Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ОБНОВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ'

ЗАДАЧИ ОБНОВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследования и разработки / фундаментальная наука / материально-техническая база / научные приборы и оборудование / research and design / fundamental science / material potential / scientific devices and equipment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лущекина Е.В.

Определена роль материально-технической базы научных организаций России, приведена оценка со-стояния материально-технической базы научных организаций, форм её поддержки, тенденций развития. Проведен краткий анализ организаций, проводящих исследования и разработки. На основе данных госу-дарственной статистики проведен анализ тенденций развития материально-технической базы научных ор-ганизаций за период 2015-2019 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TASKS OF EQUIPMENT UPDATING FOR THE SCIENCE ORGANIZATIONS OF RUSSIA

Definition of the material capacity role of the fundamental science institutions, assessment of his state, sup-port form, development tendency. The short analysis of the institutions conducting basic researches is carried out. On the basis of the state statistics data the analysis of the development tendencies of scientific institutions material and technical resources and organizations during 2015-2019 is carried out.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ОБНОВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ»

THE TASKS OF EQUIPMENT UPDATING FOR THE SCIENCE ORGANIZATIONS OF RUSSIA

Lutschekina E.

Senior Research Fellow Institute for study of science of the Russian Academy of Sciences

(ISS RAS) Moscow, Russia

ЗАДАЧИ ОБНОВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ

Лущекина Е.В.

Старший научный сотрудник Институт проблем развития науки Российской академии наук (ИПРАН РАН)

Abstract

Definition of the material capacity role of the fundamental science institutions, assessment of his state, support form, development tendency. The short analysis of the institutions conducting basic researches is carried out. On the basis of the state statistics data the analysis of the development tendencies of scientific institutions material and technical resources and organizations during 2015-2019 is carried out.

Аннотация

Определена роль материально-технической базы научных организаций России, приведена оценка состояния материально-технической базы научных организаций, форм её поддержки, тенденций развития. Проведен краткий анализ организаций, проводящих исследования и разработки. На основе данных государственной статистики проведен анализ тенденций развития материально-технической базы научных организаций за период 2015-2019 годов.

Keywords: research and design, fundamental science, material potential, scientific devices and equipment.

Ключевые слова: исследования и разработки, фундаментальная наука, материально-техническая база, научные приборы и оборудование.

Наука и национальные цели развития России

В настоящее время обеспечение независимости, эффективности национальных стратегий безопасности, повышение конкурентоспособности национальных экономик и качества жизни населения продолжают оставаться одними из важных задач развития страны.

Обеспечение лидирующего положения в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми факторами при решении этих задач.

Особое значение это направление государственной научной политики приобретает при решении задач, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Одной из основных задач для достижения этих целей научно-технологического развития России является создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современ-

ным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам [1, а 12].

Следует отметить, что от уровня научного и технологического развития зависит не только конкурентоспособность национальной экономики и отдельных компаний, но и безопасность России.

В настоящее время во всех странах стремительно усиливается борьба за знания и технологии, так как лидеры будут определять дальнейшее развитие не только страны, но и всего человечества. Поэтому научный и технологический суверенитет определяют настоящее и будущее страны.

Научные организации, выполняющие исследования и разработки

Состав научных организаций, выполняющих исследования и разработки, весьма разнообразен. Это организации государственного сектора, включая академические институты, специализирующиеся на проведении фундаментальных исследований, организации предпринимательского сектора и сектора некоммерческих организаций, проводящие разработку и внедрение технологий, а также организации сектора высшего образования, ориентированные на интеграцию науки и образования.

Таблица 1

Организации, выполняющие исследования и разработки_

2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.

Организации, выполняющие исследования и разработки Всего 4 175 4 032 3 944 3 950 4 051

Государственный сектор Всего 1 560 1 546 1 493 1 521 1 479

организации, под-ведомствен-ные ФАНО России 839 841 819

Предпринимательский сектор 1 400 1 326 1 292 1304 1 374

Организации сектора высшего образования 1 124 1 064 1 038 998 1 057

Сектор некоммерческих организаций 91 96 121 137 141

Источники:

1. Наука, технологии и инновации России 2018: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2019 с. 12, 54, 56, 58, 60

2. Наука, технологии и инновации России 2019: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2020 с. 12, 56, 58, 60, 62

Рассмотрим какие изменения произошли в сфере исследований и разработок за период с 2015г. по 2019 г.

Общее число организаций, проводящих исследования и разработки, в 2019 году снизилось на 3% по отношению к 2015 году. Снижение количества организаций, проводящих исследования и разработки, произошло во всех секторах за исключением сектора некоммерческих организаций.

Так в государственном секторе число организаций в 2019 году снизилось на 5% по сравнению с 2015 годом, в секторе высшего образования - на 6%, в предпринимательском секторе - на 2%.

В 2019 году значительный рост произошел только в секторе некоммерческих организаций -здесь количество организаций, проводящих исследования и разработки, возросло в 1,5 раза по отношению к 2015 году.

Ведущая роль в проведении исследований и разработок принадлежит организациям государственного сектора. Их доля составляет 37% от общего числа организаций, проводящих исследования и разработки. Больше половины из них 55% составляют академические научные организации. Организации предпринимательского сектора составляют треть всех организаций, проводящих исследования и разработки. На организации сектора высшего образования приходится 26% от общего количества организаций, проводящих исследования и разработки. На долю организаций сектора некоммерческих организаций приходится 3% организаций, проводящих исследования и разработки.

Следует отметить, что большая часть фундаментальных исследований проводится в научных организациях государственного сектора, включая академические институты. Так в 2019 году около 60% объема ассигнований на исследования и разработки из федерального бюджета на фундаментальные исследования приходилась на организации государственного сектора [3 стр. 34, 56].

Значимость академического сектора определяется не только ролью фундаментальных исследований, но и уникальностью результатов, получаемых в академических институтах.

Формирование тематики фундаментальных исследований осуществлялось в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 20132020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012г. № 2237-р в редакции, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015г № 2217-р.

С 2021 года формирование тематики фундаментальных исследований проводится в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020г. № 3684-р.

Главной целью развития науки в организациях сектора высшего образования становится создание конкурентной среды в сфере отечественных исследований и разработок. В федеральных и национальных исследовательских университетах при проведении исследований и разработок упор делается на развитие ориентированных фундаментальных исследований, которые в дальнейшем имеют практическое и коммерческое использование. Так затраты на прикладные исследования составляет 48%, на ориентированные фундаментальные исследования - 32%, на разработки - 20% от затрат на исследования и разработки. [3 стр. 60].

В последнее время проводится большая работа по созданию в университетах центров и лабораторий для проведения исследований и разработок на современном мировом уровне, в том числе совместно с академическими институтами.

Можно сделать вывод, что организации сектора высшего образования по объемам, глубине и качеству исследований и разработок, возможностям получения новых прорывных результатов, в настоящее время не могут заменить мощные академические организации с их научными школами и многолетним опытом исследований, особенно междисциплинарных исследований.

Важную роль при проведении исследований и разработок играют Государственные научные центры Российской Федерации (ГНЦ РФ). Помимо

прикладных исследований и разработок они осуществляют фундаментальные исследования. Так, около 60% от общего количества ГНЦ РФ проводят фундаментальные исследования. Лидирующими областями наук фундаментальных исследований в ГНЦ РФ являются такие области наук, как «Охрана окружающей среды. Экология человека» (14 ГНЦ РФ), «Машиностроение» (13 ГНЦ РФ), «Физика» (12 ГНЦ РФ). На базе 2-х ГНЦ РФ были созданы Национальные исследовательские центры - НИЦ «Курчатовский институт» и НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Возросло число организаций предпринимательского сектора и сектора некоммерческих организаций при проведении исследований и разработок.

В организациях предпринимательского сектора наибольшие внимание уделяют разработкам новой техники. Так затраты на разработки составляют 84%, на прикладные исследования - 13%, на ориентированные фундаментальные исследования - 3%. [3 стр. 58].

В секторе некоммерческих организаций затраты на фундаментальные исследования составляют 51%, на прикладные исследования - 26% и на разработки - 23% [3 стр. 62].

Несмотря на усиленную поддержку государства организаций неакадемического сектора, ведущая роль при проведении исследований и разработок остается за академическими организациями. В этих организациях находится большинство научных школ по направлениям, в которых российские ученые занимают ведущие позиции в мировой науке.

В настоящее время противопоставление различных секторов науки нецелесообразно. Каждый сектор выполняет свои функции, имеет преимущества и недостатки, взаимно дополняет другие сектора в единой цепочке инновационного цикла.

Материально-техническая база организаций, проводящих исследования и разработки

При оценке состояния материально-технической базы организаций, проводящих исследования и разработки в России, следует отметить следующие проблемы. Прежде всего, это физическое и моральное старение научного оборудования, высокая степень износа основных фондов, несоответствующее современному уровню состояние опытно-экспериментального производства, не полное использование имеющихся в наличии мощностей. Это объясняется значительным сокращением материально-технической базы научных организаций в период проведения экономических преобразований и финансирования науки по остаточному принципу.

Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику развития материально-технической базы научных институтов, современное состояние исследовательской инфраструктуры и обеспеченность ученых современными приборами и оборудованием нельзя признать достаточным для проведения исследований на мировом уровне. Следует также учесть, что в ряде научных учреждений

недостаток средств на строительство и ремонт приводит к значительному ухудшению условий проведения исследований и разработок.

К настоящему времени техническая, приборная и экспериментальная база большей части государственных научно-исследовательских и образовательных учреждений в значительной мере изношена и морально устарела. Объем и качество нового нестандартного исследовательского оборудования, создаваемого в научных и исследовательских организациях за счет имеющихся в их распоряжении средств, не всегда соответствует современному уровню исследований.

Организационные и финансовые проблемы (недостаток средств у организаций, действующие санкции и т.д.) значительно ограничили закупки серийно производимого за рубежом оборудования для конкретных учреждений. В большинстве случаев не обеспечиваются расходы на эксплуатацию, развитие и сервисное обслуживание закупленного оборудования.

Практически не проводят разработку и освоение производства нового научного оборудования в необходимых объемах.

Более 40% уникальных научных установок, принадлежащих организациям академического сектора науки, созданы до 1990 г. (данные интернет-портала «Научно-технологическая инфраструктура Российской Федерации» (ckp-rf.ru). Именно эти исследовательские комплексы определяли передовые позиции нашей страны по многим направлениям фундаментальной науки в советское время. Доля установок, созданных за последние десять лет, составляет всего лишь около 20%.

Из-за морального и физического износа значительная часть установок теряет свойства, изначально определяющие высокий уровень проводимых исследований. Так, в академических организациях примерно 30-40% комплексов (по разным научным направлениям) требуют модернизации или реконструкции. Модернизация (доработка оснастки, дополнительное программное обеспечение, соединение приборов в сети и т.д.) помогает замедлить процесс устаревания, но при этом достигается лишь кратковременный эффект. Поэтому модернизированные установки не всегда соответствуют уровню современных мировых образцов. Из-за финансовых проблем иногда невозможен вывод устаревших установок из эксплуатации.

В настоящее время некоторые ученые отмечают, что финансирование материальной базы науки и необходимого оборудования в нашей стране и передовых экономиках в расчете на одного ученого различается в десятки раз. Во многих зарубежных странах исследовательская инфраструктура позволяет проводить эксперименты на принципиально недоступном для нас уровне.

Результаты опроса профессоров РАН, проведенного в 2019 году, показали, что 96,2% участников считают необходимым провести переоснащение лабораторий, обеспечить закупку нового оборудования и реактивов для экспериментальных работ.

Следует отметить, что до настоящего времени не преодолены основные проблемы исследовательской инфраструктуры, доставшиеся в наследство от периода активных трансформаций экономики нашей страны. Продолжает нарастать моральное и физическое устаревание приборного парка российских научных организаций. Особенно это заметно

на фоне активно протекающего в зарубежных странах процесса обновления экспериментальной базы и вступления мировой науки в эпоху нового поколения исследовательского оборудования.

Рассмотрим динамику развития материально-технической базы организаций, выполняющих исследования и разработки.

Таблица 2

Динамика развития материально-технической базы учреждений, выполняющих исследования и разработки, в постоянных ценах 2002 года (млн руб.)

Материально-техническая база 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.

Основные средства 382 522,5 369 898,9 416 296,3 415 203,3 507 847,4

Стоимость машин и оборудования 172 555,8 164 236,0 175 197,2 198 968,7 220 282,5

Удельный вес машин и оборудования, % 45,1 44,4 42,1 42,2 43,4

Стоимость машин и оборудования в возрасте до 5 лет 81 832,4 76 781,3 73 675,5 80 365,4 78 123,6

Удельный вес машин и оборудования в возрасте до 5 лет,% 47,4 46,8 42,1 40,4 35,5

Источники:

1. Наука, технологии и инновации России 2018: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2019 с. 50, 51

2. Наука, технологии и инновации России 2019: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2020 с. 52, 53

В период 2015-2019 гг. стоимость основных средств научных организаций, выполняющих исследования, в постоянных ценах 2002 г. возросла в 1,33 раза, а машин и оборудования - в 1,27 раза.

В период 2015-2019 гг. удельный вес машин и оборудования в научных организациях, выполняющих исследования и разработки, снизился с 45,1% в 2015г. до 43,4% в 2019 г.

В период 2015-2019 гг. произошло снижение стоимости машин и оборудования в возрасте до 5

Таблица 3

Основные средства организаций, выполняющих исследования и разработки, в постоянных ценах

лет на 5%. Это привело к снижению удельного веса машин и оборудования в возрасте до 5 лет с 47,4% в 2015 г. до 35,5% в 2019 г.

Далее рассмотрим динамику материально-технической обеспеченности научных организаций различных секторов и групп. Это позволит сравнить возможности и перспективы развития организаций, оценить их конкурентные возможности при выполнении исследований и разработок.

2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.

Всего 382 522,5 369 898,9 416 296,3 415 203,3 507 847,4

Государственный сектор 157 125,9 150 947,2 170 089,6 175 192,0 210 894,6

Организации, подведомствен ные ФАНО России 64 901,4 63 154,2 61 722,5 - -

Сектор высшего образования 52 217,8 49 140,4 51 685,1 46 357,2 75 069,6

Предпринимательский сектор 173 051,3 168 776,8 192 867,2 175 006,2 204 503,5

Сектор некоммерческих организаций 127,5 1 034,5 1 054,3

Источники:

1. Наука, технологии и инновации России 2018: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2019 с. 50, 55, 57, 59,61

2. Наука, технологии и инновации России 2019: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2020 с. 52, 57, 59, 61, 63

Таблица 4

Стоимость машин и оборудования организаций, выполняющих исследования и разработки, в по_стоянных ценах 2002 года (млн руб.)_

2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.

Всего 172 555,8 164 236,0 175 197,2 198 968,7 220 282,5

Государственный сектор 68 459,0 65 530,0 70 542,7 90 859,5 87 629,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организации, подведомствен ные ФАНО России 27 503,6 27 192,9 27 580,1 - -

Сектор высшего образования 22 295,4 20 774,9 19 781,2 19 008,0 27 670,4

Предпринимательский сектор 81 754,9 77 180,0 83 922,7 89 003,0 104 852,3

Сектор некоммерческих организаций 46,5 751,2 950,7

Источники:

1. Наука, технологии и инновации России 2018: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2019 с.50, 55, 57, 59, 61

2. Наука, технологии и инновации России 2019: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2020 с. 52, 57, 59,

61, 63

В этот период стоимость основных средств в организациях государственного сектора возросла в 1,34 раза, в организациях предпринимательского сектора - в 1,18 раза.

Стоимость машин и оборудования в организациях государственного сектора и предпринимательского сектора возросла в 2019 году по сравнению с 2015 годом в 1,28 раза.

В вузах в период 2015-2019гг. наблюдается рост стоимости основных средств - в 1,44 раза, а машин и оборудования - в 1,24 раза.

В 2017 году по сравнению с 2015 годом стоимость основных средств и организаций академического сектора науки снизилась на 5%. При этом стоимость машин и оборудования практически не изменилась. Рост составил всего 0,2%.

В связи с тем, что в соответствии с Указом Президента России от 15 мая 2018 г «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), данные по академическим организациям, подведомственным ФАНО, приведены за период 2015 - 2017гг.

Таблица 5

Динамика фондовооруженности исследователей организаций, выполняющих исследования и раз-

2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.

Всего 1 008,2 998,7 1 157,0 1 193,6 1 458,4

Государственный сектор 1 165,7 1 124,6 1 307,6 1 333,6 1 857,2

Организации, подведомственные ФАНО России 950,5 939,7 966,1 - -

Сектор высшего образования 1 136,0 1 092,2 1 227,3 1 1042,0 1 550,1

Предпринимательский сектор 873,5 886,5 1 035,0 1 022,2 1 103,3

Сектор некоммерческих организаций 241,9 1 322,9 1 321,3

Источники:

1. Наука, технологии и инновации России 2018: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2019 с. 52, 55, 57, 59, 61

2. Наука, технологии и инновации России 2019: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2020 с. 54, 57, 59, 61, 63

За период 2015-2019 гг. фондовооруженность исследователей, занятых исследованиями и разработками, возросла в 1,45 раза и в 2019г. составила 1 458,4 тыс. руб./ чел.

В этот период фондовооруженность исследователей государственного сектора выросла в 1,6 раза и составила в 2019 г. 1 857 тыс. руб./чел.

Фондовооруженность исследователей сектора высшего образования выросла в 1,36 раза по отношению к значению этого показателя в 2015 г. и составила в 2019г. 1 550,1 тыс. руб./чел.

Фондовооруженность исследователей предпринимательского сектора возросла в 1,26 раза и составила в 2019 году 1 103.3 тыс.руб./чел.

В 2017 г. фондовооруженность исследователей организаций академического сектора науки, занятых исследованиями и разработками, незначительно возросла на 1,6% по отношению к значению этого показателя в 2015 г. и составила всего 966,1 тыс. руб./чел.

Так, в 2017 г. фондовооруженность исследователей организаций академического сектора науки была на 17% ниже фондовооруженности всех исследователей, занятых исследованиями и разработками, на 26% ниже фондовооруженности исследователей государственного сектора и на 21% уступала фондовооруженности исследователей сектора высшего образования.

Таблица 6

Динамика техновооруженности исследователей организаций, выполняющих исследования и разра-_ботки, в постоянных ценах 2002 года (тыс. руб./чел.)_

2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.

Всего 454,8 434,4 486,9 626,7 632,6

Государственный сектор 507,9 488,2 542,3 691,7 771,7

Организации, подведомствен Ные ФАНО России 402,8 404,6 431,7 - -

Сектор высшего образования 485,0 461,7 469,7 427,3 571,4

Предпринимательский сектор 412,6 405,4 450,4 519,9 565,7

Сектор некоммерческих организаций 88,2 960,8 759,3

Источники:

1. Наука, технологии и инновации России 2018: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2019 с. 52, 55, 57, 59, 61

2. Наука, технологии и инновации России 2019: Статистический сб. М.: ИПРАН РАН, 2020 с. 54, 57, 59, 61, 63

В 2015-2019 гг. техновооруженность исследователей, занятых исследованиями и разработками, возросла в 1,39 раза и в 2019 г. составила 632,6 тыс. руб./ чел.

Техновооруженность исследователей государственного сектора за этот период выросла в 1,5 раза и составила 771,7 тыс. руб./чел.

Техновооруженность исследователей сектора высшего образования возросла в 1,18 раза и в 2019 г. составила 571,4 тыс. руб./чел.

Техновооруженность исследователей предпринимательского сектора возросла в 1,37 раза и составила в 2019 году 565,7 тыс. руб./чел.

Техновооруженность исследователей организаций академического сектора науки, занятых исследованиями и разработками, в 2017 г. возросла на 7% по отношению к значению этого показателя в 2015 г. и составила 431,7 тыс. руб./чел.

В 2017 г. техновооруженность исследователей организаций академического сектора науки на 12% уступала значению техновооруженности всех исследователей, занятых исследованиями и разработками, на 21% техновооруженности исследователей государственного сектора, и была на 8% ниже тех-новооруженности исследователей сектора высшего образования.

Таким образом, за это время существенных изменений в обеспечении исследователей научным оборудованием не произошло. Большинство существующих ранее проблем осталось. При этом показатели разных групп организаций, проводящих исследования и разработки, характеризующие материально-техническую базу научных организаций, значительно отличаются и имеют разные тенденции развития.

Материально-техническое обеспечение научных организации различных групп, проводящих исследования и разработки, остается весьма неоднородным. Оно не всегда соответствует поставленным ключевым задачам развития науки, экономики и в целом глобальным мировым процессам. Следует отметить, что нарастает дисбаланс в развитии исследовательской инфраструктуры различных

групп организаций. Это, в свою очередь, сдерживает не только проведение исследований, но и внедрение результатов.

Сложившееся состояние исследовательской инфраструктуры снижает потенциальный уровень отечественных фундаментальных исследований и их результатов, ухудшает конкурентные преимущества России даже в тех областях, где в советский период лидерство нашей страны было общепризнанным, и приводит к нарастанию отставания российской науки от развитых государств.

Следует также отметить, что в условиях экономических санкций сокращается возможность закупки некоторых видов научного оборудования за рубежом. По отдельным научным направлениям это может привести к критической ситуации, так как в последнее время развитие материально-технической базы научных организаций происходило в основном за счет импортного оборудования.

Поэтому одной из основных задач Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208, становится преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного, производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники. Доля импортного оборудования достигает 70%, со временем оно стареет, а приобретать новое будет все труднее, а часто и невозможно [4, с.9]. В современных условиях применения к России санкций со стороны США и стран Европы особенно остро встает вопрос импортозамещения по направлению «Научное приборостроение». Выходом из этой ситуации остается поддержка и развитие отечественного научного приборостроения.

Следует отметить еще одну важную роль приборной базы в создании условий для развития науки. Использование современного исследовательского оборудования значительно повышает привлекательность научной деятельности для молодых специалистов, так как обеспечивает не только интересную работу, но возможность получения высоких результатов исследований и, как

следствие, карьерный рост и вхождение в мировую научную элиту. Поэтому оснащенность исследовательского процесса научным оборудованием, отвечающим мировым требованиям, можно рассматривать в качестве одного из базовых условий привлечения молодежи в научную сферу.

Мероприятия, направленные на обновление приборной базы организаций, проводящих исследования и разработки

В соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 реализуется национальный проект «Наука», включающий мероприятия, предусматривающие существенные инвестиции в обновление приборной базы.

Ключевым проектом, направленным на развитие экспериментальной базы, является выполнение мероприятий, предусмотренных проектом «Обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки академического сектора науки», в рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» национального проекта «Наука».

Предусмотрено следующее обновление приборной базы в 2019г. - 2%, в 2020г. - 5%, в 2021г. -13%, в 2022г. - 27%, в 2023г. - 40%, в 2024г. - 50%.

Объем финансирования мероприятия по обновлению приборной базы на 2019-2024 года составляет 89 096,56 млн рублей, в том числе: 2019 г. — 4 351,16 млн руб., 2020 г. — 9 843,46 млн руб., 2021 г. — 15 827,82 млн руб., 2022 г. — 18 517,27 млн руб., 2023 г. — 22 542,13 млн руб., 2024 г. — 18 014,73 млн руб.

В 2019 году реализован пилотный проект «Обновление приборной разработки, академического сектора науки». По результатам конкурса было отобрано 111 ведущих научных организаций академического сектора, которые можно разделить 5 основных групп по направлениям научных исследований и разработок, а именно:

Естественно-научный профиль - 61 организация (3 132,36 млн руб.);

Медицинский профиль - 7 организаций (528,21 млн руб.);

Гуманитарный профиль - 10 организаций (17,97 млн руб.);

Технический профиль - 17 организаций (551,94 млн руб.);

Сельскохозяйственный профиль - 16 организаций (120,68 млн руб.).

Общая сумма грантов (с учетом средств софи-нансирования) составила 4,36 млрд руб.. При этом размер предоставленных грантов варьируется в пределах от 1 млн руб.лей до 284 млн руб., в том числе средства получили:

- на сумму более 100 млн руб. - 9 организаций;

- от 50 млн руб. до 100 млн руб. - 17 организаций;

- от 25 млн руб. до 50 млн руб. - 29 организаций;

- от 1 млн руб. до 25 млн руб. - 56 организаций.

К сожалению реализация этого проекта позволила провести обновление оборудования только в 12% академических организаций.

В 2019 году было принято решение о расширении перечня участников мероприятия по обновлению приборной базы ведущих организаций начиная с 2020 года. Кроме организаций академического сектора науки в конкурсах по обновлению приборной базы смогли принять участие ведущие университеты и научные организации, неподведомственные Министерству науки и образования Российской Федерации.

В 2020 году было проведено два отбора заявок на обновление приборной базы ведущим организациям. Так в мае 2020 года были утверждены гранты 142 ведущим организациям на общую сумму 9,1 млрд рублей. 28 сентября 2020 года на заседании комиссии по проведению отбора заявок на получение грантов в целях обновления приборной базы были утверждены гранты 87 ведущим организациям на общую сумму 4,1 млрд рублей. Общая сумма грантов составляет 13,2 млрд рублей. Таким образом, получателями грантов на обновление в 2020 году стала 229 ведущая организация из 42 регионов России.

Большую часть организаций, получивших гранты на обновление приборной базы, составляют ведущие организации академического сектора науки - 117 организаций (51%), университеты и вузы - 50 организаций (21%), научные организации и центры Минздрава России - 18 организаций (8%), другие научные организации - 44 организаций (20%).

Ведущие организации академического сектора науки получили гранты на общую сумму 5,2 млрд рублей.

Средства грантов получили:

- на сумму более 100 млн руб. - 43 организаций;

- от 50 млн руб. до 100 млн руб. -31 организация;

- от 25 млн руб. до 50 млн.руб. - 58 организаций;

- от 1 млн руб. до 25 млн руб. - 97 организаций.

Это позволило ведущим организациям обновить приборную базу на 5%. Всего ведущими организациями планируется приобрести более 2400 научных приборов, из которых доля приборов отечественного производства составляет около 20%. Таким образом, помимо обновления приборной базы выполняется важнейшая задача по поддержке импортозамещения в высокотехнологичной отрасли - научном приборостроении.

Однако число организаций, в которых проводится обновление приборной базы остается весьма ограниченным и составляет не более 6% от числа организаций, проводящих исследования и разработки.

Приобретение оборудования позволит ускорить исследования по приоритетным направлениям научно-технологического развития и разработку новых прорывных технологий.

Реализация программ обновления приборной базы позволит обновить и модернизировать используемое научное оборудование, а это будет способствовать привлечению молодых исследователей в науку, расширению научной кооперации, а также возрождению российского научного приборостроения.

Дальнейшее развитие передовой инфраструктуры для проведения научных исследований и подготовки кадров, обновление приборной базы можно будет рассмотреть после принятия нового единого национального проекта «Наука и университеты», где будут уточнены цели, задачи и мероприятия как проекта в целом, так и новых федеральных проектов.

Укрепление научного потенциала России продолжает оставаться долгосрочной и системной работой.

Проводится развитие исследовательской инфраструктуры, создаются новые научные центры, проводится обновление приборной базы научных организаций, поддержка и развитие научных школ.

Долгосрочная стратегия правительства России основывается на достижении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 01 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно технологического развития Российской Федерации» http://www.Static Kremlin.ru те&а/еуеШзШеБ/

2. Наука, технологии и инновации России

2018 Статистический сборник М. ИПРАН РАН,

2019

3. Наука, технологии и инновации России

2019 Статистический сборник М. ИПРАН РАН,

2020

4. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» http://www.Static Кгет-lin.ru а/54497

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CURRENT STATE OF STANDARDIZATION IN THE FIELD OF METROLOGICAL SUPPORT OF INFORMATION AND MEASUREMENT SYSTEMS

Khatmullina R.

Assoc. Prof. Ph.D. in Philology, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa

Shutkova D. Vaks M.

Master's degree students, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa

Abstract

The article considers the requirements of existing national and foreign standards in the field of metrological support of information and measurement systems. The results of a comparative analysis of GOST R 8.596-2002 and the first edition of its draft are reflected.

Keywords: metrological support, information and measurement systems, measurement channels.

At the present stage of industrial development, the volume and complexity of measurement and control processes are constantly increasing. In many cases, the objects of research are characterized by a large number of parameters, and it is necessary to perform complex measurements and calculations to obtain the values of the measured values [6].

These tasks are successfully solved with the help of information and measurement systems (IMS), which are widely used. It should be noted that the basic concept is "measurement system" (MS). All other concepts (information, diagnostic, etc.) are related to the individual characteristics of the system and its purpose [7].

In general, metrological assurance (MA) for measurements is understood as a systematized, strictly defined set of tools and methods aimed at obtaining measurement information that has the properties necessary to develop solutions for bringing the control object to the target state. [1].

The presence of a number of specific features of IMS determines the specifics of their metrological

assurance. It is difficult, and often impossible, to distinguish between measuring and non-measuring information functions implemented by the system within the framework of an IMS. This leads to the need to expand the boundaries of the concept of "MA of IMS".

So, the MA of IMS is a system of scientific, technical, legal and organizational activities aimed at achieving the unity of information transformation processes carried out in the IMS, and the required accuracy of the results of its functioning.

At the moment, the MA of IMS is regulated by GOST R 8.596-2002 "(State System of Measurement (SSM). Metrological assurance of measurement systems. Basic provisions" [2] and other regulatory documents. In October 2019, the text of the first edition of GOST R 8.596 was published [3].

The draft standard reflects the following changes

[8]:

1. MS classification into batch and single production systems has been changed;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.