные суда русского флота (по разным данным, от 211 до 236 единиц). В эстонских и финских гаванях были оставлены лишь недостроенные и поврежденные корабли - 11 эсминцев, 2 минных крейсера, 16 миноносцев, 9 минных катеров, 17 канонерских лодок, 9 минных транспортов и заградителей, 25 тральщиков, 6 посыльных судов, 23 сторожевых судна и много мелких кораблей и судов, а также 8 подводных лодок3.

Но даже после этого к 1921 г. Балтийский флот имел в своем распоряжении 7 линейных кораблей (из них 4 новейших - типа «Гангут»), 8 крейсеров, 9 эсминцев типа «Новик», 20 старых эсминцев, 9 новых подводных лодок типа «Барс», 2 канонерские лодки, а также несколько минных заградителей, тральщиков и значительное количество вспомогательных судов. Всего 121 боевой корабль и 121 вспомогательное судно общим водоизмещением более 350 тыс. тонн. Однако подавляющая часть боевых кораблей нуждалась в текущем и среднем ремонте4.

В 1920 г. Советская Россия имеет целый ряд крупных успехов на фронтах. Заканчивается период боевых операций на Западном фронте - отражением удара Польши, на Южном фронте - полной победой над армией генерала Врангеля. Успешно ликвидируются многочисленные попытки зарубежных и внутренних авантюристов, посягнувших на целостность и социальный строй молодой Республики. Успехи, одержанные на фронтах, и могущество Красной Армии становятся залогом к мирному строительству государства. Советское правительство стремилось направить Россию к мирной, трудовой и созидательной деятельности. Однако не прерывавшаяся деятельность западных держав, направленная против мирной жизни, заставила советское правительство держать наготове свои вооруженные силы.

Социалистическое государство, находясь до сих пор еще в «капиталистическом окружении», боролось на всех фронтах отстаивая свою самостоятельность. Борьба происходила главным образом на сухопутных театрах. Красная Армия после Гражданской войны приобрела громадный опыт, получила боевую славу и с каждым годом все больше крепла. Флот и судостроение требовали огромных средств, которых у страны не было. Кроме того, были противники восстановления флота, как в политическом руководстве, так и среди высшего командования Красной Армии. Поэтому флоту отводилась вспомогательная роль. а все основные силы и средства направлялись на сухопутные войска.

В помощь Красной Армии были созданы речные и озерные флотилии (Волжско-Камская, Онежская, Днепровская и др.). Их формирование отразилось на состоянии

2 Петров П.В. Краснознаменный Балтийский флот накануне Великой отечественной войны: 1935 - весна 1941 гг.: дис. ... докт. ист. наук: 07.00.02. СПб., 2014. 683 с.

3 Там же.

4 Там же.

Балтийского флота. Флотилии геройски сражались на озерах и реках, и ряд крупных успехов Красной Армии был обеспечен наличием этих флотских организаций. Отдавая лучшие силы и средства во флотилии, Балтийский флот слабел и терпел много изменений. Флот отдавал на сторону свои силы, а для себя почти ничего не получал. В таком положении, естественно, не могла протекать работа по планомерному строительству Балтфлота, и боеспособность его падала. Флот терпел массу лишений вследствие недостатка топлива, материалов и личного состава. Ликвидация этих затруднений легла на плечи командного и всего личного состава флота.

Советское правительство, признавая огромное значение Северо-Западного региона, в частности Петроградского района, всеми силами стремилось к созданию мирной обстановки на Балтийском водном театре и на границах с Финляндией.

В ходе заседания Совета труда и обороны 8 октября 1920 г. рассматривались вопросы усиления боеспособности Балтийского флота, а 23 октября 1920 г., в ходе очередного заседания, было принято постановление о необходимости ускорения работ по его восстановлению.

В соответствии с решением правительства Наркомат по морским делам и Совет военной промышленности (Промвоенсовет) разрабатывают план восстановления флота.

Принятие Советом народных комиссаров 24 марта 1921 г. постановления «О государственном судостроении» стало началом планомерного возрождения флота. Все государственное судостроение сосредотачивается в ведении Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). В составе Морского штаба формируется Главное морское технико-хозяйственное управление, осуществляющее координацию работ по восстановлению и строительству кораблей для флота.

Из-за тяжелого экономического положения страны, отсутствия соответствующей экономической базы и средств ни о каком серьезном обновлении материальной части, капитальном ремонте, а тем более строительстве новых объектов базирования не могло быть и речи. Все работы сводились к ремонту существующих судов флота. Одновременно принимались меры по восстановлению производственных возможностей промышленных предприятий, так как производственные возможности судостроительной промышленности к 1921 г. резко снизились. В ходе Гражданской войны и военной интервенции с заводов были увезены за границу все ценное производственное оборудование, инструменты и материалы; оборудование было сильно изношено и повреждено, не хватало рабочих.

Заводы, ремонтировавшие суда флота, страдали от недостатка топлива и затягивали ремонт до неопределенности. О сроках готовности судов заводы отвечали уклончиво, указывая на недостаток топлива, материалов, мастеровых и продовольствия. Поступление топлива в зимние месяцы едва покрывало текущую потребность судов флота, сокращенного против размеров 1917 г. более чем наполовину. Корабли отапливались нерегулярно, замерзали. В результате ремонтная программа менялась несколько раз и вступление в строй кораблей ожидалось лишь в начале мая.

Положение с ремонтом судов к предстоящей кампании 1921 г. также было тяжелым. Из-за отсутствия угля некоторые заводы в феврале 1921 г. прекратили работы по ремонту. Только благодаря наличию двух транспортов-мастерских ремонт судов флота не был прерван. Кронштадтский порт, работая по ремонту линейных кораблей, также помог в этом деле. Вопрос продовольствия и топлива на заводах обстоял так остро, что в январе к этому ремонту еще и не приступали. Насколько тяжело было положение с рабочей силой на заводах, можно заключить хотя бы по обращению районного правления заводов к управлению Петроградского порта с просьбой

ультимативного характера: или помочь укомплектовать один из заводов, или аннулировать данный наряд.

Работа заводов претерпевала целый ряд изменений. От нарядов был разгружен Адмиралтейский завод и завод Круга. Часть работ зимой была передана на Балтийский завод и плавучие мастерские, за счет удаления срока готовности миноносцев. Ввиду пережитого кризиса капитальный ремонт некоторых судов был отставлен и заменен таким, при котором эти суда могли бы проплавать всего лишь два-три месяца до нового ремонта. Несмотря на всю тяжесть положения, личный состав флота и рабочие, снабженные продовольствием от флота, героическими усилиями продвигали работу. Личный состав флота, участвуя в этих работах, не имел возможности уделить много времени на свои зимние занятия и обучение предстоящей навигации.

В марте 1921 г. вспыхнуло восстание в Кронштадте. Вместо мирной работы опять появился новый «фронт». Ремонт судов был приостановлен на 20 дней. Флот, скованный льдом, не мог проявить своей мощи против мятежного Кронштадта и только лишь своим личным составом и береговыми батареями помог войскам 7-й армии овладеть Кронштадтом 18 марта.

Во время событий в гаванях Кронштадта был «действующий отряд»: линейные корабли «Петропавловск» и «Севастополь», заградитель «Нарова», сторожевое судно «Ястреб», учебное судно «Освободитель», несколько блокшивов, 3 небольших ледокола, около 15 буксиров плавучих средств.

Во время обстрела Кронштадта огнем орудий форта «Краснофлотский» и батарей Южного берега большинству судов были нанесены повреждения. От обстрела пострадали портовые сооружения: пароходный завод, мастерские Балтийского завода, три портовых крана и несколько служб. Доки и эллинги остались, к счастью, неповрежденными.

Тяжелые испытания пришлось пережить флоту во время событий в Кронштадте (в том числе в связи с нехваткой топлива, продовольствия и материальных средств). Сильный удар был нанесен по кадровому составу. Дух флота пал. В общей сложности в марте 1921 г. в Финляндию по льду залива ушло свыше 8 тыс. человек, среди которых было немало опытных офицеров и матросов. Летом 1921 г. по итогам работы специальных фильтрационных комиссий, сформированных по политическим причинам, было уволено 64 % комсостава флота, 26,5 % командиров получили право на продолжение службы только в береговых частях, и лишь 11,5 % лиц бывшего комсостава продолжали службу на прежних должностях.

Кронштадтские события и их последствия тяжелым бременем легли на плечи командования флота и всего оставшегося личного состава. В результате военных действий в Петроградском районе возникла необходимость реорганизации флота и восстановления Кронштадтской крепости.

Директивой высшего командования в кампанию 1921 г. было приказано впервые после войны произвести систематическое траление фарватеров в Финском заливе.

Флоту была поставлена задача на первых порах восстановить боеспособность линейных кораблей, в первую очередь отремонтировать тральщики и суда Управления по безопасности кораблевождения на Балтийском море (Убекобалт), а во вторую - все остальные корабли. Необходимо было перевооружение фортов: полная замена износившейся от стрельбы крупной артиллерии форта Краснофлотского и частичная -фортов Риф и Тотлебен, а также устранение повреждений по крепости.

Первого апреля 1921 г. вышло постановление Совета труда и обороны по вопросу обеспечения ремонта судов Дивизии траления и Убекобалта, согласно которому к 1 мая требовалось закончить ремонт ударной группы тральщиков. Приостановление демобилизаций и увольнения мастеровых, усиленная помощь

плавучим мастерским и балтийскому заводу, получившему срочное задание, дали возможность закончить ремонтные работы ранее назначенного срока. Таким образом, была увеличена возможность более раннего траления наших территориальных вод. В середине апреля восточная часть Финского залива и река Нева очистились от ледяного покрова и наступило время работ по оборудованию водного района и строительства флота.

Политическому и военному руководству РСФСР было ясно, что в связи с серьёзными финансовыми затруднениями сохранить флот в прежнем составе уже невозможно. Требовалось принять кардинальные меры по поддержанию его боеспособности. Правительство вынужденно принимает решение о сокращении расходов на вооруженные силы.

В апреле 1921 г. высшей военной властью была произведена реорганизация командования Балтфлотом и реорганизация управлений. 21 апреля 1921 г. Революционный военный совет Республики постановил: должность командующего флотом упразднить, восстановить Революционный военный совет Балтийского флота и учредить должность начальника Морских сил 5. Морские силы Балтийского моря были переданы в оперативное подчинение командующему Петроградским военным округом. Шестого мая командующий флотом И.К. Кожанов передал командование вновь назначенному начальнику Морских сил М.В. Викторову. Штаб Балтийского флота был реорганизован в штаб начальника Морских сил. При начальнике Морских сил до прибытия новых членов Реввоенсовета комиссаром состоял военмор Г. П. Галкин.

Число сотрудников штаба было уменьшено с 500 человек до 170. Десятого мая новый штаб из здания Главного адмиралтейства в Петрограде перешел в Кронштадт, где был размещен на кораблях. Начальник Морских сил поднял свой флаг на линейном корабле «Марат» (бывший «Петропавловск»), на нем же разместился и Революционный военный совет Балтийского флота. Штаб был размещен на яхтах «Зарница» и «Александрия» и линкоре «Парижская Коммуна» (бывший «Севастополь»). Такое размещение командования и его штаба было произведено вследствие недостатка помещений на «Зарнице» и «Александрии».

В связи с общей реорганизацией Балтийского флота состав тактических соединений был изменен, численный состав кораблей и личный состав Морских сил был уменьшен. Приказом командующего всеми Морскими силами было указано, что Реввоенсовет Республики постановил сократить численный состав кораблей, военных моряков и учреждений Морского комиссариата, сохраняя в рядах его лишь наиболее современные и наиболее нужные суда и, соответственно, лучшие силы (личный состав), чтобы таким образом начать новое создание военного флота Республики, в пределах его небольшого, но качественно наивозможно лучшего ядра.

В связи с этой директивой состав Балтийского флота был сокращен. Для изъятия из флота всех служащих, «не подходящих для службы в новом Флоте», была учреждена специальная фильтрационная комиссия, руководившаяся особым положением (приказ Комиссара при Коморси от 27 мая 1921 г. № 56) и приступившая к фильтрации личного состава Балтфлота в июне месяце.

В рамках утверждения нового состава на 1921 г., на Балтийском море было решено оставить 1 линкор, 16 эсминцев в строю и 8 в резерве, 9 подводных лодок в строю и 2 в резерве, 2 канонерские лодки, 1 минный заградитель, 5 минных катеров, 5 тральщиков-миноносцев, 26 тральщиков и 277 вспомогательных судов.

Вновь назначенный начальник Морских сил определяет первоочередные задачи:

5 Приказ Революционного Военного Совета Республики от 21 апреля 1921 г. № 888/153. г. Москва. Ф. Р-1. Оп-3. Ех-562. Российский государственный архив Военно-Морского Флота.

- открытие новых фарватеров, способных облегчить налаживание отношений Советской Республики с Западом и поддержание этих фарватеров в отношении безопасности для плавания;

- вступление в строй судов с целью использования кампании для практического плавания;

- организация и выработка программ учебного плавания, артиллерийских и минных стрельб;

- приведение материальной части флота и Кронштадтской крепости, разрушенной во время мятежа, в боеспособное состояние;

- восстановление организации корабельной службы, поднятие дисциплины и духа военных моряков, после кронштадтских событий.

Героическими усилиями специалистов двух плавучих мастерских «Ангара» и «Кама» 22 апреля были закончены ремонтные работы 9 судов дивизии траления. После кронштадтских событий заводы были не в состоянии справиться с работами по ремонту судов. Они требовали от флота продовольственных пайков, рабочих рук и снабжения. Из-за этого с Адмиралтейского завода 5 тральщиков для ремонта были переданы Балтийскому заводу. Кроме заводов и мастерских деятельное участие по приведению кораблей в порядок принимали команды тральщиков, причем соревнование между ними доходило до уступок части личных пайков в пользу рабочих.

Общими усилиями ремонтные работы продвигались. 23 апреля вступила в строй ударная группа тральщиков: «Миноносец № 213», «Шлюз», «Запал», «Ударник», «Зарница», «Якорь», «Невод», «Разведчик» и «Дозорный», а также транспорт-база дивизии траления «Ястреб», транспорт-база «Урал» и заградитель «Нарва», посыльное судно «Зарница», суда Убекобалта «Самоед», «Азимут» и «Орел», моторные тральщики № 1, 4, 19 и 20, эсминец «Уссуриец», тральщики «Илим», «Перископ» и «Стрела».

25 апреля были начаты тральные работы ударной группой тральщиков при транспорте-база «Ястреб». Работой по тралению прибрежного фарватера руководил начальник дивизии траления военмор В.Е. Майдель. Через четверо суток 29 апреля эта работа была закончена. Таким образом, к началу мая была достигнута возможность прохода иностранных торговых судов в Петроград. Балтийским флотом была с честью выполнена одна из задач государственного значения, и Советская республика получила возможность завязать торговые отношения с западными странами. Седьмого мая Народный комиссариат иностранных дел радиотелеграммой оповестил все государства об открытии навигации от Нарвского залива до Петрограда. Одновременно с этим были опубликованы правила плавания иностранных судов в русских водах. Прибрежный фарватер был оборудован вехами, а в Нарвском заливе было поставлено специальное судно в качестве лоцвахты для русских лоцманов. Тральщики и суда Убекобалта и далее продолжали работать на прежнем фарватере. Было установлено периодическое контролирование фарватера отдельными тральными галсами.

Реввоенсовбалтом были приняты решительные меры к вводу после ремонта, в строй судов, чтобы планомерно использовать кампанию. С этой целью вступившие в строй корабли сосредотачивались в Кронштадте - операционной базе флота. Большинство работ были произведены судовыми командами и судовыми средствами. Личный состав кораблей, воодушевленный желанием смыть пятно, наложенное мятежом, с рвением отдавался работе по подготовке судов к плаванию: работы на многих кораблях велись днем и ночью, часто команды отдавали часть пайка помогавшим им рабочим.

В мае вступили в строй канонерская лодка «Храбрый», миноносцы-тральщики «Инж.-мех. Зверев», «Внушительный», «Внимательный», эсминцы «Амурец»,

«Гайдамак», «Выносливый», «Всадник», «Инж.-мех. Дмитриев», тральщики «Подсекатель», «Буй», «Яуза», «Березина», эскадренный миноносец «Победитель», восемь моторных тральщиков, подводные лодки «Тур», «Тигр», «Леопард» и «Рысь», два миноносца «Крепкий» и «Меткий»; в июне - эскадренный миноносец «Изяслав», моторный тральщик № 2 и эскадренный миноносец «Капитан Изыльметьев»; в июле -подводные лодки «Пантера», «Ягуар», «Волк», моторные тральщики № 8, № 9, № 18, эскадренные миноносцы «Азард», «Лихой», «Ловкий»; в августе - тральщик «Кубань», эскадренные миноносцы «Самсон», «Гарибальди», канонерская лодка «Хивинец», подводный заградитель «Ерш» и моторные тральщики № 5 и № 6; в сентябре -тральщик «Защитник» и подводная лодка «Змея»; в ноябре - тральщик «Шексна».

Для развертывания материальной базы кораблестроения руководящими органами народного хозяйства в лице ВСНХ принимались меры по дооборудованию судостроительных заводов, сколачиванию кадров инженерных и рабочих, учету и сохранению изделий, имевшихся на заводах для ранее строившихся кораблей. Эти изделия и полуфабрикаты было намечено использовать при достройке, ремонте и восстановлении кораблей. Подобного рода меры были предприняты Морским комиссариатом на предприятиях, складах, арсеналах и базах.

Первые результаты восстановления судостроительной промышленности позволили осуществлять плановый ремонт кораблей и приведение в порядок военно-морских баз и их оборудования.

Задачи, поставленные Реввоенсовбалтом, были выполнены. Ежемесячно Морские силы увеличивались в численном составе, что дало возможность, во-первых, провести полностью задание тральных работ и, во-вторых, вести практическое обучение Морских сил в море.

Библиографический список

Апальков Ю.В. Боевые корабли русского флота 8.1914-10.1917 гг.: справ. СПб.,

1996.

Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. СПб.: Судостроение. 1995. 598 с.

Курмышов В.М. Строительство Балтийского флота в межвоенный период 19211941 гг.: дис. ... докт. ист. наук. СПб., 2005. 470 с.

Морской энциклопедический словарь / под ред. В.В. Дмитриева: в 3 т. Т. 2. СПб., 1993.

Флот на защите Отечества / под общ. ред. В.А. Коковкина. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Судостроение, 2012. 616 с.

Петров П.В. Краснознаменный Балтийский флот накануне Великой Отечественной войны: 1935 - весна 1941 гг.: дис. ... докт. ист. наук. СПб, 2014.

Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Ф. Р-92. Оп-1. Ех-462

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.